0 047 мкф обозначение. Советские бумажные конденсаторы. Емкостные сенсорные экраны

Министерство высшего профессионального образования РФ

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Институт Психологии

Сорокин Александр Алексеевич

I курс, 1 группа.

Реферат

“Основные понятия в теории функциональных систем”.

Москва,

1999 год.

Что есть функциональная система ?

В данной работе я должен по возможности ясно и коротко описать основные понятия теории П.К. Анохина о функциональных системах, как принципах жизнедеятельности. Поэтому прежде чем разбирать составляющие системы, надо осветить что есть она сама и для чего она функционирует.

Основные физиологические закономерности таких систем были сформулированы лабораторией Анохина ещё в 1935 году, т.е. задолго до того, как были опубликованы первые работы по кибернетике, однако смысл публикаций соответствовал тем принципам, которые Анохин выделил позже. По своей архитектуре функциональные системы целиком соответствуют любой кибернетической модели с обратной связью, и потому изучение свойств различных функциональных систем организма, сопоставление роли в них частных и общих закономерностей, несомненно, послужит познанию любых систем с автоматической регуляцией.

Под функциональной системой мы понимаем такое сочетание процессов и механизмов, которое формируясь динамически в зависимости от данной ситуации, непременно приводя к конечному приспособительному эффекту, полезному для организма как раз именно в этой ситуации . То есть в приведённой формулировке до нас хотят донести, что функциональная система может быть составлена из таких аппаратов и механизмов, которые могут быть весьма отдалёнными в анатомическом отношении. Получается, что состав функциональной системы (далее ФС) и направление её деятельности определяются не органом, ни анатомической близостью компонентов а динамикой объединения, диктуемой только качеством конечного приспособленного эффекта.

В некоторых случаях формирование саморегулирующихся систем получило название “биологического регулирования ( Wagner, 1958) , но только когда саморегуляция рассматривалась в отношении живых существ. Однако независимо от наименования, для того, чтобы приобрести приспособленный смысл для организма, эти различные формы объединения во всех случаях должны обладать всеми теми свойствами, которые мы формулируем для ФС. Получается, что ФС не относится только к коре головного мозга или даже к целому головному мозгу. Она есть по самой своей сути центрально - периферическое образование, в котором импульсы циркулируют как от центра к периферии, так и от периферии к центру (обратная афферентация ), что создаёт непрерывную информацию центральной нервной системы о достигнутых на периферии результатах.

Необходимо так же охарактеризовать основу или “жизненный узел” всякой ФС – чрезвычайно прочно увязанную функциональную пару – конечный эффект системы и аппарат оценки достаточности или недостаточности этого эффекта при помощи специальных рецепторных образований. Как правило, конечный приспособительный эффект служит основным задачам выживания организма и в той или иной степени жизненно необходим. Это положение абсолютно верно, когда речь идёт о жизненно важных функциях, как то: дыхание, осмотическое давление крови, уровень кровяного давления, концентрация сахара в крови и др. Здесь ФС представляет собой разветвлённую физиологическую организацию, составляющую конкретный физиологический аппарат , служащий поддержанию жизненно важных констант организма (гомеостазис) т.е. осуществление процесса саморегуляции. Когда речь идёт о ФС, то это относится не только к системам с константными конечными, которые располагают большею частью врождёнными механизмами.

Основное отличие в построении и организации данного вида системы, формирование её экстремально или на основе условного рефлекса. Однако, несмотря на столь разные качественные различия, все ФС имеют те же архитектурные особенности, а доказательство этого то, что “ФС действительно является универсальным принципом организации процессов и механизмов, заканчивающихся получением конечного приспособительного эффекта ”. Общепринято ФС рассматривается как единица интегративной деятельности человека.

С помощью экспериментов П.К. Анохин сформулировал основные постулаты в общей теории ФС.

Постулат первый

Ведущим системообразующим фактором ФС любого уровня организации является полезный для жизнедеятельности организма, приспособительный результат.

Постулат второй

Любая функциональная система организма строится на основе принципа саморегуляции: отклонение результата от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, посредством деятельности соответствующей функциональной системы само является причиной восстановления оптимального уровня этого результата.

