Благодарственные грамоты шаблоны. Благодарственное письмо. Заготовки бланков и образцы грамот, сертификатов, поздравительных и благодарственных писем, медали, школьные грамоты и Новогодние поздравления от Деда Мороза бесплатно в формате Word и не только

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 1

1) В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле (Чехов).

2) Изредка вдалеке вспыхивает молния (Л. Толстой).

1) Возле этой осинки летом стог поставили (Пришвин).

2) Голубые дни подымались с востока и медленно уходили на запад (Паустовский).

1) Как-то ночью грозно вздохнула и грохнула Нева (Шустомский).

2) Мне однажды привелось пробыть на Кавказе больше трех месяцев

3) После драки кулаками не машут (пословица).

1) Хочешь есть калачи (1) не лежи на печи.

2) Учение (1) путь к умению.

3) Команда нашего института (1) тоже претендент на призовое место.

1) Случались дела смешные, трогательные и трагические (Астафьев).

2) Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась.

6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

И вдруг сидит передо мной старушка дрях­лая, седая (Пушкин).

1) именная часть составного сказуемого;

2) определение.

7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

Не спали только Маша, отопление и зима (Паустовский).

1) дополнение;

2) подлежащее.

8. Определите, каким членом предложения являются однородные члены в предложении:

По всей территории, притоптанной до ко­пытной твердости, лежал, сидел, стоял, кашлял, курил, балагурил, ругался, стонал, плакал и смеялся раненый народ (Астафьев).

1) дополнение;

2) сказуемое.

1) Царственный (1) дубовый лес подступал к самым окнам (Герасимов).

2) Всюду между деревьями мелькали белые (1) красные (2) синие рубахи.

10. Объясните постановку запятой в предложении:

В тихой, освещённой огнями зелени повсюду уютно стояли белые столики.

1. за определением следует причастный оборот;

2. несколько определений всегда однородны.

1) На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их черным лаком.

2) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку то вилась по почти отвесному склону.

В лесу попадались боровики да волнушки.

1. союз да в значении и;

2. перед союзом да запятая не ставится.

13. Определите, в какой последовательности следует поставить знаки препинания в предложении:

Повсюду (1) в кустах, в траве (2) запели, зачирикали птицы (А. К.Т.).

1)1 (:), 2 (-); 2) 1 (-), 2 (:).

14. Определите, какой знак препинания следует поставить в предложении:

В вестибюле, в коридоре, в кабинетах (1) всюду тол­пились люди (Попов).

1) 1 (-); 2) 1 (:); 3) 1 (,).

15. Укажите предложение, в котором определение обособляется:

1. Багряная листва (1) покрытая морозною росою (2) шуршит в аллее под моей ногой (Бунин).

2. Среди начинающих (1) кудрявиться деревьев стали появ­ляться небольшие домики.

16. Объясните постановку запятой в предложении:

Обозленные потерей, немцы сбросили несколько бомб на позиции зенитной ба­тареи (Симонов).

1. причастный оборот имеет причинное значение;

2. причастный оборот обособляется всегда.

Что-то гордое и независимое было в этой мужественной старухе.

1. прилагательное в сочетании с местоимением что-то;

2. нет определяемого слова.

18. Объясните причину обособления прилагательных в предложе­нии:

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (Чехов).

1. перед существительным имеется ещё определение;

2. однородные определения всегда обособляются.

19. Объясните причину обособления определения:

Пораженный страхом, я иду за матушкой в спальню (Пушкин).

1. стоит в начале предложения;

2. стоит перед личным местоимением.

20. Укажите предложение с приложением:

2. Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около котла (Чехов).

21. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Не дой­дя до них (1) Безруков (2) остановился около невысокого брюнета (3)стоявшего у окна.

1) 1,2,3; 2) 1,3; 3) 1,2.

22. Укажите предложение с деепричастным оборотом:

1. Все звуки разъединились и (1) устало прижимаясь к земле (2) засыпали в теплоте ее (Горький).

2. Далекий ропот моря (1) долетавший в чащу этих лесов (2) придавал им таинственность (Паустовский).

23. Продолжите правильно предложение:

Переходя улицу...

1. можно только на зеленый свет;

2. часто нарушаются правила;

3. не нарушайте правил уличного движения.

На встречу с ним я пошел скрепя сердце.

1. имеется фразеологический оборот;

2. имеется наречное выражение.

25. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная(Чехов).

2. Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь (Пушкин).

26. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Ранним и синим утром песнь соловья как надежда на счастье.

1. как соединяет подлежащее и сказуемое;

2. имеет обстоятельственное значение.

27. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1. Любой камень или самая обычная травинка по-своему кра­сивы.

2. Мягкий ветерок то просыпался то утихал.

3. В лесу и прохладно и красиво и спокойно.

28. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:

Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.

1) 1,3,4; 2) 2,3; 3) 1,2,3,4; 4) 1,2,4.

Простое предложение (обобщающий тест)

Вариант 2

1. Укажите простое предложение:

1. Солнце пригреет – возле дома пахнет поздней травой и су­хой соломой.

2. Выступил диктор и кратко, сухо и точно изложил газетные сообщения (Л. Чуковская).

2. Укажите односоставное предложение:

1. Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (Пау­стовский).

2. Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (Горький).

3. Укажите безличное предложение:

1. Грустно нам слушать осеннюю вьюгу (Некрасов).

2. До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Паустов­ский).

4. Укажите, в каком предложении не ставится тире:

1. Язык (1) душа народа (Сергеев-Ценский).

2. Труд (1) самое лучшее, самое кардинальнейшее лекарство (Чехов).

3. Сердце (1) не камень (А. Островский).

5. Укажите предложение с однородными членами:

1) Около избы Давыдки не было ни двора, ни овина, ни амбара (Л. Толстой).

2) Люди, утратившие способность удивляться, не могут до конца ощутить таинственную прелесть природы.

6. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей .

1) дополнение;

2) определение;

3) подлежащее.

7. Определите, каким членом предложения являются однородные члены:

1) дополнение;

2) подлежащее.

8. Укажите предложение, в котором однородные члены выражены разными частями речи:

1) Первые записи человека были очень просты и коротки и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей различных профессий.

2) Древние египтяне писали как на папирусе, так и на льняных тканях.

9. Укажите предложение с неоднородными определениями:

1) Этот кривой (1) косой (2) огромный (3) черный (4) потный(5) грязный человек был ужасен (Л. Толстой).

2) На нём был длинный (1) изорванный (2) чёрный сюртук (Г. Успенский).

10. Объясните постановку запятых в предложении:

На террито­рии комбината уже включили аварийный свет, не обычный, обиль­ный и щедрый, а редкий, притушенный, лишь местами робко разры­вающий густой мрак (Тендряков).

1) обособленные определения уточняют определение аварий­ный ;

2) определения однородны.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1. Медная и алюминиевая проволока используется для изго­товления электрических проводов и заклёпок.

2. Из металлов изготовляют различные машины и предметы домашнего обихода корабли и самолеты.

12. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к слож­ному и непонятному.

1) союз и соединяет пары однородных дополнений;

2) перед повторяющимся союзом и запятая не ставится.

13. Определите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении следует поставить запятые:

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

1)1, 2, 4; 2) 3, 4; 3)2, 3; 4) 1, 2.

14. Определите, какие знаки препинания следует поставить в предложении:

К числу дичи принадлежат не одни птицы, но и звери (1) как то (2) медведи, олени, кабаны, дикие козы и зайцы (Аксаков).

1) 1 (:), 2 (,); 2) 1 (,), 2 (:).

15. Укажите предложение, в котором имеется обособление:

1. Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под ака­цией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одно­временно и в историко-мифологичееком (1) и в портретном (2) и в пейзажном жанре.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо (1) и пляшет без устали в пахучей хвое.

1. Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна.

2. Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

17. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Среди друзей он известен как хороший шахматист .

1. союз как значит «в качестве»;

2. как присоединяет сказуемое.

18. Укажите правильный вариант постановки запятых в предло­жении:

Ухватившись за канат (1) юнга со страхом смотрел (2) на взлохмаченное пеной (3) море.

1)1 – выделяется деепричастный оборот;

2. 1 – выделяется причастный оборот;

3. 2, 3 – выделяется причастный оборот.

