Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Приложение. Порядок организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Судебный пристав по оупдс участвует в совершении

Судебные приставы. Кто это? Какие у них задачи? Что входит в круг обязанностей судебных приставов?

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) - федеральный орган государственной власти, функциями которого являются обеспечение установленного порядка деятельности судов, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, а также должностных лиц. Кроме того, данный государственный орган реализует правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В Российской Федерации судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Основными задачами данного органа государственной власти являются:

  1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов всех уровней, а также мировых судей;
  2. Организация принудительного исполнения вступивших в законную силу и не исполняемых в добровольном порядке судебных актов, судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, а также актов других органов и должностных лиц;
  3. Исполнение уголовно-процессуального законодательства по делам, отнесённым к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
  4. Управление территориальными органами ФССП России.

Судебные приставы подразделяются на :

  • судебных приставов-исполнителей;
  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В чем заключается разница между двумя этими должностями?

Судебный пристав-исполнитель - должностной лицо, в чьи обязанности входит непосредственно принудительное исполнение судебных актов, актов других органов.

Основной обязанностью является исполнение решений, постановлений, заключающееся во взыскании денежных сумм. Взыскание подразумевает под собой наложение ареста на денежные средства, как на наличные, так и находящиеся на счетах должника, также и арест имущества, с последующей его реализацией и погашением задолженности. Кроме того, для скорейшего исполнения находящихся в производстве исполнительных документов, судебный пристав наделен дополнительными полномочиями, а именно: возможностью установления запрета выезда за пределы Российской Федерации, запрета на выдачу загранпаспорта, запрета на отчуждение имущества (движимого или недвижимого), запрета на отчуждение плодов интеллектуальной деятельности.

Чаще всего жалобы на судебных приставов подаются именно на действия (бездействие) сих доблестных представителей службы. Возможны случаи, когда пристав-исполнитель слишком рьяно относятся к исполнению своих должностных обязанностей и в результате оставляют должника в буквальном смысле без средств к существованию и последнего имущества. Однако, чаще возможен противоположный вариант, когда в рамках возбужденного исполнительного производства исполнительные действия не производятся.

Какие действия в данном случае необходимо предпринять должнику и взыскателю для защиты своих прав в рамках возбужденного исполнительного производства? Прежде всего нужно знать, что Федеральная служба судебных приставов, как и любой другой орган государственной власти, в своей деятельности руководствуется законами и подзаконными актами. Основными нормативными актами являются:

  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Первый из них определяет сроки, условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, регламентирует размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника, также содержит виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Вторым законом регламентированы права и обязанности судебных приставов.

Пристав по ОУПДС - встречается в основном на входе в органы судебной власти (суды), требуя от вас предъявить паспорт (сумку, коробку, барсетку и т.д.). При осуществлении исполнительных действий выступают в качестве силовой поддержки пристава-исполнителя, а также в качестве бесплатной рабочей силы для погрузки, выгрузки, подъёма и переноса изъятого у должников имущества.

При осуществлении своих служебных обязанностей судебными приставами исполнителями обязательно ношение форменной одежды и нагрудного служебного знака судебнoго пристава, что отличает их от всевозможных коллекторов, представляющихся зачастую именно приставами.

Нагрудный служебный знак представляет сoбой фигурный щит, с наложенными на него рифлёными лучами с лентами, круглым медальoном с двуглавым oрлoм, лентой с серией и номером, а также надписью «ФССП России». Каждый нагрудный знак имеет свою серию и нoмер. Данный знак должен размещаться на левой стороне груди форменной одежды или гражданского костюма судебного пристава.

Так что, при наличии элементарных познаний в области исполнительного производства, вы можете обезопасить себя от большинства проблем, возникающих в ходе исполнения судебных и иных актов.

Редактор: Игорь Решетов

Советы юристов:

1. С 2012 работал в ФССП судебным приставам по ОУПДС, в 2018 пошел служить в Росгвардию, засчитать ли мне стаж в ФССП в связи с принятием нового закона.

1.1. Игорь! Ваш стаж в Отделе организации обеспечения установленного порядка деятельности судов ФССП будет засчитан.

Вам помог ответ? Да Нет

1.2. Увы, но не засчитают, так как в выслугу попадает только период после 1.01.2020, то есть с момента, когда начали функционировать органы принудительного исполнения. Служба в ФССП до 1.01.2020 является государственной гражданской службой и в выслугу не засчитывается.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Я судебный пристав по оупдс. В какие страны мне запрещено отдыхать?

2.1. Для судебных приставов официально нет никаких запретов относительно выезда за рубеж, это касается как визовых, так и безвизовых стран.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Возьмут с судебные пристава по оупдс, с 4 группой предназначения?

3.1. Главные требования при трудоустройстве в ФССП на должность пристава по ОУПДС - это наличие среднего образования и служба в ВС, годных по состоянию здоровья.

Вам помог ответ? Да Нет

4. У судебных приставах, чёрный берет носят СП по ОУПДС или только СП по ОУПДС ГБР?

4.1. Это внутренние решения организации. Не юридический вопрос. Обратитесь к руководству.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Гбр фссп и сп по оупдс одно и тоже или нет?

5.1. ГБР - это группа быстрого реагирования. ОУПДСники стоят в судах, следят за порядком в зале судебного заседания.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Я устраиваюсь ОУПДС в СПБ нужна ли временная регистрация сам из Оренбурга.

6.1. если будете находиться там более 90 дней - нужна

Вам помог ответ? Да Нет

7. Работаю судебным приставом по ОУПДС считается ли стаж работы как юридический?

7.1. Юридический стаж - эта работа на любой юридической должности имея высшее юридическое образование. В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ", статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Таким образом, всё зависит от Вашей должности.. Если Вы не старший судебный пристав, то Ваш стаж, не может считаться юридическим..

Вам помог ответ? Да Нет

8. Идет ли юридический стаж судебному приставу по ОУПДС?

8.1. Да, в СПИ юр. стаж идет.

Вам помог ответ? Да Нет

9. Работаю судебным приставом по оупдс в фссп и попадаю под сокращение. Устроился в мае 2019 года, выслуги нет, отпуск за 2019 год отгулял. На какую сумму рассчитывать?

9.1. В последний рабочий день производится расчет, включающий в себя:
компенсацию занеиспользованный отпуск,
заработную плату за отработанный период,
единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного средней заработной платы.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Работаю судебным приставом по ОУПДС в Нижнем Новгороде, попадаю под сокращение. На какую сумму я могу рассчитывать при том, что отпуск я отгулял и выслуги не имею.

10.1. За три месяца вам положен оклад.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Я суд. пристав по оупдс. Ввиду предстоящей реорганизации проходим ВК. У меня диагностировали методом ПЦР гепатит С. Соответственно по комиссии меня не пропустили. Насколько это законно и что можно сделать? Спасибо.

11.1. Гепатит С-это серьезное заболевание.
Есть расписание болезней. Комиссия не про пустила на основании этого законно. Нужно серьезно лечиться. Всего доброго!

Вам помог ответ? Да Нет

12. День добрый у Меня такой вопрос уважаемые Юристы я сейчас работаю на должности судебного пристава по ОУПДС это должность младшего состава то есть должность прапорщика у меня звание старший лейтенант офицер запаса могу ли я работать офицером на должности прапорщика?

12.1. Можете. А в чем проблема?

Вам помог ответ? Да Нет

12.2. Андрей! ДА, можете, это же Ваше воинское звание --- старший лейтенант офицер запаса, а должность судебного пристава по ОУПДС ---это специальная должность в структуре ФССП.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я работаю в ФССП СП по ОУПДС с 06.2014 г., имею выслугу 19 лет в МВД. Могу ли я рассчитывать на пенсию по выслуге в органах принудительного исполнения?

13.1. ДА, этот стаж засчитывается для получения льготной пенсии.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Являюсь действующим военнослужащим по контракту, до службы работал судебным приставом по оупдс перешёл на контракт без перерыва, вопрос в связи принятием 328 ФЗ зачтут мне выслугу при исчислении пенсии и надбавок за выслугу лет.

14.1. Служба в ФССП до 1.01.2020 относилась к гражданской службе, в выслугу она не будет засчитываться.

Вам помог ответ? Да Нет

14.2. Андрей, если бы Вы будучи судебным приставом аттестовались в новой Федеральной службе принуждения, а потом бы пошли на воинскую службу по контракту, время Вашей работы в ФССП до поступления на воинскую службу засчитали бы Вам в выслугу лет для назначения пенсии, по нормам ФЗ-328 и ППРФ-941.
Поскольку Вы пошли на воинскую службу до 1.01.2020 года, то это не Ваш случай, увы...

Вам помог ответ? Да Нет

15. С 2003 года по 2015 год служил судебным приставом по ОУПДС. В данный момент прохожу службу по контракту. После вступления нового закона О суд. приставах, может ли мой трудовой стаж входить в выслугу лет.

15.1. Алексей, здравствуйте.
Да. Это прямо указано в новой редакции Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Я с 2003 года по 2016 год работал судебным приставом по ОУПДС в ФССП, с 2016 года прохожу службу по контракту в МО, должны ли мне зачитать службу в ФССП к военной выслуге после вступления в силу нового закона о АПИ?

16.1. В выслугу будут засчитывать только период прохождения службы в органах принудительного исполнения после 1.01.2020.
Период до 1.01.2020 относится к государственной гражданской службе, и он в военную выслугу не засчитывается.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Я пенсионер МВД, работаю судебным приставом по ОУПДС. Имею специальное звание "подполковник милиции в отставке. Интересует вопрос: в связи с реорганизацией ФССП в орган принудительного исполнения и назначением на должность дежурного" (потолок - старший лейтенант внутренней службы). Могут ли мне отказать в присвоении специального звания. Заслуженного в системе МВД?

17.1. Сергей, пока практики применения закона нет. Однако, действовать должны ориентируясь на:
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
1. Гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах принудительного исполнения первое специальное звание присваивается в соответствии со статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом присвоенного специального (воинского) звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в специальном (воинском) звании, классном чине или дипломатическом ранге.

По возможности оставьте отзыв.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Проработал 2.8 лет судебным приставом по ОУПДС, сейчас работаю во ФСИН. Вопрос, пойдёт ли стаж работы судебным приставом в выслугу лет?

18.1. Нет не войдет, потому как это разные ведомства.

Вам помог ответ? Да Нет

19. 6 месяцев назад муж устроился на работу судебным приставом по ОУПДС, имея высшее образование. В теч. этих 6 месяцев он прошел обучение по программе профпереподготовки и получил юридическое образование, присвоена квалификация "Юрист". Для перерасчета оплаты труда только начальник службы имеет право предоставить документы о вновь полученном образовании и ряд других документов в кадровую службу? Он этого не делает. Имеет ли он на эти действия законное право?

19.1. Ни чего подобного в ФССП нет, оплата труда не зависит от того какое образование, юр или иное.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Закончил пед. колледж музыкант учитель музыки могу ли работать судебным приставом по ОУПДС.

20.1. Судебным приставом можно стать только с 21 года, нужно иметь российское гражданство и законченное высшее юридическое или экономическое образование. У будущего пристава и его ближайших родственников не должно быть судимостей и долгов перед государством.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Опоздал на 10-15 мин по вызову пристава (в объяснительной написал, были пробки на дороге).. Пристав по оупдс составил протокол об административном нарушение. Как защитится на суде.?

21.1. Не нужно Вам особо защищаться. Скажете опоздал на 10 минут, из-за того, что пробки на дороге. И добавите, что считаю, что в данном случае, можно было и не составлять протокол.
Опоздал по не зависящим от меня обстоятельствам.

Вам помог ответ? Да Нет

21.2. Поручите юристу подготовку письменного пояснения. Можно пробовать сослаться на малозначительность или использовать иную правовую позицию.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Опоздал на 10-15 мин по вызову пристава (в объяснительной написал, были пробки на дороге).. Пристав по оупдс составил протокол об административном нарушение. Как защитится на суде.?

22.1. Володя.
Опоздание на прием к приставу какого бы то ни было подразделения не является административным правонарушением. Обжалуйте действия СП в суде, в порядке Глав 12, 22 Кодекса административного судопроизводства РФ в срок - 10 дней со дня получения Постановления.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Заявка СПИ на участие СП по ОУПДС для каких действий целей мой пристав по взысканию долга подал эту заявку.

23.1. Это подано для принудительного привода. Видимо вы не являетесь по вызову пристава в ССП. И он решил вас доставить. Если не хотите этого, то явитесь к нему сами.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Имеют ли право судебные приставы по ОУПДС составлять протокол по ст.17.3 КоАП РФ за курение возле здания суда.

