Частная космическая компания даурия аэроспейс. "даурия аэроспейс" завершает сборку спутников для роскосмоса. Партнеры по космосу

14 июля 2017 года с космодрома “Байконур” была запущена ракета-носитель “Союз-2.1а” с полезной нагрузкой из большого спутника “Канопус-В-ИК” и 72 малых космических аппаратов, тем самым установив новый рекорд для отечественной космонавтики по количеству одновременно выводимых в космос КА.

Так начинается статья на GT. Статья посвящена одному из этих 72 малых спутников - КА «Маяк» типа 3U CubeSat (Московский Политехнический Университет). Об этом спутнике рассказывала статья на GT еще до запуска, а в комментариях к ней было не мало сломано копий. Спутник был запущен по контракту ОАО «Главкосмос». Так же по контракту в этот запуск были выведены отечественные КА «Искра-МАИ-85» типа 3U CubeSat (Московский Авиационный Институт) и КА «Эквадор UTE-ЮЗГУ» типа 1U CubeSat (Юго-Западный Государственный Университет).

Два спутника в этой группе были запущены по федеральным контрактам:


Спутники Даурии должны были быть запущены еще в 2015-м. Процесс создания спутников был громким - , сопровождался взаимными обвинениями и претензиями.

На орбиту запущены два спутника, собранные частной российской компанией по госзаказу. Запуск должен был состояться еще в 2015 г., но был отложен. «Роскосмос» дважды подавал на подрядчика в суд за невыполнение работ в срок, но и сам получил в ответ иск на 86 млн руб.

В последний раз «Роскосмос» судился с «Даурия Аэроспейс» в марте 2017-го - :
Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению заявление госкорпорации «Роскосмос» к частной космической компании Dauria Aerospace о взыскании неустойки за нарушение сроков исполнения контракта в размере 16,5 млн рублей, говорится в материалах суда.

Предварительное судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 17 мая. В Dauria Aerospace подтвердили наличие иска со стороны госкорпорации.

«В рабочем порядке у нас не получилось прийти к соглашению о размере штрафа. Мы по-разному с заказчиком трактуем причины задержки сдачи первого этапа выполнения госконтракта. Свою позицию готовимся отстаивать в суде. Ожидаем, что суд объективно подойдет к рассмотрению нашего вопроса и примет справедливое решение», - сказал RNS представитель компании.


Справедливости ради можно сказать, что «Роскосмос» не имеет зуб конкретно на «Даурия Аэроспейс».
Понять Роскосмос в какой-то степени тоже можно. Если будут срывы сроков, не прикрытые бумажками, то к ним постучатся сверху другие контролёры. Да и денег с регулярным сокращением финансирования федеральной космической программы на всё не хватит в любом случае. После получения статуса госкорпорации у Роскосмоса появились свои обязанности по выполнению 44-ФЗ, в рамках которого размещают заказы на предприятиях и институтах. Основной бич космонавтики - бюрократия и закоснелость системы госуправления в целом. Роскосмос не может просто так взять и раздать гранты на создание чего-то нового нескольким компаниям, а потом выбрать лучший результат, подобно NASA.

Интересно, что в тот же промежуток времени на Hh.ru была размещена вакансия :
Компании ООО «НПП ДАУРИЯ» требуется инженер-радиоэлектронщик для выполнения работ по проектированию и разработке антенно-фидерных систем (АФС) и бортовых радиокомплексов (БРК) космических аппаратов (КА), подбору бортового и наземного радиооборудования для обеспечения каналов связи, расчёту энергетических бюджетов каналов связи, проектированию радиоэлектронных устройств и схем КА, участию в испытаниях радиочастотных трактов космических аппаратов и их составных частей.

Обязанности:

  • проектирование и сопровождение антенно-фидерных систем и радиокомплексов разрабатываемых в компании КА, а также для наземных комплексов управления (спутники ДЗЗ, спутники-ретрансляторы, прочие КА), ведение на предприятии направления по радиокомплексам;
  • проектирование антенн с заданными параметрами в программных продуктах и их дальнейшее изготовление (сопровождение на стороннем производстве);
  • проведение расчётов, связанных с радиочастотным трактом КА, включая расчёт энергетического бюджета радиолинии КА, анализ ЭМС с другими КА на ГСО, анализ уровня плотности потока энергии сигнала на входе приёмника, прочие расчёты;
  • разработка программ-методик испытаний радиооборудования и радиочастотных трактов, подбор испытательной базы, проведение испытаний АФС и БРК, включая:
  • испытания параметров радиотрактов в безэховой камере;
  • измерение параметров антенн в ближней и дальней зоне;
  • измерение и отладка параметров высокочастотных активных и пассивных устройств: фильтров, усилителей, генераторов, конвертеров, сумматоров, мультиплексоров, фазовых вращателей, согласующих устройств и т.д.
  • непосредственное участие в испытаниях радиочастотных трактов, написание отчётов по результатам испытаний с рекомендациями о доработках;
  • подбор активных и пассивных компонентов, формирующих радиочастотный тракт, на основе отечественной и зарубежной элементной базы;
  • проектирование и разработка радиочастотных приборов и приёмопередающих устройств, в том числе на основе DSP и SDR, в случае такой необходимости (не является основной задачей);
  • участие в электрорадиотехнических испытаниях (ЭРТИ) КА в целом и его составных частей;
  • работа с таким контрольно-измерительным оборудованием, как спектроанализаторы, измерители мощности, измерители КСВН, генераторы сигналов и шумов, векторные анализаторы цепей;
  • разработка документации по ЕСКД и ГОСТ;
  • мониторинг состояния разработки радиоэлектронных устройств и отдельных ЭРИ у отечественных и зарубежных производителей, формирование рекомендаций по модернизации применяемых в компании технических решений.

Казалось бы после запуска должна появиться статьи c первыми фотографиями, новости об успешном запуске и закрыть этот скандальный вопрос. Но в СМИ была тишина. На ФБ мое внимание привлекло общение пользователей, имеющих отношение или связи в российской космонавтике. Общение на тему Даурии можно описать как «хихикали, подмигивали и толкали друг друга локтями в бок», перебрасываясь непонятными фрагментами фраз о неких сотрудниках Даурии.

Вернувшись почти месяц спустя из Евпатории, я не увидел никаких новостей ни на оффсайте Даурии, ни в СМИ. Только всё те же лица на ФБ уже упоминали некую внештатную ситуацию.

В это же время под статьей «Большой полет маленьких спутников» на GT появился комментарий

Как сообщил «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли, космические аппараты МКА-Н после штатного выведения на орбиту по неизвестной причине не смогли включиться и специалистам уже больше месяца не удается выйти с ними на связь. Пока спутники не признаны потерянными.

Средства выведения отработали штатно. Пусковые контейнеры с этими спутниками также отработали штатно, что подтверждают данные телеметрии. Однако на связь аппараты не вышли. В настоящее время специалисты «Роскосмоса» и компании «Даурия Аэроспейс» продолжают делать попытки связаться с космическими аппаратами. Причины технического сбоя пока никому не понятны, - сообщил источник «Известий».


В «Роскосмосе» воздержались от любых комментариев, не подтвердив и не опровергнув информацию о нештатной ситуации с аппаратами.

Несколько других источников «Известий» также подтвердили, что знают о нештатной ситуации со спутниками МКА-Н. Источник, близкий к «Роскосмосу», сообщил «Известиям», что в госкорпорации будут изучать вопрос о предъявлении финансовых претензий к разработчику аппаратов «Даурии Аэроспейс», если технические проблемы не удастся решить.


Источник «Известий» достаточно интересный персонаж, я давно обратил внимание, что под такой формулировкой «Известия» публикуют почти всегда достоверные утечки из недр «отечественного космоса». Для меня это был четкий «звоночек».

