Порядок заключения публичного договора в гражданском праве. Публичный договор: важные нюансы для руководителя. Список использованной литературы

Cтраница 1


Нормы текущих запасов определяются нормами ежедневного потребления их и промежутками времени между поставками.  

Норма текущего запаса принимается, как правило, равной половине среднего интервала между двумя очередными поставками. Если частота поставок менее 5 дней, норма текущего запаса может быть принята равной интервалу поставки.  

Норма текущего запаса устанавливается обычно в размере 0 5 интервала между поставками. В этих условиях задача нормирования текущего запаса заключается в определении наиболее рационального объема партии.  

Норма текущего запаса в днях определяется делением средневзвешенной величины текущего запаса в натуральном выражении на среднесуточное потребление в анализируемом году. Подготовительный запас устанавливается в зависимости от требований к подготовке материалов к работе.  

Норма текущего запаса принимается равной половине его, максимальной величины.  

Норма текущего запаса колеблется от максимального уровня до нуля. Период обращения текущего запаса от максимума до нуля равен интервалу поставки. Максимальный уровень текущего запаса соответствует максимальному размеру партии поставки, а минимальный может быть условно принят равным нулю.  

Норма текущего запаса определяется исходя из расчетного интервала между очередными поставками нормируемого материала. Страховой запас определяется на основе анализа конкретных условий снабжения и возможных нарушений регулярности поставок. Норма подготовит, запаса определяется соответствующими технологич. Суммарный норматив производств, запасов должен быть увязан с фин.  

Норма текущего запаса устанавливается не свыше 90 дней, а при получении материалов от местных поставщиков - 30 дней.  

Норму текущего запаса устанавливают обычно в размере 0 5 интервала между поставками.  

Пример расчета нормы текущего запаса иа материалы, поступающие не систематически.  

Нормы производственного запаса формируются как сумма трех составляющих: нормы текущего запаса, запаса подготовительного и запаса страхового.  

Нормы страховых запасов принимаются (при транзитных поставках) в пределах норм текущих запасов, но не свыше 15 дней. Если нормы текущих запасов не превышают 4 дней, страховые запасы обычно устанавливаются в повышенном размере.  

Например, если интервал между поступлениями материальных ценностей 40 дней, то норма текущего запаса, подлежащая включению в норму оборотных средств, определится в 20 дней (40: 2), кроме тех случаев, когда норма равна целому интервалу или приближается к нему.  

По материалам массового потребления, которые поступают систематически, а запускаются в производство крупными партиями, норма текущего запаса равна половине суммы интервалов поступления и потребления.  

Норма страхового запаса устанавливается по каждому виду (группе) материалов в пределах 30 - 50 % от нормы текущего запаса в зависимости от частоты поставок, численности и отдаленности поставщиков, вида используемого транспорта, возможности быстрого возобновления запасов и других факторов. В отдельных случаях эта норма может быть увеличена до нормы текущего запаса.  

Важным условием правильного формирования и рационального использования запасов становится нормирование запасов и расходов.

Нормы запаса характеризуют минимальные запасы материальных ценностей, которые необходимы предприятию для нормальной производственной деятельности и определяются в днях запаса или рублях. Нормы запаса рассчитываются для каждого вида сырья и материалов.

Нормирование материальных запасов тесно увязывается с нормами расхода материальных ресурсов.

Основная функция норм – измерительная, т.е. объективная мера затрат и результатов. С этой функцией связаны учетная функция, т.е. учет фактических затрат на производство, а также контрольная функция, при которой нормы служат экономическим эталоном для сравнения с фактическим расходом.

Норма – это предельно допустимая (максимальная или минимальная) величина расхода какого – либо ресурса на единицу продукции.

Нормы расхода материальных ресурсов делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальная норма определяет установленный расход сырья и материалов на производство одной детали, одного узла, комплекта, изделия, а групповая норма устанавливает расход сырья и материалов на производство укрупненной единицы или партии одноименной продукции.

