Какие казни есть в америке. Будет ли вновь в россии применяться смертная казнь. Виды смертной казни

Рационально-логический аспект проблемы смерти рассматривался в средневековой философско-теологической литературе не менее, чем ее мистический аспект. Сократ, который был моральным авторитетом и в средние века, полагал, что не нужно бояться смерти, так как это означало бы “приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает, ни что такое смерть, ни даже того, не есть ли она величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она - величайшее из зол” . Это значит, по Сократу, что, во-первых, нельзя бояться не-знания, во-вторых же - и это самое главное, - что вопрос может разрешаться только философски. Это дело философии, обращаясь к началам, встать на грань бытия и ничто. Это вообще проблема познания. Более того - нравственного познания, поскольку речь идет о понимании смерти как блага или зла.

Но именно под знаком стремления к Высшему благу (Богу) осуществлялась жизнь средневекового человека, оплодотворенного идеей спасения, воздаяния за заслуги. Идея смерти здесь включает в себя не только и не столько прекращение чисто физического существования. Она предполагает добрую плоть, которая не может быть полностью уничтожена. Тертуллиан писал, что Бог, собственноручно создав человека, оказал плоти божественную честь . Григорий Нисский полагает, что “наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной деятельности, устроив, чтобы и по душевным преимуществам, и даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования” . Именно потому Августин критикует Платона и неоплатоников, допускавших переселение душ в разные тела. “Чтобы быть последовательными, они, - продолжает Августин, - должны сказать, что эти боги, которых они заставляют нас почитать за родителей и творцов, суть не что иное, как устроители наших оков и тюрем, и не создают нас, а заключают в самые трудные работные дома и налагают на нас самые тяжелые кандалы”. В этом состоит одно из основных, по Августину, заблуждений Платона, одновременно считавшего, и что “жизнь в этом теле дается только для того, чтобы нести наказания”, а такую жизнь вряд ли можно назвать совершенной, и что этот мир был “прекраснейшим и самым лучшим”, “поскольку наполнен всякого рода существами, то есть бессмертными и смертными” .

Итак, плоть в силу оказанной ей божественной чести должна быть любовно охраняемой, как и душа. О них, то есть овсем существе человека, надо заботиться во имя истинной благости самого этого существа. Ибо смерть есть наказание за первородный грех, определяемый как нарушение долга повиновения.Смерть как уничтожение - это и есть смерть, представленная атеологическим умом. Августин предрек наше нынешнее состояние в начале V в. Это “смерть души и тела, то есть смерть всего человека, бывает тогда, когда оставляет тело душа, оставленная Богом. Ибо в таком случае ни она не живет Богом, ни тело не живет ею” [там же, с. 288].

Представление о бессмертии души Августин полагает иносказанием, ибо Бог - не душа, как полагали платоники, а “податель души”. “Она потому называется бессмертною, что не перестает в известном виде и в некоторой степени жить и чувствовать; тело же называется смертным потому, что может вполне лишиться жизни и совершенно не в состоянии жить само собою” [там же]. Августин различает первую и вторую смерть: первая - это разделение соединенных природ - Бога и души или души и тела, эта смерть добра для добрых и зла для злых; вторая - оставление всего человека Богом - “ни для кого не бывает доброю, так как никто из добрых не подвергается ей” [там же, с. 289]. Но то, разумеется, участьнейтрального атеологического человека, ибо зло - всего лишь нехватка блага.

Вот вопрос, который задает Августин: смерти подверглись люди, совершившие первородный грех, то есть не добрые люди; добрые же вообще не должны быть подвержены смерти; каким же образом смерть их все-таки настигает, пусть и первая? Августин разрешает его, вводя различие между творением и рождением. Сотворенное приобретает нечто, рожденное наследует его. Потому сотворенное имеет лучшую природу, нежели рожденное. Грех праотцев изменил природу к худшему, так что то, что для сотворенных было наказанием, для рожденных стало следствием. “Человек от человека не так происходит, как произошелчеловек из праха. Прах былвеществом для создания человека, а человек, рождая, бываетотцом для человека. Тело не то же, что земля... а человек как бывает отцом человеков, так бывает и потомком, человеком же” [там же, с. 290].Речь здесь идет о разных природах первых, сотворенных, людей и последующих, рожденных, наследующих не сотворенную, а претворенную грехом природу, то, “чем человек сделался”, но сохранивших возможность вернуться в старую природу. Это соответственно изменило самую логическую формулу праведной жизни. “Тогда было сказано человеку: Умрешь,если согрешишь... теперь же говорится мученику: Умирай, чтобы не согрешить. Тогда было сказано:Если вы преступите заповедь, то смертию умрете; теперь говорится:Если откажетесь от смерти, то преступите заповедь”, ибо “тогда смерть была приобретена посредством греха, а теперь посредством смерти совершается правда” [там же, с. 292].Смерть оказалась моментом преображения, с одной стороны, ведшей к порче природы, с другой - возвращением к благу и истине, или к безгрешной жизни. В обоих случаях она была пороговым состоянием, менявшим логику и, в соответствии со сменой логических посылок, структуру бытия человеком.

Когда (чаще всего) полагают, что в Средневековье продолжается - вслед за Античностью - родо-видовой анализ сущего, то это рассуждение Августина как бы выносят за скобки (если вообще знают его). Античная мысль устами Аристотеля утверждала: сколькими способами сказывается вещь, столькими она и существует, то есть ее сущность тождественна существованию. Это значит, что количество сущностей тождественно количеству существований. Более того, философию эту интересовали сущности в силу их вечности, смертью она не интересовалась, потому что в любом сложном сущем, состоящем из души и тела, интерес вызывал вечный элемент, то есть общий всем вещам, не находящийся в конкретной вещи. Любое “что” потому существовало как инобытие другого “что”, потому проблема “чтойности” - едва ли центральная проблема такой философии.

В Средневековье же полагалось, что созданная по слову вещь существует тем способом, каким она создана, то есть одним-единственным способом: сказал Бог и сделал, потому центральной проблемой было существование конкретной вещи. Но знание о ней человек добывает сам, и именует ее сам. “Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (Бытие: 2, 19). Познавательный акцент сместился с природы познаваемого на природу познающего, что впоследствии прямо выразит Боэций, назвавший прежний акцент “неверным мнением” . Человек осмысливает и эту вещь, и самого себя, именно он формирует сущность, которая тем самым никогда не тождественна существованию, потому что сущность я могу изменить: был безгрешным - стал грешным, был бессмертным - стал смертным, но, являясь смертным, я обладаю возможностью снова через смерть стать бессмертным, “смертию смерть поправ”. Именно о том будет рассуждать Боэций, анализируя личность Христа. Потому, хотя для средневекового философа анализ родо-видовых связей был наиважнейшим, но его цель была другая: она состояла не в выяснении того, каким образом определяется субъект всеобщей, “второй сущностью”, не находящейся в подлежащем, а в выяснениивозможности среди родо-видовых связей обнаружить такие, какие будут способствовать преодолению этих связей, одиночному выходу к нетварному бытию, где я, один-единственный на всем белом свете, буду с ним один на один, выстрадав эту свою уникальность, ибо родом спастись нельзя. Поэтому наряду с вопросом, что есть вещь, стоял, может быть, гораздо более насущный: каким образом она есть?

Смерть - это такой грех-порог, сила которого породила закон. Власть закона препятствует совершению преступления, сопротивляется ему так же, как преступник сопротивляется власти. Сопротивляемость лежит в основе нравственного закона, что противоречит какой бы то ни было нейтрализационной установке, ибо сопротивление материала - это первое, с чем сталкивается любой творец чего бы то ни было. Можно сказать, что сопротивление материала лежит в основании любой деятельности, а соответственно в основании любой деятельности лежит ее смертность.

