Как по другому называют самоуправление. Что такое муниципальное самоуправление? Словарь социолингвистических терминов

Вентилятор — это один из наиболее распространенных и хорошо известных приборов. Еще не так давно такое устройство было одним из немногих бытовых технических средств для создания атмосферы комфорта на рабочем месте и дома. Когда появились такие умные, мощные и дорогостоящие устройства, как системы кондиционирования (или просто - кондиционеры), мы как-то постепенно стали забывать о вентиляторах. И совершенно напрасно. За последние годы из жужжащего моторчика с пропеллером технический прогресс превратил бытовые вентиляторы в тихое, компактное и удобное в применении устройство, которое в некоторых случаях становится практически незаметным.

Вентиляторы поставляются либо самостоятельно, либо в составе вентиляционной секции или вентиляторного агрегата. В таком случае вентилятор вместе с электродвигателем устанавливается в особый корпус. А ещё они могут применяться в составе агрегатированных приточных установок, в воздушных завесах, кондиционерах, воздухоочистителях, сплит-системах, фенкойлах, шкафных кондиционерах и прочих установках вентиляции.

Часто небольшому вентилятору по силам успешно решить многие задачи, возлагаемые на кондиционер. Конечно же, не все, однако ведь и стоимость наиболее дорогого вентилятора в разы меньше цены самого дешевого кондиционера.

Иногда вентиляторы делают работу, свойственную вытяжным устройствам, обеспечивая устойчивую циркуляцию воздуха, усиливая воздухообмен, удаляя из замкнутых помещений застоявшийся воздух вместе с запахами, паром и пылью. А для таких особенных помещений, как ванные и туалетные комнаты, небольшие мастерские и кухни, вентиляторы могут стать просто незаменимыми помощниками.

Чтоб легче было понять, насколько засорены отходящие от помещений воздуховоды, а также то, какие вентиляторы необходимо будет приобрести, можно просто поднести горящую свечу к отдушинам в туалете, в ванной и на кухне. Если пламя свечи уверенно отклоняется в сторону решетки воздуховода, то тяга есть, и можно обойтись простейшей моделью.

А если язык пламени почти никак не реагирует на близость воздуховода? Тогда вам лучше приобрести центробежный вентилятор, который может создавать большой напор. Но, заботясь о свежести воздуха в собственной квартире, не нужно забывать и о соседях. Ведь установив слишком мощный вентилятор, вы можете сильно усложнить жизнь тем жильцам, которые живут выше. Излишне большое количество выбрасываемого в общий воздуховод воздуха сделает из их вытяжных решеток приточные. Это грозит тем, что в квартиры ваших соседей хлынет поток испорченного вами воздуха, увлекающий за собой облака скопившейся в вентиляционной системе пыли.

Вентиляция санузла

Для вентилирования санузла, как правило, достаточно обычного вытяжного вентилятора. Такая система вентилирования экономична и недорога: стандартная модель стоит от $20 до $40, в комплекте со шнурком - от $25 до $50. В том случае, если собираетесь установить в туалете вентилятор с таймером, будьте готовы отдать за «усовершенствованный прибор» на $15-$25 больше.

Вентилятор устанавливается там же, где расположена воздушная решетка. Специалисты рекомендует подсоединять устройство к выключателю света: тогда прибор работает только в определенное время, когда в этом действительно есть необходимость. Чтобы помещение с одним туалетом хорошо вентилировалось, достаточно вентилятора, производительность которого равна 30 м3/ч.

Вам также может потребоваться обратный клапан - если санузел имеет общий воздуховод с ванной комнатой или кухней. Это устройство, которое не позволит неприятным запахам просочиться сквозь стены, стоит примерно $10.

Вентилятор с брызгозащитной функцией лучше всего подойдет для ванной комнаты. Такая защита поможет предотвратить попадание воды в воздуховод и, как следствие, существенно минимизирует риск возникновения короткого замыкания. Стоимость устройства в брызгозащищенном исполнении - $35-$50. За более технологичную модель - вентилятор с контроллером влажности - придется выложить сумму в два раз больше (от $70 до $100). Зато такая система не позволит влажности в ванной превысить установленное значение, и соответственно полотенца и халаты будут высыхать намного быстрее, а зеркала перестанут запотевать.

Вентиляция кухни

Для кухни нужен более мощный вентилятор, чем для ванной комнаты и санузла. Чтобы обеспечить помещение достаточным количеством свежего воздуха, специалисты рекомендуют выбрать для кухни те модели вентиляторов, которые оснащены не только функцией вытяжки, но еще и притока. Требуемая производительность вентилятора рассчитывается следующим образом: объем помещения, не занятого кухонной мебелью, плитой и холодильником, умножается на 10.

Очень удобна на кухне вытяжная зона - маленькое чудо, о котором мечтает каждая домашняя хозяйка. Обычно кухонная вытяжка расположена непосредственно над плитой и осуществляет принудительную вентиляцию помещения, эффективно устраняя запахи приготовляемой еды. Принцип действия прост: встроенный вентилятор втягивает воздух под зонт и выводит его по воздуховоду за пределы кухни.

Сегодня выбор таких устройств широк, и при желании можно найти вытяжку на любой вкус и цвет. Салоны кухонной мебели и крупные супермаркеты бытовой техники предлагают модели всевозможных конструкций, форм и окраски. Ценовой диапазон тоже не маленький: от $50 до $3000.

Чтобы избежать возможных проблем с монтажом выбранной вытяжки, рекомендуется предварительно обговорить основные параметры новинки со специалистом.

Что лучше? Воздухоотвод или рециркуляция?

Существует два основных способа, как устранить неприятные запахи на кухне:

1) рециркуляция - очистка воздуха в помещении (с последующим возвратом) при помощи специальных фильтров;

2) воздухоотвод - устранение грязного воздуха через воздуховод.

Рециркуляция осуществляется с применением активного угольного фильтра: воздух, прогоняемый вентилятором через фильтр, подается обратно в помещение уже очищенным. Фильтры рекомендуется менять каждые 2-3 месяца.

Воздухоотвод считается более качественным способом очистки. Но, несмотря на очевидную эффективность воздухоотвода, у него есть и свои недостатки: так, например, не совсем понятно, откуда можно взять дополнительный объем чистого воздуха, и куда сбрасывать избыток загрязненного.

Обратите внимание: нельзя использовать воздуховоды естественной вентиляции для подключения кухонных вытяжек! Это нарушит нормальное вентилирование помещения и существенно затруднит попадание свежего воздуха на кухню. Даже в том случае, если зонт выключен, воздух до вентиляционной шахты будет проходить с трудом, а когда включится вытяжка, ситуация еще больше обострится.

Правила установки

Вытяжка работает максимально эффективно в том случае, если воздухоприемный зонт полностью закрывает плоскость варочной панели. Чтобы предотвратить утечку загрязненного воздуха, рекомендуется покупать модели в зависимости от размера плиты - с шириной зонта 60 или 90 см. Существуют вытяжки и с более широкими зонтами (120 см), но таких моделей немного. Наиболее популярные среди них - это АН 400-131 от GAGGENAU (90x136 см) и DA 252-2 от MIELE (50x120 см).

Какой именно должна быть высота зонта, можно определить, ориентируясь на требования пожарной безопасности и законы эргономики. Чем ниже располагается над плитой вытяжка, тем быстрее и качественнее она устраняет неприятные и вредные запахи. Тем не менее, расстояние не должно быть и слишком маленьким, так как жир, скопившийся на фильтр, может загореться, или из-за перегрева повредится вентиляционная система. Поэтому расстояние между зонтом и плитой не должно превышать 50-65 см (в зависимости от конкретных моделей вытяжки и плиты). Оптимальная высота крепления вытяжки над варочной панелью, как правило, указана в техпаспорте устройства. Ну и конечно, вытяжка должна быть расположена таким образом, чтобы не мешать процессу приготовления пищи.

В том случае, если плита состоит из нескольких варочных модулей, специалисты советуют установить систему вытяжек (настенная + настольная).

Что имеется в продаже?

Кухонные вытяжки бывают нескольких типов:

1. Настенная вытяжка (в виде зонта с длинной трубой). Такая вытяжка крепится к стене и является частью интерьера кухни. Следует удалить особое внимание окраске и форме трубы и зонта, - они должны соответствовать общему дизайну помещения. Другое название - вытяжка каминного типа - устройство получило за внешнее сходство с каминными дымоходами.

2. Островная вытяжка. Устройство крепится к потолку, и, как правило, функционирует без рециркуляции, только в режиме воздухоотвода. Такая модель удобна в том случае, если плита расположена в центре кухни.

3. Встраиваемая вытяжка. Компактная и экономичная модель, стоит на 10-20% дешевле, чем ее островная и настенная «сестры». Поскольку вытяжка устанавливается в специальные навесные шкафы и ее внешний вид никак не влияет на интерьер кухни, можно сэкономить и на дорогостоящих материалах внешнего корпуса устройства.

4. Настольная вытяжка. Чаще всего устройство располагается между плитой и грилем и представляет собой дополнительный модуль варочной панели. Вытяжка, встроенная непосредственно в плиту, очищает воздух более качественно за счет своей близости к «источнику резких запахов».

Остальные характеристики

Объем воздуха, который перекачивает вытяжная вентиляция за единицу времени, называется производительностью вытяжки и измеряется в кубометрах в час. Устройства с небольшой мощностью имеют производительность 200-300 м3/ч, мощные вытяжки перекачивают до 500-700 м3/ч воздуха.

Вытяжки работают с наибольшей производительностью в режиме отвода воздуха, а во время рециркуляции лишь на 50-70% от максимума. Это связано с тем, что при рециркуляции на вентилятор падает дополнительная нагрузка по прогону воздуха через угольный фильтр.

Обычные системы принудительной вентиляции не подходят для кухни, так как они не могут эффективно справляться с сильно нагретым и загрязненным воздухом. Кухонная вытяжка должна быть защищена от перегрева и паров кипящего масла и жира. Пластик и окрашенный металл, из которых состоит корпус более дешевых моделей, не предназначен для подобных целей. Для кухонной вытяжной вентиляции требуются другие материалы - нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы и жаропрочное стекло. Также необходим и специальный жиропоглощающий фильтр из акрилового пластика, который задерживает масло и жир. Если средства позволяют, можно приобрести и более дорогой фильтр - из металла. Фильтр следует менять раз в полугодие, металлическую сетку рекомендуется периодически промывать в горячем мыльном растворе.

Дополнительные функции

1. Стандартная дополнительная функция кухонной вытяжки - освещение плиты. В обычных системах кухонной вентиляции в зонте установлены лампы накаливания, в более дорогих моделях - галогенные или люминесцентные лампы. Последние отличаются более длительным сроком службы и экономичностью.

Существуют также и более сложные в техническом плане вытяжки: например, с функцией дополнительного регулирования освещения или с функциями регулирования интенсивности светового потока (Soft Lights и Dimm).

2. К дополнительным функциям также относятся: система интервального включения, датчик защитного отключения, кнопка остаточного хода и фиксация степени загрязнения жирового фильтра.

Система интервального включения очень удобна для помещений, где кухонная вытяжка - это единственный способ принудительной вентиляции. Благодаря интервальному включению в кухню регулярно поступает приток свежего воздуха.

Обеспечить работу вентилятора в течение нескольких минут после выключения плиты и вытяжки поможет кнопка остаточного хода. Датчик защитного отключения выполняет функцию контроля: он отвечает за своевременное отключение вытяжки, не позволяя превысить максимально допустимое непрерывное время работы устройства.

Датчик загрязнения жирового фильтра следит за тем, чтобы на фильтре не скапливалось слишком много жира. Избыток загрязнений может спровоцировать возгорание жира, оседающего в воздуховоде, или привести к поломке системы вентилирования.

3. Еще одна полезная функция, которой могут быть оснащены кухонные вытяжки, - управление вентиляционной системой от плиты при помощи сенсора плотности воздуха. С ее помощью можно определить степень загрязненности нагретого воздуха и своевременно начать его отвод. Среди устройств такого уровня особо стоит отметить уникальную модель АН 600 от GAGGENAU со встроенной воздушной завесой. Принцип действия вытяжки сводится к следующему: часть воздуха перегоняется вентилятором в специальный канал на фронтальной панели, образовавшийся поток обдувает варочную панель, а поднимающийся от плиты пар устремляется в раструб вытяжного устройства.

Почище и потише

Минимальный уровень шума - неоспоримое достоинство кухонной вытяжки. Добиться беззвучности работы устройства помогают специальные шумопоглощающие прокладки, особая конструкция корпуса, не допускающая вибрации, и работа мощных вентиляторов на малых оборотах.

На сегодняшний день лидерами по бесшумности признаны следующие модели вытяжек: 2600 Ом от AEG (44 дБА при производительности 520 м3/ч), АН 900 от GAGGENAU (49 дБА при 660 м3/ч) и АН 600 от GAGGENAU (52 дБА при 600 м3/ч).

Большинство вытяжек от ведущих мировых и российских производителей соответствуют европейским стандартам качества, а это в свою очередь означает, что даже у моделей эконом-класса показатель уровня шума не превышает 70 дБА. Так, у вытяжки SL26.E IX от ARISTON уровень шума составляет 63 дБА при производительности 400 м3/ч, а у 2020 D от AEG — не более 60 дБА.

Жилые комнаты

Для вентилирования жилых комнат применяются обычные настольные и напольные вентиляторы. Основная функция, которой оснащены эти устройства вентиляции воздуха, - создание потоков воздуха в помещении. В зависимости от модели вентилятора можно изменять силы потоков и регулировать их направление, а также устанавливать скорость работы устройства.

Чтобы определить требуемую производительность вентилятора для жилого помещения, нужно умножить объем комнаты, где будет установлено устройство, на 3. Можно пойти другим путем и вычислить производительность по следующим параметрам: из расчета 30-80 м3ч на человека.

Что поставить в комнате?

Чтобы в комнате всегда было достаточно свежего воздуха, специалисты рекомендуют установить мощный вентилятор с датчиком контроля влажности. Такое оборудование выпускают многие фирмы, в том числе такие, как KANALFLAKT-SYSTEMAIR KVK, OSTBERG и SILAVENT CURZON. Преимущество моделей данного класса в том, что они позволяют поддерживать оптимальный микроклимат в помещении и при этом не расходуют много электроэнергии.

При выборе вентилятора для комнаты очень важно обратить внимание на его шумовые характеристики. Уровень шума устройства, вентилирующего спальню, детскую или кабинет не должен превышать 25-30 дБ.

Комплексная вентиляционная система - отличное решение для тех, у кого в квартире окна оснащены стеклопакетами. Такая система состоит из двух расположенных на относительном расстоянии друг от друга блоков - вытяжного и приточного. Вытяжку, как правило, монтируют на кухне, на максимально допустимой высоте (например, на потолке или на стыке стены и потолка). Приточное устройство устанавливают в спальне или гостиной, и дополнительно снабжают шумопонижающим кожухом и нагревателем подаваемого воздуха.

Оснащаем пути отхода

Чтобы установить систему принудительной вентиляции, требуются вентиляционные короба или специальные отверстия, которые будут способствовать выводу отработанного загрязненного воздуха из помещения.

Вентиляционные каналы не должны быть длинными, так как их устройство связано с дополнительными материальными затратами и сложностями. Вытяжку лучше монтировать либо в окне, либо на наружной стене здания - в этих случаях установка системы будет стоить не так дорого. Но с эстетической точки зрения настенный вентилятор предпочтительнее: он не так бросается в глаза, как оконный.

Можно установить вентилятор и вентиляционные короба в пространстве над фальшпотолком, если, конечно, таковой имеется в наличии. Сегодня ведущие производители вентиляторов, выпускают специальные плоские модели для подпотолочного монтажа (например, PREMIERE DX200, XPELAIR и другие). Толщина таких устройств обычно не превышает 4-5 см, и они легко монтируются в любые типы подвесных и натяжных потолков.

Подбираем оптимальную конструкцию вентилятора

Вентиляторы бывают двух видов: осевые и центробежные. От принципа работы устройства зависят и особенности его применения.

Вентиляторы, которые имеют колесо с консольными лопастями, расположенное в цилиндрическом корпусе, называются осевыми. Рабочее колесо, как правило, находится непосредственно на оси электродвигателя. Когда колесо вращается, лопасти захватывают воздух и перегоняют его в осевом направлении. В радиальном направлении воздух практически не перемещается. Для улучшения аэродинамических характеристик работы устройства на входе в вентилятор устанавливается коллектор.

У осевых вентиляторов показатель КПД выше, чем у центробежных вентиляторов, но при этом напорные характеристики хуже.

Осевые вентиляторы обычно используются тогда, когда нужно подать большое количество воздуха при малых и средних аэродинамических сопротивлениях сети. Монтируются такие устройства непосредственно в стену.

В радиальных вентиляторах в специальном кожухе расположено лопаточное колесо. Воздух попадает в каналы между лопатками вращающегося колеса, перемещается в радиальном направлении, сжимается, затем под действием центробежной силы попадает в спиральный кожух и, наконец, оказывается в нагнетательном отверстии. Лопаточное колесо - это рабочее колесо в виде пустотелого цилиндра, в котором на равных расстояниях находятся лопатки (они установлены по всей боковой поверхности параллельно оси вращения). Количество лопаток может быть разным - здесь все зависит от типа и назначения вентилятора. Радиальные вентиляторы могут иметь как правое, так и левое вращение.

Для систем вентиляции и кондиционирования можно применять радиальные вентиляторы одностороннего или двустороннего всасывания, с клиноременной передачей или эклектическим двигателем на одном валу, с загнутыми вперед или назад лопатками.

Радиальные вентиляторы с загнутыми назад лопатками дают существенную экономию электроэнергии (почти 20%). Кроме того, такие устройства легко переносят перегрузки по расходу воздуха. С другой стороны, вентиляторы, у которых лопатки загнуты вперед, даже при меньшем диаметре колеса и работая с меньшей частотой вращения, гарантируют такие же расходные и напорные показатели, как и их «товарищи» с загнутыми назад лопатками. И, как следствие, занимают немного места и не сильно шумят.

Канальные вентиляторы монтируются непосредственно в проточную часть вентиляционной сети. Выпускаются в двух основных модификациях: с круглым или прямоугольным сечением. Канальные центробежные вентиляторы появились на мировом рынке в конце прошлого века (в 1973 году), и до сих пор пользуются большим спросом как у производителей, так и у потребителей, - во многом благодаря простоте и удобству их эксплуатации.

Крышные вентиляторные агрегаты (в том числе и крышные вентиляторы) устанавливаются на кровлях и используются для вытяжных вентиляционных систем.

В состав крышного вентиляторного агрегата входят непосредственно сам вентилятор, электродвигатель, устройство автоматического регулирования и виброизолирующие прокладки. Агрегаты оснащаются либо осевыми многолопастными вентиляторами, либо радиальными вентиляторами одностороннего или двухстороннего всасывания.

Производительность вентилятора

Для расчета производительности вентилятора необходимо знать объем помещения, в котором будет работать устройство, и число смен воздуха в час (кратность обмена воздуха). Производительность равна произведению двух вышеназванных величин.

В таблице приведены показатели кратности обмена воздуха для различных типов помещений.

Уровень шума, создаваемый вентиляционной системой

Работа вентилятора сопровождается шумом электродвигателя, причем не только аэродинамическим шумом, но и механическим тоже. Первый возникает в проточной части вентилятора и по воздуховоду попадает в комнату, второй образуется как следствие вибрации элементов конструкции - либо стенок защитного кожуха, либо самих воздуховодов и т.п.

Шум вентилятора в жилых помещениях не должен превышать 35 дБ, в противном случае работающее устройство будет негативно действовать на человеческую психику. Ряд необходимых мер для снижения уровня шума вентилятора можно предпринять еще на стадии монтажа оборудования.

