Стадии и фазы развития внутреннего пожара. Стадии развития пожара и его категории сложности. Характеристики пожара в развитой стадии

Богиня Артемида - одна из самых древних многочисленных греческих богинь. Ей поклонялись охотники, а кроме того Артемида олицетворяла собой луну.. Ее отцом был Зевс - главный из Олимпийских богов, повелитель молний, а матерью - Лето - являвшая собой живую природу, дочка титанов Кея и Фебы. Ее брат-близнец - златокудрый Аполлон, ничто иное как, самая яркая небесная звезда, Солнце.

Артемида веселая и жизнерадостная, она любит бродить по пустынным чистым лесам и лугам, всегда прибывает в компании своих нимф и диких животных. Она - вечно юная и девственная покровительница живой природы и молодости, дарующая влюбленным счастье в браке. Ее любимые занятия охота и стрельба из лука, но также она следит и за тем, чтобы зверей никто не обижал понапрасну. Ее задача - помогать охотникам, но она наблюдает и за приплодом диких зверей и за тем, чтобы их количество не сокращалось.
Однако Артемида любит не только охоту, но и музыку, пение, танцы и веселые хороводы. Со своим братом Аполлоном у нее прекрасные нежные отношения, они никогда не ссорятся, и частенько сестра любит послушать, как ее любимый брат играет на кифаре.

Зевс в Древней Греции считался самым любвеобильным богом, соблазнившим немалое количество богинь, нимф и даже смертных женщин. От его любовных связей родилось более сотни внебрачных детей, среди которых были и Олимпийские боги - Дионис, Гермес и Аполлон с Артемидой.

Законная и ревнивая жена бога Зевса, Гера - была полна гнева и желания мести, потому Лето долго не могла найти убежище для того, чтобы произвести на свет своих детей. Южный ветер на своих крыльях перенес ее на одинокий остров Делос, где Лето в мучительных родах и произвела своих близнецов на свет. Первой родилась Артемида и помогала своей матери при рождении Аполлона, по этой причине, женщины стали считать ее покровительницей родов и обращаться с просьбами об облегчении родовых мук.

В три года Артемида познакомилась со своим отцом и другими божественными родственниками. Она так полюбилась своему могущественному отцу, что тот предложил ей просить у него всего, что она только захочет. Артемида пожелала колчан со стрелами, лук, охотничьих собак, нимф для сопровождения и коротенькое одеяние, которая не мешала ей бегать по лесам. Зевс отдал ей в распоряжение горы и дикие леса, а также вечное целомудрие.
Артемида всегда помогала тем, кто обращался к ней с молитвами. Однако, по правде богиня вовсе не обладала спокойным нравом, скорее ее характер был решительным, агрессивным и непреклонным характером. Она беспощадно расправлялась с теми, кто пытался обидеть или оскорбить ее или ее мать Лето. Так как богиня была целомудренной девственницей, она всегда помогала женщинам, нимфам или даже другим богиням, которых пытались подвергнуть насилию. Однажды к ней воззвала лесная нимфа Аретуса, на которую, купающуюся, хотел напасть бог реки Алфей. Артемида стремительно явилась на ее зов, скрыла нимфу в облаке и превратила ее в родник, благодаря чему, нимфа смогла скрыться от преследователя.

Но далеко не всегда все обходилось так благополучно для обидчиков. Когда великан по имени Титий попытался изнасиловать ее мать, богиня, не раздумывая, сразила его своей стрелой. Глупой царице города Фивы Ниобее повезло еще меньше, когда она решила похвастаться перед Лето тем, что имеет большее количество детей. В этот раз на защиту чести матери выступили и Артемида, и Аполлон. Он поразил своими меткими стрелами шестерых, а по другим источникам, семерых сыновей Ниобеи, а Артемида убила всех шестерых или семерых ее дочерей. Сама же Ниобея была превращена в вечно плачущий камень.

В древнегреческих мифах описывается история об охотнике по имени Актеон. Богиня Артемида была оскорблена тем, что он посмел приблизиться к водоему, где она купалась вместе со своими нимфами. Решительная она в тот же миг превратила его в оленя, а охотничьи собаки разорвали его на куски.

