Уголовный мир. Уголовная империя. Ранние годы жизни

Можно ли ходить на кладбище на Пасху и поминать усопших? Этот вопрос волнует многих, а что говорит церковь: Читайте ответ священника.

Скоро православные люди будут праздновать Светлое Христово Воскресение – праздник Пасхи. В этот день, по традиции, едят куличи и крашенные яйца, а многие также ходят на кладбище, чтобы поминать усопших родственников. Эта традиция сложилась много лет назад, но сейчас церковь говорит, что ходить на Пасху на кладбище нельзя.

Но с другой стороны, власти во многих городах России специально пускают на Пасху на кладбище дополнительные автобусы. Вроде бы и не хочешь, а тебя будто подталкивают! Так можно ли ходить на кладбище на Пасху? А если нельзя, то почему?

Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь

Православные священники на самом деле не одобряют посещений кладбища на Пасху, объясняя это тем, что самый светлый для верующих праздник не должен быть омрачен оттенком скорби. В Пасхальную неделю в церквях не поминают усопших, в Светлую Седмицу не служат панихиды. А для умерших в праздничную неделю даже устраивают отпевание по особому чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Ответ священника. А вот протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области, в православном журнале «Фома» дает следующий ответ на этот вопрос: «С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение - это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога - все живы. Пасха - день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

«Когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения», — говорит Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на подобный вопрос на портале «Православие.ру ».

Почему появился обычай ездить на Пасху на кладбище

По этому вопросу есть несколько мнений.

Некоторые считают, что обычай ходить на кладбище на Пасху зародился еще до Октябрьской революции. В небольших деревнях погосты располагались рядом с церквями, а церкви были далеко не во всех селах. Верующие за много километров приходили пешком на ночную службу, приносили угощения. А наутро, так как уже прошли большое расстояние, заодно посещали могилы родственников.

Другие считают, что традиция ездить на кладбище на Пасху появилась уже в безбожное Советское время.

Ответ священника. «За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник, – так пишет в журнале «Фома» Сергий Архипов.

Когда ходить на кладбище и поминать усопших, если не на Пасху?

Церковь говорит, что поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи – в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует.

Пасха — самый светлый и радостный день для всех христиан. С этим праздником связано много традиций и обрядов, некоторые из которых вызывают тематические споры среди верующих. Например, вопрос о том, когда ходят на кладбище на Пасху или Красную горку, довольно часто рождает споры среди обычных граждан. Во многих крупных городах принято ходить на кладбище именно на Пасху, в то время как в большинстве регионов это делают до и после Светлого Воскрешения Христова. Аналогичный вопрос возникает и в отношении другого важного православного праздника — Троицы. Но в этом случае верующих больше интересует именно день — суббота или воскресенье, в который нужно ходить на погост. О том, когда правильно посещать усопших родственников в великие христианские праздники с позиции православной церкви и пойдет речь далее.

Когда ходят на кладбище перед или после Пасхи 2017 на Красную горку?

Прежде чем перейти к вопросу о том, когда ходят на кладбище — перед или после Пасхи на Красную горку, стоит обозначить один важный момент. Чаще всего именно на главные христианские праздники у людей возникает потребность помянуть усопших родных. Но в православном церковном календаре существуют специальные поминальные субботы, в которые можно не только заказать службу в храме, но и посетить погост. Увы, большинство современных верующих о них забывают и пренебрегают такой возможностью.

Но вернемся к вопросу о том, когда всё-таки нужно ходить на кладбище перед, на Пасху или после на Красную горку. Православная церковь имеет довольно четкий ответ на этот вопрос. Посещать кладбище можно и перед, и после Воскрешения Господнего на Красную горку, но не в сам праздник Светлой Пасхи. Дело в том, что Пасха — это праздник над праздниками для каждого христианина. В этот день верующий должен всей душой радоваться и ни в коем случае не горевать, стоя возле могил близких людей. Для поминания существует свое время, в частности первое воскресенье и вторник после Пасхи, которые в народе в зависимости от региона называют по-разному: Радоницей, Красной горкой, Гробками, Проводками, Фоминой неделей.

Почему ходят на кладбище на Красную горку после Пасхи

Считается, что на Пасху души умерших спускаются с небес и навещают своих родственников на протяжении всей пасхальной недели. Отсюда логично предположить, что в эти дни в посещении кладбища потребности нет. А вот после окончания праздничной недели души усопших следует проводить обратно, посетив их могилы и помянув их на кладбище. Но откуда тогда пошла в корне неправильная традиция ходить на кладбище именно на Пасху? Она возникла в советское время, в период преследования православных верующих. Празднование Пасхи, как и любого другого христианского праздника, было запрещено, а посещение церковной службы было невозможно из-за отсутствия храмов. Единственным местом, где верующий человек мог без страха отпраздновать Воскрешение Господне было кладбище, на котором православные могли помолиться, а заодно и усопших помянуть.

Когда и зачем православные ходят на кладбище перед Пасхой 2017

С тем когда православным следует ходить на кладбище после Пасхи разобрались, но остался вопрос о том зачем посещать могилы до Воскрешения Христа. Во время Великого Поста есть Родительские субботы — четыре дня поминания старших усопших родственников. В эти дни нужно ходит в храм и по возможности посещать погост. Кроме того, верующие ходят на кладбище перед Пасхой и для того, чтобы успеть навести порядок на могилках. С учетом того, что Воскрешение Христово празднуется весной, нужно успеть до Радоницы убрать прошлогодние сухие ветки и сорняки, сменить венки и обновить краску на оградке. Надеемся, теперь вам стало более понятно когда и зачем православные ходят на кладбище перед Пасхой.

Когда православные христиане ходят на кладбище перед Пасхой

Если говорить более подробно о том, когда лучше всего ходить на кладбище перед Пасхой для уборочных работ, то особых церковных предписаний на этот счет нет. В народе оптимальным считается период 1-2 недели до Воскрешения Господнего. Таким образом, убранные в это время могилки не успеют порасти травой и потерять опрятный вид до начала Радоницы.

Когда ходят на кладбище в Троицу — в субботу или в воскресенье?

Еще один вопрос, волнующий верующих не менее, чем время посещение погоста перед и после Пасхи, касается Троицы и того, когда следуют ходить на кладбище — в субботу или воскресенье. Церковь дает довольно четкий ответ на этот вопрос — на Троицу, которая всегда выпадает на воскресенье, ходить на кладбище не стоит. Как и в любой другой церковный праздник, на Троицу следует посетить утреннюю службу в храме, после которой можно помолиться за усопших и поставить свечи за упокой. Считается, что на Троицу в храме можно молиться даже за самоубийц, неприкаянным душам которых такие молитвы дают хотя бы временное упокоение.

Когда Троицкая суббота и зачем в этот день ходят на кладбище

Тогда когда ходят на кладбище в Троицу — посещать могилы родных людей нужно не в воскресенье, а в субботу перед праздником. Кстати, день перед Троицей называется Троицкой Родительской субботой и является специальный днем для поминания усопших. В это время следует не только посещать церковные службы, но и ходить на погост.

Теперь вы знаете, когда ходят на кладбище до и после Пасхи 2017 на Красную горку, а также в какой день на Троицу — в субботу или воскресенье. Уверены, эти знания помогут вам соблюдать христианские обычаи правильно согласно церковным предписаниям.

Преступный мир живет по собственным законам. Всем известно такое понятие, как «воры в законе», но что это может значить? Почему в законе оказались те, кто его нарушают?

Дело в том, что в уголовном мире существует собственная структурная иерархия. Воры живут по своим правилам. Это так называемый воровской закон, который обязан соблюдать каждый уважающий себя преступник. При этом прямых главарей у воров нет. Эти люди считают себя свободными. Они не подчиняются приказам, но четко соблюдают воровской закон. Это их кодекс жизни.

Первое появление

Исследователи считают, что воровской мир сформировался в начале тридцатых годов двадцатого века. Каждый пункт его закона пропитан «идейностью» уголовного сообщества. Воры в законе стали «генералами» преступного мира.

Некоторые считают, что это явление стало противовесом официальной власти, которая была в то время в лагерях и тюрьмах. Согласно иным источникам, власть сама искала способы контроля заключенных, особенно политических преступников.

Тем не менее, какой бы ни была истинная причина их появления, воры в законе были королями преступного мира СССР. И их наличие было выгодно всем.

Мишка Япончик

Самым первым из воров в законе был «благородный» бандит по имени Мишка Япончик. Он прошел Гражданскую войну, стал ее героем. Был он и советским полководцем. По политической статье его отправили на каторгу в 1908 году. Вышел он оттуда только в 1917 году благодаря амнистии Керенского. Вернулся Япончик со званием «воровской Иван».

Новое звание и почти десятилетний опыт на каторге позволили Япончику реализовать свои амбиции. Он создал первый воровской стрелковый полк из каторжников и головорезов. Вместе с ними он успел повоевать в дивизии Якира за Советскую власть.

После окончания Гражданской войны «красный» командир по имени Моисей Винницкий со своим специфичным законом оказался ненужным. Япончика расстреляли.

Тем не менее определенные люди запомнили его и спустя полтора десятка лет создали собственный воровской закон.

Основные понятия законов

Всего существует семь основных понятий, которых придерживается каждый уважающий себя вор.

  1. На первом месте всегда должна быть именно воровская идея. Преданность своему ремеслу у настоящего вора является непоколебимой.
  2. Связываться с правоохранительными органами нельзя ни в коем случае. Ни сотрудничать, ни помогать следствию - ничего. А если поймают с поличным, вор ни за что не выдаст ни имен, ни местоположения своих напарников.
  3. Быть честным с другими авторитетами (или ворами в законе). Один преступник по отношению к другому всегда максимально честен. Врать, уклоняться от правды у них не принято.
  4. Зато принято привлекать в преступное сообщество новых членов, предпочтительно молодых людей. Чем больше таковых вступит на дорожку преступности, тем лучше.
  5. Политическая деятельность для уважающего себя вора недопустима. Такие люди не занимаются государственными делами.
  6. Следить, чтобы в ИУ (исправительных учреждениях) и СИЗО (следственном изоляторе) был порядок, а реальная власть там была у воров.
  7. Уметь играть в карты. При этом также существует правило о святости карточного долга.

Дополнительные законы

Главных законов семь, но производных от них много. Воры не должны сотрудничать со структурами любой власти. Уважающий себя вор не будет давать показаний ни следственным, ни судебным органам. Такие люди также не будут давать чистосердечных показаний, не признаются в совершенном преступлении.

У вора нет собственности, как нет и своих сбережений, только воровской общак. Такие люди не заводят семью.

Вор, живущий по понятиям, периодически садится в тюрьму. И он не должен браться за оружие. Эти люди не работают - у них это не принято. Все, что им нужно, они крадут.

Воры в законе, находясь в местах лишения свободы, поддерживают в своих зонах порядок, следят за мирным урегулированием споров, разбирают возникающие конфликты, не допускают поножовщины и беспредела.

Такие люди очень чтут родителей, особенно матерей. Они не вступают ни в какие объединения и партии.

Как правило, воры, живущие по понятиям, не имеют не только собственного жилья, но и прописки. Они не регистрируются в государственных органах.

Воры в законе снабжают ШИЗО и ПКТ, которые находятся рядом. Они собирают с осужденных дань. Для таких людей важно разбираться в таком понятии, как воровской закон, и учить молодежь "правильной" жизни.

Мухлевать во время карточных игр среди своих нельзя. Воры всегда честны друг с другом, даже в вопросе карт. Воровской жаргон - это то, что требуется знать. И каждый такой преступник имеет собственного помощника. Его называют "шестеркой".

Воровской и тюремный законы

Законы воровского мира - это свод неписаных правил, норм поведения и уклад жизни, которые должны соблюдать все уважающие себя люди этой «профессии». Многие пункты этого закона распространяются и на других преступников, на все криминальное сообщество. Именно эта часть воровского закона и называется тюремной.

Она представляет собой свод правил, традиций и запретов, которые обязательны для всех осужденных лиц, вне зависимости от их «табели о рангах». Этот закон регулирует общение осужденных, их отношение друг к другу. Также по этим правилам разрешаются возникающие конфликты.

Тюремный закон

Согласно тюремному закону, каждый осужденный выделяет свою долю в общак. В тюрьмах к ворам в законе относятся уважительно. Они фактически управляют преступным сообществом, которое им подчиняется.

Воровские понятия и законы в местах лишения свободы запрещают стукачество, нецензурную ругань, оскорбления и бездоказательные обвинения. Осужденные не имеют права отбирать у других преступников какие-то вещи, не должны воровать и «крысятничать».

Осужденные, согласно тюремному закону, не должны стать "красными", то есть вступить в какие-то секции.

Таков основной перечень правил. Он включает еще множество ритуалов, используемых в определенных ситуациях.

Несмотря на то что многие пункты этих правил совпадают, есть определенные моменты, которые предназначены не для обычных заключенных. Тюремный закон следует соблюдать всем осужденным для того, чтобы во время отбывания срока их жизнь не превратилась в сущий кошмар. Воровские понятия и законы соблюдают все те, кто мечтает получить статус «коронованного».

Авторитеты

Пусть у воров и нет главаря, но есть преступные авторитеты. С такими людьми считаются даже начальники тюрем, понимая, у кого именно находится фактическая власть над заключенными. Сидя в камере, авторитет влияет на осужденных, поддерживает в тюрьме относительный порядок. Действует он исключительно по понятиям воровских правил и следит за неукоснительным их соблюдением.

Авторитеты могут наказать тех осужденных, которые не подчиняются основным правилам. Они часто применяют силовые методы устрашения, подсылая определенных людей. Иногда неугодных могут и убить. Как правило, преступление в тюрьме совершается подставными лицами, а сами авторитеты остаются с "чистыми" руками.

У авторитетов есть возможность контролирования промышленной зоны своего исправительного учреждения. Они же налаживают связи с волей. Под неусыпным взором авторитетов на зону попадают и продукты питания, и спиртные напитки, а также сигареты, деньги, наркотики и тому подобное.

Все законы в местах лишения свободы поддерживаются определенными «блатными санкциями». Все зоны находятся под фактическим контролем авторитетов. Но никто и никогда не признается в том, что в зоне есть организованное преступное сообщество.

Санкции для воров в законе

Есть у этого типа людей и собственные меры наказания.

По понятиям, вор в законе, который безосновательно кого-то оскорбляет, может получить публичную пощечину. Оскорбление считается мелкой провинностью. Осуществить наказание позволительно только человеку того же «звания», то есть вору в законе.

Бывают случаи, когда такому человеку дают по ушам. Это наказание серьезнее. Оно означает, что человек оказывается в низшей категории своей иерархии. Он становится так называемым мужиком.