Прежде всего, специалисты рекомендуют установить за вентилятором шумоглушитель. Кроме того, снизить уровень шума работающего устройства помогает и облицовка внутренней поверхности воздуховода специальными звукопоглощающими материалами. Шумоглушители выпускаются в двух исполнениях: трубчатом и пластинчатом. Трубчатая конструкция применяется для воздуховодов диаметром до 500 мм. Диаметр воздуховода имеет важное значение: он не должен быть слишком маленьким (могут образоваться воздушные «пробки» из-за турбулентности воздушного потока), но и слишком большой тоже ни к чему (иначе придется покупать более мощный вентилятор и выделять дополнительное пространство для его установки).

Вентиляция коттеджей

В частных загородных коттеджах долгое время применялись системы естественной вентиляции.

Разность температур комнатного и наружного воздуха, порывы ветра, изменение давления в зависимости от высоты дома - все это служило возникновению естественной вытяжки. Неплотные двери, щели оконных рам, некачественные стыки стен, в свою очередь, позволяли поступать наружному воздуху в помещение, вытесняя комнатный. Такая вентиляция была малоэффективной, поскольку сильно зависела от внешних условий.

Поэтому в последнее время большинство собственников загородных коттеджей стремятся оборудовать свои дома системами механической приточно-вытяжной вентиляции.

Что как устроено

Система механической приточно-вытяжной вентиляции - это комплексное устройство, состоящее из блоков обработки воздуха и автоматики, устройства забора наружного воздуха, а также из устройств транспортировки и распределения воздуха по комнатам и удалению рециркуляционных потоков за пределы помещений. Вентиляционная система, не оснащенная энергосберегающим оборудованием, способна потреблять почти половину (до 50-60%) всей энергии, предназначенной для инженерных сетей коттеджа. Чтобы избежать лишних трат на электроэнергию, при выборе вентиляционного оборудования для загородного дома в первую очередь следует обратить внимание на экономичность системы.

Для сокращения потребления электроэнергии специалисты рекомендуют воспользоваться блоками обработки с теплоутилизатором (рекуператором). Это устройство помогает сохранить тепло или холод воздуха в помещении во время работы системы (температура вытяжного воздуха передаются свежему приточному воздуху).

Миксер для воздуха

Локальные вентиляционные установки с пластинчатыми рекуператорами способствуют снижению эксплуатационных расходов на вентилирование помещений в теплое время года на 10-50% и более при наружной температуре от 0° и выше. В том случае, если уличная температура опускается ниже нуля, приточный воздух требует дополнительного подогрева и, как следствие, эффективность работы рекуператора падает.

Сегодня блоки обработки воздуха с пластинчатыми рекуператорами тепла очень популярны и часто используются в системах вентиляции загородных домов.

Главная деталь такого блока - теплообменник - изготавливается из алюминиевых или стальных пластин с антикоррозионной защитой (в виде гальванического покрытия). Впрочем, изделия, в которых удаляемый воздух обменивается энергией с приточным свежим воздухом, может также быть выполнен и из полипропилена. Помимо теплообменника в корпусе блока имеются приточный и вытяжной вентиляторы, фильтры для очистки воздуха от пыли, электронагреватель или водяной калорифер. Последний необходим в холодное время года для дополнительного нагрева воздуха, поступающего с улицы.

Большинство блоков обработки воздуха, оснащенных пластинчатыми рекуператорами, могут поддерживать температуру приточного воздуха в помещении благодаря системе автоматического регулирования мощности нагревателей. Как правило, максимальная мощность электронагревателей относительно невелика, и их можно без опаски подключать даже к маломощной проводке. Контролировать температуру воздуха, подаваемого в помещение, помогает датчик, установленный на пути входящего потока.

Фирмы-производители вентиляционного оборудования с пластинчатыми рекуператорами тепла обычно оснащают свою продукцию надежной защитной системой. В комплект поставки, как правило, входят: силовые предохранители, схема защиты обмоток вентиляторов от перегрева, термостат перегрева электронагревателей и противопожарный термостат (для обесточивания электрооборудования в случае возникновения неисправности).

В сильные холода мощности электронагревателя обычно не хватает, и теплообменник рекуператора начинает обмерзать. В этом случае большая часть свежего воздуха начинает подаваться по специальному обводному каналу без сохранения энергии.

Чудо-ротор

Для вентилирования помещений в суровом российском климате лучше всего подходят блоки обработки воздуха с роторными рекуператорами тепла. Они справляются с помещения практически любого объема. Как показывает статистика, КПД данного оборудования при равных расходах приточного и вытяжного воздуха достигает 85%! Такие высокие показатели обусловлены эффективной работой ротора рекуператора. Ротор представляет собой короткий цилиндр с большим количеством воздушных каналов, образованных навитыми друг на друга плоскими и гофрированными лентами из алюминия.

Благодаря ротору, вращающемуся в потоках приточного и вытяжного воздуха, как теплые, так и холодные воздушные струи проходят через одни и те же ячейки, то нагревая, то охлаждая их. Как следствие, тепло и холод передаются от одного воздушного потока другому.

Для комфортной вентиляции в частных домах устанавливают системы со стандартными роторами. Но в том случае, если потребность в осушении воздуха в помещении достаточно велика, лучше воспользоваться моделями с гигроскопическими роторами.

Заказываем вентиляцию по телефону

Автоматика блоков универсальна и удобна в использовании. Благодаря автоматике можно контролировать работу вращающегося теплообменника, регулировать температуру воздуха как в самом помещении, так и в приточных и вытяжных воздуховодах, следить за расходом воздуха и своевременно реагировать на повышение концентрации углекислого газа в помещении. Многофункциональные таймеры помогают составить почти «посекундный» график работы оборудования.

С помощью встроенного компьютера (которым оснащены наиболее технологичные модели), можно легко осуществлять настройку, контроль и поиск ошибок путем выбора тех или иных параметров в меню и подменю. Простой и понятный интерфейс помогает быстро выявить возможные неисправности и определить их характер. В некоторых случаях управлять компьютером можно с мобильного телефона, поддерживающего WAP-протокол.

Дополнительное оборудование

Для создания современной энергоэффективной и практичной вентиляционной системы не достаточно одного высокотехнологичного блока обработки воздуха. Поэтому не следует забывать и о пользе дополнительного оборудования, которое способствует притоку свежего воздуха в помещение и удалению отработанного, рециркуляционного воздуха.

Воздухоприемные и воздуховыводящие устройства представляют собой, как правило, либо закрытые решетками отверстия в стенах, либо отдельно стоящие шахты. При их расположении и выборе конструкции следует учитывать чистоту забираемого воздуха. Оптимально, если воздухоприемные и воздуховыводящие устройства будут соответствовать дизайну фасада. Ну и конечно, они не должны располагаться вблизи источников загрязнения воздуха, например, таких как дымовая труба, кухня и т.п.

Для защиты дома от холодного наружного воздуха, который может проникнуть через вентиляционные каналы (при неработающей системе вентилирования), рекомендуется оборудовать воздухоприемные и воздуховыводящие устройства утепленными клапанами с ручным и механическим приводом. А чтобы предохранить створки клапана от замерзания, лучше снабдить его системой электроподогрева. Во избежание конденсации водяных паров (из удаляемого влажного воздуха) и образования наледей следует тщательно утеплить наружные стенки вытяжных каналов. Для воздуховодов, через которые проходит вентиляционный воздух, требуются также теплоизоляция и звукоизоляция. Они необходимы для минимизации непродуктивных потерь тепла и обеспечения тишины в помещении. В коттеджах можно использовать воздуховоды и прямоугольного, и круглого сечения. Для металлических воздуховодов обычно характерно круглое сечение с внутренним диаметром 100-315 мм. Прямоугольные воздуховоды представляют собой короба размерами от 100x150 мм до 3200x4000 мм. С каждым годом все большим спросом пользуются спиральнонавивные металлические воздуховоды и пластмассовые воздуховоды (из винипласта, полиизобутилена и т.п.), отличающиеся хорошими антикоррозийными свойствами.

Устранить аэродинамический шум в системах приточно-вытяжной вентиляции помогают специальный глушители. Принцип их действия сводится к следующему: звуковая энергия превращается в тепловую в результате трения. Чаще всего глушители монтируют непосредственно за блоком обработки воздуха. Глушители бывают нескольких видов: трубчатые, сотовые, пластинчатые и камерные. Проходя сквозь перфорированные воздуховоды или каналы, воздушные потоки обтекают звукопоглощающий материал (например, мягкие маты из сверхтонкого стекловолокна, или полужесткие плиты из стекловолокна). В трубчатых и сотовых глушителях толщина звукопоглощающего слоя равна 100 мм, а в пластинчатых глушителях может составлять от 100 до 400 мм.

Те окончания воздуховодов, которые расположены внутри помещения, принято закрывать воздухораспределительными и воздухозаборными устройствами. Это делается для того, чтобы воздух мог без проблем проникать в дом и также легко выводиться наружу. При выборе соответствующего оборудования следует учитывать дизайн интерьера помещения. Но не стоит забывать и о технических характеристиках: так, воздухораспределительные устройства не должны уменьшать сечение воздуховодов.

В коттедже можно использовать не только стандартные решетки, но и более сложные конструкции воздухораспределителей: в частности, те, которые осуществляют вертикальную, горизонтальную и наклонную подачу воздуха.

Перфорированные панели, установленные в потолке, - хороший выбор для помещений высотой до 5 метров. В этом случае при большой кратности воздухообмена достигается требуемая подвижность воздуха в рабочей зоне. Перфорированные отверстия должны иметь диаметр от 2 до 10 мм, а их суммарная площадь - не превышать 10% от всей площади панели.

Установка вентилятора

При подборе и установке вентилятора необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности:

Чтобы обеспечить максимальную циркуляцию воздуха в помещении, необходимо закрепить устройство как можно дальше от локальных точек, через которые осуществляется приток воздуха, и на достаточно высоком уровне. Это правило действительно для всех способов монтажа.

Строго запрещено монтировать вентилятор в тех местах, где температура воздуха может подняться до 40-60°С (например, над каминными решетками или кухонной плитой).

В помещениях с камином или плитой без регулируемого дымохода нужно обеспечить вентилятору достаточный приток воздуха во избежание механической вытяжки через дымоход.

В ванной комнате с напряжением электропитания 230 В вентилятор должен быть установлен на значительном расстоянии от места принятия водных процедур.

Для душевых кабин требуются низковольтные модели вентиляторов или же встроенные в воздуховод вентиляционные устройства.

Электронные компоненты блока управления вентилятора могут быть выведены из строя из-за частых колебаний напряжения в электросети. В том случае, если в помещении одновременно используются люминесцентные лампы (которые при включении и выключении обычно вызывают скачки напряжения) и вентиляторы с электронным управлением, специалисты советуют установить в цепи электропитания вентилятора сетевой фильтр.

самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц именуется местным самоуправлением.

Отличное определение

Неполное определение ↓

САМОУПРАВЛЕНИЕ

категория ряда общественных наук, включая политологию, философию, а также конституционное право. Может использоваться и в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях, как народное самоуправление", "местное самоуправление", "территориальное общественное самоуправление" и др.

С. - это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественного объединения, членов трудового коллектива и т. д. По большому счету в демократическом обществе самоуправлением можно назвать самоорганизацию всего народа.

Суть С. состоит в том, что граждане совместно управляют общими делами, решают жизненно важные вопросы (одни - непосредственно путем голосования, для решения Других - избирают постоянные органы или должностных лиц).

С. строится на основе правил, принимаемых самими участниками процесса С. либо оформляемых компетентными органами государства на основе сложившихся обычаев и традиций, причем в любом случае повышенное внимание уделяется формам участия граждан в процессе С.

Решения С. или органов С. могут носить общественный характер и исполняться гражданами добровольно. Однако, учитывая, что С. есть выражение власти народа и может принимать государственно-властные формы либо выглядеть как переплетение общественных и государственных начал, возможно обеспечить государственную обязательность решений С. Если С. принимает государственную форму, оно сохраняет свою природу в том случае, если осуществляется выборными представителями народа и опирается на широкие слои населения. Важно также иметь в виду, что С., если оно осуществляется самими гражданами либо общественными формированиями, - независимо от диктата государственных органов, хотя и обязано считаться с юридическими законами. (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Муниципальное самоуправление - оно же местное самоуправление или МСУ – деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения с помощью органов муниципальной власти, управления муниципальной собственностью. Местное самоуправление не имеет отношения к системе органов государственной власти (хотя последняя может делегировать органам МСУ кое-какие полномочия), децентрализовано и направлено на самих себя.

Структуру органов местного самоуправления составляют:

а) представительный орган муниципального образования;

б) глава муниципального образования;

в) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

г) контрольно-счетный орган муниципального образования;

д) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом по общему правилу наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в России устанавливается Конституцией РФ и регулируется федеральным законом. Те люди, которые работают в этой сфере находятся на муниципальной службе, которую также регулирует отдельный федеральный закон. Организационной формой местного самоуправления на отдельной территории являются муниципальные образования. У них есть устав, структура, полномочия, штат и экономическая база.

Само самоуправление может быть непосредственным и опосредованным. Если граждане решают вопросы местного значения на сходе или местном референдуме – это непосредственное самоуправление, если же избирают на муниципальных выборах муниципальные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и вверяют полномочия по решению вопросов им – опосредованное.

Граждане могут контролировать муниципальную власть куда лучше, чем контролируют федеральную. На местном уровне они могут инициировать голосование по отзыву депутата представительного органа муниципального самоуправления, провести референдум, выступать с правотворческими инициативами, выражать своё мнение на публичных слушаньях, конференциях или собраниях местных жителей.

Отдельно стоит отметить публичные слушания, на которых обязательно выносятся:

– проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

– проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

– проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

– вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

По иным вопросам их могут инициировать и местные власти и население. Порядок организации и проведения слушаний расписан в уставе муниципального образования.