По периоду действия нормы расходов материальных ресурсов делятся на текущие и перспективные.

Текущие нормы расхода устанавливают среднесуточную величину расхода материалов; используются в текущем и оперативнокалендарном планировании.

Перспективные нормы предназначаются для более ограниченной номенклатуры материальных ресурсов; используются в средне и долгосрочном планировании.

В нормах расхода на производство продукции учитываются полезный расход элемента производственных запасов и технологически неизбежные потери и отходы. В норму не включаются:

Отходы и потери, вызванные отступлением от предусмотренного документацией сортамента, требований стандартов и технических условий по качеству элемента запасов;

Отходы и потери, вызванные отступлением от установленных регламентов, рецептур, технологии, а также неполадками в организации производства и снабжения;

Расход элемента производственных запасов, связанный с браком продукции. Качество и обоснованность норм в значительной степени зависят от методов их разработки. Различают следующие методы нормирования:

1. Расчетноаналитичесий метод предусматривает определение индивидуальных норм по данным конструкторскотехнологической документации, рецептурам, регламентам, картам раскроя, опытнопромышленным испытаниям. При расчете норм учитывается снижение (повышение) вследствие изменения конструкторскотехнологических и организационноэкономических условий на дату их внедрения.

2. Опытный метод разработки норм основан на данных замеров полезного расхода элементов производственных запасов, потерь и отходов, определяемых в производственных или лабораторных условиях.

3. Отчетностатистический метод основан на использовании отчетных данных по использованию производственных запасов в прошлые периоды (за 35 лет) в аналогичных условиях с корректировкой на изменение условий. Это наиболее простой и наименее точный метод.

4. Экономикоматематические методы основаны на применении теории вероятностей, линейной алгебры и ЭВМ. Для их применения нужен большой объем статистических данных по расходу запаса и факторам, определяющим величину расхода. Эти методы точнее отчетностатистических.

5. Комбинированный метод – это одновременное применение перечисленных методов.

На предприятиях разработку, внедрение и систематическое обновление норм осуществляют различные цехи и функциональные службы: технические, экономические, производственные.

Различают следующие виды норм производственных запасов:

1. подготовительные,

2. текущие, 3.страховые, 4.серийные 5.резервные 6.сезонные

7.переходящие

Норма производственного запаса - это плановая величина (мера) необходимого уровня запаса материальных ресурсов для обеспечения ритмичного процесса производства. Методы расчета нормы производственного запаса дифференцируются в зависимости от того, являются ли они регулярными в течение года или сезонными.

При регулярных поставках норма производственного запаса определяется как плановая мера среднего уровня запаса между двумя смежными поставками и представляет сумму текущего, подготовительного и страхового. При регулярных поставках норма рассчитывается с учетом применения форм снабжения (транзитной или складской). При транзитной поставке определяется по норме текущей, подготовительной и страховой, при складской поставке норма запаса определяется по текущей и подготовительной.

Норма производственного запаса при регулярных поставках определяется по формуле:

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому компетентно воспроизведенные могут сделать тебя очень денежным.

Z тр - часть нормы производственного запаса при регулярных поставках, учитывающая необходимый запас у потребителя при транзитной форме снабжения в днях.

Z скл - часть нормы производственного запаса при регулярных по ставках, учитывающая необходимый запас у потребителя при складской форме снабжения в днях.

P тр - доля потребности в материале, обеспечиваемая транзитными поставками в долях единицы.

Рскл - доля потребности в материале, обеспечиваемая складскими поставками в долях единицы.

В скл В тр - среднесуточный расход материалов в натуральных единицах при складских и транзитных поставках.

При сезонных поставках норма производственного запаса определя ется по формуле:

N з.с. - сезонная составляющая нормы производственного запаса в днях.

N з.п - подготовительная составляющая нормы производственного запаса в днях.

Метод определения сезонной составляющей зависит от транспортной схемы доставки.

Подготовительная - это часть нормы производственного запаса, обеспечивающая непрерывность производственной деятельности в определенный период времени, необходимого для выгрузки, приемки и подготовки материала к запуску производства.

Подготовительная норма определяется как сумма времени, необходимого на выполнение операций от подготовки материала к запуску в производство.

Текущая - это часть нормы производственного запаса, обеспечивающая непрерывность производственной деятельности при равномерном поступлении и расходовании материальных ресурсов.

Текущая норма используется для расчета и анализа нормы производственного запаса и рассчитывается в следующей последовательности:

1. На основании карточки складского учета определяется частота поставок потребителю в год;

2. Определяется средний интервал между поставками Т ср = 365 / n , частота поставок (24 раза в год). 365: 24 == 15 дней.

Текущая норма составляет половину среднего интервала между по ставками.

Если частота поставок менее пяти дней, норма текущего запаса мо жет быть равной интервалу поставки, так как задержка с получением таких материалов всего на один день может нарушить бесперебойную работу предприятия.

Средний текущий запас важный показатель контроля запасов, характеризующий среднюю величину средств, вложенных в запасы и среднюю стоимость их содержания. Такой упрощенный случай в практике не встречается, т.к. запасы не могут пополняться немедленно изза колебаний интервалов поставок, а продажа запасных частей нестабильна ввиду колебаний спроса.

Для удовлетворения спроса в любой момент, независимо от издер жек в поставках или скачках заказов, в систему управления включаются страховые запасы.

Страховой запас предусмотрен для предупреждения последствий, связанных со сбоями в снабжении, например, задержка материалов в пути, нарушение поставщиком условий и др.

Норма страхового запаса устанавливается по каждому виду материалов в пределах 3050% от нормы текущего запаса, в зависимости от частоты поставок, численности и отдаленности поставщиков.

Установление оптимального уровня страховых запасов существенный путь квалифицированного управления запасами. Недостатки в расчетах нормативов страховых запасов приводят к сокращению сбыта или к дополнительным расходам по содержанию излишних запасов. Расчет нормативов страховых запасов выполняют так же тщательно, как и текущих запасов. Случайный характер факторов, обусловливающих необходимость страховых запасов, предопределяет использование при расчетах аппарата теории вероятности.

Факторы, влияющие на размер страховых запасов, подразделяются на две группы связанные с колебаниями спроса и определяемые условиями поставки. Учет первой группы факторов связан с прогнозированием величины спроса и вероятных величин отклонения спроса в расчетном периоде. Влияние второй группы факторов выражается в отклонениях интервалов поставок от заданных в системе изза нарушения ритмичности производства, опоздании подачи транспорта, задержек в пути и т.д. Все эти отклонения называются случайными и не зависящими одна от другой причинами, поэтому моделирование закономерностей этих отклонений выполняют по методологии изучения случайных массовых явлений.

Соотношение между текущими запасами, их расходом, пополнени ем и страховым запасом рассчитывается для каждого наименования по следующей модели:

При этом:

Запас текущий = Спрос прогнозируемый х Период времени.

Серийный запас образуется вследствие округления в сторону большего, чем заказано, количества материалов для закупки и производства, но не ниже определенного минимума размеров серии. Пример приведен на рис.8, где речь идет о прерывном и непрерывном сбыте товаров. В данном случае размеры среднего серийного запаса равны половине размеров серии.

К резервным запасам относятся запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, повышением цен или отложенным спросом. Они служат своего рода "аварийным" источником снабжения, когда спрос превышает ожидания. Резервные запасы в свою очередь подразделяются на подготовительные (буферные) и гарантийные (страховые) запасы. К первой категории относятся запасы товарных сре дств пр оизводства, которые формируются в случае необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям; ко второй категории запасы, предназначенные для снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (задержки поставок в пути). Размер гарантийных запасов величина постоянная, при нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны. Определение точного уровня необходимых резервов зависит от трех факторов:

возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;

колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;

осуществляемой данным предприятием стратегии обслуживания заказчиков.