Вопрос в том и состоит, где лежит эта смертность. Ведь если есть смерть, о какой деятельности можно говорить? Если ее нет, есть ли вообще жизнь? Для Августина ответ на этот вопрос является самоочевидным. Подателем жизни может быть только тот, кто сам жив и сам есть жизнь. Более того, тот, кто жив, тождественен мысли и благу - все вместе есть то, что называется существованием. Когда о человеке говорят, что он жив, термин “жизнь” к нему применяется на основании переноса. Живущий - это статус человека. Поэтому когда Августин употребляет выражение “жизнь души после смерти”, это не ошибка, тем более не платонизм, а именно отсылка к тому, что только и является жизнью, не прекращающейся с окончанием жизни человека. Вопрос, а есть ли смерть, при таком понимании жизни вовсе не кажется праздным, хотя практически все знают, что она есть. Августин полагает, что дело может разрешиться, если обратиться к анализу языка, неразрывно связанного с идеей времени и точно выражающего “смертные” состояния. Если момент разлуки души с телом происходит после смерти, то это уже не смерть, “а действительная жизнь души после смерти”. А если “еще не” смерть, то разлуки нет. Более того, смерть, следовательно, важно сделать акцией: переживания смерти нельзя передать; здесь нужно обратиться к другому, который описывает смерть, не пережив ее.

У Августина при определении этого предмета большую роль играют предлоги: “в”, “перед”, “до”, “после”, “по”. Непосредственно смертная ситуация выражена предлогом “в”, но именно он оказывается менее всего затребованным, потому что момент нахождения “в” смерти не фиксируется. Если человек еще живет, то он находится не “в”, а “до” смерти, если перестает жить, то находится уже “по” смерти. Первого можно назвать “умирающим” (причастием настоящего времени), второго - умершим (причастием прошедшего времени). Отсюда следует парадоксальный вывод: умирающим может быть только живущий, мало того, живущий есть синоним умирающего, ибо любой живущий есть всего лишь причастный жизни, есть изначально умирающий.

Из этого выводится несколько следствий.

Первое. Жизнь человека это путь к смерти, к которой все вынуждены равно приближаться. Само время есть то, что переживается. “Переживаемое время отнимается от времени жизни, и с каждым днем его остается все менее и менее; так что время этой жизни есть вообще не что иное, как путь к смерти”. Время кратковременной жизни равно времени долговременной жизни, и то, и другое есть время, и оно описывается как уменьшение жизни человека до момента причастия его блаженной жизни или уничтожения, где уже нет ни смерти, ни времени. Разность коренится в количестве пути, которую прошел тот или иной человек. Быть “в” смерти означает, по Августину, быть “в” пути; быть “в” жизни значит вместе быть и “в” смерти.То, чего человек боится, есть сама жизнь, и страх смерти есть страх жизни.

Второе. Определение человека как одновременно живущего и умирающего, по Августину, может показаться (живущим в логической системе Аристотеля) “слишком странным”, это значило бы представить его “одновременно бодрствующим и спящим”. Августин хорошо знал Аристотеля и соответственно закон противоречия, суть которого в том, что ничто в одно и то же время и в одном и том же отношении не может иметь противоречащие качества. Вещь, по Аристотелю, совмещающая в себе такие качества одновременно, невозможна. Августину же важно показать странность и возможность такого совмещения, что и составляет парадоксальность самого существа, носящего имя “человек”. То, что момент смерти теряется в промежутке между жизнью до смерти и жизнью по смерти, как теряется момент настоящего времени в ходе всего времени, может привести “к отрицанию самой телесной смерти” в полном соответствии с античной идеей круговращения времен, переселения душ и вечности мира и в соответствии с атеологическими (нейтрализаторскими) убеждениями наших современников. “Ибо если она есть, то когда бывает она, - она, которая ни в ком и в которой никто не может быть?” [там же, с. 301].

Сами такие рассуждения он называет “пустыми словами”, ибо если нет смерти, то нет ни “до”, ни “по” смерти. Его собственная мысль, как в свое время мысль Тертуллиана, призывает нас вновь обратиться к речи, которая, собственно, всегда “обыденна”. Итак, если держаться “обычного способа выражения”, то правильно сказать и “до”, и “по” смерти, как не менее правильно употреблять и настоящее время, то есть “в” смерти. Ибо, как полагает Августин, выражать настоящеевремя это свойство языка, соответственно свойством языка является и выражать смерть, именно смерть как таковую. Обычно с настоящим временем связывается идея вечности, но не для христиански организованного ума, где с идеей вечности связывается никоим образом не время, а истинная, нетварная жизнь, в интенции которой заложен творческий потенциал, то есть постоянная способность созиданиядругих , отличных от нее природ, соответственно обладающих как началом, так и концом. Для христиански организованного ума настоящее время есть именно время, находящееся между окончанием бренной жизни и началом новой, бессмертной, называемой воскресением. Это промежуточное состояние и есть смерть. Парадокс именования умирающего живущим усиливается именованием умершего, то есть находящегося “после” смерти, находящимся “в” смерти. Он усиливается тем, что для такого состояния (нахождения “в” смерти) словно бы нет имени. Любое имя употребляется в качестве сравнения (оно - “как бы”, “как если бы”. Оно - не прямое имя, а переносное. “Ибо до воскресения они (умершие) справедливо называются находящимися в смерти,подобно тому, как каждый называется находящимся во сне, прежде, нежели он пробудится. Но хотя находящихся во сне мы называем спящими (причастие настоящего времени. - С.Н. ), однако мы не можемподобным образом называть умирающими уже умерших” [там же, с. 302].

Я выделила в приведенном фрагменте слова, указывающие на сравнение, чтобы показать, что язык зафиксировал не только промежуток времени, который только и может быть назван смертью, но и промежуток времени, когда происходит претворение самого языка. Промежуток времени, называемый смертью, не допускает глагольных выражений, чем является причастие (настоящего или прошедшего времени - безразлично), ибо в этом промежутке уже действует другое “настоящее”. Если там (в до- или предсмертном существовании) настоящее свидетельствовало о времени, то здесь (в смертном - переходном от временной жизни к жизни вечной через воскресение - существовании) оно - свидетельство уже или этой самой вечности, или полного уничтожения, когда не имеет значения ни время, ни вечность. И именно этот парадокс, как отмечает Августин, выражен в латинском языке: от глагола moriri (умирать) нельзя произвести причастия прошедшего времени, как от oriri (ortus), а соответственно прошедшего времени глагола. В качестве прошедшего времени употребляется “обыкновенно” mortuus est, хотя на деле это переносное выражение, ибо mortuus (с удвоенным “u”) употребляется так же, как fatuus (сумасбродный) или arduus (крутой). Но эти слова - “не суть глаголы прошедшего времени, а склоняются (в древности склонением называлось любое изменение любых слов. - С.Н. ) без времени, потому что это - имена” [там же, с. 303], потому что имя, еще по Аристотелю, - это устойчивое звукосочетание с условленным значением безотносительно ко времени . Именно это, как полагает Августин, обнаруживает и правоту упомянутых парадоксов, произошедших оттого, что смерть является промежутком между двумя видами жизни, промежутком, необходимым для претворения (в новую жизнь или в “ничто”). Это делает смерть хотя и познаваемо непознаваемой, так как никто не знает меры своих грехов, но во всяком случае рационально обоснованной. В отличие от некоторых современных “промежуточных” идей, представляющих интервал тем, что “дает место, но не порождает” , интервал у Августина есть именно то, что порождает - собственную новую жизнь или самоуничтожение. Ибо смерть - не закон природы, которая обладает возможностью быть бессмертной (и современные успехи медицины, биологии, генной инженерии лишь подтверждают это, и потому подлежат осмыслению), а порча природы, которая также обладает способностью быть испорченной.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Истина и благо: универсальное и сингулярное

Российская академия наук институт философии.. истина и благо универсальное и сингулярное..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответственный редактор
доктор филос. наук А.П.Огурцов Рецензенты кандидат физ.-мат. наук И.И.Ашмарин доктор филос. наук В.М.Розин

Универсальное и сингулярное
Утверждено к печати Ученым советом Института философии РАН В авторской редакции Художник В.К.Кузнецов Технический

Благовест истины
Ф.Н.Блюхер. Экология между этикой и наукой.............. 98 С.С.Неретина. Августин: значение и понимание........... 103 А.В.Басос

Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы
Проблема существования определенным человеком в наше время является едва ли не центральной проблемой: редкая газета не говорит о глобальных, местных, долговременных или кратковременных катастрофах

Этический нейтралитет
Cовременное состояние можно сопоставить с состоянием гностицизма, пытавшегося осмыслить новую христианскую задачу в старых мифологических и этических понятиях (каковым, например, является понятие “

Может ли плоть обладать нетленностью и вечностью?
Нынче, когда клетки могут выращиваться в пробирке, этот вопрос вряд ли покажется существенным. Но дело в том, что положительный ответ на этот вопрос мог быть дан и был дан христианской не религией

Необходимость быть личностью
В попытках причащения истине или Высшему благу, которым был Бог, соперничали не вера и разум как разные способы “схватывания” истины, а разные способности души, человеческие склонности: мысль об ин

День смерти - день рождения
Понимание смерти как момента преображения прекрасно выражо в средневековых календарях, где день смерти (dies moriendi) человека, канонизированного как святого, обозначен как день его рождения (dies

Интенция как основание поступка
Возможность перерешения судьбы, связанная с идеей спасения, непосредственно вводит в этические проблемы. Этика входила в состав теологии, в ту ее часть, что была посвящена выработке необходимых про

Любовь и страх
Встает, однако, вопрос: если верою и разумом можно победить смерть, а большинство ее не приемлет по причине страха, то не проще ли воспитать в себе такого рода способность (мужественность) или созд

Подготовительные процедуры
Для устояния человека в бытии человеком, то есть в неразрывности тела и души, вырабатывались процедуры, готовящие его к последнему пределу жизни и учитывающие, с одной стороны, его природную слабос

Виртуальность
Сам этот термин стал нынче таким заезженным, что употребляется уже просто как синоним абсолютной современной новизны относительно даже недавнего прошлого. Он совершенно не ассоциируется с идеей доб

В.В.Бибихин
К вопросу о неподвижном перводвигателе* За способность с высоты современной философской историографии и искусства перевода понять в античной мысли все, в том числе и стран

Экология между этикой и наукой
Противоречия блага и истины относиться к вечным вопросам философии. Решению этого вопроса посвящали труды Аристотель и Кант, Платон и Гегель. Мы рассмотрим современное решение данного вопроса на пр

С.С.Неретина
Августин: значение и понимание* В 396 г. Августин написал 3 книги труда “De doctrina Christiana”, “О христианском учении”. В 426 г. незадолго до смерти гиппонский е

Знак и значение
Из предыдущего ясно, что сотворенные и только сотворенные вещи могут быть знаками других сотворенных вещей. Но собственно “знаки - те, все употребление которых состоит в обозначении, например, слов

Период и цезы
Августин не мог не задуматься над тем, что такое то, с помощью чего достигается многозначность выражений смысла вещи, и что является единицей языка, способствующей выражению многозначности, ибо оче

Единственный аргумент” Ансельма Кентерберийского
Проблема онтологического доказательства бытия Бога по праву считается одной из интереснейших в истории философской мысли. Но как в свое время отмечал С.Л.Франк, обычный взгляд на онтологический арг

В.С.Черняк
Д.Борелли и первая форма универсализации механики* Данная статья представляет собою изложение и анализ заключительного (третьего) раздела труда Александра Койре “Револ

Р.Г.Белялетдинов
Исследование универсалий в “Металогике” Данный перевод VIII и XX главы трактата “Металогик” выполнен с критического издания J.B.Hall. Текст был сверен с английским перевод

Как пагубно учатся и какие мнения о родах и видах появились среди современников
Наши учителя ради демонстрации своей учёности так наставляют своих слушателей, что те их не понимают, и они полагают отдельные наиболее сложные замысловатости секретами Минервы. Что бы когда-либ

Высказывание Аристотеля о родах и видах многими обсуждается и доказывается во многих сочинениях
Итак, Аристотель утверждал, что роды и виды не существуют, а только мыслятся. Зачем тогда обращаться к изучению того, что такое род, если заранее известно, что он вообще не существует? В

Основы научного теизма
В нашем представлении научным представляется подход, основанный на фактах и логических выводах на их основе, религиозный - на непререкаемых догматах. Но тогда оказывается, что тот метод, который мы

Необходимость нового синтетического познания мира
Но оказывается, что не только требования этики, но и проблема истинности требует анализа самого метода научного познания. Поэтому исследуем его с позиций метанауки, подобно тому, как логика исследу

Сущность жизни
Очевидно, что следующим по важности вопросом, необходимым для анализа проблемы отношения науки и религии, является другой “вечный вопрос”: что представляет жизнь вообще и человек в частности. Расши

Наука и религия - плоды синтеза
Попытаемся теперь показать, что конкретно может дать науке синтез научного и религиозного мировоззрения, прослеживая этот процесс по некоторым важнейшим ее разделам. Теория биологи

Истина знания и истина веры в философии франца розенцвейга
Все философское творчество немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886–1929) по сути было ответом на встававшие перед ним экзистенциальные вопросы, связанные с выбором между философией и

Лингвистический поворот в философии и проблема универсалий
Язык был предметом анализа философии с самого начала ее возникновения - от Платона и Аристотеля до наших дней. С этим общим мнением можно согласиться и это мнение вполне справедливо. Однако это общ

Спор реалистов и номиналистов в современной философии
Отношение философов различных направлений к спору номинализма, реализма и концептуализма далеко не однозначно. Некоторые полагают, что этот спор задевает весьма фундаментальные проблемы онтологии и

Полемика между реалистами и номиналистами в современной логике
Как было отмечено, противоборство формализма, интуиционизма и формализма в математике может быть интерпретировано как противоборство реализма, концептуализма и номинализма в философии математики. И

Б.Рассел и трактовка универсалий
В начале своего философского развития Рассел отстаивал позиции, близкие реализму А.Мейнонга. Он сам писал об этом периоде: “Я вообразил себе, что все числа сидят рядком на Платоновых небесах... Я д

Спор между концептуалистами, номиналистами и реалистами во Львовско-Варшавской школе
Львовско-Варшавская школа - объединение логиков и математиков, которые в 20-30-е годы интенсивно занимались проблемами обоснования математики, логико-методологическими проблемами анализа научного я

Я.Лукасевич и реализм в логике
Известный польский логик Ян Лукасевич (1878–1956) был одним из создателей многозначной логики, которая существенно модифицировала классическую логику и потребовала философского осмысления ее основа

Номинализм Ст.Лесьневского
Эволюцию философско-логических идей, выдвинутых выдающимся польским математиком и логиком Ст.Лесьневским (1886–1939), можно расчленить на три этапа. На первом (до 1917) этапе разрабатываются пробле

Универсалии в радикальном конвенциализме К.Айдукевича
Казимеж Айдукевич (1890–1963) - выдающийся польский логик, который сам охарактеризовал свои философские взгляды как радикальный конвенциализм. Его трактовке радикального конвенциализма посвящена ст

Конструктивный номинализм У.Куайна и Н.Гудмэна
Уиллард ван Орман Куайн - известный специалист в области современной математической логики, большое внимание уделял и уделяет онтологическим проблемам логики. Он подверг критике теорию типов Рассел

К.Поппер и его оценка спора номинализма и реализма
К. Поппер в “Нищете историцизма” называет проблему универсалий “одной из старейших и наиболее фундаментальных проблем философии”. Она характеризует статус терминов, которые обозначают качества. Ее

Общая характеристика физикалистского рационализма нового времени
Философия, в своих античных истоках, стремилась быть “наукой”, универсальным познанием универсума сущего, не смутным и релятивным повседневным знанием - doxa, а рациональным знанием: episthmh. Но и

Первые трудности физикалистского натурализма в психологии: непостижимость действующей субъективности
Сомнительность математизации мира и соответственно его рационализации, плохо осуществленной в философии ordino geometrico, была намного раньше осознана в новой натуралистической психологии.

