В каком году мужчины получили право голосовать. Женщины имеют право I Американская история борьбы за возможность голосовать. Движение за женское избирательное право

Борьба женщин за свое равноправие с мужчинами за два прошедших века приобрела особую активность и драматизм. Наиболее рьяно в XIX и XX веках женщины боролись за равные политические права. Камнем преткновения здесь, конечно же, выступало избирательное право, за которое феминистки и суфражистки в Европе и США вели отчаянную борьбу на протяжении многих лет. Однако борьба эта не была равной в каждой из стран, где процветали эти движения. Везде борьба за равноправные и справедливые политические права женщин наравне с мужчинами велась с переменным успехом и имела свои национальные, правовые и государственные особенности.

Для феминисток Америки борьба за избирательное право напрямую ассоциировалась с изменением и отменой несправедливых законов ущемлявших права женщин во многих областях общественной жизни. В сознании американских феминисток к концу XIX века крепко утвердилась вера в то, что предоставление всем гражданам Соединенных Штатов Америки равного избирательного права - приведет к эволюционным и прогрессивным изменениям в обществе.

Долгожданной и весьма впечатляющей в историческом масштабе победой движения феминисток в США стала XIX поправка к Конституции, которая гордо гласила: «Право голоса граждан США не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола».

Движение американских феминисток появилось на свет в 1848 году, на съезде по защите прав женщин в городе Сенека Фоллз, расположенном в штате Нью-Йорк. Его программный документ являлся ничем иным, как Декларацией независимости. Однако фраза в начале этого великого документа, вместо: «… все люди созданы равными…», была заменена фразой «… все мужчины и женщины созданы равными…».1

Чтобы добиться успеха как можно скорее, американские феминистки очень скоро примкнули к различным прогрессивным движениям тех лет: движению за трезвость, движению в защиту инвалидов, движению утопического социализма, аболиционистскому движению и т.д. Они расширяли свою деятельность в разных штатах и объединяли свою деятельность. Создавались женские клубы, велись многочисленные манифестации на улицах крупных американских городов, оказывалось бескомпромиссное давление на кандидатов, решавших социальные проблемы.

Однако феминистки в борьбе за избирательное право для американок встретили серьезную оппозицию. Она состояла не только из слишком консервативных мужчин, считавших, что право голоса для женщин - излишне, но и влиятельных предпринимательских кругов. Производители алкоголя опасались феминисток и их деятельности из-за того, что те призывали людей вести здоровый образ жизни и добивались введения поправок в законодательство с целью ограничить употребление спиртного. Железнодорожные магнаты и лесопереработчики вели борьбу с феминистками из-за их стремления сохранить окружающую среду и ограничить деятельность монополий на строительство и вырубку лесов.

Однако симпатии американского общественного мнения в первой четверти XX века все больше склонялись на сторону феминистского движения. А противники феминисток, в то же время, не могли противопоставить их борьбе ничего, кроме абсолютно затхлых лозунгов, типа: «Возвращайтесь домой и мойте посуду!»2

Главным успехом американских феминисток стала подготовка законодательной поправки в Конституцию США, за основу которой был взят проект активистки Сьюзан Энтони, и которая должна была предоставить равные избирательные права мужчинам и женщинам в Америке. В августе 1920 года XIX поправка была ратифицирована, и женщины получили возможность голосовать на президентских и законодательных выборах в том же году.

Однако сколь велика была радость движения феминизма в США в те годы, столь велико было и его разочарование, когда выяснилось, что большинство американок остались совершенно аполитичными. Число голосующих на выборах женщин в 20-е - 30-е годы прошлого столетия было практически в два раза меньше количества голосующих мужчин. А все попытки воинствующего феминизма вовлечь в политическую сферу как можно больше женщин оказались тщетными. Хотя стоит подчеркнуть, что в США всегда было и есть огромное количество людей, игнорирующих всякие выборы.

Движение за избирательное право для женщин в Германии проходило несколько иным путем и имело свою драматическую судьбу.

После революции 1918 года в Германии, женские общественно-политические движения в этой стране сильно ослабили свою деятельность.

Дело в том, что Веймарская конституция, принятая после германской революции, стала самой передовой, на тот момент, в мире. По своей демократичности она могла соперничать с французской «Декларацией прав человека и гражданина» и с «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», составленной большевиками в России.

Статьи этой конституции устанавливали равноправие женщин в браке (ст. 119), разрешали им занимать публичные должности (ст. 128), устраняли все прежние ограничительные постановления в отношении женщин-чиновников. Избирательное право за женщинами в Германии закрепляла статья 109 Веймарской конституции, гласившая, что все немцы равны перед законом, и что все мужчины и женщины имеют равные гражданские права и несут одинаковые обязанности перед государством.

В годы существования Веймарской республики в Германии сложился образ «новой» женщины - молодой, самодостаточной и незамужней. В стране возникло немало интересных профессий, которыми активно овладевали женщины: стенографистки, машинистки, работницы конвейеров, служащие социальной сферы, учительницы (что особенно примечательно, ведь в кайзеровской Германии работать учителем - было привилегией исключительно мужчин).

Однако даже грандиозные общественно-политические изменения в Германии в первой четверти XX века не могли окончательно сломать старые консервативно-патриархальные представления о роли женщины в обществе. В немецком общественном мнении в 20-х годах прошлого века доминирующим оставалось представление о том, что главная задача любой женщины оставаться женой и матерью. А само движение за права женщин в этой стране разделилось на две больших группы. Первая из них выступала за пропаганду современного типа женщины: свободной, аполитичной, ориентированной на потребление и развлечения молодой работающей женщины. Второе движение добивалось сохранения традиционного идеала женщины, как матери и любящей супруги в семейном кругу.

Золотой век женского равноправия в Германии в первой половине XX века завершился с приходом к власти национал-социалистов. И хотя старая добрая республиканская конституция после их возвышения продолжала действовать, немецкие женщины очень быстро лишились своих политических прав. Какова же была участь женщин в нацистской Германии? Незавидная.

Во-первых. После прихода к власти Гитлера и его партии, власти тут же попытались разрешить затянувшийся в стране финансовый кризис. Чтобы высвободить рабочие места для незанятых мужчин, нацисты развернули масштабную кампанию по массовому увольнению с работы замужних женщин. Таким образом, многие немки лишились своего заработка, а, стало быть, и части своей самостоятельности от мужа.

Далее, как и в любом другом тоталитарном государстве, власти нацистской Германии стали рассматривать женщину как объект воспроизводства людей. «Как однажды прямо высказался Гитлер: «Наша женская программа сводится к одному слову - дети»»3 Нацисты опасались образа независимой и свободной женщины, так как в их представлении это будет угрожать жизни всей нации.

Весной 1933 года в Германии стартовала программа по увольнению замужних женщин с административных должностей. Увольнялись также и замужние женщины-врачи, судьи, адвокаты, учительницы, совершенно исчезли женщины-депутаты. А вот молодые женщины, не успевшие обзавестись детьми, были обязаны исполнять трудовую повинность.

Тем не менее, немецкие женщины вполне спокойно отнеслись к таким нововведениям и ограничению своих политических и гражданских прав. Многим из них импонировала социальная стабильность, установившаяся в тоталитарной Германии. Вскоре, из-за нехватки рабочих рук, были также смягчены и запреты на занятие трудовой деятельностью для замужних женщин. Эти обстоятельства несколько смягчили фактическое бесправие немецких женщин в нацистской Германии.

Франция на рубеже XIX - XX веков так же, как и многие другие европейские страны, не гарантировала своим гражданкам избирательного права. С 1875 года французам предоставили возможность избирать членов Палаты депутатов. Однако пользоваться избирательным правом в данном случае могли лишь мужчины не моложе 21 года и не состоящие на военной службе.

Конечно, французские женщины еще во времена Великой французской революции добивались политического равноправия. Но даже в тот бурный век, когда старый порядок в Европе начинал претерпевать серьезные изменения, женщины так и не смогли добиться политического равноправия.

И только в условиях страшных испытаний Второй мировой войны, когда независимость своей родной Франции женщины-участницы Движения сопротивления защищали наравне с мужчинами, власти этой страны признали, насколько важно, чтобы все ее граждане имели равные политические права.

В марте 1944 года глава Временного правительства Франции генерал де Голль заявил: «… сущность и формы французского общества завтрашнего дня… могут быть определены лишь представительным органом нации, избранным на основе всеобщих, прямых и свободных выборов»4

И спустя совсем немного времени после этой речи генерала де Голля, в 1945 году, правительство, которое он возглавлял, впервые предоставило француженкам право голоса на общенациональных парламентских выборах.

Избирательное право для женщин в России также стало результатом деятельности женских движений в этой стране в начале XX века. Однако из-за бурных событий в России в первой четверти ушедшего века: Февральской революции, а затем событий в октябре 1917 года, заслуга предоставления избирательного права русским женщинам очень долгое время неверно приписывалась советскому правительству. Советские власти действительно в своей Конституции 1918 года предоставили избирательное право гражданам России обоего пола. Однако пользоваться правом голоса русские женщины стали еще до прихода советов к власти. И заслуга получения этого права принадлежит отнюдь не революционерам, а представительницам женских движений в данной стране.

После свержения монархии в феврале 1917 года и прихода к власти демократического правительства в России, российское феминистское движение потребовало от Временного правительства немедленного предоставления женщинам избирательного права. Однако новые власти хотели отложить решение этого вопроса на неопределенный срок, сославшись на тяжелое положение дел в стране, продолжающуюся Первую мировую войну и необходимость первоочередного решения более важных, по их мнению, задач.

Однако русское феминистское движение не устроило такое решение властей. Феминистки ответили многочисленными стачками и демонстрациями в центре революционного Петрограда. В итоге, правительство пошло на уступки. 15 апреля 1917 года Временное правительство издало следующий документ: «Постановление Временного правительства о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». В нем, с небольшими оговорками, объявлялось о выборах городских дум всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Право голоса на выборах предоставлялось гражданам обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий.

На основании этого законодательного акта весной 1917 года в России прошли всеобщие выборы в органы местного самоуправления в городах и губерниях.

Как менялся закон об избирательном праве в Великобритании?

В 1999 году еженедельный американский журнал «Time» писал:

«… Она втолкнула общество в новые шаблоны, из которых то уже не могло вернуться назад».

Такими словами американский еженедельник описал деятельность Эммелин Панкхерст. Это же издание включило Панкхерст в список 100 самых влиятельных людей ХХ века.

Британская активистка и политик начала ХХ века Эммелин Панкхерст признана самым главным борцом за политические права женщин в Великобритании. Будучи матерью пятерых детей, в 1903 году Панкхерст решила добиваться политического равноправия для женщин Великобритании. В том же году она основала Женский социтально-политический союз. Методы политической борьбы Панкхерст и ее активисток, которые часто сопровождались актами насилия по отношению к общественности и полиции, вызывали острое неодобрение у властей Британии. Сама Эммелин не раз заключалась под стражу.

Стоит, однако, отметить, что Панкхерст несмотря на свою необузданную оппозиционность, все равно осталась верной своей стране патриоткой. Во время Первой мировой войны она призвала своих соратниц оставить борьбу за свои права и посвятить свою энергию помощи сражающейся нации.

Борьба редко когда бывает напрасной. И пример Эммели Панкхерст тому яркий пример. После окончания суровой войны она с прежним энтузиазмом продолжила агитацию и выступления за предоставление избирательного права британским женщинам. Ее итогом стало принятие парламентом закона (Representation of the people Act 1918), который распространял избирательное право на 8,4 миллиона британских женщин.

1. Каспи А. Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху Процветания и «Сухого закона», 1919 - 1929. М.: 2008. с. 129

2. Там же. с. 133

3. Патрушев А. И. Германская история. Через тернии двух тысячелетий. 2007. с. 470

4. Арзаканян М. Ц. Новейшая история Франции.: М. 2002. с. 58

До XIX века право женщин голосовать предоставлялось локально и, как правило, сопровождалось дополнительными ограничениями. Затем начался период роста активности движения за женское избирательное право. Это привело к его закреплению в международном праве в середине XX века.

Великобритания

Движение за женское избирательное право в Великобритании набрало силу в первой половине XIX века, когда резко увеличилась политическая активность женщин. Джон Стюарт Милль, избранный в парламент в 1865 году и открыто поддерживавший наделение женщин правом голоса, выступал за внесение в народную хартию женского избирательного права. После неоднократного провала в чисто мужском парламенте при правительстве консерваторов, проблема стала очевидной. Во второй половине XIX века было сформировано несколько групп, чтобы лоббировать интересы женщин в парламенте. В 1897 году 17 организаций объединились в «Национальный союз женских обществ», который организовывал встречи, направлял письма политикам и публиковал различные материалы.
В 1999 году журнал «Time» включил суфражистку Эммелин Панкхерст в число ста самых выдающихся людей XX века
В 1903 году от союза откололось несколько организаций, объединившихся под началом Эммелин Панкхерст в «Общественно-политический союз женщин». Поскольку национальные СМИ потеряли интерес к движению, новообразованная организация решила действовать иными методами. Новая тактика впервые была использована в 1905 году во время выступления Эдуарда Грея, члена только что созданного либерального правительства. Во время его речи две активистки постоянно выкрикивали: «Предоставит ли либеральное правительство право голоса женщинам?». После отказа прекратить шум, была вызвана полиция. Суфражетки (как их стали называть газеты после инцидента) оказали сопротивление и были арестованы и обвинены в нападении. Заплатить штраф они отказались, поэтому были отправлены в тюрьму. Шокированное британское общество обратило внимание на новый способ борьбы женщин за свои права.

Марш суфражисток в Лондоне, 1910 год

После информационного успеха союз стал все чаще прибегать к насильственным действиям. В 1908 году суфражистки попытались ворваться в Палату общин, подожгли дом Дэвида Ллойда Джорджа. В 1913 году во время Эпсомского Дерби Эмили Дэвисон в знак протеста выбежала перед конем, принадлежащим королю Георгу V. Попав под копыта, она получила тяжелые ранения и умерла четыре дня спустя.

Гибель Эмили Дэвисон на Дерби, 1913 год

Во время Первой мировой войны «Общественно-политический союз женщин» на время отказался от проведения акций, и его участницы вместе со всеми помогали стране. «Национальный союз женских обществ», в свою очередь, заявил о прекращении политической борьбы, хотя тайно продолжал лоббировать интересы женщин. В 1918 году, после окончания войны, парламент принял закон, открывавший доступ к выборам женщинам старше 30 лет, являющимся главой семейства или состоящим в браке с главой семейства, либо окончившим университет. В 1928 году, когда был принят Закон о народном представительстве, женщины Великобритании были уравнены в избирательных правах с мужчинами.

Соединенные Штаты Америки

После Американской революции, с 1790 по 1807 годы, женщины (с учетом их имущественного положения) имели право голоса в Нью-Джерси. В 1807 году они были этого лишены.

В июне 1848 года Джеррит Смит включил женское избирательное право пунктом в программу «Партии свободы». В июле на Конференции в Сенека-Фоллз в северном Нью-Йорке Элизабет Кейди Стэнтон и Лукреция Мотт начали борьбу за наделение женщин правом голоса, продлившуюся 70 лет. В 1850 году Люси Стоун организовала массовую встречу - Национальное собрание по правам женщин в Вустер, Массачусетс. Сьюзен Б. Энтони присоединилась к движению в 1852 году, прочитав речь Стоун 1850 года. Активный борец за права женщин, она объездила США и Европу, читая до ста речей ежегодно в течение 45 лет.

Парад суфражисток на Пятой авеню в Нью-Йорке, 1917 год

Активистки указывали, что негры получили право голоса, хотя не были явно упомянуты в тексте Четырнадцатой поправки к Конституции США. В частности, Сьюзен Б. Энтони была арестована за попытку проголосовать. Женщина отстаивала свое право, ссылаясь на указанную поправку. Когда в Конгрессе обсуждалась Пятнадцатая поправка, была предпринята попытка распространить ее и на женщин, но сделать этого не удалось.
Лидия Тафт стала первой женщиной колониальной Америки, получившей право голоса в 1756 году
Первые победы в борьбе были одержаны на территориях Вайоминга и Юты, хотя женщины Юты были лишены права голоса федеральным законом Эдмундса-Такера, принятого Конгрессом в 1887 году. Женское избирательное право в штате вводилось в надежде, что дамы откажутся от полигамии, однако когда избирательницы ее поддержали, они были лишены права голоса. К концу XIX века женское избирательное право действовало в штатах Айдахо, Колорадо, Юта и Вайоминг.

Печать Вайоминга. Девиз штата, «Равные права», напоминает, что Вайоминг стал первой территорией, на которой в 1869 году женщины получили избирательные права наравне с мужчинами

Возросшее влияние движения привело к арестам активистов, многие оказались в тюрьмах. Один из наиболее масштабных маршей протеста прошел на Пенсильвания-авеню и возле Белого дома накануне инаугурации президента Вудро Вильсона. Участники марша, от 5 тысяч до 8 тысяч человек, подверглись нападениям, оскорблениям и плевкам, в результате чего общественное мнение склонилось в пользу дискриминируемых. В конце концов, президент убедил Конгресс принять законодательный акт, после ратификации в 1920 году ставший Девятнадцатой поправкой, запрещавшей дискриминацию на выборах по половому признаку.

Франция

Организованное женское движение возникло во Франции во время Великой французской революции. Женщины принимали активное участие в революционных выступлениях, создавали собственные организации и выпускали журнал, посвященный борьбе за равенство. В 1791 году Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», подготовленная Олимпией де Гуж и требовавшая признания полного социального и политического равноправия представительницы слабого пола. Однако эта идея была отвергнута, а в конце 1793 прекращена деятельность женских организаций. Возрождение движения произошло в середине XIX века, а в 1882 году появилась «Французская лига прав женщин».
21 апреля 1944 года женщины во Франции получили избирательное право
Женщины Франции стали полноправными участниками выборов 21 апреля 1944 года по постановлению Французского временного правительства. Первыми выборами, в которых представительницы прекрасного пола смогли принять участие наравне с мужчинами, стали муниципальные выборы 29 апреля 1945 года и парламентские выборы 21 октября 1945 года. Коренные мусульманки французского Алжира получили право голоса только по декрету от 3 июля 1958 года.

Россия

Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. На остальной территории России женщины получили право голоса только весной 1917 года.
Женское избирательное право в России впервые было введено на территории Великого княжества Финляндского
Получение представительницами прекрасного пола избирательного права стало результатом деятельности российского феминистского движения, оказывавшего давление на политиков. Сначала Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов посчитали требования женщинами права голоса несвоевременными и неактуальными и отказались их поддержать. Но 40-тысячная демонстрация женщин 19 марта 1917 года в Петрограде под лозунгами: «Свободная женщина в свободной России!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!», «Место женщины в Учредительном собрании!»; митинг участниц демонстрации у Таврического дворца, в котором пришлось принять участие председателю Государственной Думы Михаилу Родзянко и председателю Совета рабочих и солдатских депутатов Николаю Чхеидзе; развернутая дискуссия в прессе; переговоры представительниц женских организаций Петрограда и Москвы с министром-председателем Временного правительства князем Георгием Львовым привели к желаемому результату. 15 апреля 1917 года Временное правительство приняло постановление «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания. 20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, вступившее в силу с 11 сентября 1917 года, в котором было прямо указано о «всеобщем избирательном праве «без различия пола»». Весной 1917 года прошли выборы в городские думы, в которых женщины смогли принять полноправное участие. Уже в апреле в Вологодскую городскую думу были избраны две женщины-гласные.

После Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята Конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.

Женская демонстрация в Петрограде, 1917 год

Япония

До 1880-х годов законы Японии не запрещали представительницам слабого пола участвовать в местных выборах. «Женский вопрос» был поднят на конференции представителей местных администраций в 1878 году, после чего начались изменения в местном законодательстве в пользу мужчин. 11 февраля 1889 года был принят закон, установивший имущественный ценз и наделивший правом голосовать и избираться только японцев. В период между Первой и Второй мировыми войнами давление на женщин Японии усилилось. В то время как для мужчин был отменен имущественный ценз, японкам было отказано в любой политической активности.
В период между Первой и Второй мировыми войнами японкам было отказано в любой политической активности
25 августа 1945 года, за несколько дней до оккупации Японии союзными войсками, был сформирован «Женский комитет по послевоенному устройству». На собрании 24 сентября 1945 года одним из вопросов организации стало избирательное право для женщин: голосование с 20 лет и право избираться с 25 лет. Эти требования были поддержаны со стороны оккупационных сил США, что и определило их полное удовлетворение в декабре 1945 года.

Карикатура на суфражисток

Саудовская Аравия

Впервые местные выборы в Саудовской Аравии прошли в 2005 году. Представительницы прекрасного пола в них не участвовали. В 2009 году в стране ожидалось введение женского избирательного права, однако этого не произошло. В 2011 году король Абдалла объявил о разрешении женщинам участвовать в выборах с 2015 года
В Саудовской Аравии, начиная с 2015 года, женщинам разрешено участвовать в выборах
Ватикан

Ватикан - единственное государство в мире, в котором, наверное, никогда женская рука не опустит бумагу с именем в урну для голосования. Резиденция римско-католической церкви зиждется на абсолютной теократической монархии. Все рычаги управления - у Святого Престола во главе с папой римским. Он избирается на пожизненный срок тайным голосованием кардиналов. Женщин среди последних быть не может - Ватикан не признает посвящения в духовный сан представительниц прекрасного пола. Хотя в последние годы роль женщины в иерархии служения Богу обсуждается нередко. Она воспринимается как один из необходимых для реформирования церкви аспектов. Так что может спустя много лет Ватикан не устоит перед представительницей прекрасного пола и допустит ее, как минимум, к выбору понтифика.

Отправляясь на избирательные участки в день голосования, многие современные женщины даже не задумываются над тем, как долог и труден был путь, проделанный миллионами их предшественниц. Ведь они иногда жертвовали всем, чтобы им дали эту возможность - право голоса. Женщинтрадиционно его лишали, и оно отнюдь не является само собой разумеющимся.

Как и другие свободы, это право прошло длительный процесс становления, пока не стало общепризнанным и закрепленным в конституциях многих развитых стран. И достиг этот процесс своего апогея сравнительно недавно: страшно подумать, но еще в 40-х годах ХХ века француженка не могла открыть банковский счет без согласия на то мужа, и только в 1946 году ее допустили на избирательный участок.

В эпоху поздней Римской империи женщина наследовала и владела имуществом, и об этом упоминает Однако интерпретация христианства в католицизме сделала «дочь Евы» виновной в первородном грехе. Стало распространяться мнение, что женщина по природе своей эмоциональна, легкомысленна, глупа и просто не может управлять сама собой, а нуждается в покровителе - сначала отце, а потом муже. Так из юридических кодексов западноевропейских стран исчезает владеть и полностью распоряжаться имуществом. О том, каково было право голосау средневековых женщин, свидетельствует следующий исторический факт. Когда графиня де Фуа высказала собственные аргументы на религиозном диспуте в Памье в начале XIII века, французский клирик бросил ей в лицо: «Госпожа, вернитесь к своей прялке!».

Такое бесправное положение «слабого» пола сохранялось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Ее лозунг «Свобода, равенство и братство» был с энтузиазмом воспринят женщинами, которые активно участвовали во всех политических процессах. Но с опубликованием главного документа революции «Декларации прав человека и гражданина», а также принятием конституции республики, они обнаружили, что эти прекраснодушные лозунги касаются не их, а только мужчин. Олимпия де Гуж, писательница, составила в 1791 году «Декларацию о правах гражданки» - первый манифест феминизма. Но правительство не пошло навстречу половине населения республики, наоборот, все женские союзы оказались под запретом, и «второму полу» даже не разрешали присутствовать на общественных мероприятиях, приравняв его к детям и умалишенным. Олимпия де Гуж закончила жизнь на гильотине. Но француженки были не одиноки в своей борьбе за право голоса.

Мэри Уоллстонкрафт в 1792 году публикует в Лондоне свой труд «В защиту прав женщин», где доказывает необходимость равноправия обоих полов. А суфражизм - движение за право голоса для женщин - зародился в США. Это произошло в 1848 году. В 1870-м женщины Великобритании собрали три миллиона подписей под петицией за право избирать и быть избранными. Они подали эту бумагу на рассмотрение в парламент.

