Занятие в саду по правам ребенка. Конспект занятия «Ваши права, дети! По познавательному развитию

Тема занятия: «Я – ребенок, имею право».

Закрепление знаний детей о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут (право на жизнь, право на имя и гражданство, право на медицинский уход, право на образование, право на отдых и досуг, право на защиту, право на свободу).

Развитие умения анализировать, рассуждать, делать выводы.

Формирование уважительного, заботливого отношения к близким, родным людям.

Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия.

Развитие правого мировоззрения и представления о нравственности.

Воспитание сочувствия, желания помочь другим людям.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение.

По извилистой дорожкеШли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,В путь дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и детиО правах, что защищают их на свете.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о правах детей, то есть о ваших правах. Права – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста. Но, к сожалению, в разных странах люди живут по–разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции и не нарушать их.

Раздается стук и в дверь осторожно просовывается большой конверт.

Воспитатель (выглядывает за дверь, затем обращается к детям) : Что за чудеса? За дверью никого нет, а конверт нам передали! На нем и адрес есть. Давайте прочитаем, кому это письмо предназначено. (Читает). «SOS! Срочно. Куда: Россия, Московская область, г. Лыткарино, квартал 3а, дом 14. Кому: Воспитанникам подготовительной к школе группы № 5. Откуда: Сказочная страна». Дети, а кто знает что обозначает «SOS»?(Ответы детей) .

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, что же случилось. «Дорогие ребята, здравствуйте, меня зовут Чипполино. Я пишу вам из Сказочной страны, в которой живу со своим отцом Чипполоне и семью братьями. У нас в стране приключилась беда. Наш правитель принц Лимон хочет, чтобы ему все подчинялись и постоянно вводит новые налоги с населения, которые ущемляют наши права, такие как налог на воздух, осадки и солнце. Противостоять ему могут только те, кто знает Конвенцию «О правах ребёнка», но мы не знаем что это такое. Помогите нам, пожалуйста».Ребята, что будем делать?(Ответы детей) .

Воспитатель: Тогда давайте разбираться по порядку. У меня есть волшебный сундучок, давайте посмотрим, что же в нем находится? (заглядывает в сундучок) Тут какие-то

картинки. Они нам помогут обозначить и узнать лучше свои права. (Достает картинку (приложение № 1, показывает детям). Как вы думаете, какое это право?(Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно. Все дети имеют право на жизнь. У каждого из вас своя жизнь и никто не может покушаться на нее. А кто подарил вам жизнь?(Ответы детей) .

Воспитатель: Каждого человека, появившегося на свет, называют «Дитя мира! ». Вы имеете право дышать, ходить по земле, плавать в морях, летать в небе, учиться, иметь друзей. Вы рождены для того, чтобы быть образованными гражданами своей страны.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 2) : Каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. читаю стихотворение:

Дорожите именем своим –Имена даются не случайно.

В них простая маленькая тайна.Дорожите именем своим!

Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает образец (приложение № 3). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Давайте поиграем в игру «Скажи имя ласково» (проводится игра в кругу, передается мягкая игрушка) .

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 4) : Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь!

читает стихотворение: Если дети заболели,Плохо чувствуют себяИ у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,Слышен детский крик и плач,Вам поможет только врач!

Воспитатель: Ребята, вы имеете право на медицинский уход, чтобы расти здоровыми и крепкими. Но и ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью.

Как, подскажите? (Ответы детей) . Хорошо, молодцы!читает стихотворение:

Медицинский персоналНам здоровье сохранял,

И прививки, и зеленка –Самый лучший друг ребенка!

Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнем и разомнем наши ручки.

Физ. минутка «Все будет хорошо»

Воспитатель: Молодцы, садитесь. (Достает следующую картинку (приложение № 5) : Ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок имеет право учиться в школе, писать, читать. И у вас есть «волшебные друзья», а что это вы узнаете, отгадав загадку:

«Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает».(Ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, книги помогают вам развивать свое мышление, сообразительность, фантазию, а главное, хорошо учиться.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 6) : Ребенок имеет право на отдых и досуг. Каждый ребенок имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни

и заниматься искусством. Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам. Скажите ребята, какие кружки вы посещаете после детского сада?(Ответы детей) .

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 7) : Все дети имеют одинаковые права не зависимо от возраста, пола, религии и цвета кожи. Каждый ребенок имеет право пользоваться родной культурой и родным языком. Россия - многонациональное государство, в котором живут много разных народов: русские, татары, евреи, чуваши, осетины, чукчи и другие. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. Детей разных национальностей учат дружить, ходить друг к другу в гости, вместе играть и учиться.

Воспитатель достает следующую картинку (приложение № 8) : Каждый ребенок имеет право на защиту от физического и психологического насилия. Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Взрослые должны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушаться своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости.

Воспитатель: Ребята, вот мы и показали принцу Лимону, что знаем многое из Конвенции «О правах ребенка». А когда люди знают и выполняют свои права и обязанности, жизнь становится веселей и добрей. Я желаю вам, чтобы в нашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все выполняли свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте о своих обязанностях.

Подведение итогов занятия

  • Обучающие:
  • Развивающие:
  • Воспитывающие:

Материал:

Предварительная работа:

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребёнка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. И мы с вами будем рассказывать о правах зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами. Согласны? Начнём.

II. Основная часть.

1-й конверт.

Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме?

Что означает, иметь право на имя?

Как следует обращаться друг к другу?

Как следует обращаться к взрослому?

А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные иена.

Игра « Шляпа знакомств».

Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

А какой документ подтверждает это?

Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).

2-й конверт.

А следующий конверт откроет….

Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме?

Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?

Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

А как можно назвать маму и папу одним словом?

Кем приходится Маша своим родителям?

У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

Кто Миша дедушке?

Кто Маша бабушке?

Как назвать группу людей, живущих вместе?

Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы - дружная семья»

Ребус «7Я».

Ребята, а здесь ещё одно задание: нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

Правильно, это слово семья.

3-й конверт.

А теперь откроем следующий конверт. А здесь у нас загадка, послушайте.

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)

О каком праве пойдёт речь?

Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Ти поросёнка, Рукавичка).

Какое право нарушено во всех этих сказках?

Молодцы.

4-й конверт.

А мы продолжаем нашу консультацию. …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).

Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

Как назвать эти предметы, одним словом?

Верно, школьные принадлежности.

Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

Кто обучает вас здесь в детском саду?

А кто будет вас обучать в школе?

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье - свет, … а неученье - тьма.
  4. Тяжело в ученье - … легко в бою.

Физминутка.

Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.

5-й конверт.

О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)

Послушайте стихотворение К.И. Чуковского «Барабек».

Почему у Робина Бобина заболел живот?

Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).

Кто из вас нуждается в скорой помощи?

Кто будет вызывать скорую помощь?

А ты будешь диспетчером скоро помощи.

Молодцы. (Можно вызвать ещё тройку ребят).

6-й конверт.

Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь кассета, давайте послушаем, что на ней!

О каком праве говориться в песнях?

Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

Молодцы.

7-й конверт.

Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

III. Итог.

Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

Сюрпризный момент.

Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу №4. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки юного консультанта. Награждает каждого ребёнка).

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Права ребенка"»

Конспект занятия "Права ребенка"

    Таирова Галина Шамильевна, воспитатель .

Цели:

    Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

    Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

    Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: шляпа, конверты, схемы прав, макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями).

– Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребёнка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. И мы с вами будем рассказывать о правах зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами. Согласны? Начнём.

II. Основная часть.

1-й конверт.

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём. Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме?

– Что означает, иметь право на имя?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные иена.

Игра « Шляпа знакомств».

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы).

2-й конверт.

– А следующий конверт откроет….

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме?

– Верно, право на семью. Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша дедушке?

– Кто Маша бабушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья»

Ребус «7Я».

– Ребята, а здесь ещё одно задание: нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

– Правильно, это слово семья.

3-й конверт.

– А теперь откроем следующий конверт. А здесь у нас загадка, послушайте.

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)

– О каком праве пойдёт речь?

Игра «Собери разрезные картинки».

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Ти поросёнка, Рукавичка).

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

– Молодцы.

4-й конверт.

– А мы продолжаем нашу консультацию. …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

    Век живи … век учись.

    Учиться всегда … пригодиться.

    Ученье – свет, … а неученье – тьма.

    Тяжело в ученье – … легко в бою.

Физминутка.

– Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.

5-й конверт.

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед. обслуживание)

– Послушайте стихотворение К.И. Чуковского «Барабек».

– Почему у Робина Бобина заболел живот?

– Чем опасно переедание? Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи».

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих).

– Кто из вас нуждается в скорой помощи?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь: сообщаем что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (Можно вызвать ещё тройку ребят).

6-й конверт.

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь кассета, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

– Молодцы.

7-й конверт.

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права, а что у него ещё есть?» (Обязанности).

– Правильно, ведь права и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

III. Итог.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция).

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришло её одно письмо)

– Ребята, ещё одно письмо пришло на адрес нашего детского сада в группу №4. Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором медальки юного консультанта. Награждает каждого ребёнка).

Тема: Сказочное путешествие по правам ребёнка.


Цель: формирование у учащихся правовых и экономических понятий для достаточно успешной адаптации в повседневной жизни.
Задачи: 1. Формирование качеств личности как организованность, самостоятельность, ответственность.
2. Формирование уважительного отношения к труду и материальным ценностям.
3. Воспитание уважения к закону и нормам коллективной жизни.
Оборудование: 1. Плакаты домиков 3 поросят, деревья, речка, картинки:Волк, Медведь, Мыши.
2. Телевизор, ДВД-плеер, диск «Кот Леопольд».
3. Диск «Релаксация».
Подготовительная работа: инсценировки отрывков из сказок «Три поросёнка», «Маша и медведь», песня Кота Леопольда.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Ведущий: Для хорошего настроения давайте улыбнёмся друг другу.
2.Знакомство с темой и задачами.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались на занятии, которое называется «Сказочное путешествие по правам ребёнка». Вы ещё маленькие ребята, но у вас есть уже не только свои права, но и обязанности. Что это за права и обязанности мы сегодня узнаем и повторим уже известные нам, отправившись в сказочное путешествие.
3.Изучение нового материала.
Ведущий: Давным-давно люди придумали правила: что делать можно, а чего нельзя, для того чтобы всегда и во всём был порядок. А вы знаете как себя вести?
И сейчас мы с вами отправимся в гости к сказкам и как настоящие знатоки правил посмотрим, кто ведёт себя хорошо, а кто нарушает порядок. Садимся на наш волшебный ковёр самолёт, закройте глаза! (Звучит музыка).
Ведущий: Откройте глаза! Смотрите и слушайте внимательно, а потом ответите, кто поступил в этой сказке плохо?
Инсценировка сказки «Три поросёнка».
Жили братья поросята в
Дальнем сказочном лесу.
Не боялись поросята
Ни жару и ни грозу
Дружно братцы песню пели:
Все: Нам не страшен серый волк.
Так же дружно все решили
Все: Нам к зиме нужны дома.
Младший: Я построил не хоромы
Сделал домик из соломы
На полянке, за лугом
Быстро я построил дом.
Средний брат решил, что он
Из ветвей построит дом.
Средний: Веток много и уже
Я ребята в шалаше.
Старший брат не загорал,
Старший камни собирал
Собирал, чтобы потом
Из камней построить дом.
Старший: Я работал, не сидел,
Я на братцев не глядел,
Лучше всех построил дом
Чтобы жить спокойно в нём.
Стали жить в домах они
И не заметили беды.
А серый волк по лесу шёл
И дом соломенный нашёл.
Дунул трижды на него
Волк: Не осталось ни чего.
Младший братец не сидит
Младший к среднему бежит.
Сломал домик волк и тут
Братья к старшему бегут.
Есть у волка интерес
Волк: Братцы я в трубу полез!
Но упал он в кипяток
И пустился наутёк.
А три весёлых поросёнка
Пели песню звонко, звонко.
Все: Нам не страшен серый волк.

А волк, что было сил,
Свои ноги уносил.
Ведущий: Вы посмотрели сказку «Три поросёнка» внимательно, а теперь ответьте, кто вёл себя плохо?
Учащиеся: Плохо себя вёл волк.
Ведущий: Посмотрите картинки внимательно и выберите того, кто вёл себя плохо! Почему вы так решили?
Учащиеся: Он хотел съесть трёх поросят.
Ведущий: А поросята хотели жить? Значит, волк нарушил их право на … Учащиеся: жизнь.
Ведущий: Чьи права на жизнь нарушил волк?
Учащиеся: Права поросят.
И у вас, ребята, тоже есть право на жизнь, и никто не имеет права лишить вас жизни. Но и про плохих людей нельзя забывать. А кто защищает наше право на жизнь?
Учащиеся: Полиция.
Ведущий: А какой телефонный номер полиции?
Учащиеся: 02, 020.
Ведущий: Молодцы!
Ведущий: Садимся на ковёр-самолёт закрываем глаза и отправляемся в следующую сказку.
(Звучит музыка).
Ведущий: Открываем глаза. А сейчас ребята покажут нам сценку из сказки «Маша и медведь». А вы будьте очень внимательны, а потом ответите «чьи права были нарушены?».
Инсценировка сказки «Маша и медведь».
Вернулся вечером медведь,
Увидел Машеньку, обрадовался.
Медведь: Ага.
Говорит медведь.
Медведь: Теперь не отпущу тебя!
Маша: Отпусти меня, медведь,
К дедушке, к бабушке.
Медведь: Нет! Будешь у меня жить,
Будишь печку топить,
Будишь кашу варить,
Меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала,
Да нечего не поделаешь.
Стала она жить у медведя в избушке.
Ведущий: Вы посмотрели, а теперь скажите, чьи права были нарушены?
Учащиеся: В этой сказке были нарушены права Маши.
Ведущий: А кто нарушил права Маши?
Учащиеся: Медведь.
Ведущий: Имел ли право медведь удерживать Машу?
Учащиеся: Нет.
Ведущий: Какое право он нарушил?
Учащиеся: Право на свободу.
Ведущий: А у вас есть право на свободу?
Учащиеся: Да.
Ведущий: А теперь закройте глазки,сядьте на наш ковёр-самолёт, мы отправляемся в гости к Коту Леопольду. Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма, а потом ответите, кто из героев вёл себя хорошо?
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
Ведущий: Вы очень внимательно смотрели, а теперь скажите, кто из героев вёл себя хорошо?
Учащиеся: Кот.
Ведущий: А кто нарушил права Кота Леопольда?
Учащиеся: Мыши.
Ведущий: Что они сделали плохого?
Учащиеся: Портили вещи.
Ведущий: Какое право они нарушили?
Учащиеся: Право на неприкосновенность имущества.
Ведущий: К чужому имуществу без согласия хозяина прикасаться нельзя. Молодцы!
Садимся на ковёр-самолёт, закрываем глаза. Отправляемся назад в школу.
4.Закрепление.
Ведущий: Ребята посмотрите, мыши не только Коту Леопольду вещи испортили, они и у нас напроказничали, поменяли местами права наших героев. Давайте расставим их правильно, на свои места.
Ведущий: Молодцы, ребята, я думаю, вы не будите никогда совершать плохих поступков, а будите добрыми, дружными, вежливыми как Кот Леопольд.
Исполнение песни Кота Леопольда.
1 куплет.
Позабудем всё, что было
Я давно сказать хотел.
Что на драку жалко
Тратить силы
Нам она нужна для
Добрых дел.
Припев:
Ярче солнце светит
Щебечет соловей
Добрым жить на
Белом свете веселей.
2 куплет.
Я не трус, признаюсь честно,
Просто я считаю так:
На земле прекрасной
Места нету
Для недобрых и для забияк.
Припев:
Ведущий: Ребята, вы теперь ученики, а какое право государство даёт вам, как ученикам?
Учащиеся: Право на бесплатное образование.
Ведущий: Но у вас, ребята, есть не только права но и обязанности. А какая главная обязанность ученика?
Учащиеся: Хорошо учиться.
Ведущий: Какие обязанности вы ещё знаете?
Учащиеся:
1. Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся.
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.
2. Одевайся аккуратно
Чтоб смотреть было приятно.
3. Форму сам погладь, проверь
Ты большой уже теперь.
4. Приучай себя к порядку
Не играй с вещами в прятки
5. Каждой книжкой дорожи
В чистоте портфель держи.
6. На уроках не хихикай
Стул туда – сюда не двигай.
7. Педагога уважай
И соседу не мешай.
8. Не дразнись, не зазнавайся
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей.
Ведущий: А теперь пришла пора поиграть вам детвора.
(При правильном ответе все говорят «Это я, это я, это все мои друзья!», не правильном хлопают в ладоши).
Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас из малышей
Ходит грязный до ушей?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
В классе кто из вас шумит
И листочками шуршит?
Кто обязанности знает
Каждый день их выполняет?
5. Итог занятия.
Ведущий: Обязанности вы знаете. А теперь скажите, в каких сказках мы побывали? Чему они нас научили? Какие права вы узнали и повторили?
Молодцы, ребята!

