Экспериментальная авиация торговля. Ежегодный слет ассоциации экспериментальной авиации россии. Оборудование бортовых систем


Х31-АД

Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" запустила в серийное производство противорадиолокационную ракету последнего поколения X-31ПД, сообщил журналистам в пятницу на выставке "Гидроавиасалон-2012" глава корпорации Борис Обносов.

"Она обладает повышенной дальностью, превосходящую своего предшественника. Вместо трех селекционных головок, которые стояли на X-31П, на этой ракете одна широкополосная, что позволяет бороться со всеми станциями РЛС", - сказал Обносов.

Кроме того, по его словам, готова к производству и сверхзвуковая противокорабельная ракета повышенной дальности. "Противокорабельная ракета X31-АД готова", - сообщил глава корпорации.

Противокорабельная ракета Х31-АД отличается от ракеты предыдущего поколения увеличенной мощностью боевой части, а также почти вдвое большей дальностью. Носителями новых ракет Х-31 являются самолеты Су-30 различных модификаций, Су-25, МиГ-29, МиГ-35 и другие.

Х-31АД -- высокоскоростная противокорабельная ракета повышенной дальности,
Изделие несколько отличается от базового варианта. Увеличена площадь рулей, которые получили обратную стреловидность. Изменена форма крыла. На одной из предыдущих выставок сообщались лишь ТТХ этой модификации *).

Модификации:
* Х-31А ("изделие 77А") - противокорабельная. Предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 4500 т. Принята на вооружение в 1988 году. Поставляется на экспорт в Индию.
* Х-31АД (Х-31М) - с увеличенной до 100 км дальностью пуска.
* Х-31П ("изделие 77П") - противолокационная. Предназначена для уничтожения радаров средств ПВО средней и большой дальности, радаров средств воздушного управления и радаров раннего предупреждения. Может противодействовать ЗРК "Пэтриот", "Найк-Геркулес". Принята на вооружение в 1988 году.
* Х-31ПД - с увеличенной до 150 км дальностью пуска. Масса увеличена на 100 кг.



Технические характеристики Х-31А
Габариты, мм:
длина 4700
диаметр фюзеляжа 360
размах крыльев 778
размах рулей 1125
Стартовая масса, кг 600
Масса боевой части, кг 87-90
Скорость максимальная, км/ч 4700
Дальность пуска, км:
максимальная 70
минимальная 5
Круговое вероятное отклонение, м 5-8
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 600-1100
Диапазон высот применения, м 50-15000

Сложный профиль полета и сверхзвуковая скорость делают отечественные крылатые ракеты одними из самых опасных средств поражения во всем мире. В 2015 году на вооружение российской армии и флота будет поставлено более 10 новых и модернизированных образцов такой техники, среди которых главной новинкой станет семейство противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31 (по кодификации НАТО - AS-17 Krypton).

В конце 70-х годов прошлого века в СССР возникла потребность в разработке сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации для того, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Разработкой советских авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (после объединения предприятий «Звезда» и «Стрела» компания получила новое название «Звезда-Стрела»), а уже в конце 1980-х годов прошли испытания крылатых ракет Х-31А и Х-35 . Несмотря на общее назначение, данные ракеты разрабатывались по разным техзаданиям, а также показывали принципиально разные подходы к решению поставленных задач.

Постановление Совета министров СССР о начале работ над ракетой Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем вышло в 1978 году. Изначально новая ракета обладала индексом 31П. Проектированием ракеты еще с 1975 года занималось КБ «Стрела», главным конструктором ракеты был Бугайский. Изначально ракета Х-31 создавалась в двух вариантах: Х-31А и Х-31П.

Данные ракеты стали первыми в мире серийными ракетами, оснащенными комбинированным прямоточным двигателем. При этом ракета Х-31П разрабатывалась специально для борьбы с американскими ЗРК. Она была предназначена для поражения РЛС американских зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, MIM-23 HAWK и MIM-14 Nike-Hercules. От ракет предыдущего поколения она отличалась высокой маршевой скоростью, большей дальностью стрельбы, устойчивым наведением на цель в условиях постановки интенсивных помех, а также временного выключения радиоизлучающих целей.

Пассивная головка самонаведения ракеты была изготовлена НПО «Автоматика». Планировалось вооружить новыми ракетами самолеты третьего поколения, к которым относились Су-17М, МиГ-27 и Су-24. На каждом из этих самолетов можно было разместить не меньше двух ракет.

Помимо противорадиолокационной ракеты Х-31П, разрабатывалась авиационная противокорабельная управляемая ракета Х-31А. Данная ракета была предназначена для поражения вражеских надводных кораблей разных классов до эсминца включительно. Госиспытания новой противокорабельной ракеты Х-31А были завершены в 1989 году, самолетом-носителем ракеты выступал Су-24М.

По результатам проведенных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а сама ракета Х-31А к началу серийного выпуска. Примерно в этом же время завершились испытания и противорадиолокационной ракеты Х-31П, которую приняли на вооружение уже в начале 1990-х годов.

Ракеты Х-31 были построены по нормальной аэродинамической схеме. Они оснащались твердотопливным стартовым и прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем. Кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты имела массу 90 кг. Ракета Х-31А оснащалась помехоустойчивой ГСН и могла развивать скорости полета в М=4,5.

Еще одной особенностью ГСН АРГС-31 была способность выделять заданную цель из плотной однородной группы целей. При этом вероятность попадания ракеты составляла 0,55. При обнаружении облучения РЛС противника ракета Х-31А могла совершить противозенитный маневр «горка», при этом допустимая перегрузка составляла до 10 единиц.

Стоит отметить, что корабль, как объект атаки, представляет собой довольно заметную, но при этом трудноуязвимую цель, которая чаще всего действует в составе группы, которая оснащается средствами обнаружения и отражения возможного нападения с воздуха. В таких условиях ударному самолету необходимо наносить удар по цели с безопасного расстояния, а результативность данных атак зависит от дальности пуска ПКР и их автономности, а также от уязвимости ракеты при подлете к цели.

Именно поэтому данные ракеты продолжают совершенствоваться. Так, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» уже приступило к выпуску новой авиационной тактической ракеты, получившей обозначение Х-31АД. Авиационная высокоскоростная тактическая противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения боевых (десантных) надводных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно целей.

По сравнению со своим предшественником (Х-31А), у ракеты Х-31АД была на 15% повышена мощность боевой части (110 кг), а дальность пуска ракеты выросла до 120-160 км (почти в 2 раза). При этом для того, чтобы вывести из строя морскую цель класса эсминец, достаточно двух попаданий таких ракет.

Обновленная версия ракеты Х-31ПД отличается наличием широкополосной пассивной ГСН, которая аналогична таковой на Х-58УШКЭ, она работает в диапазоне от 1,2 ГГц до 11 ГГц. Дальность пуска ракеты была доведена до 250 км, в том числе и за счет управления тягой двигателя. Масса боевой части выросла до 110 кг, а стартовая масса ракеты до 715 кг. Серийное производство обновленной противорадиолокационной ракеты авиационного базирования началось 7 сентября 2012 года.

В настоящее время обе ракеты - и Х-31ПД, и Х-31АД, - находятся на вооружении российских ВВС. Они могут использоваться с истребителями семейств МиГ-29К/35 и Су-30/35. Существует также вариант интеграции данных ракет в состав вооружения истребителей иностранного производства, к примеру, французских Rafale, правда, с одним условием, если все же данные машины будут поставлены индийским ВВС.

По некоторым данным, ракеты Х-31П были использованы ВВС России во время югоосетинского конфликта в августе 2008 года. В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.

Сверхлегкие летательные аппараты - аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг (без учета веса авиационных средств спасения). Сверхлегкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы) и моторные (микросамолеты, дельталеты, мотодельтапланы, аэрошюты, паралеты, мотопарапланы, автожиры, сверхлегкие вертолеты, гидро-СЛА, амфибии-СЛА).

К середине апреля для участия в слете уже зарегистрировалось 430 участников, свыше 200 волонтеров и 77 различных летательных аппаратов из 22 регионов России и стран СНГ; собственные воздушные суда будут представлять представители 17 регионов страны.