Но первой страной, в которой женщины получили, наконец,право голоса,стала Новая Зеландия - в 1893 году. Позже победа в этом вопросе была достигнута в Австралии (1902), США (1920), Великобритании (1928). В России равноправие женщинам принесла только

В юридических документах многих стран мусульманского мира до сих пор закреплены положения, что женщина не является самостоятельным членом общества. В некоторых государствах она вообще не имеет паспорта, будучи вписана до замужества в документ отца, а после него - в паспорт мужа. Такое положение вещей во многом вызывает проблемы мигрантов, которые живут в западноевропейских странах и США замкнутыми общинами.


Глава XI X

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ДЛЯ ЖЕНЩИН

Существенно расширив число лиц, обладающих правом голоса. Акт о реформе парламента (1832) по-прежнему лишал этого права добрую половину населения страны - женщин. А ведь они вместе с мужчинами добивались принятия этого закона, плечом к плечу с ними стояли на митингах, рядом с ними ставили свои подписи под требованиями и петициями! Самое же парадоксальное заключалось в том, что если в старом законодательстве, по словам верховного судьи лорда Ли (1733 г.), не содержалось прямого запрета на предоставление избирательного права женщинам, то в новом Акте о реформе этот запрет нашел четкое, недвусмысленное выражение - "...для лиц мужского пола".

Жизнь трудящихся женщин была нелегка. Отработав долгий рабочий день на заводе, фабрике или мастерской (кстати, за меньшую, чем у мужчин, плату), они возвращались домой, но отнюдь не для того, чтобы отдохнуть: там их обычно ждали другие заботы - стирка, уборка, стряпня, уход за детьми. Правда, работа давала им определенную степень свободы, поскольку делала их менее зависимыми от мужей или отцов. При необходимости они могли даже от них отделиться и жить самостоятельно, хотя для этого им часто приходилось соглашаться на тяжелую физическую работу на шахтах или заводах. Многие женщины трудились на небольших предприятиях или в мастерских за мизерную плату, и им никак не удавалось создать собственный профсоюз. Например, Женская профсоюзная лига образовалась только в 1870-х годах. И это при том, что женщины наравне с мужчинами принимали участие в забастовках, демонстрациях протеста и иных формах политической борьбы!

Началом многолетней борьбы за эмансипацию можно считать выход в свет работы Мэри Уолстонкрафт "В защиту прав женщины" (1792). В ней, помимо описания "обычной женщины" как "нежного домашнего животного", содержалось требование предоставить ей равенство и право на образование, выражался страстный призыв сделать ее "другом, а не покорной содержанкой собственного мужа"". Публикация встретила живой отклик у массового читатели - причем не только женщин, - хотя и являла собой открытый вызов библейским заповедям о священности домашнего очага.

Деятельный ум не приемлет праздности, поэтому многие женщины с увлечением занимались благотворительной и общественно полезной работой. Всему миру, например, стало известно имя Флоренс Найтингейл, прославившейся своим самоотверженным трудом по уходу за ранеными и больными во время Крымской войны*. Немало женщин занималось политической деятельностью, борясь за осуществление различных реформ. Так, во многом благодаря их настойчивым усилиям в 1857 г. был принят Акт о браке и разводе, который законодательно гарантировал женам получение алиментов с бросивших их мужей.

* Крымская война - началась осенью 1853 г. между Россией и Турцией. С апреля 1854 г. к Турции присоединились Англия и Франция. В сентябре 1854 г. близ Евпатории был высажен англо-французский десант (его численность уже в первые дни превысила 60 тыс. человек, а в дальнейшем возросла до 180тыс.), вскоре осадивший Севастополь - главную военно-морскую базу России на Черном море. После тяжелейших кровопролитных боев русские войска в начале сентября 1855 г. оставили Севастополь. Окончанием Крымской войны считается подписанный в Париже мирный договор (18 марта 1856г.), хотя фактически военные действия завершились вскоре после сдачи Севастополя, в боях за который английская армия потеряла более 20 тыс. человек, французская - около 100 тыс. В ходе войны Флоренс Найтингейл, а затем и другие английские женщины по собственной инициативе выехали в район Севастополя для оказания помощи раненым солдатам и офицерам английской и французской армий. В результате этого была пересмотрена прежняя система военно-санитарной службы в армиях, и в 1864 г. в Женеве была подписана Международная конвенция, оформившая создание организации Красного Креста с правом военной неприкосновенности. Совпадение наименования и эмблемы Красного Креста с религиозной символикой христианской церкви побудило мусульманские страны по инициативе Турции и Персии (Ирана) назвать свои аналогичные организации Красным Полумесяцем и ввести соответствующую эмблему. Прим. изд.

Первые шаги на пути к предоставлению английским женщинам возможности получать высшее образование связываются с именем Эмили Дэвис, которая в 1874 г. открыла в Кембридже колледж Гиртон; он не являлся частью университета и вообще был принят с насмешками и откровенной враждебностью, однако его студентки тем не менее имели право сдавать экзамены по университетской программе и получать соответствующие дипломы об окончании высшего учебного заведения (в Кембриджский университет девушки были допущены только после второй мировой войны). За Гиртоном, к ужасу многих обывателей, последовали другие колледжи аналогичного типа. На образованную девушку смотрели как на неудачницу, утратившую всю свою женственность и обаяние и превратившуюся в "синий чулок", на котором вряд ли кто осмелится жениться.

Но вы, ученых дам мужья, - признайтесь в том,
Что пребываете у них под башмаком.

Байрон Д. Дон Жуан. М., 1947. с. 14

Однако ни насмешки, ни салонные сплетни уже ничего не могли изменить. Часть битвы была выиграна. В 1878 г. перед девушками открылись двери и прогрессивного Лондонского университета.

С какими бы препятствиями ни приходилось сталкиваться девушкам и молодым женщинам, чтобы получить высшее образование, еще труднее им было найти практическое применение полученным знаниям в сфере интеллектуального труда.

В 1859 г. Элизабет Блэквелл получила в Америке диплом врача и вернулась в Англию с надеждой найти там работу по специальности. Однако добиться этого оказалось делом не простым. Не желая допускать женщину в "чисто мужскую" профессию, английские медики в спешном порядке приняли поправку к Положению, в соответствии с которой к врачебной практике не допускались лица, имеющие только иностранный диплом. Лишь через несколько лет, пройдя через неописуемые страдания и унижения, ей наконец удалось добиться профессионального признания.

И все-таки необратимый процесс пробуждения женского самосознания начался: представительницы различных социальных классов и сословий все чаще видели себя жертвами дискриминации, все чаще поднимали вопрос об изменении своего неравноправного положения.

Аргументированное требование о предоставлении женщинам избирательных прав отчетливо прозвучало еще в 1825 г. в книге мыслителя-социалиста Уильяма Томсона, опубликованной под громоздким названием "Обращение к одной половине человеческого рода, женщинам, против притязаний другой половины - мужчин...", но тогда эта тема не получила должного развития. Предметом парламентских дебатов она стала значительно позже, в августе 1832 г. после принятия Акта о реформе. Депутат Хант - тот самый "оратор" Хант, который выступал на знаменитом митинге, вылившемся в "бойню при Питерлоо", - передал спикеру палаты общин петицию с просьбой предоставить право голоса всем незамужним женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом. Автором петиции была зажиточная старая дева, обосновывавшая свою просьбу тем, что право собственности влечет за собой право голоса. Причем рассуждения ее были вполне логичны. Ведь важнейшим аргументом против предоставления женщине избирательного права являлся тот факт, что ее голос был представлен в голосе ее мужа, поскольку именно он, а не она, считался формальным владельцем собственности. Ну, а как быть в том случае, если женщина владеет собственностью, но не имеет мужа? Обсуждение этого "курьезного" вопроса вызвало у достопочтенных джентльменов из палаты общин немало шуток сомнительного достоинства, и петиция, конечно же, была отвергнута подавляющим числом голосов.

