Табель о рангах чины таблица. Дальнейшее развитие идеи. Звания делили на


24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и тe и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство). По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Приведенные таблицы чинов показывают, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Табель о рангах (петровский Табель о рангах) - документ, регулирующий порядок несения государственной и военной службы в Российской империи.

Табель о рангах был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Основная идея Табеля о рангах состояла в том, чтобы создать документ, который бы содержал в себе единую упорядоченную систему чинов, существующих в государстве. Чины были классифицированы, описаны и систематизированы в соответствии с рангами (по старшинству).

История создания Табеля о рангах Российской империи

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру Великому, который принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. В документ были внесены определенные правки, но при итоговом рассмотрении Петр 1-й их не принял.

Содержание Табеля о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины делились на три типа: придворные, военные и статские - и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими, а люди, занимающие эти должности, - больше шансов подняться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение Табеля о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Главное значение Табеля о рангах 1722 г. состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службе больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели возможность в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1-го окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ. В нем представлена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских званий, членов юстиции и прокурорских работников.

Класс, квалификация, степень пригодности лица для осуществления той или иной деятельности в госоргане в соответствии с имеющимися у него навыками, умениями, знаниями. Он устанавливается федеральным законодательным либо другим нормативным актом. Рассмотрим далее, какие существуют классные чины государственной Таблица соответствия основных классов также будет представлена в статье.

Общие сведения

Впервые были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г. чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов. В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

Категории сотрудников

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25,получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Законодательная база

В 1995 г. были установлены квалификационные разряды. Однако в 2004 г. был утвержден 79-ФЗ . Он регламентирует отношения, возникающие при поступлении на госслужбу, ее прохождении. В 79-ФЗ регулируются взаимодействия госструктуры и лица, прекращающего профессиональную деятельность в ее штате. Стоит сказать, что наряду с этим нормативным актом, положения, регулирующие рассматриваемую сферу, присутствуют и в ФЗ № 58. В Законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации " определен статус (правовое положение) федеральных госслужащих и должностных лиц госорганов субъектов РФ.

Классификация

В соответствии с действующим законодательством, лицам, проходящим федеральную госслужбу, присваиваются:

  • дипломатические ранги;
  • специальные/воинские звания;
  • классные чины.

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

Как присваивается классный чин государственной гражданской службы?

В законодательстве закреплены следующие правила:

  1. Присвоение чинов государственной гражданской службы осуществляется исключительно в соответствии с замещаемым постом.
  2. Работники, сроки полномочий которых не ограничены, получают чин после прохождения квалификационного экзамена.
  3. Чины присваиваются персонально. При этом должна соблюдаться последовательность, учитываться профессиональный уровень и продолжительность госслужбы в предыдущем чине и замещаемом посту.

Классный чин государственной гражданской службы может быть очередным либо первым. Последний присваивают федеральному госслужащему после успешного прохождения испытания. Если оно не было предусмотрено в контракте, то получить чин лицо может только спустя 3 мес. после назначения на пост. Очередную степень гражданин получает по истечении периода, определенного для прохождения службы в прежнем чине. При этом лицо должно замещать должность, для которой предусмотрен чин, равный либо выше того, который ему присваивается.

Общие принципы

Российской Федерации получают очередной чин последовательно по завершении установленного периода пребывания на предыдущей ступени. В качестве поощрительной меры допускается досрочное присвоение следующего класса.

При переводе либо поступлении гражданина с госслужбы одного типа на другой классный чин должен учитываться.

В случае увольнения или освобождения от должности полученный класс сохраняется. Основанием для лишения классного чина является только судебное решение.

Нюансы

При переводе лица с госслужбы одного вида на службу другого типа присвоенный ранее чин учитывается при получении класса по новому месту работы. Следует заметить, что он не переносится автоматически. В Указе Президента № 113 от 2005 г. определено следующее. При поступлении на госслужбу лица, имеющего класс другого вида службы, он получает согласно замещаемой должности. Если он оказывается ниже, чем имеющийся, то служащий может получить чин на ступень выше, но в рамках группы, к которой относится пост, который он будет замещать.

Наименования чинов

В включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. - старшей.
  3. Советник 1-3 кл. - ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. - главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. - высшей.

Особенности присвоения

Высшие чины - действительный госсоветник 1-3 кл. - присваиваются Президентом федеральным госслужащим. При этом:

  1. В исполнительных структурах, деятельностью которых руководит Глава государства, присвоение осуществляется по представлению их руководства, а в прочих исполнительных органах - по представлению Правительства.
  2. В прочих госорганах федерального уровня (судебных, законодательных) либо в их аппаратах получение следующего класса осуществляется по представлению их руководства.

Чины госсоветника 1-3 кл. присваиваются федеральным госслужащим:

  1. Исполнительных структур - Правительством.
  2. Других госорганов - их руководителями.

Чины советника, референта, секретаря 1-3 кл. присваиваются руководителем соответствующего госоргана или его представителем. В субъектах РФ получение классов осуществляется в соответствии с положениями ФЗ № 79. Обычно чины главных и высших должностных групп присваивают губернаторы, прочие - руководители администраций МО и их подразделений.

Сроки прохождения госслужбы

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. - не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. - не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. - обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Дополнительно

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории "руководители", относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

Меры поощрения

За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода - на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Особенности оплаты труда

Нормативными актами за особые условия службы предусмотрена надбавка. За классный чин государственной гражданской службы она устанавливается в процентах к окладу для каждой группы должностей:

  1. Высшая - 150-200 %.
  2. Главная - 120-150 %.
  3. Ведущая - 90-120 %.
  4. Старшая - 60-90 %.
  5. Младшая - до 60 %.

Соотношение классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий

Оно установлено по Указам президента № 113 (от 01.02.2005) и № 38 (от 14.01.2011).

Воинское звание

Действительный госсоветник 1 кл.

  • адмирал флота, генерал армии;
  • адмирал, генерал-полковник.

Действительный госсоветник 2 кл.

вице-адмирал, генерал-лейтенант.

Действительный госсоветник 3 кл.

контр-адмирал, генерал-майор.

Госсоветник 1 кл.

капитан 1 ранга, полковник.

Госсоветник 2 кл.

капитан 2 ранга, подполковник.

Госсоветник 3 кл.

капитан 3 ранга, майор.

Советник 1 кл.

капитан, капитан-лейтенант.

Советник 2 кл.

старший лейтенант.

Советник 3 кл.

лейтенант.

Референт 1 кл.

младший лейтенант.

Референт 2 кл.

старший мичман/прапорщик.

Референт 3 кл.

мичман, прапорщик.

Секретарь 1 кл.

  • гл. корабельный ;
  • гл. старшина, ст. сержант.

Секретарь 2 кл.

  • старшина 1 ст., сержант;
  • старшина 2 ст., мл. сержант.

Секретарь 3 кл.

  • старший матрос, ефрейтор;
  • матрос, рядовой.

Прокурорские работники

По № 1563 от 21.11.2012 для этих сотрудников также установлены классные чины государственной гражданской служащих к повседневной форме одежды можно увидеть ниже. Разделение чинов работников прокуратуры на группы не предусмотрено.

Аттестация

Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

Результаты проверки

По итогам аттестации комиссия принимает решение. Комиссия может установить, что госслужащий:

  1. Соответствует должности.
  2. Соответствует замещаемому посту и рекомендован к включению в резерв для назначения на вакантную должность в рамках должностного роста.
  3. Соответствует должности при условии повышения квалификации или успешной переподготовки.
  4. Не соответствует замещаемому посту.

Квалификационный экзамен

Он проводится для решения вопроса о получении госслужащим классного чина. Как правило, экзамен назначается не чаще раза в год и не реже 1 раза в 3 г. В рамках мероприятия комиссией оцениваются знания, умения, навыки госслужащих в соответствии с положениями регламентов, ответственностью, сложностью профессиональной деятельности. Нормативными актами предусмотрены методы оценки. В их число входят индивидуальное собеседование, тестирование.

Контракт

Он заключается при поступлении гражданина на госслужбу. Служебным контрактом называют соглашение представителя работодателя и кандидата на должность. Этим документом устанавливаются обязанности и права сторон. В контракте могут быть предусмотрены и дополнительные условия. В их числе:

  1. Испытание при поступлении на госслужбу.
  2. Сохранение конфиденциальности сведений, относящихся к гостайне (или иной тайне, охраняемой законодательством), служебной информации, если в должностном регламенте предусматривается использование этих сведений.
  3. Показатели результативности деятельности и условия оплаты труда, связанные с ними.

Дополнительные условия не должны ухудшать положение госслужащего в сравнении с положением, установленным ФЗ № 79.

Должностной регламент

Он выступает как неотъемлемый элемент административного регламента госоргана. В него включаются:

  1. Должностные права госслужащего.
  2. Квалификационные требования к характеру, уровню навыков и знаний, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. В регламенте также могут предусматриваться требования к стажу службы или опыту работы по направлению подготовки (специальности), образованию.
  3. Перечень вопросов, в обсуждении которых госслужащий обязан или вправе участвовать при подготовке проектов нормативно-правовых актов или управленческих (либо других) решений.
  4. Процедуры, сроки подготовки и рассмотрения проектов, указанных выше, порядок их согласования и принятия.
  5. Правила служебного взаимодействия госслужащего с сотрудниками того же госоргана, других госструктур, другими организациями и физлицами.
  6. Перечень услуг, оказываемых юрлицам и гражданам на основании административного регламента.
  7. Показатели результативности и эффективности профессиональной деятельности госслужащего.

Ответственность

Вне зависимости от чина в случае нарушения регламента, условий контракта, норм законодательства к госслужащему могут быть применены дисциплинарные взыскания.

Самым мягким считается замечание. Самое строгое взыскание - увольнение. Оно предусмотрено за:

  1. Неоднократное неисполнение должностных обязанностей без уважительных причин, если госслужащий имеет другое дисциплинарное взыскание.
  2. Прогул.
  3. Появление на работе в состоянии опьянения (токсического, наркотического, алкогольного).
  4. Разглашение информации, составляющей гостайну или иную тайну, охраняемую законом, а также служебных сведений, которые ему стали известны в связи с исполнением обязанностей.
  5. Принятие госслужащим, замещающим руководящий пост, необоснованного решения, если оно повлекло нарушение целостности имущества, неправомерное использование материальных ценностей или другой ущерб имуществу госоргана.

В нормативных актах предусмотрены и другие нарушения, за которые госслужащий может быть уволен.

Кроме военных чины носили и служащие гражданских ведомств: сыскной департамент полиции, министерство финансов, путейское ведомство, телеграфное и т.д. Отличие состояло в том, что гражданские служащие носили знаки различия на воротнике, т.н. "петличные". У гражданских чиновников было 2 типа мундира, те сюртука: служебный и парадный. К концу ХIХ века парадный сюртук у чинов обер-офицерского ранга был отменён.

Чины обер-офицерского ранга:

XIV класс: Коллежский регистратор - 1 просвет и 1 звёздочка
XIII класс: Провинциальный секретарь
XII класс: Губернский секретарь - 1 просвет и 2 звёздочки
XI класс: Корабельный секретарь
X класс: Коллежский секретарь - 1 просвет и 3 звёздочки
IX класс: Титулярный советник - 1 просвет без звёздочек

Чины штаб-офицерского ранга:

VIII класс: Коллежский асессор - 2 просвета и 2 звёздочки
VII класс: Надворный советник - 2 просвета и 3 звёздочки
VI класс: Коллежский советник - 2 просвета без звёздочек

Чины генеральского ранга:*

V класс: Статский советник - 1 большая звезда в сиянии
IV класс: Действительный статский советник - 2 большие звезды в сиянии
III класс: Тайный советник - 3 большие звезды в сиянии
II класс: Действительный тайный советник - без звёзд
I класс: Канцлер - // -

*По некоторым данным чины генеральского ранга носили узкие генеральские погоны без звёзд, указывающие на ранг, в то время как различия по чинам были на гладких петлицах без просветов.

Ниже приводятся изображения петличных знаков различия гражданских чинов.

Последняя реформа мундиров гражданского образца была в 1905 году. Мундир (парадный) остался только у высших чинов. Он указывал на место служения и ранг должности. Сюртуки же носили на воротниках петлицы по чинам.
Погоны были положены лицам, занимающим определенные должности. В этом случае они несли знаки различия по чинам.

Вот неполный список должностей, коим положены погоны:

  • Министры и их Товарищи;
  • Генерал-Губернаторы, Губернаторы и Вице-Губернаторы;
  • Чины рыбного и зверового надзора Министерства Земледелия и Гос. Имуществ (до 1910);
  • Корпус лесничих (не все чины, а "оперативные");
  • Следователи в сельской местности;
  • Чиновники военного ведомства.

ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЕ ВЕДОМСТВО

В 1806 году Почтовое управление вошло в состав Департамента внутренних дел. В 1808 году «почтовики» получили мундир, представлявший собой темно-зеленый кафтан с черным воротником и того же цвета обшлагами.
В 1810 году главное почтовое управление было преобразовано в Почтовый департамент Министерства внутренних дел.
В 1819 году почтовое ведомство было выведено из Министерства внутренних дел, а в сентябре 1820 года на мундире «почтовиков» появляются пуговицы «с изображением государственного герба и почтовых сигнальных труб (рожков)».
При реформе гражданских мундиров 1834 года почтовый мундир был оставлен без изменений, пуговицы по-прежнему «. . золоченыя, с изображением Государственного герба и под оным двух почтовых рожков». Такой рисунок, с незначительными вариациями, сохранялся до 1885 года.
Первоначально деятельность, связанная с телеграфной связью осуществлялась военным ведомством, затем ведомством путей сообщения и публичных зданий. Чиновники телеграфной части имели на пуговицах изображение такое же, как и Корпус инженеров путей сообщения «перекрещенные якорь и топор».
В марте 1855 года военные мундиры телеграфных служащих были заменены двубортными полукафтанами темно-зеленого сукна. Пуговицы оставались те же.
27 февраля 1858 года для Телеграфного управления был установлен специальный «телеграфный знак желтой бронзы из стрел, одна другую пересекаемых». Такой знак полагалось носить и на «гладких пуговицах одноцветным штампом».
2 августа 1867 года военная структура телеграфного ведомства была заменена на гражданскую, а в апреле 1868 года сотрудники ведомства получили форму военного покроя для гражданских чиновников.
В 1885 году произошло слияние «почтовиков» и «телеграфистов» в единую структуру - Почтово-телеграфное ведомство. В этом же, 1885 году на пуговицах нового ведомства появилось изображение герба этой организации - «почтово-телеграфного знака - две трубы и стрелы».

ВЕДОМСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

20 ноября 1809 года вместо Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции устроения дорог были образованы Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения, Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Таким образом, в 1809 г. ведомство путей сообщения было составлено из двух крупных частей: гражданской (Главное управление) и военной (Корпус инженеров).
В 1809 году гражданские чиновники нового министерства на мундирах носили гладкие пуговицы, без рисунка. А в 1817 году на мундирах служащих военизированного Корпуса инженеров путей сообщения появились пуговицы с эмблемой – «перекрещенные якорь и топор».
В 1843 г. местные подразделения путейского ведомства были реорганизованы.. Существовавшие с 1817 года военно-рабочие батальоны, а также мастерская и полицейская бригады упразднялись, вместо множества разнородных команд были сформированы 52 военно-рабочие роты, которым передавались функции обслуживания и охраны коммуникаций.
С развитием железных дорог в России в 1871 году были введены пуговицы с обозначениями различных дорог страны. В то же время железнодорожникам нижних чинов разрешалось носить пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения с эмблемой «Якорь и топор».

Вплоть до революции 1917 года на территории Российской империи действовал так называемый Табель о рангах, являвшийся единственным законом регулирующим порядок несения чинами государственной и военной службы. Данный закон был впервые применен в январе 1722 года. Главная его польза состояла в упорядочении должностей, занимаемых дворянами, начиная от низших и заканчивая высшими чинами.

Всего существовало 14 рангов службы, которые каждый дворянин был обязан пройти от рождения и до смерти. К примеру, получить генеральское звание нельзя было не побывав в должности низшего ранга, что лишало дворян возможности продвижения по службе благодаря не своим личным заслугам, а фамилии и деньгам. Естественно, что в законе существовало множество лазеек, тем не менее, он все же позволял ввести некоторую ясность в отношения между различными слоями дворянства, гражданскими и военными служащими. Документ позволил унять распри между гражданскими и военными чинами, возникающие при каждой личной встрече.

С появлением Табеля о рангах древние боярские звания были фактически упразднены. Официально их никто не отменял, но особого значения им не придавали. За время действия закона он не раз реформировался, вводились новые ранги и должности.

Чины гражданские

Чины военные

Чины морские

Генерал-фельдмаршал, фельдмаршал

Генерал-адмирал

Действительный тайный советник

Генерал-аншеф, генерал от кавалерии, генерал от инфантерии, генерал от артиллерии

Тайный советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

Действительный статский советник

Генерал-майор

Контр-адмирал

Статский советник

Бригадир

Капитан-командор

Коллежский советник

Полковник

Капитан 1 ранга

Надворный советник

Подполковник

Капитан II ранга

Коллежский асессор

Капитан III ранга, Капитан-лейтенант

Титулярный советник

Капитан, ротмистр

Старший лейтенант, лейтенант

Коллежский секретарь

Капитан-поручик,

штабс-капитан,

штабс-ротмистр

Младший лейтенант, лейтенант

Корабельный секретарь, сенатский секретарь

Поручик, сотник

Губернский секретарь

Секунд-поручик, подпоручик

Провинциальный секретарь, сенатский регистратор

Прапорщик, корнет, хорунжий

Артиллерийский констебль

Коллежский регистратор

Табель о рангах 1722 г. (с изменениями в последующий период)

Граждан­ские чины

Военные чины

Военно-морские чины

Придворные чины

Уставное обращение

Канцлер Действитель­ный тайный советник

Генерал-фельдмаршал Генерал-аншеф, генерал от инфан­терии, от кавалерии, от артиллерии

Генерал-адмирал Адмирал

Обер-камергер, обер-гофмей-стер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер

Ваше высоко­превосходительство

Тайный советник

Действитель­ный статский советник

Генерал-лейтенант Генерал-майор

Вице-адмирал

Шаутбенахт, контр-адмирал

Гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер

Камергер

Ваше превосходи­тельство

Статский советник

Бригадир

Капитан-командор (до 1827 г.) —

Церемониймейстер, в XIX в. камер-юнкер

Ваше высокородие

Коллежский советник Надворный советник

Полковник Подполковник

Капитан I ранга Капитан II ранга

Камер-фурьер

Ваше высоко­благородие

Коллежский асессор

Майор (с 1884 г. капитан)

Капитан III ранга, капитан-лейте­нант

Титулярный камергер

Ваше высоко­благородие

Титулярный советник

Штабс-капитан

(до 1884 г. капитан)

Лейтенант

Гоф-фурьер

Коллежский

Капитан-поручик,

секретарь

до 1884 г. штабс-капитан, с 1884 г. поручик

Корабельный секретарь

Ваше благородие

Губернский секретарь

Поручик, с 1884 г. подпоручик

Мичман (до 1884 г.)

Камердинер

Провинциаль­ный секретарь

Подпоручик, с 1884 г. прапорщик (с 1884 г. только в военное время)

Коллежский регистратор

Фендрик, прапорщик