Также известна история об Агамемноне, царе Микен, которому Артемида не могла простить убийство на охоте своей любимой лани. И пощадила его только после того, как он отдал ей дочь Ифигению, которую она сделала своей жрицей.
Еще одной из примечательных историй является трагедия о нимфе по имени Каллисто. Она была настолько прекрасна, что, конечно же, привлекла внимание бога Зевса. Следствием их любовного свидания стала беременность, и когда Артемида увидела это, то нимфа была изгнана из свиты, так как в окружении богини могли присутствовать только девственницы. Брошенная всеми, Каллисто в одиночестве скиталась по лесам и горам, где родила своего сына Аркаса. Когда об этом стало известно Гере, та из ревности обратила девушку в медведицу, и однажды собственный ее сын, ставший чуть не поразил стрелой свою же мать. Этого, к счастью, не допустил сам Зевс. Но так как он не мог отменить решение Геры, богу пришлось обратить и Аркаса в медведя, а затем они оба были перенесены на небесный звезд, и стали самыми известными созвездиями Большой и Малой медведицей, которых мы можем наблюдать из своего окна в звездную ночь.

Существует мнение, что в городе Эфесе находился храм богини Артемиды, построенный амазонками в VI веке до н.э. Храм по праву считался одним из величайших семи чудес света. Люди приходили туда, дабы быть благословленными на рождение ребенка или на счастливый брак. Около 356 году до н. э. храм был подожжен Геростратом, который благодаря этому поступку хотел запомниться будущим поколениям. Примерно лет через двадцать он был восстановлен архитектором Дейнократом. Но впоследствии стал жертвой землетрясений, а также действий императора Феодосия I, который выступал против языческих храмов.

Также храмы находились в аттическом Бравроне, в Магнесии, на острове Делос, в лидийских Сардах и не только. Священный участок Артемиды располагался также и на Афинском Акрополе, а в Риме был построен храм на Авентине. Существуют сведения, что в храме, возведенном в Спарте, богине даже приносили человеческие жертвоприношения, видимо, зная о ее беспощадном, можно сказать, кровожадном, характере.
Чаще всего богиня Артемида изображается вместе со своими нимфами и в сопровождении гончих, одета в коротенькую тунику, с луком в руках. Так как она не только богиня охоты, но и в противоположность своему брату являет собой луну, она изображалась с нимбом из звезд над головой, горящими факелами. Также можно обнаружить изображения, где она едет на колеснице, запряженной оленями. С древних времен сохранилось множество монет, на которых нанесены изображения головы богини.

Ни для кого не секрет, что аналогом Артемиды в Древнем Риме являлась Диана-охотница. Одной из лучших ее статуй считается «Диана с ланью», находящаяся сегодня в Лувре. В отличие от современных художников в древние времена Диану-Артемиду никогда не изображали обнаженной, так как считалось, что простой смертный не может увидеть ее наготу безнаказанно. В связи с этим очень широко в искусстве представлен миф об Актеоне, который был беспощадно за это наказан. Существует немало картин на эту тему. Она заинтересовала таких великих мастеров, как Тициан, Альбано, Пеленбург, Лезюэр, Филиппо Лори, Рубенс и других. Пожалуй, одно из самых известных любителям искусства произведений на эту тему художника Доминико Венициано так и называется «Актеон и Артемида».
Также художники очень любили воплощать в своих произведениях историю о нимфе Каллипсо. Буше, Рубенс и Тициан посвятили этому сюжету по несколько картин.

Иногда Артемида изображалась в виде какого-либо животного, чаще всего, медведицы, хотя ее связь с медведями все еще не до конца изучена, потому эти сведения нельзя назвать полными.
В античной вазописи сохранились около четырехсот изображений богини. Самая известная из них «Артемида с лебедем», находящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
В XVIII веке во время раскопкоу в Помпеях была найдена статуя Артемиды с волосами, покрытыми чистым золотом и цветной одежде.

Богиня Артемида олицетворяет дух независимой женщиный. Она позволяет женщине следовать своим личным желаниям, поддаваться собственным порывам души, делать что-то только для себя.
Учитывая то, что Артемида очень целомудренна, она никогда не состояла в браке, более того, не обременяла себя любовными узами, и не подвергалась насилию. Она чиста и девственна, поэтому, женщина с ее архетипом - это решительная самостоятельная особа, способная самостоятельно постоять за себя. Ей нет нужды искать мужского покровительства или одобрениия, она живет прежде всего воплощая собственные интересы, она независима от мужчин. Сверх того, склонна состязаться с ними или же с другими представительницами прекрасного пола и усердно добиваться поставленной цели.

Качества, присущие Артемиде, стараются воплощать в жизнь женщины-феминистки. Также как богиня защищала девушек от нападений и наказывала насильников, феминистическое движение занимается помощью тем, кто подвергся изнасилованию, пытается добиться справедливости к жертвам, и борется с факторами, травмирующими женщин и детей, такими как порнография и инцест.
Архетип Артемиды приклекает женщин к естественной среде, дикой природе, тихому уединению, безлюдному взморью. Это позволяет им чувствовать покой и гармонию с своей душой, они могут глубже вникнуть в личные проблемы и предаваться мечтам.

Обычно архетип Артемиды проявляются у девочек с самого детства. Это активность веселья, но вместе с тем и желание познавать. Такие дети всегда стремятся к изучению чего-то нового. О них отзываются, как о сосредоточенных не по возрасту девочках, с прекрасной памятью. Они с детства бросаются на защиту слабых, и не боятся заявлять о несправедливом отношении к себе или к кому-то другому. В юности они любят соревноваться, и готовы к самоограничению и различным жертвам, чтобы достичь своей цели. Везде и всюду проявляется их склонность к открытиям, будь то новые территории или просто соседняя улица. Иногда их упорство и видимая чрезмерная уверенность в себе заставляют всех прочих относить их к наглым и высокомерным особам.
В избранную работу женщина -Артемида вкладывает все свои усилия, и часто выбирает такую профессию, где может помогать. Если смотреть иначе, у нее нет потребности в общественном признании, славе, карьерном росте и обладании крупными денежными суммами. Она идет к своей собственной цели, иногда даже непонятной другим людям.

Богине Артемиде отражена не только в картинах и скульптурах, но и в других произведениях искусства. Так например, ее прославлеют и в древних песнопениях, например, нескольких гимнах Гомера, аналогичном произведении автора Каллимаха и одной из орфических песен. Она является одним из персонажей в произведениях древнегреческого драматурга Еврипида «Ипполит» и «Ифигения в Авлите».

В честь Артемиды названы два астероида, открытых астрономами в XIX веке.
Культ богини в древние времена был распространен повсеместно. Она считалась любимицей богов, следила за справедливостью и вела спортсменов к победе.

Совершенно очевидно, что без Артемиды рассказ о богах древней Греции получился бы неполным. Она, как и многие другие боги личность неоднозначная, имеет множество особенностей и отличительных черт. При всем притом, есть в ней и постоянные элементы - это неизменная юность и чистоту. Она не так широко известна, как, к примеру ее брат-близнец, даже если брать во внимание тот факт, что Артемида родилась раньше, и будучи старшей сестрой непременно должна была стать известнее Апполона. Однако, богине этого и ненужно, она совсем не тщеславна. Помогая брату во всех его начинаниях, Артемида оставалась в тени его славы. Она была отличной охотницей, и не стремилась к большому, хотя вполне могла бы вместе с братом быть, к примеру, покровительницей музыки. Но разве это важно, вовсе нет. В то же время и межличностные отношения ни сыграли в судьбе Артемиды главной роли.

Семейные - да, но только не любовные. Все это вместе и создает своеобразный облик богини, которая по многим параметрам отличается от всех прочих. Ей были чужды размышления о собственной красоте и самолюбование, вместо этого она целиком отдавала себя другим, подчас не думая о себе. Не случайно на основе этой богини сложился определенный архетип, иначе и быть не могло. Артемида - единственная в своем роде, других таких нет, и быть не может. Вероятно, пантеон богов без нее был бы совершенно другим, да и Апполон вряд ли бы научился так искусно стрелять из лука, если бы ни старшая сестра и ее терпение. Так что Артемида совершенно заслужено занесена в список основных древнегреческих богинь и знать о ней должен каждый, просто потому, что иначе нельзя.

Тип и атрибуты богини Артемиды. - Диана-охотница. - Кара Актеона. - Нимфы Артемиды. - Богиня Артемида и нимфа Каллисто. - Тип Артемиды Эфесской. - Амазонки.

Тип и атрибуты Артемиды

Сестра бога Аполлона - богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, - явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.

Артемида (Диана) - богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды - колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.

На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.

Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.

Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.

В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.

Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры () обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).

Диана-охотница

У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница , когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».

Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них - луврская.

Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, - например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.

Диану называют Дианой Аркадской , когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной , или Илифией, когда она помогает при рождении детей.

В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.

Кара Актеона

В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.

Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.

Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.

В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».

Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.

Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.

Нимфы Артемиды

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.

Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.

Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.

Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.

Тип Артемиды Эфесской

Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, - азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.

Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.

В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.

Амазонки

Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.

Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.

Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.

Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую - Фидий.

На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.

Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.

Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.

Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.

Геракл - первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Покровительница охоты, растительного и животного плодородия, женского целомудрия, тесно связанная и с поклонением луне. (См. также её описание в статье Боги древней Греции .)

Аполлон и Артемида. Античная краснофигурная чаша, ок. 470 г. до Р. Х.

В культах Аполлона и Артемиды много общего, однако некоторые черты одной и той же мифологической сущности нашли себе более полное выражение в нём, а другие – в ней. Как и Аполлон, Артемида при помощи своих стрел может поражать внезапной смертью животных и людей, особенно женщин, но в то же время она богиня-защитница и спасительница.

Артемида ближе стоит к природе, чем ее брат, который действует более в области духа. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица, она охраняет стада и дичь. Она любит лесных животных, но и преследует их. Сопровождаемая лесными нимфами , Артемида охотится по лесам и горам.

Жизнь среди свободной природы – ее наслаждение; она никогда не подчинялась силе любви и, как Аполлон, не знает уз брака. Эта идея девственной охотницы особенно развита в представлениях об Артемиде, между тем как подобная же черта в характере Аполлона совершенно отступает на задний план. Напротив, другие качества, свойственные Аполлону, к примеру, отношение к музыке и дару пророчества, выражены в сказаниях о его сестре лишь слабыми намеками.

С именем Артемиды связаны многочисленные мифы, например: 1) миф о чудесном рождение Артемиды и Аполлона на острове Делос; 2) миф об убийстве Артемидой и Аполлоном великана Тития, пытавшегося обесчестить их мать Латону; 3) миф об истребление ими же детей Ниобы ; 4) миф о превращении Актеона в оленя; 5) миф о чудесном спасении приносимой в жертву Ифигении ; 6) миф об убийстве Ориона – и другие.

В мифологии Артемида – целомудренная богиня-дева. Лишь одна легенда говорит о любви Артемиды к прекрасному юноше Эндимиону (впрочем, он чаще связывается с богиней Селеной ). Разнообразие мифов об Артемиде и большое число прозвищ богини (Артемида Ортия, Артемида Браврония, Артемида Тавропола, Артемида Кинтия (Цинтия), Артемида Ифигения) заставляет полагать, что в её образе объединились несколько местных божеств.

Великие боги Греции (Греческая мифология)

На древность почитания Артемиды указывают следы человеческих жертвоприношений, сохранившиеся в ее культе, например, древний обычай надрезания кожи на горле у мужчины в день праздника Артемиды Таврополы. Полагают, что миф об Ифигении в Тавриде и о попытке принести в жертву Ореста был создан только в классическое время для объяснения этого обычая. Созвучие прозвища Тавропола, внешне связанного с тем, что Артемида была владычицей зверей (таврос – бык), с древним названием Крыма (Таврида) породило легенду о том, что культ Артемиды был перенесен в Грецию из Крыма. Однако происхождение культа богини с территории самой Эллады (или, по взгляду ряда учёных, из ближайших к ней областей Малой Азии) подтверждается тем, что имя Артемиды засвидетельствовано в надписях микенского времени – эпохи, когда у греков не было никаких связей с Крымом.