В 1865 г. к власти с перевесом в 70 голосов пришло правительство партии либералов (бывшие виги). Либералы еще в ходе предвыборной кампании обещали поддерживавшим их рабочим расширить круг лиц, обладающих правом голоса, и теперь во исполнение этого выдвинули в палате общин билль, по которому имущественный ценз (необходимый для получения избирательного права) сокращался до 14 фунтов в графствах и до 7 фунтов в городах; кроме того, право голоса автоматически предоставлялось любому взрослому мужчине, чей банковский счет на протяжении последних двух лет составлял не ниже 50 фунтов. В случае принятия билля новый закон расширил бы число голосующих приблизительно на два миллиона рабочих и мелких торговцев. Однако уже во время второго чтения билля* либералы имели перевес всего в пять голосов, а вскоре после этого им пришлось уступить бразды правления своим извечным политическим соперникам - партии тори.

* Система слушания и утверждения биллей в английском парламенте включает немало казуистических правил, позволяющих "похоронить" неугодный билль, даже не критикуя его по существу. В частности, сославшись на какую-то неясность, неточность и пр., можно добиться второго и даже третьего чтения (т.е. слушания) билля.

В знак протеста Национальная лига реформ назначила на 23 июля 1866 г. массовый митинг в Гайд-парке. Полиция запретила его проводить и закрыла ворота парка. Тогда десятки тысяч собравшихся рабочих смяли полицейские заслоны, сломали ограду и ворвались в парк. На помощь полицейским (а их там насчитывалось около 1600 человек) из Веллингтонских казарм были вызваны гвардейцы. В наступивших сумерках митинг превратился в многочисленные стычки и потасовки между отдельными группами лиц. Через год после описываемых событий правительство тори все-таки приняло новый Билль о реформе, по которому право голоса получали все налогоплательщики и большинство квартиронанимателей.

Теперь, когда большая часть мужского населения в городах добилась для себя права голоса, им по-прежнему не обладали только сельскохозяйственные рабочие и четыре иных категории населения: пэры Англии, осужденные преступники, слабоумные и... женщины. В своем выступлении по поводу Билля о реформе премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли заявил, что он не видит особых причин, по которым женщинам следует отказывать в избирательном праве, однако дальше этой декларации дело так и не пошло.

В 1865 г. философ Джон Стюарт Милль* без особого энтузиазма согласился выставить свою кандидатуру в депутаты парламента от либеральной партии; одним из пунктов его предвыборной платформы было требование о предоставлении права голоса женщинам. В июне 1866 г. Милль, за которым прочно закрепилось прозвище "дамский депутат", вынес на обсуждение палаты общин петицию, составленную "лидерами суфражисток"** (таковыми объявили себя несколько женщин) , и предложил внести во Второй акт о реформе поправку, заключавшуюся в замене слова "мужчина" словом "лицо".

* Милль, Джон Стюарт (1806-1873) -английский философ-позитивист. В его учении важное место занимала логика. В сочинении "Система логики" (1843) Милль утверждал, что логика должна стать общей методологией наук. Ряд работ Милля был посвящен политической экономии. С. 253
** Суфражистки - буржуазное женское движение (его поддерживала и часть мужчин - суфражистов) за предоставление женщинам абсолютно равных с мужчинами избирательных прав ("sufrage" на английском языке означает "право голоса"). Суфражизм возник в Англии в 1860-е годы и вскоре получил распространение в США, Германии и некоторых других капиталистических государствах. Суфражизм иногда неверно идентифицируют с феминизмом - более широким буржуазным движением за уравнение женских прав с мужскими во всем, а не только в избирательной процедуре.

После долгих дебатов предложение о поправке было отвергнуто, хотя на этот раз за него проголосовали уже 74 депутата. Проблемы женского политического равноправия перестали быть всего лишь "дежурным объектом" мужских насмешек и фактически завоевали признание в качестве серьезного конституционного вопроса.

Одним из результатов этого успеха стало создание Национального общества за предоставление избирательных прав женщинам. Появление представительниц прекрасного пола на трибуне для выступающих во время публичных митингов и сборищ, что еще совсем недавно было даже трудно себе представить, перестало быть редкостью, хотя этим дамам еще частенько приходилось выслушивать в свой адрес немало едких слов и обидных замечаний со стороны присутствующих мужчин. Не осталась в стороне и королева Виктория, написавшая открытое письмо, в котором резко осудила «эту безумную, злонамеренную и чреватую ужасными последствиями затею с "женскими правами"», добавив, что, во всяком случае, одна из ее активисток - леди Эмберли - "заслуживает хорошей порки".

Всю вторую половину XIX в. суфражисты - так теперь называли конституционалистов - вели умеренную политическую кампанию: выступали на митингах, распространяли пропагандистскую литературу, организовывали чинные манифестации. Но такой подход оказался малоэффективным, и к 1900 г. суфражистское движение практически заглохло. Возродилось оно в 1903 г. после образования Женского социально-политического союза (ЖСПС), который декларировал свое твердое намерение активными действиями "обеспечить женщинам право голоса в той же мере, в какой оно предоставляется или может предоставляться мужчинам". Главным девизом ЖСПС было "Голоса для женщин!"; членство в нем ограничивалось только лицами женского пола; Функционировал он независимо от какой-либо политической партии страны.

Вдохновителями нового союза считались: вдова Эммелина Панкхерст со своими дочерьми Кристобель и Сильвией и богатая женщина, член совета Тринити-Колледж (Кембридж) Эммелина Пентвик-Лоуренс. Фигурировавшее в названии союза слово "социальный", как полагали, было введено для смягчения слова "социалистический", чтобы не отпугнуть многочисленных представительниц среднего класса (сама Панкхерст, ее дочери, да и немало других суфражисток являлись членами независимой лейбористской партии). ЖСПС пользовался широкой поддержкой фабричных работниц, которые в свою очередь могли оказывать определенное влияние в его пользу и на лейбористское движение, и на рабочую прессу. Однако новая лейбористская партия не торопилась выдвигать вопрос о предоставлении избирательного права женщинам в число своих первоочередных требований, полагая, что это будет способствовать усилению консерваторов и либералов, поскольку при существовавшей избирательной системе воспользоваться этим правом смогли бы прежде всего представительницы имущих классов. Таким образом, рассуждали лейбористские лидеры, лучше всего подождать до введения всеобщего избирательного права, которое, безусловно, будет распространяться и на женщин.

В 1904 г. первый депутат парламента от лейбористов Кейр Харди попытался поставить на обсуждение палаты общин отвергнутую ранее поправку Дж. С. Милля, но был... осмеян; достопочтенные депутаты предпочли заняться более "неотложным" делом - дебатами по вопросу о заднем габаритном освещении транспортных средств. Узнав об этом, суфражистки организовали у здания парламента массовый митинг протеста, вылившийся, учитывая попытки полиции силой воспрепятствовать его проведению, в первую откровенно незаконную акцию суфражисток.

Отныне ЖСПС уже не избегал действий, которые влекли за собой скандальные последствия или были связаны с нарушением общественного порядка. Наоборот, в оживленной политической жизни того периода, обычно выражавшейся в проведении массовых митингов и манифестаций, именно женщины являлись главными нарушителями спокойствия - они кричали, прерывали ораторов неуместными вопросами и репликами, звонили колокольчиками, размахивали транспарантами, скандировали лозунги и т.п., вынуждая распорядителей или полицейских применять по отношению к ним "энергичные" меры, вплоть до рукоприкладства. Видно не зря досужие газетчики очень скоро метко прозвали их "визжащими сестрами по духу". В Манчестере за нападение на полицейских во время проведения одного из таких "скандальных" митингов были арестованы и приговорены к штрафу либо тюремному заключению Эммелина Панкхерст и Анни Кении. Поскольку от уплаты штрафа обе категорически отказались, то они стали первыми суфражистками, поплатившимися за свою деятельность личной свободой.

В 1900 г. рабочие депутаты палаты общин, избранные туда от либеральной (в основном) и независимой лейбористской партий, сформировали Комитет рабочих представителей, ставший предшественником лейбористской партии. Часть его членов выступала в поддержку предоставления избирательных прав женщинам - но только в принципе, не считая это первоочередным вопросом. Диаметрально противоположной точки зрения на этот счет придерживались суфражисты.

