Как на зоне называется. Словарь уголовных терминов и феня. Петухи в тюрьме — кто это

В отечественных местах не столь отдаленных все заключенные подразделяются на четыре тюремные касты (их еще называют мастями), по мере значимости в зековской иерархии – блатные, мужики, козлы и петухи. Существуют еще и «ответвления» от этих мастей, но принципиального, самостоятельного значения они, по большому счету, не имеют.

Скатиться вниз по тюремной иерархической лестнице можно запросто, а вот подняться наверх практически нереально.

Блатные

Это короли в тюремной иерархии, выше блатных только воры в законе. Но «законников» несколько сотен, а блатных десятки тысяч. Именно они «держат» зону или тюрьму. Блатные обычно не работают, но в любом случае официальная должность на зоне для них западло, иначе неминуем перевод в «козла». Любая должность на воле, так или иначе связанная с обслуживанием (таксист, официант, парикмахер), служит запретом для получения на зоне (в тюрьме) статуса блатного. Блатным также не может стать прошедший армейскую службу. Блатные вправе расходовать деньги из «общака» на «целевые» нужды – подкуп, «подогрев». Они также разбирают внутритюремные конфликты «по понятиям» и назначают наказание виновным.

«Мужики»

Их на зоне количественно больше, чем представителей остальных мастей. Удел «мужиков» – работать. Нормальный «мужик» не встревает в разборки блатных (да «мужики» и не имеют в них права голоса), не сотрудничает с администрацией МЛС. В основном «мужики» – это не «профессиональные» сидельцы, главная их задача – отбыть срок и возобновить нормальную жизнь на воле.

«Козлы»

Те, кто пошел на сотрудничество с «хозяином» (администрацией МЛС) – завхозы, коменданты и т.п. В «черных» зонах, где верх держат блатные, «козлов» могут даже изолировать от остальных зеков. В «красных» МЛС у «козлов» есть режимные послабления и другие привилегии, отличающие их от других осужденных. Фраза «за «козла» ответишь» – из зоновского лексикона: назвать в тюрьме человека «козлом», если тот таковым не является – тягчайший косяк, за такое должна последовать незамедлительная «ответка», иначе обозванный в действительности рискует быть переведенным в ранг «козлов».

«Петухи» или «опущенные»

Самая низшая каста в тюремной иерархии. Не сказать чтобы многочисленная в процентном соотношении с другими мастями, но к «опущенным» условно можно отнести также опустившихся зеков – «чушков», не следящих за собой, не мытых, грязно одетых. «Чушко», как и «петухов», на зоне сторонятся и их место часто также у параши. «Петух», строго говоря, – пассивный гомосексуалист. Либо «голубой» (вне зависимости от активно-пассивной позиции), пришедший таковым с воли, либо «обиженный» уже на зоне. «Петухи» не обладают на зоне никакими правами, они изгои, от которых остальные сидельцы стараются максимально дистанцироваться – у «голубых» своя посуда с дыркой и собственное место поближе к туалету. Вся грязная работа в неволе – мытье сортиров, обслуживание помойных ям и многое другое – на «опущенных». Слово «петух» и родственные ему слова – «курица», «курятник», «гребешок» и все остальные, хоть каким-то образом связанные с этой птицей – очень оскорбительны по отношению к конкретному осужденному, за них сразу же требуется призывать к ответу, иначе этот статус также, как и с «козлом», к зеку может прилипнуть, и уже безвозвратно.

«Шестерки», «шныри», «шерстяные» и «фуфлыжники»

«Щестерки» – слуги, слабохарактерные люди, готовые за подачку выполнять разного рода указания. «Шестерок», разумеется, никто не уважает, поскольку на зоне каждый сам за себя. Классический тип «шныря» – Промокашка в фильме «Место встречи изменить нельзя», у него и кликуха подходящая для масти. «Шныри» прислуживают блатным, по сути, они те же «шестерки». За неимением «объекта поклонения» легко могут быть переведены в «опущенные». «Шерстяные» – беспредельщики, либо своей воле, либо по наущению «хозяина». Нередко это блатные, которые повели себя не по понятиям. «Шерстяных» «правильные» зэки обычно режут или переводят в разряд «петухов». «Фуфлыжник» – «двинувший фуфло», «блефанувший» – зек, своевременно не расплатившийся за проигрыш в азартных играх на интерес. Карточный и иной долг на зоне – дело святое, поэтому участь у неплатежеспособного «фуфлыжника» незавидная.

Краткий словарь уркагана, сявки, гопника, скокаря и др. асоциальных элементов, а также законопослушных граждан, иногда употребляющих в своей речи спецжаргон контингента пенитенциарных учреждений, ныне сокращен по наитию и дополнен по понятиям. Также может быть полезен для работников правоохранительных органов.

Воровской жаргон «феня» пришёл в русский язык из еврейского после того, как в местах компактного проживания евреев на Юго-Востоке Украины (главным образом в Одессе) сформировались этнические (в данном случае еврейские) организованные преступные группы и кланы. Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, так как евреи в царской полиции не служили. Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон. Вот некоторые из них:

Ботать - (боте) выражаться. (битуй) выражение. Феня - (офен) способ, метод. (Битуй беофен) - ботать по фене - выражаться особым способом, непонятным для окружающих.

Фраер - Frej - свобода (идиш) Фраер - не сидевший в тюрьме, не имеющий тюремного опыта, он же - недалекий человек, потенциальная жертва обмана.

Блатной. Die Blatte (идиш) - лист, бумажка, записка. Тот, кто устраивался по блату, имеющий бумажку от нужного человека.
В воровском жаргоне блатной - свой, принадлежащий к уголовному миру.

Шахер–махер. иврит (сахер мехер). «Махер» - это значит продавать, а «шахер» - товар.

Хевра - криминальная общность, банда. Иврит (хевра) – компания, устойчивая организация. В русском языке трансформировалось в слово «хавира».

Ксива - записка. иврит (ктива) - документ, нечто написанное (в ашкеназском произношении иврита (т) часто меняется на «с». К примеру «щабес» вместо «шабат»).

Клифт - пиджак. иврит (халифа) - костюм.

Малина (воровская) - квартира, помещение, где скрываются воры. От (малон) - гостиница, приют, место ночлега.

Хана – прекращение, прерывание. – иврит, хана – делать остановку в пути, привал. Этот корень очень широко распространен в иврите (ханая - автостоянка, ханут – склад, магазин). Отсюда же и слово «Таганка», произошедшее от (тахана) - станция, остановка. Так сначала неофициально, а потом и официально называлась пересыльная тюрьма, в которую привозили заключенных с европейской части страны перед отправкой в Сибирь.

Марвихер - вор высокой квалификации. марвихер (идиш) – зарабатывающий деньги от ивр. марвиах - зарабатывает. Объединяет классификацию преступников в словообразованиях русского языка (щипач — карманник; форточник, домушник — квартирный вор; угловой — похититель чемоданов; кидала — мошенник на доверии и пр.).

Хипеш - иврит (хипус) – поиск, обыск.

Параша - слух или обоняние, в зависимости от контекста. Ивритское слово (параша) означает «дурно пахнущая история, темное дело».

Бан - вокзал. На идише слово «бан», имеет то же значение.

Мусор — иврит (мосер). Доносчик, предатель, чаще — работник правоохранительных органов. Однако бытует мнение, что слово «мусор» произошло от старого названия МУРа — МУС (Московский уголовный сыск).

Малява — иврит (мила баа) — слово отправлено. Письмо, записка.

Кейф - иврит, арабский - кейф с тем же значением. (От этого же корня в арабском языке «кофе». Когда его пили - кейфевали. Вообще иврит и арабский — два семитских языка, имеющих очень много общих корней. Кто знает один, тому несложно выучить другой).

Легаш — шептун, провокатор иврит. Отсюда — легавый, разлегавить (распространить сведения).

Халява - даром, бесплатно. иврит халав (молоко). В XIX веке евреи России собирали для евреев Палестины так называемый «дмей халав» - «деньги на молоко».

Шара, на шару - бесплатно. иврит (шеар, шеарим) - остатки. То, что остается непригодным для продажи, продавец оставляет на прилавке для бедных. Согласно еврейской традиции, на поле необходимо оставлять несжатую полоску - шеар - остаток, чтобы бедные могли собирать колосья. Об этом евангельская притча, рассказывающая о том, что Иисус с ученикам собирали несжатые колосья в субботу, и это вызвало недовольство фарисеев.

Лох. Жадный, недоверчивый объект для мошенничества.

Шалава - потаскуха, проститутка. , (шилев) сочетать (одновременно несколько мужчин).

Мастырка - фальшивка, замастырить - спрятать. На иврите (мастир) - прячу, скрываю.

Отсюда же стырить - украсть. И - (сатира) сокрытие. Отсюда же и сатира (скрытая издевка). И мистерия. Древнегреческие сатиры тоже отсюда, а не наоборот.

Нычка — тайник иврит. Заныкать — утаить, надежно спрятать. Отсюда же — заначка, заначить.

Атас — иврит: (атуд), или идиш — атус. Внимание, приготовиться. В 90% случаев после использования слова «атас» следует «шухер» (см).

Шухер. Стоять на шухере. Стоящий на шухере охраняет совершающих преступление (обычно кражу) и предупреждает о появлении работников правопорядка. Шухер происходит от ивритского слова шахор, что означает «черный». Мундир полиции в царской России был черного цвета.

Мало кто знает, что существует четкое разграничение закона воровского и тюремного. Так, под первым понимается установленный в определенных кругах свод неписаных правил и норм поведения, который является обязательным для так называемых воров в законе. А что же такое тюремные понятия и законы?

Тюремный закон

Конечно, никому не пожелаешь на собственной шкуре прочувствовать, что это такое. Но если уже «дело сделано» и человек направляется по этапу, то есть в места лишения свободы, ему стоит выяснить, что же такое тюремные понятия и законы воровские.

Естественно, что четкого, где-либо прописанного термина не существует. Исходя из устоявшихся негласных правил, тюремный закон - это правила и традиции, обязательные для всех без исключения заключенных. Именно указанные нормы регулируют отношения среди лиц, отбывающих наказание.

Таким образом, тюремный закон - это лишь определенная часть Отличие их лишь в том, что первый - обязаны соблюдать абсолютно все осужденные и заключенные. А вот конкретные нормы воровского закона соблюдаются только «коронованными» ворами и заключенными, стремящимися получить указанный «статус».

Какой он, закон тюремный?

Тюремные понятия и законы, запретыстрого соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).

Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:

Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.

С почтением относиться к старикам, родителям.

Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.

Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.

Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.

Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).

Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.

Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.

Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) - его дадут.

Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.

«Преступление и наказание»

Несоблюдение норм тюремного закона не пройдет бесследно ни для одного из заключенных. При этом не имеет значения, относится ли арестант к тюремной «элите» или же входит в самую непочетную группу «сидельцев».

За нарушение установленных правил провинившийся осужденный (тот, который «накосячил») может быть подвергнут:

Избиению.

Удару по ушам (дать по ушам - означает перевести заключенного из «касты блатных» в более низшую, то есть в категорию «мужиков»). Сделать это может только вор в законе или осужденный, имеющий такой же статус.

Перелому конечностей - руки и ноги ломают, как правило, лицам, не вернувшим карточный долг (а он на зоне считается святым), а также тем, кто без каких-либо на то причин сам избил сокамерника.

Насильственному акту мужеложства, после которого заключенный автоматически попадает в самую презираемую «касту опущенных»; данный вид наказания широко распространен в местах лишения свободы, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, а также на зонах общего режима. В тюрьмах строгого и особого режима данные случаи встречаются крайне редко.

Символическому акту мужеложства (на зоне это выражение заменяется понятием «парафин» и заключается в проведении половым органом по губам провинившегося). Сам половой акт при этом не происходит, однако осужденный также переводится в категорию «петухов».

Убийству (данный вид наказания применяется достаточно редко и только за совершение особо серьезных поступков). К примеру, убить заключенного могут за крупное воровство из общака или за доказанную связь с правоохранительными органами. При этом решение об убийстве никогда не принимается единолично кем-то из арестантов.

Виды тюремных понятий

Понятия - это правила, своего рода кодекс чести. Условно все существующие тюремные понятия и законыподразделяются на две большие группы:

Положительные, то есть те, которые, по мнению заключенных, являются правильными и приемлемыми для них самих;

Отрицательные - те, которыми руководствуются низшие категории «зеков» (они по этой причине и попадают в касты «петухов», «козлов» и прочие).

Положительные понятия, в свою очередь, делятся на людские и воровские. А отрицательные - на «гадские» и ментовские (полная противоположность воровским).

Понятия - фундамент взаимоотношений?

Именно на понятиях выстраиваются отношения лиц, отбывающих наказание. В основе их общения лежат понятия людские. Именно их придерживаются так называемые порядочные арестанты, а также иные «касты» заключенных, речь о которых пойдет ниже.

Есть и те, кто следует гадским понятиям, являющимся абсолютной противоположностью людским. Обычно это «крысы», «курицы» и «беспредельщики» - то есть заключенные, совершившие достаточно значимый для заключенных проступок. Это может быть кража чего-либо у своего же сокамерника, донос на другого заключенного сотрудникам тюрьмы или колонии, а также безосновательное избиение арестанта.

Колонии и тюрьмы - это места лишения свободы, в которых не прощаются ошибки. В связи с этим заключенный, нарушивший нормы «людского» сосуществования, лишается возможности искупить свою вину. Такой арестант на протяжении всего срока заключения, скорее всего, будет подвергаться унижениям и издевательствам со стороны сокамерников.

Таким образом, тюремные понятия и законы, правила поведения являются платформой, на которой строятся взаимоотношения между заключенными. При этом людские понятия, по смыслу, направлены на самопожертвование, стремление к взаимопомощи, сочувствие, человечность и взаимопонимание. Тогда как гадские являются полной противоположностью и основываются на желании удовлетворить только свои потребности и интересы, поставить себя выше остальных.