Восходящий к микенской Греции культ Артемиды – владычицы зверей показывает, что первоначально круг животных, связанных с этой богиней, был весьма широк. В позднейшее время культовыми животными Артемиды становятся главным образом лань и медведица. В Аттике жрицы Артемиды Бравронии надевали медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску медведей.

Также к глубокой древности восходит культ Артемиды как богини деревьев и растительности. Об этом свидетельствуют некоторые её изображения и прозвище Ортия (Прямостоящая). Как богиня растительности Артемида была также божеством плодородия. Эта сторона её культа была особенно развита в Эфесе , где существовал знаменитый храм Артемиды, сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом . Богиня плодородия, почитавшаяся здесь под именем Артемиды, изображалась матерью-кормилицей со множеством сосцов.

В античном искусстве Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с ней обычно – посвященное ей животное – лань. Как богиню Луны её представляли с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде. Наиболее известна луврская статуя Артемиды. Ряд бюстов этой богини находится в Эрмитаже. Один из них, возможно, копия с работы Праксителя . Образ Артемиды вдохновил художников Рубенса , Буше и др.

В современном языке Артемида (Диана) – синоним неприступной девственницы («Диана в обществе, Венера в маскараде...» М. Ю. Лермонтов. Маскарад); иногда иносказательно Диана – Луна. («Озарена лучом Дианы, / Татьяна бедная не спит...» А. С. Пушкин. Евгений Онегин , XI, II; «Читать любила жалкие романы/ Или смотреть на светлый шар Дианы». М. Ю. Лермонтов. Сашка.)

Имя: Артемида (Artemis)

Страна: Олимп

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: богиня охоты, плодородия и женского целомудрия

Семейное положение: не замужем

Артемида: история персонажа

Персонаж мифологии древних греков. Богиня охоты, вечно юная девственница (как и богиня войны ), покровительница целомудренных женщин. Одновременно, что выглядит нелогично для современного человека, - богиня плодородия. Помогает женщинам во время родов, дарует счастливый брак, покровительствует всему живому. Артемида приходится сестрой , богу-лучнику, покровителю искусств и врачевателю. Аполлон у греков олицетворяет Солнце, а Артемида - Луну. В древнеримской мифологии Артемиде соответствует богиня Диана. Священные животные Артемиды - медведица и лань.

История происхождения

Значение имени Артемида доподлинно неизвестно. По разным версиям оно происходит от слов «убийца», «владычица» или «медвежья богиня». Происхождение богиня ведет с острова Крит, где в древние времена Артемида была богиней-медведицей, охотницей и владычицей зверей. Отсюда проистекает и жестокость уже классической Артемиды.


Мстительная богиня требует, чтобы микенский царь Агамемнон принес в жертву собственную дочь Ифигению. Артемида губит детей Ниобы, которая поспорила с матерью богини, богиней Лето, и стала говорить, что ее собственные дети многочисленнее и прекраснее детей Лето. Близнецы Артемида и Аполлон за это расстреляли детей Ниобы из луков.

Жертвой Артемиды стал и охотник Актеон, нечаянно ставший свидетелем того, как богиня и ее нимфы-спутницы купаются в реке. За подглядывание Артемида обратила Актеона в оленя, и того разорвали собственные охотничьи псы. Характеристика Артемиды как мстительной богини, приносящей смерть провинившимся перед ней, подтверждается многими мифами.


Богиня «по наводке» бога виноделия убивает стрелами , дочь критского царя Миноса, за то, что та вступила в брак с победителем не где-нибудь, а в священной роще на острове Наксос.

Братья Алоады, сыновья бога морей Посейдона, буйные нравом и нечеловечески сильные Эфиальт и От, грозились взять себе в жены богинь-девственниц Артемиду и Афину. Буйные Алоады грозили, что перевернут гору Олимп - дом богов, и даже как-то взяли в плен бога войны Ареса. Артемида погубила обоих хитростью. Богиня пробежала между братьями в облике оленя, те одновременно метнули в зверя дротики, но попали друг в друга.


Влюбленный в Артемиду охотник Алфей по всей Греции преследовал богиню и не добился от той ничего. Когда Алфей явился на ночной праздник, который богиня справляла со своими нимфами, Артемида покрыла лица всем илом и грязью, так что охотник не смог узнать богиню. Когда стало ясно, что от богини любви не добиться, Алфей переключился на нимфу Аретусу, но та тоже не ответила охотнику взаимностью, а Артемида в итоге превратила эту нимфу в ручей.

