Банкрот физическое лицо процедура признания. Как происходит реализация имущества? Последствия банкротства граждан для должника

Социальные проблемы

Социальные проблемы , общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества , являются достаточно серьёзными проблемами , требующие коллективных усилий по их преодолению .

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём дискурс их восприятия и представления со временем меняется .

  • насилие над несовершеннолетними

Примечания

  1. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера, 2002 год
  2. Постановка исследовательской проблемы Вводная часть программы социологического исследования // доктор социологических наук, профессор Юрий Петрович Аверин
  3. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ 90-X ГОДОВ // БОЙКО Ольга Викторовна – кандидат социологических наук, ассистент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета.
  4. «Социальная проблема» в социологическом лексиконе // Кандидат социологических наук. Доцент кафедры социологии Казанского государственного университета. Заместитель декана факультета журналистики и социологии КГУ по науке. Заместитель директора Центра социологии культуры КГУ. Ясавеев И.
  5. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия // Н.П. Попов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН Журнал “Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены”, Москва
  6. "Социология социальных проблем"

Литература

На русском языке Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. унта, 2001. Богданова Е.А. Конструирование проблемы защиты прав потребителей // Рубеж. 2003. №18. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1896. Еремичева Г.В., Симпура Ю. Грязь: символические и практические измерения социальных проблем в Санкт-Петербурге // Мир России. 1995. № 2. Здравомыслова Е.А. От социальной проблемы к коллективному действию: правозащитная организация «Солдатские матери» / Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. Климов И.А. Деньги вместо льгот: о социальной предыстории одной реформы // Социальная реальность. 2006. № 2. Ленуар Р. Предмет социологии и социальная проблема / Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. СПб.: Алетейя, 2001. Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения / Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000. Симпура Ю., Еремичева Г.В. От грязи к преступности: динамика восприятия социальных проблем населением Санкт-Петербурга // Мир России. 1997. № 2. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности–II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности – II: Хрестоматия. Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2000. На иностранных языках Berger, R. J. Fathoming the Holocaust: A Social Problem Approach. Hawthorne, 2002. Best, J. But Seriously Folks: The Limitations of the Strict Constructionist Interpretation of Social Problems // Challenges and Choices: Constructionist Perspectives on Social Problems / Holstein, J.A., Miller, G. (eds.). Hawthorne, 2003. Best, J. Theoretical Issues in the Study of Social Problems and Deviance // Handbook of Social Problems: A Comparative International Perspective / Ritzer G. (ed.). Thousand Oaks, 2004. Contemporary Social Problems / Мегton R. K., Nisbet R. (eds.), 2nd ed., N.Y., 1966. Fuller, R.C., Myers, R.R. Some Aspects of a Theory of Social Problems // American Sociological Review, 1941a, Vol. 6, February. Fuller, R.C., Myers, R.R. The Natural History of a Social Problem // American Sociological Review, 1941b, Vol. 6, June. Gгeen, A.W. Social Problems: Arena of Conflict, N.Y., 1975. Gusfield, J.R. Theories and Hobgoblins // Society for the Study of Social Problems Newsletter. 1985. Vol 17 (Fall). Lagerspetz, M. Constructing Post-communism. A Study in the Estonian Social Problems Discourse. Turku, 1996. Lemert, E. Social Pathology: A Systematic Approach to the Theory of Sociopathic Behavior, N.Y, 1951 Lagerspitz M. (ed.). Social problems in newspapers. Helsinki: Nordic Council for Alcohol and Drug Research, 1994. Lombroso, С. L"Uomo Delinquente, Milan, 1876 Loseke, D.R. Thinking About Social Problems: An Introduction to Constructionist Perspectives. Hawthorne, 2003. Manning, N. Constructing Social Problems // Social Problems and Welfare Ideology / Manning, N. (ed.). Aldershot, 1985. Smith, S. The Organic Analogy // The Study of Social Problems / Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 2003. Spector, М., Kitsuse, J.I. Constructing Social Problems. Menlo Park, 1977. Sсһwartz, H. On the Origin of the Phrase «Social Problems» // Social Problems. Vol. 44, N 2, May 1997. Study of Social Problems: Six Perspectives / Rubington E., Weinberg M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 1989. Study of Social Problems: Seven Perspectives / Rubington E., Weinberg M.S. (eds.). N.Y. Oxford, 2003.

Ссылки

  • ПРОГРАММА КУРСА Социальные проблемы СД.ДС.01 по специальности 350500 Социальная работа // Разработчик: д.ф.н., проф. Иванов О.И.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальные проблемы" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - (SOCIAL PROBLEMS) Определение социальной проблемы чревато трудностями по ряду причин. (1) Культурный релятивизм означает, что то, что является социальной проблемой для одной группы, может не представлять ничего подобного для другой группы. (2)… … Социологический словарь

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - (social problems) аспекты социальной жизни, дающие основания для беспокойства и вмешательства: преступность, насилие над домочадцами, злоупотребления в отношении несовершеннолетних, бедность, злоупотребления наркотиками. Идентификация социальной… … Большой толковый социологический словарь

    проблемы - иметь проблемы обладание касаться проблемы касательство накопились проблемы существование / создание, субъект, начало начались проблемы существование / создание, субъект, начало начинаются проблемы существование / создание, субъект,… …

    СОЦИАЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ - периодически организуемые католич. церковью во Франции, Италии, Бельгии, Канаде и др. странах публичные семинары, на к рых обсуждаются актуальные проблемы в свете соц. доктрины Ватикана. Эти семинары проводятся обычно раз в год в течение недели.… … Атеистический словарь

    социальные - решать социальные вопросы решение решить социальные проблемы решение … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфич. взаимосвязи индивидов между собой… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИБЛИИ - подход к Библии с т.зр. различных социально–экономич. концепций, а также анализ обществ. и хозяйств. аспектов ПИСАНИЯ. 1. Социальные мотивы в ВЗ. Ветхозав. учение рассматривает социальную жизнь как неотъемлемую часть жизни религиознонравственной … Библиологический словарь

Проблема в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Достаточно обширный сектор рассмотрения социальных проблем связан с так называемым сферным подходом. Особен-ность этого подхода заключается, во-первых , в том, что в при-вычном словоупотреблении под названием “социальная сфера”, “сфера производства” и т. д. подразумевают комплексы, вклю-чающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих орга-нов. Во-вторых , определенные виды социальных услуг реали-зуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда дру-гих: так, образовательной деятельностью занимаются не толь-ко учреждения Министерства образования и науки РФ, но так-же структуры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и т. д., не говоря уже о него-сударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает.

Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятель-ность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих , существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огром-ное значение именно для социального развития и решения воз-никающих социальных проблем.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность об-щества и все функции государства, причем ряд элементов в рам-ках такой структуры являются “пограничными”, лежат на сты-ке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рам-ках сферного подхода можно рассмотреть такие актуальные социальные проблемы, как проблемы в сфере социально-тру-довых отношений, в области охраны здоровья населения, социоэкологические проблемы, проблемы в области образования, культуры и досуга, социальной защиты населения и др.

Проблемы в сфере социально-трудовых отношений.

Важ-нейшее место в социальной работе должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальный работник реализует мероп-риятия по содействию занятости населения. В современных ус-ловиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с пред-принимателями (работодателями) и профсоюзами (объединени-ями наемных работников). Оформление и поддержание социаль-ного партнерства между всеми участниками социально-трудо-вых отношений, организация деятельности трехсторонних комис-сий являются неотъемлемой частью социального управления.


Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения “приносящего доход занятия” является содействие самозанятости, организации ма-лых предприятий на семейной или соседской основе. Преобла-дание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практи-ка показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятель-ности — индивидуальная инициатива потенциальных предпри-нимателей, однако региональная администрация может поддер-жать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвес-тиционного климата, защиты от криминалитета, предоставле-ния региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кри-зиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать тру-доустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет дос-товерных данных, показывающих, какая часть лиц, получив-ших переподготовку, находит работу в соответствии с получен-ной профессией.