24.1. Да, это их прямая обязанность, в том числе по составлению протоколов за такое административное правонарушение, как курение возле здания суда.

Вам помог ответ? Да Нет

25. Входит ли в обязанности пристава по ОУПДС проверять входящих в здание суда людей по программе "страж"? Спасибо.

25.1. Федеральное законодательство это не регулирует, Всё зависит от договора и внутренних документах этого учреждения, утвержденных руководителем.

Вам помог ответ? Да Нет

3.9. При получении от старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) указаний по обеспечению безопасности судебного заседания судебный пристав по ОУПДС:

Перед судебным заседанием осматривает зал судебного заседания, совещательные комнаты с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств;

Проверяет исправность средств связи и оповещения (кнопки, брелоки тревожной сигнализации);

Докладывает председательствующему в судебном заседании судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании судьи, связанные с соблюдением общественного порядка в суде, обеспечением безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания;

Находится в зале судебного заседания в течение всего судебного заседания и покидает зал судебного заседания только по разрешению председательствующего в судебном заседании судьи;

При необходимости незамедлительно обращается к старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) для привлечения дополнительных сил;

По окончании судебного заседания докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) о распоряжениях, поступивших от председательствующего в судебном заседании судьи, о происшествиях и принятых мерах по их устранению.

3.10. По указанию старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) допускается замена одного судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом по ОУПДС.

3.11. Судебный пристав по ОУПДС по поручению судьи обеспечивает безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания.

3.12. Судебный пристав по ОУПДС оказывает органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

3.13. В течение рабочего дня не менее одного раза в час судебные приставы по ОУПДС проверяют помещения суда, в том числе коридоры, подсобные, чердачные, подвальные помещения, места общественного пользования, лестничные клетки здания суда с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств.

3.14. В случае возникновения происшествий при обеспечении безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса судебный пристав по ОУПДС принимает необходимые меры, после чего письменно докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава).

Опыт не нужен

Судебный пристав по ОУПДС (сотрудник Органа принудительного исполнения)

Москва , Профсоюзная

опыт работы не требуется , среднее специальное образование , полная занятость

45 000 - 50 000 руб. Обязанности:

Несение службы в соответствии с Федеральным Законом 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации".

Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов прописаны в ФЗ 118 "О судебных приставах" (ст. 11, 15, 16, 17, 18): обеспечивать в суде безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; - обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания; - поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; - выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; - осуществлять охрану здания, помещений суда; - осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда или дознавателя службы судебных приставов; - осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя; - обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей при исполнении служебных обязанностей; - оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; и т. д.

Требования:

В отдел судебных приставов УФССП России по Москве В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ требуются кандидаты на вакантную должность "СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ (ОУПДС)". Мужчины, от 21 года до 40 лет, с хорошей физической подготовкой. Гражданство РФ. Образование средне-профессиональное, высшее. Коммуникабельность, стрессоустойчивость. Наличие военного билета, категория А. Предварительно проводится проверка на судимость, психологическое тестирование и проверка на пригодность к несению службы в условиях применения физической силы, спец. средств, огнестрельного оружия, военно-врачебная комиссия (ВВК). Без проблем с алкоголем и законом, без судимости, в том числе у близких родственников. Опыт работы не требуется. Желательно проживание ЮЗАО г. Москвы.

Условия:
Министерство Юстиции Российской Федерации. Госслужба. Ненормированный рабочий день. Стабильная зарплата, премии. Выслуга лет, спецзвания. Оплачиваемый проезд на общественном транспорте по Москве и Московской области. Ежегодный отпуск от 30 дней. Все соц. гарантии. Собеседование после предварительной договоренности по тел., с 10 до 15 часов в рабочие дни!

Служебная роль судебных приставов обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, состоит в том, чтобы принимать меры, создающие необходимые процедурные и организационные условия для успешного отправления правосудия.

Установленный порядок деятельности, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен действующим законодательством, в частности федеральными законами "О Конституционном Суде РФ", "О Верховном Суде РФ", "О Высшем Арбитражном Суде РФ", "О военных судах", Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях, рядом других законов и подзаконных актов. Установленный порядок включает в себя как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений.

Основные обязанности судебного пристава по ОУПДС:

  • 1. Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей.
  • 2. Выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде.
  • 3. Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения.
  • 4. Обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.
  • 5. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
  • 6. Взаимодействие с работниками уголовно-исполнительной системы и сотрудниками милиции по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц.
  • 7. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений .

Перечисленные меры являют собой сложные охранные мероприятия, состоящие из комплекса различных по характеру и содержанию конкретных действий. Часть из них осуществляется в процессе судебного разбирательства, часть - за его пределами. Некоторые действия судебного пристава могут совершаться на протяжении довольно длительного времени, вне зависимости от того, идет судебный процесс или нет, другие ограничены во времени и пространстве. Одни действия судебный пристав совершает, руководствуясь распоряжением председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании, другие - под руководством своего непосредственного начальника - старшего судебного пристава.

Вместе с тем, может случиться и так, что какие-то действия при одних обстоятельствах будут осуществляться в ходе судебного процесса, а при других - до его начала и после окончания.

Следует особо отметить, что характер и содержание конкретных действий по исполнению той или иной обязанности всегда определяется складывающейся ситуацией.

Так, например, обязанность обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса возлагается на судебных приставов, находящихся в зале судебного заседания. Характер их конкретных действий будет целиком зависеть от того, какое дело (уголовное, гражданское, административное) рассматривается судом, в открытом или закрытом судебном процессе. Обязательно учитываются психологические особенности истца и ответчика, степень общественной опасности совершенного преступления и т.д.

В большинстве случаев для обеспечения безопасности участвующих в деле лиц достаточно одного судебного пристава. Но в некоторых ситуациях необходимо привлекать дополнительные силы и средства.

Порядок принятия решения об установлении персональной охраны судей и других должностных лиц определяется инструктивными материалами МВД РФ, принятыми на основании Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 года.

В соответствии с действующим законодательством при наличии данных, указывающих на потенциальную или реальную угрозу жизни и здоровью, охране подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели, судебные приставы-исполнители. Механизм государственной защиты этих лиц включает личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу оружия, средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временного помещения в безопасное место, перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы), переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности. Исполнение закона о государственной защите возлагается на службы и подразделения органов внутренних дел.

Для наделения судебных приставов по ОУПДС функцией по обеспечению личной охраны судей и других участников процесса имеются объективные предпосылки. Именно судебные приставы по ОУПДС, на наш взгляд, должны стать гарантией безопасности не только в здании суда, но и вне его, если имеются реальные угрозы жизни и здоровью лиц, выполняющих какие-либо функции по отправлению правосудия или участию в нем.

Закон возлагает на судебного пристава обязанность выполнения распоряжений председателя суда, а также судьи и председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде. При этом необходимо иметь в виду, что правовой статус перечисленных должностных лиц имеет определенные отличия, которые сказываются на компетенции каждого из них. Председатель суда, наряду с процессуальными, выполняет и организационные функции. Когда он рассматривает какое-то дело, то пользуется всеми полномочиями председательствующего в судебном заседании. В то же время председатель суда реализует широкий круг правомочий, которыми наделен как должностное лицо.

Таким образом, компетенция председателя суда и председательствующего в судебном заседании судьи может существенно отличаться. Это не может не сказаться на характере и объеме их распоряжений по обеспечению установленного порядка деятельности суда. Для председательствующего в первую очередь важно соблюдение порядка в зале судебного заседания в период рассмотрения дела и принятия по нему соответствующего решения. Председатель суда отвечает за порядок в здании суда в целом, а также и на территории, относящейся к зданию суда (хозблоки, гараж, иные помещения). Адресованные судебному приставу распоряжения председателя суда могут касаться соблюдения порядка посетителями суда, участвующими в процессе лицами, ожидающими вызова в судебное заседание, и любыми другими лицами, находящимися в здании суда.

Судья, если не выступает в качестве председательствующего, полномочен давать указания судебному приставу по наведению порядка во время приема граждан, при подготовке дела к слушанию, во всех других случаях, когда требуется соблюдение порядка для исполнения им своих функциональных обязанностей .

Распоряжение председателя суда, судьи и председательствующего в судебном заседании отдаются устно и носят для судебного пристава характер приказа. Они могут облекаться в форму инструктажа перед началом судебного разбирательства или какой-то его части, а также устного указания на устранение конкретного нарушения порядка.

Реализация судебным приставом охранительной функции находит свое выражение в исполнении решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам мер процессуального принуждения. В законе «О судебных приставах» эти меры, за исключением привода, не названы. Между тем, вопрос о том, какие именно меры принудительного характера должны быть исполнены судебным приставом, имеет важное практическое значение. Наряду с приводом, это может быть и исполнение решения суда об избрании или изменении меры пресечения, в частности, взятие под стражу подсудимого прямо в зале судебного заседания, а также исполнение решения об удалении из зала суда лиц, нарушающих порядок в ходе судебного разбирательства. В соответствии с УПК РФ, если подсудимый нарушает порядок во время судебного заседания или не подчиняется распоряжениям председательствующего, он предупреждается о недопустимости подобных действий впредь и о том, что при повторении таких действий он будет удален из зала судебного заседания. В случае попытки подсудимого нарушить порядок, суд выносит определение об удалении подсудимого из зала судебного заседания. Также по определению суда из зала суда могут быть удалены при нарушении порядка или неподчинении распоряжениям председательствующего гражданский истец, гражданский ответчик, потерпевший и их представители, эксперт, специалист и переводчик. Таким образом, чтобы судебный пристав приступил к исполнению решения суда или судьи об удалении кого-то из названных участников процесса, суд должен огласить соответствующее определение. Граждане, присутствующие в зале, в том числе и такие участники процесса, как свидетели, при нарушении порядка удаляются по устному распоряжению председательствующего без вынесения о том специального определения.

Аналогичная мера процессуального принуждения применяется и в гражданском процессе. Так, при повторном нарушении порядка суд может вынести определение и удалить из зала судебного заседания истца, ответчика, третьих лиц, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчика. Присутствующие в зале заседания граждане при нарушении порядка удаляются по устному распоряжению председательствующего. В случае массового нарушения порядка гражданами, присутствующими при разбирательстве гражданского дела, суд вправе принять решение об удалении из зала суда всех граждан. Председательствующий дает об этом указание судебному приставу, который обязан его немедленно исполнить.

Последствия неявки в судебное заседание свидетеля или эксперта при разбирательстве гражданских дел регламентированы ГПК РФ. Если суд признает причины их неявки неуважительными, он вправе подвергнуть виновных штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. И только при неявке по второму вызову суд принимает решение о принудительном приводе.

Несколько иначе рассматривается институт привода в уголовном процессе. При неявке свидетеля или эксперта без уважительной причины суд вправе подвергнуть их приводу без предварительного наложения денежного взыскания. Однако штраф все-таки может быть наложен одновременно с принятием решения о приводе. Таким образом, решение о приводе того или иного участника судопроизводства в уголовном процессе может быть принято только после неявки без уважительных причин по первому вызову, тогда как в гражданском процессе решение о приводе принимается только после неявки по второму вызову.

Впервые в правоприменительной практике об исполнительном производстве предусматривается возможность применения привода в случае неявки без уважительных причин по вызову к судебному приставу-исполнителю или к месту совершения исполнительных действий граждан и должностных лиц. В соответствии со ст.87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель выносит постановление о приводе, которое утверждается старшим судебным приставом, после чего передается для исполнения судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Решение суда или судьи о приводе направляется для исполнения в районное или межрайонное подразделение судебных приставов, а в неотложных случаях вручается судебному приставу прямо в зале судебного заседания. Определение суда или постановление судьи о приводе участника процесса не нуждается в утверждении со стороны старшего судебного пристава .

Охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений тесно связана с деятельностью судебного пристава по поддержанию общественного порядка в судебных помещениях, предупреждению и пресечению всевозможных правонарушений, задержанию правонарушителей. Все эти действия в конечном счете призваны обеспечить установленный порядок деятельности судов не только при рассмотрении и разрешении дел, но и в повседневной работе судей и аппарата суда по приему граждан, подготовке дел к слушанию и т.д. Эти вопросы будут раскрыты во второй главе данной выпускной работы.

Обязывая судебных приставов обеспечивать охрану судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, закон тем самым определил и пространственные рамки этого направления их деятельности.

Охране подлежит само здание суда, а при необходимости - подходы и подъезды к нему, хозяйственные блоки и помещения вспомогательного назначения. Отдельно охраняются совещательные комнаты и судебные помещения. К последним относятся прежде всего залы судебных заседаний, кабинеты судей, комнаты для свидетелей, камеры для содержания под стражей подсудимых, канцелярия, архив, другие помещения в здании суда. Порядок охраны, тактика действий судебных приставов в обычных и экстраординарных ситуациях регламентируются ведомственными нормативными актами и специально разработанными на этот счет рекомендациями.