Предварительная характеристика объективизма и трансцендентализма. Противоборство между двумя этими идеями как смысл истории нового времени
Характерной чертой объективизма является то, что он остается на почве предданного мира, воспринимаемого в опыте как нечто само собой разумеющееся, и спрашивает лишь о его “объективной истинн

Рефлексия о методе нашего исторического анализа
Тот способ рассмотрения, который мы должны применить и который уже определяет стиль предварительных замечаний, не является историческим в обычном смысле слова. Для нас важно понять телеологию

Декарт - основатель как идеи объективного рационализма нового времени, так и трансценденталистских мотивов, его подрывающих
Теперь мы подошли к тому, чтобы действительно объяснить единый смысл философских движений нового времени, в которых вскоре развертывание новой психологии обретет особую значимость. Для осуществлени

Самообман Декарта: психологическое искажение чистого Ego, достигаемое благодаря эпохй
Здесь необходимо сказать несколько слов о том, о чем мы в предшествующем изложении намеренно умолчали. Речь идет о том, чтобы выявить скрытый дуализм картезианского мышления; существуют две

Решающий интерес Декарта к объективизму как причина его самообмана
Подмена Ego собственно душевным Я, эгологической имманентности - психологической имманентностью, эгологического самовосприятия - очевидностью психического “внутреннего” <опыта> или “самовоспр

Интенциональность” у Декарта
Тем самым первые основополагающие главы “Размышлений” были частью собственно психологии, причем был резко подчеркнут в высшей степени значимый момент, оставшийся совершенно неразвитым: интенцион

Декарт как исходный пункт двух линий развития - рационализма и эмпиризма
Если мы проследим вытекающие из философии Декарта линии развития, то одна из них - “рационалистическая” - идет через Мальбранша, Спинозу, Лейбница, школу Вольфа к Канту

Натуралистическо-гносеологическая психология Локка
Как мы уже знаем, первым конкретным воплощением новой психологии является эмпиристская линия развития, предполагающая отделение из чистого естествознания как коррелята. Это относится к внутрипсихол

Беркли. - Психология Давида Юма как фикционалистская теория познания: “банкротство” философии и науки
Наивность и непоследовательность Локка привели к быстрому развитию его эмпиризма, который был продолжен парадоксальным идеализмом и в конце концов доведен до полного абсурда. Фундаментом ост

Подлинная философская мотивация подрыва объективизма, скрытая в абсурдности скептицизма Юма
Остановим на этом свой взгляд. Почему “Трактат” Юма (гораздо более слабый по сравнению с “Опытом о человеческом разуме”) является великим историческим достижением? Что здесь произошло? Картезиански

Трансцендентальный” мотив в рационализме: кантовская концепция трансцедентальной философии
Юм, как известно, занимает особое место в истории благодаря тому повороту, которым он оказал влияние на развитие мысли Канта. Неоднократно уже цитировались высказывания Канта о том, ч

Философия Канта и его последователей в перспективе нашей интерпретации понятия “трансцендентальное”. Задача критической позиции
Если вновь возвратиться к Канту, то его систему, пожалуй, следует назвать “трансцендентально-философской” в определенном общем смысле, хотя она весьма далека от того, чтобы стать главенствую

Приветствую, уважаемые читатели! Сегодняшняя наша тема будет совсем не будничной. Сегодня мы поговорим о том, о чем ведутся постоянные споры в обществе. Религиозные люди уверены в том, что смертная казнь должна быть полностью упразднена, т.к. мы (люди) не можем решать, когда другой человек (даже если преступник) может уйти из жизни, что на всё, мол, воля Божья. А другие люди говорят, что для того, кто унес жизнь (жизни) других людей, нет наказания справедливее, чем смерть. США при этом разделились на два лагеря: 31 штат принимает наказание смертью, 19 штатов — нет. А приговоренные к смертной казни в США тем временем ожидают своей участи.

Смертная казнь является исключительным наказанием. Она представляет собой законное лишение человека жизни по решению суда. Базируется такой вид наказания на принципе талиона, который действует по условию – «зуб за зуб, око за око». В результате развития человечества, данный принцип практически утратил свою значимость. Однако остались страны, в которых все еще реализуется смертная казнь, но приговоры выносятся за чрезвычайно тяжкие уголовные правонарушения. Одной из таких стран и является США. Вынесение решений о смертной казни применяется федеральными судами и местными судами в ряде штатов.

Процедура вынесения решения о смертной казни

Законодательство США делится на федеральное и региональное (отдельных штатов). Причем оба действуют параллельно. Федеральное уголовное право регулирует вопросы касательно преступлений против безопасности государства, а также преступления, совершенные федеральными служащими, или которые затрагивают несколько штатов. Региональные законы закрепляют ответственность за большинство других преступлений.

В последнее время наибольшее влияние приобрели акты Конгресса и Верховного Суда. Последним были введены ограничения на использование смертной казни. Такой вид наказания применяется только при жестоком убийстве.

А вот в 17 веке всё было по-другому...По крайней мере, в Виргинии.

  1. Если бы вы пропустили воскресное богослужение, то вас бы наказали лишением недельного заработка.
  2. Если вы пропустили второе богослужение, то вас бы публично наказали плетьми.
  3. Если бы подобное повторилось в третий раз, то - хотите верьте, хотите нет - вас приговорили бы к смерти.

Национальная гордость Америки прошлого - это религия. Но мы склонны не замечать того, что наше духовное наследие проникнуто духом нетерпимости. За полтора столетия до принятия Билля о правах, которые гарантировали свободу религий, неверие было преступлением. Вера насаждалась законом.

«Только в Боге покой». Джордж Вандеман. Глава 7

Вынесение приговора сопровождается долгим судебным разбирательством, в котором обвиняемому даются большие права для апелляции решения, чтобы исключить возможность судебной ошибки, учитывая высокую цену наказания. Также предоставляется возможность ходатайства о помиловании, что как минимум даст дополнительное время на подготовку доказательств невиновности.

На все время судебного процесса приговоренные к смертной казни в США содержатся в специальных камерах смертников и ждут окончательного решения.

В каких штатах смертная казнь отменена?

В некоторых штатах смертная казнь отменена и заменена лишением свободы. Однако это касается только преступлений, закрепленных в законах штата.

Отменена смертная казнь в 19-ти штатах:

  1. Аляска
  2. Коннектикут
  3. Гавайи
  4. Нью-Джерси
  5. Нью-Мексико
  6. Иллинойс
  7. Айова
  8. Нью-Йорк
  9. Северная Дакота
  10. Мэрилэнд
  11. Род-Айленд
  12. Вермонт
  13. Массачусетс
  14. Мичиган
  15. Западная Вирджиния
  16. Висконсин
  17. Миннесота
  18. Небраска.

Штаты-лидеры по количеству смертных приговоров

Количество казненных с 1976 года и до наших дней:

  1. Техас — 537;
  2. Оклахома — 112;
  3. Вирджиния — 111;
  4. Флорида — 92;
  5. Миссури — 87.

В целом наблюдается сокращение количество смертных приговоров от года к году.

Например, в 2015 году казненных было только 52 человека за весь год, в основном в Калифорнии и Флориде.

Расовый состав преступников-смертников

Как я писала в статье , расовый состав преступников преимущественно черный (40% всех преступников, учитывая что плотность черного населения — всего 12% в целом по США).

Методы исполнения казни

Приведение приговора в действие происходит несколькими способами. В США ими являются:

Повешение

Вопреки распространенному мнению, смерть наступает не от удушения, а от сдавливания сонных артерий, подающих в мозг кровь. Сначала человек теряет сознание (через несколько секунд), а через несколько минут наступает смерть.

Газовая камера

Такой метод казни стал применяться в 1924 году и допускается в четырех штатах:

  1. Вайоминг;
  2. Аризона;
  3. Миссури;
  4. Калифорния.

Приговоренные к смертной казни в США в этих четырех штатах могут выбрать между газовой камерой и инъекцией. Не понятно, какой сумасшедший выбрал бы газовую камеру, учитывая, что смерть там может наступить аж через 11 минут!

В США в газовой камере используется синильная кислота.

Газовая камера в последний раз применялась в США в 1999 году.

Расстрел

Расстрел как метод казни существует на данный момент лишь в одном штате — Оклахоме. В казни участвуют до 12 стрелков, у всех из них холостые пули, кроме одного. Этот метод позволяет снизить психологические страдания «палача», ведь никто не знает, чья пуля убила осужденного.