см. также: Рабочее самоуправление), решение общественных дел сообща на собрании или посредством совместно избранных представителей. Корни русского самоуправления уходят в глубокую древность. Еще в VI в. имп. Византии Маврикий писал: "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей". "Эти племена... - рассказывает Прокопий Кесарийский, - не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим". Эти же черты нашего народа выразились в обычае - вече, которым в Древней Руси называлась сходка жителей одного населенного пункта для решения общих дел. В больших городах вече принимало решения о приглашении или изгнании князя. Поэтому древнерусское вече являлось народной властью, независимой от князя.

Зачатки самоуправления закладываются в родственном коллективе - семье. Как писал историк Н.А. Рожков, род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю, особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия. Средний свободный человек того времени пользовался известной степенью обеспеченности, экономической самостоятельности, поскольку он был членом семейного, затем родового и племенного союзов. Это обстоятельство и вольное пользование землей глубоко отложились и прочно залегли в народном сознании.

Постепенно в русской жизни складываются такие формы самоуправления, как община, артель, дружина, губное управление. Одними из древнейших самоуправляющих коллективов были княжеские дружины. Члены княжеской дружины неоднократно заявляли своему князю, что хотят идти в поход или, наоборот, не желают идти. И князь, по обычаю, почти всегда считался с ними.

Дружинники заключали с князем свободный договор, отношения в дружине, включая самого князя, носили товарищеский характер. Вступление в дружину и выход из нее были свободными.

Еще более широким самоуправляющимся началом обладали торговые дружины, имевшие свои транспортные средства (лодки, лошадей), забиравшиеся в очень отдаленные места.

История сохраняет свидетельства и о земледельческих самоуправляющихся организациях, которые чаще всего смыкались с общиной, но отнюдь не всегда были идентичны ей. Как правило, это была группа крестьян, объединившихся для совместной подготовки земельных участков для сельскохозяйственных работ. Такая артель рубила лес, корчевала пни, выжигала поросли, расчищала, ровняла, рыхлила почву, а впоследствии устанавливала порядок пользования расчищенными участками. Кстати говоря, эти артели под названием "обчих" встречались в отдаленных лесных местностях вплоть до н. XX в.

Самоуправление было широко распространено и в духовной жизни народа. Церковные общины и братства, совместные братчины много значили в развитии народной психологии в Древней Руси.

Среди духовных артелей в России получили распространение так называемые молодежные "складки", устраиваемые в православные праздники, чтобы за общий счет в складчину повеселиться, попировать, поплясать.

Традиция земского самоуправления, оформленная юридически в сер. XVI в., пронизывает общественную жизнь Древней Руси. Земские соборы - съезды всех сословий государства - проходили в то время, когда по всей Западной Европе царил холод абсолютизма.

Русская монархия вплоть до XVIII в. носила сословно-представительный характер. Царское правление осуществлялось по обычаям и традициям страны, согласно которым царь был обязан править совместно с боярами (боярская дума) и советуясь с народом на земских соборах. Попытки царя узурпировать всю власть в своих руках, попирание "синклита" и "Совета чинов", по мнению Авраамия Палицына, приводит к беспорядкам и в конечном результате к "самовластию рабов". Как явствует из исторических материалов, Россия в XV-XVI вв. обладала единственной в то время среди других стран мира системой управления, основой которой было самоуправление на всесословной основе.

Изложим ее по данным, приводимым историками Л.А. Тихомировым и В.О. Ключевским. Царь обладал самодержавной властью и следил за соблюдением общественного блага и жизнью всех сословий. К нему мог обратиться с челобитной любой человек. На места царь назначал своих воевод, которые ведали всеми областями жизни вверенной им территории. Власть воеводы была велика, но возможность поборов была ограничена специальным доходным списком, определявшим доходы, кормы и пошлины. Если воевода или другое должностное лицо, назначенное царем, превышали этот список, то население имело право выставить ему по суду иск и потребовать возмещения за неправедные поборы.

Свою власть воевода осуществлял с представителями общественного самоуправления. Вторым лицом после воеводы был губной староста, ведший уголовные дела и следивший за общественной безопасностью. Губной староста выбирался всем населением из профессионального служилого населения.

После губного старосты важным лицом местного самоуправления был земский староста, выбираемый городским и уездным населением. При земском старосте состояли выборные от уездных крестьян советники. Они составляли земскую избу. Дело земского старосты и состоящих при нем советников заключалось в раскладе податей, в выборе окладчиков и целовальников. Воевода в дела земского старосты вмешиваться не имел права, не позволялось ему влиять на выборы или смещать выборных лиц и вообще пытаться воздействовать на мирские дела.

Земская изба заведовала городским хозяйством, разверсткой земли, обсуждала нужды посадских и уездных людей, сообщая о них, если не могла помочь им сама, воеводе или в Москву. Свои власти, кроме общей с городом земской избы, были и у уездных крестьян. Крестьяне выбирали своих общинных старост, "посыльщиков" (для сношения с воеводой и его приказными людьми), выбирали земского пристава "для государева дела и денежных сборов". Приходы выбирали священников и церковных дьячков, которые имели значение сельских писарей. По грамотам Ивана Грозного, монастырские крестьяне избирали у себя приказчиков, старост, целовальников, сотских, пятидесятских, десятников. Все представители центральной власти, назначенные в городе и волости, не могли решать дела без общественных представителей.

Согласно Судебнику 1550, представитель центральной государственной власти (воевода и т.п.) не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины представителям местного самоуправления - старосте и целовальнику. Если этого не происходило, то староста и целовальник, по требованию родственников арестованного, могли освободить его и взыскать с представителя администрации штраф за "бесчестье".

Таким образом, первый закон о неприкосновенности личности впервые был принят в Древней Руси, а не в Западной Европе, где он появился только 120 лет спустя.

Местное самоуправление получило свое развитие в системе земских учреждений XIX - н. XX в. И даже для того времени это была одна из самых передовых в мире форм самоуправления.

"Мы со смелостью, беспримерной в летописях мира, - писал кн. А.И. Васильчиков о развитии в России учреждения земского самоуправления, - выступили на поприще общественной жизни... ни одному современному народу Европейского континента не предоставлено такого широкого участия во внутреннем управлении, как русскому".

Земские учреждения существовали на уровне губерний, уездов и волостей, сами избирали свои руководящие органы, формировали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов. Земства существовали на началах самофинансирования, имели право для покрытия своих расходов вводить специальные налоги. Источником средств земств служили поступления от сборов на недвижимое имущество: земель, лесов, фабрик, заводов, доходных домов. Главный упор в деятельности земских учреждений был на школы, библиотеки, здравоохранение, ветеринарное дело, статистику.

