Кабы не было зимы кто поет. Журнал для интеллектуальной элиты общества. Кабы не было зимы текст

Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы - все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.

Александр Александрович Дейнека

Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.


А. Дейнека. Перед спуском в шахту
Холст, масло. 1925

А. Дейнека. Перед спуском в шахту
Холст, масло. 1925
Государственная Третьяковская галерея

Трудовому подвигу народа - строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, Государственная Третьяковская галерея). Ее героиня - женщина-труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.


А. Дейнека. Мать
Холст, масло. 1932

А. Дейнека. Мать
Холст, масло. 1932
Государственная Третьяковская галерея

Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей - «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.


А. Дейнека. Будущие летчики
Холст, масло. 1938
Государственная Третьяковская галерея

А. Дейнека. Будущие летчики
Холст, масло. 1938
Государственная Третьяковская галерея

Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).


А. Дейнека. Оборона Севастополя.
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. А. Дейнека. Оборона Севастополя.
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. - панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.

Надгробный памятник


Д ейнека Александр Александрович - советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор.

Родился 8 (20) мая 1899 года в городе Курске в семье рабочих железнодорожников. С 1914 года учился в Курском железнодорожном училище. Одновременно посещал художественную школу.

С 1915 года учился в Харьковском художественном училище. Однако во время февральской революции 1917 года занятия в училище были прекращены, и А.А.Дейнека возвратился в Курск. В родном городе он вступил в РККА, оказался вовлеченным в водоворот революционных событий: писал плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа", оформлял театры и агитпоезда, возглавлял сектор ИЗО народного образования Курской губернии.

В 1921 году А.А.Дейнека получил направление на учёбу в Москву. Здесь он поступил на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Среди преподавателей в мастерских были видные представители русского авангарда. Наставником художника стал В.А.Фаворский.

Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских ("Автопортрет в панаме", "Женский портрет", "Портрет художника Вялова") испытывают заметное влияние авангардных течений.

В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. В это время начал формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, чёткости композиционных построений. Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт, индустриализация, техника. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна "Перед спуском в шахту" (1925), "На стройке новых цехов" (1926), "Текстильщицы" (1927). В 1928 году художником была создана картина "Оборона Петрограда", которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки.

Начиная с 30-х годов, изобразительный язык художника изменился. Его живопись стала менее графичной, колорит не столь сдержан, в его творчестве появились лирические мотивы. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина "Мать".

В период Великой Отечественной войны А.А.Дейнека создал ряд выдающихся произведений. Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина "Оборона Севастополя" (1942) и, пронизанное внутренним напряжением, полотно "Окраина Москвы. Ноябрь 1941" (1941).

В послевоенное время художник продолжил разрабатывать свои любимые темы. Языком искусства он стремится создать идеальный образ современного советского человека. Заметные картины Дейнеки этого периода "Тракторист" (1956) и "У моря. Рыбачки" (1956).

Немаловажную часть творческой деятельности А.А.Дейнеки составляли монументально-декоративные работы, в частности мозаики на плафонах станций московского метрополитена "Маяковская" и "Новокузнецкая" (1938 - 1939), панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии (1940). В 1964 году за мозаики ("Хорошее утро", "Доярка", "Красногвардейцы") он был удостоен Ленинской премии. Также мастер оставил значительный след в области скульптуры, станковой графики.

Помимо собственно живописи, А.А.Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во ВХУТЕИНе (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарём (1966-1968).

Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1963).

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1969 года за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства, плодотворную общественную и педагогическую деятельность и в связи с семидесятилетием со дня рождения Дейнеке Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Имя художника носит улица в Курске, оно присвоено Курской картинной галерее.

Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями.