Понятие лица категории лиц. Правовое положение "лиц" в римском праве


План

Вопрос № 1…………………………………………………………………….3

Задача № 1…………………………………………………………………….12

Задача № 2……………………………………………………………………15

Задача № 3……………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………...21

Вопрос № 1. Persona как субъект права. Понятие правоспособности и дееспособности в римском праве.

Термином «лицо» (persona) принято именовать субъекта права. Для того чтобы быть субъектом права, нужно обладать способностью иметь права и обязанности, т. е. правоспособностью; Она представляет собой не биологическое, а именно социально-юридическое явление, и рабовладельческое государство подтверждает это самым наглядным образом, признавая правоспособность лишь за свободными и отказывая в ней рабам, которые, будучи людьми, считались тем не менее не субъектами, а объектами права.

Помимо правоспособности субъект права нуждается в дееспособности, т. е. способности приобретать права собственными действиями. Ни того, ни другого понятия в точном его значении римское право не знало. Однако применявшаяся им в отношении индивидов категория состояния (caput) практически означала правоспособность, а дифференциация правовой самостоятельности с учетом возраста и некоторых других факторов скрывала за собой дееспособность 1 .

Правоспосбность возникала естественным и искуственным путем. При рождении требовалось наличие «образа человеческого»; при рождении в браке – если отце между зачатием и рождением был римским гражданином; в не брака – если мать к моменту рождения была римской гражданской.

При отпущении на волю власть господина сохранялась в патронате: обязанность оказывать уважение, алиментировать, оказывать услуги, право господина на наследство 2 .

Прекращалась правоспособность при смерти. В случае гибели родителей и детей, если дети малолетние, то они предполагались погибшими прежде, а совершеннолетние – позже родителей, если не доказано иное. В случае попадания в плен и возвращения – считался не терявшим правоспособности, если же умирал в плену, то считался умершим до пленения.

Дееспособность римских граждан определяется прежде всего возрастом:

    До 7 лет – infants (недееспособные);

    До 14 лет мальчики и до 12 лет девочки – impuberes могли совершать сделки по приобретению, без обязанностей с их стороны (дарение, ссуда, но не купля-продажа; завещание недоступно даже с опекуном);

    До 25 лет – puberes minores могли совершать все сделки, но претор мог применить реституцию, а затем стали давать попечителя.

Кроме возраста, на дееспособности отражается: психическая болезнь; расточительство (приобретение совершается самостоятельно, а отчуждение – с участием попечителя); бесчестие (infamia) – для сводников, актеров (до женитьбы Юстиниана на Феодоре); после удовлетворения иска об обмане, присвоении, злоупотреблении доверием поручителя. При infamia запрещалось занимать общественные должности, быть опекуном, представителем.

Женщина в древнейшем праве полностью недееспособна, в развитом – только специально: женщины не могут быть магистратами, опекунами (кроме матери и бабушки), поручителями, зато могут ссылаться на неведение закона.

Рабы же получают дееспособность в интересах господина, и когда они совершают сделку, то права идут на пользу господину, а обязанности на них, в случае отпущения на свободу 1 .

Поручение рабу определенного дела рассматривалось как согласие господина на ответственность по совершенным сделкам. За сделки же, не связанные с конклюдентными действиями, господин ответственности не несет. Но потом распространили ответственность в пределах поступившего к хозяину раба по сделкам, не связанным с конклюдентными действиями.

Рабу могло быть выдано имущество – пекулий, собственником которого остается хозяин, несущий в пределах его ответственность. Это использовалось для оброчной деятельности 1 .

Для того, чтобы выступать полноправным субъектом в сфере частного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельсгв (состояния, статусов); его состояние свободы или несвободы состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п., ею положение в римской семье. Отсутствие какого бы то ни было статуса не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, обладающее всеми тремя статусами:

1) status libertatis, находящееся и свободном состоянии,

2) status civitatis, принадлежащее к римскому гражданству,

3) status familiae, занимающее особое положение в римской семье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной дееспособностью;

дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям 2 .

По своему содержанию состояние полной правоспособности в частноправовой сфере включало в себя несколько наиболее существенных элементов: 1)jus conubii - право вступать в полноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов семьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия; 2) jus commcrcii - право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные предусмотренные сделки; 3) testamenti factio - обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию; 4) legis actio - право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом формами охраны своих интересов. Вес эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д.

Отсутствие однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (или несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски - средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства - принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и публично-правовым порядком гарантировалась 1 .

Не подлежал оспариванию также объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта. Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной правоспособностью, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендовать на таковое. Безусловным отсутствием полноценной правоспособностью характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Не могли претендовать на caput гражданского права лица, находившиеся в другом сословном положении, определяемом как общим гражданским публично-правовым статусом этих лиц, так и их происхождением.

Ограничение прав римского гражданства, не следующее из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать также по обстоятельствам религиозным или по признаку пола 1 .

Разумеется, регламентация правоспособности не была одинаковой во все периоды римской истории. Вместе с развитием экономических отношений шло развитие и правоспособности свободных людей. По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственной общины в огромное государство с развитой внешней торговлей пестрые различия в правоспособности отдельных групп свободного населения (римских граждан, латинов, перегринов) стали сглаживаться, пропасть же между свободным и рабом по-прежнему оставалась. В конце концов был достигнут крупный для того времени результат - формальное равенство свободных людей в области частного права (конституция Каракаллы 212 г.).

Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.) 2 .

Основное деление населения римского государства – свободные и рабы. Коренным началом римского права являлось полное бесправие рабов и неограниченная власть рабовладельца, который мог раба продать, купить, убить 1 .

В классическую эпоху римского права на общую правоспособность лиц в сфере частного права влияла также принадлежность к той или другой категории гражданства, установленной публичным правом. В этом отношении наряду с полноценными римскими гражданами выделялись две специализированные категории: латины и перегрины.

Латины (latini) были исторически и этнически специализированной категорией гражданства для населения так называемых союзнических территорий, окружавших собственно Рим в Италии, прежде всего области Лапиума.

Перегринами (peregriai) назывались все другие свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства.

Субъектом государственной жизни и публичного права считался в римской юридической традиции носитель специального качества, образуемого сочетанием целой совокупности требований - римский гражданин (civis romanus), и это качество было далеко не тождественно любому физическому лицу, даже полноправному в частноправовом смысле.

