Изменения в ук о либерализации г. Ты их в дверь, они - в окно. Получить одобрение президента

У стран БРИКС может появиться право блокировать решения, принимаемые МВФ. Кроме того, у российских властей появляется еще один прямой выход на европейских партнеров. Но вместе с выгодой от увеличения доли присутствия в фонде, перед страной появляются и угрозы, которые мало кто замечает.

Взаимоотношения современной России и Международного валютного фонда (МВФ) начались с момента развала СССР. В период с 1992 по 1999 гг. страна брала кредиты и выполняла требования международных акционеров. Но уже с 2000-ого РФ только погашала полученные транши и проценты по ним, а с 2005 г. – вышла на один уровень с державами, которые кредитуют, а не берут в долг. Почти 10 лет Россия находится в списке стран, имеющих возможность не просто наблюдать за деятельностью МВФ, но и участвовать в его реформировании и в целом мировой валютной системы. Но до сих пор это влияние было незначительным. И до момента, когда российские власти с партнерами из других развивающихся стран смогут принимать решения, должно пройти время. Это может затянуться не на один год, учитывая нежелание США расширять руководящий состав фонда. Ведь, с каждым реформированием противники американцев становятся все сильнее. И без этого один из них – Россия – демонстрирует готовность защищать свои интересы в Сирии, а другой – