Требования принципа конфиденциальности. Границы конфиденциальности: что и кому может рассказать о вас психолог? В США за нарушение можно поплатиться лицензией

Обратимся к словарю: Конфиденциальность касается хранения секретов. Секрет – знание, которое человек имеет право или обязанность скрывать.

Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в Законе Российской Федерации Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вся информация, получаемая в процессе обучения и обследования, должна быть конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

Личное дело учащегося, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с этим человеком и не обладающих специальными полномочиями. Если учащиеся не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, педагоги и психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

Преподаватель должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать.
Все, что касается условий жизнедеятельности учащегося и его родителей, их личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией.
При работе с детьми имеющими ограниченные возможности очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

Принцип конфиденциальности – это один из ведущих принципов в педагогической работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

Осознанные педагогические позиции

1. Устанавливать позитивные контакты с семьей.

2. Организовать консультации для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

3. Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

4. Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.

5. Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

Принципы деятельности

1. Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

2. Предоставлять право родителям на выбор ОУ и участие в его деятельности.

3. Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка.

4. Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

5. Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

6. Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

7. Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

8. Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

Из личного опыта могу сказать, что с детьми установить контакт гораздо проще, чем с их родителями. Потому что детская психика более «пластична», легче поддается коррекции, чего нельзя сказать о возможностях взрослой психики. Так как у них чаще всего уже сформировано ограниченное восприятие окружающей действительности. Поэтому общение с родителями строю следующим образом: обязательная встреча - консультация с мамой, где знакомлю её с достижениями и успехами ребенка, где мы обговариваем специфические, социальные и медицинские проблемы и потребности данной семьи с её особыми психологическими и иными обстоятельствами и трудностями. (обговариваем проведение, контрольных работ, чтобы это не навредило самочувствию ребенка, не совпало с посещением врача; обговариваем мат. возможности, использование эл учебников и т.д.)

Завершить свое выступление хочу следующими словами «…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

Основные этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

Сохранение доверия между психологом и клиентом;

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицами (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).



7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

(Важным принципом практической психологии является умение хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также интересы самого психолога, вызывает доверие к специалисту и способствует установлению продуктивных отношений.

Первым пользователем психологической информации является клиент, он имеет право решать, кому она может быть доступна. Относительно ребенка такое решение принимают родители. Однако, и в отношении родителей следует соблюдать этот принцип, даже если они явились инициаторами обращения за помощью ребенку. В некоторых случаях родителей необходимо подготовить к принятию такой информации во избежание нанесения вреда ребенку.

В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому.

О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, прежде всего с супервизором, также сообщается на начальной стадии работы. Особого рассмотрения требует проблема конфиденциальности при работе в группе. Психолог отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки).

4.3. Нормы профессиональной этики

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе. Существует широкое и узкое понимание этики. Этика в широком смысле - это понимание идеалов, моральных принципов и норм поведения, назначения человека и смысла его жизни. Она имеет очень большое значение в работе педагога-психолога. С одной стороны, он должен соблюдать многие этические принципы в общении с детьми, с другой стороны, передает этические знания ученикам, помогает усвоить их и строить на этой основе свое поведение. Многие этические принципы являются основой профессионализма педагога-психолога. В их числе эмоциональные переживания (гордость, гнев, любовь, сочувствие), волевые качества, отношение к себе и другим (вежливость, взаимопомощь, доверие, дружба, сочувствие, требовательность), социальные качества (жизненная позиция, принципиальность, сознательность, чувство нового), активность, культура поведения, трудовая этика, понятия общественного сознания, ценностей и др.

Этика в узком смысле, профессиональная этика - это следование общим принципам морали и выработка на их основе правил поведения и общения на работе. Обычно подобные правила объединяются в кодекс, т. е. свод правил, обязательных для исполнения всеми представителями профессии (в него входят правила, которые выработаны общественным сознанием на протяжении времени). Обычно в кодекс включают и те нормы,

которым следует большинство представителей профессии, и те, которые часто нарушаются, но считаются тем не менее обязательными.