Принадлежность к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом прав и одновременно обременение публичными обязанностями.

Последнее важное правовое разграничение лиц свободного состояния, касавшееся полноты их правоспособности в сфере частных прав, обуславливалось наличием или отсутствием специального семейного качества 2 .

Полностью самостоятельной гражданской правоспособностью (лицом своего нрава - persona suijuris) в требованиях римского цивильного права мог быть только глава, или отец семейства, Аналогичные требования выдвигались и в отношении свободных лиц других гражданских категорий. Домовладыка (paterfamilias) мог быть только один для кровнородственной семьи, обладавшей совокупным и единым имуществом; ею власть прекращалась только со смертью или с утратой (по тем или иным правовым причинам) его семейного, гражданского или другого статуса в праве. Правами домовладыки мог обладать только мужчина старшей в данной семье степени родства (даже если он не был безусловно старшим по возрасту относительно других домочадцев, родственников и свойственников). Власть домовладыки в отношении его подвластных ограничивалась только обычаями и нравами; закон и право вмешивались в эту сферу в минимальной степени.

Принадлежность какого-либо из трех вышеотмеченных состояний индивидуальному лицу (а следовательно, и наличие у него как у субъекта частного нрава правоспособности) не была безусловной и постоянной характеристикой. Право допускало изменение правоспособности (capitis deminutio) в сторону ее ухудшения (ограничения). Полная утрата всех личных качеств (статуса persona) наступала вследствие гражданской смерти (пленение, продажа в рабство за Тибр, т.е. на территорию вне Рима, безусловное изгнание) 1 .

1. Понятие "лица" и правоспособности в Римском праве......................................

2. Правовое положение римских граждан.............................................................

3. Правовое положение латинов и перегринов.....................................................

4. Правовое положение рабов..............................................................................

5. Правовое положение вольноотпущенников.......................................................

6. Правовое положение колонов...........................................................................

1. Понятие "лица" и правоспособности в Римском праве

Рабовладельческое общество Древнего Рима признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество не относило правоспособность к естественным правам человека, а представляло ее, как и само государство и право, надстроечным явлением на базисе экономических отношений общества. Другими словами правоспособность по Римскому праву коренится в социально-экономическом строе данного общества.

В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, - которые были не субъектами, а объектами права. Рабы в Риме назывались говорящими орудиями (instrumentum vocale). С другой стороны в Римском праве не было разработано современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. организаций, наделенных правоспособностью), хотя понятия эти были известны в практике.

В Древнем Риме термину правоспособность соответствовало caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):

1) status libertatis - состояние свободы;

2) status civitatis - состояние гражданства;

3) status familiae - семейное состояние.

С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae - самостоятельные отцы семейств (patres familias) и подвластные кого-либо (paterfamilias, иначе - лица "чужого права"). Таким образом, полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение с статусе свободы называлось наивысшим, наиболее существенным; в статусе гражданства - средним, а в семейном статусе - наименее значительным.

Регламентация правоспособности изменялась в различные периоды римской истории. Развитие правоспособности шло вместе с развитием экономических отношений. По мере превращения Рима в огромное государство различия в правоспособности отдельных групп свободного населения стали сглаживаться, а пропасть между свободными и рабами по прежнему сохранялась. В конце концов было достигнуто формальное равенство свободных людей в области частного права (конституция Каракаллы 212 года).

В Римском праве предусматривались специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски.

2. Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан. Другим способом приобретения гражданства было отпущение на свободу из рабства, и наконец - посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство либо смертью гражданина, либо в результате изменений в статусе свободы, поскольку рабы не являлись субъектами Римского права. Последний вид прекращения гражданства наступал в случаях присуждения к наиболее тяжким уголовным наказаниям, либо в случаях захвата римского гражданина во власть врагов (недружественного народа) и др.

Правоспособность римского гражданина в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conbii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданина, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii, т.е. права торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от отпустивших их на свободу, но нередко и эксплуатировались ими.

В III веке нашей эры формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне. Сословные различия особенно сильно давали себя знать в области налогового обложения и в публичном праве вообще.

В Римском праве нет понятия дееспособности, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. Дееспособность прежде всего зависела от возраста. В Римском праве различались следующие возрастные категории лиц:

1) infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные;

2) impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанностей, требовалось разрешение опекуна (auctoritas tutoris), которое должно было даваться непосредственно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).

Опекуном обычно был ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистрата. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безусловно необходимо. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, то она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения;

3) следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособным. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, которое было до совершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integrum). Со II века н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стало признаваться право испросить себе куратора (попечителя). Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте от 14 (12) до 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

На дееспособность лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли на дееспособность только в соответствующей сфере деятельности; например, в договорах, совершавшихся в форме устного вопроса и ответа, не могли принимать участия ни немые, ни глухие и т.п.

Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, неспособные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение. Иные сделки расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещания расточитель не мог.

Долгое время существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности женщин. В республиканском Римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя ответственность по чужим долгам.

На правовое положение римского гражданина оказывало влияние также умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестие. Infamia наступала:

а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (договоры поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки;

б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака, или ввиду занятия позорной профессией. В классическом периоде права ограничения, связанные с infamia, были довольно значительные. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе, также они могли быть ограничены в области семейно-брачного и наследственного права.

От personae infames отличались personae turpes - лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенными ограничениями для этой категории были ограничения в области наследования.

Имела немаловажное значение такая форма бесчестия, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilitas, т.е. неспособным так или иначе участвовать в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание).

3. Правовое положение латинов и перегринов

Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III века н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-80 гг. до н.э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась отдельным лицам и целым областям.

Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; право вступать в законный брак они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 года до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели права вступать в законный брак; право совершать сделки (ius commercii), а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis), эта категория лиц в большинстве случаев имела, но составлять завещания члены колоний не могли.

Латины имели возможность легкого приобретения римского гражданства. Первоначально для этого достаточно было переселиться в Рим. Но, поскольку, такие переселения привели к резкому сокращению населения латинских городов, то с начала II века до н.э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами; в частности, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декурионов (членов муниципального сената)

Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие не римской, ни латинской правоспособности. Такие "чужаки" в древнейшую эпоху считались бесправными. В начале III века Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.

4. Правовое положение рабов

Социальное положение рабов в разные этапы римской истории было неодинаковым. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочислены; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Нередко возникали восстания рабов из-за изнурительной работы, которую исполнял раб, а сам содержался в самых тяжелых условиях.

Правовое положение рабов определялось тем, что раб не был субъектом права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.

Власть рабовладельца над рабом была беспредельной и являлась полным произволом (безнаказанная продажа и даже убийство раба). Раб не мог вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) рассматривалось как отношение чисто физическое. Если же какие-либо проблески признания личности раба имели место, то происходило это в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Пекулием (pecus) называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба.

Раб не признавался правоспособным лицом, однако, за ним признавалось право юридической силы совершаемых им сделок, но только в таких пределах, которые соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Раб мог приобрести право требования, но без права на иск. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: Si manumisso solvam, liberor, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.

Разумеется, такое примитивное построение не могло сохраниться с развитием торговли и усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабом при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось немного. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные против рабовладельца.

С развитием пекулия факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали расцениваться как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам раба. Таким образом, если раб совершал сделку, то рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-либо на 700, то к его господину продавец мог предъявлять этот иск только в сумме 500).

Рабство устанавливалось следующими способами:

1) рождением от матери - рабыни (но не от отца);

2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римским договором;

3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);

4) лишением свободы в связи с принуждением к смертной казни или к работам в рудниках.

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу). Но в некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

5. Правовое положение вольноотпущенников

В классическом Римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.

Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному (ingenuus). В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (патрона).

Так, патрон имел право:

а) на obsequium, почтительность либертина в отношении патрона; это имело практическое отношение, когда вольноотпущенник не мог вызывать патрона на суд, а, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;

б) на operae, выполнение услуг для патрона (это по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Это право патрона приводило к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступить с некоторыми ограничительными мерами;

в) на bona, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника. Такое право в случае нужды принадлежало не только самому патрону, но и его детям и родителям.

6. Правовое положение колонов

Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли(мелкого фермера), формально свободного, но экономически зависимого от землевладельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным; римские землевладельца стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займу у своих хозяев и оказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.

Эти обстоятельства приводили к тому, что с одной стороны, землевладелец следил за тем, чтобы его неоплатный должник - арендатор не уходил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV веке н.э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превращаются в крепостных, в "рабов земли". Колонат в этом смысле был предвестником феодализма.

На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях, например в Египте, подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись к земельным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становился лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он по своей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, причем не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам, колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение имело значение и "освобождения" от земельного участка, которым они кормились.

Литература:

1. Законы XII таблиц

2. Дигесты Юстиниана

3. Новицкий И.Б. "Римское право"- "Гуманитарное знание", М., 1993. - 245с

4. Hanga V., Jacota M. "Drept privat roman". Bucurest, 1964, s.108

Существование различных видов правоспособности - это главное, пожа-луй, отличие римского учения о лицах от современного, где существуют раз-личные виды дееспособности, но за лицом признается только одна правоспособность, приобретаемая с рождения. Именно данное отличие сле-дует иметь в виду в процессе последующего изучения как бы это ни было абсурдно и неверно с точки зрения современной теории права и государства.

Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римс-ким гражданством.

"Простые незаметные люди незнатного происхождения, путешествуя по морям, приезжают в местности, которых они никогда не видели раньше, где они незнакомы тем, к кому они приехали, и где они не всегда могут сослаться на людей, которые могли бы удостоверить их личность. И все же они, полага-ясь на свои права римского гражданства, уверены в своей безопасности везде, куда бы они ни приехали. Отними у римских граждан эту надежду, этот оплот - и тогда все провинции, все царства, одним словом, весь мир ты этим своим утверждением для римских граждан закроешь". "Заковать римского гражданина - преступление, подвергнуть его сечению розгами - злодеяние, убить его, - можно сказать, братоубийство".

Все население империи относительно данного Символа представляло из себя несколько категорий:

1. Те, кто придерживаются Никейского символа (personae christiani catholicorum). В свою очередь, лица данной кате-гории подразделяются на клириков и мирян.

2. Те, кто не исповедуют Никейский символ, но признают Христа и назы-вают себя христианами (personae christiani). Как и в преды-дущей категории, в ее рамках можно выделить ариан (лиц, исповедующих символ веры, сформулированный Арием) и еретиков.

3. Те, кто придерживаются старых, дохристианских культов (personae non christiani). Среди них законодательство называет евреев (iudaei) и всех остальных язычников-нехристиан (pagani).

Особенностью новой системы статусов, по сравнению с прежней, стал ее иерархический признак. Лица, являвшиеся сторонниками Никейского симво-ла, обладали полной гражданской дееспособностью, при этом клирики, в от-личие от мирян, были наделены еще рядом привилегий. Частичное поражение в дееспособности испытывали христиане, противники Никейского символа, и совершенно ограниченной дееспособностью обладали нехристиане.

Различная степень дееспособности проявилась наиболее ярко в нормах права, регулирующих вопросы, связанные с наследованием имущества. Так, полной завещательной способностью были наделены лица, обладающие ста-тусом католических христиан. Ограничения касались лиц других статусов, при этом степень их ограничений была разной.

Если лицо или лица относятся к personae christiani, то ограничения, на-лагаемые на них, имеют индивидуально-избирательный характер, также до-пускаются послабления и отмена.

В отношении же personae non christiani ограничения имеют коллектив-ный, мы бы сказали, коллективно-тотальный характер. Вот типичные указа-ния, где первое касается язычников, а второе - евреев: "Те христиане, которые стали язычниками, должны быть лишены силы и права совершать завещания, и если есть завещание, то оно будет отменено посредством уничтожения завещания".

"Если сын, дочь, внучка в одиночку или в большем (количестве) из евреев или самаритян вернутся к свету христианской религии... их родите-лям... не будет позволено лишать их наследства, или пропустить в своем завещании молчанием, или оставлять им меньше, чем они смогли бы приоб-рести, если бы они были призваны к наследству в случае отсутствия завеща-ния. Но, если такая случайность будет иметь место, то мы приказываем, чтобы завещание было отменено и, чтобы вышеназванные лица были призваны к наследованию".