Урок с использованием проблемно-творческих заданий: " Права ребёнка"(10 класс)

Материал нижеприведённого урока составлен с опорой на предыдущие знания учащихся и их интерес к изучаемому материалу. Поэтому основной целью урока являлось формирование умения работать с различными источниками, извлечение из них нужной информации. Работа на уроке групповая, что способствует воспитанию ответственности и уважительного отношения к другим людям, развитие умения работать в коллективе. Уровень подачи материала доступный. В качестве средства по изучению материала и первичному закреплению является работа по группам, работа с документами. При планировании урока большую роль играет смена видов деятельности, различные приёмы, которые способствовали поддержанию интереса учащихся к уроку.

Цели:

Ознакомление с содержанием «Конвенции о правах ребёнка»;

Формирование умений работать с различными источниками, извлекать из них информацию;

Совершенствовать навыки монологической речи и введения диалога,

Развивать внимание и память, логическое мышление;

Воспитание ответственности и уважительного отношения к другим людям,

Учить работать в группе.

Оборудование : ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока : изучение нового материала.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное закрепление нового материала.

6. Рефлексия. Синквейн.

7. Итог урока.

8.Домашнее задание.

Ход урока

    Организационный момент

Прежде, чем начать урок, я хочу предоставить вашему вниманию 2 видеоролика?

Учитель. Послушайте стихотворение неизвестного юного поэта:

Я – ребёнок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Вы наверняка уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

2. Сообщение темы, целей урока

-Тема нашего урока: «Права ребёнка»

3 3. Актуализация знаний учащихся

Блиц-опрос

Ребята мы с вами не первый урок посвящаем изучению прав человека, Конституции РФ. Давайте, сейчас вспомним то, что вы знаете о правах человека.

_Что такое право? А права человека?

Права́ челове́ка - права , образующие основу правового статуса личности .

Составляют ядро конституционного права правовых государств .

Что понимается под правовым статусом?

Под правовым статусом человека и гражданина - понимается совокупность его прав и обязанностей.

Какие группы прав вы знаете? Приведите примеры.

-Что такое правоспособность? (способность иметь права и обязанности)

С какого возраста наступает правоспособность? (с рождения)

А дееспособность? (способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности)

С какого возраста наступает полная дееспособность? (в 18 лет)

Важный вопрос в идеологии прав человека-соотношение прав и обязанностей. В чём суть демократической точки зрения? (Демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других)

(Ожидаемый ответ: Международный билль о правах человека.)

    Что он включает в себя?

(Ответы детей . Он состоит из 4 документов:

Всеобщей декларации прав человека Принята ООН (10.12.1948г.);

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

Международный пакт о гражданских и политических правах;

(приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.);

Факультативный протокол к последнему пакту (16.12.1966 г.);

3.2. Объяснение терминов: - Что такое Декларация? Пакт? Конвенция?

Работать на уроке мы будем по следующему плану:

    Необходимость прав для ребёнка.

    Принятие Конвенции о правах ребёнка.

