Государство и гражданское общество краткое содержание. Гражданское общество над государством: глобальное гражданское общество. Гражданское общество в диалоге с государством: публичная сфера

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и культурное пространство, производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.

В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства.

Эволюция понятия «гражданское общество»

либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк ): понятие «гражданское общество» было введено для отражения уровня исторического развития человеческого общества от природного к цивилизованному существованию;

позитивно-либеральная трактовка (Г. Гегель ) утверждает, что основой гражданского общества является частная собственность, а движущей силой исторического прогресса – государство, которое обеспечивает справедливость, защищает человека от случайностей, реализует всеобщность интересов;

марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс ) представляет гражданское общество как фундамент человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития;

социал-демократическая традиция полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, обязательно должно регулировать экономические, социальные и иные процессы, вводить гарантии прожиточного минимума и т. д.

Гражданское общество – наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Признаки гражданского общества: экономическая свобода и частная собственность; социальная стабильность и гарантии; обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность; конкуренция и плюрализм; свобода информации и общественного мнения; толерантность и открытость; легитимность власти; наличие правового государства.

Предпосылки становления гражданского общества

Законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

Юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства, наличие частной собственности;

Создание механизмов саморазвития и саморегуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, выступать в качестве единственно законного источника власти.

В гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Структурные элементы гражданского общества:

А) В экономической сфере – негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Б) В социально-политической сфере: классы, различные слои и социальные группы, семья как социальная ячейка гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации.

В) В духовной сфере: культурные, этические идеалы и ценности, свобода мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

Г) Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство.

Гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Основные функции гражданского общества:

1) побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;

2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

а) правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой.

б) приоритет права: правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) правовой закон распространяется на общество и на само государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета групповых интересов. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.

4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гражданское общество Гражданское общество – в особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов Г. прав,

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 18. Гражданское общество Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Из книги Энциклопедия юриста автора

Гражданское общество ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов; совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур,

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Глава 10. БИЗНЕС–ГОСУДАРСТВО–ОБЩЕСТВО От отношений в этом треугольнике зависит наше будущее 1. Бизнес бизнесу рознь В общественном сознании насаждается миф о “единстве интересов” всего бизнеса. Однако этого “единства” на самом деле нет и в помине: реально

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

4.6. Гражданское общество и государство Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.

— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

  • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
  • свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
  • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

  • получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
  • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
  • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

Современное гражданское общество

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
  • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
  • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
  • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
  • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
  • негосударственные средства массовой информации.

В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

  • признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
  • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
  • утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
  • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:

  • выработка общей стратегии общественного развития;
  • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
  • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
  • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
  • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.

Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.

Общество - (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно сулить о характере всего общества, его сущности.
Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологические рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.
Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально- экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:
1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность труд, предпринимательство, совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
2) общественные объединения и организации;
3) политические партии и движения;
4) сфера воспитания и негосударственного образования;
5) система негосударственных средств массовой информации;
6) семья;
7) церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) самоуправляемость;
3) конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
5) всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
6) жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
7) многоукладность экономики;
8) легитимность и демократический характер власти;
9) правовое государство;
10) сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жсизни людей, и др.
Глубокое осмысление понятие «гражданское общество» получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права». Современная теория государства и права возвращается к этим философским истокам и только в сочетании этих истоков и современных разработок, политико-правовых потребностей удастся установить, что имелось ввиду под этим понятием - гражданское общество, какое отношение оно имеет к судьбе государства и права.
Одним принципом этого общества, по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои особенные цели, т.е. индивид. Другим принципом - «всеобщность», т.е. «соотношение лиц между собой», т.е. все тот же глобальный вопрос о взаимодействии индивида и общества и об ограничениях свободы одного индивида свободой другого в обществе, об ограничении свободы индивида интересами общества.
Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определения потребности индивида и их удовлетворения посредствам труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредствам правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций. Иными словами, гражданское общество включает себя целенаправленную трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества, четко работающую судебную систему, осуществляющую на основе защиты прав, деятельность полиции и корпораций.
Гегель анализирует более подробно указанные стороны гражданского общества. О собственности он замечает, что она покоится на «договоре, формальности которого твердо определены». Член гражданского общества (Гегель называет его чином) имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право.
Таким образом, гражданское общество - это некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либеральнодемократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом - правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т.п.
Тогда и правовое государство - это не схема, расписанная по своим признакам, а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Характеристика, признаки правового государства подтверждают этот тезис.

