Категория в3 в водительском удостоверении. Категории водительских прав. Обозначение «AS» в категории В1 водительских прав

Добрый день, вечер, утро, ночь (нужное подчеркнуть ). Практически каждый человек, даже далёкий от автомобилей, имеет представление о том, что такое водительское удостоверение. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Ведь в настоящее время только в России действует четыре типа водительских прав, причём последняя редакция ещё многим совсем незнакома. Поэтому сегодня я помогу вам разобраться среди многообразия видов основного документа водителя. Это Кулик Илья. Поехали!

Водительское удостоверение (В/У) – это документ, подтверждающий, что его владелец имеет право управлять транспортными средствами (ТС). В народе также часто говорят «водительские права», «права на машину», и просто «права».

Права согласно п. 2.1.1 ПДД должен иметь при себе во время управления ТС каждый водитель и предъявлять их сотрудникам автоинспекции по требованию.

Категории транспортных средств

Различных типов механических транспортных средств великое множество. И, разумеется, каждый из них имеет определённые нюансы в управлении. Поэтому для получения права управлять тем или иным типом ТС необходимо учиться в отдельности.

Но тем, кто овладел вождением и , и легковушек, и автобусов, и грузовиков, было бы весьма неудобно носить с собой несколько разных удостоверений, не так ли? Поэтому права одни, но они дают возможность водить транспорт только тех категорий, которые освоил их владелец.

Кроме того, стаж для каждой категории считается по отдельности начиная с даты сдачи соответствующего экзамена. Поэтому в В/У отмечается, какие именно машины может водить предъявитель документа, и когда он получил это право. Вся информация, касающаяся допуска к управлению различными типами ТС, отображается в таблице на оборотной стороне удостоверения водителя.

Какие бывают категории

Раньше деление выделяли 5 категорий: A, B, C, D, E. В 2011 году сделали 9: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.

В настоящее время в России установлено шестнадцать категорий и : , A1, B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, Tm, Tb. Для каждой группы ТС имеется своё схематичное изображение, помогающее не запутаться во всех этих буквах.

Типы водительских удостоверений в России

В настоящее время у водителей России можно встретить три типа водительских прав, все из них являются действующими:

  • Образец №1 – ламинированный бумажный документ размером 74×105 мм, их выдача прекращена в 2011 году, таким образом, после 2021 года они окончательно уйдут в прошлое;
  • Образец №2 – представляет из себя пластиковую карточку, 85×55 мм, выдача также прекращена в 2011 году;
  • Нового образца – имеют пластиковую основу, которая вклеивается между двумя бумажками, снаружи заламинированы. Размер – 85,6×54 мм. Выдача началась в 2011 году, в 2014 году документ несколько видоизменён в связи с введением новых категорий, то есть эта редакция документ имеет две разновидности. О последней из них я сейчас расскажу подробнее, так как в настоящее время выдаются только такие права.

Водительские права нового образца

Современное удостоверение водителя утверждено Приказом МВД №365 от 13.05.09. В 2011, 2014 и 2015 годах этот документ подвергался поправкам. Ключевое отличие водительских прав нового образца от предыдущих состоит в том, что они полностью соответствуют Венской конвенции 1968 года, что позволяет их обладателям управлять транспортом в странах, входящих в эту конвенцию без каких-либо .

Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант

Вся информация, содержащаяся в новых правах, присутствует и в старых, основная разница заключается в оформлении.

Внешний вид

Как уже я сказал, документ представляет собой заламинированную бумажную карточку с пластиковой основой. Цвет – голубой плавно переходящий в розовый, слева направо. На обороте – то же самое, только справа налево, имеется защитная фоновая сетка.

Помимо этого, для защиты от подделок применяется:

  • Микротекст ;
  • Скрытые изображения ;
  • Перемена цвета при изменении угла обзора;
  • Светящиеся в ультрафиолетовом излучении серия и номер;
  • Штрих-код с зашифрованной информацией.

Лицевая сторона

На лицевой стороне имеется надпись на русском «Водительское удостоверение» сиреневого цвета. Слева – фотография размером 21×30 мм, под неё выделен раздел 6. Фото изготавливается одновременно с В/У, поэтому заранее фотографироваться при получении прав теперь не надо.