Постулат третий

Функциональные системы являются центрально - периферическими образованиями, избирательно объединяющими различные органы и ткани для достижения полезных для организма приспособительных результатов.

Постулат четвёртый

Функциональные системы различного уровня характеризуются изоморфной организацией: они имеют однотипную архитектонику.

Постулат пятый

Отдельные элементы в функциональных системах взаимодействуют достижению их полезных для организма результатов.

Постулат шестой

Функциональные системы и их отдельные части избирательно созревают в процессе онтогенеза, отражая тем самым общие закономерности системогенеза.

Теперь мы знаем, что ФС – это организация активных элементов во взаимосвязи, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. Надо полагать, что настала пора разобрать понятия, которые включены в систему, потому что в этом и заключается основная тема.

Основные понятия в теории ФС.

По разным источникам можно по-разному выделить и основные понятия в ФС. Для начала приведём классическую схему самой системы, а затем разберём её отдельные понятия.



1) Пусковой стимул (иначе раздражение).

2) Обстановочные афферентации.

3) Память.

4) Доминирующая мотивация.

5) Афферентный синтез.

6) Принятие решения.

7) Акцептор результата действия.

8) Программа действия.

9) Эфферентные возбуждения.

10) Действие.

11) Результат действия.

12) Параметры результата

13) Обратная афферентация.

Если мною ничего не забыто, то именно в такой компоновке и работает система. Только во многих работах даже не встречается упоминание о таких частях системы как: установочная афферентация, пусковой стимул. Это заменено одной единственной фразой – афферентный синтез. Он составляет начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно и начало работы ФС составляет он же. Важность же афферентного синтеза состоит в том, что он определяет всё последующее поведение организма. Основная задача этой стадии состоит в том, чтобы собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря ему из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создаёт цель поведения (надо полагать здесь параллельно действует механизм доминирующей мотивации) . Считаю, что доминирующая мотивация – это действия в данный момент, направленные на решение, удовлетворение какой-либо нужды, необходимости, желания, которые преобладают над всеми другими побуждениями. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. Я уже упомянул, что стадия афферентного синтеза включает в себя не один компонент. Согласно данным установочной афферентации и при содействии доминирующей мотивации, базируясь на опыте заложенном в памяти, формируется решение о том что делать. Происходит это в блоке принятия решения. Если к этому блоку доходят сразу несколько пусковых стимулов, то должно сформироваться решение о доминирующем направлении действий (но иногда и о доминирующих, т.е. нескольких) и запуске его в программу выполнения, остальные же должны отсеится и распасться как более не функциональные. Происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Копия выбранного решения передаётся в блок акцептора результата действий, а основная информация поступает в блок эфферентного синтеза. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие. В этом блоке уже содержится некий набор стандартных программ, отработанных в ходе индивидуального и видового опыта для получения положительных результатов. Задача блока на данный момент определить и “подключить” наиболее адекватную программу. Важной чертой ФС являются её индивидуальные и меняющиеся требования к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсаций характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы.

Задачи намеченные к выполнению в блоке принятия решения и запущенные в осуществление и следует называть программой. Чего ради создаётся программа? Ответ уже был дан выше, для того же ради чего существует система – для достижения конечной цели. Это практическая часть системы в отличие от стратегического афферентного синтеза. Но программа по каким-либо внешним воздействиям может не выполнить поставленной цели. Что же из-за этого разрушать всю систему и формировать новую? Это бы было не функционально, обеспечивало бы плохую приспособляемость и требывало бы больше времени. Система не действует по такому пути, уже при исполнении программы в работу вступает акцептор полученного результата. В нём всегда хранится копия полученного ранее решения. Он является необходимой частью ФС – это центральный аппарат оценки результатов и параметров ещё не совершившегося действия. Допустим что должно быть осуществлено некое поведенческое действие, а уже до его осуществления смоделировано представление о нём или образ ожидаемого результата. В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Если допустить что из-за каких-то воздействий установочной афферентации поставлена под угрозу жизнь всей системы, то акцептор корректирует программу прямо по ходу её выполнения, причём адекватно с изменениями. А об успешности \ неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Чтобы гарантировать реализацию любого поведенческого акта необходимо наличие именно этого механизма. Более того, скорее всего организм погиб бы в первые же часы из-за неадекватности действий, если бы подобного механизма не существовало.

Теория функциональных систем П К. Анохина

как основа поведения человека в реальных условиях жизни

В физиологии под поведением человека можно рассматривать целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических и социальных потребностей. Биологические потребности являются первичными, направленными на сохранение индивида и вида. Они определяют инстинктивное поведение. Социальные ПТР определяются интересами общества. Общая схема формирования взаимодействия нейронов и физиологических мех-мов организации поведения человека наиболее удачно сформулирована П.К. Анохиным и учениками в ТФС. Согласно ей, для сложных форм целенаправленного поведения характерно предварительное представление о цели, задачах и ожидаемом рез-те действия.

Термин система применяется для того, чтобы отметить собранность, организованность группы элементов и отграниченность ее от другой какой-то группы элементов. П.К. Анохин (1975), проанализировал разные варианты системного подхода и предположил, что одного взаимодействия элементов недостаточно для ограничения степеней свободы каждого элемента системы. Он ввел понятие о системообразующем факторе, который бы ограничивал степени свободы элементов системы, создавал упорядоченность в системе и был бы изоморфным для многих систем, позволяя использовать систему как единицу анализа в разных ситуациях.

Результат – системообразующий фактор

В качестве детерминанты поведения Анохин рассматривал результат системы – это полезный приспособительный эффект, который достигал организм при реализации системы. Т.О. В качестве детерминанты поведения в ТФС рассматривается не прошлое событие, а результат- будущее. При анализе внешнего поведения особи мы можем описать результат как определенное соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение.

Для понимания приспособительной активности индивида нужно изучать не функции отдельных органов или структур мозга, а организацию целостных взаимоотношений организма и среды. При этом компоненты координируют свою активность для получения конкретного результата. Анохин ввел такое определение ФС: системой наз-ся такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получение полезного результата.

Для обеспечения такой формы деятельности ЦНС можно выделить несколько стадий(этапов) формирования соответствующих механизмов.

Афферентный синтез обратная связь

Пусковая афферентация память Акцептор результата

Обстановочная Принятие Эфферентное возбуждение

Афферентация решения

мотивация реакция

Параметры результата

Рецепторы результата

Афферентный синтез. Первым этапом является афферентный синтез. Это анализ входящей информации, состоящей из 4-х компонентов: биологическая мотивация, условия окружающей среды(обстановочная афферентация), память и пусковая афферентация (непосредственно стимул). Важнейшим побуждающим мотивом выступает мотивация, котрая формирует доминантный очаг возбуждения, к которому подключаются другие компоненты. При формировании первой стадии поведенческого акта большое значение имеет сенсорная информация - обстановочная и пусковая афферентация. Структурная основа этой фазы – лобная и теменная ассоциативные доли коры. Тут происходитконвергенция(схождение) нервных импульсов от различных структур ЦНС, обеспечивающих афферентный синтез. Здесь же имеется большое количество «нейронных ловушек», в которых продолжительное время циркулируют нервные импульсы. Эти процессы дополнительно усиливаются конвергенцией активирующих влияний подкорковых структур и особенно ее интегративных структур - РФ, лимбической системы, аминоспецифических систем мозга.

2-й этап – формирование программы действия. В результате взаимодействия указанных факторов афферентный(входящий) синтез формирует программу действия, состоящую из набора рефлекторных команд к исполнительным органам (мышцам, железам). Напрмер, для двигательных рефлексов исполнительные команды идут от пирамидных нейронов коры. Здсь важное значение имеет вытормаживание побочных вариантов поведения, которые могут помешать выполнению адекватной реакции.

3-й этап –акцептор результата действия. Наиболее существенным и спорным в этой гипотезе является допущение, что одновременно с указанными выше механизмами формируется, так называемый, «акцептор результата действия», то есть нейронная модель предполагаемого эффекта действия. В обеспечении этого механизма участвуют кольцевые взаимодействия нейронов, которые, например, при выполнении двигательных рефлексов получают импульсы от коллатералей пирамидного тракта, передабшего команды к исполнительным органам.

