Женские клички на зоне. По какому принципу в российских тюрьмах дают клички. Кто такой «мужик»

  • И что вы ответите сами себе?
  • Понятно. А откуда взялся крокодил Гена? У него есть родословная? Это наследство Чуковского?
  • Я когда-то прочитал у одного академика, что любое живое существо в своем развитии рано или поздно дойдет до мыслящего состояния, так что возможно появление мыслящей плесени. И я подумал, что если человек развился из обезьяны, то и другие животные могут стать мыслящими. И у меня был рассказ - как раз про то, как человек встретил крокодила и стал разговаривать с ним. И вот он никак не мог поверить в то, что существуют мыслящие крокодилы, пока крокодил его не съел. Я подумал, что в городе может жить крокодил. И повесть начиналась с него, а не с Чебурашки!
  • Как вы оказались предметом успешного ­литературного экспорта? «Архипелаг ГУЛАГ», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго» и вы - как вам в этой компании? Почему иностранцы понимают ваш юмор?
  • Во-первых, всегда есть сюжет. Во-вторых, незнакомая атмосфера - но добрая. Никому не отрубают руки и ноги, и кончается все хорошо. Но не все иностранцы… С японцами очень трудно. Я пришел на встречу с фанатами Чебурашки - там сидели молодые женщины 20–30 лет. Я го­ворю что-то, что считаю смешным, - они ­сидят и глазами хлопают, приходилось говорить им, что это шутка. Я рассказываю - переводчица переводит, и переводит, и переводит. Я думаю: постараюсь говорить короткими фразами. И чем короче фраза, тем дольше перевод. Другое мышление.
  • Вы, кстати, видели этот новый японский мультфильм про Чебурашку, Макото Накамуры?
  • Да, достаточно хороший.
  • Чем он отличается от качановского?
  • По стилистике ничем не отличается. Во-первых, они абсолютно передают пластику Чебурашки. И это милое настроение, которое царит в мире Чебурашки и крокодила Гены. Такое ощущение, будто снимал сам Качанов. Но вплетаются новые сюжеты, новые герои - и вот этим-то он и интересен. Там так же действует старуха Шапо­кляк - тоже занимается своими каверзами и проказами. Есть еще Девочка, которая когда-то потеряла своего дедушку и безумно по нему скучает. Какие-то события в цирке происходят. В общем, этот мир расширен. И говорят на русском языке - и даже в японском варианте говорят по-русски и идут титры японские!
  • А вы смотрели мультфильмы Миядзаки?
  • Смотрел «Унесенные призраками» и еще несколько штук. Мне становится скучно. Совсем не мое. Диалога нет. Как может быть совсем без диалога?! В диалоге есть фокусы, которые я много раз пытаюсь объяснить, но никак не могу. Практически всегда диалог строится так, что в первой фразе - вопросе - уже заложен сам ответ. Все спрессовывается - и на картинке нет пустого ­места. Кстати, когда я переводил «Дядюшку Ау» Ханну Мякеля (оригинальное название «Господин Ау». - Прим. ред. ) - у него вообще нет диалога во всей книжке, - приходилось придумывать. Поэтому Дядюшка Ау там сам с собой разгова­ривает, чтоб взялись какие-то выводы и мысли. ­Когда Ханну прочитал, то сказал: «Я тебя убью». ­Потому что у него там религия, философия, а я понимал: если я переведу то, что он пишет, то издательство никогда в жизни не издаст это. Но он успокоился, когда увидел мультфильм.
  • Я читал его книжку, вашу биографию. Ханну Мякеля - надежный источник информации о вас?
  • Это его книга, он так видит. Он мой большой давний друг. Финны вообще серьезные ребята, они никогда ничего не врут…
  • Он, однако, пишет, что из «Вниз по волшебной реке» советская цензура вымарывала слова немецкого происхождения - например «кухня». Это ж бред.
  • Да! Немецкие слова вымарывали! Вообще не хотели печатать. Говорили, что царь - это намек на Хрущева. Там царь собирается в деревню, говорит: «Буду пахать, как все люди». Кощей Бессмертный там говорит, гремя цепями: «Мне не­чего терять, кроме своих собственных цепей». ­Говорили, что это я лозунг пролетариата взял.
  • Еще он пишет, что прототипом старухи Шапокляк была ваша мама.
  • Нет… скорее жена. Вообще считается, что человек подбирает себе жену по образцу своей матери. Мать у меня была довольно противная тетя. То есть, может, она была и хорошая тетя, но нас было трое детей, она старшего и младше­го любила, а я у нее проходил как нелюбимый. По этому типу я выбрал себе жену, которую я тоже не любил. И вот с первой жены я, может, и писал. Она такая строгая, противная, вредная.
  • Вы, странным образом, оказались любимым персонажем таблоидов.
  • Большие мерзавцы все эти журналисты. Им хочется, чтобы рейтинг поднимался, и чем лучше человек, тем больше рады его обгадить. Охотятся за мной - найти гадость и дать в эфир. Моя жена, с которой мы развелись, в прошлом го­ду 13 раз выступала, какой я тиран и как я издевался над ее ребенком… Когда ругают негодяя - это норма, это неинтересно. Свора тявкающих ­собачек. И рейтинг растет.