Казнь через электрический стул

Этот метод смертной казни уже почти не применяется, т.к. доказал свою высокую болезненность. Напряжение, подаваемое на контакты — 2700 В, сила тока — 5 А. Напряжение и ток ограничивают, чтобы осужденный не возгорелся. Напряжение подается дважды (по 1 минуте с интервалом 10 секунд). После этого осужденный, как правило, бывает мертв, в чем удостоверяется врач. В настоящее время этот метод применяется в 7 штатах:

  1. Алабама;
  2. Флорида;
  3. Кентукки;
  4. Теннесси;
  5. Виргиния;
  6. Южная Каролина.

Применяется достаточно редко, не чаще 1 раза в год в целом по стране.

В Небраске до 2008 года электрический стул был единственным методом казни, в 2008 году от него отказались совсем.

Смертельная инъекция

Смертельная инъекция проводится так:

  1. В вены вводится препарат тиопентал натрия (используется гораздо в меньшей дозе для анестезии при операциях);
  2. Вводится аппарат павулон, парализующий дыхательную мускулатуру;
  3. Вводится хлорид калия, приводящий к остановке сердца.

При таком раскладе приговоренные к смертной казни в США умирают в течение 5 минут.

Эту комбинацию препаратов прозвали «техасским коктейлем», т.к. Техас был первым штатом, применившим эту инъекцию. Потом к нему присоединилась Оклахома, чуть позже — многие другие штаты. А вот штат Огайо применяет барбитураты (используемые для усыпления животных).

У этого метода казни есть свои противники. Причины:

  1. Вскрытие показало, что дозировки часто нарушаются, и иногда они так малы, что казненные могли находиться в полном сознании. Тем временем павулон и хлорид калия вызывают очень сильные боли.
  2. Американская медицинская ассоциация запрещает медперсоналу участвовать в умерщвлении, поэтому введение инъекции проводят люди, которые даже вены не всегда могут найти.

Кроме официальных методов исполнения, до II Мировой Войны года существовала казнь «без суда и следствия», т.е. уличной толпой казнили подозреваемого в убийстве. Такой метод назывался суд Линча.

Чарльз Линч был судьей, который принимал судебные решения самостоятельно. Его действия не носили выраженный расовый характер, и были лишь вынужденной мерой ускоренного правосудия.

Суд Линча применялся в основном к северным оккупантам и черному освободившемуся в ходе гражданской войны населению, которое мстило своим хозяевам. В это-то время и возникла тайная организация Ку-Клус-Клан, вскоре разгромленная федеральным правительством. Надо заметить, что правительство не было против такого метода правосудия, иногда афроамериканцев линчевали прямо после оправдательного приговора при выходе из зала суда. В основном казнили повешением.

По суду Линча казнили 3,5 тыс. афроамериканцев и 1,3 белых (итальянцы — по подозрению в сотрудничестве с мафией, евреи и англоязычные католики)

85% случаев казни по суду Линча прошли в южных штатах США.

Первые осторожные шаги по борьбе с судом Линча были сделаны Франклином Рузвельтом в 1930-х годах. После II Мировой Войны линчевание практически не практиковалось, а если и практиковалось, то преследовалось по закону.

Традиционные мероприятия перед казнью

К ним относятся, например, право последней трапезы, приготовленной за несколько часов до осуществления наказания, или право последнего слова. Право последней трапезы есть у осужденных всех штатов США кроме Мериленда. Алкоголь на такой трапезе, как правило, не допускается. Во Флориде также действует правило, что продукты в сумме должны составлять не больше 40$, и куплены в обычном супермаркете.

Вот некоторые трапезы приговоренных к смертному приговору в США:

  • террорист Тимоти Маквей (штат Оклахома) — мятное мороженое с шоколадом;
  • убийца Чарльз Старквезер — стейк и банка пива;
  • президент Ирака Саддам Хуссейн — курица с рисом, горячая вода и мёд;
  • серийный убийца Теодор Роберт — стейк с вареными яйцами, оладьи с маслом, сок и кофе с молоком;
  • первая женщина-маньяк США Элин Уорнос — чашка кофе;
  • «убийца-клоун» Джон Гейси — креветки во фритюре, жареный цыпленок, картофель-фри и клубника;
  • серийная убийца Вельма Барфилд заказала кока-колу и чипсы.

Также приговоренные к смертной казни в США имеют возможность сами выбрать способ приведения приговора в действие, но такое правило существует только в нескольких штатах.

Нужна ли смертная казнь?

Следуя принципам абсолютной справедливости, смертная казнь за убийство является соизмеримым наказанием. Однако не стоит исключать вероятность ошибочного вынесения решений. Уголовное производство должно полностью и однозначно доказать вину человека.

Порой приговоренные к смертной казни в США ожидают окончательного приговора в течение нескольких лет, что не может не отразиться на их психическом состоянии.

Несправедливо приговоренные к смертной казни в США

Стоит заметить, что до 1989 года в США казнили даже детей в возрасте до 16 лет. При этом самым маленьким человеком, которого приговорили к смерти, был 14-летний Джордж Стинни . У меня мурашки по коже, когда представлю, что 14-летнего мальчика сажают на электрический стул. Ему пришлось сесть на библию, с которой он пришел на казнь, т.к. он был слишком мал для стула...Казнили его по подозрению в убийстве двух девочек (11 и 8 лет), доказательств не было вообще. Через 70 лет его оправдали, только кому это теперь нужно?..

Казненный в 2011 году Трой Дэвис был еще одним несправедливо осужденным. Судей не смутило даже то, что 7 из 9 свидетелей обвинения через 10 лет свои показания поменяли, объясняя это тем, что были под давлением полиции. Из всей этой истории у меня сложилось впечатление, что суд Джорджии просто не хотел признавать свою ошибку и предпочел казнить невиновного, чем потерять авторитет. И это ужасно! Дэвида казнили через 20 лет после приговора, т.к. он непрестанно подавал апелляции...Люди со всего мира поддерживали его.

Однако в 2011 году приговор привели в исполнение. Последние слова Дэвиса были следующими:

Я не тот, кто убил вашего отца, вашего сына, вашего брата. Я невиновен. Происшествие, случившееся той ночью, - не моя вина. У меня не было оружия. Всё, о чём я могу просить, - чтобы вы рассмотрели это дело глубже, чтобы в конце концов узнать правду. Я прошу мою семью и друзей продолжать сражаться в этой битве. Тем, кто собирается лишить меня жизни, - Бог помилует ваши души. И пусть Бог благословит ваши души.

Казнь Дэвиса вызвала негодование во всем мире.

Самые длительные рассмотрения

Приговоренные к смертной казни в США, в среднем, ожидают исполнения решения в течение 11 лет. Иногда осужденные успевают состариться в камере смертников.

Например, 19.01.2005, по делу об убийстве двух женщин, был казнен Дональд Бирдсли, в возрасте 61 года. Специфика в том, что преступление было совершено им за 24 года до фактического применения наказания.

Наиболее известным и интересным случаем долгосрочного ожидания казни является дело Стенли Уильямса, который оказался на скамье подсудимых, и в результате получил наказание в виде лишения жизни. Все это произошло в 1979 году за убийство продавца, а также, жестокую расправу над супружеской парой и их дочерью, которая произошла на две недели позднее. Приговор настиг Стенли спустя 25 лет. Все время ожидания он провел с большой пользой для общества, занимаясь писательской и социальной деятельностью, благодаря которой большое количество молодых и «зелёных» преступников ушли из криминального мира. Также Уильямса, по кличке «Туки», наградили рядом Нобелевских премий за его литературные произведения. Однако при рассмотрении ходатайства о помиловании, злую шутку сыграли слова, произнесенные Стенли 25 лет назад. Тогда он сказал, что «смеялся над предсмертными стонами продавца», когда убивал его.

Споры о целесообразности применения такого вида наказания остаются открытыми. Одна сторона дискуссии считает, что приговоренные к смертной казни в США не достойны ходить по этой земле, другая же — что на всё воля Божья. А как думаете вы?

Хочешь получать статьи этого блога на почту?