Представители многих профессий, чьим объектом являются люди (юристы, врачи, психологи), и в России, и в других странах имеют свои этические кодексы. Они утверждены на профессиональных съездах или собраниях и обязательны для всех представителей данных профессий. В случае нарушения кем-либо этого кодекса коллеги имеют право указать ему на это и даже ходатайствовать о лишении права работать по данной профессии.

Существует несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

Разберем подробнее некоторые из них.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

Все, что обсуждается между педагогом-психологом и учеником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во вред ни педагогу-психологу, ни ученику. Если не будут соблюдены дополнительные условия, ничто не должно обсуждаться с другими людьми: родителями, другими учениками или учителями. Специалист может обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и поведение, но не мысли и чувства других, которые доверены ему.

Для того чтобы иметь моральное право на использование полученной информации, необходимо добиться разрешения у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрослый человек также не имеет морального права скрывать от

ребенка, какие решения могут быть приняты на основе полученных сведений.

Иногда бывает, что педагог-психолог считает себя профессионально обязанным обсудить информацию с кем-то более компетентным или имеющим больше влияния на ребенка с целью оказать ему помощь в серьезной ситуации или предотвратить серьезный проступок, а ребенок не дает ему разрешения. В этом случае возможно просто заранее поставить ученика в известность о том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения, но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил ученика, хранить тайну обязательно.

Данное правило распространяется на все сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

  • - не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;
  • - договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право "вето").

Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение личных разговоров с учениками в соответствующей обстановке (без присутствия посторонних людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение педагога-психолога и ученика, избегание высказываний, дискредитирующих личность, наносящих ущерб престижу и достоинству; соблюдение нейтралитета и свободу от авторитетов, максимальную объективность; желание идти от возможностей и потребностей ученика, давать рекомендации, а не жесткие указания.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика - его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность. Соблюдение данного принципа приведет к тому,

что педагог будет стараться максимально обосновать свое решение, используя теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то он не будет слепо доверять мнению других людей, может быть, даже и более знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог-психолог может прибегать к советам экспертов - более опытных учителей, психологов, своих преподавателей, - к литературе и др. Он будет сравнивать мнения разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе этих сравнений.

Быть объективным педагогу-психологу поможет соблюдение морального закона "не навреди". Это относится как к словам и действиям, направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из поведения специалиста, должно быть исключено.

Соблюдение принципа объективности поможет педагогам-психологам избежать многих ошибок в оценивании учеников и, следовательно, конфликтов с ними, коллегами и родителями. Разумеется, объективность потребует большой работы, особенно для начинающих, которые только учатся делать выводы о детях на основе анализа реальных поступков, но эта работа обернется доверием со стороны учеников, которые быстро поймут, что педагог-психолог не делает необоснованных и неоправданных выводов.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон

разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный "портрет" человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы "плохими", с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен

уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным . Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

Существует по меньшей мере еще одна причина, объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного эффекта исследования. Деятельность психолога еще не до конца понятна людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы с педагогом-психологом.

Таковы некоторые основные принципы профессиональной этики, соблюдение которых обязательно в работе педагога-психолога. Более подробно с ними можно ознакомиться в приложениях к данному учебному пособию и в рекомендуемой литературе.

Основные понятия: личность, социальная чувствительность, стереотип, саморазвитие, заражение, внушение, профессиональная компетентность, профессиональная этика.

Проблемные вопросы и практические задания

  1. Есть ли существенные отличия между требованиями к личности педагога-психолога и требованиями к личности учителя? Если да, то в чем они заключаются?
  2. Что такое социальная чувствительность?
  3. В чем достоинства и недостатки стереотипов?
  4. Составьте собственную "Программу управления собой".
  5. На основе самоанализа определите, какие элементы профессиональной компетенции педагога-психолога свойственны вам.
  6. Что такое профессиональная психологическая этика и почему необходимо ее строгое соблюдение в работе педагога-психолога?
  7. В чем заключается принцип конфиденциальности? Приведите соответствующие примеры из практики работы учителей и психологов, свидетельствующие о соблюдении ими этого принципа и о его нарушении.
  8. В чем заключается принцип объективности? Приведите соответствующие примеры из практики работы учителей и психологов, свидетельствующие о соблюдении ими этого принципа и о его нарушении. Найдите в Приложении статьи, в которых говорится о принципе объективности.
  9. Проанализируйте Приложение 9. Какие этические принципы следует дополнительно внести в кодекс?

