В чем состоит сложность служебной тайны. Служебная тайна. Способы обеспечения открытости служебной информации

Распечатать

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Попросту говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна - это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации. Примерный сводный перечень приведен в конце статьи.

Гриф конфиденциальности служебной тайны «для служебного пользования» широко используется во многих странах. Так, в Германии факты, сведения, нуждающиеся в сохранении секретности, независимо от формы их оформления (решением государственных учреждений или по их распоряжению) могут иметь гриф секретности «VS nur fur den dienstgebrauch» («для служебного пользования»).

В США под режим служебной тайны подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т. п.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью 1 .

Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:

    акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

    описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

    порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

    решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

    сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

    информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

    информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;

    информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

    информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

    Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

    Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

    Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

    Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна - это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна - несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна - это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Как видим, институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайны, например с профессиональной тайной, о которой пойдет речь в следующем номере.

Библиографическое описание: Мокина Т. В. Профессиональная тайна как объект правового регулирования [Текст] / Т. В. Мокина // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 52-55.

В современном российском законодательстве не дано четкого определения профессиональной тайны. Так, в ст. 9 ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 63-ФЗ отмечается, что адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. В соответствии со ст. 946 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе . Аналогичные нормы содержатся в Законе РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 года № 4015-1 . В ст. 155 УК РФ предусмотрена ответственность за разглашение тайны усыновления, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как профессиональную тайну. В ст. 857 ГК РФ и ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ (ст. 26), речь идет об ответственности за разглашение сведений о счетах, вкладах и операциях по ним, а также о клиентах и корреспондентах .

В содержание категории «профессиональная тайна» входят, прежде всего, сведения, доверенные конкретному лицу или ставшие известными ему в связи с осуществлением своих профессиональных обязанностей. Указанное лицо обязывается сохранять полученные сведения в тайне - в случае их разглашения предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством. В научной литературе высказываются различные точки зрения по вопросу определения профессиональной тайны. Так, И.В. Смолькова отмечает, что если подходить к институту профессиональной тайны с самых общих позиций, то определяющим в нем является принадлежность к той или иной профессии, осуществление тех или иных профессиональных функций . Профессиональная тайна, по её мнению, имеет некоторые особенности, которые можно разделить на два вида: первый - профессиональная тайна в чистом виде, обусловленная характером деятельности; второй - профессиональная тайна, составную часть которой образуют доверенные личные тайны граждан (адвокатская, врачебная, банковская, нотариальная, усыновления, журналистского расследования, представительства).

По мнению В.Н. Лопатина, профессиональная тайна характеризуется следующими признаками: во-первых, признаком отнесения информации к данному виду тайны выступает профессия, в силу которой лицу доверяется или становится известной конфиденциальная информация; во-вторых, конфиденциальная информация доверяется лицу, исполняющему профессиональные обязанности, добровольно по выбору владельца этой информации и, как правило, затрагивает частную жизнь последнего; в-третьих, лицо, которому в силу его профессии была доверена информация, обязано по закону обеспечить ее сохранность как профессиональную тайну под страхом наступления ответственности в соответствии с действующим законодательством . Таким образом, профессиональная тайна - это охраняемые законом конфиденциальные сведения, доверенные или ставшие известными лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, незаконное получение или распространение которых может повлечь за собой вред правам и законным интересам другого лица, доверившего эти сведения и предоставляет ему право на защиту в соответствии с законодательством РФ.

Меркулова С.Н., характеризуя профессиональную тайну как объект уголовно-правовой охраны указывает, что профессиональная тайна является видом конфиденциальной информации и выступает самостоятельным объектом права. Именно поэтому, необходимо по мнению автора, для осуществления ее правовой охраны необходимо принять ФЗ РФ «О профессиональной тайне». Меркулова С.Н. выделяет следующие основные признаки профессиональной тайны: во-первых, сведения, составляющие профессиональную тайну, были доверены или стали известны представителю определенной профессии в связи с исполнением им своих профессиональных обязанностей; во-вторых, лицо, которому были доверены конфиденциальные сведения в силу осуществляемых им профессиональных обязанностей, принимает меры по охране их секретности; в-третьих, запрет на распространение конфиденциальной информации установлен федеральным законом или иным нормативным правовым актом; в-четвёртых, неправомерное разглашение конфиденциальных сведений может повлечь неблагоприятные последствия для обладателя информации и его правопреемников; в-пятых, такая информация не подпадает под перечень сведений, составляющих общедоступную информацию или государственную тайну.

Указывая на то, что в настоящее время институт правовой охраны профессиональной тайны является наименее разработанным из-за отсутствия в действующем законодательстве четкого определения профессиональной тайны . Представленная в нормах ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» закрепляет указанное понятие следующим образом: «Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации», по её мнению, не отражает в достаточной степени всех признаков исследуемой правовой категории. И предлагает иную - авторскую - концепцию: «профессиональная тайна» - это охраняемый законом блок конфиденциальной информации, известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей, неправомерное разглашение которой причиняет вред правам и интересам собственника информации». По её мнению, профессиональная тайна - это банковская тайна; врачебная тайна; адвокатская тайна ; нотариальная тайна ; журналистская тайна; редакционная тайна; тайна совещательной комнаты; тайна исповеди , тайна страхования; секреты мастерства; налоговая тайна; сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов; служебная информация о рынке ценных бумаг; геологическая информация о недрах.

Иную - отличную от предложенной Смольяковой И.В., классификацию тайн, предлагает Ю.С. Пилипенко (вице-президент Федеральной адвокатской палаты, кандидат юридических наук) : по преемственности, что предполагает либо первоначальный, либо производный их характер. В первом случае обладатель тайны охраняет собственную информацию, во втором - информацию, полученную из чужих рук. Профессиональные тайны относятся к классу производных тайн. От других тайн этого класса профессиональные отличаются, прежде всего, тем, что, во-первых, в качестве субъекта здесь выступает профессионал и именно по этой причине ему доверяется информация. Во-вторых, поскольку деятельность профессионала (адвоката, нотариуса, аудитора, врача и т.д.), которому обычно доверяются частные тайны, характеризуется публичностью, отношения по поводу профессиональной тайны, как правило, носят частно-публичный характер. Уже в силу этого обстоятельства они предполагают наличие особого правового регулирования, объектом которого служат не только частные интересы (приоритетные в таком правоотношении), но и интересы публичные, которые также должны быть защищены. Отношения потребителя услуги и профессионала существенно различаются в зависимости от вида деятельности специалиста, ее общественной роли, от того, как именно он использует конфиденциальную информацию, насколько значима конфиденциальность вего обычной деятельности, какими могут быть негативные последствия нарушения тайн. Доверительный характер специальности профессионала предполагает собственную систему профессиональной этики, которая в большей или меньшей степени отличается от общепринятой системы нравственных требований, может предполагать коллизию общей и специальной системы моральных норм.

Автор также указывает на то, что до недавнего времени ни в юридической литературе, ни в законодательстве не существовало определение понятия «профессиональная тайна»: чаще всего исследователи ограничивались самыми общими замечаниями о том, что «данная разновидность тайн основана на специфике деятельности представителей многих профессий» .

Похожая статья: Некоторые проблемы правового регулирования муниципально-правового статуса межселенных территорий

Аргументированное определение профессиональной тайны было предложено А.А. Рожновым: «профессиональная тайна» представляет собой подлежащую сохранению в тайне в соответствии с требованиями законодательства информацию (не являющуюся государственной тайной), доверенную или ставшую известной лицу в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, неправомерное распространение которой может причинить вред правам и интересам собственника информации или его правопреемников» .