Спецификой современного уровня социально-экономичес-кого развития как в Российской Федерации в целом, так и в от-дельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют получение до-хода, эквивалентного не только минимальному потребительс-кому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму. То есть работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи лич-ных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д. Наконец, обра-щение в органы социальной защиты может предоставить чело-веку (семье) адресную социальную помощь.

Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстано-вимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для инди-вида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направ-ления применяются такие методы, как согласование и приня-тие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в усло-виях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своев-ременности выплаты заработной платы и наказание за корыст-ную ее задержку работодателями; введение тех или иных реги-ональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям рабо-тающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приоб-рела особую остроту. В настоящее время стремление к сиюми-нутной экономии, ослабление контролирующей роли государ-ства иногда приводят к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устаревшее и опасное оборудование мед-ленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоян-ные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих техно-логии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоох-ранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, однако другие социальные проблемы имеют не меньшую важность.

Проблемы в сфере охраны здоровья .

Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или от-сутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодатель-ством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-уча-стники признают право каждого человека на наивысший дос-тижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках по-литики в области здравоохранения. Эти меры касаются меди-цины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового разви-тия детей. То есть политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охра-не здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечи-ваются не только мерами по развитию здравоохранения в це-лом и медицины в частности, но также охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставле-нием населению доступной медико-социальной помощи. В та-ком подходе находит свое отражение сложная, не только меди-цинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансирован-ным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть про-житочного минимума рассчитывается в основном исходя их та-ких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, кру-пы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на раз-витие детей.

Важными факторами деятельности социального работни-ка в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредите-лей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря конт-роля над соблюдением стандартов коммунального обслужива-ния и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекци-онной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологические проблемы .

Весьма важным и масш-табным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий.

Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воз-действий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязне-ний. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относят-ся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выб-росы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриаль-ная технология и бытовые отходы больших городов и населен-ных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных про-цессов, иногда создания промышленных производств по утили-зации отходов.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизи-ровать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреацион-ной деятельности, социального туризма дало возможность мно-гим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и до-биться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость соче-тания развития трудовой занятости и охраны окружающей сре-ды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках дол-жен постоянно поддерживаться баланс между сохранением при-роды и ее использованием.

Проблемы в сфере образования .

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для ин-дивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая револю-ция предъявляет высокие требования как к стартовому образо-ванию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобуче-нию взрослых. Образование вносит важнейший вклад не толь-ко в распространение знаний, но также в формирование лично-сти обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потреб-ностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития об-разования разных уровней. В условиях современного социаль-но-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей ис-тории, относятся к важнейшим направлениям социальной ра-боты.

Политика субъектов Федерации в области образования оп-ределяется как федеральным, так и региональным законодатель-ством и должна вестись на основе региональных образователь-ных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная структура представляет собой дос-таточно сложный феномен, так как она включает в себя учреж-дения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрос-лым возможности получения образования, так и их профессио-нальная подготовка. Система образовательных учреждений ох-ватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Проблемы в сфере культуры и досуга .

На протяжении мно-гих лет истории Советского Союза развитие культурно-досуго-вой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформу-лированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное вре-мя личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспита-ние населения. Коммерческая успешность досуговой деятель-ности была вторичной. Напротив, государство выделяло значи-тельные средства на создание и поддержание деятельности те-атров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бес-платно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельнос-ти был характерен только для нашей страны. Большинство го-сударств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение меж-ду культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отрас-лью коммерческой деятельности, главной целью которой явля-ется извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов ре-ализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, ин-формационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно орга-низуются спортивные или художественные кружки на муни-ципальном или общинном уровне как форма социальной рабо-ты с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к куль-турно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой дея-тельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает оп-ределенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, полнос-тью использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, пси-хологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приоб-ретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т. д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выста-вок и т. д.), домашние настольные игры, дневной сон и т. д.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются по-пулярны спортивные соревнования, дискотеки, клубы по инте-ресам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизи-лось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появил-ся “зажиточный” слой молодежи и лиц среднего возраста в воз-расте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекцио-нирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлека-тельных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических воз-можностей для отдыха связано также с сокращением традици-онных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, Украине и Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоров-ления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокра-щению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится к числу важнейших функ-ций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затра-ченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рас-сматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных групповых конфликтов.