19. Укажите предложение с приложением:

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русал­ка.

2) Над лесом, за Камой, поднялись туманы (Шишков).

20. Укажите, где в предложении должны стоять запятые:

Мате­риал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1,3; 2) 1,2,3; 3) 2,3.

21. Укажите предложение с деепричастным оборотом:

1. Деревья и кусты вырисовывались бледными (1) неясными (2) однотонными пятнами (Куприн).

2. Не находя нужного слова (1) он замолчал (2) взглянул в ок­но (3) постукал пальцами по столу (Горький).

22. Продолжите правильно предложение:

Лентой извиваясь среди лесов и полей...

1. длина реки составляла сотни километров.

2. речка давала живительную влагу сотням гектаров земли.

3. течение в реке постепенно замедлялось.

4. кое-где по берегам речки росли плакучие ивы.

23. Укажите предложение со сравнительным оборотом:

1. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклян­ный.

2. Ветра точно на свете никогда не было (Тургенев).

24. Объясните, почему не нужна запятая в предложении:

Пушку надо осмотреть да хорошенько вычистить!

1. союз да в значении и соединяет однородные сказуемые;

2. перед союзом да никогда не ставится запятая.

25. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цвета.

2) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

3) Чуя близкую зиму встревоженно каркали грачи в верхуш­ках оголенных деревьев (Поповкин).

Дополнительно (ПО ЖЕЛАНИЮ)!!!

Часть 1. Прочтите текст и выполните задания А1 -А5, В1 -В8. \

(1) Что такое Африка? (2) Где её конец? (3) И не срослась ли она, как думали некоторые ученые древности, на крайнем юге с некой неизвестной Южной Землёй? (4) Кроме того, Африка частью лежит на экваторе и ещё дальше простирается на юг. (5) А под экватором, если верить учёному древности Клавдию Птолемею, чей авторитет к Средние иска был неоспорим, плавать нельзя. (6) "Там стоит страшная жара, вода в океане кипит, будто её поставили на гигантскую плиту, и паруса сами собой загораются. (7) Так это или не так - кто мог знать? (8) Но стремление найти новые пути к заморским богатствам делало людей настойчивыми и недоверчивыми. (9) Они хотели сами убедиться, прав или нет великий грек. (10) Португальцы стали осторожно плавать вдоль берегов Африки, спускаясь всё дольше к югу. (11) И новые плавания приносили новые истины.

(12) Заново открои остров Мадейра. (М) Он лесистый и потому так назван: слово «мадейра» означает «лес». (14) Потом один за другим были открыты необитаемые острова Азорского архипелага. (15) Они постепенно заселялись, скоро стали обжитыми, и путь до них сделался отличной школой дальних плаваний. (16) На Мадейре и на Азорских островах можно кое-какой ремонт, запасаться водой, продовольствием и плыть потом дальше на юг.(17) Африканские берега были сначала унылые, все пески да пески - это великая пустыня Сахара подходит к самому океану. (18) Но вот корабли обогнули мыс, и передними возникли веселые зелёные берега, покрытые густым тропическим лесом. (19) Каждый раз, когда португальские корабли доходили до новой, более южной точки на западном берегу Африки, они ставили каменный столб - падран. ("20) Это означало, что португальцы считают эти земли своими. (21) И понемногу маленькая Португалия приобретает новые земли, становится всё более могущественной, богатее, делается первоклассной страной мореходов.

(22) Во многом она обязана своему принцу Генриху. (23) Он основал в начале XV века на пустынной косе, далеко вдающейся в море, первую в Европе мореходную школу. (24) Принц Генрих, прозванный потом Мореплавателем, не жалел денег на отличных учителей-арабов. (25) Они передавали молодым португальцам своё знание навигационных карт, умение пользоваться мореходными инструментами, много времени уделяли астрономии , без которой не может обходиться моряк.

(26) Португальцы учились строить корабли. (27) Новые корабли всё с большей уверенностью прокладывают путь к югу вдоль Африканского материка, (28) И чем дальше они плывут, тем всё больше убеждаются моряки, что море не кипит, и паруса не загораются, и плавать здесь так же хорошо, как и возле родных берегов. (29) Моряки Португалии всё более смелеют. (30) Жители Африки выбегают им навстречу, меняют на стеклянные бусы и колокольчики драгоценное золото, в котором нуждалась Португалия.

А1 В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием

1. предложение 11

2. предложение15

3. предложение 24

4. предложение 27

1. кратким прилагательным

2. страдательным причастием

3. полным прилагательным

4. действительным причастием

АЗ В каком предложении все простые глагольные сказуемые, входящие в его состав, выражены формой изъявительного наклонения настоящего времени?

1. И не срослась ли она, как думали некоторые учёные древности, на крайнем юге с некой неизвестной Южной Землёй? (предложение 3).

2. Кроме того, Африка частью лежит на экваторе и ещё дальше простирается на юг (предложение 4).

3. Там стоит страшная жара, вода в океане кипит, будто её по ставили на гигантскую плиту, и паруса сами собой загораются (предложение 6).

4. Жители Африки выбегают им навстречу, меняют на стеклянные бусы и колокольчики драгоценное золото, в котором нуждалась Португалия (предложение 30).

А.4 Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1. кто мог знать (предложение 7)

2. португальцы стали плавать (предложение 10)

3. ремонт можно делать (предложение 16)

4. берега возникли (предложение 18)

А5 В каком варианте ответа правильно перечислены все предложения, имеющие в своём составе составные глагольные сказуемые?

А. Предложение 9 В. Предложение 16

Б. Предложение 14 Г. Предложение 26

Ответы на задания В1 -В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В предложениях 8-11 найдите составное глагольное сказуемое, в котором вспомогательное слово является глаголом со значением начала. Напишите это составное глагольное сказуемое.

В2 Из пятнадцатого (15) предложения выпишите состав-ное(-ые) именное(-ые) сказуемое(-ые) .

В3. В предложениях 26 - 30 найдите подлежащее, выраженное местоимением. Напишите номер предложения, в состав которого входит это подлежащие.

В 4 Из двадцать третьего (23) предложения выпишите грамматическую основу.

В5 Укажите вид сказуемых, входящих в состав предложения 19.

В 6 Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

В7Из предложений 1 - 4 выпишите простые глагольные сказуемые, которые имеют форму изъявительного наклонения настоящего времени.

В 8. В предложениях 15- 16 найдите составное именное сказуемое, в котором именная часть выражает длительный постоянный признак. Напишите это сказуемое:.

Вариант 4
Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1 Современная наука рассматривает художественное творчество не само по себе, а в контексте культурной и личностной коммуникаций. (2)<...> понуждает сама природа художественного творчества. (3)Ведь,
обращаясь к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения, мы вступаем в диалог диалог культур, диалог сознаний, в котором три участника: художник, само произведение и тот, кто воспринимает произведение (читатель, зритель, слушатель).
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Рассмотрение художественного творчества в контексте культурной и личностной коммуникаций обусловлено самой природой творчества как диалога между тем, кто воспринимает произведение, художником, его создавшим, и самим произведением.
Читатель, зритель, слушатель, подчиняясь самой природе художественного творчества, рассматривает любое художественное произведение в контексте культурной и личностной коммуникаций.
Замысел произведения помогает вступить в диалог с автором художественного произведения.
При обращении к произведениям искусства, к творческому процессу, к замыслу того или иного произведения происходит диалог культур, диалог сознаний.
Сама природа художественного творчества заставляет науку рассматривать творчество не изолированно, а в контексте культурной и личностной коммуникаций между художником, самим произведением и тем, кто это произведение воспринимает.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Несомненно, что Например,
К этому Дело в том, что
Поэтому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж.
Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая л. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).
Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).
перен.у чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вОвремя граждАнство воссоздалА щЁлкать свЕрлит
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Велимир Хлебников русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.
Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ подарками!
Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.
Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.
ЭТИЧЕСКИЙ кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ПОЛУТОРА часов ЧЕТВЕРО саней
пара БОТИНОК упал с ПЛЕЧ
Взлетал более ВЫШЕ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

неправильное построение
предложения с косвенной
речью

1) В. И. Даль был морским офицером и врачом, участвовал в войнах и походах, но мы знаем Даля прежде всего как составителя «Толкового словаря»,

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости.