Спустя неделю 29 августа 2017 на оффсайте Даурии появилась публикация «ДАУРИЯ АЭРОСПЕЙС» ИЩЕТ ПРИЧИНЫ НЕШТАТНОЙ СИТУАЦИИ СО СПУТНИКАМИ МКА-Н

… Сотрудниками компании проделан значительный объём работ по вхождению в связь с космическими аппаратами. Проведена модернизация наземных станций связи компании. К работе привлекаются как наши штатные и нештатные средства управления, так и дополнительные средства наших партнёров и коллег. Мы им благодарны за оказываемую поддержку и содействие. Однако с сожалением должны констатировать, что связь с МКА-Н установить не удается.

Спутники находятся на штатной солнечно-синхронной орбите, поэтому работа по вхождению в связь с ними будет продолжаться.

В настоящий момент специалисты «Даурии Аэроспейс» рассматривают несколько возможных причин нештатной ситуации и порядок дальнейших действий. В числе рабочих гипотез происшествия рассматриваются как внутренние причины, связанные с конструкцией аппаратов, качеством компонентов и программного обеспечения, так и вероятность внешнего воздействия.

С целью выяснения всех обстоятельств и выяснения причин нештатной ситуации с МКА-Н наша компания открыто обращается ко всем организациям и коммерческим компаниям, чьи космические аппараты выводились в этом пуске:

Мы понимаем, что соображения коммерческой тайны или авторитета организации не располагают к полной открытости. Мы сами ждали 40 дней в надежде, что произойдет чудо, и спутники «воскреснут». Возможно, в процессе отделения ваших космических аппаратов, или во время установления с ними связи, или в ходе дальнейшей деятельности вами были выявлены какие-либо отклонения от нормы в их работе? Эта информация очень помогла бы «Даурии Аэроспейс» в определении причин проблемы с МКА-Н. Мы приглашаем к диалогу и обсуждению в той форме, какая устроит все стороны.


В «Главкосмосе» пока не знают о причинах почему спутники, запущеные по федеральным контрактам, не выходят на связь.
Иначе руководитель пусковых программ «Главкосмоса» оценивает ситуацию со спутниками российских разработчиков. «Это их первый опыт в разработке кубсата, - сказал он. - Может, что-то случилось со стороны разработки, или с компонентами, или с наземными станциями».

Ранее Space News сообщило, что из 73 спутников, запущенных на «Союз-2.1а», два американских оказались на незапланированных орбитах, а четыре российских не выходят на связь. Это два кубсата от Dauria Aerospace - собранный на краудфандинговые средства «Маяк» и студенческий «Искра-МАИ-85» Московского авиационного института. Позднее вуз открестился от неполадок со своим аппаратом.


В качестве итога. Впереди вырисовывается еще один судебный иск «Роскосмоса» к «Даурия Аэроспейс», в котором Даурия будет отстаивать позицию исправности своих аппаратов, прошедших предполетные испытания, и аргументировать к форсмажорным обстоятельствам - «в процессе отделения ваших космических аппаратов, или во время установления с ними связи, или в ходе дальнейшей деятельности вами были выявлены какие-либо отклонения от нормы в их работе».

Пока эта ситуация напоминает старый анекдот:

… Молодой специалист говорит наставнику:
- Что же вы молчите, ведь у нас куча недоделок, ракета не взлетит!
- Сиди и молчи!
Семь, шесть…
- Сейчас же взорвется, я сам сообщу!
- Поверь моему опыту, сиди и молчи.
Четыре, три… Тут вскакивает представитель еще одной фирмы и кричит:
- Остановите запуск, у нас есть недоделки!
Тогда опытный специалист говорит молодому:
- Вот видишь, по их вине сорван запуск ракеты.

Остается надеяться, что частная космонавтика в РФ на этом инциденте не закончится.

Теги:

  • космонавтика
  • даурия
  • даурия аэроспейс
  • частный космос
  • Космос
  • спутники
Добавить метки

Dauria Aerospace («Даурия Аэроспейс») - частная российская космическая компания. Офис и сборочная площадка расположена в Технопарке «Сколково» в Москве. До 2014 года имела подразделения в Германии и США . В начале 2015 года производственная деятельность была практически свернута везде кроме России . Президент Михаил Кокорич. Генеральный директор российского подразделения Сергей Иванов.

Общие сведения

Компания основана в 2011 году. Лицензия Роскосмоса на осуществление космической деятельности получена в 2012 году.