Однако, нелегко определить точный уровень резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализации заказов и из менчивого спроса на товары и материалы. Поскольку в различных отраслях экономики товарноматериальные запасы определяются той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции. На некоторых предприятиях основная задача направлена на контроль за сырьем, на других за готовой продукцией и незавершенным производствам.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потреблении или транспортировки. Сезонные запасы обеспечивают нормальную работу предприятия во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке продукции.

Переходящие (переходные) запасы остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетном периоде до очередной поставки. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших промежутках времени между изготовлением товара и его потреблением в готовом виде на складе) общее количество технологических запасов окажется сравнительно большим. Точно также при больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов. Для вычисления среднего количества технологических запасов в данной системе материальнотехнического обеспечения в целом используется следующая формула:

J - общий объем технологических запасов, находящихся в процессе транспортировки;

S средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;

Т - среднее время транспортировки.

Например, при среднем уровне спроса на холодильники, равном 120 изделий в неделю, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 120 изделий.

Классификация по времени позволяет выделить различные количественные уровни запасов, которые представлены на рис. 9.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Циклический запас образуется вследствие производства или ввоза товаров с определенной частотой в определенные промежутки времени. По сравнению с серийным запасом причина образования циклического запаса - непостоянное наполнение, с той лишь разницей, что при серийном запасе ограничителем устанавливается количественный аспект, а при циклическом временной.

Пример циклического запаса: транспорт, обеспечивающий вывоз товара от поставщика, прибывает каждую первую неделю месяца или каждую среду, и за один раз доставки полностью обеспечивает потребность на всю неделю определенного вида товара.

Запас использования мощностей образуется в том случае, если свободные мощности используются для производства (или транспортировки), при отсутствии на данный момент спроса.

Пример запаса использования мощностей: чтобы не допустить по рожнего пробега транспорта, поставщик поставляет товары, которые уже заказаны, но еще не запрошены.

Запас безопасности создается, чтобы избежать неуверенности, свя занной с гарантированностью доставки и вывоза продукции. Чем больше неуверенность и чем длиннее период реакции на заказ, тем выше уровень необходимого запаса безопасности.

Пример запаса безопасности: чтобы не зависеть от поставщика, на складе создается небольшой запас, который имеется всегда под рукой; его размеры напрямую зависят от надежности поставок и качества поставляемого сырья.

Предупредительный запас образуется, чтобы избежать предсказуемых колебаний в поставках. Эти колебания связаны с качеством и затратами. Отличие данного запаса от запаса безопасности и использования мощностей заключается в том, что при создании предупредительного запаса колебания предсказуемы.

Примером предупредительного запаса может стать закупка большого объема материалов в связи с предполагаемым ростом цен или в связи с намечающейся забастовкой со стороны поставщика.

Cтраница 2


Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроками оплаты расчетных документов или опережает его.  

Транспортный запас предусматривается, когда материалы оплачиваются до их поступления на предприятие. Время на разгрузку, приемку и складскую обработку поступивших материалов определяется на основе установленных норм на эти работы или фактически затрачиваемого времени.  

Необходимость транспортного запаса (NJ обусловлена несовпадением движения грузов и платежных документов по времени. В период между оплатой счета и получением груза потребность предприятия в ресурсах покрывают за счет транспортного запаса.  

Величина транспортного запаса определяется временем между двумя очередными поставками материально-технических ресурсов. Технологический запас определяется конкретными условиями производства и рассчитывается на основе установленных нормативов на средний размер партии поставок.  

Величина транспортных запасов определяется действием многих показателей: прежде всего характером хозяйственных связей, скоростью доставки (временем нахождения в пути) и объемом среднесуточного перемещения сырья и материалов.  

Норма транспортного запаса определяется расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации.  