  • Но, послушайте, ведь падение планки ­вкуса - это ведь тоже следствие капитализма, ­который вам так нравится. В СССР невозможны были такого рода таблоиды…
  • В СССР было другое средство отупления человека - пропаганда. При большевиках в СССР, да, был какой-то ценз, и пошлости очень жестко карались. И это нормально. Если б такая государственная цензура была сейчас, я бы не возражал. Но это разные вещи. Они разрешают пошлость и запрещают нормальную критику. При Ельцине про Чечню шел каждый второй репортаж, потому что много несправедливости было. Сейчас тоже много несправедливости - но мы про это не знаем.
  • В компании вы шутник и балагур? Шутите все время?
  • «Шутник» и «шутите» - это какие-то глупые слова. Нет. Вот когда у нас была компания - Аркадий Хайт, Саша Курляндский, Феликс Камов, - мы к юмору относились профессионально. Я читал книжки о юморе, Фрейда, об отношении остроумия к подсознательному, всякие. И мы учились строить репризу-остроту, играли в такую игру - когда все время на ножах, все время острили. И надо было не самому сострить, а создать ситуацию, подвести приятеля под репризу. И когда он репризу скажет - ага, попался! Кто-то выходит из комнаты, и мы договариваемся: сейчас он вернется, и я ему что-то скажу, а он ответит так-то и так-то. Он входил, я говорил - и тот задумывался: здесь правда есть возможность сострить или это они подстроили - и ты так дешевенько остроумно ­чего-то скажешь?
  • А есть какая-то особенность русского смеха, которую не понимают иностранцы и которая сближает нас всех?
  • У русских более жестокий юмор, более злой, особенно крестьянский, когда надо было дурить барина. А иностранцы порой не понимают даже. Они спрашивают, например, какая разница между русскими детьми и голландскими. Я говорю, что у русских детей есть анекдоты, даже политические. А ваши дети анекдотов не знают. Приведите пример. Вот заяц и медведь собирают малину на берегу реки на разных сторонах. Заяц кричит: «Миша, плыви ко мне!» Миша: «Не могу, делом занят». Заяц: «Миша, плыви сюда, дело есть, очень важно!» Медведь приплыл: «Ну чего?» - «Миша, посмотри, как на другом берегу много малины!» Голландцы радостно стали смеяться. Другой сейчас расскажу анекдот. Заяц и медведь летят на самолете, у зайца есть билет, а у медведя нет. Входит контроль. Медведь говорит: «Послушай, заяц, дай мне свой билет». «А я?» - «А я тебя за уши возьму и в иллюминаторе буду держать». Подходит контроль: «Ваш билет». «Пожалуйста». - «А почему у вас рука в окне?» - «А это я курю». - «А курить в самолете нельзя». - «Да? Ну и не надо». Здесь голландцы так огорчились - а-а-а! Им стало жалко зайца. Я им долго рассказывал, что он упал в стог сена, а стог сена плавал в воде - и он жив и здоров. Поэтому как рассказывать им детский анекдот про то, как Чебурашка и крокодил Гена на 20-м этаже ели лепешки - и кто-то уронил лепешку? И вот Чебурашка побежал по лестнице - а Гена прыгнул. Чебурашка снизу: «Гена, тут есть две лепешки - побольше и поменьше - какую брать?» Вот как им это рассказать? Они скажут - ­варвары, идиоты!
  • Да. Проектирование прибора очень напоминает создание детской книжки. Тебе заранее дают размеры этого прибора, какие сигналы входят от него и какие должны выходить. Ты начинаешь конструировать, а он здоровый, не может поместиться в ракету. Думаешь, как уменьшить, какие взять материалы, чем что заменить. Так же детская книжка. У прибора одна задача, у книжки другая - привести читателя куда-то. Книжка - это проповедь, которая развивается на глазах.