Удостоверение, выдававшееся с 2011 по 2014 год. Основное отличие от последней редакции – в категориях

На фотографии человека изображают строго анфас, без головных уборов (исключение сделано для граждан, не снимающих головные уборы по религиозным причинам). Если водитель постоянно ходит в очках, допустимо сфотографироваться в них, если стёкла не тонированы.

Чуть выше фотографии – знак RUS – при вождении за рубежом это будет указанием на страну выдачи прав. В нижней части документа – стилизованное изображение уходящей вдаль автодороги.

Оборотная сторона

На оборотной стороне видное место (10×42мм) занимает штрих-код, он расположен слева, считается, что он находится в разделе 13. Снизу слева напечатаны , справа по нижнему краю – информация об изготовителе документа.

Оборотная сторона

Основное место занимает таблица, содержащая обозначения категорий транспортных средств, на управление которыми могут быть выданы права, с соответствующими отметками, показывающими конкретные разрешения.

Сведения

На современном удостоверении водителя графы не подписаны, вместо этого стоит только номер раздела. На лицевой стороне их одиннадцать. Всего – шестнадцать. Для удобства поиска, я свёл информацию в таблицу.

Номер раздела Содержание
Лицевая сторона
1 Имя
2 Фамилия, отчество (при наличии)
3 Дата и место рождения
4a Дата выдачи В/У
4b Срок окончания действия прав
4c Код, означающий подразделение ГИБДД, выдавшее документ (первые две цифры – регион, две вторые – номер подразделения)
5 Серия и номер В/У
6 Фотография
7 Личная подпись владельца (оригинал или копия)
8 Место проживания
9 Разрешённые категории
Оборотная сторона
10 (столбец таблицы) Дата открытия категории
11 (столбец таблицы) Дата окончания действия прав
12 (столбец таблицы) Ограничения для категорий
13 Штрих-код
14 Общие ограничения и дополнительная информация

Все записи делаются на русском языке и дублируются на латинице, по желанию получателя прав – в соответствии со сведениями из загранпаспорта. Шрифт дублирующего теста отличается от основного.

Особые отметки

В графе 12 могут ставиться такие обозначения:

  • AT – автоматическая трансмиссия , если владелец сдавал на права на машине с коробкой-автоматом;
  • MS – руль мотоциклетного типа , добавляется к «B1», если открыта «A», но нет «B»;
  • AS – автомобильный тип руля – применяется к «B1», если нет «A», но есть «B»;
  • ML – приписывается к « M » , при наличии медицинских ограничений для этой категории.
  • MC – только с ручным управлением разрешено вождение;
  • AT – если водителю можно ездить только на «автомате» по состоянию здоровья;
  • APS – допускается вождение только автомашин с акустической парковочной системой по медицинским показаниям;
  • GCL – требуются или контактные линзы для управления ТС;
  • HA / CF – необходим слуховой аппарат .

Международные права водителя

Некоторые автолюбители любят не ограничивать себя в свободе передвижения и при пребывании за границей, например, во время отдыха или в командировках. А кому-то приходится водить машины в других странах по долгу службы. Таким людям не обойтись без международного водительского удостоверения.

Международные права являются к , и недействительны без последних. Срок действия их – три года, но они также теряют силу и одновременно с российскими правами, на основании которых они были выданы.

Выглядят права как книжка A6 и содержат информации из национального удостоверения на основные иностранные языки. Учиться, сдавать экзамены и для получения международного удостоверения не требуется.

Когда нужно международное удостоверение водителя

Российские права нового образца позволяют обходиться в и . А вот если у вас пока старое удостоверение, то и в этих странах потребуется международные «корочки».

А в странах, входящих только в Женевскую конвенцию (кроме Японии, там, так же, как и во всех странах, не входящих в упомянутые конвенции, принимаются только свои удостоверения), международные права обязательны.

Временные права

В настоящее время такого документа, как временное разрешение на управление транспортным средством, не существует.

Ведь как было раньше? Времянки выдавали в двух случаях:

  • При совершении грубых правонарушений на дороге;
  • В случае утери оригинальных прав.

С 2013 года механизм наказания водителей при серьёзных нарушениях существенно изменился, и временные права больше не фигурируют в этом процессе. Первая причина выдачи исчезла.

Образец №2

Вторая тоже не заставила себя долго ждать. Обычные права теперь можно получить в отделении ГИБДД за несколько минут, поэтому смысл во времянке потерялся. И в соответствии с Приказом МВД №995, все документы, регулирующие выдачу временных прав, утратили свою силу с 1 сентября 2016 года.