Размер транспортного запаса в днях определяется временем нахождения материалов в пути от момента оплаты денежных документов до дня прибытия материалов на склад объединения. Оборотные средства на транспортный запас требуются в случае, если время нахождения материальных ценностей в пути превышает время движения расчетных документов. Данный запас учитывается при нормировании потому, что объединение, получив расчетные документы, обязано в соответствующий срок оплатить материальные ценности, несмотря на то что они еще находятся в пути и не могут быть использованы в производстве.  

В форме транспортных запасов (запасы в пути) пребывают материальные ресурсы, находящиеся в процессе перемещения от производителя к потребителю.  


При расчете транспортного запаса учитывается период от даты оплаты счета (платежного требования) покупателем до даты прибытия груза. Размер этого запаса в днях определяется следующим образом. На основании плана материально-технического снабжения устанавливаются поставщики основных материалов, конструкций и деталей. Затем по отчетным данным или путем консультаций с транспортными организациями определяется продолжительность пробега груза от каждого поставщика до потребителя.  

При расчете транспортного запаса учитывается время от даты оплаты платежного требования до даты прибытия груза. Норма подготовительного (технологического) запаса включает время, необходимое для приемки, раз: грузки, сортировки, комплектации, складирования и лабораторного анализа основных материалов, конструкций и деталей, и определяемся по установленным нормам или опытным данным о затратах времени на эти виды операций. Размер текущего запаса зависит от среднедневного расхода и частоты поставок. Чем чаще прибывают материалы на строительную площадку, тем меньше должен быть текущий запас при неизмененном объеме строительно-монтажных работ. Периодичность поставок устанавливается договорами или нарядами-заказами. Гарантийный (страховой) запас основных строительных материалов создается для предотвращения последствий возможных нарушений сроков поставки из-за перебоев в снабжении и устанавливается в пределах 50 % нормы текущего запаса.  

– это материальные запасы находящиеся на складах трансп-х организаций. Транспортный запас хар-ет размер оборотных средств заключенных в грузах на время нахождения в процессе транспортировки рассчитывается в среднегодовом размере. Норма трансп-го запаса опр-ся расстоянием предприятия от поставщика, средней скоростью движения груза и временем оформления документации. Время нахождения материалов в трансп-х запасах определяется от момента фактической передачи ТМЦ в транспортное средство или соответ-им трансп-ым организациям до момента передачи товаров потребителю 1) Время движения материалов которое зависит от расстояния перевозки, вида транспорта, способа транспортировки 2) Время для завершения различных маневровых работ 3) время погрузочно разгрузочных работ при передаче груза с одного вида транспорта на другой 4) Время хранения материалов на складах транспортных организаций до получения их потребителями

22.Планирование тов-х запасов торговых пр-ий.

1Расчетно-аналитический метод.(для опт-х пр-ий)предполагает опр-е осн-х структурных эл-ов общ норм запаса.Знорм=Зтет+Зподг+Зстрах.

2Опытно-статистический(для оптовых и розн пр-ий) суть данного метода закл-ся в анализе данных о фактич остатках товарооборота за 3-5 периодов.

3Технико-экономический(длярозн-х пр-ий)позволяет учесть ассортиментный спрос.Специфика данного метода закл-ся в том что текущ запас дел-ся на 2 вида а)в торговом зале,кот-й представляет собой асс-ый набор товаров в торг зале и обесп-ет демонстрац и суточн реал-ю тов-в б)Зап текущег пополнения обесп-ет бесперебойность продаж в период м\у поставками нах-ся на складе и исп-ся для пополнения зап-ов в торг зале.

23.Планирование сезонных запасов.

Факторы определяющие сезонные запасы-1сез-ое произв-во сырья и мат-ов 2 сез-е потреб-е 3 сезонность завоза. Методика опр-я сезон зап предполагает деление года на 2 части-1сезон заготовки(заготовка и завоз для удовлетворения годовой потребности с одновременным расходованием) 2 мертвый сезон (нет завоза,а расход-е идет) В соотв-ии с данной методикой опр-ся мах сезонный запас, кот-й создается к концу сезона поступления или к началу сезона потребления.