По мнению Анищенко И.И. , «профессиональная тайна - это сведения, полученные представителями некоторых профессий в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей и защищенные от разглашения законом». В качестве критериев принадлежности тайны к числу профессиональных здесь выступают принадлежность производного субъекта к некой неопределенной совокупности профессий и наличие норм, специально защищающих конкретный вид тайны. Между тем многие, в том числе упомянутые в российском законодательстве профессиональные тайны, не имеют правовой защиты, но это не является основанием для того, чтобы не считать их таковыми. Кроме того, профессиональные тайны должны определяться не только по признаку их относимости к той или иной профессиональной деятельности, но и по другим важным для данной совокупности тайн признакам.

По мнению Пилипенко Ю.С., общность всех профессиональных тайн (в понимании законодателя) прежде всего определяется тем обстоятельством, что составляющую их информацию невозможно получить и использовать иным образом, кроме как в связи с профессиональной деятельностью и с согласия первоначального субъекта тайны. Важная отличительная черта этих тайн - сложный характер их правовой защиты: информация защищается не только от вмешательства посторонних лиц, но и от ее неправомерного использования самим профессионалом.

Необходимость специфического режима конфиденциальности и специальной правовой защиты отдельных видов профессиональной тайны может быть, например, связана с тем, что некоторые профессиональные тайны обусловлены потребностью активного использования (но не разглашения!) доверенной информации в процессе профессионального общения специалиста с третьими лицами. В этих случаях информация не просто хранится и защищается от вмешательства лиц, не являющихся субъектами тайны. Она имеет специальную, обеспеченную особыми нормативными механизмами (в идеале) правовую защиту от неправомерного использования конфиденциальной информации самим производным субъектом. Дополнительным основанием правовой защиты такой тайны является основополагающее для данной специальности требование конфиденциальности, для выполнения которого профессионал должен контролировать каждое свое действие. Ведь вероятность умышленного или неосторожного разглашения, т.е. сообщения тайны постороннему лицу, существенно повышается, если учитывать, что закрытой информацией приходится оперировать в процессе профессиональной деятельности, носящей публичный, открытый характер, как, например, в случае с деятельностью адвоката.

Данное свойство характерно не только для определенной совокупности профессиональных тайн, но и в целом для всех тайн, в том числе связанных с использованием их предмета в публичной деятельности, в частности для государственной тайны. Разглашение таких тайн может произойти не только путем обычной огласки (передачи информации третьим лицам), но и в результате совершения действий, дающих основание для догадок о наличии и содержании конфиденциальной информации, фигурирующей в процессе принятия соответствующих решений. Отсутствие у специалиста полного и достоверного знания о потенциальной опасности использования той или иной информации придает особый характер соответствующей категории профессиональных тайн. В отличие от первоначального владельца тайны поверенный специалист не вправе произвольно разделять известную ему информацию на открытую и закрытую. Он должен хранить молчание относительно всей доступной ему информации, если обратное не вызвано профессиональной необходимостью, заведомо допустимыми исключениями из данного правила и ясно выраженным согласием доверителя.