Самая серьезная мера наказания - смерть.

Если вор в законе проигнорировал основные правила кодекса, то он не сможет рассчитывать на снисхождение. Его будут преследовать, повсюду искать. Его ждет смерть.

Приговор выносится на воровской сходке. О решении становится известно всем арестантам. Каждый уважающий себя преступник должен привести приговор в исполнение, если встретит осужденного.

Санкции для преступников

Если осужденный, не являющийся вором в законе, нарушил основные правила, то в этом случае видов наказания больше, в зависимости от тяжести провинности:

  • Его могут избить.
  • Над ним могут надругаться. Таким образом, человек оказывается на низшей ступени иерархии.
  • Ему также могут дать по ушам, лишив статуса блатного и переведя в категорию мужика.
  • Такого человека могут изгнать из «семьи», то есть из данной микрогруппы.
  • Человеку, без оснований избившему другого, могут сломать руку или ногу.
  • Его объявляют фуфлыжником. Если рассматривать воровской жаргон, то это человек, проигравший в карты и вовремя не отдавший долг.
  • За грубейшие преступления заключенные караются смертью (если преступник "обчистил" воровской общак, являлся агентом правоохранительных органов и так далее). Данный приговор выносится либо вором в законе, либо местными авторитетами.

В заключение

Жизнь многогранна. Простые люди в основном придерживаются официальных законов, работают и вполне довольны жизнью. Но некоторые вступают на кривую дорожку преступности в поисках легких способов заработка. Так они оказываются в преступном сообществе, где действуют совершенно иные законы. Каким идти путем - каждый решает сам.

Вор в законе - это не простой преступник. В структурной иерархии уголовного мира это звание почитаемо. Такой человек свято чтит особые законы, следит за порядком и в какой-то мере обеспечивает спокойствие в местах лишения свободы.

Квенди, попавшие в лапы к Мелькору, ввергались в узилище, и там он чарами постепенно изменил их; так из ненависти своей вывел он в насмешку и подражание эльфам племя орков, злейших их врагов.
- Дж.Р.Р. Толкин. Сильмариллион.

В основе воровского мира - вопреки очевидности - лежит вовсе не криминал. То есть не воровство, грабежи и убийства. А совершенно другая вещь, причем вещь очень и очень достойная - а именно, свобода. Дело в том, что общество, в котором мы все живем, чрезвычайно несвободно во всех смыслах.
Во-первых, рядовой человек подвластен правительству. Подвластен практически абсолютно, права противостоять властям человек (по крайней мере в России) лишен совершенно. Власть делает с людьми что захочет - от назначения произвольных налогов и отчетностей, до произвольных ограничений любых свобод, вплоть до посадки за политические протесты в блоге. Да что там политика, сегодня вот уже грудных детей у матерей отбирают, что превосходит даже хрестоматийные примеры бесчеловечности рабовладения - все-таки отъем и убийство грудного ребенка, это уже даже не про рабовладение, это из серии "зверства карателей на оккупированной территории".

Во-вторых, образ жизни рядового человека сводится к однообразному и неинтересному труду за скромную, а порой и нищенскую, зарплату. Всю свою жизнь человек тратит на то, чтобы было на что прожить следующий день.

Таким образом, человек лишен свободы в обоих смыслах этого слова - и в смысле независимости, неподвластности тирану или оккупанту, и в смысле свободы жизни, реализации своих устремлений. Он одновременно и данник-раб, и рабочий муравей без права жить так, как ему хочется.

(Замечу, что многие люди склонны оправдывать эту ситуацию, считая что "так устроен мир", "без власти государства над людьми будет хаос", "человек обязан работать, иначе он непойми чем начнет заниматься", "труд сделал из обезьяны человека, без обязательного труда начнется деградация человечества" и тп. Я сейчас не стану с подобным представлением спорить, а просто скажу, что изложенное мной положение вещей суть объективный факт. Вы можете считать этот факт хорошим и полезным, это ваше право, но фактом он от этого быть не перестанет.

Разумеется, такая ситуация вызывает в людях внутренний протест, и осознанный, и неосознанный. Желание жить хорошо, красиво и, главное, свободно - это естественное желание человека. Там, где оно неосуществимо, оно приводит к появлению в обществе людей, готовых на всё, лишь его все-таки осуществить.

Что такое воровская романтика? Вот есть "американская мечта", например, описывающая определенный образ жизни. А что такое воровская мечта? Какой образ жизни она описывает? Этот образ жизни называется "малина". Вор иногда ходит на дело, добывает этим солидные суммы, на которые ведет красивую жизнь.
Если забыть на минуту о моральной стороне такой профессии, то воровская малина - это нормальная мечта среднестатистического человека, звезд с неба не хватающего. Не Теслы и не Циолковского, а простого Васи Сидорова. Интересное, творческое, требующее смекалки и квалификации дело, не отнимающее много времени, так вдобавок еще и сдобренное хорошей порцией адреналина.
"Поохотился часов пять с друзьями (было жутко интересно и кайфово!), завалил мамонта, привез домой мяса на месяц вперед - смелый и добычливый охотник! Завидный мужчина! - и давай пировать, праздновать и подруг обнимать".

Скажите мне - РАЗВЕ ЭТО НЕ КЛАССНО?!

Так мало того, что само по себе классно, а ведь на фоне убогого образа жизни у большинства людей вокруг - это вообще сказка. Это как сравнение образа жизни вольного охотника, с образом жизни убогого раба на фазенде. 12-ти часовой рабочий день, власть надсмотрщиков, однообразие, нищета, скудная кормежка... Или - свобода, свободное время, игровой характер труда, приключения, адреналин, драйв...
Плюс к тому, свободный охотник независим, вооружен и решает свои проблемы в обществе как равный среди равных, как мужчина. Он не знает хозяйской плетки и права помещика судить своих рабов.

Или другой пример. Представьте себе, что вы сегодня вечером уснули, а утром проснулись в середине 18-го века в теле крепостного крестьянина. И выбор ваш невелик - принять участь раба, или бежать и податься в авантюристы-грабители-казаки. Ну-ка, ваш выбор?

Что, несогласны быть нищим и униженным рабом? Не хотите ходить в рубище, горбатиться на помещика, спать в одной комнате с коровой и выдавать дочерей барину в баньку? Но видите ли, это вам сегодняшнему статус крепостного раба в РИ может показаться неприемлемым. А тогда он большинству казался нормальным. Такова сила привычки - большинство считает нормой то, что видит вокруг себя.
Но ведь и сегодня то же самое. Наш образ жизни людям из другого мира показался бы рабским, а нам он вполне привычен.

Но не всем, вот в чем штука. Беглые были в 18 веке, есть они и сегодня. Фильмы "Робин Гуд", "Матрица" и "Брат" - это фильмы примерно об одном и том же.
Однако, если идейный человек может заниматься борьбой с системой, как Нео в "Матрице" или Сталин в реальной истории, то обычный человек, идейностью не обременненный, хочет просто изменить образ жизни. С плохого - на хороший. С уродливого - на красивый. "Да и просто хотелось пожить", как поется в песне.

Конечно, было бы конечно неправильно героизировать любой уход от обычной жизни и труда. Я полагаю, большинство уголовников все-таки уходит в криминал не из протеста, а от лени или недостатка способностей. Но, во-первых, не все. А во-вторых, что такое лень? Вы видели детей, которым лень играть в игрушки?
Лень - это признак неприятности того дела, которым человек занимается. Человек, занятый интересным делом, лени не ощущает (разве что от усталости, если не хватает времени на отдых или смену занятий).

