Уведомительная регистрация коллективного договора осуществляется. Подлежит ли регистрации коллективный договор

Ст 50 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Комментарий к статье 50 ТК РФ:

1. Статья 50 ТК РФ гласит, что коллективный договор и соглашение подлежат уведомительной регистрации в органах по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Роструд, другие соглашения и коллективные договоры - в территориальные органы по труду (территориальные органы Роструда).

Порядок регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, установлен Приказом Роструда от 15 апреля 2005 г. N 240 "Об организации уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства" (см. СПС "КонсультантПлюс"), который, в частности, предусматривает занесение соглашений в специальный журнал регистрации, присвоение соглашениям регистрационных номеров, выдачу сторонам соглашения уведомления о регистрации.

2. В ст 50 ТК РФ с комментариями указано, что регистрация носит уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.

3. Уведомительная регистрация проводится для реализации двух значимых на практике задач: получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашений и выявления положений коллективно-договорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

Информация необходима органам исполнительной власти для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, учета опыта договорного регулирования при принятии законов и иных нормативных правовых актов о труде и, наконец, для определения потребности в государственном вмешательстве в сферу труда: необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и уточнения характера такого регулирования.

4. Применяя ст 50 ТК РФ, следует учитывать, что выявление условий коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется органами по труду для оказания юридической помощи сторонам социального партнерства (такие положения могут быть включены в коллективно-договорные акты в силу неосведомленности сторон) и защиты трудовых прав работников.

Выявив такие условия, орган по труду (территориальный орган Роструда) сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключившим соответствующий коллективный договор, соглашение, для внесения необходимых изменений и в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства.

Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.

5. Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, недействительны с момента принятия коллективных договоров, соглашений.

Определяет ст. № 50 ТК РФ. Нормативный документ обязует все предприятия на протяжении 7 дней после подписания соглашения зарегистрировать его в специальном органе по труду.

Зачем нужна регистрация коллективного договора

Основные цели регистрации:

  • Систематизация данных о числе и составе заключенных соглашений.
  • Определение ухудшающих положение работников условий по закону о труде.
  • Надзор за исполнением всех пунктов документа.
  • Помощь в разработке соглашений.

Где регистрируют коллективный договор

В соответствии с законом, регистрация коллективного договора производится специальным органом по труду:

  • Межотраслевые и отраслевые соглашения федерального уровня партнерства регистрируются федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за исполнение закона о труде.
  • Коллективные договоры регионального и территориального уровня регистрируются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Важно! Где регистрируется коллективный договор, иногда устанавливается региональным законодательством. Такими полномочиями могут быть наделены даже органы местного самоуправления. Поэтому, рекомендуется уточнять о месте проведения регистрации коллективных договоров в городе местонахождения компании.

В какие сроки регистрируются коллективный договор и соглашения

Договоры подаются на уведомительную регистрацию в течение 7 календарных дней после их подписания. После чего, на протяжении двух недель, документ внимательно изучают. Проверяющий орган смотрит соответствие соглашения нормам закона. Только после этого производится его согласование и регистрация.

Факт проведения уведомительной регистрации не влияет на дату вступления в силу коллективного договора.

Порядок регистрации коллективного договора

Уведомительная регистрация коллективных договоров совершается в несколько этапов:

  1. Подготовка документации для сдачи в компетентный орган:
    • требуется подготовить три экземпляра соглашения. Все визы и печати в документе должны быть настоящими. Страницы каждого документа нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью. Обязательно обозначить количество пронумерованных и прошнурованных листов в конце документа;
    • дополнительно готовится сопроводительное письмо. Оно содержит информацию:
      • личные данные сторон, заключивших соглашение;
      • сотовые телефоны участников отношений;
      • обозначение административного округа, к которому принадлежит организация;
      • отрасль по виду деятельности компании;
      • количество людей на предприятии;
      • название профсоюзного органа;
    • когда соглашение заключено представителями работников, дополнительно потребуется подготовить протокол общего собрания о наделении полномочий на ведение переговоров и заключении договора от имени работника. Уведомительная регистрация коллективных договоров совершается бесплатно.
  2. Собрав всю требуемую документацию необходимо сдать её в орган по труду.
  3. На протяжении двух недель инстанция проверяет документ на наличие нарушений.
  4. Если обнаружены ухудшения положения работников, ставится отметка на оттиске печати - «замечания на __ листах».

    Важно! Наличие отклонений от норм является основанием для отказа в регистрации договора.

    Когда нарушения не выявлены, осуществляется непосредственная регистрация документа:

    • в журнале учета с присвоением им номера и указанием даты согласования;
    • информация о коллективном договоре отражается в специальном реестре.
  5. Два экземпляра документа возвращаются сторонам трудовых отношений. Третий экземпляр хранится в регистрирующем органе до окончания срока действия документа.

Все изменения и дополнения, которые вносятся в коллективный договор, требуется регистрировать по стандартной схеме.

Согласно закону, коллективный договор подлежит регистрации в обязательном порядке. Если организация не предоставляет такие соглашения на уведомительную регистрацию, проверяющие инстанции могут расценить данное бездействие нарушением трудового законодательства. Тогда организацию привлекут к административной ответственности в виде штрафных санкций.

Коллективный договор (далее КД) – документ, заключаемый между нанимателем и работниками. Регламентирует трудовые и социальные отношения. Относится к категории правовых актов. Заключение данного соглашения не является обязанностью и происходит исключительно на добровольной основе при согласии обеих сторон. Согласно Трудовому Кодексу РФ положения коллективного договора не должны ущемлять права и условия труда работников. Важно знать, как происходит регистрация коллективного договора.

Общие положения

Взаимодействие по разработке и согласованию договора происходит при обоюдном участии сторон после того, как одна из них инициирует заключение колдоговора. Заинтересованные стороны согласовывают время и место переговоров, заявляют представителей для участия. В ходе проведения переговоров обсуждаются условия, регулируются разногласия. Итогом является согласованный и подписанный договор.

КД должен быть представлен в орган исполнительной власти по труду и занятости в течение 7-и дней с момента заключения. Этот момент зафиксирован в статье 50 ТК РФ. Данное действие является обязательным. Ответственность за выполнение этой обязанности возлагается на нанимателя. Однако, несмотря на законодательно утверждённую необходимость данной процедуры, документ вступает в силу вне зависимости от ее проведения.

Цели уведомительной регистрации коллективных договоров:

  • сбор и каталогизация данных о числе и составе действующих договоров;
  • контроль наличия в КД критериев, ухудшающих положение сотрудников;
  • наблюдение за исполнением всех пунктов КД.

КД начинает действовать с даты, указанной в соответствующем пункте. Если же данный пункт отсутствует, то начало действия КД датируется следующим рабочим днём после подписания.

За регистрацию КД отвечает территориальный орган по труду. До обращения туда заявителю придётся составить заявление в установленной законом форме, и собрать пакет необходимых документов.

Получить образец заявления и уточнить список документов можно:

  • обратившись непосредственно в ответственную организацию;
  • воспользовавшись официальным сайтом.

После обращения за услугой заявление регистрируется с присвоением уникального номера. Указывается также дата регистрации и данные заявителя. Далее производится проверка наличия нужных документов и их соответствия установленным нормам. После чего КД отправляется на проверку, в ходе которой выявляются условия, противоречащие действующему трудовому законодательству. Если ненадлежащие условия зафиксированы, стороны получают соответствующее извещение.

Отказ от регистрации не может быть основан на выявленных в соглашении нарушениях. Процедура проводится, но несоответствующие пункты признаются несостоятельными, а их применение незаконным.

По согласованию сторон в коллективный договор могут быть внесены изменения. Этот процесс также сопровождается переговорами и обоюдным подписанием дополнительных соглашений. Обязательной регистрации подлежат все внесённые изменения и дополнения.

Для начала процесса регистрации на этапе подачи заявления заявитель обязан представить нижеуказанную документацию:

  1. Заявление, заполненное по образцу.
  2. Коллективный договор в трёх экземплярах (два из них возвращаются заявителю, один остаётся в регистрирующей организации). К договорам предъявляются обязательные требования. Каждый экземпляр сброшюрован, пронумерован, количество листов указано на титульном листе и заверено печатью организации и подписью ответственного лица. Все экземпляры с оригинальными подписями представителей обеих сторон и с печатью организации. На последнем листе под реквизитами сторон необходимо добавить поля для заполнения сотрудником регистрирующего органа. Должны быть предусмотрены поля для регистрационного номера, названия органа, проводящего регистрацию, дата и место для печати.
  3. Копия протокола общего собрания о назначении посредника и передаче ему прав на обсуждение условий и последующее закрепление КД.

Перечень данных об организации, заверенный подписью руководителя и оригинальной печатью, включающий:

  • юрадрес организации + фактический;
  • адрес регистрации;
  • основной род деятельности;
  • общее число работников;
  • суммарный капитал для обеспечения льгот семьям сотрудников;
  • ФИО уполномоченных, подписавших документ;
  • контакты сторон.

Документы должны быть оформлены согласно предписанным нормативам. В противном случае они будут возвращены для переоформления.

Сроки оказания госуслуги по регистрации КД регулируются специальными актами.

Так в случае самостоятельного обращения, административное действие ограничено временными рамками:

  • проверка бумаг, решение о возможности оказания услуги – до 20 минут;
  • взаимодействие со специалистом, если в итоге принято решение услугу предоставить – до 30 минут;
  • передача заявляющему лицу нужных бумаг – до 10 минут.

Если заявка подаётся в письменной форме, нормативный срок проверки не более 15-и дней. При подаче заявления через МФЦ рассмотрение также в течение 15-и дней.

Предусмотрена также обязательная регистрация КД в электронном виде. Для этого существует электронный журнал регистрации. Данные в электронный журнал заносятся в течение пяти суток с момента регистрации. Проверка на наличие в КД условий, не отвечающих требованиям трудового законодательства, занимает не больше двадцати пяти суток.

Согласно принятым административным нормам должно быть обеспечено своевременное оповещение заявителя об итогах проверки либо об отказе от её проведения. Оповещение проводится сообразно тому, каким образом подавалась заявка на проведение процедуры.

В случае личного обращения гражданина, документы передаются ему лично при повторном посещении. Если же заявление отправлялось по почте, то сотрудники регистрирующего органа обязаны связаться с отправителем, чтобы уточнить, каким путём он предпочитает получить документы.

При несоблюдении его интересов истец имеет право обжаловать действия органа по труду или принятое им решение в досудебном порядке.

Этим правом можно воспользоваться в нижеприведённых ситуациях:

  • обращение не зарегистрировано должным образом;
  • срок оказания услуги не соответствует установленному;
  • от сотрудника ответственной организации получено требование о предоставлении дополнительных данных, не заявленных в нормативных актах;
  • отклонение правильно оформленных бумаг, поданных согласно списку;
  • немотивированное несогласие оказать услугу либо основания отказа надуманны и не законны;
  • выдвинуто условие оплатить услугу, которая заявлена как бесплатная;
  • сотрудники организации, ответственной за предоставление услуги, уклоняются от исправления допущенных в выданных документах ошибок и опечаток.

То есть досудебному опротестованию подлежат:

Подача претензии осуществляется несколькими вариантами:

  • при личном посещении того отделения, где запрос был подан либо там, где был выдан результат;
  • по почте;
  • в электронном виде на соответствующем сайте;
  • в районном отделении МФЦ.

Подаваемая претензия должна содержать следующую информацию:

  • паспортные данные заявителя, сведения о месте проживания (для юрлица месте нахождения), email-адрес, телефон;
  • полное наименование исполнительного органа, должность и ФИО сотрудника действия которых опротестовываются;
  • доводы для подачи жалобы.

Поданная претензия регистрируется не позже следующего рабочего дня.