Решение жилищных проблем является важнейшим элемен-том обеспечения социального развития, в серьезной степени свя-зано не только с экономикой, но также с идеологией социально- экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и ме-тодов их достижения. Плановая экономика неоднократно про-возглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жи-лищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоре-чие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными по-казателями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставле-нию жилья, однако дает возможность его приобретения на ры-ночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, ка-кие может себе позволить потребитель. Противоречие этой мо-дели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяю-щие удовлетворять жилищные потребности на рыночной осно-ве. Следует заметить, что большинство типов социальных госу-дарств проводят жилищную политику, обусловливающую пре-доставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода проблемы социальной работы можно выстроить также на основе ее ориентации на социально-демографические группы населения: проблемы детей и подро-стков, социальные проблемы молодежи, женщин, пожилых лю-дей и проч. Такой подход позволяет сосредоточить в едином со-держательном и организационном блоке все проблемы, касаю-щиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения.

По такому принципу построены президентская программа “Дети России”, федеральные программы “Старшее поколение”, “Планирование семьи”, “Профилактика безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних”.

Однако выделение отдельных блоков в структуре соци-альных проблем имеет свои сложности. Предполагается, что объектом социальной работы в данном случае являются наибо-лее нуждающиеся в помощи категории населения: уязвимые, социально “слабые”. Однако субъективное представление о со-циальной “слабости” не всегда совпадает с объективным содер-жанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда слож-но выделить в нашей стране социально “сильную” категорию.

Так, принято формировать особый подход в отношении женщин, и это совершенно справедливо: женщины находятся в трудной социальной ситуации из-за необходимости совмеще-ния своих семейных и внесемейных ролей, материнства и внедомашней занятости. Это общемировая проблема, которая сво-еобразно решается в различных обществах, но нигде еще не на-шла оптимального разрешения. Однако в настоящее время весь-ма уязвимой социально-демографической категорией в нашей стране становятся мужчины, с их крайне низкой средней ожи-даемой продолжительностью жизни, высоким уровнем смерт-ности от неестественных причин, особенно в трудоспособном и детородном возрастном диапазоне 20-40 лет, неблагоприятным образом жизни и состоянием здоровья.

Сложными остаются проблемы пожилого населения России; положение стариков оказывает шокирующее эмоционально--психологическое воздействие на каждого человека.

Однако пристальное исследование данного вопроса показы-вает, что объективно наиболее уязвимой категорией в России является детское поколение, тяжелое социальное положение которого накладывает отпечаток на процесс их развития и за-тем на всю дальнейшую жизнь.

Разумеется, концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве выз-вана в значительной степени дефицитом социально-экономичес-ких ресурсов, невозможностью организации всеохватной соци-альной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход, ситуативно объяснимый в условиях кризиса и даже продуктивный, с точки зрения кон-центрирования ресурсов различных ведомств на проблеме оп-ределенной социальной группы может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность.

Поэтому, планируя социальные мероприятия в отношении по-жилых и престарелых, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом, работоспособном возрасте, чтобы потом проявиться в пенсионные годы. Пытаться воздействовать только на последнее звено этой неразрывной цепочки было бы нецелесообразно. Кро-ме того, такой подход обусловливает деятельность, построен-ную на началах социального реагирования: определенные ме-роприятия или комплексы мероприятий в ответ на имеющиеся трудности. Меньше выражено стремление предотвращать по-явление этих трудностей. Можно сказать, что такой подход ори-ентирован скорее на выживание определенных групп населе-ния, чем на социальное развитие всего общества.