Как получить водительское удостоверение

Права на автомобиль в России выдаёт Госавтоинспекция. Обязательным условием для допуска к управлению транспортными средствами является прохождение специального обучения в .

Но приобретение навыков и знаний, требующихся для водителей, которое обязательно закрепляется документом об окончании учебного учреждения это только полдела. Для получения прав на машину будущим водителям (или, выражаясь официальным языком, кандидатам в водители) необходимо взять особое – подтверждение того, что состояние здоровья позволяет гражданину быть водителем, а также сдать экзамены в ГИБДД:

  • Теоретический – тест на знание ПДД и некоторых других областей, которые могут потребоваться при вождении авто;
  • На площадке – показать базовое умение управлять мотоциклом или автомобилем;
  • В городе – продемонстрировать вождение в условиях реального трафика.

После успешного прохождения всех этапов, новоиспечённый водитель получает водительское удостоверение, подтверждающее его право на управление тем или иным видом транспортных средств.

Со скольких лет выдают права

Управление транспортным средством не только довольно сложное, но и ответственное дело, особенно когда оно связано с перевозкой пассажиров. Поэтому для желающих стать водителями установлены определённые ограничения, минимальный уровень. Права выдадут лицам, имеющим:

  • полных 16 лет – только на категории «M» и «A1»;
  • 18 лет – на транспортные средства «A», «B», «B1», «С», «С1»;
  • 21 год – на «D», «D1», «Tm» и «Tb»;
  • стаж не менее года на соответствующем виде транспорта – для открытия категорий с буквой «E» (например, только после года вождения на «B» можно получить «BE»).

Сдать экзамены на «B» и «С» можно и в 17 лет, но В/У выдадут только после наступления совершеннолетия. Служащие в армии могут сдать экзамен на «D» и «D1» и после 19 лет. Однако права, выданные им в 21 год, будут действовать только в отношении транспортных средств, принадлежащим Вооружённым Силам.

Замена удостоверения водителя

Водительские права имеют ограниченный срок действия – 10 лет с момента выдачи. Причём по истечении этого периода не только теряет силу документ, но и утрачивается право управлять транспортными средствами.

Поэтому каждые 10 лет потребуется обновлять водительские «корочки». К счастью, повторно учиться или сдавать экзамены не нужно. А вот пройти врачей и получить медсправку необходимо.

Образец №1

Основной документ водителя может заменяться и по многим другим причинам: при , краже, прихождении в негодность, из-за изменения фамилии владельца, и даже просто по его собственному желанию. Во всех этих случаях потребуется обращение в Автоинспекцию. Из бумаг обязателен фактически только паспорт.

Но при этом дата окончания действия у новых прав останется такой же, какая была и у заменяемого документа. Впрочем, сделать так, чтобы у нового В/У снова был 10-летний срок «годности», легко, достаточно пройти и предоставить справку установленного образца.

А также заменить права потребуется, если водитель получит право управлять транспортными средствами новых категорий или у него обнаружатся медицинские противопоказания к вождению каких-либо типов ТС.

Проверка водительских удостоверений онлайн

В некоторых случаях бывает необходимо убедиться в подлинности прав на машину, в том, что у их владельца действительно есть разрешение управлять автотранспортом.

Сделать это просто. На официальном сайте ГИБДД работает онлайн-сервис , при помощи которого можно всегда проверить актуальность любых автомобильных прав, в том числе с точки зрения . Информация берётся из баз данных ГАИ, поэтому результат будет точно такой, какой видят инспекторы. Для проверки необходимо знать только номер удостоверения и дату его выдачи.

Подведём итоги

  • Водительские права – основной документ водителя;
  • Госавтоинспекция допускает к вождению и выдаёт В/У;
  • 10 лет – срок действия документа;
  • Права автомобилиста разрешают управлять только указанным в них видом транспорта;
  • Удостоверения нового образца соответствуют европейским нормам и принимаются во многих странах.

Заключение

Уверен, вы даже представить не можете, какие вопросы иногда задают автоинспекторам через онлайн-сервис на сайте ГИБДД. Хотите узнать? Тогда смотрите видео!

На этом всё. Делитесь прочитанным с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на рассылку, если ещё не сделали этого. До новых встреч совсем скоро!