Подписание коллективного договора, а также своевременное внесение поправок и дополнений – пример справедливых и здоровых отношений в рабочем коллективе, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве. Необходимо помнить о том, что каждое изменение также необходимо зарегистрировать в соответствующем органе.

Отказ от регистрации самого договора или внесённых в него изменений может быть расценен органами федеральной инспекции труда как нарушение установленных законом положений. В этом случае к организации и руководителю применяются штрафные санкции.

В дальнейшем в организации должен быть налажен контроль за исполнением условий договора. Порядок проведения обсуждается и устанавливается заинтересованными сторонами на общем собрании. Также коллективно определяются сроки для отчётов по соблюдению договора.

Ответственные лица от работодателя, нарушающие или не выполняющие условия коллективного договора, подвергаются штрафным санкциям.

Размер штрафа в 2019 году устанавливается статьёй Кодекса об Административных правонарушениях.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Комментарий:

Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор и соглашение должно быть направлено на уведомительную регистрацию в течение семи дней со дня подписания его сторонами. Отраслевые и межрегиональные соглашения направляются на регистрацию в Министерство труда и социального развития РФ. Региональные соглашения регистрируются соответствующим органом по труду субъекта федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления (например, комитета по труду администрации муниципального образования) полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавших соглашение (договор).

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. До участников соглашения оно доводится, как правило, в месячный срок. После вступления в силу соглашения стороны в разумные сроки могут разработать планы по реализации его положений.

В трудовом законодательстве существует иерархия соглашений и коллективных договоров, согласно которой нижестоящее соглашение или коллективный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с вышестоящим соглашением. Вышестоящие соглашения могут содержать в себе рекомендации и требования к содержанию нижестоящих соглашений, коллективных и индивидуальных договоров.

В этой связи стоит отметить Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (утв. приказом от 2 марта 2012 г. N 192н).

Согласно Регламенту государственная услуга предоставляется по запросам заявителей (представителей работодателей – получателей государственной услуги), которыми являются:

общероссийские объединения работодателей;

представители работодателей.

Регистрации в рамках предоставления государственной услуги подлежат соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется заявителям в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, размещается на официальных сайтах органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, в сети Интернет, публикуется в средствах массовой информации, распространяется в виде информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), а также другими способами.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется представителям заявителей на приёме при личном обращении, по телефону, по электронной почте, а также по каналам факсимильной и электронной связи. В Регламенте также указаны все возможные контакты Роструда: сайт www.rostud.ru телефон 84956988204, адрес в Москве – Биржевая площадь, д. 1. Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно. При этом, при личном обращении заявителя, последний не должен ждать более 40 минут.

Государственная услуга по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства – также предоставляется Рострудом. Результатом предоставления государственной услуги является уведомительная регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства:

занесение в Журнал учета запросов заявителей по регистрации в уведомительном порядке отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства*(6), информации о регистрационном номере соглашения и дате регистрации либо об отказе в приёме документов;

направление заявителю письменного уведомления о регистрации соглашения и занесение соответствующей информации в Журнал учета запросов заявителей.

Максимально допустимые сроки предоставления государственной услуги не должны превышать 30 календарных дней с момента регистрации запроса заявителя в Роструде.

В случае необходимости получения дополнительной информации и уточнения имеющихся сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, сроки предоставления государственной услуги могут быть продлены руководителем Роструда либо уполномоченным на то лицом не более чем на 30 календарных дней с сообщением заявителю о продлении срока предоставления государственной услуги.

Для получения государственной услуги необходимо направить в Роструд запрос заявителя, оформленный в соответствии с требованиями Административного регламента (приложение N 2 к Административному регламенту), при этом запрос может быть направлен в форме электронного документа.Запрос заявителя адресуется на имя руководителя Роструда и оформляется на бланке письма заявителя, за подписью уполномоченного представителя заявителя. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде на русском языке, при этом не допускается использование сокращений слов и аббревиатур.

В запросе заявителя должна содержаться следующая информация:

1) наименование и правовой статус заявителя;

2) почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;

3) контактные телефоны и адрес электронной почты заявителя (последнее – при наличии).