Короче говоря, образ жизни вора ЛУЧШЕ образа жизни работяги у станка. Свободнее, богаче, драйвовее и интереснее. Исток воровского мира находится именно здесь. Как видите, он совершенно нк криминальный. Просто тяга к хорошей жизни, желвние выйти из потогонной системы. Сделайте жизнь рядового Васи интересной, свободной и насыщенной - и воровской мир исчезнет как явление.

Увы, но вот тут у людей, принципиально не желающих или ленящихся вести "нормальную жизнь", возникает проблема. Желания вести красивую и свободную жизнь мало, мы живем не в неолите, сегодня на это нужны деньги. А где их взять? Общество устроено так, чтобы исключить возможность (для рядовых его членов, конечно, не для властей) жить свободно и обеспеченно. И потому, для среднестатистического человека, порой единственный возможный вариант получить деньги на такую жизнь - это их отнять.

Это то, что называется "капля блатной крови". Блатной - он как бы не человек уже, ибо для него обычные люди уже не свои, а "лохи", "терпилы", "мужики". А свои - это только воры.
(Возникает забавный парадокс. Представьте себе, в камере сидят воры. Все они считают, что воровать - это правильное и достойное дело, но если один из них вдруг украдет у второго... :))

(Именно в этом, к слову, причина того исторического тупика, в котором находится сегодня Россия. Проблема даже не в аморальности воров у власти, проблема в сущностной, онтологической неспособности воров созидать. Им НЕИНТЕРЕСНО.
Если назначить, скажем, мэром города или директором завода нормального человека, то для него это будет - помимо банальной выгодности и престижности профессии - еще и невероятно интересным делом.
Но не для вора - назначенный на подобную должность вор увидит только власть и потоки бабла.
Причем, повторюсь, проблема не в аморальности вора. То есть он на должности мэра или директора будет заниматься одним лишь воровством вовсе не потому, что он плохой парень. А потому, что развитие и созидание для него неестественно.

Там, где человек с созидательной психологией увидит КАЙФ - например, кайф от возможности создать и запустить новую модель автомобиля, или от возможности провести модернизацию страну, там вор видит ГОЛОВНУЮ БОЛЬ, РИСКИ И ЗАТРАТЫ. Причем, ради кого? Ради лохов! Модернизация России сегодня упирается именно в эту воровскую психологию находящихся у власти людей, а не в какие-либо объективные обстоятельства.

Вот например, Ликсутов занимается проблемой парковок в Москве. Он создает парковки, которых так не хватает? Ну конечно же нет:) Он зарабатывает бабки на проблеме парковок, за счет ограничения прав и узаконенного грабежа лохов. Чоткий пацан.

Или вот, правительство РФ. Нельзя сказать, что проекты правительства или президента за последние лет 20 были неудачными. Проблема в другом - самих проектов нет. Вообще совсем. Парни десятилетиями "таргетируют инфляцию". А проще сказать, воры сели на малину. Им на малине хорошо.

Ну а теперь, довольно легко ответить на вопрос, зачем властям нужен воровской мир.
Дело не только в том, что это одна из их кузниц кадров. (Где-то попадалась инфа, что едва ли не большинство депутатов ГД имеют судимости).
И не только в том, что без воров нельзя, например, держать наркотрафик и наркоторговлю. Наркоконтроль можно поручить генералу, но торговать на улицу генерал не пойдет, и майор торговать не пойдет. И через границу не майор товар повезет.
Все эти вещи, конечно, имеют значение, но они второстепенны для власти. В конце концов, обе они не нужны были в СССР, а меж тем тюрьмы в уголовные университеты превратили именно большевики.

Намного важнее то, что воровской мир - это ЯКОРЬ в обществе для властей. Им исключительно, прямо-таки жизненно важно, чтобы хотя бы некоторая часть общества признавала их ценности, их мировоззрение, их жизненные установки. Иначе они окажутся для общества абсолютно чужеродными. И тогда они вызовут у общества рвотный рефлекс, и общество их просто выблюет.

Не случайно 90-е стали (целиком и полностью с подачи властей) эпохой разгула бандитизма. Джинна деструктивного криминала выпустили из бутылки в тяжелое для народа время, чтобы не дать вырасти джинну конструктивного протеста. Попросту, чтобы активная и обозленная молодежь пошла в рекетиры, а не в партизаны.
И так оно и по сей день, хотя конечно бандитизм, после окончания подобной острой нужды в нем, несколько приструнили (хотя если станет надо, все снова повторят). Вспомните, как ловили "приморских партизан" - ажно с танками. Меж тем криминальные банды такого "кипеша" у властей отчего-то вызывают.
Вот и большевики неслучайно прессовали в лагерях "политических" много жестче, чем уголовников.

По большому счету, сегодня поддержка властями уголовного мира стоит в одном ряду с массовым завозом в русские регионы некомплиментарного населения. Все делается для того, чтобы общество не было однородным, дружным и сплоченным общим интересом. (Не случайно те же ликсутовские парковщики этнически и религиозно самизнаетекто - он отлично понимает, что делает).
Логика действий властей - это тупо оккупационная логика. И увы, она такая уже очень давно. Так давно, что многие привыкли и порой даже искренне оправдывают подобные действия, потому что не представляют, что оно может быть устроено иначе.

Говоря образно, вы не можете построить ад в обществе, состоящем из ангелов. Если вам нужен ад, вам придется разбавить это общество демонами. Так что производство российскими властями уголовников, как и производство толкиеновским Мелькором орков - неизбежная составляющая в борьбе за власть.


Роль криминальных лидеров и авторитетов в развитии организованной преступности в России неоспорима. Представляя собой так называемую «элиту» преступного мира, они и ранее, и сегодня во многом определяют стратегию и тактику преступной деятельности криминальных организаций и сообществ, обеспечивают координацию усилий и взаимодействие преступных структур в сфере борьбы с правоохранительными органами и конкурентами, принимают деятельное участие в формировании системы организованной преступности в стране в целом и ее отдельных структурных звеньев.
gt; Существует определенная иерархия современного российского преступного мира, которая формировалась в течение десятилетий,

адаптируясь к складывающейся в стране обстановке. На ее формирование несомненное влияние оказывало и изменение правового и политического режима в стране, и метаморфозы, произошедшие в экономической и социальной сфере российского общества.
Основы современной иерархии преступного мира сформировались в конце 20-х - в начале 30-х годов, что было связано с коренным переломом в деятельности всей исправительно-трудовой системы страны. В то время началось «развернутое по всему фронту наступление на капиталистические элементы» («кулаков», «оппортунистов», «вредителей» и т.д.), что привело к увеличению численности заключенных, резкому изменению их социального состава. Постановлением ЦИК и CHK СССР от ноября 1929 года вводится дополнительная мера социальной защиты - лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР. К началу тридцатых годов наряду с системой ИТУ Наркомюста РСФСР и других союзных республик формируется обширная сеть исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) общесоюзного значения.
Первым документом, регламентировавшим их деятельность, являлось «Положение об исправительно-трудовых лагерях». Однако ни в нем, ни в одном из последующих нормативных правовых актов не указывалось на необходимость полной изоляции впервые осужденных от рецидивистов, «классово-чуждых» элементов, от уголовников, бандитов. Такое отношение было на руку уголовным авторитетам. Они силой, наглостью, хитростью присвоили себе и заняли высокое статусное положение в местах лишения свободы.
Тогда же складывается и четкая трехуровневая структура управления преступным миром. На высшем уровне - «авторитетный вор» («козырный вор», «всесоюзный вор», «центровой вор», «пахан») - абсолютный авторитет («лидер»); на среднем уровне - обычный, «привычный» вор - «авторитет»; на нижнем - «шестерки» («слуги») и прочие исполнители решений «воровского братства».
«Вор в законе» - это лидер преступной группы, который, действуя сообразно «кодексу воровской чести» - соглашению между «ворами в законе» по определенным правилам их поведения, представляет собой «закон» для преступной среды, в которой он пребывает. От степени его кровожадности, уровня воспитания и умственных способностей зависит распространение правил указанного «кодекса» на остальных пред
ставителей «уголовного сообщества». В частности, основным неприемлемым условием «кодекса воровской чести», за которое полагается единственное наказание в виде смерти, является предательство друг друга. Оправдания предателя при этом в расчет не берутся.
Чтобы стать «вором», представитель уголовной среды должен пройти определенный путь и только после всевозможных проверок со стороны других «воров» на «воровской сходке» поднимается вопрос о его принятии в «сообщество воров». Как правило, этой «чести» удостаиваются помощники, «подельники» и близкие воров, которые после завершения обучения «искусству воровства» последними сами становятся самостоятельными ворами. Отбывая наказание за совершенные преступления, они расширяют круг своих знакомых, что благоприятно сказывается на росте их «известности» в преступной среде. В свою очередь, близость со своим учителем - «вором» дает им право общаться с другими «ворами», от которых впоследствии могут получить необходимую поддержку. После многократных испытаний наступает момент, когда такого человека готовят к вступлению в «сообщество воров». Несколько «воров» или один «вор» по рекомендации других собирает «воровскую сходку», на которой представляют кандидата, снискавшего своими «подвигами» известность в преступном мире. Каждый из присутствующих может высказать свое мнение. Если за представленным на «сходке» лицом не находится каких-либо «грехов», порочащих его в уголовной среде, его объявляют «вором в законе» и называют «братом». После этого новоявленного «вора» посвящают в «таинство» «воровского закона» и взаимоотношений между собратьями.
Наиболее опытные из «воров в законе» организовывают «сходки», «собрания», «съезды», где формируются новые и совершенствуются старые «идейные принципы истинных арестантов». Нередко для разъяснения тех или иных правил воровского поведения авторитетными в преступном мире «ворами» направляются в места лишения свободы так называемые «воровские прогоны».
В 50-60-х годах принимается «Первый кодекс воровской чести». По его основным положениям, «авторитетом» могло стать лицо, которое выбрало основным занятием своей жизни воровство. «Авторитетам» строго запрещалось жить за счет собратьев, лгать своим, заниматься общественно полезным трудом, состоять в каких-либо обществах и партиях, служить в армии, иметь семью и вести оседлый образ жизни, враждовать на почве национальных различий, признавать законы государства, стремиться к досрочному освобождению, вмешиваться в политическую жизнь страны, заниматься спекуляцией и коммерчес
ким посредничеством, предъявлять претензии к «ворам» без решения сходки, проводить «правилки» («суды чести») в нетрезвом виде, брать в руки оружие (совершать вооруженные нападения разрешалось исключительно при защите своих интересов), не выполнять решения, принимаемые «паханами», иметь какие-либо контакты с органами правопорядка, совершать хулиганские действия.
«Воровское сообщество» обязывало своих членов следить за порядком в лагере, устанавливать там полную власть «воров». В противном случае они отвечали перед «сходкой авторитетов».
По новому «арестантскому» обычаю признать «вором» могли только на основании решения «сходки» («собрания», «съезда»). Как правило, кандидат проходил трехлетнее испытание, тщательно «проверялся» и только после этого ему давали рекомендации два-три «законника», подтверждающие, что принимаемый «имеет определенные качества, и заслуги», его поведение и стремления соответствуют «воровским». «Авторитеты», рекомендовавшие новичка, несли перед преступным сообществом ответственность за его дальнейшее поведение. Обряд приема включал в себя ритуалы «коронования воров» и клятвы не нарушать «арестантский кодекс чести», уголовные традиции и обычаи. «Предателей» («сук») ждала суровая расправа.
Представители следующей после «воров» группы стали именоваться «мужиками». В нее входили те, кого называли «шпанками», «чертями», «бесами», а также часть «жиганов», не принятых «авторитетами» в свою среду. Ряды «мужиков» значительно умножились в период «раскулачивания». Крестьяне, привыкшие непрестанно работать на свободе, продолжали трудиться и в местах заключения. Они, как правило, имели семьи, многие служили в армии. Эти обстоятельства предопределили их место. Однако, несмотря на то, что данная категория лиц не играла видной роли в преступном мире, «воры» не могли не приблизить «мужиков» к себе. «Блатари» хорошо понимали, что, не работая, получать благодарности, высокий паек и зачеты возможно только за счет работяг - «мужиков». В отдельных случаях, когда «воры» не могли находиться в составе бригад (вследствие дисциплинарных взысканий, болезней), «добросовестно трудящийся контингент» передавал часть заработанных средств в «воровскую кассу» по заранее установленным нормам («налогам»), Co своей стороны «хранители» не давали «мужиков» в обиду другим группам осужденных или отдельным лицам. Они, как более умудренные опытом в «арестантской жизни», «добровольно» учили «бесов», «чертей» - бывших крестьян - «правильному» поведению в местах заключения, распространяя среди них свои обычаи и традиции.