4-й этап – обратная связь в организации ФС. Параметры результата. Рецепторы результата. Значение обратных связей в организации ФС.

Выполнение команд (рефлексов) приводит к результату, параметры которого оцениваются рецепторами. Информация об этой оценке по каналам обратной связи поступает к акцептору результата действия. Если эффект совпадает с предварительной моделью результата, то рефлекторные реакции прекращаются – цель достигнута. Если же совпадения нет, то в программу действия вносятся коррективы – и эфферентное возбуждение приводит к продолжению действия. Так происходит до тех пор, пока не будет достигнуто совпадение результата с имеющейся моделью. Например, достижение tнормального значения. Указанные процессы обеспечиваются ассоциативными зонами коры, где есть нейронные ловушки, в которых хранится информация по тем же механизмам, как кратковременная память.

После выполнения соответствующего поведенческого акта вся цепь нейронов ФС распадается. Если в течение нескольких повторений достигнуть рез-та не удается, то включается лимбическая система, которая повышает активность и взаимодействие различных отделов мозга. Но если и тогда не удается получить результат, то могут проявиться отрицательные эмоции. Принципиально, по такой же схеме могут формироваться не только сложные программы поведения, но и более простые функции организма. Например, терморегуляция при разных условиях жизнедеятельности. Центр терморегуляции в ГПТ. Т.О. место формирования в ЦНС акцептора рез-та действия определяется самой выполняемой функцией. Другой пример, при выполнении сложных движений такой акцептор образуется в корковом отделе двигательного анализатора.

Функциональные системы лежат в основе саморегуляторных приспособлений организма. Для саморегулирующихся систем характерны следующие особенности:

    Достигаемый приспособительный эффект жизненно необходим для организма. Жизненно важные константы (конц.глюкозы, солевой состав и др.) заложены генотипически. Есть жесткие(осмотич.давление) и пластичные (кров.давление) ФС.

    Саморегуляция – циклический фазовый процесс, имеющий конкретные структуры и механизмы, образующие ФС. Все саморегуляторные приспособления диктуются фактом отклонения конечного приспособительного эффекта или несоответствия силы входного возмущающего сигнала потребностям системы.

    Одним из обязательных условий саморегуляции является информация о конечном приспособительном эффекте в ЦНС, так же как и нивелирование нежелательных ил чрезмерных влияний на входе системы.

    Размер ФС может быть различным, в зависимости от сложности регулируемого поведения или функции. Например, регуляция сахара в крови осуществляется на основе внутренних аппаратов и механизмов.

Другая ФС с обширным фактором внешних факторов – количество питат.в-в в кровяном русле зависит от многих параметров и непрерывно колеблется. Рецепторный аппарат этой пластичной константы находится в латеральном ГПТ. Снижение конц. в-в возбуждает глюкозочувствит. нейроны, возбуждается центр голода, возникает чувство голода – организуются поведенческие акты - пищевое поведение.

5. В случае экстремального воздействия на организм саморегулирующиеся системы формируют защитно-приспособительные реакции и сохраняют постоянство внутренней среды. Сила максимально возможного защитного приспособления должна быть больше, чем выраженность максимально возможного отклонения данного приспособительного конечного эффекта от константного уровня. Например, как бы ни высоко было кровян. Давление, снижающие его факторы должны быть сильнее, чем факторы, повышающие его. В норме кров. Давление держится на определенном уровне.

На рисунке изображена схема функциональной схемы по Анохину.