Правоспособность возникает у людей в результате рождения (естествен-ный способ) и отпуска на свободу рабов (искусственный способ).

Естественный способ характеризовался рядом требований, которым дол-жен был соответствовать новорожденный:

а) родиться от свободной матери;

б) иметь человеческий вид;

в) быть доношенным;

г) выйти из утробы матери и быть живым хотя бы несколько минут.

Искусственным способом обретали правоспособность рабы. Раб, будучи отпущен на свободу, обретал правоспособность :

а) либо римского гражданина (вольноотпущенника);

б) либо латина;

в) либо иностранца.

Кроме названных Гаем этих трех способов отпуска рабов на свободу, суще-ствовало еще несколько таких, которые не приводили к возникновению у че-ловека римской правоспособности:

1) в присутствии друзей,

2) посредством письменного уведомления магистрата об отпуске раба на свободу;

3) в церкви (но данный способ обрел юридическую силу только во вто-рой половине IV века);

4) посредством суда (но к нему прибегали только хозяева, которым не исполнилось 20 лет).

Приобретают, вне зависимости от способа отпуска, исключительно пра-воспособность иностранцев вольноотпущенники, которые, будучи рабами, были: "кто был закован господами и заклеймен, или те, кто по обвинению в преступлении был подверг пытке и оказался виноватым, или те, кто был вы-дан господами для участия в гладиаторских играх или для борьбы со зверями и поэтому был брошен на арену или тюрьму".

Следует учитывать, что не всегда можно было отпускать рабов на свобо-ду. Запрет возникал в случаях, когда это могло причинить вред кредиторам или патрону; или когда хозяину не исполнилось 20 лет.

Прекращение правоспособности также возможно естественным образом - это смерть правоспособного лица.

Искусствен-ным образом возможно умаление правоспособности (capitis deminutio). Capitis deminutio была трех родов:

1. Capitis deminutio maxima - максимальное умаление правоспособнос-ти, которое было связано с утратой состояния свободы. Потеря свободы влекла за собой утрату и других статусов: граждан-ства и семьи. Утрата свободы могла произойти различным образом: плен, уголовное преступление, неблагодарность вольноотпущенника в отно-шении патрона, самопродажа.

2. Capitis deminutio media - среднее умаление правоспособности, то есть потеря гражданского состояния, но остается состояние свободы.

3. Сapitis deminutio minima - минимальное умаление правоспособнос-ти. Оно было характерно только для римлян, которые, утрачивая status familiae, сохраняли два других состояния.

Гораздо страшнее для римских граждан, чем умаление правоспособнос-ти, была утрата ими чести, уважения. Фактически для них наступала "граж-данская смерть".

Она могла принимать различные формы и виды:

1. Объявление гражданина персоной интестабилеc (persona intestabiles): "Если кто-либо уча-ствовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет при-знан бесчестным и утратит право быть свидетелем". Как видим, в данном случае имело место не только моральное осуждение, но также и юридические санкции.

2. Объявление гражданина "бесчестным человеком" (persona infamia). Бесчестье означало утрату римлянином ius honorarium и suffragii, что, практически, приводило к ограничению всей публичной и частной деес-пособности. Наступала инфамия, как правило, в результате осужде-ния за совершенное преступление, отдельные деликты.

3. Объявление гражданина "позорным лицом" (persona turpis). Это наступало, в основном, если римлянин занимался предосудительной деятельностью: актерское ремесло ("служащее для забавы других"), сводничество, проституция, ростовщичество, гладиаторство и ряд других.

Дееспособность, как отмечалось, - это способность лица своими действи-ями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности.

В понимании римлян дееспособность связана, прежде всего, с возрастом.

Возраст имеет решающее значение при определении собственно видов и содержания самой дееспособности. Римляне полагали, что существует четы-ре возрастных отрезка, в зависимости от того, насколько лицо адекватно мо-жет оценивать свои действия.

Соответственно различали дееспособность:

1) инфантов - дети до 7 лет;

2) инфантов майорес - мальчики от 7 до 12, девочки от 7 до 14 лет;

3) юношей - 12 - 25 лет; девушек - 14 - 25 лет;

4) мужчины - полная дееспособность без каких-либо ограничений, наступавшая с 25 лет.

Достаточно специфическую дееспособность имели женщины. Женщина в понимании римлян - "существо всегда непостоянное и изменчивое", поэто-му, как отметил Папиниан , "по многим постановлениям нашего права женщи-ны находятся в худшем положении, чем мужчины". Практически указанный подход означал, во-первых, то, что женщины были лишены публично-правовой дееспособности: они не могли занимать какую-либо гражданскую или публичную должность.

Во-вторых, женщины в течение всей жизни являлись лицами чужого пра-ва. Если же они становились p. sui iuris, то над ними устанавливалась пожиз-ненная опека.

В эпоху империи такая опека все более становится формальной и женщи-на становится полноправным участником большинства частноправовых отно-шений:

Она может самостоятельно приобретать и отчуждать неманципированные вещи, а с согласия опекуна - и манципированные;

Самостоятельно вступать в обязательственные отношения; с согласия опекуна составлять завещание.

Дееспособность могла быть ограничена:

1) до 7 лет ребенок считается полностью недееспособным в силу абсолютной незрелости психики;

2) категория от 7 до 12 (у женщин - до 14) лет признавалась лишь частично недееспособной. Данной категории лиц разрешалось самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, незначительные по сумме и служащие для удовлетворения мелких повседневных потребностей человека, - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, имеющие результатом приращение имущества. Кроме того, данная категория лиц несет ответственность по деликтам;

3) достигшие 14-го возраста признавались полностью дееспособными. Од-нако лица данной категории, в случае неблагоприятного имущественного об-ременения, могли прибегнуть к реституции и испросить себе попечителя. С этого времени все сделки, связанные с уменьшением имущества, были дей-ствительны только с одобрения попечителя. В эпоху империи назначение по-печителей для этой категории лиц стало обязательным. Но они могли самостоятельно составлять завещание и заключать брак.

Кроме того, огра-ничения были связаны, главным образом, с психическим расстройством лица, которое не могло адекватно оценивать и контролировать свои действия.

Сюда относились:

4) сумасшедшие - лица, имеющие "дефект разума";

5) расточители - лица, которые неразумно, нецелесообразно расходуют собственное имущество по причине "дефекта воли";

6) кроме того, в особых случаях имеет место недееспособность у лиц с от-дельными телесными недостатками глухие, немые, картавые, слепые и т.д. Например, немой не в состоянии заключить вербальное обязательство. В по-добных случаях возможно назначение попечителя либо представителя.

Таким образом, ограничения дееспособности лиц были различны по свое-му характеру, содержанию и не представляли величину неизменную.

Характеристика дееспособности была бы неполной без рассмотрения уже не раз упомянутых институтов. Речь идет об опеке и попечительстве.

В римском праве данным институтам уделено немалое внимание, однако следует признать, что римляне не выработали достаточно четких признаков и различий между институтом опеки и попечительства. Поэтому, суммируя все относящееся к этим институтам, можно утверждать следующее.

1. Опека (tutela, опекун - tutor) - право власти и надзора за тем свободным лицом, которое вследствие малолетства не располагает средствами самостоя-тельной защиты. В целом, опека была более юридически регламентирована, чем попечи-тельство, поэтому отметим ряд положений:

Опекуном можно было стать только по достижении 25-летнего возра-ста. В качестве таковых могли быть назначены и рабы. В подобной ситуации они автоматически обретали состояние свободы. Не могли быть опекунами: глухой, немой, безумный, женщины, turpis personae, а также "неизвестное лицо, так как всякий в заботе о своем потомстве должен руководствоваться в деле опеки определен-ным суждением".

Опека устанавливалась различными способами:

а) посредством завещания (tutela testamentaria);

б) на основе закона, в опекуны призываются лица из числа тех, кто имеет право на наследование по закону (t. legitima);

в) магистратом (t. dativa).

Лицо, назначенное опекуном и не желающее принимать на себя данные обязанности, должно, тем не менее, немедленно приступить к их исполнению, имея право обжаловать свое назначение в судебном порядке.

2. Попечительство (cura, попечитель - curator) - право надзора над различными категориями совер-шеннолетних, «сила и власть в отношении свободного человека»:

Попечителем становился, как правило, ближайший родственник;

Главная задача куратора - оградить подопечного от наступления неблагоприятных последствий, поэтому он не имеет право жесткого контроля и диктата.

Попечительство устанавливается посредством завещания, либо, в ис-ключительных случаях, решением магистрата. Напри-мер, забота об имуществе не родившегося ребенка или для защиты интересов кредитора, постума, вдовы при открытии наследства и т.п.

Опека прекращалась в результате:

а) совершеннолетия (12 лет для юношей, 14 - для девушек);

б) уголовного наказания, плена и других видов, связанных с ума-лением правоспособности;

в) усыновления;

г) наступления условия (если опекун назначен под этим условием);

д) смерти опекаемого.

Помимо этого, освобождались от опеки лица, "когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящиеся под законной опекой пат-рона или его детей освобождаются тогда, если у них четверо детей".

Попечительство прекращалось в результате:

а) полного выздоровления;

б) по решению закона;

в) смерти находящегося под попечительством.

По общему мнению, римляне не создали такой же развитой системы юриди-ческих лиц, как это имеет место в отношении физических лиц. Все нормы, кото-рые можно отнести к юридическим лицам, отличаются своей отрывочностью и непоследовательностью. Этому может быть несколько объяснений.

Во-первых , характер римского государства (республика) и сам принцип деления всех норм на публично-правовые и частноправовые предполагали в качестве дееспособного субъекта, прежде всего, отдельное лицо, которое са-мостоятельно могло решить все свои проблемы и реализовать поставленные цели.

Во-вторых, если все же существовала необходимость в объединении со-вместных усилий отдельных лиц, то это могло быть осуществлено в форме Договора товарищества, то есть, опять-таки, посредством института физичес-ких лиц. Кроме того, существование рабства и возможность неограниченного использования труда десятка рабов делали бессмысленным объединение лиц - собственников рабов - друг с другом.

В-третьих , в годы империи власть в целях профилактики всячески стреми-лась оградить и регламентировать деятельность юридических лиц. Поэтому нередки были вообще запреты на любые объединения, в частности, в правле-ние Августа (27 до н.э. - 14 н.э.).

В целом деятель-ность юридических лиц должна была быть санкционирована Сенатом.

Подобные обстоятельства и практика не могли не сказаться на основных особенностях юридических лиц, существовавших в Риме:

1. Создаваемые физическими лицами юридические лица имели, глав-ным образом, не хозяйственные, а духовно-религиозные цели - обес-печение достойных похорон друг другу, содержание мест погребения.

2. Юридические лица, преследовавшие в качестве основной цели полу-чение выгоды, доходов, сохранение какого-либо имущества, правиль-ное им распоряжение и т.д., носили или государственный, или полугосударственный характер. В этом отношении само римское госу-дарство - Res Publica - можно признать юридическим лицом, главная цель которого - защита и реализация имущественных и духовных по-требностей римских граждан.

По характеру образования и содержания деятельности среди юридических лиц можно выделить:

a) юридические лица, представляющие собой административно-территориальные образования либо различные государствен-ные институты. Деятельность подобных образований связана с реализацией государственных функций и задач, которые иног-да требуют вступать в правовые отношения с частными лица-ми, заключать межгосударственные, а также в рамках государства (между городами) соглашения. В подобных ситуа-циях должностные лица - это уполномоченные представители того или иного вида юридического лица, действующего на ос-новании частноправовых норм (государственная казна, муниципии, учреждения и др.);

б) юридические лица, образованные частными лицами (частные корпорации, учреждения), - это объединения частных лиц, созданные с целью взаимопомощи или реализа-ции целей дозволенного характера и содержания. Среди по-добных образований наиболее распространенными были коллегии (братства) с религиозными целями; похоронные корпорации; профессиональные союзы; христианская церковь; благотворительные образования в виде приютов, ночлежек, госпиталей и т.д.

Юридические лица, образованные частными лицами, обладали дос-таточно своеобразной правоспособностью. Связано это с тем, что они не имели, как это принято сейчас, собственного юридического имени и адреса. Поэтому имущество, которым они располагали, юридически находилось в совместной собственности, либо в режиме договора то-варищества, либо в индивидуальной собственности. Однако в отли-чие от товарищества выход, смерть его члена (членов) не влечет прекращения юридического лица. Кроме того, его члены не могут по-требовать при выходе какую-то часть, долю имущества.