В соответствии с темой и планом нашего урока попытайтесь сформулировать проблему , которую нам с вами необходимо решить на уроке.

Проблемный вопрос:

    Почему в нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро? В конце урока ответы:

Задачи урока:

Познакомиться с основным содержанием «Конвенции» как международного документа по правам ребёнка; с законами, в которых говорится о правах ребёнка РФ;

Рассмотреть различные жизненные ситуации и пути выхода из них на основе законодательства.

4. Изучение нового материала.

1 . Работать по первому вопросу плана будем по группам:

Вопрос 1-й группе:

Как повлияли на жизнь детей революции 1917г., Гражданская война?

Вопрос 2-й группе:

Как повлияла на жизнь детей Великая Отечественная война?

Вопрос 3-й группе:

Каково положение детей в нашей стране в последние годы?

(работаем по учебнику по 1 вопросу, выделяя карандашом ключевые слова)

Все названные причины послужили основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.

Учитель: Человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества , а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.

2. Сообщение об история принятии документов о правах ребёнка: Декларации прав ребёнка в 1959 г. и Конвенции о правах ребёнка. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней сформулированы 10 основных принципов, касающихся защи­ты, благополучия детей. Главный тезис декларации - «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но Декларация – это рекомендация, которая не имеет обязательной силы.

В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам челове­ка приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она бы­ла ратифицирована нашей страной.

Как вы думаете, почему через 30 лет после принятия Декларации потребо­валось принять еще один документ о правах ребенка - Конвенцию?

^ Материал для учителя: декларация не имеет обязательной силы, это ре­комендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Подписывая конвенцию, государства заявля­ют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыпол­нения несут ответственность перед международным сообществом.

Работа в тетради
Работа по учебнику.

Откройте 2-й вопрос «Принятие Конвенции о правах ребёнка» и найдите:

В чём заключается значение Конвенции о правах ребёнка?

Учитель: а теперь приступим к работе с текстом Конвенции о правах ре­бенка.

В Конвенции права детей рассматриваются с трёх аспектов:

Выживания, развития и защиты.

4. Работа в группах с Конвенцией о правах ребёнка

Работа по 3-ему вопросу, где записаны самые важные положения прав ребёнка- сгруппировать права ребенка по предложенной схеме

1-я группа-выбирает права по теме выживание

2-я группа - выбирает права на тему развития

3-я группа - выбирает права на тему защиты

    Какие ещё есть в нашей стране документы, в которых бы говорилось о правах детей, об их защите? (Ожидаемый ответ: СК РФ, ГК РФ, УК РФ, АК РФ)

Какую юбилейную дату в декабре отмечает наша страна?

Учитель: Наши права и свободы как граждан Российской Федерации заключены в основном законе страны.

    Как называется этот документ?

Конституция РФ не оговаривает особо права детей (исключение - право на образование - ст.43) и защиту со стороны государства, но в ней записаны те права человека, которые можно отнести к детям.

Учитель: Работа в группах с Конституцией.

Задание № 1 : найти статьи Конституции РФ, в которых бы говорилось не только о правах человека, но и затронуты права детей. Каждая группа по одному называет права.

Ст. 20 право на жизнь

Ст.21 – достоинство личности охраняется государством

Ст. 29 – свобода мысли и слова

Ст.22 – на свободу и личную неприкосновенность

Ст. 40 – право на жилище

Ст.23 – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну

Ст.43 – право на образование

Ст.38 – материнство и детство, семья находятся под защитой государства

Ст.25 – неприкосновенность жилища

Ст.45 – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Задание № 2: Обсудить, какое право человека нарушается в данном эпизоде. Обосновать ответ.

Группа 1: Каждая война – это страшное зло, потому что на войне гибнут люди. Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом. (ст.20)

Группа 2: Никто не может схватить другого человека и держать его взаперти. Никто не имеет права читать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры. Человек имеет право смотреть, читать и слушать то, что ему нравится, если это не мешает окружающим. (ст. 22)

Группа 3: Это право защищает нас от клеветы, несправедливости, напрасных обвинений, оскорблений. Клеветой, оскорблением можно сломать человеку жизнь.(ст.21)

5. Рефлексия.