Бротей, еще один мифологический охотник, был наказан Артемидой за то, что не воздавал богине почестей, - обезумев, он кинулся в огонь. В жертву Артемиде принесли некоего Меланиппа, который влюбился в жрицу богини и предался любви с той прямо в храме.


Царь Калидона, знаменитый древнегреческий герой Эней, как-то раз забыл про Артемиду, когда приносил благодарственные жертвы богам за урожай. Мстительная богиня наслала на Калидон чудовищного вепря, чему посвящен мифологический сюжет о Калидонской охоте. Архаическая Артемида ассоциировалась одновременно со смертью и рождением, покровительствовала детям и женщинам, облегчала страдания умирающих.

Следы архаического бытия богини в виде медведицы обнаруживаются в обычае, который был связан с храмом Артемиды в Брауроне. В этом храме на какое-то время оставались жить афинские девочки, которым было больше пяти и меньше десяти лет. Малышек называли «медведицами», и те совершали в честь Артемиды некие церемонии в ходе праздника Брауроний, который справлялся раз в четыре года.


Греческий драматург описывал некое египетское предание, по которому Артемида считалась дочерью богини-покровительницы земледелия Деметры и якобы превратилась в кошку, когда греческие боги совершили побег в Египет.

В Малой Азии, в Эфесе, стоял знаменитый храм Артемиды, где люди поклонялись многогрудой статуе богини. Покровительница деторождения Артемида Эфесская также покровительствовала амазонкам - мифическому народу воинственных женщин, которые не терпели при себе мужей.

Образ и характер

Артемида - дочь и богини Лето. Мать Артемиды происходит из рода титанов и родила героиню и ее брата-близнеца Аполлона от бога-громовержца Зевса вне брака. Ревнивая Гера, супруга Зевса, преследовала Лето. Земная твердь по велению Геры не должна была дать Лето места для родов, и только на острове Делос, рядом с озером, Артемида и Аполлон смогли появиться на свет.


Артемиде прислуживали двадцать нимф и шесть десятков океанид. Пан - бог дикой природы, пастушества и скотоводства - подарил героине дюжину псов. Спутницы Артемиды-охотницы дают обет безбрачия и, как и сама богиня-дева, должны оставаться девственными. Нарушивших обет ждет наказание, как это случилось, например, с нимфой Каллисто.

Девушку соблазняет любвеобильный Зевс, приняв для этого облик самой Артемиды (или Аполлона). За этот проступок Каллисто была то ли превращена в медведицу, то ли просто застрелена Артемидой из лука. Артемиде приносили перед свадьбой искупительные жертвы.

  • Имя Артемиды в ХХ веке оказалось тесно связано с космосом. В 1868 году открыт астероид (105) Артемида. Позже, в 1894 году, одним из эпитетов богини назвали новооткрытый астероид (395) Делия. Эпитет происходит от названия острова Делос, на котором родилась богиня. Именем богини назван венец (кольцевая структура, деталь рельефа) на планете Венера. «Artemis» называется запущенный в июле 2001 года спутник связи, который построило Европейское космическое агентство.
  • Именем богини названа ночная бабочка семейства павлиноглазок.

  • Энди Вейр, автор романа «Марсианин», экранизированного режиссером в 2015 году, опубликовал новый роман - «Артемида». Именем богини там назван единственный существующий на Луне город.
  • Издательство «Marvel» превратило богиню в героиню комиксов. Героиня появляется в выпусках, посвященных и Мстителям, и некоторых других. По версии «Marvel», Артемида отправляется на Землю вместе с другими богами, чтобы захватить Мстителей, на которых зол Зевс.

  • В вымышленной вселенной «DC Comics» тоже есть персонаж по имени Артемида. Это женщина из племени амазонок, одна из воинов армии Чудо-женщины. В фильме «Чудо-женщина», который вышел летом 2017 года, второстепенную роль Артемиды исполнила актриса Энн Вулф.
  • В восьмом сезоне сериала «Сверхъестественное» фигурирует Артемида – божество в человеческом теле. Богиня отправлена Зевсом в мир смертных, чтобы следить за предателем богов Прометеем. Роль исполнила актриса Анна Ван Хуфт.
  • В компьютерной игре «Gods of Rome» Artemis - один из игровых персонажей.
  • В 1922 году в Париже был создан балет французского пианиста, композитора и дирижера Поля Паре «Смущенная Артемида». Художник Леон Бакст разрабатывал для этого действа эскизы костюмов.
  • В современных психологических классификациях именем Артемиды назван женский архетип сильной, успешной дамы, ориентированной на внешний мир и социальные достижения.

| Материалы к урокам ОБЖ для 8 класса | План проведения занятий на учебный год |

Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс

Урок 5
Классификация пожаров




КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ

По внешним признакам горения пожары подразделяют на наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и скрытые .

К наружным относят пожары , у которых признаки горения (пламя, дым) можно установить визуально. Такие пожары бывают при горении зданий и их конструкций, штабелей лесопиломатериалов, угля, торфа и других материальных ценностей, размещенных на открытых складских площадках; при горении нефтепродуктов в резервуарах, на открытых технологических установках и эстакадах; лесных массивов, торфяных полей, зерновых культур и др. Наружные пожары всегда бывают открытыми.

К внутренним относят пожары , которые возникают и развиваются внутри зданий. Они могут быть открытыми и скрытыми.

При открытых пожарах признаки горения можно установить при осмотре помещений (например, при горении имущества в зданиях различного назначения; оборудования и материалов в производственных цехах, перегородок, полов, покрытий и т. д.).

У скрытых пожаров горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных шахтах и каналах, внутри торфяной залежи. При этом признаками горения бывают выход дыма через щели, изменение цвета штукатурки, нагретость конструкций (земли при горении торфа). Огонь бывает виден при вскрытии или разборке штабелей и конструкций.

С изменением обстановки изменяется и вид пожара. Так, при развитии пожара в здании скрытое внутреннее горение может перейти в открытое внутреннее, а внутреннее - в наружное, и наоборот.

Пожары различают и по месту возникновения. Они бывают в зданиях, сооружениях, на открытых площадках складов и на сгораемых массивах (лесных, степных, торфяных, а также на хлебных полях).

Пожары на промышленных предприятиях и в населенных пунктах могут быть отдельные (в здании или сооружении) и массовые (совокупность отдельных пожаров, охватывающих более 90% зданий комплексной застройки) .

Как правило, пожар в здании имеет три стадии развития:

Начальная стадия (15-30 мин) с небольшими температурой горения и скоростью распространения огня;
стадия разгорания (30-60 мин), для которой характерно резкое увеличение температуры горения (до 1000 °С) и скорости распространения огня;
завершающая стадия - ослабление силы пожара по мере выгорания огнеопасных материалов.

РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЖАРА способствуют следующие условия:

Скопление значительного количества горючих веществ и материалов на производственных и складских площадях;
наличие путей, создающих возможность распространения пламени и продуктов горения на смежные установки, в соседние помещения;
внезапное появление в процессе пожара факторов, ускоряющих его развитие;
запоздалые обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную часть;
отсутствие или неисправность стационарных и первичных средств тушения пожара;
неправильные действия людей при тушении пожара.

Различают линейное и объемное распространение пожара.

При линейном распространении пожара перемещение пламени происходит по поверхности горючих веществ в том или ином направлении и в той или иной плоскости (например, перемещение пламени по поверхности горючей жидкости, по горючим конструкциям). Охваченная пламенем поверхность может иметь форму круга, прямоугольника или другой геометрической фигуры. Соответственно этому различают распространения пожара круговое, прямолинейное, угловое и т. п.

Объемное распространение пожара возможно в пределах одного помещения, между помещениями, в пределах здания, а также между зданиями.

Распространение пожара на соседние здания или сооружения возможно в результате излучения пламени, переброса на значительные расстояния горящих конструктивных элементов (головней) и несгоревших частиц.

Для пожаров в зданиях и сооружениях характерны быстрое повышение температуры, задымление помещений, распространение огня скрытыми путями и потеря конструкциями несущих способностей .