Функциональная система – объединение элементов различной анатомической локализации, взаимодействующих для достижения приспособительного результата.
Приспособительный результат является системообразующим фактором ФС . Достичь результата - значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.
Различают функциональные системы первого и второго типа.
Функциональная система первого типа – функциональная система, обеспечивающая постоянство параметров внутренней среды за счет системы саморегуляции, акты которой не выходят за пределы самого организма. Основные 2 константы гомеостаза это осмотическое давление и Ph крови. Функциональная система первого типа автоматически компенсирует возникающие колебания кровяного давления, температуры тела и других параметров.
Функциональная система второго типа использующая внешнее звено саморегуляции; обеспечивающая адаптивный эффект через связь с внешним миром за пределами организма и изменение поведения.
Функциональные системы имеют разную специализацию . Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности.
Функциональные системыразличаются по степени пластичности , т.е. по способности менять составляющие ее компоненты. Если поведенческий акт состоит преимущественно из врожденных структур (безусловных рефлексов, например, дыхание), то пластичность будет малой и наоборот
Основные компоненты:
Основные компоненты схематично изображены на рисунке
1. Афферентный синтез. Задача этой стадии собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды, отобрать из множества раздражителей главные, наметить цель. АФ всегда индивидуален. На АФ виляет 3 компонента: мотивация, обстановочная афферентация (информация о среде) и память.
2. Принятие решения
3. Акцептор результатов действия. Модель или образ ожидаемого результата.
4. Обратная афферентация. Процесс коррекции на основе получаемой мозгом извне о результатах осуществляемой деятельности.
Значение для психофизиологии: ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.
Лурия считал, что внедрение теории функциональных систем позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики.
Благодаря теории ФС:
- произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;
-было сформулировано представление о роли «обратной афферентации» и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;
-было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющим сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия - «акцепторе» результатов действия.

Большое признание в научном мире получила также разработана в 30-60-е pp. XX в. теория функциональных систем П.К. Анохина. Часто считается наиболее завершенной системной теории в психологии и физиологии, поскольку в ней не только четко определено понятие системы, но и разработана внутренняя операционная архитектоника системы и определены основные принципы ее функционирования.

В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых на активное его преобразования,. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, что обеспечивает организму нормальную жизнедеятельности. Сейчас как методологическая основа психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина .

Функциональные системы - это динамические организации, саморегулирующиеся, деятельность всех составляющих компонентов которых способствует получению жизненно важных для организма приспособительных результатов (П.К. Анохин).

П.К. Анохин выделил такие универсальные для различных систем узловые механизмы:

♦ красный приспособительный результат как ведущий пункт функциональной системы;

♦ рецепторы результата;

♦ обратная афферентация от рецепторов результата в центральные образований функциональной системы;

♦ центральная архитектура, представляет собой выборочное объединение нервных элементов различных уровней;

♦ исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные элементы, включая организованную целенаправленное поведение.

Результат деятельности для каждой функциональной системы ее является центральным системообразующим фактором. П.К. Анохиным были выделены четыре группы приспособительных результатов:

1) ведущие показатели внутренней среды, определяющие нормальный метаболизм тканей;

2) результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие основные биологические потребности;

3) результаты стадной деятельности животных, которые удовлетворяют потребности группировки;

4) результаты социальной деятельности человека, удовлетворяющие ее социальные нужды, обусловленные ее положением в определенной общественно-экономической формации.

Центральная архитектура функциональной системы, в свою очередь, тоже состоит из взаимосвязанных и организованных в единое целое блоков (стадий):

♦ афферентный синтез - стадия функционирования системы, инициируется определенной потребностью, для удовлетворения которой и создается упомянутая система; на этой стадии решается вопрос "что делать?", какой же именно сейчас нужен результат; к компонентам афферентного синтеза входят - доминирующая на данный момент мотивация, учредительная афферентация, которая также отвечает данному моменту, пусковая афферентация и память;

♦ принятие решения - это стадия характеризуется выбором основной для данного момента "линии поведения";

♦ формирование акцептора результата действия - определяет процесс формирования образа результата или цели системы;

♦ эфферентный синтез - стадия, на которой происходит динамическое объединение соматических и вегетативных функций для выполнения целенаправленного воздействия;

целенаправленное действие - динамическое взаимодействие соматических, вегетативных и эндокринных компонентов, направленная на достижение цели системы; целенаправленное действие происходит под постоянным контролем соответствующих механизмов акцептора результата действия с помощью обратной афферентации, информации (параметры, образ) о реально полученный результат; при этом происходят постоянное сравнение, оценка достигнутого и соответствующая коррекция действия;

♦ санкционируя стадия - если сравнение достигнутого результата через обратную аферентацию соответствует запрограммированным качествам в акцепторе результата действия, то делается вывод об удовлетворении данной потребности и поведенческий акт заканчивается.