Вопросы и задания

1. Раскройте проблемы в сфере социально трудовых отно-шений.

2. Какие проблемы характерны в сфере охраны здоровья?

3. Назовите социоэкологические проблемы современности.

4. Какие проблемы существуют в сфере образования, сфе-ре культуры и досуга?

5. Назовите проблемы в жилищно-коммунальной сфере.

6. Охарактеризуйте современные демографические проб-лемы.

Прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Естественно, что в зависимости от населения или государственной политики перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Многие считают, что социальная проблема - это один из вопросов, связанных с положением малоимущих граждан или отдельных категорий населения. Однако это слишком ограниченное понимание вопроса. имеют более широкий диапазон и могут касаться не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Виды социальных проблем

Классифицировать социальные проблемы можно по разным признакам. Можно выделять экономические, демографические, продовольственные и т.п. Одни из них имеют общемировое значение, другие возникают только в некоторых странах. Разделить проблемы можно на следующие группы:

  • Проблемы, возникающие в процессе воздействия человека на природу. К ним можно отнести загрязнение мирового океана, истощение экологические катастрофы и т.д.
  • Проблемы, появление которых связано с системой общественного устройства (иначе говоря - с взаимодействием человека с обществом). Это такие вопросы, как здравоохранение, экономика, классовое неравенство, безработица и множество других.
  • Интерсоциальные проблемы. Проблемы, возникающие между государствами или этносами, объединенными общими интересами или идеей. К этой категории можно отнести проблему локальных военных конфликтов и экономики малоразвитых стран.

Если говорить о то, естественно, в их число входят:

  • Демографическая. Связана со стремительным увеличением населения планеты.
  • Продовольственная. Проблема, связанная с необходимостью обеспечить продовольствием постоянно увеличивающееся население.
  • Энергетическая. Связана с решением вопроса об обеспечении людей энергией и топливом в текущий момент времени и обозримом будущем.
  • Экологическая. Совмещает в себе проблемы загрязнения Мирового океана и атмосферы, утилизации и переработки твердых отходов.

Решение вышеописанных вопросов требует совместных усилий всех государств и сообществ.

Государственные проблемы в социальной сфере

Помимо участия в решении проблем планетарного масштаба, правительство любого государства должно решать и внутренние социальные проблемы, которые у каждой страны свои. Основные социальные проблемы России:

  • Бедность основной массы населения и социальное неравенство.
  • Алкоголизация и распространение наркоманий различных типов.
  • Безработица.
  • Проблема увеличения численности населения.
  • Проблема коррумпированности властей и чиновников.

Конечно, полный список проблем, которые существуют в нашем государстве, гораздо шире. Их решение требует постоянной поддержки и финансирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для осуществления населения страны сформированы различные социальные институты. Деятельность этих организаций направлена на предоставление населению различных услуг. В их числе:

  • Медицинское обслуживание граждан. Поликлинические услуги, лечение в стационаре, профилактика и оздоровление.
  • Обязательное бесплатное образование.
  • Социальная поддержка. Представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание определенных категорий населения: предоставление различных льгот, субсидий, дотаций и пособий, физическая работников.

. Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

    Понятие социальной проблемы и ее истоки.

    Подходы к определению понятия «социальная проблема».

    Виды и уровни социальных проблем.

    Пути решения социальных проблем.

    Технология решения проблем в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в

выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в

распоряжении социальных служб инструментария и средств

своевременном скорректировании действий социального работника

и поведения объекта социальной работы для оказания

ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является

важнейшим фактором, от которого зависят определение

содержания, инструментария, форм и методов социальной

работы с клиентом.