Компания занимается созданием небольших космических аппаратов (спутников) и продажей комплектующих для них. Сотрудничает с Роскосмосом выполняя госзаказ на производство двух спутников стандарта CubeSat и универсального средство размещения и отделения (пусковые контейнеры) . Одной из первых российских частных организаций смогла запустить частные спутники на орбиту Земли . Два своих спутника компания продала американской Aquila Space в конце 2015 года, тем самым получив первый доход от своей деятельности. Также Dauria Aerospace привлекла инвестиции 20 миллионов долларов от венчурного фонда I2bf в 2013 году . В 2014 году компания получила грант Фонда Сколково , на условиях софинансирования, в размере 150 млн рублей на разработку спутника Auriga .

Компания ориентируется на международный рынок, состоит в международной организации производителей и операторов космических аппаратов PanGeo Alliance , заключала соглашения о разработке спутников для индийской телекоммуникационной компании Aniara , ведет переговоры о совместном предприятии с китайским венчурным фондом Cybernaut .

Направления работы

Напишите отзыв о статье "Dauria Aerospace"

Примечания

Ссылки

  • Russia Tries Becoming Market For The Next SpaceX . Статья в Forbes

Отрывок, характеризующий Dauria Aerospace

Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.

Партнёр Фонда «Сколково», российская частная космическая компания "Даурия Аэроспейс" заканчивает сборку двух сверхмалых космических аппаратов МКА-Н. Спутники создаются по государственному контракту, который компания выиграла в 2012 году. 26 Октябрь 2015, 12:27

Сумма госконтракта - 310 млн руб. Она включает в себя разработку и производство двух космических аппаратов МКА-Н, а также системы размещения и отделения от разгонного блока. Основа этой системы - специальные контейнеры, которые подходят для размещения нано- и микроспутников стандарта CubeSat размерностью от 1U (10х10х10 см), до 6U (10х20х30 см). Контейнеры упрощают процедуру размещения и выведения попутной нагрузки при запусках больших аппаратов и кораблей.

Сергей Иванов, Генеральный директор компании «Даурия Аэроспейс» : "Госконтракт на спутники МКА-Н - важное событие для российской частной космонавтики. Фактически это первый, и пока единственный, полноценный заказ государства на космические аппараты, изготовленные частной компанией. Сейчас уже немало компаний трудятся на субподряде в интересах Роскосмоса, но мы являемся поставщиками конечного изделия - двух спутников и системы отделения. От того, как мы справимся с этой задачей будет, во многом, зависеть отношение государства к российской частной космической инициативе. И к своей работе мы подходим со всей ответственностью и пониманием оказанного доверия".

Если на Западе инициативу по освоению и использованию космоса все активнее захватывают частные компании, то в России бизнес только начинает проникать в эту сферу. Развитием «частного космоса» у нас занимается пока лишь несколько компаний. Среди них - «Даурия Аэроспейс», которая уже сконструировала, собрала и запустила на орбиту три частных спутника. Об окупаемости бизнесмены пока не мечтают, но в портфеле компании уже есть несколько государственных и частных заказов стоимостью до 200 млн долларов.

Физики-бизнесмены

Три основателя «Даурии Аэроспейс» - Михаил Кокорич, Сергей Иванов и Дмитрий Хан - знакомы больше 20 лет. Они вместе учились в физико-математической школе при Новосибирском государственном университете, вместе поступили на физический факультет НГУ. «Идейный лидер и основатель компании «Даурия Аэроспейс» - Михаил Кокорич. Мы с Дмитрием его младшие партнеры», - уточняет Сергей Иванов, генеральный директор «Даурии».

«Впервые я заметил Мишу на Всероссийской олимпиаде по физике. Тогда Кокорич, яркий и запоминающийся парень, занял 1-е место, а я остался где-то в середине списка», - с улыбкой вспоминает Сергей.