Вышесказанное схематическое представление в определенной мере гипотетическим, поскольку реальных механизмов его осуществления пока не обнаружено. Как не обнаружено и конкретных мозговых структур, которые отвечают за работу указанных блоков. Поиск механизмов функциональной системы продолжается.

Кроме вышеприведенных принципов организации функциональной системы, также существуют основные принципы ее функционирования.

♦ взаемоспивдии - системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, в которых взаимодействие и взаимоотношения имеют характер взаемоспивдии компонентов для получения сфокусированного полезного результата (чтобы подчеркнуть основной механизм функционирования системы, П.К. Анохин в своих работах часто выделял долю "пение" в слове взаемоспивдия)

♦ динамичности - приводит свойство системы быть пластичной, внезапно менять свою структуру для достижения запрограммированного полезного результата;

♦ иерархичности - принцип функционирования и организации системы, который, с одной стороны, отражает многоуровневость ее внутренней реализации, а с другой - предполагает, что определенная система также входит и в иерархии системы высшего порядка;

♦ саморегуляции - принцип функционирования системы, которая реализуется на основе механизма обратной афферентации и аппарата акцептора результатов действия для достижения запрограммированного результата;

♦ минимизации - введение в структуру функциональной системы только тех элементов, которые необходимы для получения конечного результата, и отвержение всех других.

Функциональная система представляет собой универсальную модель для понимания и построения любой системы в различных классах явлений, включая организмы, машины и социально-экономические организации. Преимущество теории функциональных систем перед другими системными теориями заключается в том, что она дает конкретные возможности для системного анализа различных классов явлений природы и общества и является связующим звеном между синтетическим и аналитическим уровнем исследований (К.В. Судаков).

Именно теория функциональных систем П.К. Анохина оказалась наиболее эффективным и пригодным для психологов вариантом системной методологии, ибо, в отличие от других вариантов системного подхода, в ней было разработано понятие системообразующего фактора. Этот фактор - результат системы, под которым понимается красный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигается при реализации системы. Поэтому детерминантой поведения и деятельности в теории функциональных систем рассматривается не прошла по ним событие - стимул, а будущее - результат (Ю.И. Александров, В. Дружинин).

Выдающимся проявлением влияния теории функциональных систем на психологическую науку стало создание нового направления в психологии - системной психофизиологии, задачей которой является изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивают психику и поведение человека.

10.4. Человек как целостная биопсихосоциальная система

В последнее время в науке получили широкое распространение взглядов о необходимости рассмотрения человека как целостной биопсихосоциальной системы. Истоки этих взглядов был заложен еще в 60-80-х pp. прошлого столетия трудами Н.А. Агаджаняна, Б.Г. Ананьева, В.А. Ганзена, А.С. Батуева, Б.Ф. Ломова, BC Мерлина, В.М. Русалова и др.

Согласно теории Б. Ананьева человек представляет собой пол- системным образования, в котором выделяются различные ипостаси. Первая из них определяется как индивид (или целостный организм). Индивид ни качества, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся соматические, нейродинамических, конституциональные и половые, к вторичным - те, что образуются на основе первичных в процессе жизнедеятельности: сенсомоторная организация, структура органических потребностей, темперамент, задатки.

Б.Ф. Ломов выделял три уровня индивидуальности человека, представляющие собой целостную систему: социальный, психический и психологический, биологический. При этом ученый отмечал, что ведущую роль в отношении человека к миру играют те качества, которые определяются ее принадлежности к социальной системы.

Согласно теории интегральной индивидуальности BC Мерлина совокупность индивидуальных качеств человека представляет собой большую иерархическую систему, которая саморегулируется. Иерархические уровни этой большой системы включают:

1. Система индивидуальных качеств организма. ее подсистемы: а) биохимические; б) общесоматические; в) качества нервной системы (нейродинамических).

2. Система индивидуальных психических качеств. Ее подсистемы: а) психодинамические (качества характера) б) психические качества личности.

3. Систему социально-психологических индивидуальных качеств. Ее подсистемы: а) социальные роли в социальной группе и коллективе; б) социальные роли в социально-исторических общностях.

В.М. Русалов, основываясь на системных принципах, определил человеческую индивидуальность как целостную систему, целью которой является сохранение целостности и тождественности человека самому себе в условиях непрерывных внутренних (организмических) и внешних (социальных) изменений.

В структуре человеческой индивидуальности он выделил два основных компонента: организм и личность и следующие основные признаки: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, самосознание, творческие способности.

В.М. Русалова было также выделено два основных уровня индивидуально-психологических различий между людьми, подчеркивает преимущественно "социальное" или "биологическое" происхождение этих различий:

♦ к первому уровню относятся "содержанию" индивидуальные различия, касающиеся социально обусловленных качеств (направленности, отношений, моральных установок, желаний, мотивов, интересов, а также знаний, умений, навыков и т.д.).

♦ второй уровень касается "психодинамических" качеств личности, которые обусловлены организмический качествами человека, его биологической организацией. При этом разделение психики человека на "содержательный" и "динамический" уровне не означает существование непроходимой границы между ними, а указывает лишь на возможность рассмотрения этих различных аспектов единого целостного психического процесса.

Вышеприведенные взгляды на человеческую индивидуальность представляют собой общенаучную основу современных представлений о человеке как целостную биопсихосоциальная систему.

Несмотря на определенную абстрактность изложенных представлений, они имеют важное значение для теоретического обоснования психофизиологических исследований и интерпретации их результатов. О том, что между психическим и соматическим существуют причинно-следственные связи, которые имеют двустороннюю направленность (психическое влияет на физиологическое и наоборот), свидетельствует множество фактов. Только при таком подходе получают объяснения феномена изменения физиологических показателей под влиянием психических изменений, и наоборот, изменения в психике человека под действием воздействий на ее тело. Итак, целостность индивидуальности лежит в основе того факта, что любое воздействие (например, прием химического препарата, изменение атмосферного давления, шум на улице, неприятные известия и т.д.) хотя бы на один из уровней (биохимический, физиологический, психологический и др.) неизбежно приводит к отзывам на всех других уровнях и меняет текущее состояние организма человека, его психическое состояние, а возможно, и поведение. Поэтому следует рассматривать различные аспекты индивидуальности во всем многообразии их взаимосвязей и взаимодействия .

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой понятие системного подхода и системы?

2. Какие системные принципы рассмотрения психических явлений были определены Б.Ф. Ломовым?

3. Какие уровне исследования человека и его психики были определены Б.Ф. Ломовым?

4. Что представляет собой функциональная система и каковы ее узловые механизмы?

5. По каким блоков состоит центральная архитектура функциональной системы?

6. Каковы основные принципы функционирования функциональной системы?

7. В чем заключаются основные взгляды относительно понимания человека как целостной биопсихосоциальной системы?

Литература

1. Аиохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М.: Наука, 1980. - 197 с.

2. Кокун А.Н. Онтимизация адаптационных возможностей человека: психофизиологический аспект обеспечения деятельности: Монография. - М.: Миле- ниум, 2004. - 265 с.

3. Лол.ов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 446 с.

4. Ломов Б. Системность в психологии: Избр. психол. тр. / Под ред В.А. Барабан тиковая. - М.: Институт практической. психологии, 1996. - 384 с.

5. Мпрютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - Четвёртый изд. - М.: Флинта, 2004. - 400 с.

6. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. - 384 с.

7. Психофизиология: Учебник для вузов / Под. ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

Темы рефератов

1. История развития системного подхода.

2. Системный подход в психологии.

3. Системная психофизиология как новое направление психологии.

Творческое задание

Подробно опишите, основываясь на методологических принципах-теории функциональных систем, какой-нибудь (на выбор) поведенческий акт человека.