От всей совокупности членов того или иного объединения дей-ствует представитель, как всфере гражданских правоотношений, так и в ходе судебных разбирательств, а также в отношениях с публичны-ми объединениями.

Юридические лица, созданные частными лицами, были суще-ственно ограничены в сфере наследственного права. Для получения завещательного имущества необходимо было получить особое раз-решение.

Частные объединения как юридические лица должны были иметь:

а) общее имущество (res communes);

б) общую казну (arca communis),

в) представителя (actorem syndicum).

Таким образом, римское юридическое лицо можно определить как публичное обра-зование или частноправовое объединение лиц, связанное с реа-лизацией общественных целей и задач, либо созданное по инициативе частных лиц для взаимопомощи или реализации куль-турно-религиозных потребностей.

101. Субъекты прав . Лицами, или субъектами прав , были в Риме как отдельные люди — физические лица , так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения — юридические лица .

Однако не все люди признавались субъектами прав , и хотя круг правоспособных людей и объем правоспособности отдельных групп населения последовательно расширялись в ходе истории римского государства , однако признание правоспособности каждого человека , хотя бы только в области частноправовых отношений, никогда не стало принципом римского права . Этого не допускал рабовладельческий характер римского государства, неизбежно превращавший правоспособность в привилегию определенных слоев населения. Основные черты экономического и политического развития Рима, переход от республики к империи, сначала в форме принципата, а затем — домината (монархии неограниченной), а равно возникновение в период домината новых форм эксплуатации труда, наряду с сохранением рабства, обусловили, наряду с расширением правоспособности одних групп населения, возникновение новых ограничений для других групп.

Понятие юридического лица только зародилось в Риме, и юридические лица не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима.

Таким образом, вопрос о субъектах прав в римском праве не может быть изучен без характеристики исторических изменений в правовом положении отдельных групп населения.

102. Правоспособность и ее составные элементы . Субъект права именовался в римском праве persona. Правоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere.

Отдельный человек для обладаний полной правоспособностью во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом; б) в отношении гражданства : принадлежать к числу римских граждан , а не чужеземцев; в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas).

Таким образом, caput определялся трояким состоянием: а) состоянием свободы — status libertatis; б) состоянием гражданства — status civitatis; в) таким семейным состоянием, status familiae, в силу которого данное лицо не подчинялось власти домовладыки. Отпадение или изменение одного из этих состояний, capitis deminutio влекло за собою и прекращение либо изменение объема или содержания правоспособности.

Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывалась из двух элементов: а) ius conubii — право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью; б) ius commercii — право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок .

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворявшего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам.

Qui in utero est, perinde ас si in rebus humanis esset custoditur, quotiens de commodis ipsius partus quaeritur (D. 1. 5. 7). —

Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого.

В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери (D. 38.16.3.9).

С другой стороны, открытое, но еще не принятое наследником наследство («лежачее наследство») рассматривалось как «продолжение личности умершего» — hereditas iacens sustinet personam defuncti, лежачее наследство продолжает личность умершего (ср. D. 41. 1. 34). Поэтому рабы были вправе в интересах наследственной массы совершать юридические действия ех persona defuncti, как бы продолжая осуществлять правоспособность умершего.

103. Свободные и рабы . Оставаясь на всех стадиях своего развития правом рабовладельческого общества , римское право признавало правоспособными только свободных людей. Рабы были не субъектами, а объектами прав . Их правовое положение, в принципе, не отличалось от положения вещей — servi res sunt (Ulpianus, Regulae, 19.1).

В то же время рабы всегда занимали особое положение в ряду объектов прав: неуклонное проведение принципа «рабы суть вещи» оказывалось иногда, особенно с развитием гражданского оборота, не согласным с интересами рабовладельцев, нередко стремившихся использовать не только физические силы, но и умственную энергию и личную предприимчивость рабов. Поэтому допускались некоторые отступления от этого принципа. В период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся выделением рабу господином имущества в непосредственное управление (так называемый пекулий, см. п. 117). Идеологическим обоснованием отступлений от общего принципа «рабы суть вещи» служило учение юристов периода империи о том, что рабство, институт iuris gentium, т,е, известный всем народам древнего мира, чуждо, однако, началам естественного права. Ульпиан говорил:

Quod attinet ad ius civile servi pro nuUis habentur; non tamen et iure naturali, quia quod ad ius naturale attinet omnes homines aequales sunt (D. 50.17. 32). — С точки зрения цивильного права рабы считаются никем. Это не так, однако, по естественному праву, ибо с точки зрения естественного права все люди равны.

Флорентин, давая определение рабства, еще резче противополагал положительное право праву естественному.

Servitus est constitutio iuris gentium qua quis dominio alieno contra naturam subiicitur (D. 1. 5. 4. 1). — Рабство есть установление права народов, при посредстве которого один, противно природе, подчиняется власти другого.

Отсюда и такие выражения юристов, как persona servi, и основное деление людей на свободных и рабов: summa... divisio de iure personarum haec est, quod omnes homines aut Hberi sunt aut servi — основное деление людей в праве — это деление всех людей на свободных и рабов.

Но чуждый естественному праву институт рабства находил себе в глазах римских юристов законное обоснование в войне ; если законно убийство военного противника, то тем более законно овладение им, установление права собственности на его личность. Так, война, которая в течение долгого времени являлась способом приобретения рабов, служила для римских юристов и этико-юриди-ческим оправданием рабства.

104. Римские граждане и чужеземцы . Не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе не правоспособны.

В древнейшие времена полная правоспособность во всех областях отношений политических, семейных и имущественных признавалась только за римскими гражданами — cives romani Quirites (происхождение последнего слова не выяснено)^ Свободный чужеземец не имел не только политических прав , но и правоспособности в сфере частного права: он не признавался субъектом ни семейных, ни имущественных прав и обязанностей. Более того, чужеземец рассматривался в принципе как враг, hostis, имущество которого могло быть в любой момент захвачено римским гражданином, а сам он обращен в рабство. Но полное бесправие чужеземцев рано пришло в противоречие с интересами развивавшегося гражданского оборота, особенно с развитием внешней торговли Рима.