После выпуска из университета будущие партнеры ушли в разные области, но продолжали общаться. Иванов 13 лет строил карьеру менеджера в холдинге «Солнечные продукты» (производство подсолнечного масла и майонеза), стал генеральным директором компании, переехал в Москву. Уволившись в 2010 году, он хотел начать новую наемную историю, но обстоятельный разговор с давним другом и на тот момент уже опытным бизнесменом Кокоричем заставил Сергея кардинально сменить сферу деятельности.

Михаил же еще с 4-го курса шагнул в пропасть предпринимательства: перепробовал массу разных дел -от торговли калькуляторами до производства топлива для космических аппаратов. Одним из его успешных проектов стала сеть магазинов, торгующих товарами для дома «Чудодом», которая влилась в липецкую «Уютерру».

В 2010 году Кокорич стал основным владельцем и генеральным директором «Техносилы» - одной из крупнейших сетей, торгующих электроникой и бытовой техникой. После кризиса сеть переживала не лучшие времена, но Кокоричу удалось посадить за стол переговоров всех кредиторов, реструктуризовать долг и сократить его с 700 млн долларов до 200. В 2012 году Михаил решил продать «Техносилу». В этот момент к нему уже присоединился Сергей Иванов, который вместе с Михаилом готовил сделку по продаже. После успешного завершения истории с «Техносилой» Кокорич рассказал Иванову о задумке развивать «частный космос».

«Сначала к идее запускать спутники я отнесся довольно скептически, но решил рискнуть. На тот момент я был готов заняться любым делом, главное, чтобы команда была хорошей», - рассказывает Сергей. В том же 2012 году к ним присоединился Дмитрий Хан, который после учебы ушел в инвестбанкиры и основал собственный венчурный биотехнологический фонд Rostock Biotech One.

Официально холдинговая компания «Даурия Аэроспейс» была зарегистрирована в октябре 2011 года. Ее главной составляющей стала дочерняя компания «Научно-производственное предприятие Даурия», расположившаяся в Сколково. С начала следующего 2012 года команда приступила к работе. Собственные стартовые инвестиции троих предпринимателей составили порядка 10 млн долларов.

Первый проект

Начали с поиска партнеров. На конференции 2012 года в Йоханнесбурге Кокорич познакомился с тогдашним главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным и с будущими руководителями зарубежных компаний, которые теперь входят в группу «Даурия Аэроспейс» - Вей Саном (США) и Манфредом Кришке (Германия).

Немецкая компания CloudEO представляет собой своеобразный маркетплейс, этакий спутниковый App Store, в котором разрабатываются программы для обработки космоснимков, полученных со спутников «Даурии». Там присутствуют и сторонние разработчики, которые предлагают свой продукт заказчикам, а доход от его продажи делят с CloudEO.

Американская Canopus Systems US была основана весной 2012 года. Кроме разработки спутников, там производятся некоторые компоненты для космических аппаратов. Но с этой частью компании российское подразделение разделено «китайской стеной»: работа строится по схеме «заказчик - поставщик». Юридически это отдельные партнерские проекты, в которых «Даурия Аэроспейс» присутствует в роли инвестора.

Первым проектом, за который взялись в российском офисе «Даурии», стал спутник малых размеров DX1. Над созданием программного обеспечения, конструированием, импортом нужных деталей, их интеграцией и сборкой в течение двух лет трудились 12 человек. 30% деталей DX1 родом из России, остальные ввезены из-за рубежа. Общую стоимость разработки в компании оценивают в 3 млн долларов, еще около 2 млн ушло на решение организационных вопросов новорожденной компании и создание инфраструктуры. Самая дорогая часть разработки - собственное программное обеспечение.

Задача была экспериментальной - создать первый в России частный спутник и проверить технологию «на прочность». О каких-то полезных функциях тогда речи не шло, но, чтобы не отпускать спутник на орбиту «пустым», инженеры установили на нем датчик АИС (Автоматической идентификационной системы). Он определяет местоположение водных судов и отсылает полученные данные на землю. В зависимости от расположения страны на карте данные могут обновляться от 1 до 15 раз в сутки. Преимущество такой системы перед береговыми станциями, которые обычно берут на себя эти функции, в большем территориальном охвате - с берега «засечь» корабль, который отплыл от суши дальше, чем на 70 км, невозможно.