6. Блиц-опрос.

7. «Сказка – ложь, да в ней намёк»

Группам предлагаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев.

1 группа.

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что - Буратино воспользуется своим правом на…

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…

2 группа.

Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на …

Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…

3 группа.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

Проблемный вопрос:

    Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?

Ответы на проблемные вопросы

    Беззащитность детей (неумение отстоять свои права)

    Детское насилие (семейное насилие)

    Экономическая беззащитность (родители распоряжаются деньгами)

Проблемный вопрос:

    Почему в нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро?

Ответ:

    В стране есть дети, живущие в ис­ключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране

7. Итог урока. Выставление отметок. Общая оценка классу за урок.

8. Домашнее задание. Написать эссе по высказыванию О. Уайльда: Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Но главное, что каждый из вас должен помнить: Конвенция определила не только ваши права, но и обязанности перед обществом.

Активность на уроке и рефлексия показала интерес учащихся к правовой проблематике. Данный урок способствовал развитию интеллекта и расширению кругозора детей. В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие уроки как можно чаще.

Таким образом, каждый урок по праву это, пусть и маленький, но шаг навстречу будущей взрослой жизни и надо, чтобы подросток, знакомясь с правовой проблематикой, чувствовал себя всё более уверенно.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРАВА РЕБЕНКА

Цели: познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, основными правами и свободами, научить применять их в жизни.

Ход классного часа

I.Вступление.

Учитель. Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка.

II.Основная часть.

1. ООН.

Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем.

Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию - ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

2. Конвенция о правах ребенка.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, где одна из статей гласит: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности...».

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка.)

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право па всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

У учащихся на партах - текст Декларации. В ходе беседы с учащимися учитель выясняет, как они понимают каждое названное право.

III. Практическая часть классного часа.

1.Игра «Герои книг имеют право».

Каждая человек получает комплект книг. Ведущий зачитывает статью Декларации, участники игры называют книгу, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.

Комплект книг:

Андерсен, Х.-К. «Дюймовочка».

Гаршин, В. М. «Лягушка-путешественница».

Крылов, И. А. «Мартышка и очки».

Мамин-Сибиряк, Д. Н. «Серая шейка».

Маршак, С. Я. «Багаж».

Михалков, С. В. «Три поросенка».

Носов, Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей».

Перро, III. «Красная Шапочка», «Золушка».

Пушкин, А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Распэ, Р. Э. «Приключения барона Мюнхгаузена».

Русская народная сказка. «Репка».

Толстой, А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Чуковский, К. «Айболит».

2. Викторина «Права литературных героев».

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосно
    венность, жизнь и свободу?
    («Серая шейка», «Красная Шапоч
    ка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что
    нарушено их право на неприкосновенность жилища?
    («Три поро
    сенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

3)Какие сказочные героини страдают от вмешательства
в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С. «Руслан
и Людмила», Марья Моревна - персонаж: русских народных
сказок.)

4)Героини каких сказок воспользовались правом свободно
го передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путе
шественница».)

5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать
и находить в других странах убежище и защиту от преследова
ний? («Дюймовочка».)

6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим
имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

7) Какие литературные герои воспользовалась правом на
свободу мирных собраний? («Бремеиские музыканты», «Квар
тет», «Белоснежка и семь гномов».)

7) Какой известный литературный герой воспользовался
правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный
выбор работы и справедливые условия труда? (Том. Сойер.)

8) В какой сказке подтверждается право работающего на
справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа
Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

9) У какой известной сказочной героини нарушено право на
отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

3. Конкурс «Песня о правах».

Для каждой команды исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

  1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу пере
    движения, мирных собраний).
  2. «Чему учат в школе» (право на образование).
  3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения
    кота Леопольда»
    (право на отдых).

IV. ИТОГ УРОКА.

Учитель: Наш классный час подошел к концу.

С каким важным документом вы познакомились?

Какой организацией он был принят?

Когда отмечается Всемирный день прав ребенка?

Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка?

Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в

Школе?

Обобщение: именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!