П.С.: На изображениях в статье – Alfa Romeo 147. drive2.ru/r/alfaromeo/832462 – отсюда взял фотографии.

Водительские права – это документ, позволяющий водить транспортное средство той или иной категории. 3 года назад были приняты ряд изменений в профильном законодательстве, которые отобразились в водительском удостоверении. Появление новых данных, дополнительных граф и пометок в правах несколько смутили тех, водителей, которые обратились в ГИБДД за заменой документа. У новоиспеченных участников дорожного движения удостоверение не вызвало никаких вопросов, так как разъяснения были ими получены в классах автошколы.

Приобрели, прежде всего, ряд категорий и подкатегорий, которые ранее не использовались. Эти новшества в своих правах увидели водители, получавшие документ после 1 апреля 2014 года. Современный перечень выглядит таким образом:

  • категория «А» дает право управлять мотоциклами;
  • наличие категории А1 несколько ограничивает возможности водителя, и позволяет ездить только на легких мотоциклах;
  • обладателю категории «В» позволяется управлять легковыми авто или грузовыми моделями до 3,5 тонн;
  • получив отметку «ВЕ», можно ездить на легковых авто с прицепами;
  • наличие категории В1 дает право управлять трициклами и квадрициклами;
  • права категории «С» позволяют управлять грузовыми машинами, от 3,5 тонн;
  • наличие документа с «СЕ» значит, что водитель может сесть за руль грузовика с прицепом;
  • водительское удостоверение категории «С1» несколько ограничивает возможности, и позволяет управлять средними грузовыми авто от 3,5 до 7,5 тонн;
  • «С1Е» – категория водителей легких грузовиков с прицепами;
  • водительские права категории «D» позволяют управлять автобусами;
  • отметка «DE» означает, что можно водить автобус с прицепом;
  • «D1» является новой подкатегорией, и позволяет управлять небольшими автобусами;
  • если в ваших правах стоит отметка «D1E», это значит, что небольшими автобусами с прицепом вы управляете на законных основаниях;
  • категория «М» является новой, и присваивается тем, кто хочет сесть за руль мопеда;
  • водители трамваев получают категорию «Tm»;
  • для управления троллейбусом необходимо получить права категории «Tb».

Подобные изменения несколько усложнили жизнь тем, кто уже давно проходил обучение. Только внимательное изучение документа и поиск информации о полученной новой категории позволяет избежать проблем с сотрудниками ГИБДД.

Получение водительского удостоверения «В1»

Для получения водительского удостоверения категории «В1» необходимо пройти обучение в автошколе, достичь 18-летнего возраста, пройти медицинское освидетельствование и сдать экзамен в ГИБДД.

Следует отметить, что учиться будущий водитель может отправиться и в 17 лет, но официальный документ будет выдан только после наступления совершеннолетия.

В соответствии с действующим законодательством, права любых категорий выдаются сроком на 10 лет. По истечению этого периода необходимо обратиться в отделение ГИБДД для осуществления замены.

Возможности водителя, получившего категорию «B1»

Появление таких новых видов транспорта, как трициклы и квадрициклы, заставило задуматься о том, как узаконить их управление. Техника существенно отличается от привычных для многих мотоциклов, поэтому документ с категорией «А» здесь будет неуместным.

Данные транспортные средства стали активно использоваться молодыми людьми. Этот факт серьезно усложнил жизнь участникам дорожного движения, так как получалось, что на улицы страны выехали тысячи молодых людей, не прошедших специальную подготовку.

Данные транспортные средства по своим техническим характеристикам достаточно близки к автомобилям, поэтому было принято решение ввести категорию «B1».

Удостоверение с таким обозначением имеют право получить граждане, достигшие совершеннолетия, прошедшие подготовку и подтвердившие медицинской справкой установленного образца право садиться за руль.

Получив водительские права категории «Б», можно управлять:

  1. трициклами с объемом рабочего агрегата более 50 кубических сантиметров, которые могут развивать скорость более чем 50 км/час;
  2. легкими квадрициклами, массой не более 350 кг, и скоростью до 50 км/час;
  3. квадрициклами, весом до 400 кг и силовым агрегатом, мощностью до 15 кВт или грузовыми моделями, имеющими вес до 550 килограмм.