Состав ЖСПС был в высшей степени неоднородным. С одной стороны, у него была прочная опора в рабочем движении (он имел своих представителей в тред-юнионах, принимал участие в мероприятиях социалистических и рабочих организаций) , но с другой - в него входило немало и "светских" дам, в избытке имевших и средства и время, которое они без ущерба для себя - не особенно страшась даже возможного ареста или краткосрочного тюремного заключения - могли тратить на общественную деятельность. Лозунг "Голоса для женщин!" расколол все население страны на тех, кто независимо от социальной, религиозной или политической принадлежности выступал за его осуществление, и тех, кто с не меньшим пылом доказывал, что этого по тем или иным причинам ни в коем случае не следует допускать. Неразбериха аргументации и выводов была полной: одни, как например, Хилэйр Беллок, считали аморальной саму мысль о предоставлении женщинам политического равноправия, другие были против, поскольку опасались, что в этом случае политические агитаторы получат возможность "приставать к чужим женам". В поддержку этого требования, ко всеобщему удивлению, выступили многие консерваторы, в то время как некоторые известные радикалы и сторонники прогресса четко сказали "нет". Образовалась даже Консервативная ассоциация за предоставление женщинам избирательного права. Часть суфражистов, возглагая свои надежды в основном на либеральную партию, добросовестно поддерживала ее кандидатов. Суфражистки же, видя в ней партию, которая поддерживает их требования только до тех пор, пока не придет к власти, беспощадно врывались на все ее общественные мероприятия, превращая их в конкурс "кто кого перекричит" и полностью заглушая речи выступающих скандированием своего лозунга - "Голоса для женщин!".

Но жертвами "возмутительниц спокойствия" были не только либералы; под угрозой срыва оказались любые общественные или политические мероприятия, на которых присутствовали "визжащие сестры по духу". Если они преследовали цель привлечь к себе внимание, то, без сомнения, им это удалось сверх всяческих ожиданий: о них взахлеб писала пресса, а пародии и комические куплеты на творимые ими скандальные дела звучали буквально повсюду - на улицах, в барах, театрах, балаганах и т.д. и т.п.

Всеобщие выборы 1906 г. принесли победу либеральной партии, получившей на 100 мандатов больше, чем оппозиционная коалиция; к тому же ее поддерживали 52 депутата от лейбористов. Премьер-министром нового правительства стал Кэмпбелл-Боннерман, хотя на этом посту его скоро сменил Герберт Генри Асквит. Большинство кандидатов-либералов выступали в поддержку требования о предоставлении права голоса женщинам, однако в королевской речи, в которой по традиции упоминается о всех предполагаемых законодательных изменениях на предстоящий срок созыва парламента, об этом не было сказано ни слова. Пентвик-Лоуренс призвала женщин к "великому восстанию против подчинения тела и разума воле мужчин", тем самым значительно расширив прежнее требование суфражисток о предоставлении женщинам избирательного права. Так был сделан еще один серьезный шаг на долгом и трудном пути формирования движения за освобождение женщин - движения, особенно разросшегося в 1970-х годах.

Акции суфражисток с каждым разом становились все более дерзкими и вызывающими - соответственно, росло число женщин, приговоренных к различным срокам тюремного заключения за нарушение общественного порядка, нападение на полицейских или нанесение ущерба чужой собственности (платить штраф они, как правило, отказывались). Несколько женщин устроили шумный скандал в... галерее палаты общин, предварительно прикрепившись к решетке специальными браслетами без ключей, так что вызванным туда в срочном порядке полицейским пришлось основательно потрудиться, прежде чем они смогли освободить нарушительниц от добровольных оков. Те же, как и было задумано, времени зря не теряли. А вскоре аналогичные сцены произошли на Даунинг-стрит, у домов нескольких министров и даже у Букингемского дворца. Суфражистки не останавливались ни перед чем: они нанимали дирижабли и аэростаты, с которых на Лондон сбрасывались тысячи листовок, прорывались через полицейские кордоны во время национальных праздников и швыряли скомканные петиции в короля и королеву. Мало того, некоторые из их акций - опрокидывание пузырьков с кислотой в избирательные урны или засовывание тлеющих тряпок в почтовые ящики - уже граничили с неприкрытым терроризмом и представляли реальную опасность окружающим, да и им самим.

Видная активистка ЖСПС, пожилая вдова миссис Деспард, рассорившись с руководством союза, образовала собственную группу - Женскую лигу свободы; ее члены провозгласили своим принципом "конституционную непримиримость" и под лозунгом "Никакого налогообложения без представительства!" (подобно американским колонистам в 1776 г.*) отказались платить налоги. Судебные исполнители не раз и не два накладывали арест на имущество миссис Деспард и ее сторонниц и пускали его с молотка, но каждый раз друзья снова выкупали его и возвращали прежним владельцам. Одна из активисток Женской лиги свободы оказалась за решеткой за отказ уплатить налог на принадлежавшую ей собаку.

* К сожалению, автор ошибся в датировке лозунга: он возник в начале 1760-х годов, а в 1776 г. уже была провозглашена независимость США и ни о каких налогах со стороны бывшей метрополии (т.е. Англии) не могло быть и речи. Прим. изд.

В 1908 г. за участие в запрещенной демонстрации у здания парламента 50 активисток ЖСПС были приговорены к шести неделям тюремного заключения. Среди них находилась и Эммелина Панкхерст, еще не полностью оправившаяся от последствий нападения на нее хулиганов, которые всегда с особым рвением помогали полиции в разгоне женских митингов и манифестаций.

И все-таки одной из основных форм политической борьбы суфражисток по-прежнему оставались массовые митинги и демонстрации, нередко организуемые в честь освобождения из тюрьмы кого-либо из активисток движения. Так, 21 июня 1908 г. по инициативе ЖСПС в Гайд-парке состоялся сверхмассовый митинг под названием "женское воскресенье". Это было поистине грандиозное зрелище: сотни тысяч участниц, представлявших самые различные профессии и виды занятий - литераторы, художницы, артистки, медицинские сестры, фабричные работницы, домашние хозяйки и т.д. и т.п., - подходили к назначенному месту сбора семью внушительными колоннами, гремели оркестры, развевались знамена с вышитыми или рисованными изображениями героических женщин (Боадицеи*, Жанны д"Арк и т.д.), на шляпах и одежде практически всех демонстранток ярко выделялись трехцветные (алый, белый, зеленый) символы ЖСПС. На митинге выступили 80 ораторов. Две тысячи мужчин были назначены "распорядителями", в их функции входило поддерживать порядок и не допускать провокационных выходок со стороны хулиганов или молодых людей, явившихся в парк, чтобы повеселиться. Митинг закончился тем, что прочитанная по сигналу горна резолюция с требованием без промедления предоставить женщинам избирательное право встретила бурное одобрение подавляющего большинства собравшихся.
По оценке газеты "Таймс", в митинге приняли участие более полумиллиона человек.

* Боадицея - героиня кельтского эпоса, своего рода амазонка, пытавшаяся эксцентрическими поступками доказать равенство женщин с мужчинами. В частности, однажды она, по преданию, обнаженной проехала верхом перед толпой изумленных мужчин. Суфражистки, основываясь на "биографии", возможно, не существовавшей в действительности Боадицеи, стремились доказать, что их борьба за равенство не какая-то прихоть, а вполне естественное явление, существовавшее еще в древней Британии около двух тысячелетий назад. Из некоторых источников римских времен следует, что в 61 г. н.э. Боадицея возглавляла войско бриттов, разрушивших и разграбивших древний Лондон.

В конце 1908 г. после того, как палата общин большинством голосов одобрила два билля о женских избирательных правах, а правительство один за другим их отвергло, ЖСПС обратился к общественности с призывом провести марш протеста под девизом "Пробьемся в палату общин!"

Однако, поскольку ранее в тот же день в Лондоне состоялась демонстрация безработных и подходы к парламенту были плотно перекрыты полицейскими кордонами, намеченная суфражистками акция сорвалась. Впрочем, это не помешало властям обвинить Эммелину Панкхерст, ее дочь Кристобель и миссис Драммонд (соратницы с любовью называли ее "наш генерал") в организации заговора и приговорить их к тюремному заключению: двух почтенных дам на срок три месяца, более молодую Кристобель - к десяти неделям.