Демократия в любой стране как форма политического существования формируется, развивается и сохраняется лишь на такой социальной основе как гражданское общество. Именно гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных горизонтальных и вертикальных связей между его элементами в единое целое, охраняет демократическую систему государственного управления, права личности.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество – сторона общества, общественной жизни людей, огражденная законами от прямого вмешательства государственной власти и произвольной регламентации их отношений. В гражданском обществе человеку гарантируется свободный выбор форм его политического и экономического бытия, добровольность вступления в любую общественную организацию и деятельность в ней в рамках закона.

Форма государственного правления в развитом гражданском обществе – демократическая.

Гражданское общество – воплощение конкретно-исторического уровня народовластия, гражданской ответственности людей, степени достижения их контроля за деятельностью государства и его органов.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Гражданское общество – это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

Гражданское общество – определенный общественный строй, организации семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является система гражданского права.

Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Для функционирования гражданского общества необходимо н а л и -
ч и е п р е д п о с ы л о к:

· экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

· социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса)

· политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм)



· культурных (обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести)

Э т а п ы ф о р м и р о в а н и я г р а ж д а н с к о г о о б щ е с т в а:

XVI–XVII вв. – складывание экономических и политических предпосылок существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии.

XVIII–конец XIX в. – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции.

XX в. – значительные изменения в социальной структуре общества, идет процесс становления правового социального государства.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях:

производственном (граждане создают ассоциации или организации для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье),

социокультурном (для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении или вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы),

политико-культурном (в котором реализуются потребности граждан в политической деятельности).

Структура гражданского общества включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами по интересам, движениями гражданских инициатив.

Главные принципы гражданского общества:

· Свобода члена общества как человека.

· Равенство его с другими как подданного.

· Самостоятельность члена общества как гражданина.

Условия развития гражданского общества:

· Равенство в нем прав, свобод и обязанностей.

· Равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства.

· Индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество.

Важнейшие условия существования гражданского общества и правового государства – обладание личностью правом на самореализацию, на индивидуальную, личную свободу, экономический суверенитет.

Экономическая и политическая свобода – формы проявления свободы человека как члена общества, как самоценной личности. Признание самоценности личности, ее прав и свобод предполагает ответственность личности перед обществом.

Взаимоотношения гражданского общества и государства:

· Гражданское общество представляет собой все отношения между людьми и общественные институты, которые формируются и развиваются без непосредственного вмешательства государства.

· Разделение гражданского общества и государства условно, они существуют в неразрывной связи друг с другом.

· Зрелое гражданское общество является необходимым условием формирования реальной демократии и правового государства.

· Связи гражданского общества и государства обусловлены существованием политико-культурных отношений между ними, потребностями личности в политическом участии, гражданской активности.

Направления формирования гражданского общества в России:

· Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики.

· Формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству – создание реального плюрализма в обществе.

· Преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий (А. А. Радугин).

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.

Гражданское общество – историческое образование. Оно возникает после государства на определенной ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в этот момент и рождается гражданское общество. Примерно с XVII в. в Западной Европе государство теряет свои неограниченные функции гаранта феодально-сословных привилегий и монархического произвола. В результате буржуазных революций возникает самостоятельная, защищенная от посягательств государства личность с ее неотчуждаемыми естественными правами, которая руководствуется в своей деятельности индивидуальным интересом. Личный интерес побуждает граждан на активное участие в общественной жизни общества; рождает желание влиять на государственную власть и за нее бороться. Самый доступный путь реализации личных интересов – организация партий, групп, ассоциаций, движений и пр., которые соответствуют тем или иным интересам (экономическим, политическим, религиозным и т. д.) граждан, стремящихся осуществить поставленные перед собой цели (завоевание политической власти, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д.). Таким образом возникает гражданское общество .

Понятие гражданское общество употреблялось еще в античности. Однако его использовали как синоним политического общества или государства. Это было связано с тем, что государство охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, искусство. Именно поэтому у Аристотеля, Платона и др. мы находим представление об обществе как о некоем организме . Естественное состояние человека понимается как его растворенность в полисе, а цель и смысл существования каждого сводится к участию в общественных делах своего сообщества. Человек не ощущал себя индивидуальным лицом, он выступал прежде всего как гражданин государства.