В сфере внешней торговли римскому гражданину приходилось вступать в договоры с чужеземцами, искать способы разрешения споров, которые возникали из таких договоров, и т.п., и в первоначальный принцип бесправия чужеземцев был внесен ряд изъятий.

Уже издревле делу охраны имущественных интересов чужеземцев, приезжавших в Рим, служил институт hospitium privatum. Он заключался в том, что римский гражданин, став патроном чужеземца, который ставился в положение клиента, оказывал ему правовую помощь, совершая в его интересах сделки, защищая его интересы перед римским судом и т.п. При этом патрон действовал не в качестве представителя чужеземца, а в качестве защитника его интересов, от своего имени. Добросовестное отношение патрона к принятым на себя обязанностям обеспечивалось сакральным правом: вероломный патрон подвергался высшему наказанию : он объявлялся обреченным мщению богов — sacer esto, а потому поставленным вне охраны закона.

Другое отступление от принципа неправоспособности чужеземцев действовало искони в пользу латинов, latini, т.е. жителей общин Лациума, вместе с Римом входивших в состав распавшегося в IV в. до н.э. Латинского союза (latini veteres, latini prisci); не имея в Риме политических прав, они были наделены в сфере частноправовой как ius conubii, так и ius commercii, и их частноправовые споры разрешались в тех же судах и в том же порядке, что и споры римских граждан.

После того как законы Julia и Plautia Papiria I в. до н.э. предоставили римское гражданство всему населению Италии, в положении latini остались лишь жители отдельных внеиталийских общин и иногда и целых провинций (latini coloniarii), которым latinitas, ius latini предоставлялось особыми актами государства. Кроме того, особую группу так называемых latini luniani составляли некоторые вольноотпущенники (п. 109).

После того как законом 212 г. н.э. римское гражданство было предоставлено всем подданным империи, отпадает и категория latini coloniarii; понятие latini luniani сохраняет, однако, значение до Юстиниана.

По мере развития гражданского оборота, особенно международной торговли, свободные чужеземцы, не принадлежавшие к числу latini, также постепенно переходят из положения hostes в положение peregrini, т.е. лиц, за которыми признается правоспособность, но правоспособность, отличная по содержанию и объему от римской правоспособности.

Не имея политических прав, peregrinus может быть участником семейных и разнообразных имущественных правоотношений, но специфически такие римские правовые институты, как римский брак, mancipatio и т.п., ему закрыты. Не подведомственны praetor urbanus и частноправовые споры перегринов. Для разрешения этих споров учрежден особый магистрат — praetor peregrinus. Выработанные им правовые положения, развитые и дополненные юристами, постепенно и образовали ius gentium как систему частноправовых норм, регулировавших отношения перегринов между собой и с римскими гражданами (см. пп. 11—12). Первоначально положение реге-grini было присвоено населению civitates foederatae, т.е. жителям тех из чужеземных общин, с которыми Рим состоял (после войны или независимо от нее) в договорных отношениях. В дальнейшем в такое же положение были поставлены и peregrini dediticii, жители общин, сдавшихся на милость Рима — победителя в войне.

После названных выше законов Julia и Plautia Papiria категория перегринов утратила прежнее значение для Италии, а после изданного в 212 г. эдикта о гражданстве для всей империи в целом: Перегринами стали считаться только пребывающие на территории римского государства неподданные Рима, варвары, славяне, германцы и т.п. Кроме того, в положение перегринов ставились и подданные Рима, совершившие определенные преступления , а также до VI в. н.э. отпущенные на волю рабы, наказанные клеймением во время пребывания в рабстве.

Надо, однако, заметить, что ко времени предоставления прав гражданства всему населению империи самое понятие peregrinitas почти утратило практическое значение в области частноправовых отношений.

Потребности международного торгового оборота обусловили глубокое проникновение начал iuris gentium в систему римского частного права. Став, по существу, гражданским правом международного торгового оборота античного мира, римское право вынуждено было постепенно признать равноправие товаровладельцев независимо от их национальности и подданства. На смену началу национальной исключительности, которым было пропитано право древнейшего Рима, в период империи пришел окончательно закрепленный кодификацией Юстиниана принцип равенства гражданский правоспособности всех свободных людей. Оставаясь условием политической правоспособности, которая не играет, однако, сколько-нибудь важной роли в период домината, status civitatis перестал быть условием правоспособности в сфере частного права.

105. Семейное состояние . Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений.

Древнейшая римская семья, так называемая агиатическая семья (п. 133), представляла собою союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки — paterfamilias.

В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права — persona sui iuris; члены семьи, подчиненные власти paterfamilias (personae alieni iuris), правоспособности в сфере частного права не имели. Вступая в имущественные правоотношения, они устанавливали права не для себя, а для paterfamilias, не создавая, однако, для последнего обязанностей.

Это последнее положение оказалось так же непримиримым с потребностями развитого гражданского оборота, как полное устранение из него рабов: значительное большинство гражданских сделок, особенно совершаемых в торговле, направлено на установление прав и обязанностей для обеих участвующих в сделке сторон, и никто не стал бы вступать в соответствующие сделки с не имеющим своего имущества подвластным, если бы по этим сделкам не становился ответственным paterfamilias последнего. И юристы стали постепенно признавать ответственность iure naturali самих подвластных по заключенным ими в интересах paterfamilias сделкам, а претор установил дополнительную ответственность paterfamilias по тем же сделкам (п. 117).

Параллельно с признанием юридической силы сделок, совершенных подвластными, шел и процесс признания за ними прав на отдельные группы приобретавшихся ими 100 имуществ, сначала на имущество, приобретенное в связи с военной службой , затем и в связи со службой гражданской, далее на имущества, дошедшие от матери, и в праве Юстиниана paterfamilias сохранял лишь очень ограниченные права на имущество детей . Patria potestas почти утратила свое имущественное содержание (см. п. 145). Однако полная гражданская правоспособность признается и в праве Юстиниана только за personae sue iuris.

правовое положение римских граждан

106. Приобретение римского гражданства . Римское гражданство приобреталось: (1) Рождением, причем ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Таким образом, ребенок, рожденный от брака римских граждан , был римским гражданином, так же как ребенок, рожденный римлянкой, не состоявшей в браке. Ребенок же, рожденный вне брака неримлянкой, не признавался римским гражданином, хотя бы отцом его был римский гражданин. В целях стимулирования браков в I в. н.э. было установлено, что и ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин.