Среди них - летательные аппараты собственной разработки и постройки, собранные из кит-наборов, и серийные машины. Посетители слета смогут ознакомиться с широким спектром воздушных судов - вот неполный список парка участников слета, обещающего стать одним из ярких событий в жизни авиалюбителей России и СНГ:

  • дельталеты "Поиск", "Аист-07", "Аэрос-2", МД-50;
  • планеры Blanik L 13;
  • самолеты Л-13БВ, Zodiac 610XL,
  • целое семейство самолетов Piper: PA-28-140; -L4; -23-250E; Arrow; Cessna: -150G; -172; Extra 330L и 300sc;
  • зарубежные Wittman Tailwind, Sport Cruiser, Jabiru 450, WT9 DYNAMIC, Cetus-700 (Rv-7) и RV-9A, Long EZ и Vary Ezy,
  • ультралайты "Авиатика-890", "Птенец-2", "Аэропракт-22Л",
  • амфибии Л-42, Ла-8, СК-2 "Орион",
  • вертолет R 44,
  • "старички" Як-18Т, Як-52, Ан-2.

    Экспериментальная авиация Энциклопедия права

    Экспериментальная авиация - вид авиации в Российской Федерации. Экспериментальная авиация используется для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Применение экспериментальной… … Административное право. Словарь-справочник

    Экспериментальная авиация - Авиация, используемая для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации. Воздушный кодекс Российской Федерации от… … Словарь юридических понятий

    Экспериментальная авиация - (англ. experimental aviation) по воздушному законодательству РФ авиация, используемая для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и др. техники. Использование Э.а. в… … Большой юридический словарь

    Экспериментальная авиация - 1. Авиация, используемая для проведения опытно конструкторских, экспериментальных, научно исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации... Источник: Воздушный кодекс Российской… … Официальная терминология

    Авиация - государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность … Официальная терминология

    Авиация Энциклопедия права

    - (фр. aviation, от лат. avis птица) теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создаётся Авиационная инфраструктура. Содержание 1 История … Википедия

    Авиация - см. Государственная авиация; Гражданская авиация; Экспериментальная авиация … Большой юридический словарь

    АВИАЦИЯ - государственная авиация, гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура и единая система организации воздушного движения» … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

К экспериментальной принято относить всю авиацию, которая, по тем или иным соображениям, не подпадает ни под одну из других категорий. Согласно Воздушному кодексу РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную (военную, стратегическую) и экспериментальную.

Экспериментальная авиация

Экспериментальные полеты могут совершаться в опытно-конструкторских целях и в научно-исследовательских, в испытательных и так далее. Одна из сфер, с которой соприкасается экспериментальная авиация, это – торговля. Именно в ведении Министерства промышленности и торговли РФ находятся вопросы по государственному регулированию в сфере экспериментальной авиации. К компетенции ведомства относятся эксплуатация аэродромов малой и экспериментальной авиации, выдача допусков на эти аэродромы, порядок регистрации судов, выдача номерных и других опознавательных знаков.

Наработки экспериментальной авиации могут представлять коммерческий интерес. Авиавыставки – всегда людное место.

Экспериментальная авиация

Другая область, которая тесно связана с экспериментальной авиацией, это малая авиация, а также спортивная авиация. Среди пилотов-любителей достаточно людей, настолько увлеченных самолетами, что они готовы часами разбираться в моделях, чертежах; нередко собирают собственные небольшие летательные суда.

Экспериментальная авиация

Рынок малой авиации весьма развит во многих странах и продолжает развиваться у нас. В частности, для авиаконструкторов-любителей промышленность выпускает специальные кит-комплекты, из которых можно собрать самолет (чертежи прилагаются).
В Интернете существуют соцплощадки экспериментальной авиации, где более опытные делятся с новичками своими знаниями. Форум общественной организации «Ассоциация экспериментальной авиации» - довольно популярное место встреч и общения онлайн. Среди его завсегдатаев можно встретить не только любителей, но и профессионалов: авиаторов, конструкторов, изготовителей воздушных судов и владельцев частных самолетов.