Служебная тайна, в соответствии со ст. 139 ГК РФ, обладает теми же признаками, что и коммерческая. Это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Если исходить из буквального значения термина «служебная тайна», то следует считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. При этом не должно иметь значения, в какой организации трудится гражданин - в государственной или негосударственной. Попытки ограничить понятие «служебной тайны» взаимоотношениями, возникающими только в рамках государственных организаций, не находят подтверждения в законе. Что касается содержания служебной информации, то это может быть либо коммерческая, либо личная тайна, например техническая, банковская, медицинская, адвокатская.
Служебная тайна, если ее понимать как тайну, охраняемую государственным служащим, имеет особенности, позволяющие только условно отнести ее к профессиональной тайне. Информация, составляющая служебную тайну, включает в себя как конфиденциальную информацию, представляемую в орган государственной власти, так и создаваемую (генерируемую) в этом органе информацию, доступ к которой временно ограничен в интересах государственного управления по решению руководителя.
Исходя из изложенного вопрос о соотношении понятий коммерческой и служебной тайны остается открытым. Как известно, ст. 139 ГК РФ озаглавлена «Служебная и коммерческая тайна», однако в тексте статьи всюду стоит союз «или» («служебная или коммерческая тайна»). Из этого можно сделать
двоякий вывод: либо речь идет о разных понятиях (служебная и коммерческая тайны), либо это одно и то же. Представляется, что понятие служебной и коммерческой тайны едино, однако способы их защиты могут быть разными.
В отличие от коммерческой тайны, понятие которой законодательно урегулировано, специальный закон о служебной тайне так и не был принят. 24 декабря 2004 г. в Государственную Думу был внесен соответствующий законопроект, однако он так и не был рассмотрен. 5 апреля 2006 г. проект был внесен в Думу повторно и находится на ее рассмотрении.
Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечают, что необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствием в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.
Следует отметить, что авторы законопроекта относят понятие служебной тайны в основном к информации, содержащейся (производимой) в органах государственной власти и местного самоуправления. Это следует из содержания проекта закона. Хотя само определение термина «служебная тайна» достаточно широко трактует круг субъектов, которые могут ею обладать. В частности, помимо органов власти упоминаются и организации.
В соответствии с упомянутым проектом служебная тайна - конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке.
В социалистический период развития нашего государства институт служебной тайны входил в более широкую категорию «государственные секреты». К данной категории относились сведения с грифом «секретно», неправомерное распространение которых могло нанести ущерб определенной группе государственных интересов.
Вступление в силу Закона Российской Федерации «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института служебной тайны, так как гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну. В деятельности органов государствен
ной власти образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.
Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, - Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233. Данное Положение регулирует только деятельность федеральных органов исполнительной власти в отношении такой информации, хотя сведения аналогичного характера образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом.
Положением определено, что не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов; описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц; решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке; сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

При этом установлено, что должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение вышеперечисленных ограничений.
Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, защиты такой информации и установления санкций за ее противоправное распространение, она присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40). В их числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и др.
Тем не менее в свободной продаже бесконтрольно распространяются компакт-диски, содержащие базы данных с информацией о персоналиях и организациях. Это, например, базы данных «Таможня», ГИБДД, Бюро технической инвентаризации, «Прописка», «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и пр.) и многие другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих. Одним из решений подобной проблемы может стать защита баз данных органов государственной власти в режиме служебной тайны.
Неурегулированность данной группы отношений в отечественной системе права чревата негативными последствиями, в числе которых возможность произвольного введения ограничений на распространение сведений о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что может привести к неправомерному ограничению права граждан и организаций на доступ к информации и получение достоверной информации.

На сегодняшний день однозначного определения служебной тайне не дали, поэтому, для того чтобы иметь представление об информации, которая относится к этому разделу, необходимо ознакомиться с законодательством РФ. На базе анализа нормативных актов можно сделать вывод и определить основные признаки касательно данного вопроса.

Если говорить проще, то служебная тайна представляет собой информацию, к которой закрыт доступ окружающим, но ею могут воспользоваться государственные власти. Такая информация не разглашается, исключением этому является запрашивание сведений правоохранительными органами. Это могут быть сведения об усыновлении ребенка, характер заболевания пациента, вклады граждан РФ в банки и прочее.

В число людей, которые должны ее соблюдать, входят потенциальные носители и все сотрудники, занимающие должность в гос. органах. То есть это касается членов исполнительной, судебной и законодательной власти. Сюда же относят служащих подведомственных организаций.

Какие сведения можно к ней отнести?

  • Важная информация, которая занесена в базу данных и имеет гриф «для служебного использования» . Она может включать в себя данные о деятельности муниципальных или государственных органов. В свою очередь, этот блок имеет свои разделы, которые вмещают:
    • военную тайну;
    • информацию по следствию, которая не должна быть обнародована;
    • судебную тайну, к которой относится совещание судей и прочее.
  • Сведения, которые были получены в ходе выполнения обязанностей сотрудниками учреждения. Это может быть:
    • информация, которая раскрывает некоторые аспекты личной жизни гражданина, подробности о вероисповедании, материальном положении или данные, которые были выяснены в зале суда;
    • данные об усыновлении ребенка;
    • производственные тайны и другие, касающиеся политики организации и прочее.