Основные понятия

Многие тюремные понятия и законы уже плавно вошли в жизнь на воле. В современном обществе довольно часто можно услышать такие термины, как «косяк», «западло», «параша», «предъявить», «душняк», «рулить», «фуфлыжник» и многие другие. Причем не всегда лица, использующие в своем лексиконе тюремный жаргон, знают правильное значение понятий.

Так, не все знают, что термин «душняк» означает создание невыносимых для нормального существования условий. А «косяк» - это непросто случайная оплошность, а серьезное нарушение тюремного закона.

Вообще, практически все часто употребляемые в обычной жизни слова на зоне обозначаются «своими» терминами. Например, уличный разбой - это «гоп-стоп», убийство - «мокрое дело», язык - «метла», особо опасный рецидивист - «особняк», тюремный коридор - «продол», выяснение отношений - «разборка», сбежать или скрываться - «сесть на колеса» и другие.

Без знания тюремной терминологии заключенному практически невозможно существовать в местах лишения свободы. Поэтому если осужденный не хочет иметь лишних проблем - он, как правило, еще находясь в следственном изоляторе, начинает постигать «блатной язык». Ведь без знания специфической тюремной терминологии нельзя понять, к примеру, выражение: «Смотрящий с мандатом предъявляет авторитетным блатным». В «переводе» на простой язык оно означает, что «главный на зоне передает важную информацию, содержащуюся в записке, почитаемой и уважаемой на зоне группе заключенных».

Таким образом, тюремные понятия и законы воровские (а точнее, тюремные) являются обязательными знаниями, которые заключенный приобретает, еще находясь в местах предварительного заключения (СИЗО).

Однако осужденному необходимо знать не только тюремные понятия и законы, правила поведения, но и так называемые касты, то есть категории заключенных (в одну из которых сам осужденный обязательно будет входить).

Тюремные «касты»

Не бывает арестантов, которые не входили бы ни в одну из категорий заключенных. Все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, условно подразделяются по группам или, как говорят сами заключенные, «кастам». Переход из привилегированной категории в более низшую категорию возможен (например, в связи с совершением какого-либо поступка, который тюремные понятия и законы, поведение зековотносит к «косяку»). А вот переход из низшей в высшую - исключен.

Итак, существует четыре основных тюремных «касты»:

  • блатные;
  • мужики;
  • козлы;
  • отверженные.

Первая «каста» - блатные. Это так называемые профессиональные преступники со стажем. Сами представители этой группы себя блатными не называют, а употребляют такие понятия, как «братва», «арестанты», «бродяги», «путевые».

Указанная группа является верхушкой иерархии, попасть в которую может далеко не каждый. Существуют строгие требования к заключенным, входящим в данную «касту». Так, «бродягой» никогда не станет тот, кто на воле занимал руководящие должности, имел какое-либо отношение к структурам власти, служил в армии. Не попадут в «касту» и те, кто работал в сфере обслуживания (к примеру, официантом, доставщиком, таксистом).

Несколько десятилетий назад «блатные», находясь на свободе, вообще не должны были работать ни дня. Также им запрещалось жениться, выполнять обязательные работы на зоне. Сейчас эти требования в большинстве тюрем не применяется.

Помимо «чистой» биографии и статуса профессионального преступника, заключенный, желающий попасть в эту «касту», должен соблюдать абсолютно все тюремные понятия и законы, традиции.

Блатные обладают на зоне и в тюрьме (или как говорят сами заключенные, «на тюрьме») огромной властью. Именно они решают все конфликтные ситуации и споры, возникающие между заключенными, следят за тем, чтобы никто из осужденных не был безосновательно обижен или унижен.

Имеют представители этой группы и особые привилегии. Так, они могут не работать и самостоятельно принимать решение о том, что из так называемого общака можно оставить себе.

Именно из этой «касты» выбирается «пахан» - главный на зоне. При этом если в тюрьме есть признанный «вор в законе», то указанную «должность» обязательно занимает он. К слову, «воры в законе» - это привилегированная, высшая группа заключенных. В нее входят лишь признанные преступным миром нарушители закона, соответствующие всем вышеперечисленным требованиям.

Если же на зоне нет «вора в законе», то туда направляется лицо, исполняющее его обязанности, то есть «смотрящий». Он выполняет все функции «пахана».

В настоящее время в некоторых местах лишения свободы так называемые паханы негласно сотрудничают с администрацией колонии: они наводят на зоне такой порядок, какой необходим руководству. Начальство колонии за такое вот сотрудничество на многое закрывает глаза: к примеру, на то, что к «пахану» попадает водка, анаша и прочее.

Стоит отметить, что развитие рыночных отношений в стране не обошло и места лишения свободы. С недавних пор «вором в законе» можно стать за деньги, то есть купить это звание. И, несмотря на то, что тюремные понятия и законы ясности никак не стыкуются с этим фактом, исключать его все же невозможно. Таких вот новоиспеченных и не очень идейных воров в законе называют «апельсинами».

Кого на зоне больше?

Каста «мужики» - самая большая, и в нее, как правило, входит около 60-70 процентов всех заключенных. В указанную группу входят самые обычные заключенные, которые отбывают наказание за незначительные (по меркам преступников) наказания: драки, небольшие кражи и другие аналогичные деяния.

«Мужики» правом голоса на «разборках» не обладают, никакие решения на зоне не принимают, словом, просто отбывают свой срок, стараясь никуда не вмешиваться, и после освобождения планируют вернуться к жизни обычного законопослушного гражданина.

Кто такие «козлы»?

Следующая каста - «козлы». В нее входят заключенные, которые по своей воле либо по принуждению сотрудничают с администрацией лагеря. Они могут занимать должность библиотекаря, завхоза, коменданта зоны, то есть любую должность, которая фактически имеется в штате

Попадают в эту группу лица, отбывающие наказание как по собственной инициативе (например, чтобы в личном деле администрация написала, что осужденный встал на путь исправления) или по воле администрации колонии. Так, заключенного могут уговорить, запугать либо заставить работать на благо администрации тюрьмы.

Отказаться от указанной работы бывает крайне сложно, поэтому многим заключенным остается только смириться со своей участью и выполнять указания начальства колонии.

Остальные осужденные к представителям данной «касты» относятся отрицательно: их считают определенными «предателями». И это неслучайно, ведь многие «козлы» сообщают администрации тюрьмы обо всем, что происходит среди заключенных, то есть, говоря их языком, «стучат».

«Козлов» не допускают до «общака», но при этом остальным лицам, отбывающим наказание, можно с ними здороваться, разговаривать, прикасаться к ним.

Самое ужасное

Последней и по счету, и по статусу является каста «опущенных». Лиц, в нее входящих, еще называют «петухами», «обиженными» и прочими аналогичными терминами. Попадают в данную группу те заключенные, которые были «опущены» (при этом совсем не обязательно должен произойти акт мужеложства; процесс этот может быть выполнен и чисто символически).

Тюремные понятия и законы не для этой категории осужденных. Их на зоне вообще не считают за людей. Так, к ним запрещено прикасаться (если какой-то предмет нужно передать «опущенному» - его просто кидают на пол, чтобы заключенный его поднял), они пользуются отдельной посудой, им нельзя трогать вещи других осужденных. В общем, они живут обособленной группой, не имеющей никаких прав.

Статистика показывает, что больше всего заключенных попадает в указанную группу на зонах, предназначенных для малолетних заключенных. Там главенствуют свои тюремные понятия и законы, обязаности, и порой даже более суровые, чем в настоящих тюрьмах и «взрослых» лагерях.

Эпилог

В жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.

Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.

Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов - то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.

Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.

Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники - тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».

Настоящие хозяева зоны не люди в погонах, а «козлы»!
Всем известно слово «козел». Не в смысле парнокопытного и рогатого животного с бородой и мерзким запахом, а как ругательное. Многие несудимые люди наверняка слышали, что это ругательство за решеткой является страшным оскорблением и означает стукача, сдающего своих же братьев-зеков. Происхождение такого термина таково. Раньше на скотобойнях держали дрессированного козла, который водил ничего не подозревающих животных на убой, сам при этом оставаясь целым и невредимым.

Разбор по породам

На самом же деле понятие «козел» в неволе очень непростое и неоднозначное. Начнем с того, что в исправительных колониях есть официальные «козлы»-активисты, которые не шифруются, а наоборот, даже носят отличительные знаки на одежде. Есть еще стукачи. Их еще называют «наседками» и подсадными. С ними как раз все ясно. Живут они как порядочные, а сами сдают своих ближних.

С активом все намного сложнее. Есть целые колонии, в которых осужденных сразу делают активистами, принуждая их к этому угрозами наказания и побоями. Вконец запуганные зеки писали заявления о вступлении в секцию. После такой заявы путь им в уголовные авторитеты был закрыт навсегда. Но если осужденный из этой колонии попадал в другую, после повторного осуждения, то он мог скрыть от братвы то, что когда-то был активистом. Другое дело, если зек занимал должность и открыто служил ментам. Этого никак не скроешь.