неправильное построение
предложения с причастным оборотом
3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине.

Г) нарушение построения предложения с несогласованным приложением
4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.

Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
5) Если в мире и существует нечто интересное, то это только непрерывно растущий человек.

6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и начал медленно подниматься по ступенькам.

7) К. Г. Паустовский вспоминал о том, что «моя встреча с Бетховеном впервые произошла в Бонне».

8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественном ».

9) Те, кто жил рядом с А. П. Чеховым, рассказывал, что писатель был очень внимателен к окружающим его людям.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву,
Соб...рательство консрвировать
пл..вец Дкоративный
смптомы
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Испотишка, о..делка
нипослать, и..брать
обявить, разём
пр..берёг, пр..рвать
обск, сверх..дейный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Разветься цел.. вой обналичл отвердвать хитрцы
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
меч.. щи йся кол.. щий
закленный пенщийся
(флаги) ре..т
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Тяжёлый день позади, и можно уснуть, но мне отчего-то (НЕ)СПИТСЯ.
Спектакль оказался (НЕ)ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.
Мишенька, (НЕ)ПРИЯТЕЛЬ ли твой тебя обидел?
Ничуть (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ ручеёк тихонько скользил по гладким камешкам к большой полноводной реке.
Бортовой компьютер уже несколько лет является (НЕОТЪЕМЛЕМОЙ частью управления современным автомобилем.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ, а потом снова полез (В)ВЕРХ.
(ПО)МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.
Решено было (В)ОДИНОЧКУ, ЧТО(БЫ) не обнаружить себя, осторожно пробираться к своим.
(НЕ)СМОТРЯ на то что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию, (ТО)ЕСТЬ паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.
В процессе работы над макетным образцом спутника мы смогли (НЕ)ТОЛЬКО выяснить возможности
космического корабля, но и оценить надёжность работы его систем и всего корабля (В)ЦЕЛОМ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком.
2)Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.
3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.
4)Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.
5)Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Алексей (1) возмущённый несправедливым замечанием (2) быстро вышел из комнаты начальника (3) и (4) ни на кого не смотря (5) направился к выходу.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж... Да что? моей судьбой,
Сказать (5) по правде (6) очень Никто не озабочен.
Отца и мать мою (7) едва ль Застанешь ты в живых...
Признаться (8) право (9) было б жаль Мне опечалить их...
(М. Ю. Лермонтов)
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Серьёзным конкурентом поршневым двигателям на бензиновом и дизельном топливе (1) стали газотурбинные двигатели (2) первые испытания (3) функционирования (4) которых (5) проводились уже в 1950-х и 1960-х годах.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На далёком западном крае неба (1) исступлённо метались белые молнии (2) и (3) хотя гроза не собиралась двигаться в нашу сторону (4) всё же что-то тревожное было в этом таинственном ожидании природы.

Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе над головой ходили пронзительные сквознячки.
В коридоре и купе было темно: я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной.
Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда.
Поезд по-прежнему мчался, не сбавляя набранной скорости, затерянный в тёмных осенних пространствах, без земных огней, невидимый с немыслимой высоты этой звезды, горевшей среди ледяных космических пустынь, отъединённых от Земли многомиллионными расстояниями.
В высокомерной своей недосягаемости звезда плыла рядом с вагоном, ярко, космато шевелила щупальцами лучей во мраке мироздания, проникая сквозь его холод, и я неотрывно смотрел на неё с чувством восторга и страха перед неразгаданностью каких-то существующих вне разума законов, которые для чего-то беспощадно уплотняли вечность в миг и миг растягивали в вечность. (6)«3начит, вечность это жизнь, миг это разрушение?..»
Представьте, мне стало страшно оттого, что всё бессильно перед этими законами: жизнь, любовь, искусство, сама Земля, этот обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности...
И я представил нашу Землю, какой она может видеться с высоты этой равнодушной осенней звезды, маленькую, голубоватую пылинку, этот воздушный кораблик, мчащийся сквозь толщи фиолетового холода, звёздного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы, представил его хрупкость, его слабость, его ограниченные запасы воды и продовольствия и ужаснулся при мысли о беспомощности его перед Вселенной.
(9) Если бы каждый из команды на этом кораблике осознал, что впереди смертельный риф и в столкновении с
ним бесследно исчезнет, рассыплется в ничто прекрасная его плоть* состоящая из лесов, рек, океанов, дождей,
закатов, зелени травы, красивейших городов, памятников, соборов, машин, книг, полотен живописцев, всё то, что
создано гениями человеческой мысли и человеческими руками, если бы каждый хоть на минуту задумался о
скоротечном веке Земли, люди не расшатывали бы свой корабль с борта на борт, не пробивали бы дыры в его
днище, не полосовали бы ножами злобы и ненависти надутые паруса.
(10)Неужели никогда люди не поймут, что Земля должна быть их чистым, светлым белопарусным кораблём,
путь которого, к сожалению, не бесконечен?
Не задумываясь об этом, люди порой утрачивают главное смысл неповторимости жизни, и тут наступает
безжалостное <...> Земли и человека.
12) Тогда наша крошечная планета становится лишь средством для достижения современных удобств и удовольствий.
13) Да, человек не только мучит, терзает, истязает плоть Земли разрывами снарядов и многотонных бомб с той поры, как начались войны, но и превращает свой дом в мусорный ящик, в грязную свалку использованных и уже ненужных предметов, в кладбище машин, транзисторов, бутылок, консервных банок.
14)Человек душит, отравляет Землю химическими отбросами, как будто в неистовости алчного обогащения торопится погубить и её, и себя.
15)Ведь Земля это живое тело со своим ритмом, дыханием, пульсом кровообращения, и естественный ток крови в ней остановить смертельно.
16)Несомненно, люди понимают, вернее, чувствуют надвигающуюся опасность и в то же время уповают на туманное «потом», в котором может ничего и не случиться с прекраснейшим из миров.
17)Но всё имеет свои начала и свои концы.
(По Ю. В. Бондареву*)
* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) русский советский писатель и публицист.
20. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 11? Выпишите это слово.
осознание
содружество
отчуждение
раскаяние
использование
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложении 8 представлено повествование.
В предложении 9 содержится рассуждение.
В предложении 10 представлено описание.
Предложение 12 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 11.
22) В предложении 15 представлено повествование.
Из предложений 14-16 выпишите синоним к словам «жадный», «корыстный». Ответ: .
23) Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.
24. «Язык Ю. В. Бондарева очень образный, о чём свидетельствуют использованные
в тексте тропы: (А) („как мрак» в предложении 2, „вспыхнула запредельным огнём» в предложении 3) и (Б) (предложение 9). Взволнованную интонацию автора передают лексические средства, в частности (В) („вечность» „миг» в предложении 6, „начала» „концы» в предложении 17), а также приём (Г) („мучит, терзает, истязает» предложении 13)».
Список терминов:
фразеологизм
парцелляция
развёрнутая метафора
синонимы
антонимы
сравнение
синтаксический параллелизм
риторическое восклицание
градация
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Проблема взаимосвязи человека и Земли. (Как избежать отчуждения человека и Земли?)
1. Чтобы избежать отчуждения человека и Земли, людям нужно помнить о том, что Земля это живой организм и век Земли скоротечен, что нельзя утрачивать смысл неповторимости жизни.

2. Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли. (В чём проявляется негативное влияние деятельности человека на жизнь планеты?)
2. Человек своей деятельностью губит Землю, загрязняя её, раня её плоть взрывами, при этом надеясь на то, что ничего с планетой не случится.

3. Проблема ответственности человека за сохранение жизни на Земле. (Ответствен ли человек за сохранение жизни на Земле?)
3. Человек несёт ответственность за сохранение жизни на родной планете. Она слишком крошечная, чтобы становиться лишь средством для достижения удобств и получения удовольствий.

Вариант 4

задания
Ответ

2
кэтому

4
сверлит

5
надеть

6
высоко

8
консервировать

9
объявитьразъём разъёмобъявить

10
обналичил

11
пенящийся

12
неотъемлемой

13
помимотакже такжепомимо

14
123 любая другая последовательность этих цифр

16
1245 любая другая последовательность этих цифр

17
1234689 любая другая последовательность этих цифр

19
234 любая другая последовательность этих цифр

20
отчуждение

22
алчного

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.