Примеры автомобильных аварий. Какой вид транспорта самый безопасный. Количество погибших в ДТП в России

Диоклетиан – римский император III – IV века, известный больше всего как яростный гонитель христиан.

Впрочем, насколько яростными были в действительности его преследования христиан – вопрос спорный.

Не стоит также оценивать правление Диоклетиана лишь с точки зрения его отношения к новой религии: в некотором смысле царствование этого императора было спасительным для страны.

Окончание кризиса

В римской истории имел место длительный период, известный как «кризис третьего века». В эти годы застой царил во всех сферах жизни империи: в экономике, ремесле, политике, культуре, религии и т. д.

Хронологию кризиса принято начинать с 235 года, когда умер Александр Север, и заканчивать 284 годом, когда воцарился Диоклетиан. Новый правитель принял жёсткие меры, позволившие преодолеть большинство кризисных явлений.

Ранние годы

Будущий император родился 22.12.244г в окрестностях Скодры – это нынешний Шкодер в Албании; точное место его рождения – селение Диоклетии (известное сегодня как Дукля в Черногории).

Его тогдашним именем было Диокл (или Валерий Диокл), в чём можно было усмотреть греческое происхождение; став императором, он изменил его на «более римское» Диоклетиан.

Диокл не был представителем знати; больше того – считается, что он был сыном вольноотпущенника, то есть раба. Его жизнь – яркий пример того, как человек самого низшего звания благодаря своей воле и усердию приобрёл власть чуть ли не над всем обитаемым миром.

На службу он поступил простым солдатом и достаточно быстро двигался по карьерной лестнице. Поскольку его подразделение должно было перемещаться по разным местам империи, Диоклетиан хорошо изучил, как живут люди в разных концах римского государства и какие это люди.

Существует легенда, что в Галлии он встретился с друидкой, которая предсказала ему, что он станет императором после того, как убьёт вепря (по латыни «aper»). Впоследствии его легион во главе с императором Каром пошёл в поход на Персию; император внезапно умер по дороге, а находившегося с ним сына Нумериана внезапно умертвил его тесть – начальник преторианцев Аррий Апер.

Солдаты при участии Диокла расправились с Апром, после чего весь отряд дружно провозгласил новым императором именно Диокла. Так якобы сбылось пророчество колдуньи.

Доминат

Правление Диоклетиана открывает новую главу в истории Рима. Теперь фактическая империя становится законной: Диоклетиан отменяет почти всю «республиканскую мишуру», имевшую место при его предшественниках:

  • Вся реальная власть сосредоточилась в руках одного человека – монарха;
  • Сенат сохранялся, но теперь он играл чисто декоративную роль и перестал являться источником власти;
  • Император, стало быть, не заседал больше в сенате и не являлся более «первым среди равных», - теперь он был одним-единственным главой государства;
  • Сохранялись и звания консулов и преторов, но теперь они тоже представляли собой почётные титулы, а не государственные должности;
  • Придворный этикет приобрёл исключительную пышность, позаимствованную с востока. Император приравнивался к богу и фактически был с ним отождествлён. Посетители были обязаны падать перед ним на колени;
  • Император приобретал титулы «август» («священный») и «домин» («господин»), последний титул означал, что все римские граждане превращались как бы в рабов императора;
  • Император издавал законы, назначал чиновников, наместников провинций, некоторых военных руководителей.

Впрочем, некоторые демократические традиции при Диоклетиане продолжали сохраняться – например, армейские народные собрания. Это не позволяет называть доминат Диоклетиана стопроцентным абсолютизмом.

Тетрархия

Было и ещё одно отличие от монархии в нынешнем понимании: император не обязан был передавать трон своим прямым потомкам. Принадлежность к правящей династии была важным, но необязательным аргументом в борьбе за власть. Чтобы обеспечить принцип наследования, последующие императоры назначали сыновей своими соправителями ещё в раннем возрасте.

Это стало возможным благодаря введённой Диоклетианом новойсистеме – тетрархии. Императорская власть при этом как бы делилась на четыре: два старших соправителя назывались цезарями, а два младших – августами. Такая система просуществовала до 313 года и была продиктована частично тенденцией к разделению империи, но главным образом – трудностью в управлении огромной державой.