В Положении о земских учреждениях подчеркивалось, что "заведование земскими делами уездов и губерний предоставлено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется распоряжению частного лица, хозяйство общественное - распоряжению общества". Идея земского самоуправления была непосредственно связана с идеей общинного самоуправления и была близка и понятна русскому человеку.

Можно было бы еще долго перечислять формы самоуправления, существовавшие в дореволюционной России, - достаточно назвать самоуправление казачьих земель, самоуправление университетов, самоуправление национальных территорий, например Финляндии и Средней Азии.

Был у самоуправления органический недостаток - изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся обществ и трудовых единиц, делающих их беззащитными от узурпации прав со стороны центральной власти. Пока соотношение прав местного самоуправления и центральной власти определялись традиционными, патриархальными представлениями о роли центра и мест, пока центральная власть носила в известном смысле отеческий характер, противоречия между центром и местами были невелики. Однако по мере усиления центральной власти и вытеснения традиционных правительственных форм заимствованными с Запада бюрократическими учреждениями происходит постепенное лишение прав местного самоуправления в пользу центра. Процесс этот имел характер национальной катастрофы, так как подрывал стержневую основу народного уклада жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В истории России немало страниц, свидетельствующих о том, что народность и самоуправление всегда были присущи российскому государству. Народовластие в России накопило практический и теоретический опыт местного самоуправления.

В разных исторических условиях самоуправление в российском обществе проявлялось в различных формах, среди которых наиболее заметными и устойчивыми являются следующие:

Вечевая демократия Древней Руси;

Слободское самоуправление;

Крестьянское общинное самоуправление XVI-XIX вв.;

Казачье войсковое самоуправление;

Земское и городское самоуправление второй половины XIX в.

Вечевая демократия - наиболее ранние проявления-самоуправления на Руси. Их развитие происходило в период перерастания родоплеменных объединений в добровольные общности самостоятельных хозяев - древнерусские общины. Как основообразующие институты раннефеодального общества общины представляли собой самоуправляющиеся, автономные организации, обладающие административно-судебной самостоятельностью. Высшим органом управления общины были сходы (собрания) жителей -вече, на которых решались важнейшие жизненные вопросы: о войне и мире, о приглашении угодных и изгнании неугодных князей, о принятии законов, избрании должностных лиц и др.

Вече, как форма народовластия, сохранялось в Новгороде, Пскове, Вятской земле до конца XV в., превратившись постепенно из органа прямой демократии в орган представительной власти. Дальнейшее развитие местного самоуправления на Руси было остановлено процессом централизации государственной власти, хотя признаки самоуправляемых сообществ обнаруживаются и в более позднее время.

Среди реликтовых форм местного самоуправления в России средних веков особый интерес представляют самоуправление городских слобод и крестьянское общинное самоуправление.

Примеры слободского самоуправления можно наблюдать в конце XV -начале XVI» вв. Как отдельная самоуправляющаяся единица каждая городская слобода имела возможность выбирать старосту, десятских, складчиков, ведавших раскладкой повинностей, и других должностных лиц: Центром слободы была съезжая изба, в которой размещались канцелярия и небольшая тюрьма; основные вопросы решались на слободских сходах. Сохранение слободского самоуправления объяснялось прежде всего стремлением властей обеспечить круговую поруку в отношении низших сословий и должное исполнение государственной службы. Для населения такая организация самоуправления означала определенную Защиту от вмешательства администрации в их дела, от безудержного расширения системы поборов.

Крестьянское общинное самоуправление, корни которого можно обнаружить в самоуправлении свободных крестьян-общинников периода раннего средневековья, получило свое развитие в ходе земской реформы Ивана IV Грозного. Она имела своей целью ликвидацию системы кормлений (содержания должностных лиц разного уровня за счет населения) и введение земского самоуправления.



Основные идеи реформы были закреплены в "уставной земской грамоте" 1551 г. Их воплощением стала замена (в общегосударственном масштабе) института наместничества выборными земскими учреждениями. Она предусматривала возможность осуществления самоуправления непосредственно путем проведения сходов, на которых крестьянскими общинами выбирались должностные лица местного самоуправления. Представительным органом местного самоуправления являлась земская изба, возглавлял ее земской староста, также в ее состав входили земской дьячок и целовальники, которые выбирались из числа наиболее зажиточных посадских людей и государственных (черносошных) крестьян сроком на 1-2 года. Земские избы содержалась на деньги местного населения. В их ведении находились суд, полиция, они управляли населением и собирали подати с него.

При Петре I по Указу 1699 г. земские избы были преобразованы в органы преимущественно городского управления с весьма ограниченной степенью самостоятельности. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись Бурмистерской палате, а с 1708 г.- губернаторам. В 1721-1724гг. земские избы были заменены магистратами и ратушами. Преемники Петра I упраздняют магистраты, единственными носителями власти на местах становятся губернаторы и воеводы (в уездах).

При Екатерине II система местного управления развивалась на сословных
Началах и, несмотря на наличие некоторых выборных органов и должностей,
включалась в достаточно сильно централизованный аппарат государственного управления. Главами местного управления в России в конце XVIII в. вновь стали наместники. Они назначались из числа высших сановников, наделялись чрезвычайными полномочиями и правом общего надзора над всеми местными учреждениями, подчинялись лишь императрице. Централизация государственной власти в России времен абсолютизма была несовместима с принципами народности и самоуправления. Идеи местного "самоуправления (как одного из способов социального управления) в этот период отвергались. Сохранялись лишь отдельные его элементы, превратившиеся в органы общественного сословного самоуправления: губернские и уездные дворянские собрания; собрания городских обществ, состоящие преимущественно: из мещан и купцов; сельские сходы, представляющие собой форму крестьянского общественного управления.

Однако традиции самоуправления продолжали жить в народе и проявлялись везде, где для этого создавались благоприятные условия. Примером тому может служить такой российский феномен, как казачье войсковое самоуправление.

В XIV - XVII вв. казаками назывались вольные люди, которые несли воинскую повинность, защищали Отечество, охраняли рубежи России и в награду за это имели особые права и преимущества, освобождались от уплаты налогов. В XVIII в. казачество приобретает статус военного сословия. К началу XX в. в России существовало одиннадцать казачьих областей-войск. В управлении казачьими войсками сочетались централизованные и децентрализованные начала.

Верховным атаманом всего российского казачества считался наследник престола. Функции государственного управления в отношении казаков были возложены на управление казачьих войск. Во главе каждого казачьего войска стоял наказной (то есть назначенный в столице) атаман. В то же время управление станицами и хуторами, на которые делились войска, имело признаки народовластия. Казачье войсковое самоуправление осуществлялось через станичный (хуторской) сбор, на котором избирались станичный (хуторской) атаман, станичное правление и станичный суд. На сборах решались важнейшие вопросы жизни станичников и хуторян: избирались должностные лица, изыскивались способы и меры устройства общественного призрения, выделения ссуд, распределения земель и др.