Охрана зданий судов не преследует цели ограничить возможность обращения населения к правосудию. Любой гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в любой суд на территории Российской Федерации, и никто не может помешать ему воспользоваться своим конституционным правомочием. Охрана здания суда должна обеспечивать возможность нормального рассмотрения всех категорий судебных дел. Связанные с этим ограничения входа граждан в здание суда должны носить разумный характер и ни в коем случае не ущемлять их конституционных прав на доступ к правосудию.

Деятельность судебных приставов по охране суда, свидетельских комнат и судебных помещений неразрывно связана со временем работы суда. Об этом прямо сказано в ст.11 Закона «О судебных приставах». В ночное время здания судов должны охраняться силами специализированных охранных предприятий, в частности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, негосударственными охранными структурами и т.д. Только в исключительных случаях, когда имеется информация о возможном проникновении в здание суда в ночное время, в других нештатных ситуациях охрана службой судебных приставов может производиться в круглосуточном режиме работы.

В целях обеспечения безопасности судей, охраны зданий и помещений судов в течение всего судебного процесса, который может продолжаться и сверх рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни предлагаем закрепить на законодательном уровне круглосуточный режим рабочего времени судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Охрана зданий и помещений суда является гарантом общественного порядка, который должен быть обеспечен судебным приставом. Ни одно правонарушение, совершенное в здании суда, не должно оставаться безнаказанным. Тем более такие правонарушения, которые вносят дезорганизацию в отправление правосудия, демонстрируют явное неуважение к суду, подрывают престиж судебной власти. К числу подобных правонарушений закон относит предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях проявление неуважения к суду. В первом случае речь идет об административном проступке, суть которого в судебном процессе может выражаться в таких действиях, как неподчинение распоряжениям председательствующего, нарушение порядка во время судебного заседания, а равно в совершении действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. Во втором - о преступлении, объективная сторона которого выражается в оскорблении участников судебного разбирательства, т.е. действиях, умаляющих честь и достоинство лиц, участвующих в судебном процессе.

Закон требует от судебного пристава предупреждать такие действия, не допускать их как со стороны участников процесса, так и присутствующих в зале граждан. Только в том случае, когда судебный пристав действует четко и умело, немедленно реагирует на чей-то выкрик в адрес адвоката или прокурора, на громкий или чуть слышный комментарий к вопросу судьи и т.п., можно говорить о превентивном воздействии на потенциальных правонарушителей.

Может, однако, случиться и так, что судебному приставу придется пресекать совершенное преступление или правонарушение, выявлять и задерживать правонарушителей порядка. И здесь также необходимы грамотные и решительные действия, позволяющие в минимальные сроки восстановить нарушенный порядок и продолжить расследование дела.

Интересами участников судебного процесса и граждан обусловлены обязанности судебного пристава проверять подготовку судебных помещений к заседанию. Касается это не только судебных помещений в здании суда, но и тех аудиторий, которые используются при рассмотрении дел в выездных заседаниях. Судебный пристав в подобных случаях должен быть заранее извещен о том, где состоится выездное заседание суда, какое дело будет слушаться, в какое время, какая ориентировочно публика будет присутствовать на заседании, а также о наличии подсудимых и избранных им мерах пресечения, если это дело уголовное. С учетом полученной информации, он должен ознакомиться с помещениями, сделать вывод о возможности или невозможности обеспечить установленный порядок в деятельности суда и доложить об этом старшему судебному приставу и судье, в чьем производстве находится дело.

Непосредственно перед началом судебного процесса он обязан проверить готовность судебного помещения к заседанию, убедиться в отсутствии в зале суда посторонних предметов, неисправной мебели, в наличии атрибутов судебной власти и т.д. .

Как правило, с выездными заседаниями суда связывается обязанность судебного пристава по поручению судьи доставить к месту проведения судебного процесса уголовное дело и вещественные доказательства, обеспечивая их сохранность. Такие поручения могут последовать и при рассмотрении дела в здании суда, когда, например, кабинет судьи не имеет прямого сообщения с залом заседаний, а вещественные доказательства хранятся в специально оборудованном для этой цели помещении. В каждом конкретном случае речь идет о принятии повышенных мер безопасности по охране самого уголовного дела. Связано это прежде всего с ростом организованной преступности, попытками заинтересованных лиц воспрепятствовать нормальному ходу процесса путем уничтожения уголовного дела или отдельных его томов и наиболее важных вещественных доказательств.