Впоследствии некоторые принципы тетрархии продолжали сохраняться: вместе с самим императором управленческие функции осуществляли его дети.

Административная реформа

Диоклетиан известен и своей реформой в отношении провинций. Территория Римской империи была поделена на большое количество округов, которые подчинялись более крупным административным центрам. Те же, в свою очередь, подчинялись четырём столицам, в которых заседали тетрархи. Пятой, главной столицей по-прежнему оставался Рим.

Последние годы

Диоклет заболел, отказался от власти по совету Галерия, оставшуюся свою жизнь провел на своей родине, в имении Салоне. Умер в 313 году. Есть версия, что его отравили, но есть и мнения, что он умер от старости и болезни.

Убить кабана

Будущий римский император Диоклетиан родился около 245 года и получил имя Диокл. Он был внуком раба, но довольно быстро сумел сделать себе военную карьеру. Кроме того, походы с одного конца Римской империи в другой позволили будущему правителю лучше узнать страну. Он дослужился до командующим войском при императоре Каре. Еще будучи в Галлии ему предсказала судьбу одна друидка: она сказала, что Диокл станет императором, когда убьет кабана (лат. aper). Он поверил жрице и с тех пор убил немало кабанов, только власть все не шла к нему в руки. И вот Кар неожиданно умер, а его сын Нумериан был коварно убит префектом преторианцев Аррием Апром. Тогда солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. Диокл на глазах у войска собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Я убил кабана». 20 ноября 284 года он стал римским императором и взял себе имя Диоклетиан.

Диоклетиан

Разделяй и властвуй

С его приходом к власти началась новая эпоха в империи. Теперь вся полнота власти была сосредоточена в руках императора не только де факто, но и де юре ничем не ограничивалась. Абсолютная монархическая власть. Ни сенат, ни любой другой обитатель империи, вне зависимости от его звания, не мог ограничивать императора. Он был сам источником власти, который стоял выше всяких законов. Диоклетиан восстановил единство империи и взял себе в помощники друга Максимиана, даровав ему титул Цезаря. Вместе они защищали империю и подавляли восстания. В 291 году император пришел к выводу, что эффективно управлять такой больной страной вдвоем невозможно. Было принято решение избрать еще двух Цезарей — выбор пал на Констанция Хлора и Галерия Максимиана. Свой союз они решили укрепить кровным родством: Констанций развелся с женой и заключил брак с падчерицей Максимиана, Галерий, тоже после развода, женился на дочери Диоклетиана. Они поделили империю между собой, однако все же во главе управления страной стоял по-прежнему Диоклетиан. Система правления четырех руководителей, которую ввел римский император, получила название тетрархия.


Скульптура «Тетрархи»

Гонение на христиан

Правление Диоклетиана запомнилось жестоким гонением на христиан. До сих пор идут споры, чьей инициативой это было. Одни склонны думать, что Галерия. Он был ярым язычником, его мать была жрицей и ненавидела христиан. К тому же Галерий хотел использовать эту ситуацию для собственного укрепления и возвышения. Другие все же полагают, что идея принадлежала самому Диоклетиану. Кесарь желал собрать свою распадающуюся империю воедино, прибегнув к помощи римских богов. В Риме религия была не только способом связи с богами, но и договорными отношениями. Их религия была основана на том, что боги исполнять свою часть сделки, если ты дашь им то, что они хотят (жертву). Поэтому очень важно было соблюсти все обряды и совершить жертвоприношение. Кроме того, религия стала способом выражения государственной лояльности. Диоклетиан был консерватором и приверженцем традиционного римского культа, он даже взял себе имя Юпитера, а Максимиан — Геркулеса. Связь между богами и императором легитимизировала право его на высшую власть. Кроме того, император стремился вдохнуть в религию новую жизнь, при этом количество христиан и их последователей в государстве неизменно росло. Император видел в них угрозу единству, поэтому в 303 году началось Великое гонение.