Данное нововведение существенно сократило количество аварийных ситуаций на дорогах, так как число водителей, не имеющих водительские права на подобные транспортные средства, практически приравнялось к «нулю».

Специальные отметки

Участники дорожного движения, которым присвоена категория «В1» обращают внимание на наличие дополнительных отметок в пункте 12 документа. Это может быть буквенное обозначение «AS», «MS» или «ML». Если вы участник дорожного движения, которому присвоена категория водительских прав «В1», что это может обозначать необходимо знать.

Буквенное обозначение «AS» напротив отметки «В1» ставится только в том случае, если водителю присвоена категория «А» или «Б». При наличии обеих, пометка «AS» не используется.

Аббревиатура имеет расшифровку. В английском варианте это звучит как Automotive Steering, что в переводе обозначает «автомобильный тип управления». Таким образом, можно сделать вывод о том, что отметка «AS» в водительском удостоверении означает, что его обладатель может управлять техникой дозволенного вида с автомобильным типом руля и посадки.

В некоторых правах нового типа возле категории «Б1» можно найти буквенное обозначение «MS». Расшифровывается оно как Motorcycle Steering. Если аббревиатура присутствуют в вашем документе, то необходимо знать, что такое обозначение ставится в том случае, когда водитель допущен к управлению квадрициклами, трициклами или мотоциклами с мотоциклетным типом посадки и руля.

Что касается аббревиатуры «ML», то она обозначает, что участник дорожного движения имеет некоторые медицинские ограничения.

Ответственность за отсутствие необходимой отметки в документе

Если права выдаются впервые, вопросов относительно пометок не возникает. Новоиспеченный участник дорожного движения получает все необходимые разъяснения во время прохождения обучения.

Сложности могут возникнуть у тех, кто обратился за заменой удостоверения, у которого истек срок действия или за выдачей дубликата утерянного документа. Получив документ нового образца с множеством непонятных обозначений, многие не обращают на них внимание. Подобная халатность расценивается как административное правонарушение и может иметь не очень приятные последствия. Сев за руль транспортного средства, на которое не распространяется их категория, автолюбители имеют все шансы заплатить достаточно большой штраф.

Инспектор ГИБДД, выявивший подобное административное нарушение, имеет право выписать нарушителю штраф в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей, в зависимости от сложности ситуации, так как подобное действие приравнивается к езде без прав. Транспортное средство могут доставить на штрафплощадку. В этом случае нарушителю придется запалить за услуги эвакуатора, и оплатить каждый день пребывания техники на территории ГИБДД.

Практика показывает, что введение категории «В1» серьезно дисциплинировало водителей. Многие обеспеченные родители расценивали трициклы и квадрициклы, как игрушку для своих подросших чад. Подобное отношение нередко приводило к серьезным последствиям, когда страдал не только горе-водитель, но и другие частники дорожного движения, в том числе и пешеходы.

Теперь наличие возрастного ограничения и обязательного прохождения обучения в автошколе позволило стабилизировать ситуацию. Серьезно повлияло поведение владельцев этого типа техники и введение штрафных санкций. Этот факт подтверждают ежедневные сводки с автомобильных дорог страны.

Перед тем, как проходить обучение вождению в автошколе, будущий автомобилист решает, какая категория прав ему нужна. Еще недавно было всего пять категорий, но недавно ввели дополнительные, так что на данный момент всего их 12 штук, которые дают право на управление разными видами транспорта.

Действующие категории ВУ

Категория А

К «A» относятся различные мотоциклы, мотороллеры, а также все другие, так называемые, мототранспортные средства.

Категория B

Категория C

«C» — это автомобили, чья масса превышает 3,5 тонн, но за исключением транспорта, который относится уже к категории «D».

Категория D

К «D» относятся автомобили для перевозки пассажиров, то есть число мест в них больше восьми.

Категория E

Категории Е (это BE, далее идет CE, а также DE) — это авто с прицепом, чья масса более 750 кг.

Новые подкатегории водительских прав

Как известно, недавно в сфере образования для водителей произошли некоторые изменения, и в законодательство были внесены поправки.

Подкатегория А1

Так, подкатегория «А1» подразумевает управление мотоциклом, рабочий объем мотора которого составляет 125 см 3 , максимум. А вот максимальная мощность мотоцикла , попадающего под «А1» не должна превышать 11 кВ.