Что дает осужденному должность? Какие плюсы и минусы это ему приносит, мы разберем ниже. Начнем с дневального отряда. Их два - старший и младший. Старшего еще называют завхоз или старшина. В его обязанности входит следить за порядком в отряде, производить там ремонт, поддерживать чистоту. Сам завхоз не убирается. Этим занимается младший дневальный (если в зоне воровской ход). Но если в «черной» зоне в отряде живут «мужики»-работяги, или если зона «красная», то они убираются по очереди. Что абсолютно законно по правилам внутреннего распорядка.

Но блатным убираться в падлу, даже в свое дежурство. Иначе сразу потеряешь статус. Так же блатной не должен ходить на еженедельные хозработы по уборке территории. Блатота и порядочные арестанты решают вопрос по-разному. Где-то всеми уборками и работами занимаются «опущенные». Но есть колонии, где воры и «смотрящие» не против того, чтобы всех (кроме них, естественно) вносили в список дежурства. Когда подходит очередь того, кому брать швабру или метлу в падлу, он должен заплатить (пачку сигарет или заварку чая) работяге, который за него отработает. Ведь иначе все грязью зарастут.

Помимо наведения чистоты в обязанности завхоза входит все, что касается жизни барака. Плюс старший дневальный напрямую контачит с сотрудниками. У него в оперчасти есть особый день для доклада. Завхоз - правая рука начальника отряда. Здесь все от человека зависит. Если завхозом становится сильная личность, то он может держать себя очень независимо, заставить с собой считаться даже воров на «черной» зоне. Ну а на «красной» завхоз вообще единолично руководит жизнью отряда, и его все боятся.

Он распределяет спальные места, может помочь избежать наказания за нарушение или снять ранее наложенное взыскание, что открывает дорогу на условно-досрочное освобождение. Естественно, осужденные носят завхозу подарки с передач, а за помощь с УДО дают деньги. У завхоза обычно есть отдельная комната, с хорошим ремонтом, телевизором, магнитофоном. Младший дневальный живет в баульной, где заключенные хранят свои сумки.Стать дневальным - верный путь к досрочному освобождению. Потому среди завхозов много бывших блатных, «смотрящих» и даже воров. Но удержаться на этой должности не так-то просто. Надо умудриться быть хорошим и для ментов, и для зеков. Иначе или снимут, или покалечат. Открыто трогать «козла» опасно - могут завести на тебя уголовное дело.

Банно-прачечные «смотрилы»

Помимо дневальных отряда, есть и другие дневальные - в штабе, например. Там работают особо доверенные осужденные. Они видят, кто из зеков часто ходит к операм и начальству. Им доверяют убираться в кабинетах в отсутствии ментов. Обычно эти дневальные и живут в штабе. Делается это для того, чтобы в бараках на них не наехали и не выпытали информацию.

Есть дневальные в бане. Они же отвечают и за прачечную. Эта должность тоже приносит доход. В прачку можно сдать белье вместе со всем отрядом. Но мало приятного, когда твои простыни и другое белье будут стирать вместе с бельем полутора сотен осужденных. За пачку хороших сигарет твои вещи постирают отдельно. Так же, за плату пустят помыться не в свой день. Курево - главная валюта в зоне. Его можно поменять на деньги, продукты, хорошие шмотки. Цены на сигареты выше, чем на свободе.

Дневальные есть в штрафном изоляторе, строгих условиях содержания, помещениях камерного типа. Бывает, что такие завхозы постоянно живут в такой зоновской тюрьме, выходят они под надзором сотрудника, чтобы получить продукты в столовой. Или продукты для них привозят из пищеблока.

Дневальный ШИЗО все время находится в помещении. Он убирается в коридоре и раздает пищу. В своей камере не в падлу убраться даже блатному. Если завхоз ШИЗО выходит в зону и спит в бараке, ему приходится трудно. Блатные просят его передать в камеры запретное. Если «смотрящие» этого не сделают, значит, карцера «заморожены» и «смотрящие» никудышные. Но если завхоз ШИЗО попадется с запрещенным куревом, чаем, вольными продуктами или запиской, его побьют вертухаи и снимут с должности. Совсем отказаться от ношения запрета завхоз тоже не может. На него наезжают в бараке блатные. Да и арестанты в камерах могут прессануть. Крикнет авторитет, что завхоз «петух», от него никто пищу не возьмет. Тогда тоже с должности снимут. Вот и крутится такой дневальный. Если голова есть, без подарков от осужденных не живет.

В клубе колонии тоже есть дневальные. Младшие прислуживают старшему и поддерживают чистоту. Завхоз осуществляет руководящие функции и отвечает за культурную жизнь. За клуб от начальства отвечает замполит. Он старается и подобрать себе завхоза творческого.

Хлебные места

Но самое козырное и в то же время хлопотное - быть завхозом столовой. Продукты для приготовления пищи осужденным разворовывают еще на воле. Зампотылу надо кормиться и делиться с начальством. Завхозу столовой нужно набрать поваров, чтобы они из бедного набора ингредиентов сготовили съедобное варево.

Ладно в «красной» зоне - там заключенные запуганы. А в колониях, где есть нормальный «смотрящий» завстоловой, за плохое питание и в котле сварить могут.

Ну это, конечно, крайности. Смотрящим или «козлам» (смотря кто из них правит) готовят питание на уровне хороших заводских столовых, или даже ресторанов. Сухие продукты завстоловой и повара продают за наличные и курево с чаем или фирменные шмотки. «Мужиков» же кормят совсем погано.

Встречаются колонии, где завстоловой, вместе со «смотрящими», распродавал все что можно и менял деньги на героин. Простые арестанты дистрофией болели. Но если кто рисковал пожаловаться, то блатные избивали такого храбреца, объявив его врагом общего движения. Здесь все от начальника колонии зависит. Если он контролирует пищеблок, то зеков кормят нормально. И наоборот.

Дневальные есть в комнате свиданий и выдачи передач, в лабазе учреждения. Словом, там, где при полуголодном существовании осужденных дело касается продуктов, должность всегда хлебная. Дневальный комнаты для свиданий иногда прямо на свиданке живет, или приходит из зоны. Он может пронести в комнаты свиданий спиртное, ему достаются все продукты, которые запрещено проносить в зону. Он же может эти запреты за плату доставить в отряд.

В некоторых исправительных учреждениях между жилой и промышленной зоной есть пост с калиткой. Там часто тоже дежурят дневальные, полностью заменяя сотрудников и осуществляя контроль за тем, чтобы на промку не проникали зеки, не работающие в бригадах. Такие завхозы тоже берут взятки. Нужно кому-то пройти на промку, чтобы помыться или в гости к земляку, - плати. Работяга хочет пронести продуктовую передачу, что запрещено, - плати. Короче, на сытное существование хватает. Главное же ладить с начальством, иначе быстро схавают. Пропустишь тунеядца - инспектор рапорт напишет. И все.

Стилист с биркой

Помимо дневальных существует еще много должностей для осужденных. Нарядчики колонии тоже весьма доверенные лица сотрудников. Нарядчики ведут картотеку спецконтингента - кто прибыл , кто освободился, кто вышел на промку и в какую смену, сколько человек в отряде днем и сколько ночью, кто из зеков ночует по объектам. Без нарядчика сотрудники не смогут сосчитать на поверках заключенных. Нарядчик может долго покрывать ушедших в . Вот почему нарядчиками должны быть осужденные, досконально проверенные оперчастью.

В каждой колонии есть парикмахер. Бесплатно он стрижет только наголо. Хочешь носить прическу, заплати. Бывает, что в колонии не один цирюльник. Среди осужденных попадаются известные стилисты. Они обслуживают начальство, делают прически и завивки их женам и детям.

В зонах должна работать библиотека, где тоже правят осужденные. Встречались библиотекари, которые подвязали с начальством и сажали за ведение картотеки и выдачу книг младшего помощника. Асами жили в отдельной комнате. Библиотекарь тоже должен быть предан сотрудникам, он относит книги в СУС, ЕПКТ, ПКТ и может передать сидельцам запрет. Многие осужденные любят читать. Потому они дают библиотекарю взятки, чтобы получить не рваную макулатуру с общего стеллажа, а целую интересную книгу из запасников библиотекаря.

Есть в колонии и сапожник. В каждом бараке сидят мастера, умеющие подшить или подлатать ботинки. Но на официальной должности состоит один сапожник. Он обязан чинить бесплатно только положняковую обувь осужденных. Но не все носят то, что выдали на вещевом складе. Если дать сапожнику ништяков, он починит вольную обувку, или сошьет теплые тапки, которые можно зимой и на улице таскать.

Бывает, что рядом с сапожной мастерской располагается швейка, где осужденные могут подлатать одежду. Только портные не штопают дыры и не подгоняют робу по росту и размеру.

Еще одна должность - каптер. Он выдает этапу матрасы, подушки, одеяла, простыни Каптера тоже часто подмазывают, чтобы выдал матрас потолще, одеяло не рваное, а простыни поновей. Неимущие и неблатные получают то, что осталось.

Комендант в законе

В жилзоне есть комендант. Он ведает ремонтами в колонии. Каждый блатной осужденный хочет благоустроить спальную секцию. Каждому завхозу надо делать на своем объекте ремонт. Не всегда удается получить от заключенных гуманитарную помощь в обмен на УДО. Если дать взятку коменданту, то он может отпустить левый материал в огромном количестве. Должность хлебная, но надо уметь ловчить.