Развитие гражданского общества в странах Запада активно началось в ходе революционно-буржуазных преобразований на рубеже XVIII–XIX вв. Одним из первых тему гражданского общества затронул Т. Пейн в своем политическом памфлете «Права человека». Как сторонник демократизма в США, он считал, что государство – необходимое зло, его власть должна быть ограничена в пользу гражданского общества, сведена до минимума. Это связано с тем, что свободные и равные индивиды, наделенные неотъемлемыми правами, предшествуют государству, как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Они, объединенные в общество, и без вмешательства государства в состоянии урегулировать почти все свои дела; чем совершеннее гражданское общество, тем меньше оно нуждается в правительстве (и государстве). Пейн был убежден в том, что сокращение власти государства до минимума сделает возможным формирование международной конфедерации национально независимых и мирно взаимодействующих гражданских обществ. Национальное государство в таком случае состояло бы из выборного управляющего и гражданского общества – гаранта всеобщего мира, цивилизации.

Существует и другой подход, согласно которому слишком большая свобода гражданского общества считается фактором усложнения общественной жизни и интенсификации конфликтов, для устранения которых необходимо более жесткое государственное регулирование. В разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством особенно велика заслуга Гегеля. Согласно его учению гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству, возникающую в процессе формирования капитализма. Гражданское общество – это общество владетелей собственности, которые, несмотря на религиозные, расовые, политические и другие различия равны перед законом: им разрешено преследовать личные интересы и реализовывать собственные представления о счастье, они свободны в выборе карьеры, профессии, работы по найму, места проживания и работы. Гражданское общество внутренне связано с рыночной экономикой. В отличие от семьи, представляющей собой некое целое, гражданское общество составляют конкурирующие между собой индивиды. Пока это общество ничем не ограничено, никакие связи между индивидами, никакая заинтересованность в общественном благе не снимают противоречий между членами общества, борющимися за обладание богатством, властью и счастьем. Согласно Гоббсу, это состояние «войны всех против всех», что, естественно, должно найти свое диалектическое разрешение. Эту задачу выполняет государство, которое снимает, преодолевает, делает относительным антагонизм гражданского общества. Государство есть высшее проявление всеобщей воли и разума, где нашли свое разрешение политические, нравственные и материальные противоречия гражданского общества, ибо государство есть органическая целостность, объединяющая отдельные части общества и отдельных граждан. Согласно учению Гегеля, государство в состоянии обеспечить гражданскому обществу свободу лишь удерживая его в подчиненном положении, т. е. подчиненным закону, который, ограничивая частнособственнический эгоизм гражданского общества, создает условия для свободного сосуществования граждан, сознающих свой законопослушный долг перед государством.

Противоположные взгляды Т. Пейна и Г. Гегеля на роль и значение государства и гражданского общества отразили реальные противоречивые взаимоотношения этих социальных институтов общества, объединяющие началом, фундаментом, на котором строится гражданское общество, служит экономически и юридически свободная личность, руководствующаяся во всех своих желаниях и действиях своим частным интересом. Совпадение или, наоборот, взаимное отторжение личных интересов граждан порождает в обществе своего рода «броуновское движение», результатом которого являются разнообразнейшие ассоциации, союзы, партии и пр. организации для защиты и реализации в государственных решениях (законодательных, исполнительных, судебных) своих индивидуальных и групповых интересов. Участвуя в этих общественных, политических и неполитических организациях, каждый стремится удовлетворить свой частный интерес: будь то членство в политической партии, главной задачей которой является политическая власть; или союз предпринимателей, путем совместных действий стремящийся отстоять те или иные частнособственнические интересы; или профессиональный союз работников наемного труда, желающих в экономической борьбе с работодателями отстоять свои трудовые интересы; или экологическая организация заинтересованных в спасении окружающей среды.

В основе гражданского общества лежит не единство, а разнообразие, не солидарность, а противопоставленность индивидуальных и групповых интересов друг другу. В этих условиях государство выступает в роли регулятора и арбитра в конфликте экономических, политических, социальных и религиозных интересов граждан, объединившихся в соответствующие общественно-политические и экономические союзы.

Развитое гражданское общество может существовать лишь в условиях демократического государства, где действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». В условиях же авторитарно-тоталитарных режимов гражданское общество гибнет, ибо огосударствление проникает во все сферы жизни, лишая гражданина прав на частную инициативу. В этих условиях разнообразие общественно-политической жизни общества сводится к одному всеобщему интересу: общественная собственность, одна партия, единый профессиональный союз и т. д. В результате происходит процесс распада социальных групп, разрыва традиционных связей между людьми, разрушение культурных и профессиональных норм и ценностей. В таких условиях личность бесправна и полостью зависит от непредсказуемых, бесконтрольных действий государственных властей.

Поэтому, чем выше степень защищенности индивидуальной и общественной сфер жизни от жесткой регламентации со стороны государства и его органов, тем эффективней развитие общества, ибо граждане могут через институты гражданского общества добиться разрешения своих проблем.

Демократический принцип правления является залогом становления и развития гражданского общества, но, в свою очередь, и развитое гражданское общество является залогом сохранения и стабилизации демократии.