Но отважные суфражистки не сдались, даже оказавшись за решеткой: они объявили голодовку, на что последовал категорический приказ властей о принудительном питании. Процедура эта была жестокой и унизительной. Жертву привязывали к стулу, через ноздрю вводили в пищевод трубку и, хотя "кормление" приходилось многократно прерывать из-за активного рвотного рефлекса, вливали туда питательную жидкость. Столь варварское обращение с женщинами вызвало всенародную волну возмущения, вынудившую правительство пойти на уступки. В спешном порядке был принят специальный акт (тут же прозванный в народе "Актом о кошке и мышке"), в соответствии с которым позволялось условно освобождать больных заключенных с тем, чтобы через некоторое время, когда их состояние улучшится, снова водворять их в тюрьму для отбытия оставшегося срока наказания. В 1913-1914 гг. Эммелина Панкхерст по меньшей мере 10 раз условно освобождалась после голодовок и принудительного питания только для того, чтобы вскоре снова оказаться за решеткой; в последний раз ее забрали в тюрьму прямо с носилок, на которых товарищи принесли ее на митинг ЖСПС. В 1910 г. к власти вновь пришло правительство либералов, которое во исполнение своего предвыборного обещания решить "женский вопрос" создало так называемый Комитет примирения1, вменив ему в обязанность подготовку приемлемого законопроекта. Суфражистки согласились приостановить активные действия и подождать. Через некоторое время ТВ состав Комитета примирения входили депутаты от всех представленных в парламенте партий.

Комитет действительно выдвинул на обсуждение палаты общин билль, в котором предлагалось предоставить право голоса женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом (т.е. представительницам средних классов), даже если владельцами собственности номинально являлись их мужья. ЖСПС приветствовал новый законопроект в качестве первого шага на пути позитивного решения "женского вопроса" и в знак одобрения организовал торжественное шествие и массовый митинг в Ройял-Алберт-Холл*. Во главе процессии на великолепных лошадях медленным шагом выступал отряд женщин-церемониймейстеров (они демонстративно сидели в седлах "по-мужски", а не боком, как "полагалось" дамам), за ними следовало более 600 одетых в белое бывших узниц правосудия, причем каждая из них несла на шесте комплект тюремной одежды, затем - представительницы культуры и искусства и даже большая группа мужчин, среди которых было немало знаменитостей в самых различных сферах. Оркестры, развевающиеся знамена, яркие символы и нарядные одежды - все это делало шествие по-настоящему красочным и впечатляющим зрелищем.

* Ройял-Алберт-Холл - большой концертный зал а Лондоне на восемь тысяч мест, в котором также проводятся спортивные мероприятия, митинги и собрания. Построен в 1867-1871 гг. Назван в память принца Альберта (1819-1861) , супруга королевы Виктории. - Прим. перев.

Парламентские дебаты по новому законопроекту были долгими и бурными. В конце концов, несмотря на возражения и Ллойд-Джорджа, и Черчилля, палата общин одобрила его большинством в 110 голосов. Однако правительство тем не менее сочло возможным "положить его на полку", аргументировав это тем, что такого большинства недостаточно для решения столь важного вопроса. Митинг протеста возле здания парламента был разогнан, но никто из участников не был ни арестован, ни предан суду. ЖСПС назвал это решение "актом предательства" и немедленно возобновил активные действия - вскоре более 200 женщин снова оказались за решеткой.

1 марта 1912 г. по заранее обусловленному сигналу от ударов молотками и увесистыми булыжниками вдребезги разлетелись почти все витрины на Даунинг-стрит и на главных торговых улицах столицы - Оксфорд-стрит и Риджент-стрит: начался этап "швыряния камней". На этот раз полиция, не ограничившись арестом организаторов погрома супругов

Пентвик-Лоуренс и миссис Тьюк (Эммелина Панкхерст отбывала тогда срок наказания за прежнее нарушение закона, а ее дочь Кристобель, предупрежденная друзьями, успела бежать в Париж) , совершила налет на штаб-квартиру и конторы ЖСПС в Клементс-Инн. Среди "доказательств", представленных полицией в суд, было и такое открытие: на книжных полках в помещениях ЖСПС оказалось немало книг... на французском языке! Арестованные были приговорены к тюремному заключению сроком на 10 месяцев и уплате судебных издержек. Ввиду отказа мистера Пентвик-Лоуренса выполнить требования суда, его объявили банкротом и продали принадлежавший ему дом с молотка; исключили его и из членов клуба "Риформ"*.

*"Риформ" - лондонский клуб, членами которого являются высшие государственные чиновники, политические деятели, видные журналисты. Основан в 1832 г. как клуб вигов; в год основания клуба был принят закон о реформе парламентского представительства. - Прим. перев.

При всей скандальности и размахе своих акций протеста суфражистки старательно избегали нанесения повреждений кому бы то ни было; сами же они утверждали, что в результате голодовок и принудительного питания впоследствии умерли несколько активисток движения. И действительно, за всю кампанию их борьбы имел место только один несчастный случай со смертельным исходом, который, впрочем, правильнее считать самоубийством: 4 июня 1913г. во время ежегодных скачек "Дерби"*, когда наездники прошли Таттенемский поворот**, некая мисс Эмилия Дэвисон - известная активистка движения, ранее пытавшаяся покончить с собой в тюрьме в знак протеста против заключения, - неожиданно выбежала из-за ограждения, чтобы остановить лошадь и сорвать скачки. В образовавшейся свалке лошадь и жокей получили ранения, а мисс Дэвисон скончалась от ран в ближайшем госпитале. Похороны суфражистки вылились во впечатляющую манифестацию протеста.

* "Дерби" - ежегодные скачки лошадей-трехлеток на ипподроме "Эпсон-Дауне" близ Лондона на дистанцию 2400 м; названы по имени графа Дерби, впервые организовавшего такие скачки в 1780 г. - Прим. перев. ** Таттенемский поворот - последний поворот перед финишной прямой на ипподроме "Эпсон-Дауне". - Прим. перев.

Трагический инцидент на ипподроме Эпсон-Дауне, казалось, подтолкнул ЖСПС к еще более энергичным действиям. Движение сделало опасный крен в сторону неприкрытого терроризма: суфражистки портили или уничтожали произведения искусства на публичных выставках, подкладывали в общественных местах небольшие самодельные бомбы (одна из них, например, повредила средневековую каменную перегородку в святилище Вестминстерского аббатства), совершали поджоги домов видных государственных деятелей (особенно членов кабинета министров); они дошли даже до того, что прерывали церковные богослужения и при любом публичном появлении короля Англии открыто оскорбляли его. Прямым результатом этой, как было сказано в палате общин, "абсолютно беспрецедентной кампании в истории страны" стали участившиеся и ужесточившиеся судебные преследования активисток движения и... утрата доверия к нему со стороны значительной части населения.

Однако борьбе за политическое равноправие женщин так и не суждено было достичь своего кульминационного пика - разразилась первая мировая война 1914-1918 гг., участницей которой оказалась и Англия. Многолетняя кровавая бойня, развернувшаяся на полях сражений множества стран, стоила Англии 947 тыс. человеческих жизней, всему же миру - 8412 млн. человек*. На фоне этого колоссального преступления против человечества страдания суфражисток, безусловно, выглядели ничтожными.

* Данные о потерях сторон в ходе первой мировой войны довольно противоречивы, на этот счет имеются разные точки зрения. В советской историографии принято считать, что в первой мировой войне погибло в общей сложности не менее 10 млн. человек.

Сразу же после начала военных действий английское правительство объявило о немедленной амнистии всем томящимся за решеткой суфражисткам. В свою очередь ЖСПС полностью прекратил "кампанию протеста"; большинство его членов активно включились в работу по оказанию помощи военным усилиям родины. Эммелина Панкхерст, например, стала одним из правительственных экспертов по вовлечению женщин в промышленное производство, куда профсоюзы согласились допустить их как "неквалифицированную рабочую силу".

В январе 1918 г. правительство Ллойд-Джорджа без какой-либо шумихи (против выступили всего 23 депутата) приняло закон о предоставлении права голоса всем женщинам, достигшим 30-летнего возраста, а уже в ноябре женщинам было разрешено выставлять свои кандидатуры на выборы в палату общин. На первых послевоенных парламентских выборах, состоявшихся в декабре 1918 г., свои кандидатуры выставили 16 женщин, хотя избрана была только одна - графиня Маркисвич от Ирландии. Но и она, верная политике партии Шинфейн*, интересы которой она представляла на выборах, в парламенте так ни разу и не появилась.