Преступление и наказание - эти два слова были актуальны и на заре человеческой истории, ведь всегда были те, кто грубо нарушал общепринятые нормы поведения. Это причиняло немалые неудобства окружающим людям, в результате чего было принято решение ввести определенные меры наказания. И чем серьезнее был проступок, тем жестче была ответственность за него. На страницах Библии история повествует о подобной системе урегулирования порядка. Взять, к примеру, Моисеев закон: глаз за глаз, зуб за зуб, ухо за ухо и жизнь за жизнь. В каких странах есть смертная казнь сегодня и что она собой представляет?

Зарождение и отмена в некоторый широтах высшей меры наказания

В древние времена это был довольно действенный сдерживающий фактор для тех, кто пытался посягать на индивидуальную человеческую неприкосновенность. Однако с началом нашей эры и приходом Иисуса Христа Моисеев закон был отменен и заменен всего несколькими основными заповедями. Несмотря на это, многие восточные и другие культуры продолжают использовать как Более того, она у них разрешена законом. Что это за страны и как у них происходит этот процесс? Об этом и пойдет речь ниже.

Страны, не отменившие высшую меру наказания

Европа имеет довольно прогрессивный, если можно так выразиться, взгляд на этот вопрос, ведь практически во всех ее странах смертная казнь отменена и считается пережитком прошлого. Однако все же осталось государство, которое видит пользу в этой суровой мере наказания - это Республика Беларусь. Кроме нее, в мире существует еще достаточно много стран, которые считают, что смертная казнь - отличный сдерживающий фактор от серьезных преступлений.

В каких странах применяется смертная казнь?

К удивлению многих, существует довольно много стран, не отменивших эту меру наказания. По сравнению со Средневековьем, список сократился, но все же остался значительным. Итак, в каких странах есть смертная казнь? В этом перечне все так же продолжают быть: Соединенные Штаты Америки, Израиль, Ливия, Гватемала, Лесото, Йемен, Монголия, Бангладеш, Зимбабве, Индия, Ботсвана, Япония, Афганистан, Пакистан, Гана, Ангола, Уганда, Иран, Куба, Сирия, Белиз, Чад, Саудовская Аравия, Мьянма, Ямайка, Сьерра-Леоне, Нигерия, Беларусь, Таджикистан, Гвинея, Иордания, Габон, Сингапур, Индонезия, Демократическая Малайзия, Сомали, Таиланд, Эфиопия, КНДР, Судан, а также некоторые океанические острова.

Как видно из вышеперечисленного списка, Африканский континент - лидер по числу стран, где разрешена смертная казнь. Примечательно, что нормы международного права не запрещают наивысшую меру наказания, они просто определяют минимальные стандарты для проведения этой операции. Например, казнь с помощью гильотины была широко распространена во времена французской революции, но отменена в 1977 году.

В каких странах разрешена смертная казнь, мы уже знаем, но в каждой из них такого рода приговор должен быть абсолютно законным и вынесенным компетентным для этого судом.

Где чаще всего казнят преступников

Но даже на сегодняшний день в некоторых развитых странах разрешена эта наивысшая мера наказания. В каких странах есть смертная казнь? Китай будет первым в этом списке, так как именно там эти случаи происходят с «завидной» регулярностью. Основными приемлемыми в этой местности методами являются смертельная инъекция или расстрел. Законом предусмотрело около 70 типов правонарушений, в результате которых следует подобное наказание.

Должно ли влиять на мир то, в каких странах применяется смертная казнь? Ответ даст время.

В отличие от вышеуказанной страны, количество смертных казней и их виды явно скрыты под пеленой таинственности и дезинформации в Иране. Однако достоверно известно, что по сей день здесь применимо избиение камнями, казнь через повешение и расстрел. Как бы там ни было, на сегодняшний день у Ирана самые высокие показатели по числу смертных казней. Некоторые скептики берутся утверждать, что часто приведение приговора в исполнение осуществляется вдали от пристального взгляда общественности, то есть конфиденциально.

То, в каких странах есть смертная казнь, читателю теперь известно. Это может показаться негуманным, однако это реальность.

Исламский мир - лидер по числу смертных казней

В каких странах действует смертная казнь особенно активно? Это Восток. В Ираке ситуация со смертельным приговором несколько отличается. Здесь также применимы повешение и расстрел. Эта страна находится под мощным влиянием традиций Ислама и вместе с Ираном осуществляет более 80 процентов от мирового числа смертных казней.

Как исламская страна, Саудовская Аравия также карает за серьезные правонарушения смертью. Тут от Ирана и Ирака мало что отличается, за исключением обезглавливания. Нередко смертная казнь в этих широтах применяется к иностранцам, поэтому стоит быть предельно внимательными, посещая эти земли, чтобы не нарушить здешние традиции и не попасть в подобную весьма неприятную ситуацию.

В каких странах существует смертная казнь? Нам известна только официальная статистика. Все остальное - загадка.

Главной новостью сегодняшнего дня несомненно стал расстрел министра обороны КНДР по обвинению в государственной измене. Министра расстреляли в военном училище из зенитного орудия. В этой связи хотелось бы вспомнить о том, какие виды смертной казни существуют на сегодняшний день в мире.

Смертная казнь - лишение человека жизни от имении государства, от имени власти, от имени церкви или веры - высшая мера наказания, которая на сегодняшний день является запрещённой во многих странах мира. А там, где она разрешена - применяется лишь за чрезвычайно тяжкие преступления. Хотя существуют страны (например Китай), где смертная казнь до сих применяется достаточно широко за гораздо меньшие правонарушения, такие как: взяточничество, сутенёрство, подделка денежных знаков, сокрытие налогов, браконьерство и другие.

В российской и советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания», а в более поздние времена «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, но применяется в виде исключения как наказание за особо тяжкие общеуголовные и государственные преступления.

На сегодняшний день в мире наиболее распространены 6 различных видов смертной казни.

1. Расстрел.

Вид смертной казни, при котором умерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия. На данный момент самый распространённый из всех остальных методов.

Расстрел производится, как правило, из ружей или винтовок, реже из другого ручного огнестрельного оружия. Количество стрелков обычно от 4 до 12, но может быть разным, по ситуации. Иногда для облегчения совести смешивают боевые патроны с холостыми. Таким образом никто из стрелков не знает, был ли именно он тем, кто произвёл смертельный выстрел.

Согласно законодательству Российской Федерации расстрел является единственной формой смертной казни. Хотя законодательно смертная казнь у нас в стране не отменена, соблюдается лишь мораторий на неё, вызванный международными обязательствами, связанными со вступлением России в ПАСЕ. Реального приведения смертного приговора в исполнения не было с 1996 года.

В Белоруссии расстрел является также единственным методом исполнения смертной казни.

До 1987 года расстрел был официальным методом исполнения смертной казни в ГДР.

В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в одном штате - Оклахоме; кроме того, теоретически могут быть расстреляны 3 человека, приговорённые к смертной казни в штате Юта до законодательной отмены здесь расстрела, так как данный закон не имеет обратной силы.

В Китае, где на сегодняшний день приводится в исполнение наибольшее число смертных приговоров, стреляют в затылок из автомата стоящему на коленях осуждённому. Власти периодически устраивают публичные показательные расстрелы осуждённых государственных чиновников-взяточников.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 18 стран.

2. Повешение.

Вид смертной казни, заключающийся в удушении петлёй под воздействием тяжести тела.

Впервые убийство через повешение использовали древние кельты, принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу. О казни через повешение упоминает Сервантес в XVII веке.

В России повешение практиковалось в имперский период (например казнь декабристов, «столыпинские галстуки» и т. д.) и противоборствующими сторонами в годы гражданской войны.

Позднее повешение практиковалось в короткий период военного времени и первых послевоенных годов в отношении военных преступников и сотрудничавших с нацистами лиц. На Нюрнбергском процессе к смертной казни через повешение были приговорены 12 высших руководителей Третьего Рейха.

В наши дни американским правосудием был устроен показательный процесс лишения жизни Садама Хуссейна сэелементами реалити шоу, когда казнь транслировалась по многим ТВ каналам мира, что было неоднозначно оценено сообществом специалистов права.