Социальная проблема - это сложная познавательная задача,

решение которой приводит к существенным теоретическим

или практическим результатам . Для ее решения

необходима соответствующая информация об объекте социального

воздействия, об условиях, обстоятельствах и других

факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и

поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер,

затрагивая интересы значительной части человечества. Так,

демографические, экологические, техногенные, продовольственные,

энергетические и другие проблемы в настоящее

время приобретают глобальный характер, и их разрешение

требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные

проблемы могут касаться интересов отдельных или

нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,

распространяющиеся на отдельные страны, национально-

этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы

жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут

быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-

политическую, духовную или собственно социальную

сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают

личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия

личности и социальной среды. К социальной среде относят

все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту

социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы

является точное ее формулирование. Если проблема правильно

сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять

поиск недостающей информации в нужном направлении;

во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария

социального воздействия, а следовательно, и эффективность

социальной работы. Одним из важнейших требований к

формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.

Она должна вытекать из реальных потребностей и

предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими

или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,

надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным,

первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической

деятельности социальных служб и организаторов социальной

работы.

Практическая потребность и значимость социальной проблемы

не только активизируют деятельность специалистов социальных

служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный

и физический потенциал, но и придают поиску технологических

решений творческий, новационный характер.

Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-

сматривать как существующие на следующих уровнях организации :

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-

временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-

пример, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем пробле-

мы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резко-

го снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности , когда носителем проблемы является конкретный че-

ловек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окру-

жающими.

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего,

проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной

проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта , под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.

Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволя-

ют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов .

Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или

группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй - методический, предполагающий формулировку основных це-

лей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный

этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных

этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследова-

ния, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень

малых групп, уровень больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное

видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени

сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.

Во-вторых , необходимо указать на такой класс социальных технологий,

как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.

В процессе диагностики необходимо учитывать диалектическую связь между социальными проблемами. Это означает, что решение данной проблемы имеет следствием возникновение новой или даже нескольких проблем, то есть ее решение относительно. Например, решение проблемы безработицы в СССР в начале 30-х годов имело следствием возникновение таких проблем, как неэффективная занятость, проблема ручного труда, проблема дисциплины и т. д. Более того, практика показывает, что социальные проблемы нельзя решить навсегда. В частности, проблемы, возникающие в результате действия закона возвышающихся потребностей, постоянно возобновляются, и в этом смысле они вечны. По мере социального развития через разрешение противоречий посредством социального управления или стихийно проблемы снимаются, но при этом они воспроизводятся на качественно новом уровне.

Диагностика предполагает оценку степени остроты данной социальной проблемы, когда на основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем и выясняется среди них ключевая, устранение которой приводит к решению многих проблем. Например, при разработке первого советского плана ГОЭЛРО, специалисты пришли к выводу, что решение проблемы электрификации позволило бы существенно снизить затраты живого труда и высвободить время на собственно социальное развитие общества, повысить качественные характеристики живого труда (его производительность, качество образования, уровень квалификации работников), существенно изменить образ жизни и в городе, и на селе, повысить культурно-образовательный уровень населения. Поэтому она оценивалась как ключевая, а программа электрификации определялась как ведущее звено плана.

Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, необходимо такое распределение ресурсов, которое обеспечивало бы, хотя, может быть, и более низкими темпами, решение других, сопряженных с ключевой, проблем.

Поднимая вопрос о приоритетности и комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и потери, которые общество может нести, если социальные проблемы не будут решаться вовремя. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного типа исправительных учреждений для подростков (колонии, спецшколы и т. п.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, кружков и т. д.

В качестве приемов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя приемы, такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение дерева проблем; ранжирование проблем по степени актуальности и значимости; проведение прикладного социологического исследования проблемной ситуации, включая анализ данных социальной статистики, экономических параметров, материалов эмпирических обследований (анкетирования, интервьюирования и т. д.). Для диагностики социальных проблем могут быть использованы методы прогнозирования, программирования и планирования. Такие, например, как метод Дельфи и программно-целевой. Диагностируя проблемы, можно пользоваться методом социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.

На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения.

