Использование инструментального метода проведения инвентаризации источников выбросов. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
В. Старков, инженер-эколог ФГУ «РГИА» (г. Санкт-Петербург)
Виды инвентаризации на предприятии
1. Инвентаризация источников образования отходов производства и потребления
В соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" необходимо ежегодно проводить инвентаризацию отходов производства и потребления.Мне довелось провести инвентаризацию отходов, причем с "нуля", потому как в экологической документации предприятия было написано одно, а по факту - другое. В тот момент я готовил документ Производственный экологический контроль и столкнулся с тем, что в Проекте нормативов образования отходов совершенно не грамотно были расписаны подразделения предприятия, где эти отходы образуются.
В проекте НООЛР нашей компании были обозначены 20 наименований отходов с указанием их местоположения. При этом на самом деле этих мест не было. Мне пришлось пройтись с главным инженером по производству в поисках мест временного накопления отходов.
Искали долго, в итоге нашли только три реальных места накопления отходов: с ртутными лампами, маслами и бытовыми отходами. Все они находились отдельно друг от друга (что, кстати, правильно). Где базировались оставшиеся 17 видов отходов - было неизвестно.
Незадолго до этого я посетил экологический форум, на котором представители одной организации, которая предлагала свои услуги в сфере экологии, провели с посетителями небольшой тренинг - рассказали, как нужно обращаться с отходами на производственных площадках, раздав в помощь плакаты и брошюры. Я изучил буклет и организовал новые места для временного накопления отходов, провел инструктаж с работниками о том, куда какие отходы складировать. Неделю спустя на нашем предприятии всё наладилось: отходы стали складироваться в места временного накопления.
К примеру, чтобы избежать засорения предприятия, были закуплены и установлены урны объемом 10 литров перед каждым цехом. Для крупногабаритных строительных отходов (как раз ремонтировалась одна производственная площадка) во дворе мы оборудовали место, куда было удобно подъехать погрузочной машине, и постелили деревянные поддоны.
Имеющуюся площадку для временного накопления бытовых отходов и смёта с территории мы несколько преобразовали: на контейнерах краской указали виды отходов, номера контейнеров, название нашего предприятия, номер контейнерной площадки.
Отработанные аккумуляторы переставили на деревянные поддоны и накрыли полиэтиленовой пленкой.
После проделанных преобразований можно было спокойно отслеживать образование отходов и их количество.
Итак, инвентаризация отходов на предприятии проводится для выявления отходов и их количества; понимания более точного процесса образования отходов, их полного списка, движения и обращения на предприятии, а также наличия мест их размещения.
После проведения инвентаризации готовится документ "Отчет по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления", куда вносятся собранные данные по отходам, т.е. - что за отходы (наименование по ФККО); в каких количествах образуются, где размещены, процесс образования каждого отхода.
|
|
|
|
Страницы из отчета по итогам инвентаризации источников образования отходов производства и потребления
Сроки действия отчета по отходам не ограничены, они изменяются только в том случае, если в производственном процессе произойдут изменения, т.е. - если образуются новые отходы и т.д.
Отчет по инвентаризации отходов пригодится для составления годовой статистической отчетности 2-ТП-отходы, разработки проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР), составления отчета по отходам для малого и среднего бизнеса, сдачи расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, технического отчета о неизменности производственного процесса.
2. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Согласно Приказу Минприроды России от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и Перечню вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" необходимо проводить инвентаризацию источников выбросов.Стоит помнить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на своем производстве имеют источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Более подробную информацию можно найти в ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха» Статья 22. "Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".
Когда я работал менеджером-экологом в проектной организации, моему первому клиенту нужен был Проект допустимых выбросов . До разработки проекта мы договорились провести инвентаризацию источников выбросов с последующим предоставлением отчета клиенту. Я и наш штатный инженер-эколог приехали к заказчику, встретились с главным инженером, который провел экскурсию по производственному помещению. Эколог насчитал 8 источников выбросов на предприятии. Из них два организованных (труба котельной и оконный проем в производственном корпусе) и шесть неорганизованных источников выбросов. К ним относились: автостоянка, внутренний проезд, проем ворот гаража по ремонту автотранспорта, проем ворот гаража по окраске автотранспорта, проем ворот ремонтных боксов, погрузо-разгрузочная площадка.
В отчете об инвентаризации была изложена информация о выявленных стационарных источниках выбросов, предложены способы определения качественного и количественного состава выбросов:
Труба котельной (расчетным методом с применением программного обеспечения "Котельные (версия 3.4)" фирмы "Интеграл")
Отчет о проведении инвентаризации источников выбросов в атмосферу эколог подготовил в соответствии с требовании "Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", "Временных рекомендаций по вопросам воздухоохранной деятельности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" и "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух".
Есть еще и передвижные источники выбросов. Это - транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ.
|
|
|
|
Страницы из отчета о проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ
В какой момент следует проводить инвентаризацию источников выбросов? В статье 22 сообщается, что "инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов". Значит, в течение двух лет, как на предприятии появился новый стационарный источник выбросов, и он введен в эксплуатацию, необходимо провести инвентаризацию. Следующую инвентаризацию, скорее всего, придется проводить в случае изменения технологического процесса, замены оборудования или используемого сырья. А также, если обнаружены несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации; или же если проведение этого мероприятия определено правилами эксплуатации газоочистных установок.
Проведение инвентаризации и подготовка отчета - это первая ступень, которая в позволит полноценно разработать такие документы, как проект нормативов допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетность по форме 2-ТП.
3. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ
В связи с Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», необходимо проводить инвентаризацию источников сбросов на всех предприятиях, которые осуществляют сбросы в водные объекты РФ.Существуют еще сбросы в водные объекты. Прошу не путать сбросы и выбросы, т.к. во многих источниках СМИ эти понятия обобщают. Тут все донельзя просто: выбросы - в атмосферу, сбросы - в воду.
Инвентаризация проводится для учета поступления загрязняющих веществ в водные объекты. Существует много видов сбросов, это - очищенные и неочищенные производственные и хозяйственно-бытовые стоки, ливневые стоки (ливневка). Инвентаризация источников сбросов проводится один раз в пять лет. Для этого необходимо поднять экологическую документацию на предприятии и посмотреть, где именно находятся трубы из которых, соответственно, осуществляются сбросы.
С помощью инструментальных и расчетных методов анализа необходимо определить качественные характеристики стоков. Далее делается "отчет по инвентаризации сбросов вредных веществ на предприятии". Делает его инженер по охране окружающей среды (эколог на предприятии) или инженер-эколог из привлеченной проектной организации.
В отчете должна быть указана следующая информация:
- Источники загрязнения на карте-схеме предприятия, наименования водных объектов, куда осуществляются сбросы;
- Наличие очистных сооружений;
- Каким способом осуществляется отведение хозяйственно-бытовых, ливневых и промышленных стоков с территории предприятия;
- Название источника загрязнения, режим работы, технологические характеристики, качественный и количественный состав сточных вод;
- Наличие водоохранных ограничений, способы уменьшения загрязнения в районе расположения исследуемых объектов.
Декабрь 2015
Остались вопросы по статье?
Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.в атмосферный воздух и их источников
1.1. Общие положения
1. В Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом "Об охране атмосферного воздуха") введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
"Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Ростехнадзор).
Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов .
Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:
Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;
Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
Контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
Ведения статистической отчетности о выбросах;
Контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
Разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
Оценки экологичности используемых технологий;
Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.
2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
Источники с организованным выбросом;
Источники с неорганизованным выбросом.
Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: "организованный источник" и "неорганизованный источник".
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.
3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:
Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;
Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;
Кодификация и определение координат ИЗА.
Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).
Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 - цех N 1, источник N 1);
Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;
Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.
Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;
Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);
Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.
4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) .
Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет .
5. Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов). К таким случаям, в частности, относятся нижеследующие ситуации.
Контролирующие органы или природопользователи установили наличие:
Неучтенных при инвентаризации источников выброса ЗВ в атмосферу;
Неучтенных при инвентаризации ЗВ в выбросах источников;
Неучтенных при инвентаризации режимов работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);
Кроме того, на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.
Корректировка инвентаризации может быть проведена или по решению руководителя предприятия, или по предписанию территориального органа Ростехнадзора с указанием факторов, обусловливающих необходимость корректировки инвентаризации.