Во второй половине XIX в. потребность либерализации самодержавного строя России в связи с развитием капиталистических отношений обусловила проведение реформ, которые позволили бы приспособить действующую систему судопроизводства и управления к новой социально-экономической ситуации.

Оживление демократического движения в Европе, угроза буржуазной
революции заставили Александра II провести земскую и городскую реформы.
Их правовой основой стали Положение о земских учреждениях от 1 января 1864 г. и Городовое положение от 16 июня 1870 г., закрепившие следующие фундаментальные начала местного самоуправления: право на заведование местными делами, наличие выборных представительных органов самоуправления и их независимость от системы государственных учреждений. Разработчики этих актов были убежденными приверженцами общественно-хозяйственной теории самоуправления, что воплотилось в попытке реализовать на практике понимание земского учреждения как общественного органа, отличного" от органов государственной власти.

В систему местного самоуправления включались земские избирательные съезды, земские собрания (губернские и уездные), земские управы, городские думы и городские управы. Выборы депутатов - "гласных" земских собраний и городских дум - строились на принципах формальной всесословное, равенства и сменяемости членов, имущественном цензе. Земские собрания и городские думы являлись распорядительными органами местного самоуправления, они избирали из своего состава исполнительные органы: земские и городские управы. Земские и городские органы самоуправления не были включены в систему государственных учреждений и не подчинялись местным правительственным чиновникам. Однако государственный аппарат в лице министра внутренних дел и губернаторов имел достаточно полномочий для контроля и определенного влияния на их деятельность. В частности, серьезным отступлением от принципа независимости органов самоуправления являлся установленный порядок утверждения губернаторами выборных должностных лиц: председателей городских и земских уездных управ. Председатели губернских земских управ утверждались лично министром внутренних дел.

Земские и городские учреждения самоуправления заведовали
исключительно делами местного хозяйства: благоустройством, содержанием
дорог, народным образованием, земской медициной, "попечением" о развитии торговли и промышленности, общественным призрением и др. Органы земского и городского самоуправления осуществляли свою деятельность по принципу самофинансирования, для чего наделялись правом установления местных налогов. Они самостоятельно решали вопросы подбора и подготовки своих служащих, определяли структуру управления, Вместе с тем органы местного самоуправления испытывали сильное давление со стороны государственного аппарата. В адрес земств местные и центральные органы государственной власти направляли различные распоряжения, циркуляры с целью ограничения и стеснения самостоятельности их деятельности.

Дух народовластия в России, в подъеме которого большое значение имело развитие системы местного самоуправления, представлял собой серьезную угрозу самодержавию. Постепенно деятельность земских учреждений стала приобретать политическую окраску, что и вынудило правительство пойти на радикальную меру – проведение земской контрреформы.

На рубеже 90-х годов Александром III были приняты реакционные законы, которые фактически сводили на нет реформы самоуправления.

В основе Земского уложения (1890 г.) и Городового положения (1892 г.), были идеи государственной теории самоуправления, рассматривающей местное самоуправление как нижний уровень государственного управления, осуществляемого представителями местных сообществ. Одновременно с этим предусматривалось значительное усиление роли сословных начал в деятельности органов самоуправления. В соответствии с принятыми актами власть передавалась должностным лицам из числа местных помещиков, сосредоточившим в своих руках и судебную, и административную власть. Органы местного самоуправления попадали под жесткий контроль и административную опеку правительственных чиновников.

Контрреформы не только значительно урезали самостоятельность местного самоуправления, но и в три-четыре раза уменьшили число потенциальных избирателей. Закреплялась крестьянская сословная обособленность: крестьяне лишились права избирать гласных непосредственно - они стали назначаться губернаторами из числа избранных крестьянами кандидатов.

Попытки возродить местное самоуправление предпринимались как в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., так и после февральской революции 1917 г.

Идея самоуправления в период первой русской революции 1905-1907 гг. воплотилась в Советах - органах классового представительства трудящихся масс. Их прообразом считается Совет Парижской Коммуны (1871 г.). Советы 1905-1907 гг. избирались на основе прямых и равных выборов, были подотчетны избирателям, действовали по их наказам. В то же время классовая природа Советов позволяет видеть в них скорее органы политического, а не местного самоуправления.

В октябре 1917 г. в ходе вооруженного восстания Временное правительство было низложено и власть в стране перешла Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Советы, изначально рассматриваемые большевиками как органы вооруженного восстания и временного революционного правительства, после Октября 1917 г. стали органами государственной власти на всех уровнях управления. Принцип единства системы Советов стал основой организации власти на местах. При этом демократический характер новой власти виделся в том, что "местные Советы свободно объединяются, на началах демократического централизма, в единую, федеральным союзом скрепленную, общегосударственную Советскую власть".

На протяжении всего советского периода истории России органы власти на местах, каковыми явились Советы и их исполнительные комитеты, были звеньями единой государственной системы управления с высокой степенью централизации и субординации. Понятие "местное самоуправление" стало рассматриваться лишь применительно к организации власти в буржуазных государствах. Вместо него в политической и юридической лексике того периода стало использоваться понятие "социалистическое самоуправление".

В данном случае самоуправление понималось предельно широко и объемно как социальный феномен, охватывающий все сферы общественной жизни. Самоуправление в Советах, в общественных организациях и в трудовых коллективах, в республиках и на местах рассматривалось как составные части единой системы социалистического самоуправления народа.

К началу 90-х годов накопившиеся в обществе противоречия привели к кризису государственной власти и обусловили необходимость ее реформирования. Среди идей демократизации общественной жизни многие либеральные теории, в том числе теория местного самоуправления, вновь обрели популярность. Однако попытки "вписать" самоуправление в существующую систему власти на местах не дали (да и не могли дать) желаемого результата. Поэтому в ходе конституционной реформы 21 апреля 1992 г. был сделан принципиальный шаг - местные Советы были исключены из числа органов государственной власти.

Решительные изменения в организации системы местного самоуправления произошли осенью 1993 г. В соответствии с указами Президента РФ деятельность местных Советов прекращалась, а их функции до избрания новых представительных органов местного самоуправления возлагались на местную администрацию - исполнительные органы в системе местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., признала и гарантировала право народа на местное самоуправление, закрепила его самостоятельность в решении вопросов местного значения и обособленность от системы органов государственной власти, установила основополагающие нормы организации местного самоуправления. Конкретизация и развитие конституционных положений содержится в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, важнейшими из кот орых являются Федеральный закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В настоящее время система местного самоуправления в России находится в стадии становления: формируются органы местного самоуправления, совершенствуются правовые основы их деятельности; население приобретает навыки самоуправления, осваивает искусство народовластия. Для завершения этого процесса необходимы серьезные организационные усилия и материально-финансовые затраты.

Тема 4: «Местное самоуправление в системе народовластия»