Подкатегория В1

К данной категории специалисты решили отнести квадрициклы и трициклы. Не нужно путать эти два понятия. Легкие квадрициклы — это четырехколесные ТС, чья масса не превышает в ненагруженном состоянии 3,5 тонны (масса берется без учета веса аккумулятора), и чья максимальная скорость, предусмотренная предприятием-изготовителем не выше 50 км/ч.

Для ТС, предназначенного для грузоперевозок, данная цифра составляет 5,5 тонн. Здесь опять же не берется в расчет масса аккумулятора , если транспортное средство является электрическим. Что касается максимальной мощности двигателя, то она не должна быть выше 15 кВт.

Трицикл, как видно из названия, представляет собой трехколесное ТС, где колеса симметричны по отношению к продольной средней плоскости ТС. У трициклов рабочий объем мотора (если он относится к двигателям внутреннего сгорания) больше 50 см 3 , а максимально возможная скорость, предусмотренная конструкцией (при любом типе двигателя), выше 50 км в час.

Что касается мопедов, то это ТС с двумя (реже с тремя колесами). В последнем случае колеса могут располагаться в любом порядке. Максимальная скорость мопеда не должна быть выше 50 км в час.

Категория С1

Подкатегория «С1» включает в себя автомобили с массой 3,5-7,5 (это максимум) тонн. Это легкие грузовики, а также автомобили с легким прицепом (опять же до 7,5 т.). Если у водителя уже открыта категория «С», то ему разрешено управлять транспортом из подкатегории «С1».

Есть также «С1Е», куда относятся автомобили из «С1», но с прицепом, где масса выше 7,5 т.

Однако здесь стоит напомнить, что масса такого состава в целом не может быть выше 12 тысяч килограмм.

Категория D и ее производные

К этой категории относят автомобили, которые предназначены для пассажиро-перевозок, где 8 и более сидячих мест (кроме водительского). Сюда же входят транспортные средства с прицепом, чья масса, как было сказано выше, не более 750 кг.

Имея категорию «D», вы сможете водить автобусы, неважно сколько они будут весить, а также же автобусы с прицепом (до 750 кг). Если прицеп весит больше, или если это сочлененный автобус, то потребуется ВУ с категорией «DE».

Напомним, что здесь речь идет о сидячих местах. Прицеп до 750 кг также допустим.

«D1E» — для более тяжелых и больших прицепов, причем ТС в этом случае не предназначено для перевозки людей. Максимальная масса транспортного средства не должна превышать 12 тысяч килограмм.

Получение прав

Чтобы получить ВУ с любой категорией, нужно не только пройти полный курс обучения (теория и практика) в специализированной автошколе (самоподготовка сейчас запрещена), но и сдать определенные экзамены в ГИБДД , тем самым подтвердив наличие знаний и навыков вождения. Единственное транспортное средство, для управления которого, получать права не нужно, это велосипед. Но знать ПДД все равно нужно, так как велосипед приравнивается к обычному ТС. А вот двигаться по дорогам на нем разрешено только с 14 лет. Велосипедистам младше можно ездить по тротуарам и специальным дорожкам.

Недавно стало возможным при обучении выбирать трансмиссию: автоматическую или механическую . Если вы обучились на «механике», то ездить сможете на любой коробке передач.

Но если в автошколе вы выбрали «автомат», то МКПП управлять не получится. Это запрещено, причем в правах будет стоять соответствующая отметка.

Водительское удостоверение, как и раньше, выдается на 10 лет. Лицам, которые живут на территории России и не имеют иностранных прав, российское ВУ выдается на период действия регистрации этих граждан в нашей стране.

Право на управление

К экзаменам допускаются лица с

Мопедами и легкими квадрициклами

Не моложе 16 лет

Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами

Не моложе 18 лет

Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт

Не моложе 16 лет

Автомобилями (за исключением транспортных средств категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов

Не моложе 18 лет

Трициклами и квадрициклами

Не моложе 18 лет

Автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов

Не моложе 19 лет

19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории "В" не менее 12 месяцев

Автомобилями, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории "С", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов

Не моложе 18 лет

Автомобилями, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории "С1", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов

Не моложе 18 лет

Автомобилями подкатегории "С1", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов

Не моложе 19 лет

19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории "С" или "С1" не менее 12 месяцев

Не моложе 19 лет

19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории "С" не менее 12 месяцев

Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории "D", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов

Не моложе 21 лет

Не моложе 22 лет

22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории "D" не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств ВС РФ)

Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории "D1", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов

Не моложе 21 лет

Автомобилями подкатегории "D1", сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов

Не моложе 22 лет

22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории "D" или "D1" не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств ВС РФ)

Трамваями

Не моложе 21 лет

Троллейбусами

Не моложе 21 лет

Видеоматериал о том, какие новые категории недавно появились:

Ездите вежливо и аккуратно!