А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляет 15-20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30% всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным - свыше 20 л. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему "левая", теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47%. населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. Автор констатирует, что в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом.

Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом, свыше 7% населения в возрасте 11-40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза.

Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С - 80% и гепатитом В - 27%. Одна из причин роста наркомании - недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» было выделено 3,09 млрд. р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд. долл. Другие причины - недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти.

Распространение в стране ВИЧ - инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2014 г. рост заболеваемости ВИЧ составил 10% по сравнению с предыдущим годом. А от туберкулёза ежегодно умирают 25 тыс. человек. В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван,

во-первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во-вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2008 г. лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен.

В январе-июле 2014 года родились 1119,7 тысячи детей. По данным Министерства труда и соцзащиты РФ, рост рождаемости отмечен в 57 регионах, снижение числа умерших зарегистрировано в 55 регионах. В июле 2014 года родились 187,2 тысячи детей - на 2,5 тысячи или 1,3% больше, чем в июле 2013 года. При этом в январе-июле этого года умерли 1124,7 тысячи человек, это на 8,9 тысячи человек или на 0,8% меньше, чем в соответствующем периоде 2013 года.

Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9-10 трлн. р. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам.

Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.

Из предшествующего обзора статей можно сделать вывод, что все перечисленные социальные проблемы, так или иначе, ухудшают демографическое положение в России. Решение этих проблем, безусловно, может улучшить демографическую ситуацию, но не решит ее полностью, к тому же, это довольно длительный процесс.

В. Третьяков в статье «Демография и революция» предлагает для реализации новую революционную демографическую политику:

Законодательное объявление всех детей национальным достоянием России с возложением обязанностей по их сохранению, воспитанию, образованию и материальному обеспечению во всех случаях, когда это не могут делать родители, на государство. Введение института государственных детей.

Рождение детей - в браке или вне брака, - провозглашается главным общественным предназначением и обязанностью женщины. До максимально возможного уровня повышаются выплаты и льготы, связанные с рождением детей. Неполная семья должна получать материальную помощь, полностью компенсирующую отсутствие одного из родителей.

Полный запрет на искусственное прерывание беременности, если к тому нет медицинских, либо серьезных психологических показаний.

Всё медицинское обеспечение, связанное с беременностью и родами, становится полностью бесплатным.

Резкое повышение уголовной ответственности за нелегальное производство абортов. Повышение уголовной ответственности за насилие над детьми и, особенно за их убийство.

Введение налога на бездетность, который полностью аккумулируется в специальном Федеральном детском фонде.

Признание за любой родившей женщиной права свободного (без объяснения причин) отказа от родившегося ребенка и официальной передачи его за государственный счет в детские воспитательные дома. При этом каждая мать должна иметь право в течение полутора лет со дня рождения вернуть себе своего ребенка. Если за полтора года мать не захотела вернуть ребенка, то она полностью и навсегда лишается родительских прав на него.

Моментальное начало реализации программы строительства воспитательных домов лицейского типа, материальная обеспеченность которых должна не уступать обычным школам, а превосходить их.

Сохранение системы начисления, так называемого материнского капитала (и других форм поддержки рождаемости в сложившихся семьях). Модернизация этой системы применительно к возникшему институту государственных детей: все средства, получаемые в виде налога на бездетность, должны ложиться на именные неотчуждаемые счета государственных детей с момента их перехода под опеку государства.

После достижения государственными детьми 18-летия они должны в обязательном порядке получать в собственность новое отдельное жилье.

Действенность предложенной программы автор подтверждает простым расчетом: В 2008 году в России родилось 1,7 миллиона детей и зарегистрировано 1,2 миллиона абортов. Если путем запрета уменьшить число абортов до 200 тысяч (медицинские показания), то уже на следующий год Россия перестанет вымирать.

В 2014 году виден результат предложенной программы, это подтверждается данными министра труда и социальной защиты. По их данным в стране в 2014 году родилось 1 млн 947 тысяч детишек.