Ребенок, рожденный от брака его родителей , становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, признается римским гражданином, если мать была гражданкой в момент его рождения, независимо от ее состояния до этого момента. (2) Освобождением римским гражданином своего раба (п. 118). (3) Усыновлением римским гражданином чужеземца. (4) Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства .

107. Положение римских граждан в публичном и в частном праве, с точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две большие группы: а) свободнорожденные, ingenui; б) освобожденные из рабства римским гражданином, вольноотпущенники, libertini, подвергавшиеся и в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах. (1) Свободнорожденные римские граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ins honorum).

Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: а) praenomen — имя в собственном смысле слово; б) nomen — наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо; в) указание имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи перестали созываться; д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей.

Таким образом, полное имя, например, Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) М f Corneliana (triba) Cicero (cognomen).

He имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла: дочь или жена такого-то.

В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из упомянутых выше ius conubii и ius commercii, в составе которого с некоторого времени стали особо выделять testamenti factio, право составлять и быть свидетелем при составлении завещания (testamenti factio activa) и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio passiva). (2) Граждане, принадлежавшие к числу вольноотпущенников, libertini, оставались в принципе навсегда носителями некоторой ограниченной правоспособности в сфере как публичных, так и частноправовых отношений. Прежнее рабское состояние словно налагало печать на правовую сферу человека и после вступления его в число свободных римских граждан.

В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н.э. утратили и ius suffragii, почему указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни ius honorum, ни права быть включаемыми, так же как и их дети , в число сенаторов.

В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, но в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным о том постановлением императора, restitutio natalium, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права или путем присвоения императором золотого перстня (ius aureorum).

В праве Юстиниана, когда политические права граждан давно уже утратили прежнее значение и содержание, ограничений политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохраняются, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещаются браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Кроме того, вольноотпущенник несет по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином — патроном — и его вольноотпущенником — клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.

Наконец, существуют еще две категории latini. Это лица, освобожденные из рабства господином-латином, а со времени закона Lex lunia Norbana (19 г. до н.э.) также и лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином и несколько ограничиваемые в правоспособности и после перехода их в число свободных людей.

Таким образом, правовое положение latini приобретается:

а) рождением, причем действует правило, однородное с установленным для приобретения рождением римского гражданства: ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;

б) присвоением правового положения латина актом государственной власти ;

в) добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

г) освобождением из рабства господином — латином или римлянином — при условиях, предусмотренных законом lunia Norbana.

110. Положение latini в публичном и в частном праве . Правовое положение latini не вполне одинаково в зависимости от того, принадлежат ли они к числу latini veteres, к числу latini coloniarii или latini luniani.

Вот почему претору пришлось разными правовыми способами обеспечить покрытие долгов capitie minutus"a. В случаях, когда capitis deminutio была следствием arrogatio, претор предоставлял кредиторам усыновленного actio de peculio против усыновителя, как если бы последний выделил имущество усыновленному в качестве пекулия. В остальных случаях capitis deminutio minima претор предоставлял кредиторам in integrum restitutio, в силу которой они были вправе предъявить иск к capite minutus, причем долги последнего, если он стал persona alieni iuris, должен был покрыть новый носитель власти над ним под страхом утраты его имущества. В случаях capitis deminutio media или maxima претор, не прибегая к in integrum restitutio, давал кредиторам иск против лица, к которому перешло имущество capite minutus"a, а если это лицо уклонялось от ответственности, разрешал арестовать и продать это имущество.

Существенные изменения были внесены уже не претором, а законодательством византийских императоров вследствие перехода на почве capitis deminutio, входивших в состав имущества capite minutus: ввиду того, что подвластные стали признаваться обладателями не только имуществ, входивших в состав peculium castrense и peculium quasi castrense, но и всех bona adventicia (п. 145), capitis deminutio minima перестала означать перемещение имущества: она лишь превращала имущество, принадлежавшее лицу sui iuris, в peculium castrense, peculium quasi castrense или в bona adventicia и.

наоборот, делала лицо alieni iuris неограниченным в правах обладателем только что перечисленных имуществ, на которые до capitis deminutio определенные права принадлежали носителю ceMeiinoii власти над capite minutus. Последствия capitis deminutio media остались неизменными.

Гражданская честь

Наряду с capitis deminutio римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими случаями такого ограничения правоспособности были: а) intestabilitas; б) infamia; в) turpitudo.

125. Intestabilitas . Intestabilitas поражала лицо, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок (mancipatio, nexum, testamentum per aes et libram — см. пп. 196, 457, 240), a затем отказывалось подтвердить совершение такой сделки или ее содержание. В более позднее время intestabilitas поражала также лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).

Она заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, права весьма важного в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. С постепенным исчезновением старых формальных сделок intestabilitas утратила свое значение.

126. Infamia . Infamia заключалась в том, что римские магистраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор был вправе вычеркнуть то или иное лицо из списка сенаторов, из всаднических центурий и т.п. Консул, руководя выборами в магистраты, мог отказать в выставлении кандидатуры лица, опорочившего себя, по мнению консула. Претор мог не допускать то или иное лицо к выступлению на суде. В то время как контроль цензоров и консулов отпал с падением республики , преторская infamia стала прочным институтом гражданского права . Она либо наступала непосредственно, infamia immediata, в связи с определенными обстоятельствами (удаление из состава легионов за недостойное поведение, двойное обручение и т.п.), либо являлась результатом обвинения лица в некоторых

Процессах, в которых обвинение показывало преступность или недобросовестность этого лица. Сюда относятся: iudicia publica no actio furti, vi bonorum raptorum, iniuriarum, doli, pro socio, tutelae, mandati, deposit!. Bee соответствующие иски назывались actiones famosae, a infamia была в этих случаях mediata. Как infamia immediata, так и infamia mediata влекла за собой лишение права выступать в суде в качестве представителя за других (procurator), а также права быть опекуном, быть избранным на общественные должности.

127. Turpitudo . Turpitude представляла собой умаление чести, связанное с занятием некоторыми профессиями, например актера и др., и влекла за собою также некоторые ограничения гражданской правоспособности.