В статье использовано изображение с сайта daeshprava.ru

Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.

По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.

Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.

Категории В и В1

Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.

В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.

Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.

Квадрициклы и трициклы

Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:

  • нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
  • мощность двигателя до 15 кВ.

Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.

Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.

Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.

Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.

Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.

Права для управления квадроциклами

Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.

В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.

Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.

Образцы выдаваемых на сегодняшний день водительских прав поражают обилием новых категорий. Разобраться в их значении, часто, не под силу даже опытному автолюбителю. Помимо привычных – B, C, и D, появились другие буквы, обозначающие разрешение на управление определёнными видами транспортных средств.

Так, например, в 2013 году, было принято решение о введении категории М. Новая строка в удостоверении, указывает на то, что, обладатель прав с открытой данной категорией может по достижении 16 лет, управлять мопедом с объёмом двигателя до 50 куб. см, а также легким квадроциклом.

Чтобы получить заветный документ с такой отметкой, нужно обязательно пройти обучение в автошколе, и сдать официальные экзамены инспектору ГИБДД. Только вышеперечисленные процедуры, открывают свободное перемещение на скутерах по городским улицам, и не приведут к наложению штрафных санкций, и изъятию транспортного средства дорожным инспектором.

Основной базой для ужесточения закона и обязательного получения водительских прав, послужили постоянные нарушения ПДД и многочисленные аварийные ситуации, которые создавались несовершеннолетними нарушителями. Удешевление и доступность бюджетной мототехники, повлияла на то, что, в распоряжении неопытных людей оказалось огромное количество небольших мопедов и компактных мини вездеходов. Не имея достаточных навыков управления, они повсеместно разъезжали по всем автомагистралям подвергая опасности жизнь всех участников дорожного движения.

Не было никакой возможности призвать к ответственности нерадивых водителей, устраивавших гонки на общественных трассах. Нововведение позволило ужесточить контроль за безопасным движением, и сохранило тысячи молодых судеб. Теперь каждый водитель небольшого мопеда, должен в обязательном порядке иметь водительские права с категорией М, и обязан предоставить их к проверке, по первому требованию проверяющих органов.

В чем разница между категорией М и А, А1

  • Категория А1. Позволяет управлять лёгким мотоциклом, с двигателем от 125 кубов. Открывается для водителей достигших шестнадцатилетнего возраста.
  • Категория А. Распространяется на классические мотоциклы с объёмом двигателя от 125 кубических сантиметров, которые могут доукомплектовываться боковой коляской. Удостоверение данного образца можно получить только после достижения 18-ти лет.

Очевидно, что новая графа заняла пустующую нишу, которая до недавнего времени не учитывалась. Как показала практика, усовершенствование технического прогресса и новые модели современной мототехники, не оставили выбора законодательным органам. Легкие скутеры, развивающие скорость до 80 километров в час, стали полноправными участниками дорожного движения, и потребовали соблюдения всех необходимых формальностей, которые давно уже приняты за образец в других странах.

Как получить права категории М

Наличие водительских прав с открытой более высокой категорией, не требует повторной сдачи экзаменов. Знание ПДД, и подтверждённое умение управлять обычным мотоциклом, подразумевает то, что, опытный водитель имеет достаточно практических навыков.

Неопытных владельцев легкой мототехники, которые желают свободно передвигаться по любым дорогам ждут следующие процедуры:

  • Запись в автошколу.
  • Прохождение обучения, включающего в себя теорию и практические уроки вождения от инструктора.
  • Сдача внутренних экзаменов.
  • Сдача экзаменов в МРЭО, и получение водительского удостоверения.

Только после этого можно будет управлять мопедом и квадроциклом на законных основаниях, не привлекая к себе внимания проверяющих инстанций. Время обязательного курса обучения составляет один, два месяца. Стоимость услуги варьируется каждым учебным учреждением индивидуально.