Установление тех должностных лиц, которые имеют доступ к информации и обязаны обеспечивать ее конфиденциальность, осуществляется руководством федеральных органов. При этом назначенные сотрудники должны относить служебную информацию к ряду той, которая не должна распространяться.

Касательно организаций к этим данным могут относиться:

  • Информация, которая включает в себя детали об учредителях компании, а также все данные прочих работников. Это могут быть данные об опыте работы, наличии судимости, свидетельство о навыках, которыми обладает лицо, наличие деловых связей и профессиональных знаний.
  • Информация, которая касается структуры управления, методики обучения набираемого на определенную должность персонала.
  • Данные об участии определенного лица в капитале другого предприятия, о том, какими ценными бумагами он владеет и какой вклад с его стороны был сделан. Сюда же стоит отнести и данные о банковских счетах и задолженностях.
  • Информация о том, кем производится финансирование компании. При этом не распространяются детали о заключающихся сделках, озвученных суммах и условиях. Сотрудники не имеют права распространять данные о кредитоспособности предприятия. Не подлежат всеобщему оглашению сведения об охране организации и состоянии технической базы.

Из вышеперечисленных примеров можно сделать вывод, что все подобные детали не являются предметом самостоятельных сделок, но при этом они могут стать причиной нанесения ущерба предприятию и существенно понизить его деловую репутацию.

Регламентация по законам РФ

Для того чтобы понять, как законом классифицируется служебная тайна, достаточно открыть первую часть статьи №139 Гражданского кодекса Российской Федерации за 2008 год. Именно там были отражены данные об информации, которая носит потенциальную и действительную ценность. Кроме того, описывается надобность в ее сохранности и нахождении в ограниченном доступе.

Что самое примечательное, таким же нормам соответствует и коммерческая тайна.

Чтобы понять, какое значение в законодательстве имеет служебная тайна на сегодняшний день, необходимо погрузиться в изучение пункта 3 перечня сведений, носящих конфиденциальный характер. Он был утвержден президентом Российской Федерации в 1997 году. Исходя из этого положения, это та информация, которая органами государственности власти была отнесена к ряду секретных материалов в соответствии с законодательством.

Более точного описания рассматриваемого понятия на сегодняшний день нет. Но тем не менее, довольно-таки внушительное количество законов, ведомственных нормативно-правовых и подзаконных актов содержит в себе пункты, которые свидетельствуют о том, что такая информация не должна распространяться .

Отличия от профессиональной тайны

Многие ошибочно считают, что профессиональная и служебная тайна – это приблизительно одно и то же. Такое предположение неверно, так как понятия совершенно неидентичны. Если ознакомиться с 4 пунктом перечня о конфиденциальных сведениях, в первую категорию входит информация, доступ к которой был ограничен конституцией, то есть это:

  • переписки, телефонные переговоры и тайна исповеди;
  • сюда же относят нотариальные данные, врачебные детали, адвокатские тайны и прочие.

Несмотря на то, что эти данные относятся к профессиональной тайне, они могут стать объектом также и служебной. Происходит это в том случае, если информация получается сотрудниками государственных учреждений, судебных и следственных органов. Например, это может быть запрашиваемая информация об истории болезни истца, все детали переговоров, телефонных звонков и прочее.

В этом случае служебной тайной не может стать информация, которая ввиду своего занимаемого поста была получена адвокатом или священнослужителем. Исходя из 3 и 4 пункта 56 статьи УПК Российской Федерации, они не могут выступать в качестве свидетелей. О конфиденциальности исповеди и адвокатской тайны свидетельствует также статья №69 из ГПК.

Ответственность при разглашении

Должностное лицо, которое нарушило запрет на разглашение данной тайны, ожидает наказание. Это может быть привлечение к уголовной или административной ответственности.