Третью ступень в традиционной иерархии заключенных занимали «фраера». К ним относились спекулянты, мошенники, коммерсанты и прочие. В связи с тем что прежний уклад их жизни, интересы, потребности во многом противоречили «воровским», долгое время «хранители» не признавали «фраеров». Последним отводились весьма скромные роли «мандеров» (исполнителей поручений других), «шпилевых» (картежников). В это время «фраера» чаще остальных становились жертвами вымогательства, грабежей и разбойных нападений со стороны «авторитетов».
Изменения в уголовном, уголовно-процессуальном, исправительно-трудовом законодательствах 1958-1961 годов, предпринятое органами власти и правопорядка усиление борьбы с преступностью заставили преступный мир реформировать свои прежние принципы, «нормы», запреты, вынудили избрать новую тактику и частично уйти в подполье. Новое время требовало от них прежде всего коренной «чистки» своих рядов. К середине 60-х годов существенно изменяется структура «воровских» группировок. В тюрьмах, ИТК особого режима на территории РСФСР костяк таких групп составили теперь так называемые «авторитетные фраера» («козырные», «центровые»), возглавляемые «ворами». В других местах, например в Средней Азии и Закавказье, «вор» руководил «первой пятеркой». В «пятерке» роли распределялись примерно так: «телохранитель» (отвечает за безопасность «вора»); «содержатель общей кассы» (отвечает за сбор и сохранность «воровского об- щака»); «советник» (хорошо ориентируется во внутренних вопросах жизни в местах лишения свободы, помогает «вору» советами в разрешении «дел», с которыми к тому обращаются другие осужденные); «ученик» - кандидат на звание «вора».
В связи с резким к началу 60-х годов сокращением численности «воров в законе» «паханы» приближают к себе «фраеров», которые становятся их основной опорой и первыми претендентами на звание «главарей». Атам, где не было «воров», они становились абсолютными «авторитетами» («жили на положении воров»). На их нетрадиционное для «воров» преступное прошлое (а это были жестокие, наглые хулиганы, насильники, спекулянты, мошенники) хранители воровских традиций старались закрывать глаза.
С изменением «качественного состава» преступных группировок менялись и незыблемые ранее принципы поведения «воров в законе». Многие запреты постепенно отмирали. Теперь «вор» не обязан был только воровать. Ему разрешалось иметь семью, постоянный приют. На «воровских сходках» принимаются решения, дающие право «честно
уходить» из сообщества, работать и даже вступать в контакты с администрацией (правда, в интересах «братства»), Ho при этом оставались и незыблемые заповеди: никогда не станет «честным вором» тот, кто служил в армии, слишком усердно трудился «на благо Родины» и заслужил этим досрочное освобождение, выполнял черновые работы, был «сознательным гражданином», участвовал в общественных организациях или активе МТУ, отступал от «кодекса чести арестанта».
Отдельные «паханы» вообще не приняли новых правил, отделились от участия в «арестантской жизни» (их прозвали «нэпманскими ворами»). Ho таковых были единицы. Остальных «воров» это не остановило, и они вместе с «фраерами» поддерживали все нововведения и приспособились к новым условиям. Поддерживались и старые нужные обычаи, например обязательный сбор средств в «общак».
Вынужденный отказ «воров» от ряда «норм» «блатарей» прошлого, изменение правил и тактики поведения помогли восстановить былой статус группировок «авторитетов». Поэтому они осторожно, постепенно возрождали и привычные «традиции и обычаи». По-прежнему «обучали» «арестантов» диким азартным играм. Открывали новые нелегальные каналы «воровской почты». Налаживали систему «снабжения» колоний деньгами, спиртными напитками, наркотиками. Активистов и «непослушных» притесняли. А предателей, доносчиков, все так же жестоко наказывали, но «втемную», очень хитро и тихо, чтобы для других это выглядело несчастным случаем.
И как обычно, хранители идей преступного мира поделили на «масти» всех остальных «сидящих» в колониях особого режима и тюрьмах. Традиционно выделялись «мужики», но теперь эта категория была неоднородна и делилась на подгруппы.
Первая - «хорошие парни», которые признают правила, традиции и обычаи «блатарей», но не заслужили права находиться в «воровском сообществе».
Вторая - «центровые («козырные», «воровские») мужики» - поддерживают положение «авторитетов» и соблюдают «кодекс чести арестанта». С этими «воры» «дружат».
Третья - собственно «мужики» - основная масса «арестантов». Отличительные черты этих «мужиков» в том, что традиции, обычаи, неформальные правила уголовной среды они не нарушают, но не в силу привычек, предубеждений, а из чувства страха преступить их, ибо возмездие последует сразу.
Четвертая - «серые мужики» - ущербные и не всегда физически и психически здоровые люди, которые порой не способны следить да
же за своим внешним видом. «Авторитеты» их не уважают, но и не преследуют.
Все «мужики» хорошо, добросовестно работают, соблюдают «правила-заповеди», но при этом не являются «пропагандистами» преступной «идеологии».
Как и прежде, в среде осужденных присутствовали лица, которых преследовали «авторитеты». Юристы, работники ИТУ называли их «отверженными», «воры» - «гашеными». Это была очень разномастная, разношерстная публика. По «преступлению» им давалась и «масть»: «фуфлыжник» (не уплатил долга), «самозванец» («канает под вора»), «крыса» (крадет у своих), «повязочник», «стукач» (тем или иным образом сотрудничает с администрацией), «суки», «отошедшие», скрытые «гомики».
Самую последнюю ступень занимали пассивные гомосексуалисты («обиженные», «опущенные»), Co стороны «авторитетов» эта категория осужденных не преследовалась, так как «возмездие» уже состоялось. «Обиженные», как и «мужики», хорошо трудились. Трагическое существование в заключении сделало их безразличными к своей судьбе. Они утрачивали чувство личного достоинства, что проявлялось в несоблюдении правил личной гигиены, словесной распущенности, стремлениях к удовлетворению инстинктивных влечений, главным образом пищевых и половых.
Процесс развития организованного криминалитета за стенами исправительно-трудовых учреждений в период шестидесятых годов характеризуется «разделением» территории страны между преступными сообществами, возглавляемыми «ворами в законе». В это же время в стране появляется новый слой преступников - «цеховики» («теневики»), активные деятели «теневой экономики» страны, которые на основе использования неучтенных государственными планами ресурсов и производственных мощностей осуществляли нерегламентированную законами, противоправную экономическую деятельность, спровоцированную постоянным дефицитом материальных ресурсов и услуг как в сфере социалистического производства, так и личного потребления. Становление другой неотъемлемой части организованной преступности - коррумпированных чиновников госаппарата, оказывающих за вознаграждение «услуги» членам преступных групп, - можно отнести к семидесятым годам, к периоду слияния профессиональной преступности и «теневиков».
В 1979 году в Кисловодске на «сходке» преступного сообщества между «ворами в законе» и «теневиками» было достигнуто соглаше
ние, по которому последние брали обязательство выплачивать по 15% от своей незаконно получаемой прибыли в «воровскую кассу» - «общак». Это соглашение было вызвано участившимися случаями вымогательства членами групп профессиональных преступников у представителей «теневой экономики» крупных сумм денег. Слияние профессиональных преступников и «теневиков» повлияло на принятие уголовной средой «Третьего кодекса чести», по которому последние смогли приобретать статус «вора в законе» за деньги. Для «коронации» новоиспеченных приглашались «воры» старого поколения. Престиж этого «почетного звания» вновь возрастает. Ho «воровской авторитет», помноженный на большие деньги, вскружил головы новым «ворам в законе». Попадая в места лишения свободы, не зная сложившихся там отношений, они допускали отступления от «традиций и обычаев», «норм арестантской жизни», например, занимались открытыми поборами, притеснениями осужденных, что вело к недовольству основной массы и к потере «купленного авторитета». Настоящие же «воры в законе» (как правило, особо опасные рецидивисты) не признавали их «воровских званий», осуждали и тех своих сотоварищей, кто принимал участие в «короновании» вымогателей.
С 1980 по 1985 год основные усилия представителей организованной преступности были направлены на увеличение «теневого» капитала. В то же время грубые просчеты в экономической и правовой политике, допущенные руководителями советского государства и КПСС в конце 80-х - начале 90-х годов позволяли проводить стихийные, неконтролируемые приобретения и накопления первоначального капитала предпринимателями «первой волны», позволили криминальным элементам легализовать преступно нажитые средства и проникнуть в сферу нарождающегося частного бизнеса. С принятием «Четвертого кодекса чести», действующего по настоящее время, в уголовной среде появляется статус «авторитета».
Период девяностых годов характеризуется расколом «воровского сообщества» на два противоборствующих лагеря: «бубновой масти» - «воров» славянской национальности и «пиковой» - «воров», представляющих кавказские национальности. Главной отличительной чертой этих двух отрядов организованного криминалитета является разделение сфер их преступной деятельности. Если представители «славян^ ской масти» в основном занимаются полулегальным бизнесом (казино, публичные дома и т.п.), то «пиковые» - ярко выраженной уголовно наказуемой деятельностью (грабежами, разбоями, незаконным распространением оружия и наркотических веществ и тому подобное). В свою
очередь разделение на славянскую и кавказскую виды организованной преступности не означает, что национальность представителей этих лагерей соответствует их названию. В настоящее время в «кавказской группе» достаточное количество русских и украинцев, а в «бубновой» - чеченцев и представителей других кавказских национальностей. Причастность «вора» к тому или иному лагерю зависит от принадлежности «короновавших» его «воров».
В последнее время в преступном мире появляются организованные группы новой формации, состоящие преимущественно из спортсменов, бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые не признают криминальных лидеров и «законов» уголовного мира. В уголовной среде члены таких групп именуются «беспредельщи- ками». В последние годы отмечается разделение организованной преступности новой формации на два вида: представители первого, как правило, занимаются только полулегальным бизнесом, второго - помимо этого, выполняют различные «заказы» на совершение преступных деяний тяжкой и особо тяжкой категории: убийства, разбойные нападения, грабежи. Членов организованной преступности последней разновидности в связи с их особой дерзостью и нежеланием идти на компромиссы называют также «отморозками». В связи с хорошей вооруженностью таких групп «ворам в законе» приходится считаться с ними, а нередко и опасаться. В целях защиты от возможных покушений с их стороны многие «воры» вынуждены были приобрести бронированные автомобили и увеличить количество своих телохранителей. Следует отметить, что лидеры старой формации не смирились с таким положением дел и поэтому любыми способами и средствами пытаются противодействовать «беспределыцикам», порой не гнушаются даже их физическим уничтожением.
Новые тенденции в развитии преступного мира в России заставили «воров в законе» адаптироваться к изменившимся условиям. Большая часть «воров в законе», в основном являвшихся лидерами преступных объединений, резко дистанцировалась от «воров» - хранителей и строгих ревнителей воровских законов и традиций. Первые, как правило, уже не выполняли и даже отступили от некогда незыблемых правил поведения «вора»: не работать, не иметь семьи, не роскошествовать, не участвовать в наркобизнесе и т.п. Они попытались, и довольно успешно, приспособиться к изменившейся криминальной обстановке, в частности многие из них сменили профессиональную специализацию (стали заниматься вымогательством, похищением людей и организацией банд). Постепенно преступные объединения, возглавляемые «ворами в
законе», стали формироваться по образу и подобию организованных преступных группировок и насыщаться в кадровом отношении не «ворами», а типичными «боевиками». В «общаки», держателями которых были «воры в законе», стали платить не «воры», а предприниматели и представители организованной преступности. На сегодняшний день практически все известные «воры в законе» занимаются организованной преступной деятельностью.
Таким образом, институт «воров в законе» в последние годы претерпел существенные изменения и стал составной частью общей системы организованной преступности.
Ряд специалистов полагают, что сегодня круг участников организованной преступной деятельности ограничивается следующими типами. «Лидер» - первое лицо в преступной организации, авторитет которого не подвергается сомнению при условии стабильности криминальной структуры; в функции лидера, кроме руководства, входит еще представительство при контактах с другими организованными преступными формированиями. «Визирь», или «заместитель» - второе по значению лицо в криминальном формировании (их может быть несколько, в зависимости от его размера). В их функции входит информирование «лидера» об обстановке, сложившейся внутри организации и в ее окружении, они являются посредниками в общении между «лидером» и нижестоящими членами преступной организации, единолично разрешают проблемы, возникающие в отношениях между ее участниками, либо между ними и членами конкурирующей преступной структуры. «Звеньевые» и «бригадиры» - руководители мелких групп внутри организованного преступного объединения, как правило, не имеющие права персонального выхода на «лидера», при этом уровень «звеньевых» чуть выше, чем уровень «бригадиров», они более близки к «заместителям». Ho они имеют право осуществлять представительские функции за пределами своей группировки только на своем уровне. Рядовые участники преступной организации, или «бойцы» - никому не имеют право приказывать и не имеют никого в своем подчинении. Они выполняют указания всех вышестоящих членов организации, причем старших опосредованно.
Отдельно стоят пособники - то есть те кто, непосредственно не участвует в совершении преступлений, но так или иначе способствует и
функционированию преступного объединения. Сюда можно отнести коррумпированных должностных лиц, в том числе и из правоохранительных и контролирующих органов, поставщиков оружия, поддельных документов, врачей, оказывающих негласную медицинскую помощь раненым преступникам.
В местах же лишения свободы, несмотря на появление в стране групп преступников новой формации, продолжает функционировать управленческая структура преступных организаций старой формации. Осужденные члены преступных организаций новой формации, попадая в исправительные заведения, вынуждены под угрозой физического насилия, смерти подчиняться традициям и «законам» тюремной жизни. В частности, в последнее время лидеры некоторых из этих преступных группировок начали в меру своих возможностей оказывать помощь заключенным в местах лишения свободы. Причиной тому послужили жесткие требования традиций уголовной среды, в соответствии с которыми преступники, имевшие возможность пополнять «воровскую кассу» во время нахождения на воле, но при этом не вносившие средства в «общак», в местах лишения свободы к нему не допускаются.
Как отмечалось выше, организованная преступность старой формации развивалась в виде пирамиды, этажи которой - это «чернорабочие», «бюрократы», обеспечивающие функционирование криминальных структур, а также идеологи и стратеги организованной преступности.
Прерогативами преступников, относящихся к элитарному уровню, являются - осуществление стратегического управления деятельностью крупных преступных сообществ, определение направлений инвестиционной политики в криминальном бизнесе, разработка основ криминальной идеологии, обеспечение консолидации преступных сил.
Элита преступного мира фактически является владелицей и держателем преступного капитала. В эту категорию прежде всего входят лидеры организованной преступности - так называемые «воры в законе».
Средний уровень - «бюрократический», образуют лица из окружения лидера. В местах лишения свободы в настоящее время он формируется из числа так называемых: «бродяг» (они же «блатные»), «пацанов», «братвы», «людей» и «фраеров». Основным условием их причисления к «бюрократам» является то, что они должны «жить «по жизни», то есть следуя «законам тюрьмы», установленным лидерами преступного мира для лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.
Необходимо отметить, что окружение лидера в местах лишения свободы существенно отличается от его окружения на свободе. Причиной этому послужило то, что при наличии в исправительном учреждении
только одного лидера у заключенных есть всего два пути: поддерживать или не поддерживать этого лидера. Третий путь - непостоянство в поддержке лидера, в данном случае невозможен, ибо по «законам тюрьмы» за это полагается суровое наказание вплоть до приговора к смерти.
Путь неподдержания лидера (если он один в «зоне») является опасным, чреватым непредсказуемыми последствиями. Осужденные, выбравшие этот путь, не участвуют в «жизни» заключенных, и поэтому они не допускаются к «общаку» исправительного учреждения. При отбытии уголовного наказания они в колониях ничем не выделяются, в тюрьмах же могут, используя поддержку с воли (например, постоянное снабжение родственниками и друзьями продуктами питания, наркотиками и т.п.), активно противодействовать находящемуся в исправительном учреждении лидеру. Наиболее ярко такой стиль поведения у заключенных проявляется в настоящее время, когда происходит размежевание осужденных на лиц, поддерживающих «пиковых» или «бубновых» «воров в законе». При этом количество заключенных, принимающих ту или иную сторону, зависит от степени обеспечения с воли членов этих группировок продуктами питания, сигаретами, наркотиками, спиртными напитками и т.п.
Заключенные, поддерживающие лидера, так называемые «блатные», находятся рядом с лидером и являются его помощниками и единомышленниками. В основном окружение лидера состоит из 3-5 человек. Это количество зависит от «положения» лидера в уголовной иерархии. Следует отметить, что сейчас основной причиной поддержки «блатными» лидера является Tix стремление жить в местах лишения свободы лучше других осужденных. Так, близость к лидеру дает им лучшее, по сравнению с другими заключенными, питание, постоянное обеспечение сигаретами, чаем, хорошей одеждой, проживание в лучших спальных помещениях, право пользования «общаком». В окружении лидера наиболее ярко выделяются «идейные блатные», являющиеся единомышленниками и верными помощниками лидера. Ho, как показывает практика, в настоящее время представителей данной категории в уголовной среде осталось очень мало.
Ближайшее окружение лидера всегда находится в состоянии тайного соперничества. Лидер заинтересован в расширении своей свиты, поэтому им осуществляется постоянный поиск среди «блатных» преданных ему людей. От количества «блатных» в близком окружении лидера зависит его статус в уголовной иерархии.
Самым большим прогрешением для «блатного» является совершение им проступка, компрометирующего его в глазах лидера и окружения, что влечет за собой соответствующие наказания.

Существуют следующие виды наказаний: «поставить на вид» - предупредить о недопустимости повторения деяния; «получить, как с «бродяги» - ударить по лицу ладонью или кулаком. В данном случае если с «бродяги» должен получать «мужик», то последнего по «тюремным законам» должен заменить другой «бродяга». Потерпевший же присутствует при наказании; «спросить, как с «понимающего» - не слишком сильное, но чувствительное избиение виновного несколькими людьми. Данное наказание применяется при совершении «блатным» серьезного проступка; «спросить, как с «гада» - самое серьезное наказание, после которого виновный навсегда вычеркивается из списков «блатных». Это наказание выражается в виде очень сильного избиения, в ходе которого ломают руки, ноги и наносят другие серьезные увечья. Как правило, после этих наказаний человек либо умирает, либо становится калекой.
Обвиняемый в совершении предосудительного проступка должен признать свою вину и согласиться с назначенным ему наказанием. В противном случае разбирательство проступка будет продолжаться до тех пор, пока виновный не согласиться. В случае, если он продолжает отстаивать свою правоту и приводит все новые доводы в свое оправдание, разбирательство проступка может быть отложено на неопределенный срок.
Технологию действия системы «судебной» власти в местах лишения свободы можно проиллюстрировать на примере разбирательства «фрица» или «рамса», то есть какого-либо поступка лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы за совершение уголовного преступления. Например, если в исправительно-трудовой колонии «блатной» из числа окружения лидера - «смотрящего» за «зоной» в пьяном виде из хулиганских побуждений избил другого авторитета или «мужика», то при отсутствии «вора в законе» в обязательном порядке собирается «сходка» - собрание тех, кто «живет по жизни». Если же в колонии находится «вор», то последний может и не собирать «сходку», а решить данный вопрос в узком кругу. Близость к лидеру, определяющего виновность представителя уголовной среды в совершенном проступке, позволяет «блатным» избегать наказания даже за самые серьезные нарушения «воровского закона».
Более объективным, естественно, в соответствии с имеющимися у преступников представлениями о справедливости, является разбира
тельство проступков осужденных на «собрании» или «сходняке». В результате рассмотрения вопроса о виновности того или иного «блатного» на «сходняке», на основании негласных «законов» тюрьмы, он признается или не признается виновным, там же решается, какое наказание применить к провинившемуся. Осужденный признается виновным по решению присутствующего на «собрании» «вора» или большинством голосов собравшихся на «сходке». Ho наказание за проступок может и не последовать, если поддерживающие провинившегося «блатного» составляют большинство в собрании. В данном случае произойдет словесное обсуждение случившегося, в ходе которого, упомянув о прежних «заслугах» провинившегося, его для порядка отчитают и «поставят на вид», а потерпевшую сторону в лучшем случае заставят принять извинения, а в худшем могут признать стороной, спровоцировавшей конфликт.
Избежать наказания провинившиеся авторитеты могут в том случае, если они обладают определенными интеллектуальными способностях, владеют ораторскими приемами, также хорошо знают «законы тюрьмы».
Несмотря на то что управленческое звено организованной преступности в настоящее время практически полностью функционирует вне исправительных учреждений, места лишения свободы продолжают играть значительную роль в ее развитии. Уголовные авторитеты с целью привлечения в свои группировки новых членов в последнее время возобновили активную пропаганду своего образа жизни среди вновь осужденных молодого возраста. Усиливает эффект пропаганды криминального образа жизни и в определенной степени облегчает деятельность в этом направлении уголовных авторитетов тяжелая обстановка, сложившаяся в местах лишения свободы, в связи с их недостаточным финансированием. Администрация исправительных учреждений для локализации возможных бунтов в среде осужденных вынуждена подчас в целях обеспечения полноценного питания и медицинского обслуживания осужденных получать от преступных группировок крупные партии продуктов питания, медикаментов, оформляемые в виде гуманитарной помощи. Помимо этого преступными группировками для осужденных поставляются аудио- и видеоаппаратура, стройматериалы для ремонта жилых помещений. Все это приводит к формированию у впервые осужденных, особенно молодого возраста, ложных представлений об эффективности действия «законов» преступного сообщества,
и, как следствие, способствует формированию у них устойчивой мотивации для вступления в криминальное сообщество.

