О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

О НЕЗАКОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

В целях обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей УК РФ, и в связи с возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей УК РФ, судам следует выяснять, соответствуют ли эти действия указанным в пункте 1 статьи 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (статьи 49 и 51 ГК РФ).

Судам следует иметь в виду, что отсутствует состав указанного преступления в тех случаях, когда лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, имея специальное разрешение (лицензию) на осуществление конкретного вида деятельности, если для этого требуется получение лицензии, и соблюдает лицензионные требования и условия.

2. В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей УК РФ.

3. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

4. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

5. Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи УК РФ.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи УК РФ.

6. Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.

7. Согласно статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности, розничной продажи алкогольной продукции (пункт 7 статьи 33 Федерального закона "Об образовании", статья 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции").

8. Судам следует иметь в виду, что в тех случаях, когда субъект Российской Федерации принял нормативный правовой акт по вопросам, вытекающим из отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности, в нарушение своей компетенции либо с нарушением федерального закона или когда такое правовое регулирование относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации), применяется федеральный закон.

9. Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

10. По смыслу закона субъектом преступления, предусмотренного статьей УК РФ, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по статье УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

11. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного статьей УК РФ.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи и статьи УК РФ.

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по статье УК РФ, а также по статье УК РФ как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.

16. Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами 2 и 2.1 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.

17. Если федеральным законодательством из перечня видов деятельности, осуществление которых разрешено только на основании специального разрешения (лицензии), исключен соответствующий вид деятельности, в действиях лица, которое занималось таким видом предпринимательской деятельности, отсутствует состав преступления, предусмотренный статьей УК РФ.

18. В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье УК РФ не требует.

19 - 27. Утратили силу. - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N .

Председатель

Верховного Суда

Российской Федерации

В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации

"По вопросу применения тарифов, утвержденных приказом
Федеральной службы по тарифам от 7.09.2004 г. N 69-э/4
"О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы"

В связи с многочисленными вопросами, возникающими в процессе применения предельных уровней тарифов конечных потребителей, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 7.09.2004 г. N 69-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 годы" (зарегистрировано Минюстом России 28 сентября 2004 г., регистрационный номер 6047) (далее - Приказ), на основании п. 6.13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам" Федеральная служба по тарифам дает следующие разъяснения.

Вышеуказанным Приказом были утверждены и введены в действие предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию по субъектам Российской Федерации, поставляемую региональными АО-энерго, а также иными энергоснабжающими организациями, не входящими в состав АО-энерго. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы для всех групп потребителей (население, бюджетные и т.д.) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней тарифов на очередной финансовый год (то есть на период с 1 января по 31 декабря соответствующего года) вне зависимости от даты введения в действие тарифа предыдущего периода регулирования. Необходимо отметить, что формулировка "региональные энергоснабжающие организации", используемая в п. 1 и п. 2, а также в приложении 2 Приказа, включает в себя региональные акционерные общества энергетики и электрификации, а также энергоснабжающие организации, образованные в процессе реформирования региональных акционерных обществ энергетики и электрификации.

Приказом ФСТ России были утверждены следующие предельные уровни тарифов:

1. Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую региональными АО-энерго, которые утверждены п. 1 и п. 2 Приказа согласно приложению 1 и приложению 2 соответственно. Указанные предельные уровни тарифов по своему экономическому содержанию - средневзвешенные тарифы, так как утверждены без учета календарной разбивки и разбивки по категориям потребителей. При утверждении указанных тарифов ФСТ России учитывала, что средневзвешенный тариф рассчитывается как частное необходимой валовой выручки организации за период регулирования (календарный год) и соответствующего полезного отпуска электрической (тепловой) энергии всем группам собственных потребителей. Таким образом, указанные тарифы фактически характеризуют предельный рост необходимой валовой выручки АО-энерго. Это означает, что тариф для определенной группы потребителей, устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, может отличаться от средневзвешенного тарифа, утвержденного Приказом. Однако средневзвешенный тариф, рассчитанный на основе тарифов, установленных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования по всем группам потребителей, с учетом всех видов дифференциации, не может быть установлен на уровне выше предельного максимального или ниже предельного минимального средневзвешенных тарифов, утвержденных Приказом. Также сообщаем, что в соответствии со ст. 6. Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" "решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации". При этом установление тарифов, при которых рассчитанное значение средневзвешенного тарифа составляет величину ниже предельного минимального средневзвешенного тарифа, не допускается.

2. Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую региональными АО-энерго и иными энергоснабжающими организациями городскому населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами, утверждены п. 3 Приказа согласно приложению 3. Также сообщаем, что в соответствии со ст. 6. Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" "решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации". При этом установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую региональными АО-энерго и иными энергоснабжающими организациями городскому населению, проживающему в домах, оборудованных газовыми плитами на уровне ниже предельного минимального тарифа, утвержденного Приказом согласно приложению 3, не допускается.

3. Для потребителей иных энергоснабжающих организаций п. 5 Приказа установлен предельный максимальный тариф на электрическую энергию, рассчитанный исходя из действующего тарифа, утвержеденного# органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, по состоянию на 31 декабря 2004 г. и максимального роста тарифа для населения на 2005 год. При утверждении данных тарифов ФСТ России учитывала тот факт, что потребителями услуг предприятий коммунальной энергетики в значительной степени является население. Для населения предельный максимальный рост тарифа от АО-энерго составляет 125%, в этой связи рост тарифа для потребителей предприятий коммунальной энергетики соответствует максимальному росту тарифа населения. Однако необходимо отметить, что в случае, если основную долю потребителей составляют другие группы потребителей (например, бюджетные потребители), рост тарифов на электрическую энергию, отпускаемую соответствующим коммунальным предприятием, может быть и ниже 125%.

4. Для потребителей иных энергоснабжающих организаций п. 6 Приказа установлены предельные минимальные тарифы на тепловую энергию по субъектам Российской Федерации, рассчитанные исходя из средневзвешенного тарифа, сложившегося на период, предшествующий регулированию, по субъекту Российской Федерации, и уровня ИПЦ (индекс потребительских цен) на соответствующий период регулирования. Данный тариф является средневзвешенным по всем потребителям иных энергоснабжающих организаций соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, сообщаем, что только фиксированные тарифы, утвержденные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в рамках вышеуказанных предельных уровней, могут быть использованы для целей формирования бюджетов организаций на 2005 - 2006 гг. При этом следует отметить, что прогнозные величины тарифов бюджетных организаций, планируемые к утверждению в субъектах Российской Федерации, следует запрашивать у органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов.


В целях обеспечения работников государственного учреждения Всероссийский центр медицины катастроф "Защита", центров медицины катастроф субъектов Российской Федерации, полевых госпиталей, мобильных медицинских отрядов, медицинских бригад учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф специальной одеждой и обувью для работы в зонах чрезвычайных ситуаций и защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды приказываю:

1. Утвердить описание предметов специальной одежды и обуви и типовые нормы обеспечения работников службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение N 1) и символику специальной одежды для работников службы медицинских катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение N 2).

2. Утвердить Положение о порядке выдачи специальной одежды и обуви работникам службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение N 3).

3. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию предусматривать с 2005 г. средства федерального бюджета, выделяемые на текущие расходы ВЦМК "Защита" для закупки специальной одежды и обуви.

4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации с 2005 г. применение специальной одежды и обуви для работников службы медицины катастроф в соответствии с типовыми нормами обеспечения, утвержденными настоящим Приказом.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубова.

Министр
М.Ю.ЗУРАБОВ

Приложение N 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 18.11.2004 N 201

Наименование и описание предметов специальной одежды и обуви Количество предметов на одного человека Срок носки
1. Головной убор зимний темно-синего цвета с символикой "Медицина катастроф" 1 шт. 4 года
2. Головной убор летний цвета морской волны с символикой "Медицина катастроф" 1 шт. 2 года
3. Куртка зимняя утепленная темно-синего цвета с символикой "Медицина катастроф" из курточной ткани, на утепленной подкладке с пристегивающимся капюшоном, на молнии, с нарукавным (на левом рукаве) знаком и надписью на спинке куртки 1 шт. 4 года
4. Куртка демисезонная темно-синего цвета из курточной ткани, на утеплителе типа "синтепон" в один слой, с застежкой на двусторонней молнии, с капюшоном, убирающимся под воротник, с нарукавным (на левом рукаве) знаком и надписью на спинке куртки 1 шт. 4 года
5. Полукомбинезон утепленный темно-синего цвета из курточной ткани, на утеплителе типа "синтепон" в два слоя, с центральной застежкой на тесьму "молния", со светоотражающей лентой на левой ноге ниже колена 1 шт. 4 года
6. Брюки темно-синего цвета из смесовой ткани на молнии 1 шт. 4 года
7. Куртка летняя цвета морской волны без подкладки с застежкой на молнии, с нарукавным (на левом рукаве) знаком и надписью на спине 1 шт. 2 года
8. Брюки летние цвета морской волны 1 шт. 2 года
9. Рубашка с длинным рукавом цвета морской волны с нарукавным (на левом рукаве) знаком и надписью на спине 1 шт. 2 года
10. Рубашка с коротким рукавом цвета морской волны с нарукавным (на левом рукаве) знаком и надписью на спине 1 шт. 3 года
11. Жилет полушерстяной вязаный темно-синего цвета 1 шт. 3 года
12. Джемпер полушерстяной темно-синего цвета 1 шт. 3 года
13. Ботинки кожаные с высокими берцами утепленные черного цвета 1 пара 2 года
14. Полуботинки кожаные черного цвета 1 пара 2 года
15. Шарф полушерстяной вязаный черного цвета 1 шт. 4 года
16. Шапка вязаная черного цвета 1 шт. 4 года
17. Сумка для упаковки и хранения специальной одежды и обуви темно-синего цвета 1 шт. 4 года

Приложение N 2
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 18.11.2004 N 201

Символика представлена нарукавным и нагрудным знаками.

Нарукавный и нагрудный знаки представляют собой синий квадрат 6 x 6 см, обшитый по периметру желтой тесьмой с желтым квадратом 5 x 5 см и наложенным на него российским триколором, на фоне которого знак Красного Креста с золотистым колоколом посередине, на верхнем поле желтого квадрата надпись красного цвета - медицина, на нижнем - катастроф.

Рисунок (не приводится)

Приложение N 3

УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 18.11.2004 N 201

1. Выдача специальной одежды и обуви производится работникам службы медицины катастроф, должностные и профессиональные обязанности которых связаны с обеспечением постоянной готовности сил и средств службы медицины катастроф и участвующим в выполнении работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

2. Выдача предметов специальной одежды и обуви производится в соответствии с нормами и сроками носки.

3. Сроки использования предметов специальной одежды и обуви исчисляются со дня их выдачи.

Выданные предметы записываются в карточку учета под личную подпись работника.

4. Приказом руководителя учреждения устанавливается перечень должностей, которые при зачислении обеспечиваются специальной одеждой и обувью по утвержденным нормам. На каждого работника в бухгалтерии выписывается карточка и составляется список лиц на получение специальной одежды и обуви. Учет специальной одежды и обуви осуществляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности установленным порядком.

5. Работники, утратившие предметы специальной одежды и обуви, не пользуются правом на их получение до истечения сроков носки ранее полученных предметов.

Взамен утраченных работникам могут быть выданы новые предметы специальной одежды и обуви за полную стоимость или бывшие в употреблении, но годные для ношения при наличии таковых на складе, по усмотрению администрации учреждения.

6. Факт порчи или уничтожения специальной одежды и обуви по причинам, не зависящим от работника, фиксируется актом в соответствии с установленным порядком.

7. При увольнении работника предметы специальной одежды и обуви сдаются на склад.

8. Ответственность за организацию хранения, использования, выдачи и учета предметов специальной одежды и обуви возлагается на администрацию учреждений и формирований.

9. Ответственность за выполнение настоящего Положения возлагается на руководителя и главного бухгалтера учреждения.