Степень вины и наказание назначается в зависимости от того, каким образом был нарушен режим конфиденциальности и какая информация была раскрыта.

Под административную ответственность попадают должностные лица, которые обладают защищенной информацией о юридическом положении дел определенного лица. При этом разглашение таких данных может стать причиной падения стоимости активов или ценных бумаг. Кроме того, под нее попадают сотрудники предприятия госзаказчика.

В этом случае наказание лица происходит согласно статье 15.21 КоАП РФ. С нарушителя взимается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей . За невозможностью выплаты следует лишение служебных полномочий максимум на 2 года.

Уголовная ответственность подразумевает наказание в зависимости от степени тяжести нарушения:

  • раскрытие тайны об усыновлении подразумевает штраф в размере 80 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 120 дней ;
  • раскрытие системы безопасности в отношении участников уголовного процесса или судьи карается штрафом в 200 тысяч рублей или до 5 лет заключения ;
  • если раскрываются сведения о мерах безопасности, предпринимаемых в отношении лица, занимающего должность в правоохранительных органах, нарушитель обязан выплатить 200 тысяч штрафа или попасть под заключение сроком до 5 лет .

Доступ к которой имеет ограниченное количество людей. К ней допускаются люди, которым она необходима в процессе профессиональной деятельности, а также лица, осуществляющие над этим контроль. Конфиденциальностью называется предотвращение разглашения или утечки информации, и переводится с английского языка это слово как «доверие». При соблюдении данного условия обеспечивается сохранность документации и соблюдение ее секретности, что позволяет оградить бизнес или государственные структуры от вмешательства посторонних заинтересованных лиц.

Что же представляют собой секретные данные? Конфиденциальная информация - это информация, охраняемая законами Российской Федерации. Она может быть служебной, коммерческой или личной тайной не только для юридического, но и для частного лица. Человек, получивший доступ к данным подобного характера, обязан в соответствии с законодательством страны не разглашать и не передавать их ни при каких обстоятельствах третьим лицам. Конфиденциальная информация - это не только служебная тайна, но и сведения, которые ни в коем случае нельзя использовать или передавать, если их обладатель не дал согласие на разглашение. Исключение составляют случаи, при которых эту информацию могут потребовать судебные органы. В таких ситуациях, как правило, есть четкое обоснование, которое диктует судебно-исполнительная система государства. Все случаи предоставления конфиденциальной информации указаны в законе РФ по гражданским правам.

Что может составлять служебную тайну? В СССР такая информация достаточно хорошо защищалась, а служебная тайна, как правило, надежно сохранялась. Информация имела следующие виды секретности:

Что такое коммерческая тайна? К ней относится информация о технологической, производственной, научно-технической, финансово-экономической деятельности, представляющая ценность не только на сегодняшний момент, но и в будущем. Служебная и коммерческая тайна по законодательству Российской Федерации защищаются одинаково, хотя и имеют принципиальные различия. Коммерческая тайна для ее обладателя является ценностью, от сохранности которой напрямую зависит не только прибыль, но и финансовая деятельность субъекта. Служебная и коммерческая тайна представляют собой гарант для нормального функционирования любых субъектов Федерации.

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Попросту говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна - это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации. Примерный сводный перечень приведен в конце статьи.

Гриф конфиденциальности служебной тайны «для служебного пользования» широко используется во многих странах. Так, в Германии факты, сведения, нуждающиеся в сохранении секретности, независимо от формы их оформления (решением государственных учреждений или по их распоряжению) могут иметь гриф секретности «VS nur fur den dienstgebrauch » («для служебного пользования»).

В США под режим служебной тайны подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т. п.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью 1 .

Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:

    акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

    описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

    порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

    решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

    сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

    информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

    информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;

    информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

    информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

    Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

    Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

    Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

    Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна - это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна - несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна - это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Как видим, институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайны, например с профессиональной тайной, о которой пойдет речь в следующем номере.