  • Да, у вас рационально обычно поступают персонажи. А вот у Маршака, например, богач мистер Твистер приходит в гостиницу, а ему не продают номер, ни за какие деньги. Вам не кажется, что классическая детская литература может давать детям противоядие от капитализма: ребенок читает «Мистера Твистера» - и понимает, что, кроме денег, в мире есть что-то еще?
  • Нет. Это хорошо написанная большевистская пропаганда. Когда-то я вел программу на радио «Юмор в коротких штанишках». Мне мама пишет - мы рассказали мальчику про буржуев, а он спрашивает: «А кто это?» Ему отвечают: «Сам не работает, все за него делают слуги, ест хорошую еду». Мальчик сказал: «Я бы тоже хотел так жить». Меня так это порадовало!
  • Но, послушайте, сейчас тоже есть пропаганда - просто пропагандируется не коммунизм, а «свобода».
  • Все-таки когда пропагандируется свобода, мне это приятнее, чем когда холуи выскакивают на экраны и льют-льют ложь, тявкают: «Крым, Украина, бандеровцы - ыв! Ыв!» И ни одного ­голоса против!
  • Вас не смущает, что при полной свободе обычно самые богатые заказывают музыку?
  • Я не знаю, я не самый богатый, но при Ельцине я работал на телевидении два года и проповедовал то, что хочу. Но если богатые не идиоты, ­если над ними не стоит Путин с топором, то они нормальные люди. Они будут заказывать то, что и другим нравится людям, - веселые, хорошие передачи.
  • Чего не может быть в детской книжке? Про федерализацию Украины или про Наваль­ного - можно? Где границы?
  • Безусловно, все что угодно может попасть в детскую книжку. В моей последней книжке - «Жаб Жабыч метит в президенты» - там в городе вывели огромную мыслящую лягушку, и ребята хотят сделать ее мэром города. А начальство хочет завалить кампанию, боятся, что будут изменения во власти. Там есть много совершенно взрослых вещей, которые понятны ребятам. Такая игра, где в юмористической форме рассказываются неправильные вещи и объясняется, что с ними можно как-то справляться.
  • Что значит - неправильные вещи?
  • Ну например, я жил в Переделкино и вдруг узнал, что кусок парка огораживают забором. Я прихожу - что это такое? Оказывается, Одинцовское лесничество сдало в аренду на сколько-то лет группе каких-то милицейских начальников. Парк огорожен, столбы вкопаны, сетка надета. Вот я пришел туда и пропилил дырки ножовкой, чтобы другие ходили.
  • Фирменная эмоция Успенского - трансляция чувства одиночества: Чебурашка, Крокодил - японцы как раз на это, наверное, реагируют. У вас есть какой-то особый опыт одиночества?
  • Никакого! Были б вы здесь в воскресенье - сколько народу здесь было. Войнович приезжал.
  • Но тогда почему они все такие у вас страшно одинокие? Как так получилось?
  • Да дураки, что сказать. Не могли собраться вместе! Пришлось их собирать.

Здравствуйте, Доктор.

1) Прически по понятиям: какие прически мужчинам можно носить "по понятиям", какие нет? Вообще, тема волосяного покрова (усы, борода, прочие участки тела - скажем, можно ли брить подмышки и пр.). Длинные волосы (вещь, вроде как, запрещенная). Интересно также узнать про подобное для женщин.

Желательно не женского и не панк типа. Молодняк с неформальными прическами и поведением называют деформалами. Все остальное без проблем. Но на практике длинные волосы в камере - проблема. Сами понимаете - антисанитария. Вши. Грязь. Жара. Поэтому все почти стригутся очень коротко, а то и просто бреют голову (подмышки тоже). Очень удобно. Только желательно не перед судом - у судей от лысых голов обычно срывает крышу. Что вылиться может в лишний годик.

Бороды и усы осужденных заставляют сбривать. Зачем - трудно понять. Инструкция. Подследственных тоже часто достают, но универсальная отговорка срабатывает: "у меня в деле фото с усами (бородой). Следователь сказал не сбривать, а то свидетели на суде или очной ставке не узнают".

Женщин кажется по этому поводу не прессуют, по крайней мере в тюрьме.

1а) Частный вопрос по предыдущему: вот если я обреюсь наголо и оставлю хохол на макушке (а-ля запорожские казаки, хотя, помнится, эта прическа характерна для всех древних славян) - такая прическа "правильная" или нет? Скажем, если толпа шакалов докопается - что ответить.

Ответьте: "Каждый дрочит, как он хочет".

2) ситуация прописки, у человека - первая ходка. Полотенце на полу. Но человек (типа меня) наслышан и вытирает его ногами - типа, знающий. Правильно ли это (т.е. не расценится ли как попытка "прокосить" под блатного, хотя человек таковым не является; или же это как раз правильно и человека за это зауважают?)

5) Клички - как их получают. Можно ли назваться как-либо самому? Типа, сделать себе ник, как в Сети;)

Можно. Но если прилипнет другое, более подходящее, не отмашешься.
Был такой ритуал - человек, собирающийся вести блатную или приблатненную жизнь и впервые попавший на тюрьму (так называемый "стремящийся"), подходил к решке и кричал: "Тюрьма-старуха, дай кликуху". Тюрьма активно включается и начинает предлагать погоняло. Вначале идут всякие шутливые, часто оскорбительные, типа "вантуз", "кобла" и т.п. Если у новоиспеченного арестанта хватает ума это все отбросить (он кричит: "Не катит!"), дальше могут пойти серьезные варианты, один из которых он себе выбирает. Раньше это был вполне реальный ритуал, теперь же - чаще всего так прикалываются с "лохов", которые ведутся на всяческие арестантские шняги.

По всем пунктам - заранее благодарен.
Кое-что сформулировано коряво, но, надеюсь, суть вопроса ясна.
С уважением, Дмитрий.
Мир этому дому!

Здравствуйте!

Помнится, вы, в какой-то рассылке писали, что можно попробовать обратится к вам если нужно кого-то найти на зоне. Я, признаться, сомневаюсь что это возможно, но все же если вдруг - есть у меня человек, которого я бы хотел найти. Он родом из деревни в Омской области - Большеречье, его имя Сергей Баженов. Он шел по воровским статьям, ну еще может разбой, сейчас даже не представляю. Год рождения приблизительно 1976-1978.

--
Best regards,
Матвей

На форуме я открыл специальную тему - "Поиск хлебников, семейников, близких и далеких". Там можно будет оставить любую информацию.