Последняя молитва христианских мучеников

Диоклетиан издал эдикт, по которому христиане практически лишались прав и становились «негражданами»: разрушались храмы, отбирались книги, христиан разрешалось пытать, их лишали должностей, при этом им запрещалось обращаться за защитой в суд. Однако в отличие от предыдущих гонений, теперь общество не видело в христианах той угрозы, что ранее. Из-за того, что империя была поделена на части, в разных ее районах гонения проходили по-разному. Не везде царила та жестокость, которая была характерна для земель Диоклетиана. Во многих регионах требования к христианам отдать свою литературу или принести жертву носили формальный характер. Например, они могли легко отдавать языческие или любые другие книги, а жертвоприношение ограничивалось лишь тем, что нужно было взять в руки кусок мяса, предназначенного для обряда. Однако многие христиане осознанно или нет отказывались проявлять хитрость и погибали в мучениях. Со временем интенсивность гонений спала, а карательные законы стали отменять. Конец всему положил эдикт Константина Великого, изданный в 313 году после смерти Диоклетиана. Он предоставлял право любому желающему свободно переходить в христианство.


Дворец Диоклетиана

В 305 году Диоклетиан, после того как заболел, добровольно отказался от власти. Максимиан отошел от власти вслед за другом. С того момента править стали Галерий и Констанций, которые назначили цезарями Севера и Максимина. Остаток жизни Диоклетиан провел на родине в Иллирии, в поместье в Салоне. Там он уединенно прожил 8 лет. Когда же однажды его соправители приехали, чтобы убедить Диоклетиана вернуться к власти, бывший император ответил им: «Вы лучше посмотрите, какую я вырастил капусту». Последние годы жизни Диоклетиана были омрачены грубым отношением к нему тогдашних правителей, особенно Константина, сына Констанция Хлора. Но это и не удивительно, если вспомнить, как бывший император обошелся с его матерью. Диоклетиан умер в 313 году при загадочных обстоятельствах. Одни свидетели говорят, что его отравили, другие — что он зачах от голода и кручины, третьи же считают, что Диоклетиан скончался после продолжительной болезни.

Рассчитать, какой вид транспорта самый безопасный , не так-то просто. Для построения красивого и наглядного графика требуются минимум два показателя – количество погибших или пострадавших, а также число людей, которые пользуются этим видом транспорта. Для воздушного, железнодорожного и водного транспорта найти эти данные несложно, ведь благодаря билетам учитывается каждый человек. А вот с транспортом автомобильным проблемы. Отследить передвижения среднестатистического россиянина с работы, на работу и в магазин не представляется возможным – никто же не проходит регистрацию на выход на пороге родного дома.

Наш рейтинг безопасности транспорта по статистике за 2018 год составлялся с привлечением различных источников – от данных «Национального союза страховщиков», которые ведут статистику зарегистрированных страховых случаев с 2012 года по настоящий момент, до данных о транспортных происшествиях на сайте Росстата.


> 200 смертей на 1,6 млрд. км

Хотя по сравнению с 2005 годом число ДТП с участием мотоциклистов снизилось более чем на 70%, мотоцикл по-прежнему остается одним из самых опасных видов транспорта. По статистике выходит, что каждые 1,6 млрд. км пути оплачены жизнями более чем двухсот водителей и их пассажиров.

Мотоцикл, как и другое двухколесное средство передвижения – велосипед – отличается повышенной уязвимостью, поэтому аварии с участием мотоциклистов с высокой вероятностью заканчиваются печально. Причина – несоблюдение правил дорожного движения, и, как ни удивительно, принципиальный отказ некоторых водителей пользоваться шлемом.


5, 75 человек на 1,6 млрд. км

На втором месте по числу дорожно-транспортных происшествий находятся личные автомобили. Всего за 1,6 млрд. км пути гибнет не менее 5,75 человек.

Причины – как нежелание водителей соблюдать правила дорожного движения, так и состояние дорожного полотна, возросший износ автопарка из-за кризиса и ухудшения покупательной возможности населения. А также (в связи с увеличением среднего возраста жизни) и старение водителей. Все эти факторы вместе служат залогом, что автомобильный транспорт в России еще долго не будет безопасным.


9,4 летальных случая на 1 млн. пассажиров

Среди воздушного транспорта наибольшую опасность для человеческой жизни представляют не международные перевозки, а междугородние. Особенно если человек на вертолете вынужден отправиться в те края, куда даже пресловутый Макар предпочитает не гонять своих телят. Возможно, именно этим и объясняется такое высокое количество пострадавших среди пассажиров вертолетов. На каждые 1 млн. человек получают травмы не менее 9,4. Падать придется с большой высоты, и, с высокой долей вероятности, травмы будут несовместимы с жизнью.