5.1. Если в течение 5-летнего срока действия инвентаризации на предприятии (или в отдельных его цехах) не произошло никаких изменений в технологии и объемах производства, составе и видах используемого сырья и топлива, то срок действия имеющейся инвентаризации может продляться на 3 - 5 лет (при соответствующем обосновании) по усмотрению территориального органа Ростехнадзора.
Если на предприятии имеются производства, для которых разработаны и утверждены в установленном порядке технические нормативы выбросов (ТНВ), то для таких производств последующая инвентаризация выполняется на основе этих ТНВ.
Примечание: Если в период действия инвентаризации введены в действие новые методики определения выделений (выбросов), то, как правило, учет возможных изменений количественных и качественных характеристик ИЗА выполняется после окончания действия существующей инвентаризации. В отдельных случаях территориальные органы Ростехнадзора, исходя из экологической обстановки в городе (регионе), вправе рекомендовать провести корректировку действующей инвентаризации.
6. При строительстве новых и реконструкции (расширении) существующих объектов и при введении в действие таких объектов возможны отклонения (разрешенные и согласованные) от проектной технической документации, изменения условий эксплуатации оборудования, сырья, материалов в отличие от объектов-аналогов. Для выявления таких различий в количественных и качественных характеристиках источников загрязнения атмосферы необходимо проведение инвентаризации выбросов нового объекта. Как правило, в этих случаях инвентаризация проводится не позднее чем через год после введения в действие основных производственных мощностей данного объекта.
7. В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для предприятия инвентаризацию выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах нередко выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по уточнению инвентаризации. Поэтому целесообразно, чтобы предприятие при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривало гарантийные обязательства со стороны этой организации по корректировке инвентаризации и компенсации затрат предприятия, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.
Со своей стороны предприятие должно нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличии паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведения инвентаризации.
8. Выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации территориальные органы Ростехнадзора, как правило, осуществляют при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха предприятия.
9. Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов на предприятии, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия".
Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение параметров которых выполнялось инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном не оснащенных ГОУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) предприятия. Это приводит к тому, что на предприятии отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации , и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.
В случаях, когда по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора инвентаризация проводится в едином комплексе с разработкой нормативов ПДВ, отдельный отчет по инвентаризации для предприятий может не составляться. При этом вся информация, которая должна содержаться в этом отчете, представляется в проекте нормативов ПДВ в виде соответствующих приложений.
Примечание: В основном это относится к предприятиям, выбросы которых определяются расчетными методами.
10. При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать возможную годовую изменчивость выбросов в атмосферу и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.
11. В соответствии с положением ст. 22 на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
До введения в действие нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих предприятиях (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это неоправданно увеличивает объем работ по нормированию, а затем и по контролю выбросов.
Для того, чтобы определить источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, в НИИ Атмосфера разработаны критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) определить перечень нормируемых вредных веществ, а затем (при необходимости) уточнить этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.
12. Основные требования к проведению инвентаризации выбросов:
1. Определение параметров ИЗА должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).
2. Наряду с этим параметры ИЗА следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях технологических процессов.
3. Результат определения разового значения каждого параметра ГВС и других параметров, характеризующих режим выброса ЗВ из ИЗА, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.
13. При проведении инвентаризации рекомендуется применять единую сквозную нумерацию промплощадок в рамках предприятия, цехов - в рамках промплощадки, участков - в рамках цехов, источников выделения ИВ - в разрезе каждого источника загрязнения атмосферы (ИЗА), режима (стадии) ИВ - в разрезе каждого ИВ, режима (стадии) выброса - в разрезе каждого ИЗА, ИЗА - в разрезе промплощадки (при наличии только одной промплощадки - в разрезе предприятия), начиная с N 1 в возрастающей последовательности. Принятая нумерация от года к году не должна изменяться.
При появлении нового источника (ИВ, ИЗА) ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.
Примечание: Для крупных производственных объектов с большим числом источников допускается рассматривать каждое из структурных подразделений данного объекта как промплощадку.
13.1. При проведении инвентаризации выбор наименований вредных веществ и их кодов выполняется согласно и дополнительным рекомендациям, приведенным в Приложении 1 настоящего Пособия и в разделе 2.
Примечание: В случае отсутствия выбрасываемого вещества в перечне ему присваивается четырехзначный код в диапазоне 9001 - 9999, о чем делается соответствующее примечание в тексте инвентаризации.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоит из следующих этапов:
- Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу ПДВ предприятия;
- Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
- Установление источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
- Оценка экологичности используемых технологий;
- Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия.
Инвентаризация является основным этапом перед разработкой тома ПДВ:
1 этап. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбор исходных данных и документов. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия
Далее идет 2 этап
. Проведение расчетов и оформление результатов работы в соответствии с инвентаризацией и «Рекомендациями по содержанию и оформлению проектов для предприятий». Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия). К основным разделам относятся следующие:
. общие сведения о предприятии;
. характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы;
. проведение инвентаризации выбросов инструментальными методами;
. выполнение расчетов выбросов ЗВ;
. проведение расчетов рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе;
. предложения мероприятий по снижению выбросов и нормативов ПДВ;
. мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
. контроль за соблюдением нормативов на предприятии.
Третий этап в работе с проектом ПДВ очень зависит от правильно проведенной инвентаризации ИЗА представляет собой с
огласование проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ, которое осуществляется в следующих инстанциях:
. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другая организация, аккредитованная на проведение экспертизы проектной документации для получения экспертного заключения по проекту;
. Территориальное управление Федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии документации санитарным нормам и правилам;
. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
Исходные данные для проведения инвентаризации ИЗА:
- Договор аренды земли.
- Ситуационный план района расположения предприятия, с указанием на нем границы предприятия, селитебной территории, зон отдыха, территорий заповедников и др. в радиусе не менее 500 метров от границы предприятия, М 1:2000, заверенный печатью Архитектурного управления с указанием даты выдачи. Дата выдачи должна быть не ранее шести месяцев до даты заключения настоящего договора и оплаты авансового платежа по настоящему договору.
- Договор на водоснабжение.
- Договор на водоотведение.
- Сведения о теплоснабжении предприятия. При централизированном теплоснабжении дополнительно представить копию договора на энергоснабжение; при наличии собственной котельной дополнительно представлять договор на поставку газа, режимные карты котлов, справку о расходе газа за год по каждому котлу отдельно.
- Карта-схема предприятия с экспликацией зданий и сооружений, М 1:500 - 1:1000.
- Предыдущий проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (при повторной разработке проекта).
- Заключение Управления Ростехнадзора по проекту ПДВ (при повторной разработке проекта).
- Оригинал Справки отдела экологических расчетов и справок МосЦГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия. Справка (Таблицы мероприятий) о режиме работы предприятия в период неблагоприятных метеорологических условия (НМУ).
- Справка о расходе сырья и материалов, используемых в технологических процессах, заверенная руководством предприятия.
- Справка о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием: состава парка автомашин (грузоподъемность, объем двигателя, тип двигателя), годового пробега, коэффициента использования парка. Количество расходуемого горючего по маркам (при наличии АЗС).
- Справка о перспективе развития предприятия на 5 лет.
- Справка об отсутствии залповых и аварийных выбросов.
- Справка о наличии (отсутствии) арендаторов с указанием профиля их деятельности, месторасположением.
- Сведения о чистом времени работы, типах, основных характеристиках установленного технологического оборудования, заверенные руководством предприятия.
- При наличии ТО и ТР - справка о количестве ТО и ТР по каждому типу автотранспорта.
- Акт обследования предприятия инспектором (при наличии).
- Аттестат или свидетельство о прохождении подготовки по вопросам охраны окружающей среды.
- Паспорта очистных сооружений (при наличии сооружений)
- Паспорта ПГУ (при наличии) или сведения об эффективности очистки ПГУ, заверенные руководством предприятия.
- Паспорта вытяжных вентсистем (от производственных участков).
- Паспорта безопасности ЛКМ (при использовании ЛКМ).
- Паспорт котельного оборудования.
- Прочие паспорта установленного оборудования.
Нормативные документы:
Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) неорганических химических веществ в почве и допустимые уровни их содержания по показателям вредности.