4) просьба заявителя об уведомительной регистрации соглашения;

5) фамилия, имя, отчество представителя заявителя (последнее – при наличии);

6) информация о второй стороне коллективных переговоров (наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя;

7) дата составления запроса, личная подпись представителя заявителя, его должность или статус согласно полномочиям.

К запросу заявителя должны прилагаться:

1) соглашение на бумажном носителе (подлинник), пронумерованное, прошитое и скрепленное печатями сторон соглашения;

2) соглашение в форме электронного документа;

3) для общероссийского объединения работодателей (дополнительно), заверенные надлежащим образом копии устава и свидетельства о регистрации, а также состав членов объединения на момент подписания соглашения.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;

предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В приеме документов отказывается по одному из следующих оснований:

1) заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом;

2) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям к оформлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренным Административным регламентом.

3) обращение заявителя не относится по существу к предоставлению государственной услуги;

4) правовой статус заявителя не соответствует требованиям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и пунктом 2 Административного регламента;

5) текст запроса заявителя не поддается прочтению.

Оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче представителем заявителя запроса о предоставлении государственной услуги

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 40 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги не должен превышать 30 минут.

Учет запросов заявителей осуществляется специалистом Роструда в Журнале учета запросов заявителей.

Поступившие письменные заявления (в том числе в электронном виде) регистрируются в течение рабочего дня с момента поступления в структурном подразделении, на которое возложены функции по документальному обеспечению Роструда, и передаются в структурное подразделение, на которое возложены функции по предоставлению государственной услуги, в день регистрации.

В Журнале учета запросов заявителей в письменном виде фиксируется информация о процедуре исполнения государственной услуги.

Ведение Журнала учета запросов заявителей осуществляется также в электронном виде.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной и текстовой информации о порядке предоставления такой услуги

Прием заявлений от получателей государственной услуги (их законных представителей) и их регистрация осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.

Каждое рабочее место специалиста, ведущего прием получателя государственной услуги, оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим, а также сканирующим устройством (по возможности).

Специалисты, осуществляющие прием получателей государственных услуг, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бэйджами) и (или) настольными табличками.

Кабинеты приема получателей государственных услуг оснащены информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.

В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для ожидания приема получателей государственной услуги (их законных представителей) оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, санитарно-технические помещения (санузел), в том числе для инвалидов, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, и места хранения верхней одежды посетителей.

Количество мест для ожидания приема получателей государственной услуги определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

Помещения оборудуются системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На стенах оборудуются стенды с информацией о правилах предоставления государственной услуги.

Текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на информационном стенде в помещении Роструда для ожидания и приема граждан (устанавливаются в удобном для граждан месте), а также на официальном интернет-сайте Роструда.

Оформление текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации гражданами.

Основным показателем качества и доступности государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Оценка качества и доступности государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:

– степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);

– возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

– своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Административным регламентом.

Показатели доступности и качества государственной услуги определяются на основе ежегодного мониторинга, путем сравнительного анализа нормативных значений показателей с фактическими значениями показателей в отчетном году.

Приложение № 2

к Административному регламенту предоставления Федеральной

службой по труду и занятости государственной услуги по

уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне социального

партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

На бланке письма Руководителю

заявителя Федеральной службы

по труду и занятости

Прошу предоставить государственную услугу по уведомительной регистрации ___________________________________________________

(полное наименование отраслевого (межотраслевого) соглашения,

заключенного на федеральном уровне социального партнерства)

Дата подписания соглашения сторонами коллективных переговоров ______________________________________________________________

Наименование и правовой статус заявителя

______________________________________________________________

Почтовый адрес заявителя (по которому должен быть направлен ответ) ________________________________________________________

Адрес электронной почты заявителя ___________________________

Контактные номера телефонов заявителя ______________________

Информация о второй стороне коллективных переговоров ___________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя)

________________________________

(дата составления запроса)

Представитель заявителя:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

(должность) (статус согласно полномочиям)