5 погибших на 1,5 млрд. км

Маршрутные такси никак не назовешь самым безопасным видом автотранспорта в России. По статистике каждые 1.5 млрд. км пройденного маршруткой пути оплачены пятью человеческими жизнями. Среди причин могут быть названы как работа водителей на износ, так и конструкционные просчеты маршруток, состояние дорог, нежелание соблюдать правила дорожного движения и вождение в пьяном виде.


2,84 пострадавших на 1 млн. перевезенных

В 2018 году случилось несколько крупных происшествий с участием междугородних автобусов, включая трагическое происшествие в Воронежской области, когда столкнулись два автобуса, умерло пять человек и пострадало 17. В целом по статистике междугородние и международные автобусы не отличаются безопасностью – на каждый миллион перевезенных пассажиров в авариях получают травмы или погибают минимум 2,84. Всего за 2018 год поездки в междугородних автобусах принесли смерть более чем 600 пассажирам, а пострадали более 13 тысяч человек.


2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2018 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.

Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.


Вероятность погибнуть: 1:11 000 000

Самый безопасный транспорт в мире, однако в России получить точную статистику о числе несчастных случаев на число пассажиров не представляется возможным. Данные Национального сообщества страховщиков, на которые мы опирались при оценке опасности других видов транспорта, для них отсутствуют. Причина – особенности страховой системы в России; большинство воздушных транспортных компаний возят своих пассажиров не только по стране, но и за ее пределы. Поэтому пользуются они страховыми полисами международного образца.

Вот почему самолет самый безопасный вид транспорта: по статистике, шансы погибнуть в результате несчастного случая на борту самолета равны 1 к 11 миллионам. Для сравнения: шансы пострадать от удара молнии при прогулке в грозу выше в 16 раз!


0,17 происшествий на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как и междугородние и международные поезда, так и обычные пригородные электрички. В целом за 2018 год статистика для РЖД выглядит превосходно – почти за весь год, с января по ноябрь, было зарегистрировано всего семь происшествий. К сожалению, не обошлось без смертей – погиб один человек. В целом на 1 млн. пассажиров приходится не более чем 0,17 несчастных случаев.

Одним из самых безопасных видов транспорта предпочитает пользоваться все больше людей, и одной ценой это не объяснить. Ведь на некоторые направления стоимость билетов на самолет и поезд практически сравнялась. Как утверждает сайт РЖД, за 2018 год в поездах дальнего следования перевезено почти на 8% пассажиров больше, чем в прошлом году. А рост числа пассажиров электричек составил почти 3%.


0,09 случаев на миллион перевезенных

На втором месте по безопасности среди видов транспорта в России находится троллейбус. По статистике НСС, на каждый миллион перевезенных пассажиров приходится всего 0,09 несчастных случаев. Большинство из них – банальные «оступился и упал».

Причины низкой травматичности троллейбуса очень просты – его объем и масса, а также небольшая развиваемая скорость. При столкновении, например, с легковым автомобилем гораздо хуже придется автомобилю. А пассажиры троллейбуса отделаются легкими ушибами.


0,04 пострадавших из 1 000 000 человек

Самый безопасный транспорт по статистике за 2018 год с точки зрения соотношения числа несчастных случаев на число пассажиров. Всего из одного миллиона прибывших из точки А в точку Б получают травмы не более чем 0,04 человека. Помимо безопасности, у трамвая много преимуществ:

  • он движется более плавно, чем автомобиль и даже троллейбус;
  • менее шумен;
  • полностью автономен от транспортных пробок (если, конечно, автомобилисты не пытаются проехать по путям);
  • из всего городского транспорта наносит менее всего вреда окружающей среде.

К сожалению, трамваи постепенно исчезают из малых городов России. Причина — в ограниченном местном бюджете, который просто не в силах поддерживать отдельную линию. Всего за прошедшие двадцать лет число трамваев сократилось более чем на 35%. Значит ли это, что самый безопасный вид транспорта постепенно исчезнет из городского ландшафта?