Гражданское общество в России характеризуется отставанием в своем развитии. Причины здесь самые различные: многовековая феодальная эксплуатация народа, самодержавно-крепостнический общественный строй, ничем не прикрытое подавление личности, культ силы власти государства и ее держателей. Часто незрелость гражданского общества в России нынешние публицисты и журналисты объясняют злой волей «демонов революции»: Ленина, Троцкого, Сталина, «совдепии», «партократии» и т. д. Но это не совсем так. Процесс становления гражданского общества охватывает века и связан с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. До этого в России отсутствовал свободный рынок труда, третье сословие едва формировалось, Россия была аграрной страной, практически не появились еще субъекты гражданского общества. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления.

Сдерживающим фактором выступала и сельская община, которая недоброжелательно относилась к индивидуальному предпринимательству, культивировала круговую поруку, иждивенчество, верноподданничество, чинопочитание, лишала своих членов чувства личного достоинства, обожествляла деспотизм и его носителей.

Коренных перемен в этом вопросе не произошло и в период социалистического развития. Элементы гражданского общества имелись, но они носили порой формальный характер, излишне заорганизованный и контролируемый сверху государственной властью. Если проводить исторические параллели, то становление гражданского общества и стабилизация демократических режимов власти в странах Запада потребовали по меньшей мере столетие.

Для создания гражданского общества в современной России необходимо:

· в политике: формирование правового государства, развитие законодательства, строгое разделение властей;

· в экономике: создание экономического фундамента гражданского общества на основе конкуренции разных форм собственности;

· в социальной сфере: преодоление социальной неустойчивости, поддержка среднего класса;

· в духовной сфере: различное заимствование зарубежного опыта, развитие образования, культуры, науки.

Все это в совокупности позволит создать условия для развития гражданского общества в России.

Таким образом, гражданское общество – определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.

Основными сущностными признаками гражданского общества являются экономическая, социальная, политическая и духовная свобода его членов, их право и способность самостоятельно решать свои экономические и социально-политические проблемы. Гражданское общество – это самоорганизация граждан, независимая от государства и существующая наряду с ним, представляющая собой совокупность, многообразие форм самодеятельности людей и служащая для удовлетворения их потребностей и интересов.

Государство существовало не всегда, а появилось на определенной ступени развития общества. В условиях родоплеменных взаимоотношений людей власть осуществлялась всеми членами родовой общины и избираемыми ими старейшинами и вождями, обладавшими наибольшими мудростью и доблестью. Власть была основана на авторитете, а не на средствах принуждения. Порядки общины и племени регулировалась многовековыми обычаями , которые, как правило, неукоснительно соблюдались всеми. Споры между племенами разрешались с помощью жестоких войн и по обычаям кровной мести.

С переходом от хозяйствования добывающего, присваивающего (охота, рыболовство, собирание плодов, ручное земледелие) к производящему (скотоводство, земледелие) возникает частная собственность на средства и продукты труда и вслед за ней – социальное расслоение общества .

Термин «государство» можно понимать в различном смысле:

как организацию большой общественной группы – в таком случае в обыденном языке употребляются понятия: страна, нация, общество, отчизна и др.

как отношения политической власти, отношения между гражданами и органами государства, между органами государства (например, между правительством и парламентом), между органами государства и политическими партиями.

В обыденном же сознании государство отождествляется с властью, администрированием, контролем и т. п. Иногда государство идентифицируется с его административными (исполнительно-распорядительными) органами и с системой юридических норм, определяющих их функционирование.

Переходя от теоретических к практическим вопросам организации государственной власти на современном этапе развития человеческого общества, необходимо выделить основные признаки государственной власти :

а) публичность власти, стоящей над обществом как особый аппарат управления и принуждения;

б) распространение политической власти на всю территорию страны и ее население ;

в) суверенность, что означает верховенство государства по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны, независимость государства, его самостоятельность в решении вопросов внешней политики;

г) способность издавать обязательные для всех граждан и организаций на своей территории законы и иные нормативные акты, взимать налоги.

Материалы к лекции.

Государство- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Существуют различные теории, объясняющие причины возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.

В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства,- географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Отсюда можно сделать следующий вывод, что возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей.

Формирование государства- длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Термин «государство» в политологии употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти: в этом значении говорят, например, о российском, французском и т.п. государствах) и узком, собственном смысле. Именно последнее понимание является строго научным. В рамках него государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории.

Идеи правового государства появились еще в древности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

Все эти идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей еще не имели логической завершенности и поэтому о становлении концепции правового государства еще преждевременно.