Бывают осечки. В наше время, когда технология повешения «отработана», такое возможно. Когда в 1944 г. в Японии повесили советского разведчика Рихарда Зорге, медицинский протокол, составленный тюремным врачом, зафиксировал, что после того, как его сняли с виселицы, сердце его билось еще 8 минут (в разных источниках указывается время больше). Еще пример. 16 ноября 1981 г. в Кувейте повесили строительного рабочего из Таиланда, но умер он только через 9 минут после падения в люк, потому что, как было сказано в медицинском заключении, его вес был недостаточным, чтобы произошел перелом позвоночника.

Сегодня повешение в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 19 стран.

3. Смертельная инъекция.

Способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов. Один из самых мучительных способов, ибо в зависимости от организма, состава яда смерть может наступить даже в течении 10-20 минут. Наказуемый подвершается мучительному процессу лишения жизни.

Применяемый в конце XX - начале XXI века способ был разработан в 1977 году судмедэкспертом Джеем Чапмэном и одобрен Стенли Дойчем. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены две трубки. Сначала приговорённому вводится препарат тиопентал натрия - обычно он используется (в меньшей дозе) для анестезии при операциях. Затем через трубки вводятся павулон, который парализует дыхательную мускулатуру, и хлорид калия, который приводит к остановке сердца. Техас и Оклахома вскоре приняли законы, разрешающие применение такой комбинации; первое применение произошло в Техасе в конце 1982 года. Вслед за ними сходные законы были приняты еще в 34 штатах США.

Смерть наступает в период от 5 до 18 минут после начала казни. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.

Сегодня смертельная инъекция в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют 4 страны.

4. Электрический стул.

Приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры с эелементами понимания правосудия средневековья - избранная публика может присутсвовать и с соседнего помещения наблюдать за процессом лишения жизни.

Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги - в специальных зажимах ножек кресла. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменный ток с напряжением порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А.

Электрический стул был впервые использован в США 6 августа 1890 года в Обернской тюрьме штата Нью-Йорк. Уильям Кеммлер, убийца, стал первым человеком, казнённым таким образом. В настоящее время может быть применен в семи штатах - в Алабаме, Флориде, Южной Каролине, Кентукки, Теннесси и Виргинии по выбору осуждённого наряду со смертельной инъекцией, причём в Кентукки и Теннесси право выбрать использование электрического стула имеют лишь совершившие преступление ранее определённой даты.

Сегодня электрический стул в качестве единственного или одного из нескольких видов казни используют только в США.

5. Обезглавливание.

Физическое отделение головы от тела, совершается при помощи специального инструмента - гильотины или рубяще-режущих орудий - топора, меча, ножа.

Казалось бы, обезглавливание, как разновидность казни, давно кануло в лету, однако еще в первой половине 60-х годов XX века оно применялось в ГДР, потом, в 1966 году, единственная гильотина сломалась и преступников стали расстреливать. Этот вид казни долгое время был в силе во Франции.

В 1997 году во всем мире были обезглавлены примерно 125 человек.

Обезглавливание безусловно приводит к смерти мозга в результате резко прогрессирующей ишемии. Смерть мозга наступает в течение нескольких минут после отделения головы от тела. Рассказы о том, что голова смотрела на палача, узнавала своё имя и даже пыталась говорить, являются, с точки зрения нейрофизиологии, сильно преувеличенными. Голова теряет сознание через 300 миллисекунд после отсечения и необратимо останавливается почти вся высшая нервная деятельность, в том числе способность чувствовать боль. Некоторые рефлексы и судороги мышц лица могут продолжаться ещё несколько минут.

На сегодняшний день 10 стран в мире имеют законы, разрешающие обезглавливание в качестве смертной казни, однако, достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии. Большинство обезглавливаний в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, воинствующими исламистами в горячих точках, а также военизированными организациями и наркокартелями в Колумбии и Мексике.

В наши дни показательные (не редко - массовые) убийства людей в интернете демонстрируют бойцы ИСИС. Это становиться актуальностью Западного мира. Как известно, то головы отрезались и советским солдатам в Афганистане, а также Российским солдатам в Чеченской войне.

6. Побиение камнями.

Вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям.

В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира.

В ряде СМИ сообщалось о казни в Сомали 27 октября 2008 года девочки-подростка по решению исламистского суда после того, как по дороге из родного города Кисмайо к родственникам в Могадишо её предположительно изнасиловали трое мужчин. Согласно Amnesty International, осуждённой было всего тринадцать лет. В то же время канал BBC отмечал, что присутствовавшие при исполнении приговора журналисты оценили её возраст в 23 года, а осуждение 13-летней девочки за прелюбодеяние противоречило бы нормам исламского права.

16 января 2015 года было сообщено о побиении камнями боевиками организации Исламское государство Ирака и Леванта в захваченном ими иракском городе Мосул женщины, обвинёной в прелюбодеянии.

************************

Сегодня смертная казнь в мире вызывает у людей противоречивые чувства. Есть у неё как «поклонники», так и противники. У каждой стороны имеются свои доводы - зачастую весьма убедительные. В тех относительно демократических странах, где смертная казнь применяется, против неё проходят демонстрации протеста. В то же время известно, что более двух третей стран мира либо законодательным путём отменили смертную казнь, либо не применяют её. Недавно правозащитная организация «Amnesty International» опубликовала данные о смертной казни, свидетельствующие о том, что в 2012 году была возобновлена смертная казнь в Гамбии, Индии, Японии и Пакистане. Отмечен и резкий рост казней в Ираке в 2012 году по сравнению с 2011-м. Вместе с тем общее число смертных казней в последнем десятилетии снижается.

Австралийский канал «Эс-би-эс», ссылаясь на данные «Amnesty International», отмечает, что в прошлом году в 21 стране было казнёно 682 человека, что на 2 человека больше, чем в предыдущем году. При этом в 2012 году число людей, приговорённых к смерти, снизилось на 10% - до 1722 человек (в 58 странах). В 2011 году к смерти было приговорено 1923 человека в 63 странах.

В материале отмечается значительное снижение количества казней по сравнению с их числом десятилетие назад.

Однако цифры не включают в себя тысячи людей, которые, как считает «Amnesty International», были казнены в КНР: там подобные показатели - государственная тайна.

Каждый год одни и те же страны входят в список «Amnesty International». Выделяется восьмёрка стран, где имеет место наибольшее число казней. В 2012 году в эту восьмёрку, пишет SBS, включены:

1. Китай. Это государство засекретило количество смертных казней. «Amnesty International», опираясь в своём мнении на надёжные источники, на сведения правозащитных организаций, оценивает общее число казней в Поднебесной более чем в тысячу: то есть в КНР казнят больше людей, чем в остальных странах мира, вместе взятых. Смертная казнь в КНР применяется за преступления, связанные с наркотиками, а также за экономические преступления.
2. Иран в 2012 году занял второе место в мире по числу казней. В основном там казнят за преступления, связанные с наркотиками. Отмечается также, что в июне прошлого года в ИРИ были казнены четыре человека за такое «преступление», как «вражда к богу и коррупция на земле». Смертная казнь применялась и к тем людям, которые были повинны в «прелюбодеянии», «содомии» и в религиозном преступлении, именуемом «отступничеством».
3. Ирак почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом.
4. Саудовская Аравия часто казнит людей публично - через обезглавливание. Обвиняемых здесь редко представляют адвокаты (даже формально), и их могут содержать под стражей на протяжении нескольких недель - на основе «признаний», полученных под пытками. Преступления, караемые смертной казнью, в Саудовской Аравии включают «колдовство» и грабёж в «отягчающей» форме.

На Иран, Ирак и Саудовскую Аравию, отмечает «Эс-би-эс», в 2012 году совокупно пришлось три четверти подтверждённых казней.
5. США . В этом государстве Коннектикут стал 17-м штатом, отменившим смертную казнь. Это было вызвано опасениями по поводу дискриминационного применения смертной казни, а также из-за вероятности вынесения ошибочных приговоров. 6. В Йемене были казнены два человека за преступления, совершённые ими до 18 лет.
7. Северная Корея. В этом государстве казни осуществляются как публично, так и тайно. Смертные приговоры могут быть вынесены за преступления, которые не караются смертной казнью согласно северокорейскому законодательству.
8. Судан, по имеющимся сведениям, применяет смертную казнь как средство против реальных или предполагаемых активистов оппозиции.

Подытожим. В тройку «лидеров» по числу смертных казней в 2012 году входят Китай, Иран и Ирак, причём последний почти удвоил число смертных казней по сравнению с предыдущим годом. Пятое место по числу казней в мире занимают Соединённые Штаты. Общее количество смертных казней во всём мире в последнее десятилетие уменьшается.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
- специально для topwar.ru

Сергей Головкин, убивший за период с 1986 по 1992 год 11 мальчиков в Москве, был приговорен судом к высшей мере наказания 19 октября 1994 года. В августе 1996 года смертный приговор был приведен в исполнение: преступника расстреляли. Это стало последней казнью в России. Всего же только за период с 1961 по 1984 год и только в РСФСР было вынесено 13 611 смертных приговоров. Для России за период с 1992 по 1999 год, когда Конституционный суд наложил мораторий для судов на такие приговоры, 894 человека были приговорены к исключительной мере наказания. При этом

с 1992 по 1996 год 163 приговоренных человека были расстреляны.

Точной статистики по ошибочным приговорам в СССР и России нет, но, например, известно, что за убийство, совершенное Андреем Чикатило, был расстрелян другой человек — Александр Кравченко. Возможность ошибки при вынесении и исполнении такого приговора стала одним из весомых аргументов для моратория на казнь.

В 1996 году Россия вступила в Совет Европы, в связи с чем должна была в течение года подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в том числе и протокол №6, отменяющий смертную казнь в мирное время. 16 мая 1996 года президент России Борис Ельцин подписал указ о поэтапном сокращении применения смертной казни. Был установлен фактически мораторий на смертную казнь, но в Уголовном кодексе этот вид наказания до сих пор имеется. Хотя Конституционный суд сначала в 1999 году наложил мораторий, а в 2009 году окончательно запретил выносить судам смертные приговоры.

Сейчас Уголовный кодекс РФ предусматривает смертную казнь как один из видов наказания за следующие преступления: убийство с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид. Однако все эти статьи предусматривают альтернативные наказания — от восьми лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Отметим, что в послесталинские времена и до введения моратория на смертную казнь она не применялась к женщинам, а также к мужчинам, совершившим преступления до того, как им исполнилось 18 лет, либо после того, как им исполнилось 65 лет. Тем не менее в советское время были казнены три женщины: Антонина Макарова, казненная в 1979 году «за участие в массовых расстрелах мирных жителей и партизан в период Великой Отечественной войны», Берта Бородкина, расстрелянная в 1983 году за спекуляцию в особо крупных размерах и хищение государственного имущества в особо крупных размерах, и Тамара Иванютина.

Последняя была казнена в 1987 году за отравление девятерых человек, в том числе двоих шестиклассников.

К снятию моратория на смертную казнь в России за последние два десятка лет возвращались неоднократно. Так, в марте 2015 года Госдума рассмотрела и отклонила законопроект Романа Худякова (ЛДПР), предлагавшего ввести смертную казнь не только за терроризм, но еще и за склонение к употреблению наркотиков, если это привело к смерти двух и более лиц. С требованием вернуть смертную казнь регулярно выступает лидер ЛДПР Владимир Жириновский, аналогичный пункт прописан в партийной программе. В ноябре 2015 года, после крушения российского самолета в Египте, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов потребовал расстреливать за терроризм, при этом он предлагал разрешить спецслужбам исполнять приговор и за пределами страны. В мае 2016 года призыв вернуть смертную казнь звучал в Госдуме при обсуждении усиления ответственности за терроризм и экстремизм. Помимо снятия моратория на смертную казнь в качестве эффективных мер также называлась конфискация имущества у обвиняемых в совершении этих преступлений.

Что касается отношения россиян к смертной казни, то, согласно социологическим опросам разных лет, число сторонников этой меры наказания постоянно снижается. Респонденты, считающие казнь приемлемой, говорят, что она допустима по отношению к террористам, убийцам и педофилам. При этом в 2001 году за снятие моратория высказывалось 80% участников опроса фонда «Общественное мнение», а спустя 15 лет, в 2014 году — уже только 63%.

По мнению адвоката Алексея Бинецкого, сейчас в России казнь как мера наказания неэффективна. «Система суда и следствия, к сожалению, оставляет гораздо больше возможностей для судебной ошибки, чем это было при СССР. Более того, из-за коррумпированности наших судов введение казни может превратиться в сведение личных счетов, — сказал он «Газете.Ru». — В свете этого применение казни сегодня, даже при наличии, казалось бы, достоверных и подтвержденных судом доказательств, все равно сохраняет возможность ошибки. Население РФ уменьшилось почти втрое по сравнению с СССР, территория нашей страны громадная, а затраты на осужденных пожизненно невелики, учитывая их незначительное количество от общего числа осужденных людей.

Считаю, что для России введение казни в текущих условиях стало бы большой ошибкой».

В то же время для определенных стран мира казнь является одним из используемых наказаний. В частности, это страны Юго-Восточной Азии и США (казни нет лишь в 19 штатах из 50). «Западные устойчивые демократии традиционно не любят менять свою судебную систему и систему наказания. В тех штатах Америки, где казнь сохранилась, она приводится в исполнения спустя очень продолжительное время, — продолжает Бинецкий. — В тех штатах, где она есть, и за те преступления, за которые предусмотрена, она является серьезным сдерживающим фактором. Особенно это касается нападений на госслужащих, полицейских, а также убийств первой категории».

Расстрел как исключительная мера наказания до сих пор существует и в Китае. Впрочем, и эта страна движется в том же направлении, что и другие ведущие державы, рассказал «Газете.Ru» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов. «Практика массовых расстрелов, которые показываются по телевизору в прямом эфире, уже давно прекращена. Никаких публичных казней не происходит уже десятилетия. Ранее это было связано с социально-политической ситуацией, казнили шпионов и так называемых «врагов народной власти». Отмечу, что налицо гуманизация исполнения, насколько это возможно. Сама казнь не должна вызывать страданий. Для приговоренных к казни за коррупцию и экономические преступления предусмотрена серьезная отсрочка исполнения, чтобы у человека был стимул сознаться и сотрудничать со следствием. Если он формально получит высшую меру, то по прошествии 10-15 лет он с высокой долей вероятности выйдет по амнистии или условно-досрочно», — сообщил эксперт.

Сейчас в КНР идет ужесточение борьбы с коррупцией, коррупционеров стали ловить и приговаривать к смерти гораздо больше, чем 10 лет назад, добавил Ломанов. «Но приговор не означает немедленного его исполнения, поскольку казнь уже не несет функции устрашения, а, кроме того, Си Цзиньпин не хочет создавать лишнюю панику в элите, — пояснил эксперт. — Безоговорочно расстреливают за преступления, связанные с терроризмом, особенно если теракт с большим числом жертв. Казнят и за контрабанду наркотиков, хотя в некоторых случаях адвокатам и осужденным также удается добиться отсрочки. Но пока ни китайские суды, ни китайское общество не готовы пойти на европейское толкование принципа наказания и считать: что бы человек ни сделал, его нельзя лишать жизни».

При этом отмена смертной казни или наложение на этот вид наказания моратория вовсе не означают, что ее нельзя вернуть. По данным международной организации Amnesty International,

с 1985 года свыше 50 государств отменили смертную казнь, и четыре страны, ранее отказавшиеся от смертной казни, ее вернули.

Это Непал (там казнь потом отменили повторно), Филиппины, Гамбия и Папуа — Новая Гвинея.

О том, что от моратория на казнь планируется отказаться, говорили в Пакистане в прошлом году, после серии терактов. А после неудавшегося военного переворота в 2016 году о готовности вернуть казнь «по просьбе народа» заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Страна отменила казнь в 2004 году для соответствия нормам вступления в Евросоюз, а в исполнение эта мера наказания не приводилась с 1984 года. В то же время председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявлял, что ЕС немедленно примет решение о приостановке переговоров с Турцией по ее присоединению к Евросоюзу, если Анкара вернет смертную казнь. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу называл вопрос введения подобного наказания «очень серьезным» и говорил, что действовать в данном случае «под влиянием момента» нежелательно.