В конце 90-х годов в России действовало около 150 преступных сообществ, лидеры которых на основе договоренностей между собой, а также в результате жестоких «разборок» с применением оружия, сопровождавшихся убийствами конкурентов, разделили территорию страны и сферы своего влияния. Однако это не означает, что в отношениях между преступными формированиями и внутри каждой из криминальных структур царит мир и согласие. Наоборот, для этой среды характерны постоянные стычки и конфликты в целях передела сфер влияния, установления контроля над тем или иным направлением преступного бизнеса.
На первый взгляд может показаться, что кровавые столкновения ослабляют российскую организованную преступность. На самом же деле таким образом происходит ее развитие, консолидация преступных формирований, ужесточение «дисциплины», в результате «разборок» к руководству преступного формирования приходят новые «кадры», которые в большей степени соответствуют происходящим в стране изменениям, являются более авторитетными организаторами, умеющими наладить отношения не только с лидерами воровского мира, но и с представителями бизнеса и государственных органов. Несмотря на большое количество лидеров, погибших в междуусобной борьбе и в результате действия правоохранительных органов, число наиболее влиятельных в криминальном мире «воров в законе» с каждым годом увеличивается (по разным данным, сегодня «воров в законе» насчитывается в стране примерно 1000-1600 человек).
Неоднократно судимые члены криминального сообщества используют период своего нахождения в местах лишения свободы для поднятия своего авторитета в преступной среде, расширения круга преступных связей, обмена опытом криминальной деятельности. Отдельным лидерам преступных организаций и сообществ нахождение в местах отбытия наказания не мешает организовывать преступления на воле, руководить своими подчиненными, находящимися на свободе, направлять их на совершение противоправных действий. Данную деятельность они осуществляют посредством коррумпированных сотрудников ИУ.
С учетом активизации представителей организованной преступности в местах лишения свободы правоохранительные органы должны вести целенаправленную работу по локализации деятельности криминальных группировок и снижению их влияния на заключенных и криминальную ситуацию на «воле». Это, несомненно, повысит эффективность борьбы органов правопорядка и безопасности с криминальными формированиям и.