Украинский трезубец происхождение. Будьте всегда в настроении. Современный вариант украинского герба

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №17, 2014

Нынешний герб Украины «Трезубец» – это символика древнего государства на территории Украины еще в первом веке нашей эры. Еще до появления славян и за почти тысячу лет до рождения Киевской Руси.

Степень исторического невежества россиян просто поражает. В кулинарной передаче Ивана Урганта «Смак» автор песен Григорий Гладков на полном серьезе стал готовить «древнерусское блюдо» из жареных дольками кабачков, на которые насыпаны горкой нарезанные баклажаны и помидоры. Еще говорит Урганту: «побольше насыпай, как в Древней Руси было принято». Интересно, где это Гладков видел, как насыпали баклажаны и помидоры на кабачки в Древней Руси, существовавшей в IX-XIIвеках?

Возможно, «Древней Русью» Гладков называет СССР, где впервые в российской истории стали массово выращивать кабачки. Сей продукт родом из Мексики, где в пищу употребляли только его семена. В XVIII веке итальянцы первыми стали использовать недозревшие кабачки в пищу, в России начали выращивать только с XIXвека – это явно не эпоха Древней Руси. Тогда же начали в России выращивать баклажаны, а помидоры появились еще позже и считались ядовитыми. В общем, композитор Гладков весьма обогатил меню «древних русичей» продуктами XIXвека. И это не «забавный казус», а отражение общего невежества россиян о древней истории – что задается нелепыми представлениями, которые вкладывают в головы фильмы и мультфильмы и – что еще хуже – учебники. Сама историография России основана на глупостях и имперских небылицах.

В царской России, в СССР и поныне в РФ историки привыкли считать Украину и Беларусь своими колониями. Этот подход задает несколько издевательских по сути и ненаучных «установок»:

– никакой своей государственности у Украины и Беларуси до вхождения в состав Российской империи никогда не было;

– украинцы и беларусы – младшие братья великого русского народа, испорченные польским влиянием;

– украинцы и беларусы происходят не из союза местных племен, как все нормальные славянские этносы (у беларусов этим союзом племен были кривичи, ятвяги, дреговичи, радимичи), а якобы они – это вместе с русскими отпочкование от некоей «древнерусской народности», выдуманной в Тезисах ЦК КПСС 1954 года;

– история Киевской Руси принадлежит не Украине, а России и является началом именно Российской, а не Украинской государственности (эту концепцию впервые ввел Карамзин по указаниям царизма);

– историю Украины и Беларуси следует освещать только в призме интересов Москвы, а иные взгляды являются сепаратистскими, враждебными, так как идеи построения самостоятельных государств Беларуси и Украины чужды веками тяготеющим к Москве (то есть к Орде) беларусам и украинцам;

– до Киевской Руси как государства Российских государей (России) ничего не было;

– пупом всего всегда в истории была Москва, до нее и без нее у Украины и Беларуси не может быть своей истории.

Наша читательница Тамара Владимировна Гирдюк из Верхнедвинска прислала нам книгу «Керчь» С. Славича, изданную в Симферополе в 1973 году; там типичный для московской историографии взгляд на вещи:

«XVвек оказался переломным и в истории России – был положен конец феодальной раздробленности».

Как говорил товарищ Геббельс, раз врать – так по полной (впрочем, это ему лишь приписывают, что весьма недостоверно). Мало того, что Орду XVвека называют «Россией», но еще и фантазируют про некую «феодальную раздробленность» в весьма единой Золотой Орде – подразумевая, видимо, некие распри между ее частями: Сибирской Ордой, Астраханской Ордой, Белой Ордой (Московским Улусом), Казанской Ордой, Большой Ордой и Крымской Ордой. Лишь в следующем XVIвеке Иван Грозный, захватив власть в Орде и провозгласив себя царем Золотой Орды (вовсе не «русским царем», он по титулу оставался Московским великим князем), пошел общими ордынскими силами топить в крови и захватывать русские земли – Великое княжество Тверское, республики Пскова и Новгорода.

«К. Маркс в «Секретной дипломатии XVIIIвека» писал: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана [Иоанна III, 1462-1505] едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства, и сам султан Баязет, перед которым трепетала Европа, впервые услышал высокомерные речи московита»».

Что значит «появлением»? Маркс должен как великий философ понимать, что из пустоты ничего не появляется и в пустоту ничего не исчезает – хотя такую картину истории нам задает российская историография. Потому Московия и стала «огромным государством», что, будучи «стиснутой между татарами и литовцами», сих татар включила в свой состав (то есть стала столицей Орды). Ну а «литовцы» – это вовсе не литовцы Республики Летува, а литвины Литвы-Беларуси. Никогда Московия не граничила с землями восточных балтов жемойтов, ныне именуемых «литовцами». Каким образом Жмудь-Самогития могла быть для Московии чем-то в рамках слова «стиснуть» – тоже из области искажения истории.

На самом деле никакой загадки нет – Маркс в других работах сам пишет, что Московия появилась как перерождение Орды. Но точно так есть своя ЗАПРЕЩЕННАЯ официозом история и Беларуси, и Украины.

Наше государство Великое княжество Литовское и Русское как часть истории литвинов-беларусов и русинов-украинцев и по сей день клеймят пророссийские и российские историки как нечто «гадкое». Ну конечно, для их имперских московоцентричных концепций это что «бомба», подрывающая их лживые построения. Причем, ВКЛ настолько в них не вписывается, что в абсолютном большинстве книг и статей на тему истории в СССР предпочитали вообще игнорировать само его существование. Будто вообще ВКЛ не было. В лучшем случае нас называли «Польшей». (Например, в изданной в 1970-х в СССР «Детской энциклопедии» ни слова ни про ВКЛ, ни про Франциска Скорину, а в БСЭ на картах про эпоху средневековья написано «Вильнюс», но рядом почему-то «Ковно».)

Сейчас, слава Богу, в Беларуси постепенно возвращается память страны и народа – избавляясь от диктата московской историографии. Издаются книги о ВКЛ, восстанавливаются замки и средневековые традиции предков, возвращается запрещенная Россией память о наших истинных предках и о нашей истинной истории – которая долго подменялась историей московитов и их финно-татарской Орды-Московии.

Но все равно этого недостаточно. У историков все, как по Марксу, как бы «внезапно появляется». Россия – якобы не имеет связи с Ордой, на «пустом месте» взялась огромная Московия. Аналогичны взгляды историков Украины, которые свою историю отсчитывают от Киевской Руси. Аналогичны и взгляды историков Беларуси, которые свою историю отсчитывают от создания ВКЛ (ну и ранее от Полоцкого и Туровского суверенных княжеств). И «белым пятном» истории остается для Беларуси многое, что по каким-то причинам не хочет принимать наша теперь суверенная историография РБ: герб «Погоня» изобрели не мы, он был княжеским гербом в Поморье; наши имена и фамилии – аналогичны среди всех славян только именам и фамилиям лужичан (что тоже ныне Германия); из Поморья и Порусья-Пруссии шла в начале XIIIв. миграция князей со своими дружинами и горожанами в Западную Беларусь, они и создали наше ВКЛ, а само слово «Литва» происходит от лютичей Лютвы Поморья, к нам мигрировавших. Такие вещи признавать, увы, многие наши историки Беларуси не готовы, защищая концепцию нашего «местного происхождения».

Точно такой же синдром у ныне суверенных историков Украины: они, как складывается впечатление, боятся заглянуть в свою историю глубже, чем некая «граница» с создания Киевской Руси. То ли это задано традициями советской историографии, то ли это некое «ограничение» в их нынешних воззрениях на прошлое – но получается, как в анекдоте: человек ищет потерянный ключ только под фонарем, «потому что там светло».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ УКРАИНСКОГО ГЕРБА

Вот один из самых интересных вопросов: откуда у Украины герб «Трезубец»?

Представители Украины в Википедии это объясняют так:

«Трезубец в Древней Руси.

Послы киевского князя Игоря (912-945 гг.), от которого и его жены Ольги до составленных при Владимире Мономахе летописей о призвании Рюрика вела свою родословную правящая династия Руси, при подписании договора с византийцами использовали свои печати с трезубцами. Таким образом, ещё со времён Киевской Руси трезубец становится знаком правящей династии – и кагана (великого князя) и его родственников – удельных князей – его изображение археологи находят на монетах, печатях, посуде, кирпиче, настенных росписях Древней Руси. Киевский великий князь Владимир Святославович (980 – 1015 гг.) чеканил трезубец на монетах, где на одной стороне изображался портрет князя, а с другой – трезубец и надпись: «Владимир на столе, а это его серебро».

Увы, тут «небольшая нестыковка»: у маркграфа Дании Рюрика был двузубец с одним надломленным в сторону краем, а не трезубец. И герб этот явно готского происхождения, к трезубцу никакого отношения не имеет.

В другой статье Википедии:

«Существует несколько теорий о происхождении тризуба. Самые вероятные из них – это стилизованное изображение сокола-Рарога, падающего на добычу – племенного знака русских князей Рюриковичей. Эмблему Рюриковичей некоторые исследователи (С.А. Гедеонов, О.М. Рапов, А.Г. Кузьмин, В.И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в ней изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины».

Как в анекдоте: ищут «под фонарем» Киевской Руси, да еще и маркграфа Дании Рюрика приплели. Конечно, если игнорировать всю до Киевской Руси историю этой страны. А ведь ответ прост. Еще за почти тысячу лет до Киевской Руси на территории Украины гербом правителей был ТРЕЗУБЕЦ, так как сии правители будущей Украины того времени видели свое происхождение от морского бога Посейдона – об этом в книге С. Славича.

Вот откуда – еще от древнейшей Доукраины взялся герб страны. Но эту древнейшую Украину сегодня мало кто хочет изучать, так как она не очень-то вписывается в сложившиеся представления нашей эпохи о прошлом. Что, повторяю, характерно для всех: и для беларусов, и для русских, и для поляков, и для летувисов. Везде создали свои концепты, которые в той или иной мере ограждают от реальной истории предков.

В книге «Керчь» С. Славича написано (с. 22):

«Новый период относительной устойчивости и расцвета начался в Iвеке нашей эры, когда в Пантикапее [государстве Крыма со столицей в Керчи] укрепилась династия Тибериев Юлиев. Несмотря на сугубо римское династическое имя, представители ее были плотью от плоти местной боспорской аристократии (не случайно ее называют также САРМАТСКОЙ династией). Личные имена царей – Котис, Савромат, Рескупорид – говорят о родстве с сарматами и фракийцами. (Кстати сказать, менялись на Боспоре цари и династии, но все они, прибегая к вымышленной генеалогии, вели свой род от морского бога Посейдона. Отсюда и своеобразный герб – трезубец и дельфин.)»

Далее на многих страницах книги указывается, что коренное население Крыма и других частей Украины населено с Iвека нашей эры сарматами (а также скифами), говорило на сарматском языке. А сарматы – это и есть весомая часть сложившегося в IV-VIвв. славянства и славянского языка, шляхта Украины и Польши себя называла «сарматами». В средние века понятия «сарматы» и «славяне» являлись синонимами, весь регион авторы книг называли «Европейской Сарматией». Только при царизме связь с сарматами была идеологически «запрещена», так как русские к сарматам исторически никакого отношения не имели, но были царизмом спекулятивно названы «центром собирания славян». Что касается антропологии, то И.Н. Данилевский в курсе лекций «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)» (Аспект пресс, Москва, 1998) указывает, что на территории Украины был тип славянских черепов, идентичных черепам живших там до этого сарматов и скифов.

Все это позволяет сделать выводы о следующих мифах традиционной российско-советской историографии:

1. Украинский герб «Трезубец» (означающий морского бога Посейдона) не имеет никакого отношения к Рюрику (жившему на 9 веков позже), а появился в Украине (Крыму) еще как герб крымских царей Котиса, Савромата, Рескупорида – сарматских царей, то есть этнически украинских.

2. Государственность Украины появилась вовсе не с Рюриком, а на 9 веков раньше как государство сарматов-украинцев. И восходит она не к Византии, которой тогда не существовало, а к Римской империи.

3. Украина была крещена вовсе не Владимиром, а на века раньше, так как на ее территории – цитирую книгу С. Славича (с. 28) – уже в IVвеке появились две епархии – Боспорская и Херсонесская, созданные для сарматов, то есть современных украинцев. А, например, церковь Иоанна Предтечи (X век) была построена на фундаменте базилики VIвека. В книге: «строгая лаконичность постройки, мудрая сдержанность зодчего, лишенная всяких претензий соразмерность частей делают это сооружение подлинным произведением искусства».

4. Еще один миф России-СССР – что якобы Крым «принадлежит России». Нет, это сарматская территория периода возникновения славян – то есть СЛАВЯНСКАЯ УКРАИНСКАЯ, а не иная какая-либо славянская. Украинцы там имели свое государство и своих царей с гербом «Трезубец» еще 2000 лет назад, что является четким доказательством неоспоримой принадлежности Крыма Украине.

УТРАЧЕННАЯ ИСТОРИЯ

Как уже говорилось выше, у нас долгое время была запрещена беларуская история ВКЛ и сарматская история Украины как государства до Рюрика. Показателен в этом свете пассаж в книге С. Славича (с. 29), в котором он говорит об упомянутой выше церкви VIвека на территории Украины:

«Уникален, неповторим размещенный сейчас в церкви лапидарий – «каменный музей». Вы прочтете надпись, высеченную на одном из надгробий: «Прощайте, о странники!», глянете вокруг, и, кто знает, не возникнет ли в вашем воображении неведомый, призрачный мир щитоносных воинов, жрецов, торговцев из вольноотпущенников, скифов в островерхих шапках, сарматов и наших далеких предков…»

Это каких таких еще «и наших далеких предков», если таковыми и были для украинцев той эпохи сарматы и скифы? Или автор хочет там углядеть среди населения финно-угров и татар Московии, которых в СССР стало принято считать «нашими общими предками»?

Итальянец Александр Гваньини, военный комендант Витебска во время войн ВКЛ с Московией, в 1578 году издал книгу «Описание Европейской Сарматии» (Sarmatiae Europeae descriptio), в которой рассказывает о: Литве (Беларуси), Белой Руси (Московии), Истинной Руси (Украине), Жмуди (нынешней Летуве), Польше, Ливонии (Латвии). Все это у него САРМАТИЯ. Эта книга стала первым произведением, которое познакомило западноевропейского читателя с историей Великого княжества Литовского и содержанием беларуских (тогда литвинских) общегосударственных хроник. Хочется задать вопрос: если весь наш регион в ту эпоху все в мире дружно называли САРМАТИЕЙ, то почему же советский писатель С. Славич не считает сарматов предками украинцев? Речь-то идет даже не про античные времена, а про конец XVIвека! Согласно советским энциклопедиям, формирование украинского этноса началось в середине XIIIвека, а в XVIвеке началось формирование уже украинской нации – и происходило это в реалиях, когда регион назывался Сарматией, а украинское дворянство (как и польское) подчеркивало свое сарматское происхождение. Нет же – в СССР нельзя было считать сарматов «своими предками», сие противоречило Тезисам ЦК КПСС.

Когда-то поэт А. Блок узрел в скифах предков русских, да еще и приписал скифам «раскосые глаза». На самом деле скифы и сарматы – предки вовсе не русских, а украинцев и поляков, у которых глаза вовсе не раскосые (поэт, видимо, под скифами понимал калмыков, которые появились на территории Калмыцкой АССР только в средние века, на полторы тысячи лет позже эпохи скифов). Скифы и сарматы никуда не исчезли, они просто стали иначе называться. Их язык – индоевропейский – в дальнейшем стал важной частью для формирования славянского койне, а их государство с гербом «Трезубец» было известно не менее, чем затем Киевская Русь или Украина сегодня. Поэтому странно, что в Украине не видят в скифо-сарматском государстве истоки своей государственности – хотя и герб тот же, и антропология населения та же, и культура та же.

«Отец истории» Геродот писал: «…страна, ныне занимаемая скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам» (а про территорию будущей Московии он писал, что там живут антропофаги – то есть людоеды, что в России сегодня считают «очернением российской истории западными авторами, проплаченными ЦРУ и Госдепом»). Кто такие киммерийцы, до сих пор спорят ученые. Территория Украины упоминается даже в «Одиссее» Гомера (XI песня): «Достигнешь низкого берега, где дико растет… лес из ракит, свой теряющих плод, и из тополей черных… Там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков…»

Киммерийцев сменили скифы и сарматы, пришедшие с Кавказа. От них остались курганы, полные сокровищ. В книге С. Славича: «Здесь и перстни (некоторые из них поистине уникальны), и золотые венки, золотая маска царя Рескупорида III, килограммовый золотой сарматский шлем, фабулы-застежки, ожерелья, браслеты, серьги – всего не перечислишь».

Зачем же отказываться от этого богатейшего цивилизационного наследия древнего государства, существовавшего на территории Украины и населенного предками украинцев?

Оказывается, только потому, что ничего подобного не было на территории Московии-России в ту эпоху, а коль украинцев в ЦК КПСС постановили считать «младшим братом великого русского народа», то в Тезисах 1954 года объяснили, что украинцы происходят не от сарматов, а от какой-то «древнерусской народности». Кстати, одновременно с этими Тезисами и празднованием «300-летия воссоединения Украины с Россией» УССР передали Крым. (К современному юбилею «воссоединения» забрали назад – чем разоблачили и похоронили миф о «воссоединении». Но тогда «подарки» Украине шли к юбилею в «комплекте»: в наборе Тезисов ЦК КПСС были три вещи – «300 лет воссоединения», «древнерусская народность как общий предок украинцев, русских, беларусов», «Крым ваш». И не потому ли отдали Крым, что его сарматская история как раз напрочь опровергала измышления про происхождение украинцев от «древнерусской народности»?)

Ситуация поразительная! Даже само название украинской валюты «гривна» происходит от сарматского шейного обруча, украшения из драгоценного металла из сарматских курганов, и герб страны от того сарматского государства, и формой черепа украинцы не отличаются от сарматов, как рассказывает студентам МГУ И.Н. Данилевский… Но все равно «это не наша история»… А чья тогда?

В книге Славича: «Пантикапей [Керчь] имел водопровод и канализацию; отделка богатых домов и общественных зданий отличалась изяществом, декоративностью; крыши покрывались черепицей – чаще глиняной, а иногда и великолепной мраморной. …Пестрое, многоязычное царство пыталось расплавить в одном тигле (и до поры это удавалось) и греческие, и скифские, и синдомеотские, и сарматские черты. Пантикапей становился признанным политическим и экономическим центром Северного Причерноморья. Его увенчанный мощно защищенным акрополем городской холм был знаком многим мореплавателям, казался олицетворением несокрушимого могущества степнякам, которые гнали сюда стада, обозы с зерном и вереницы рабов, захваченных в кровавых войнах».

И это за тысячу лет до Киевской Руси. Конечно, точкой отсчета своей государственности можно выбрать хоть вхождение в состав СССР. Только странная вещь получается: а кем же были люди, которые ранее жили на территории этой страны?

Кстати, у беларусов тоже похожая проблема. Примерно в ту же эпоху сарматского государства в Украине – у нас в Западной Беларуси существовало готское государство, от которого осталось немало археологических памятников. Но никто его не относит к предкам беларусов и к истокам нашей государственности, хотя сейчас не вызывает сомнений, что это готское государство оставило существенный след и в нашей культуре, и в нашей антропологии и генах, а ятвяги (западные беларусы) являлись смесью готов с балтами (в том числе готскими были имена князей ВКЛ).

Греко-скифо-сарматское государство на территории Южной Украины было разгромлено нашествием гуннов в IVвеке, но быстро восстановилось. Тогда же тут была учреждена Боспорская епархия – под влиянием Византии. Паствой являлись автохтоны края – главным образом сарматы. В дальнейшем сарматы разбиваются на территории Украины на ряд племенных союзов, но непонятно, кого и зачем крестил князь Владимир (точнее Вальдемар, он был готом, а не славянином, как и сын короля Дании Рюрик), если они и так были крещены еще за более полутысячи лет до этого? В любом случае это лишь повторное крещение Украины и украинцев. Кстати говоря, сегодня историки знают, что и в Беларуси христианские храмы появились задолго до так называемого «крещения Руси» и готоязычного Владимира (прославившегося изнасилованием Рогнеды на глазах ее семьи, которую он потом убил); в Полоцке и других наших городах еще до Владимира давно работали миссионеры из Скандинавии. (Рогнеда со своей семьей и прочие наши правители были скандинавами, а Владимир – если он тогда был язычником – изнасиловал христианку, что явно не нравится иным идеологам официоза, отсюда желание выдать ее язычницей, то есть снова «исправить историю».) Так что и тут мифы восточного соседа. Куда вероятнее предположить, что именно христианка Рогнеда заставила Владимира принять христианство – но эту версию никто из историков даже обсуждать не стал, так как «под фонарем» «имперского величия России» ключи ищут…

В 576 году государство с гербом «Трезубец» разгромили и разграбили хазары, а в конце VIII – начале IXвека разгромила и разграбила какая-то «рать велика роускаа» из Новгорода под началом князя Бравлина – очевидно, готско-балтская, из свеев и ободритов, которые ранее поработили финские племена (нынешних русских) современной Северо-Западной России. В X веке были набеги кочевников печенегов, а в XI – половцев.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Главным вопросом истории является простая вещь: что считать точкой отсчета своей национальной истории?

Если бы сегодня правили хазары, то навязали бы, что история Украины начинается с них. Половцы – с половцев. Ну а «рать велика роускаа» навязывает, что с нее начинается история – правда, с корректировкой современности под уже не Русь той эпохи, а под конкретную Россию, в которой и Украину с ее русинами «Русью» не считают.

В этой связи уместно вспомнить давно сказанную истину: История – это то, о чем между собой договорилась группа людей, именующих себя «историками».

Придумали считать, что вот это точка отсчета истории страны, а вот это к истории страны отношения не имеет, – и все. На каких же основаниях? Чаще всего политических и идеологических, а вовсе не объективных научных. Например, ранее Академия Наук Беларуси полагала, что государственность Беларуси происходит из БССР, а в 2013 году официально заявила, что наша государственность происходит от БНР и Полоцкого с Туровским княжеств. Это как понимать – наша история от этого в чем-то изменилась? Нет, история осталась та же. Интерпретация поменялась. Но интерпретация истории – это же не сама история!

Как оказалось, историческая наука формирует в обществе представления «Наше» и «Не наше». Этим активно манипулировали в СССР, навязывая всем историю Москвы как «Наше». Ну а все, что в этот концепт не входило, постулировалось для советского общества как «Не наше». Доходило до абсурда: Франциска Скорину заклеймили как «жупел белорусских студентов-националистов», а «Трезубец» – символ Посейдона и герб сарматских царей Украины, живших две тысячи лет назад, обозвали «бандеровским» и «фашистским». Получается, бог Посейдон был фашистом…

«Правильным» и «нашим» считался идеологами двузубец Рюрика, который с символикой Посейдона никак не связан и появился на тысячу лет позже в рамках готской геральдики. Хотя сам Рюрик и с ним связанное – это как раз во многом миф, в отличие от реального древнего государства на территории Украины, имевшего своим гербом «Трезубец».

Как здравомыслящий человек, конечно, понимаю, что нелепо бороться с «ветряными мельницами» в лице устоявшихся представлений историографии. Но хотя бы в Википедии следует внести уточнение, что «Трезубец» как символ государства и его правителей существует на территории Украины вовсе не со времен Киевской Руси, а гораздо раньше – с начала новой эры.

Ну а в качестве «альтернативной истории» можно привести главные аргументы о непрерывности украинской государственности на территории Украины минимум с периода 2000 лет назад:

– государственная символика царей страны «Трезубец»;

– автохтоны Украины сарматы, которые в средние века были синонимом понятия «славяне» (а сама Украина в средние века называлась Сарматией);

– сарматский язык населения, который в средние века назывался «славянским»;

– сарматские названия всех главных рек региона от сарматского «река»: Дон, Днепр, Днестр – эти реки имеют чисто сарматские названия;

– антропологическая идентичность нынешних жителей Украины с тем древним сарматским населением;

– многочисленные предания Украины и Польши о том, что шляхта этих стран сарматская и исходит от древнего сарматского (в средневековом понимании славянского) государства на территории Украины.

В книге С. Славича: «килограммовый золотой сарматский шлем». Если я скажу, что это шлем древнего украинца, то многие поспешат меня обвинить в том, что я «переписываю историю». Но простите – а кому же принадлежал этот шлем? Может, финно-угру или татарину тогда не существовавшей Московии? Или французу, немцу, испанцу?

Если никому иному, то почему не древнему украинцу? И может ли на «пустом месте» появиться Киевская Русь сарматов с символикой государства этих же сарматов, существовавшего тут веками ранее? Вот тема минимум задуматься…

Герб Украины был утверждён 19 февраля 1992 года. Герб представляет собой символ трезубца золотого (жёлтого) цвета в центре щита английской геральдической формы синего цвета. Щит имеет золотую (жёлтую) тонкую оправу. Цвета герба полностью совпадают с цветами государственного флага страны.

Символизм

  • Золотой (жёлтый) цвет обозначает достаток, богатство, а также является цветом зрелой пшеницы.
  • Синий цвет олицетворяет красоту и мирное небо.
  • Тризуб является символом государственности, свободы, независимости. По данному символу не существует единого мнения.

Тризуб

Сокол Рюрика

Первая теория о происхождении данного символа относится к временам царствования Рюриковичей. В западнославянских языках слова "рарог" и "рерик" обозначают сокола. Сокол обозначал доблесть, стремительность, отвагу, неукротимость.

Похожее изображение сокола находится на реверсе монеты времён Владимира Святославича.

Вторая теория относит нас к временам нашествия хазар, а также символу власти хазар – двузубу. Некоторые историки утверждают, что именно из хазарского двузуба появился символ тризуба. Также изображения двузуба находят на печатях от 972 года (печать Святослава Игоревича).

Именно во времена распада Российской Империи Тризуб, как символ вновь появляется в геральдике. Именно изображение Тризуба стало основным на флаге и гербе Украинской Народной Республики.

Чешский якорь

Христианская теория происхождения гласит о том, что именно чешские священнослужители крестили украинцев, а так как под рукой ничего кроме якоря не оказалось - крестили именно им. Данная теория является больше, не христианской, а политической, так как не выдерживает критики. Во-первых, Тризуб совсем не схож с изображением якоря, а во вторых, Святослав не был христианином и его символ не мог быть обобщающим фактором для христианизации Руси.

Законодательно не утверждён. Представляет собой изображение малого герба, поддерживаемого запорожским казаком, вооружённым мушкетом и саблей и львом (символом Галиции). У основания расположены пшеничные колосья, лента с цветами украинского флага, гроздью калины.

В некоторых источниках щитодержатели расположены с других сторон.

  • А. Ивахненко,
  • В. Митченко,
  • М. Дмитриенко,
  • Ю. Савчук.

Исторические гербы и символы Украины, княжеств и земель Южной Руси.

Описание: "В лазоревом поле Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Щит увенчан Императорской короной и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевской лентой ".

В последние годы теме Украины уделяется столько внимания российскими средствами массовой информации, что россияне видят украинскую государственную символику едва ли не чаще, чем герб России . Сине-желтый флаг и украинский государственный герб в виде характерного трезубца были главными символами революционного киевского Майдана, кадры которого облетели весь мир.

Украинцы любят свои государственные символы, с удовольствием украшают ими автомобили, одежду, жилища. Среди молодежи весьма популярны украшения и татуировки в виде трезубца.

Ну и, конечно же, этот символ обозначен на государственных документах, монетах и купюрах, боевой технике вооруженных сил Украины.

Что же означает этот символ? Когда он появился? И почему Украина выбрала себе именно такой герб?

Государственный герб Украины имеет очень долгую историю, истоки которой теряются в седой глубине веков. Однако сперва стоит дать краткое описание одного из трех главных государственных символов Украины.

Описание

Герб Украины, наряду с гимном и флагом, является одним из главных официальных символов государства. Существует Большой и Малый герб Украины. Центральным объектом обоих гербов является трезубец. В настоящее время официально утвержден только Малый герб, большой существует только в виде проекта, который еще не утвержден на официальном уровне.

Малый герб Украины – это синий щит с золотой каймой, на котором изображен золотой трезубец. Он был официально утвержден Верховной Радой Украины в феврале 1992 года, вскоре после провозглашения независимости страны.

Однако также быстро принять Большой государственный герб не получилось. Был объявлен конкурс, который продолжался на протяжении нескольких лет. В 1996 году в проекте Конституции Украины было дано описание Большого герба, однако сам он так и не был утвержден. Разработка проектов затянулась до середины нулевых годов, была создана специальная комиссия, которая занималась этим вопросом.

Только в 2009 году украинское правительство утвердило проект нового Большого государственного герба, после чего он был передан в парламент. Однако депутаты за проект не проголосовали. Более того, народные избранники представили еще несколько эскизов, что еще сильнее усложнило ситуацию. В конце концов голосование было провалено, и Большой герб так и не был утвержден.

Теперь следует сказать несколько слов о проекте Большого герба Украины. Его основной деталью также является трезубец. Он изображен на синем щите и занимает центральную часть композиции (эта часть полностью повторяет Малый герб страны). С правой стороны от щита с трезубцем находится запорожский казак с мушкетом, а слева расположен золотой лев, вставший на задние лапы. В верхней части герба изображена корона, а на его нижней части - золотые колосья пшеницы, ветка калины и лента цветов украинского национального флага.

Каждый из этих элементов имеет собственное значение, связанное с историей украинских земель. Золотой лев – это символ Галицко-Волынского княжества, герб князя Даниила Галицкого – единственного короля в древнерусской истории. Казак с мушкетом на плече – это герб Войска Запорожского, существовавшего в период с XVI до XVIII столетие. Корона над щитом с трезубцем символизирует княжескую власть Киевской Руси. Калина и колосья пшеницы в нижней части герба – это традиционные символы Украины, они означают богатство и щедрость украинской земли.

По сути, основная идея Большого герба – это единство украинских земель, Запада и Востока, которая опирается на традиции государственности Киевской Руси.

Отсутствие официального Большого герба – это, конечно же, досадное упущение украинских властей. Однако страна уже давно привыкла к трезубцу, считая его основным государственным символом.

Если говорить о Большом украинском гербе, то самой интересной его частью, безусловно, является сам трезубец. Этот геральдический элемент намного древнее всех остальных. Его история начинается задолго до того, как свирепые и воинственные норманны основали город на берегах Днепра – будущую столицу древнерусского государства. На этом символе следует остановиться более подробно.

Трезубец, как один из самых древних символов человечества

Традиционной трактовкой трезубца на украинском государственном гербе является его нормандское происхождение. Эта версия является самой распространенной среди ученых-историков и знатоков геральдики. Однако история этого символа намного богаче и интереснее.

Трезубец в качестве символа использовали многие народы, начиная с самых древних культур. Особенно часто этот символ использовался народами, которые имели отношения к морю. Причина этого лежит на поверхности: трезубец был орудием рыболовного промысла, не зря он ассоциируется с древнегреческим морским богом Посейдоном.

У древних шумеров трезубцем была вооружена богиня Инанна – главное женское божество в пантеоне этого народа. Согласно шумерской мифологии, Инанна изначально была правительницей сказочной страны Аратты – это что-то вроде тибетской Шамбалы или российского Беловодья.

В аккадско-шумерской мифологии с трезубцем изображался еще один бог – Ишкур, повелитель грома, бури и молнии. Ему подчинялась водная стихия, Ишкур мог вызывать паводки и дожди.

Трезубец был атрибутом хеттских богов, его изображения обнаружены в храмах минойской цивилизации. Этот символ был широко представлен и в верованиях древних индийцев.

В ведической традиции трезубец является неизменным атрибутом «водного» бога Варуны. Ученые считают, что культ этого божества (а вместе с ним и его символ) на Индостан принесли арии. Позже трезубец стал неотъемлемой частью одного из главных божеств индуизма – верховного бога Шивы. Трезубцем вооружена и его супруга – воительница Дурги, а также бог огня Агни.

Трезубец является одним из центральных символов буддизма: он обозначает Три Драгоценности Будды.

Как можно заметить из всего вышеизложенного, трезубец – очень распространенный символ в древних культурах. Чаще его использовали народы, связанные с морем, или те, кто обитал около моря ранее.

Трезубец был весьма распространен и во времена Средневековья, причем на всем Евразийском континенте: от монгольских степей до норвежских фьордов. Правда, в средневековый период встречаются уже не само изображение трезубца, а его стилизованный символ. Его использовали в качестве военной эмблемы, в качестве символа государственной власти, наносили на печати и денежные знаки.

Следует отметить, что в раннем Средневековье гербов, как таковых еще не существовало. Геральдика появилась только в XII веке.

Наряду с трезубцем, для этих же целей использовался и двузубец. Наиболее известными знатными родами, отличительным символом которых являлись трезубцы, являются Рюриковичи и Борджигины. Самый известный представителем последнего — великий завоеватель половины мира Чингисхан.

Археологи нередко находят изображение трезубцев и в странах Средней Азии: в Таджикистане и Узбекистане.

Трезубец-тамга являлся знаком рода Гиреев – основателей и правителей Крымского государства.

Большинство историков считает, что трезубец на русские земли принесли варяги, которых принято считать основателями древнерусского государства. Трезубец был фамильным знаком князей из рода Рюриковичей. Вообще следует сказать, что трезубец и двузубец пользовались большой популярностью у варягов.

Если говорить о гербе Рюриковичей, то считается, что их трезубец – это стилизованное изображения сокола Рарога, духа, который обычно изображается в виде хищной птицы. Этот сказочный персонаж существует и в скандинавской, и в славянской мифологии.

Трезубец может быть стилизованным изображением и еще одной птицы – ворона, которого скандинавы связывали с Одином, – главным божеством своего пантеона. Изображение ворона часто встречается на старинных скандинавских монетах, викинги наносили его на боевые знамена, амулеты, ювелирные украшения.

В любом случае, первоначально трезубец был просто знаком рода Рюрика, а позже, с развитием древнерусского государства, он превратился в официальный символ страны. Его стали наносить на печати и монеты, использовать в дипломатических миссиях.

Дальнейшая история украинского герба

После распада Киевской Руси на ее территории образовалось несколько княжеств, каждое из которых имело собственную символику. В первой половине XIII века значительно усилилось Галицко-Волынское княжество. Его возвышение во многом связано с именем князя Даниила Галицкого – талантливого военачальника, дипломата и политического деятеля. Его гербом был лев, вставший на задние лапы.

В XVI столетии на Левобережной Украине появляется новая военно-политическая структура – Запорожская Сечь (Запорожское Войско). Ее эмблемой был казак с мушкетом (самопалом) на плече. В начале XVII века, при гетмане Сагайдачном, это изображения становится официальным гербом запорожцев и используется на боевых знаменах, печатях и документах. Любопытно, но и на географических картах Украины-Руси (так тогда официально назывались украинские земли) того периода изображается именно казак с мушкетом.

Вопрос о национальном символе опять остро встал в Украине после Февральской революции и провозглашения страной независимости. С флагом определились довольно быстро, а вот насчет герба возникли дискуссии.

Было несколько вариантов: казак с мушкетом, галицкий лев, лук со стрелами, лев вместе с архангелом Михаилом, крест со звездами и полумесяцем. Точку в этом споре поставил историк Грушевский, бывший на тот момент председателем Центральной Рады. Именно он заявил, что из всех предложенных вариантов государственного герба, трезубец князей Киевской Руси является наиболее подходящим.

В конце 1917 года трезубец в виде государственного символа впервые появился на денежных знаках Центральной Рады. А в январе 1918 года он был размещен на военно-морском флаге Украины. И только после этого, в 25 февраля 1918 года, трезубец был официально принят в качестве государственного герба.

Трезубец активно использовался в наградной системе, а также в знаках и отличиях Украинской повстанческой армии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

18 липня 2009р. поточного року український Кабінет затвердив Положення про Великий Герб України. У разі затвердження, Україна отримає Великий Герб, який буде зображено на державних печатках, установах тощо. Для ухвалення цього останнього конституційного символу держави потрібно триста голосів, а, отже, цілком імовірно, що ця тема знов перетвориться на предмет жвавих політичних домовленостей між різними фракціями.

Проект - О. Івахненка

Що ж нам пропонується у якості Великого Гербу? Конституція у своїй двадцятій статті (§§ 3-4) зазначає: «Великий Державний Герб України встановлюється з урахуванням малого Державного Герба України та герба Війська Запорізького законом, що приймається не менш як двома третинами від конституційного складу Верховної Ради України. Головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (малий Державний Герб України) ».

Уряд ухвалив у якості Великого Гербу проект колективу О. Івахненка , що є доопрацюванням попередніх кількох проектів, і відрізняється від них суто косметично. Ось він:

Проектові часто закидають невідповідність до багатьох речей: історичних символів, правил геральдики, конституційного ладу тощо.

Тризуб є Малим Гербом країни і до сьогодні виконує функції єдиного Гербу. Абсолютна більшість українців сприймають Тризуб як невід’ємний атрибут української державності, поряд з синьо-жовтим прапором та гімном Ще не вмерла. Не викликає жодних сумнівів, що саме Тризуб має бути головним елементом Великого Гербу, що, зрештою, і вимагає Конституція.

Великий Герб – дискусії тривають? Козак з мушкетом, герб Війська Запорізького, з’явився у Конституції цілком випадково, напевне, через бажання догодити депутатам, що обурювались «невикористанням» елементів козацької символіки в офіційних державних символах. З іншого боку, можливо, це вплив Великого Гербу Української Держави (1918 р.) періоду Гетьманату. В кожному разі, обов’язковість присутності козака з мушкетом на Великому Гербі залишила авторам проектів значно менше простору для мистецької свободи думки.

Навіщо корона (вінець)?

Непримиренні противники проекту за свій головний арґумент використовують тезу про несумісність корони (вінця) на Великому Гербі з республіканським ладом в Україні. Дивним чином, це ті самі люди, які стверджують, що двопалатний парламент несумісний з унітарною державою або що дві державні мови в Україні – цілком нормальна практика. Цей арґумент ґрунтується на двох основних тезах: 1. Україна – не монархія; 2. У європейських країнах республіки не мають корони на гербах. («З нас сміятимуться нормальні країни!»). Якщо з першим арґументом сперечатись неможливо, то другий (як і у випадках з парламентом або мовою) – не зовсім коректний. Як завжди у опонентів національної держави. А коли одна цифра у прикладі – неправильна, неправильним є і розв’язання, правда ж? Оскільки, якщо корона є на гербах інших республік, значить, вона означає щось зовсім інше, ніж монархію, а отже, некоректним є і перше твердження.

Корона на гербі означає традиції національної державності. У такому значенні вінець князів Київської Русі, спадкоємницею якої є Україна, є виправданий і дуже бажаний. Зрештою, можна чудово зрозуміти і причини, згідно з якими він так не подобається багатьом опонентам...

Розташування щитотримачів, девіз і зовнішня форма Великого Гербу

Чимало з нас бачило й альтернативний проект Великого Гербу, досить добре промальований, де лев стоїть праворуч, а козак – ліворуч:

Геральдисти мають рацію, - з погляду історичності і розташування козака і лева на історичних гербах Війська Запорізького та Галицько-Волинського князівства, козак має стояти ліворуч, а лев – праворуч. Проте, в цьому випадку, боюсь урядовці цілком обґрунтовано підуть проти геральдики, оскільки лев символізує Захід, а козак – Схід . Зрештою, величезна кількість державних гербів європейських країн побудовані з суттєвими порушеннями геральдичних правил, а деякі з них взагалі не можуть вважатись гербами з геральдичного погляду. І все тому, що правила геральдики встановлювались для родових і міських гербів до виникнення національних держав, для яких символізм має дуже специфічне значення.

Чимало українців вважають, що в принципі, країна може цілком обійтися без Великого Гербу. Та й зайвих клопотів не буде. І спираються, знову ж таки, на відомий принцип: «Он європейці не мають великих гербів, і нічого!». Це теж неправда.

У Європі великі герби (а деякі ще й середні герби!) мають Бельгія, Болгарія, Велика Британія, Грузія, Данія, Естонія, Ісландія, Латвія, Литва, Люксембурґ, Нідерланди, Портуґалія, Сербія, Чехія і Швеція.

Не мають їх Австрія, Азербайджан, Боснія і Герцеґовина, Вірменія, Греція, Ірландія, Іспанія, Молдова, Німеччина, Норвегія, Польща, Росія, Румунія, Словаччина, Словенія, Угорщина, Фінляндія, Хорватія, Чорногорія та Швейцарія.

Такі країни, як Білорусь, Італія, Македонія, Франція та Туреччина взагалі мають герби, що не відповідають жодним правилам геральдики.

Відсутність Великого Гербу передбачається і пропонованим Президентом проектом Конституції, який винесено на національне обговорення.

На наш погляд, існування Великого Гербу виправдано і потрібно. Головна вимога при цьому – чітко розподілити сфери вживання Великого та Малого Гербу України, а цього, як завжди, і не буде зроблено.

Одним словом, Герб прийнятний, але ще не прийнятий. Сподіваймось, Парламенту вдасться таки закрити багатостраждальну двадцяту статтю у вересні.

Проект Закону Про великий Державний Герб України

вноситься народними депутатами України Білозір О. В. (посв. N 375), Герман Г. М. (посв. N 47), Ващук К. Т. (посв. N 434)

ЗАКОН УКРАЇНИ Про великий Державний Герб України

Стаття 1. Великий Державний Герб України є державним символом України, що встановлюється з урахуванням малого Державного Герба України та герба Війська Запорізького.

Стаття 2. Великий Державний Герб України являє собою зображення золотого Знака Княжої Держави Володимира Великого (малого Державного Герба України) увінчаного хрестом; справа і зліва золотого Знака - колоски пшениці, жита і ячменю; під Знаком - зображення перехрещених козацьких шаблі і мушкета; шабля і мушкет покриваються стрічкою, що поєднує національні кольори - синій та жовтий; на стрічці девіз - "З нами Бог і Україна"; знизу стрічки - кетяг калини.

Стаття 3. Затвердити зображення та пропорції великого Державного Герба України (додаються).

Стаття 4. Зображення великого Державного Герба України відтворюється:

  • на Великій Державній Печатці України;
  • на печатках, бланках актів та інших бланках Президента України, Верховної Ради України, Кабінету Міністрів України, Секретаріату Президента України, Секретаріату Кабінету Міністрів України, Конституційного Суду України, Верховного Суду України, Генеральної прокуратури України, Національного банку України, центральних органів виконавчої влади, дипломатичних представництв та консульських установ України за кордоном, представництв України при міжнародних організаціях;
  • на будинках у Резиденції Президента України, спорудах і будинках Верховної Ради України, Кабінету Міністрів України, Секретаріату Президента України, Конституційного Суду України, Верховного Суду України, Генеральної прокуратури України, Національного банку України, центральних органів виконавчої влади, дипломатичних представництв та консульських установ України за кордоном, представництв України при міжнародних організаціях;
  • у приміщеннях, де проводяться заходи за участю Президента України, відбуваються засідання Верховної Ради України, Ради національної безпеки і оборони України, Кабінету Міністрів України, Конституційного Суду України, Пленуму Верховного Суду України, Ради Національного банку України, протокольні заходи Міністерства закордонних справ України, дипломатичних представництв та консульських установ України за кордоном, представництв України при міжнародних організаціях;
  • у службових кабінетах Президента України, Голови Верховної Ради України, Прем"єр-міністра України, Голови Конституційного Суду України, Голови Верховного Суду України, Генерального прокурора України.

Стаття 5. Зображення великого Державного Герба України може бути відтворено на грошових знаках України за рішенням Національного банку України.

Стаття 6. Відтворювання великого Державного Герба України, незалежно від його розмірів, може здійснюватись у вигляді кольорового, чорно-білого та об"ємного зображення довільною технікою виконання із будь-яких матеріалів з додержанням затверджених пропорцій.

Стаття 7. Використання зображення великого Державного Герба України з метою одержання прибутку чи з іншою комерційною метою забороняється.

Стаття 8. Глум над великим Державним Гербом України тягне за собою відповідальність, передбачену законодавством.

Стаття 9. Особи, винні у порушенні цього Закону, несуть відповідальність згідно із законодавством.

Стаття 10. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.

Голова Верховної Ради України В. ЛИТВИН


admin Гетьман

№:2 18 грудня 2010 23:24

"Корона на гербі означає традиції національної державності."

:a_smex4: Ось цікаво - "Яке відношення має корона до традицій державності?" Тільки не кажіть, що гетьмани, Скоропадський, Петлюра чи бандерівці носили корону - Але саме вони творили українську державу...

--------------------
«Юрбу людей перетворюють у націю дві речі: спільне велике минуле і спільні великі плани на майбутнє». Жюль Ренар

Козак

№:3 13 вересня 2011 15:27

Мені цікаво одне. А чому ніхто не згадує Київську Русь?
Саме ця держава була монархією, саме корона данної держави зображується на великому гербу України.
Чи Ви вважаєте що це не є нашою історією???
Цікаві у вас судження.


Vald Сірома

№:4 30 липня 2012 16:50

Просто ці особи памятають лише Бандеру, Петлюру та інших катів українського народу, які лише прикривалися велкими ідеалами, як і наші теперішні правителі, два Віті та Юля. А звідки пішла наша Держава геть з тупих голов повилітало. Мабуть історію знають лише з інтернету та по мемуарам Ющенка. Мені їх шкода. Але я вважаю, що необхідним елементом в Великому Гербі повинно бути щось із культури древніх скіфів. Цей симввол можна навіть поставити замість корони, якщо вона тажа вже суперечна!!!

На питання, навіщо державі потрібен герб, може відповісти будь-який школяр. Цей символ зображують на офіційних документах, карбують на монетах. Нерідко герб входить до складу знаків різних організацій і комерційних фірм. Одного погляду на державний символ вистачає для того, щоб стало зрозуміло, про яку країну йдеться. Багато хто знає, як виглядає герб України, але що він означає?

Скільки символів у цієї країни?

Геральдика - це складна і багатогранна наука, і будь-який символ в ній не випадковий. Навіть при розробці ретельно продумується кожен елемент. Не важко здогадатися, що і державна емблема - це не просто набір знаків. На сьогоднішній день Україна має два герба: великий і малий, але офіційно використовується тільки другий. На блакитному тлі зображено золотий тризуб - символ влади і величі князя Володимира. Використовувалося це зображення і в якості друку правителів Великий герб України доповнено козаком з мушкетом, що символізує міць Війська Запорозького. Більш складна емблема досі не затверджена, але існує у вигляді офіційних законопроектів. Крім двох гербів, є у України, як і будь-якого іншого держави, власний прапор і гімн. За своїм значенням цим символи настільки ж важливі, як і графічна емблема. Прапор і герб України досить схожі, вони виконані в одних кольорах: блакитному і жовтому.

Загадки історії та походження

Достеменно невідомо, коли і як був розроблений герб України у своєму сучасному варіанті. Існує кілька гіпотез, але незаперечних підтверджень немає ні в однієї з них. Що стосується тлумачення зображення, для отримання хорошої оцінки в навчальному закладі достатньо відповісти, що символізує герб вписану в тризуб волю. Історично підтверджено, що в роду Рюриковичів у великій кількості використовувалися двозубця і тризубці в якості особистої символіки. Розмір і стиль їх залежав від статусу і особистісних особливостей того чи іншого правителя - власника символу. При цьому тризуб, яким прикрашений державний герб України, відомий з часів Святослава. Деякі історики вважають, що даний символ більш давній.

Офіційна версія

Найбільша кількість дослідників схиляється до того, що тризуб є монограмою. Згідно з цією версією, в знак вписано слово «Воля» і найбільш широке поширення його ввів Володимир Великий. Правитель дійсно карбував монети з власним зображенням на одній стороні і тризубом на другий. Однак документів, що підтверджують присутність слова «Воля» в малюнку, не збереглося. Якщо придивитися, бажані чотири літери побачити можна. Історики, не згодні з даною гіпотезою, говорять про те, що монограми не характерні для даного Русі. Інших випадків, коли значущі слова вписувалися б в символи влади, невідомо. Ще одне яскраве спростування - герб України не міг бути створений Володимиром, так як підтверджено, що використовував його ще батько князя. І дійсно, Святослав володів печаткою, на якій був зображений тризуб. Використовували цей символ і багато інших князі династії, змінюючи по своєму смаку.

Релігійна гіпотеза

Велику популярність має і теорія про те, що тризуб символізує єдність трьох видів єдиного Бога. І мова йде необов"язково про християнську віру (хоча й такі думки є), в язичницької міфології також відомо божество, яке має три вигляду. Релігійне значення герба України відстоює професор Мінько. Посилається вчений на легендарну Легенда свідчить про те, що відразу після прибуття отців хрестителів в Чехію багато людей захотіли прийняти нову віру. Так як у священнослужителів не знайшлося хреста, обряд провели з використанням корабельного якоря. Історія цікава, але в культурі цієї держави священний якір зображується як буква «Т», написана догори ногами. Це графічне зображення мало нагадує тризуб, прижився на Русі. Незгодні з даною теорією говорять про те, що християнський якір навряд чи став би використовувати язичник Святослав. До хрещення Володимир також був прихильником старої віри і використовувати тризуб він почав задовго до зміни своїх переконань.

Історія про сокола

У багатьох історичних документах збереглася згадка про благородну птаху, як про символ князівської мудрості і влади. Сокіл в російській культурі вважався уособленням військової відваги і справедливості. На думку деяких учених, саме цей птах зашифрована в таємничому тризубці. Символ дійсно схожий на силует птаха під час пікірування на здобич. Бічні зубці схожі на складені крила, а центральний нагадує поджатие голову. Ця гіпотеза є найменш популярною, її не розглядають в навчальних посібниках. При цьому противникам даної теорії заперечити нічого. Навіть у «Слові о полку Ігоревім» занадто часто слово «сокіл» і довільні від нього вживаються як синонім до слова «князь». Однак документальних підтверджень того, що герб України включає в себе зображення цього птаха, не є.

Коли був затверджений символ України?

Свою сучасну історію герб починає в 1917 році. Запропонував ввести цей символ М. С. Грушевський, який є на той час головою Центральної Ради. Вибір зображення політичний діяч пояснював тим, що це друк Володимира. Важливим є той факт, що Грушевський був і істориком. Затверджено і офіційно визнаний Радою герб був у 1918 році. Були й альтернативні варіанти, наприклад, арбалет або лук, що використовувався на Русі на печатках. У той же час пропонувався і козак з мушкетом, присутній сьогодні на великому гербі. У первинному варіанті тризуб був золотавим і його оточував зелений орнамент.

Символ держави в Українській РСР

Під час розквіту Радянської влади герби всіх республік були схожі. Торкнулися зміни і Видозмінювався він тричі. Але всі варіанти зображення були схожі. На червоному щиті з висхідним сонцем зображувався серп і молот, облямований золотим колоссям. Історія герба України на період з 1929 по 1991 роки так само насичена. Змінювалася не тільки загальна стилізація символу, але і написи на стрічці, обплітають колосся. Останній варіант герба не мав написи УРСР. Значення цього державного символу розшифрувати неважко. Коротка формулювання звучить наступним чином: "Всі люди праці перебувають під захистом червоної армії і справедливого уряду".

Сучасний варіант українського герба

Після розпаду СРСР в 1991 році нової Україні потрібні були нові символи. Але чому був обраний саме старий тризуб? Сьогодні на питання, що означає герб України, може відповісти будь-який житель країни. Головний символ держави нагадує не тільки про його велич, але й про багату історію. Вважається, що цей герб був знову прийнятий для підкреслення давнину країни. Активно використовують цей символ як «знак Володимира» багато націоналістичних течії. Питання про прийняття великого герба залишається відкритим. У конституції держави прописано, що за його прийняття виступає 2/3 складу Ради. Ескіз давно розроблений, але символ не має юридичної влади і офіційно не затверджений. На великому гербі, крім малого і козака з мушкетом, зображується лев, корона, колосся та інші елементи.

Український герб: історія і сьогодні

Як і інші офіційні символи держави, малий герб широко використовується. Побачити його можна на військових відзнаки, паспортах громадян, регламентовано використання герба і для печаток муніципальних установ. Очікувати змін малого герба не доводиться. Виглядає він оригінально, незважаючи на свою простоту. Прижився він уже і в якості розпізнавального знака, який подобається більшості громадян держави. Що стосується великого герба, коли він буде прийнятий і почне використовуватися офіційно, залишається тільки здогадуватися. При цьому ескіз давно розроблений, і побачити його можна вже сьогодні. Герб України, фото якого ви бачите, в ходу і зараз. Але тільки в якості неофіційного декоративного знака. При цьому малий символ охороняється конституцією і може використовуватися тільки відповідно до наявних правилами. За неправомірне ж використання великого герба або неповажне ставлення до нього притягнути до відповідальності вкрай важко. Вся справа в тому, що офіційно це зображення не визнано символом держави. З цієї причини багато політичних діячів говорять про необхідність якнайшвидшого прийняття рішення з цього питання. Цілком можливо, що прийнято великий герб України буде в самому найближчому майбутньому.

Поділися в соц мережах:


Увага, тільки СЬОГОДНІ!