Уже после запуска спутника на данные этой нехитрой системы нашлись заказчики. Оказалось, что государственным структурам интересно, кто бороздит российские территориальные воды. Подразделение Министерства транспорта - ФГУП «Морсвязьспутник» - заключило с «Даурией» контракт на получение АИС-данных. Иностранных партнеров в этой области у «Даурии» пока нет, но потенциально ими могут оказаться Индия, Канада и Норвегия.

Первые инвестиции

Параллельно с созданием первого спутника компания готовилась к получению гранта от фонда «Сколково».

«Деньги «благополучно» прошли мимо нас. Виной было амбициозное убеждение «если не нам, то кому?» Мы, честно говоря, недостаточно хорошо подготовились», - признается Сергей Иванов. Но эта грустная для «Даурии» история превратилась в катализатор отношений со «Сколково»: фонд стал ключевым партнером компании и сдал ей в аренду гектар земли в своем технопарке. Там «Даурия» планирует построить собственное производство и основать центр разработок.

Следующий опыт привлечения средств оказался успешнее - в октябре 2013 года «Даурия» получила инвестиции от международного фонда I2BF в размере 20 млн долларов. Работа над DX1 завершилась в начале мая 2014 года, но старт состоялся только в июле.

«К сожалению, мы не завоевали титул первого российского проекта, запустившего частный спутник, его перехватила компания «Спутникс». Соперничество в частном космосе бывает разве что за титулы - всем хочется быть «первым» и «самым»», - рассуждает Иванов. - Реальной конкуренции на российском космическом рынке не существует. Каждый выполняет свою работу, крупные заказчики обычно идут к определенному игроку, поэтому драться за них бессмысленно».

Партнеры по космосу

Так, компания «Спутникс» тоже занимается разработкой, сборкой и запуском малых космических аппаратов. Но при выполнении заказов «Спутникс» старается производить все составляющие на собственном станке или отправляет чертежи деталей на заводы, а если такой возможности нет, закупает комплектующие у других российских производителей.

«В этом наше основное отличие от «Даурии» - мы стараемся сосредоточить все этапы производства спутников внутри страны. «Даурия» использует западный подход, который делает упор не на технологии, а на сервис. Спутники для них - инструмент для получения данных, продажа которых и генерирует доход компании», - рассказывает технический директор «Спутникса» Станислав Карпенко.

Поэтому конкурентами «Даурию» в компании не считают. Она скорее может быть заказчиком «железных» разработок «Спутникса».

«Спутникс» прошел путь от отдела материнской компании «СканЭкс» до самостоятельного проекта. Основным проектом стал технологический демонстратор «ТаблетСат-Аврора» - тот самый первый российский спутник, запущенный частной компанией. На его разработку компания потратила около 1 млн инвестированных долларов. В качестве полезной нагрузки на нем установлена камера.

В работе у «Спутникса» сейчас несколько новых заказов. Компания ведет переговоры с Роскосмосом, в сотрудничестве с которым планирует заниматься научно-исследовательской работой в области малых космических аппаратов. У компании есть и частные заказчики: один из партнеров предложил «Спутниксу» стать консультантом в деле системного проектирования космических препаратов. Сделка сейчас на стадии переговоров. По словам Карпенко, стоимость получаемых «Спутниксом» заказов колеблется в рамках нескольких миллионов рублей.

Еще один игрок этого рынка - компания «Совзонд», которая занимается космическим мониторингом (анализирует изменения получаемых со спутников данных) и поставкой космической съемки. Основная область деятельности - разработка ПО и облачных технологий для анализа данных дистанционного зондирования земли. Среди крупных проектов «Совзонда» - атлас земель сельхозназначения и система дистанционного мониторинга земель, выполненная по заказу Минсельхоза, прототип геоинформационной системы «Леса России», разработанный для Рослесхоза. Представитель «Совзонда» «Даурию» конкурентом не считает: компании работают по схеме «заказчик - исполнитель». «Нас можно назвать партнерами, но никак не конкурентами. Мы не занимаемся сборкой спутников. С этой целью мы обращаемся к другим компаниям, в том числе и к «Даурии», которая в настоящий момент работает над нашим заказом. Проект должен быть завершен к 2018 году», - объясняет представитель «Совзонда».