Комендант есть и на промзоне. Он отвечает за все цеха, подсобки, склады, за ремонт и сохранность всего. Часто в ущерб промке комендант помогает с ремонтов жилки. В каждой рабочей бригаде есть бригадир. Бригадир - «козел». Он зачастую не работает, а осуществляет надзорные функции. Ему же достаются все лавры за выполнение заказов и заданий. Он получает плату от кооператоров, он продает халтуру работяг и материалы, используемые на производстве. Есть колонии, где, чтобы стать бригадиром, надо заплатить ментам большие деньги и ежемесячно отстегивать за «крышу». Зато доход бригадира не слабый. Например, в той же сувенирке, где десятки осужденных делают мебель из красного дерева, режут шахматы из кости, изготавливают прочие предметы роскоши. Плюс у бригадира отдельная комната, душ, сауна, хорошее питание, УДО.

Бригадиры назначаются к пожарным из числа осужденных. Эти пожарные в некоторых колониях даже специальную машину обслуживают. Они следят за огнетушителями и живут в отдельном помещении, превратив его в спортзал. Не везде так, но встречается.

Бригадиры есть у электриков. Они наживаются на продаже розеток и проводов или на установке скрытой проводки в спальной секции блатных, маскируя розетки в плинтусе или в стене, чтобы блатные не вставая со шконки кипятили чаи или жарили еду на запрещенной плитке. Плитки тоже самодельные, их так же продают электрики. Они же за отдельную плату чинят осужденным телевизоры, магнитофоны, ставят на отрядах антенны.

Но официальными «козлами» считаются не только те, кто занимают должности с определенными обязанностями. Есть еще общественники, состоящие в секциях и возглавляющие их. «Главкозлом» называют председателя совета коллектива колонии. В его подчинении находятся председатели совета коллектива отряда. Иногда «главкозел» имеет большую власть. В одной зоне такой осужденный печатал все приказы за начальство, вел документацию. Он своей властью сажал в ШИЗО нарушителей. Зная, что решило начальство, председатель СКК брал с осужденных большие взятки за положительное решение вопроса о представлении на УДО. Достаточно упомянуть, что когда «главкозел» уезжал в отпуск, у него на вахте изъяли семьдесят тысяч долларов. Для сравнения - тогда однокомнатная квартира в Питере стоила пятнадцать тысяч баксов.

Они ушли, чтобы вернуться

В неволе существует ото масса секций физкультурная, культмассовая, санитарная. До недавнего времени существовала секция дисциплины и порядка. Но ее упразднили, хотя это только пока на бумаге. Эсдэпэшников переименовали в физкультурников, и они по-прежнему следят за поведением осужденных.

В обязанности членов СДП входит совершение обходов спальных секций. Даже в «черных» зонах такие «козлы» записывают нарушителей, вроде тех, кто спит после подъема или курит в неположенном месте. Естественно, записывают только тех. кто не отобьет им потом голову, наплевав на последующее наказание. Но в колониях большинство осужденных запуганы. СДП подает списки нарушителей начальству. Начальство выносит нарушителям взыскания, что закрывает путь на УДО.

Часто спалившиеся нарушители подкупают эсдэпэшников, чтобы их не записывали. СДП дежурит у столовой и запрещает выносить оттуда продукты. Блатным лень ходить на пищеблок, и пищу им носят «шныри».

Эсдэпэшники дежурят у продуктового лабаза. Туда вечная очередь. Нормальные продукты быстро кончаются. Если заплатить СДП, то они пропустят без очереди и ты сможешь отовариться. СДП дежурит у калиток локальных участков и следит, чтобы осужденные не выходили без надобности на плац или в другие локалки. На вышках СДП, установленных на жилзоне, есть прямой телефон в дежурную часть. Активист сверху следит за территорией колонии, и если видит нарушение режима, звонит ментам.

Эсдэпэшники делают почти все работу за сотрудников. Где-то дело дошло до того, что они у явки с повинной выбивают, заставляя писать о нераскрытых преступлениях. Или ломают отрицательно настроенных авторитетов, «опуская» и избивая их. Сотрудники идут на это потому, что по понятиям арестант не может писать жалобу на арестанта. Сами вертухаи как бы в стороне и не рискуют нарваться на разборки с прокуратурой и правозащитниками. Весь беспредел творят активисты. Недаром, несмотря на прямое запрещение СДП Минюстом, на местах ничего менять не собираются. Слишком много «козлы» пользы приносят, себя при этом не забывая.

В отношении официальных «козлов» у арестантов остались еще советские понятия - презирать всех спекулянтов, начальников, продающих свое мастерство или имеющих близость к начальству. Но с каждым годом «козлов» в неволе становится все больше.

По материалам газеты
"За решеткой" (№3 2010 г.)