Тесты для самоконтроля

1. Социальная чувствительность - это:

а) умение "подстроиться" под поведение другого человека; б) умение понять и принять поведение другого человека; в) умение выслушать и понять другого человека.

2. В отношении стереотипа верно следующее высказывание:

а) плох не стереотип, а способ его использования; б) стереотип - это плохо; в) стереотипы всегда облегчают жизнь.

3. Заражение - это:

а) воздействие, связанное с передачей эмоционального состояния от одного человека другому; б) негативное явление, приводящее к нестабильности самочувствия людей; в) неумение человека контролировать свои эмоции при воздействии со стороны других людей.

4. Профессиональная компетентность педагога-психолога -это:

а) высокий уровень знаний; б) высокий уровень квалификации; в) уровень квалификации и знание специалистом границ своих полномочий.

5. Социально-психологическая компетентность заключается в следующем:

а) в умении общаться с самыми разными людьми и достигать при этом поставленных целей; б) в умении изменить свой стиль поведения и речь в зависимости от особенностей собеседника; в) в умении быстро определить социально-психологические особенности собеседника.

6. Профессиональная этика педагога-психолога - это:

а) нормы поведения специалиста; б) правила поведения и общения на работе; в) применение моральных принципов в общении с коллегами.

7. Если ребенок не хочет, чтобы педагог-психолог обсуждал информацию о его поведении с родителями, то педагогу-психологу придется:

а) подчиниться и молчать; б) обсуждать все равно, ведь родители несут ответственность за поведение ребенка; в) понять для себя, насколько это оправданно, и лишь затем принимать решение о необходимости встречи с родителями.

8. Если ученику не нравится исследование:

а) он может от него отказаться, особенно если не понимает его смысла; б) он все равно должен продолжать работу; в) он может обратиться за разъяснениями, но продолжить работу все равно должен.

Билет 10:

1.вопро:В чем заключается принцип конфиденциальности? Приведите соответствующие примеры из практики работы педагога психолога, свидетельствующие о соблюдении им этого принципа и его нарушении. (Полная версия всех принципов)

Существует несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

Все, что обсуждается между педагогом-психологом и учеником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во вред ни педагогу-психологу, ни ученику. Если не будут соблюдены дополнительные условия, ничто не должно обсуждаться с другими людьми: родителями, другими учениками или учителями. Специалист может обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и поведение, но не мысли и чувства других, которые доверены ему.

Для того чтобы иметь моральное право на использование полученной информации, необходимо добиться разрешения у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрослый человек также не имеет морального права скрывать от ребенка, какие решения могут быть приняты на основе полученных сведений. Иногда бывает, что педагог-психолог считает себя профессионально обязанным обсудить информацию с кем-то более компетентным или имеющим больше влияния на ребенка с целью оказать ему помощь в серьезной ситуации или предотвратить серьезный проступок, а ребенок не дает ему разрешения. В этом случае возможно просто заранее поставить ученика в известность о том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения, но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил ученика, хранить тайну обязательно. Данное правило распространяется на все сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

    Не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;

    Договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право "вето").

Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение личных разговоров с учениками в соответствующей обстановке (без присутствия посторонних людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение педагога-психолога и ученика, избегание высказываний, дискредитирующих личность, наносящих ущерб престижу и достоинству; соблюдение нейтралитета и свободу от авторитетов, максимальную объективность; желание идти от возможностей и потребностей ученика, давать рекомендации, а не жесткие указания.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика - его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность. Соблюдение данного принципа приведет к тому, что педагог будет стараться максимально обосновать свое решение, используя теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то он не будет слепо доверять мнению других людей, может быть, даже и более знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог-психолог может прибегать к советам экспертов - более опытных учителей, психологов, своих преподавателей, - к литературе и др. Он будет сравнивать мнения разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе этих сравнений. Быть объективным педагогу-психологу поможет соблюдение морального закона "не навреди". Это относится как к словам и действиям, направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из поведения специалиста, должно быть исключено. Соблюдение принципа объективности поможет педагогам-психологам избежать многих ошибок в оценивании учеников и, следовательно, конфликтов с ними, коллегами и родителями. Разумеется, объективность потребует большой работы, особенно для начинающих, которые только учатся делать выводы о детях на основе анализа реальных поступков, но эта работа обернется доверием со стороны учеников, которые быстро поймут, что педагог-психолог не делает необоснованных и неоправданных выводов.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон.

разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный "портрет" человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы "плохими", с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен

уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным . Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

Существует по меньшей мере еще одна причина, объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного эффекта исследования. Деятельность психолога еще не до конца понятна людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы с педагогом-психологом.

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

    Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

    1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

      Правило безопасности для испытуемого применяемых методик . Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

      Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого . Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

    Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-коррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

    1. Правило сотрудничества психолога и заказчика.

Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласиезаказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

      Правило профессионального общения психолога и испытуемого.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения спсихологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

      Правило обоснованности результатов исследования психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах им понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

    Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика .

    1. Правило адекватности методик, применяемых психологом.

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

      Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

      Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом.

Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика , коллектива, в котором они сотрудничают.

    Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога , ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

    1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого, и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

      Правило контролируемого хранения сведений психологического характера .

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

      Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

    Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

6. Принцип конфиденциальности

6. Принцип конфиденциальности

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

В отличие от предыдущей проблемы в данном случае вопрос состоит о том, кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования. Один из ответов на этот вопрос вытекает из принципа 5: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый. Ну, а что же это все-таки за люди? Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения? Или это должны делать родители обследованного ребенка? Если сообщать родителям ученика результаты тестирования, то как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать. Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем ни другим.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят представить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации. Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

Применительно к обследованию детей на психолого-педагогических консультациях (комиссиях) в целях выявления недостатков развития следует отметить, что школа получает общее заключение об итогах исследования, но официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например, опекунов). Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Трехмерный принцип Ну, а сейчас, когда мы во всем разобрались, давайте перейдем собственно к структуре разговора. Ваш разговор с женщиной можно оформить, например, как многократное цитирование разных источников. Именно так мы этот метод и назовем:Метод «цитирования»

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Японки не стареют и не толстеют автора Уильям Дойл

Принцип третий: РИС В детстве на улицах Токио я часто видела еще одного продавца. В отличие от продавца картофеля он не пел песен, а завлекал покупателей тем, что останавливал свою тележку и включал механизм. Его машина готовила «воздушный и хрустящий» рис, колеся по

Из книги Словарь по психоанализу автора Ж. Лапланш

Принцип четвертый: СОЯ

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

Принцип шестой: ЧАЙ

Из книги Фейсформинг. Уникальная гимнастика для омоложения лица автора Ольга Витальевна Гаевская

Из книги Секреты женской биолокации автора Сюзанна Гарниковна Исаакян

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Из книги Философия здоровья автора Коллектив авторов -- Медицина

Из книги Вода – лекарство тела и души. Исцеляющая сила водных кристаллов автора Масару Эмото

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны) В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться

Из книги Психология шизофрении автора Антон Кемпинский

Принцип тренировки Что же лежит в основе всех упражнений системы фейсформинга?Принцип самый простой: первые три недели действуйте, следуя описаниям отдельных упражнений. Ваши мышцы будут активированы, получат «начальное образование», абсолютно необходимое на первом

Из книги автора

§ 16.3. Принцип ИНЬ – ЯН В классической физике существует лишь два вида энергии, «отрицательная» и «положительная».Принцип инь/ян значительно шире, это любой дуализм: ? лето – зима; ? день – ночь; ? верх – низ; ? переднее – заднее; ? мужчина – женщина? сильный – слабый; ?

Из книги автора

Фундаментальный принцип Вы испытываете трудности при чтении? Тогда способны ли вы заметить то, что, когда вы смотрите на первое слово или первую букву предложения, то эту букву или слово вы не видите лучше, чем весь остальной текст? Можете ли вы заметить то, что другие

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Принцип вероятности Трудность выбора пропорциональна трудности ситуации; идя по ровной дороге, мы не задумываемся о том, как поставить ногу; ходьба осуществляется без сознательного регулирования; спонтанная свобода утрачивается и дальнейшая активность требует