Информация с орбиты

Кроме DX1 на орбите сейчас находится еще одно детище «Даурии» - два наноспутника Perseus-M. Этот совместный с американским подразделением компании проект несет в себе больше инноваций: помимо полезной нагрузки ввиде того же блока АИС, он оборудован передатчиком, который обеспечивает отправку данных на землю со скоростью до 40 Мбит/сек - почти как у домашнего Wi-Fi, только данные проделывают путь 600 км. Проект решает важную для всех малых аппаратов проблему: современные спутники научились быстро собирать данные, а вот такая же резвая передача их на землю до сих пор вызывала затруднения.

К 2018 году «Даурия» планирует запустить еще восемт наноспутников Perseus-О, только с полезной нагрузкой в виде камер. Этот «космический видеорегистратор» позволит за несколько суток получить полную картину всей суши земли и обновлять информацию практически еженедельно.

Еще два аналогичных заказа сейчас выполняются по заказу Роскосмоса. Но впредь сотрудничать с государственными структурами «Даурия» не хочет: слишком много проблем с многоступенчатым согласованием и бумажной волокитой.

В портфеле «Даурии» есть и крупный частный заказ от индийской компании Aniara Communications на два геостационарных спутника весом до 1 тонны. С его помощью услуги спутникового вещания в некоторых регионах можно удешевить в несколько раз. Стоимость заказа - 200 млн долларов (государственные заказы, над которыми работает «Даурия», оцениваются в 10 млн долларов).

«На производство индийского спутника мы возлагаем большие надежды - проекты DX1 и Perseus-M воспринимаются в профессиональной среде с некой иронией: мол, такое могут смастерить даже студенты, а в Америке и школьники. Геостационарные разработки - это выход на качественно новый уровень», - говорит Иванов.

«Даурия» продолжает заниматься и собственными разработками: на создание спутника «Аурига», снабженного телескопической камерой фонд «Сколково» выделил грант 150 млн рублей. «Аурига» сможет передавать изображения земли разрешением до 2–3 метров. После завершения пилотного проекта «Даурия» собирается создать большую партию таких спутников и запустить на орбиту до 60 экземпляров «Ауриги».

В ожидании прибыли

«Мы не говорим, что открыли в России частный космос. Но мы создали первую привлекательную для инвесторов космическую компанию - раньше для фондов вложения в строительство частного спутника были страшным сном - и рассказали среднестатистическому россиянину, что за зверь такой, этот частный космос. Ведь, просматривая программу по спутниковому ТВ, мало кто задумывается, как изображение попадает на экран телевизора», - объясняет Иванов.

До середины 2000-х, когда в прессе прогремела новость о возможности космического туризма, массовый потребитель знать не знал о подобных «Даурии» компаниях. Мировые компании тем временем скромно строили многотонные геостационарные спутники, запускали многомиллионные проекты, зарабатывали десятки миллиардов долларов на телекоммуникациях.

По словам генерального директора «Даурии», годовой объем рынка спутниковых технологий в мире - 200 млрд долларов, и только половину этой цифры формируют государственные компании.

Преимущество «Даурии» в том, что ею руководят бизнесмены, считает Сергей Иванов. Ведь перед создателями сферы «частного космоса» стоят две важные задачи: внедрять новые технологии и монетизировать их. «Даурия» стремится к самоокупаемости, но, учитывая масштабы стартовых вложений, скорого выхода «в ноль» не ждет. По данным системы СПАРК, чистый убыток компании ЗАО «Даурия Аэроспейс» в 2013 году составил 153 млн 143 тыс. рублей, в то время как чистая прибыль компании «Совзонд» зафиксировалась на уровне 3 млн 372 тыс. рублей, компании «СканэЭкс» - 1 млн 931 тыс. рублей за тот же период. Но есть и оптимистичные прогнозы: в 2015 году «Даурия» планирует подсчитать первую прибыль от продажи данных, которые передают спутники на орбите.