В теоретически развернутом виде учение о правовом государстве были оформлены гораздо позже- в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя.

Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш.Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, в значительной степени освободили ее от религиозного мировоззрения.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И.Кантом, который рассматривал государство как «Объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структуру гражданского общества составляют:



- семья;
- церковь.

Признаками гражданского общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
- многоукладность экономики;
- легитимность и демократический характер власти;
- правовое государство;
- сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Социальное государство – тип государства, которое провозглашает, берется и способно осуществлять политику, направленную на подлинное обеспечение всего комплекса прав гражданина, и прежде всего социальных. Словом «социальное» подчеркивается именно то обстоятельство, что такое государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение блага всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости.

Методические указания к выполнению семинарских занятий.

1. Государство как ядро политической системы общества.
2. Понятие гражданского общества, его структура. Формирование гражданского общества в Казахстане.
3. Понятие правового государства и его отличительные признаки. Социальное государство и его эволюция.

Литература.

1.Вебер М.Избранные произведения.М.,1991.
2. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.,2002.
3. Козлихин И.Ю.Право и политика. СПб., 1999.
4. Козлихин И.Ю.Идея правового государства: история и современность.СПб.,1993.
5. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2004.
6. Рудковский В.А. Понятие государства. Волгоград, 2002.
7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

При рассмотрении первого вопроса покажите различные подходы, теории, которые по-своему объясняют причины появления государства. На протяжении длительного периода истории вопросы государства, власти объяснялись с точки зрения божественного происхождения. Объясните почему? Особое внимание заслуживает теория общественного договора, получившая развитие у многих мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени (Д.Локк,Т.Гоббс,Ж.-Ж. Руссо, Г.Гроций).
Покажите основные признаки государства, что отличает этот политический институт от других. Рассмотрите функции государства и как на практике происходит реализация этих функций.
Рассмотрите формы государства (монархия, республика), от которых зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
В чем заключается сущность идеи разделения государственной власти? Покажите как эти идеи осуществляются в жизни? Какими государственными органами по Конституции РК представлены эти ветви власти? Как на практике действует система сдержек и противовесов во власти? Покажите на примере более цивилизованных стран действие принципа разделения государственной власти.
При рассмотрении второго вопроса необходимо отметить, что понятие «гражданское общество» своими корнями восходит к мыслителям Древней Греции и Рима.
Но в своем подлинном виде гражданское общество, как и правовое общество, появляется в условиях развития буржуазного общества, что в большей степени было связано с возникновением самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических,корпораций, купеческих гильдий, позже- кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.), призванных защищать их групповые и индивидуальные интересы, права и свободы.

Рассматривая структуру гражданского общества покажите место и роль следующих элементов:
- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
- совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
- общественные объединения и организации;
- политические партии и движения;
- сфера воспитания и негосударственного образования;
- система негосударственных средств массовой информации;
- семья;
- мечеть (церковь).
Покажите основные функции гражданского общества.

Рассматривая проблему становления гражданского общества в нашей стране, покажите как происходит это в экономической сфере, политической жизни, в развитии средств массовой информации и т.д.
При рассмотрении третьего вопроса покажите как происходило зарождение и развитие идеи правового государства в трудах древних мыслителей Древней Греции и Рима. Основным итогом их высказываний была идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.
Покажите основное содержание целостной концепции правового государства, сложившейся уже в условиях буржуазного общества Рассмотрите взгляды прогрессивных мыслителей Запада- Г.Гроция, Дж.Локка, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Т.Джефферсона и др. по проблемам правового государства.
Идеи Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на создание конституционного законодательства. Это отчетливо проявилось, например, в конституции США 1787 года, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года, целом ряде других правовых актов. Покажите какие идеи вошли в эти документы.

Рассматривая вопрос о критериях правового государства, покажите на каких принципах зиждется правовое государство.
Если говорить о становлении правового государства в Казахстане, то следует отметить, что наша страна, как и другие бывшие советские республики, совсем недавно порвавшие с тоталитарным режимом,несет на себе печать этого общества, а оно ориентировано прежде всего на государство, а не на общество и личность.
Вам необходимо очень внимательно изучить второй раздел Конституции РК, который называется «Человек и гражданин». Покажите,как реализуются на практике наши права и свободы? Как мы выполняем свои обязанности?
В этом вопросе необходимо остановиться и на характеристике социального государства, которое является связующим звеном между правовым государством и гражданским обществом, это государство, ориентированное на личность, обеспечение достойных условий жизни. В конституции какой страны впервые введено понятие «социальное» государство? Покажите какие социальные проблемы уже решаются сегодня в ведущих странах Запада, а какие остаются нерешенными.