Змах=Рсут*Дм.с.-длит-ть перерыва в поступлении или потр-я материала.

Мах сез зап служит для 1опр-я потр-ти в обор-х ср-вах 2опр-я размера складских площадей.

24.Орг-я и осн-е виды учета мат-х рес-ов.

Учет запасов-измерение и регистрация запасов в натур,услов-натур, услов и стоимостных единицах.

Условно натур-е единицы исп-ся при учете зап пр-ции, удовл-ют одну и туже потребность. Условные единицы исп-ся в случае когда объем зап изм-ся в нормоднях или в фактич дн запаса. Стоим-е ед прим-чя для опред общего объема зап.

Методы учета-1ежегодн переписи остатков ТМЦ-можно получить полную картину о состоянии запасов на начало отчетного периода.2 Статистич-й учет.3 Первичный (оперативный) учет подразд-ся на складской и инвентаризацию. Складской ведется по каждому виду и сорту в натуральном выражении с присвоением номенклатурного номера.

Инвентаризация-процедура устан-я фактич наличия пр-ции путём пересчёта(снятие остатков и проверка учетных записей).

4 Бух учет зап осущ-ся в след видах-1Бух анал учет по каждому виду и сорту ТМЗ в стоим выражении (1 раз в мес)2 Бух синтетич учет.

25.Контроль за состоянием мат-х запосов.

Это изучение и регул-е уп-я зап с целью выявл отклонений от норм зап-в и прин опер-х мер к ликвид отклонений.

Методы контроля-1 Отслеж-е местонах-я хран-ся пр-ции-по поддоно месту, по месту нах-я короба, поместу нах-я ед-цы наим-я пр-ции 2 отслеживание сост-я хран-я пр-ции- по дате пр-ва, по категории опасности пр-ции, по дате начального-окончат-го срока реал-ции.3 Отслеж-е всех перемещений хран-ся пр-ции.

26. современные методы и автоматизация учета и контроля за состоянием и движением запасов.

1. использование системы штрихового кодирования при усчете и контроле запасов.

Ускорение приемки и отгрузки ТМЦ с одновременным отражением данных в автомат-ой системе управления.

Оперативное получение реальных данных коммер-ой службы об остатках ТМЦ.

Сокращение ошибок при вводе информации.

Экономия ирудовых и материальных ресурсов.

2. переход российской системы учета на м/д стандарты финансовой отчетности

Возможность выхода российских орг-ий и п/п на м/д рынок капитала.

Переход на МСФО позволил значительно сократить время и ресурсы,необходимые для разработки и внедрение нового комплекта.

3. автоматизация учета и контроля,создание автоматиз-ой ситемы управление фирмой с автоматиз-ей каждого рабочего места.

Ввод,обработка и выдача данных непосредственно на рабочее место руководителя,что означает повышение уровня инфрм-го обеспечения управления.

Усиление контроля за соблюдением норм запаса.

Социально-психологический фактор.

Краткая хар-ка российских программ:

Подавляющее большинство Рос-их программ производит сводкуи группировку информации в опр-ых разрезах,давая информацию об V продаж,оборачиваемости, кол-ву запасов в днях. Они помогают принимать решение по управлению запасами, а так же подводить итоги работы по управлению. Тем неменее, как и обычная учетная программа, они выполняют обеспечивающие функции, и поэтому относятся к классу информационно-аналитических систем.

Во многих программах не производится прогнозирование спроса,оперативное управление путем выдачи готовых заказов.

30. Структура МЗ и ее виды. анализ структуры МЗ.

МЗ- это находящиеся на разных стадиях произв-ва и обращения продукция произв.-технич-го назначения,изделия народного потребления и другие товары,ожидающие вступление в процесс личного или производственного потребления.

Анализ

Данный анализ проводится в разрезе групп,видов,отражая долю наименований запасов. Он заключается в выявлении тенденции изменения стр-ры запасов за ряд периодов и выявление причин таких тенденций.

Стр-ра МЗ должна отражать для торгового п/п стр-ру ТО, для промышленного п/п-стр-ру потребления.

Анализ стр-ры МЗ начисляется с расчета удельного веса отдельных товарных групп в общей сумме запасов.

При анализе идут от общего к частному, сравнивают с нормативами или среднеотраслевыми данными.

29. анализ эффективности использования запасов.

Анализ - одна из функций управления запасами,связанная с выявлением отклонений и тенденций движения запасов, а так же обоснование причин.

Информационной базой для анализа служат данные цчета и отчетности(первичные,статист-ие,бухгалтерские)

Анализ эффективности использования запасов оценивается с помощью показателей коэф-та оборачиваемости(Коб), длительности оборота(Добб.), высвобождение оборотных средств, вложенных в запасы, рентабельности запасов.

Данная модель применяется в макрологических системах, когда издержки га выполнение заказа и проверку фактического состояния запасов на складе велики, а заготовительный период и ущерб от дефицита ресурсов (невыполнения заказа) малы.

Еще одной моделью управления запасами, основанной на рассмотренных ранее моделях с фиксированным размером заказа и с фиксированной периодичностью заказа, является модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня. В данной модели заказ ресурсов осуществляется через равные промежутки времени, однако в том случае, если фактический остаток ресурсов на складе снизится до уровня второго бункера, то осуществляется внеочередной заказ. Размер заказа равен разности между максимальным заказом и фактическим наличием запаса на момент заказа или между максимальным запасом и запасом в точке заказа.

Применение данной модели целесообразно при значительных изменениях в потребности ресурсов и необходимости исключить возможность их нехватки до наступления срока очередной поставки. Реализация модели требует оперативного контроля наличия запасов на складе.

В тех случаях, когда нельзя пренебрегать нестационарностью или стохастичностью отдельных параметров системы запасов, применяются более сложные модели управления запасами, для которых Q = var и τ = var.

2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАПАСОВ С ФИКСИРОВАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ЗАПАСА

Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа (τ = const, Q = var) характеризуется тем, что ресурсы заказываются и поступают на склад через равные промежутки времени. Особенности данной модели отражены на рис. 7.

В момент заказа ресурсов проверяется наличие запаса на складе. Размер заказа равен разности между фиксированным необходимым запасом и его фактическим наличием

qз = Qmax – Qфакт.

Таким образом, qз является переменной величиной.

В данной модели определению подлежит уровень максимального запаса и период между двумя смежными поставками ресурсов. Максимальный уровень запаса в системе должен быть равен:

Qmax = qз + Qстр,

а величина периода между смежными заказами:

τсз = qз / λ.

Применение данной модели целесообразно при установлении регулярных сроков поставки и возможности запасать ресурсы в любом количестве. Достоинством модели является то, что при ее использовании нет необходимости в ведении регулярного (ежедневного) учета наличия запасов на складе. Это необходимо лишь в момент времени заказа ресурсов.

Рис. 7. Модель управления запасами с фиксированной периодичностью заказа

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определить транспортный запас в натуральном выражении, если отгружено за квартал – 200 тонн труб, а среднее время их транспортировки – 7 дней.

Запас транспортный в натуральном выражении определяется по формуле

Зтр. н. = Зо дн ∙ Р,

где Зо дн – запас относительный в днях обеспеченности объема потребления (товарооборота); Р – объем среднесуточного потребления (отпуска) в натуральных единицах.

Р = 200 тонн / 90 дней = 2,2 тонн в день.

Следовательно,

Зтр. н. = 2,2 тонны в день ∙ 7 дней = 15,4 тонны.

Транспортный запас в натуральном выражении равен 15,4 тонны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Логистика запасов: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Сост. к. э. н., и. о. проф. О. В. Саенко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2001.

3. Третьяков М. М., Хальзова Н. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002.