* Шинфейн - на гэльском (древнеирландском) наречии означает "мы сами". Эта партия возникла в начале XX в. в Ирландии и организационно оформилась в 1906 г. До 1916 г. партия была сугубо мелкобуржуазной, националистической организацией, выступала за ликвидацию английского засилья в промышленности, торговле, вплоть до бойкота британских товаров; шинфейнеры выступали также за создание сети сугубо ирландских школ взамен существовавших английских. На этом этапе Шинфейн действовал в рамках политических и литературных дискуссий, а на выборах в парламент он систематически терпел поражения. Но после Дублинского восстания (апрель 1916 г.), жестоко подавленного британскими властями, в партию влились свежие силы, в том числе и представители бедноты. Шинфейн стал массовым народным движением, он перешел к активным методам борьбы, включавшим и вооруженное сопротивление вплоть до создания партизанских отрядов. Английское правительство было вынуждено пойти на ограниченные уступки, предоставив Ирландии (без Ольстера) в декабре 1921 г. права доминиона. На этом этапе ирландская буржуазия, удовлетворенная достигнутым, откололась от движения, а вскоре и руководители его левого крыла заявили об отказе от вооруженных методов борьбы (1923 г.), вернувшись к прежним, пассивно-пропагандистским методам. Но широкие слои ирландского населения продолжали бороться за достижение полной независимости, и 18 апреля 1949 г. Ирландия (по-прежнему без Ольстера) стала независимой республикой.

Первой женщиной, занявшей свое законное место в палате общин после выборов 1919 г., стала консерватор леди Нэнси Астор. Ряд последующих актов парламента расширил женское избирательное право, так что в сегодняшней Великобритании правом голоса обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Исключение составляют только пэры Англии, умалишенные и осужденные преступники.

Что такое всеобщее избирательное право? Это возможность голосовать на выборах для всех граждан страны вне зависимости от их пола, религии, национальности, социального положения, уровня доходов и т. д. При всеобщем избирательном праве существует только один ценз - возрастной. Граждане, имеющие право голосовать на выборах, таким образом избирают своих представителей в государственные органы власти, участвуют в референдумах и избирают главу государства.

Политический прогресс

Сегодня всеобщее - это обязательный атрибут демократических государств. Однако человечеству пришлось пройти долгий и тернистый путь, чтобы добиться его установления в большинстве стран мира.

Важно и то, что введение всеобщего избирательного права в разные эпохи подразумевало разные реформы. Впервые этот принцип был претворен в жизнь в революционной Франции конца XVIII века. Однако тогдашнее общество считало, что всеобщее избирательное право - это привилегия только мужской части населения.

Французская революция

В 1792 году восставшие парижане захватили королевский дворец. Монарх был свергнут. Революционеры приняли решение учредить новый верховный законодательный и представительный орган. Это был знаменитый Национальный конвент.

Одновременно с тем 11 августа 1792 года был издан декрет, регламентировавший предстоящие выборы в это новое учреждение. Именно этот документ фактически и ввел в стране всеобщее избирательное право. Это было эпохальное событие, важность которого стала особенно заметной с течением времени.

Выборы в Национальный конвент

До декрета 1792 года французские избиратели делились на активных и пассивных. Чтобы получить нужно было быть жителем города и платить достаточно налогов. Это был классический имущественный ценз, который и отменил декрет «О созыве Национального конвента». Теперь для допуска к выборам было достаточно быть французом старше 21 года и иметь годовую оседлость на месте своего жительства. Также новое законодательство ввело обычай принесения гражданской присяги.

Выборы 1792 года по сравнению с современным например, в той же Франции, были далеко не всеобщими (по-прежнему не могли голосовать женщины). Однако именно события Великой революции сделали многое для их дальнейшей демократизации. Был упразднен имущественный ценз, а люди с разным социальным статусом (например, аристократы и крестьяне) были уравнены в правах. Снижение возрастного ограничения с 25 до 21 года также отвечало интересам масс.

Старый и Новый порядок

В Европе борьба за гарантии всеобщего избирательного права шла на протяжении всего XIX века. В начале столетия вместе с Французской революцией в Старом Свете начался процесс отказа от остатков наследия средневекового феодализма.

Все европейские государства (кроме Швейцарии) по-прежнему были монархиями. Это была устаревшая и малоэффективная форма государственного устройства. Существование королевств, княжеств и герцогств не устраивало буржуазию, стремившуюся укрепить свое положение с помощью демократических механизмов.

Навстречу переменам

Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.

Суфражистки

Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».

В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.

Избирательное право в России

После революции 1905 года в России появилась Государственная дума. Однако парламентские выборы были ограничены различными цензами. Против этого выступали разные оппозиционеры, в первую очередь левые. Они требовали, чтобы в стране было введено всеобщее избирательное право. Парламентская эволюция в царской России была сорвана наступившей Первой мировой войной. И только после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики объявили о том, что они будут избавляться от «буржуазного» избирательного законодательства.

Хотя Ленин критиковал многие порядки капиталистических стран, от выборов он отказываться не собирался. Представительные учреждения (советы) он противопоставлял устаревшему парламентаризму. В январе 1918 года было сорвано заседание только что открывшегося После этого эпизода большевики приступили к строительству собственного государства, без оглядки на своих политических оппонентов.

Большевистская реформа

Согласно идеологии Ленина, в будущем должен был наступить коммунизм - идеальное состояние общества. Эта утопия имела мало общего с государством, но в то же время считал, что на некоторое время государство с его выборными институтами необходимо оставить. В первую очередь это делалось для того чтобы защитить завоевания революции. Падение же самодержавия открывало перед большевиками большой простор для экспериментов в строительстве государства нового образца.

10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР (до создания СССР было еще 4 года). Отдельный ее раздел был посвящен законодательству о выборах Советов. В этом документе впервые в истории России был формально закреплен принцип всеобщего избирательного права. Голосовать теперь могли и женщины. Согласно формулировке, избирательным правом «наделялись все граждане Российской Федеративной Советской Республики». Возрастной ценз устанавливался на отметке в 18 лет.

В то же время голоса лишались лица, живущие на нетрудовой доход (тунеядцы), служители церкви, агенты бывшей царской полиции, преступники и душевнобольные. В Конституции РСФСР 1918 года были отражены основные гарантии всеобщего избирательного права. Однако документ имел множество юридических пробелов касавшихся выборов. Они восполнялись индивидуальными местными и республиканскими инструкциями.

Английский опыт

В Великобритании профсоюзы рабочих оказались флагманом борьбы за всеобщее избирательное право. Год от года они добивались политических перемен. Наибольшую известность снискало Послабления происходили постепенно. К концу XIX века власти допустили всеобщее избирательное право для мужчин. Сделано это было без революций, как в остальной Европе.

Борьба за политическое равноправие женщин в Великобритании продолжалась еще несколько десятилетий. Суфражистское движение в этой стране было одним из самых мощных в Старом Свете. Однако своего пика противостояние общества и государства так и не достигло. Началась Первая мировая война, которая затормозила политические процессы не только на Туманном Альбионе, но и в других европейских странах.

В начале 1918 году правительство премьер-министра Ллойд-Джорджа приняло закон о предоставлении избирательного права всем женщинам старше 30 лет. Все было проделано без какой-либо шумихи. Даже в парламенте против выступили только 23 депутата. Страна была занята войной, и ей было не до политических перемен. С наступлением же мира британцы обнаружили, что они живут в новом передовом обществе без половой дискриминации.

США

Сразу после образования США в этой стране была принята Конституция. Для конца XVIII века это был самый передовой и прогрессивный документ. Он регулировал и некоторые важнейшие черты избирательного права. Однако каждый штат по отдельности определял собственное законодательство, в том числе и то, которое касалось выборов. Например, в начале XIX столетия в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэриленде для участников выборов существовали имущественные цензы.

Серьезной проблемой для избирательного права и вообще всей страны было рабство. Оно было распространено в южных сельскохозяйственных штатах, у которых назрел неизбежный конфликт с промышленно развитым севером. Вспыхнула гражданская война (1861-1865 гг.). Только после ее окончания рабство было окончательно отменено.

Последовало несколько поправок к Конституции, которые постепенно увеличивали количество людей, наделенных избирательными правами. К этой группе присоединились чернокожие. А в 1920 году была принята XIX поправка, которая наделила правом голоса женщин. Это была безоговорочная победа суфражисток. Так в США восторжествовало всеобщее избирательное право.