Возврат исполнительного листа по причине нечеткого заполнения. Возврат исполнительного листа после исполнения. Исполнительный лист с отметкой об исполнении возвращен в банк, но денежные средмтва на счет взыскателя не поступили

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем .

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город . Употребим термин «город» в самом широком смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурною статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства. И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность . Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.



Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя - члена городского либо сельского сообщества.

Например , свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то своё, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Социально-территориальные и национальные (этнические) общности

Социально-территориальные общности

Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.

Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения» . Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.

Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.

В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.

В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.

Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.

Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие . В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.

Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разное. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.

В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы девиантного поведения. В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.

Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.

Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.

В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие» . По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург . С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает еще более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:

  • а) невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
  • б) отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
  • в) наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
  • г) осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.

«Нынешний этап развития российского федерализма, - подчеркивает социолог, - связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа» . Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.

Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.

Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.

«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, - отмечает А. А. Жириков, - воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания - в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью» . И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.

В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.

Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.

Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.

В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти - федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.

Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий - сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей - с другой.

Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.

Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.

Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, - отмечают они, - а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности» .

Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой

Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.

Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению общей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.

Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения ее преобразования в конфедерацию. В числе таких мер - введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ дает нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)

Здравомыслов А. Г. Интерпретация государственности в российскойполитике // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М., 1997. С. 63-64.

  • Жириков А. А. Проблемы федерализма // Социология межнациональных отношений / Отв. ред. В. Н. Иванов. М., 1996. С. 122.
  • Шевцова Л., Клямкин И. Эта высокая и бессильная власть // Независимая газета. 1998. 24 июня.
  • Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов. Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.

    Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.

    Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.

    Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах – отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.

    Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.

    В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.

    Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека – существует свой стиль жизни.

    На это все влияет и движение мигрантов.

    Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень – национальные территориальные общности. Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима.

    Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.

    Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).