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Приложение № 3

к Административному регламенту предоставления

Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги

по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне

социального партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Показатели доступности и качества государственной услуги

Наименование показателей доступности и качества

Нормативное значение показателя (%)

Фактическое значение показателя в отчетном году (%)

1. Доступность

1.1. Количество заявителей, удовлетворенных информацией о порядке предоставления услуги и способами ее* получения

1.2. Количество правильно заполненных заявителем документов, сданных им с первого раза

1.3. Количество форм, информация о заполнении которых доступна через Интернет

1.4. Количество случаев предоставления услуги в установленный срок с момента сдачи документов заявителем

1.5. Количество заявителей, ожидавших получения услуги в очереди более максимального срока, установленного регламентом

2. Качество

2.1. Количество заявителей, удовлетворенных качеством процесса предоставления услуги

2.2. Количество правильно оформленных документов сотрудником Роструда в процессе оказания услуги

2.3. Количество обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных заявителей

2.4. Количество обоснованных жалоб, рассмотренных в установленный срок

2.5. Количество заявителей, удовлетворенных установленным порядком, в т.ч. сроками обжалования

Трудового кодекса РФ коллективный договор, соглашение должны быть направлены на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение 7-ми дней со дня подписания .

Направление на регистрацию - обязанность работодателя.

Изменения и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения , либо в порядке, предусмотренном коллективным договором ( Трудового кодекса РФ). Если коллективный договор не содержит особого порядка внесения в него изменений, они вносятся путем коллективных переговоров, как и при заключении коллективного договора.

Следует учитывать, что изменение условий коллективного договора так же нуждается в соответствующей уведомительной регистрации.

Орган, который осуществляет такую регистрацию, определяется на уровне субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 03.12.2012г. №234-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Трудовой кодекс РФ»).

В Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 24.12.2012г. №1013-ЗС (действует в редакции от 08.05.2013г.) «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области».

Областной закон №1013-ЗС определяет порядок уведомительной регистрации коллективных договоров (и соглашений о внесении в них изменений), соглашений.

Согласно статьи 3 Областного закона №1013-ЗС заключенные коллективные договоры и соглашения в течение 7-ми дней со дня их подписания направляются работодателем на уведомительную регистрацию в областной орган исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в области труда.

Министерство труда и социального развития Ростовской области располагается по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 161, тел. 210-11-41, официальный сайт http://mintrud.donland.ru/ .

Порядок направления на регистрацию коллективного договора:

1. Организация направляет коллективный договор с приложениями и Заявление (Приложение №1) в электронном виде на один из электронных адресов Министерства труда [email protected] или [email protected] или [email protected]

2. К Заявлению прилагаются две копии документов, подтверждающих полномочия сторон на их подписание:

2.1. Приказа о назначении руководителя и

2.2. Протокола (выписки) общего собрания трудового коллектива об избрании председателя профсоюзной организации.

2.3. При регистрации соглашений (двух и трёхсторонних) - прикладывается список организаций, на которые распространяется соглашение и информация о численности работников данных организаций.

3. Титульный лист должен быть оформлен по образцу (Приложение №2).

4. Для дополнительного соглашения (изменений и дополнений) к коллективному договору отдельный образец оформления (Приложение №3)

5. После отправки необходимо позвонить по тел. 210-11-41 через два дня, чтобы убедиться в получении специалистами Министерства труда электронного сообщения и получить номер листа согласования.

При уведомительной регистрации коллективному договору, соглашению присваивается регистрационный номер.

Сведения о всех договорах, прошедших регистрацию, заносятся в Регистр соглашений и коллективных договоров в соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.10.2003г. № 68.

В случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством сообщается об этом представителям сторон, а также в Государственную инспекцию труда в Ростовской области.

В действующем законодательстве нет специальной нормы, предусматривающей ответственность работодателя за отсутствие регистрации коллективного договора, соглашения. Однако если организация не представит договор на регистрацию, проверяющие органы могут расценить это как нарушение законодательства о труде. В таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности по общим основаниям, предусмотренным