Одним из важнейших направлений деятельности судебного пристава является взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста России и милиции по конвоированию лиц, содержащихся под стражей. Целью такого взаимодействия является охрана подсудимых и обвиняемых, содержащихся под стражей, и обеспечение их безопасности.

В соответствии с УПК РФ обвиняемый (подозреваемый), его защитник или законный представитель вправе принести жалобу на применение органом дознания, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения. Кроме того, обвиняемый, находящийся под стражей, может принести такую же жалобу и на решение должностных лиц, ведущих процесс, о продлении срока содержания под стражей. Администрация следственного изолятора в течение 24 часов обязана направить эту жалобу в суд. В течение трех суток со дня получения материалов от органов дознания, следователя и прокурора, в которых обосновывается правомерность избранной меры пресечения, судья обязан вызвать в заседание лицо, содержащееся под стражей, и с участием прокурора, а также защитника и законного представителя, если они участвуют в деле, провести судебную проверку законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей. Участие в заседании лица, содержащегося под стражей, признано обязательным. Лишь в исключительных случаях, когда арестованный ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании, рассмотрение жалобы проводится без его участия.

Местом проведения такой проверки является районный суд, на территории которого находится следственный изолятор. Для рассмотрения жалоб на заключение под стражу, а также на продление срока содержания под стражей специально выделяются несколько судей. Судебная проверка законности и обоснованности факта проводится в закрытом судебном заседании, как правило, в одних и тех же залах. С учетом всех этих обстоятельств должен строиться механизм взаимодействия судебного пристава с конвоем.

Несмотря на то, что судебное заседание длится не более одного-двух часов, взаимодействие с конвоем не ограничивается только этим временем. В планах обязательных мероприятий, в инструктивных материалах предусмотрены действия каждой из сторон на этапе доставки в суд, в ходе самого судебного заседания, а также после оглашения судьей принятого решения.

При рассмотрении судом дела по первой инстанции взаимодействие судебного пристава с конвоем носит более долгосрочный характер. Отдельные дела могут быть предметом рассмотрения на протяжении недель и месяцев. Это, естественно, не может не учитываться при организации взаимодействия судебного пристава с конвоем. Дела об опасных преступлениях, совершенных организованными преступными группировками с большим количеством пострадавших и их законных представителей, должны обязательно сопровождаться планами совместных действий как по вопросам охраны подсудимых, так и их безопасности.

При этом запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

Во всех случаях возможного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав обязан:

  • 1. Предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным.
  • 2. Применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным.
  • 3. Обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
  • 4. Устранить угрозы жизни и здоровью присутствующих в суде лиц.

О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Как государственный служащий судебный пристав обязан:

  • 1. Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  • 2. Добросовестно исполнять должностные обязанности.
  • 3. Обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.
  • 4. Исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей, отдаваемые в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных .

Следует иметь в виду, что исполнение незаконного приказа или распоряжения будет влечь для судебного пристава соответствующую ответственность. Малейшее сомнение в правомерности полученного приказа должно повлечь адекватную реакцию: судебный пристав обязан письменно проинформировать о возникших сомнениях своего непосредственного начальника и руководителя, отдавшего этот приказ. Только после письменного подтверждения приказа можно приступать к его исполнению. Однако ни при каких обстоятельствах не исполнять приказа, содержанием которого является уголовно наказуемое деяние.

К обязанностям судебного пристава относится соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, требований должностных инструкций, порядка работы со служебной документацией. Он обязан также хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. На протяжении всего периода службы судебный пристав обязан поддерживать такой уровень квалификации, который позволит ему на достаточном уровне исполнять свои обязанности.

На судебного пристава, как и на любого другого государственного служащего, распространен ряд ограничений. Ему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если только это не педагогическая, научная или иная творческая работа, он не вправе быть депутатом законодательного органа власти или местного самоуправления; лично или через доверенных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц, получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) связанные с исполнением должностных обязанностей; принимать участие в забастовках .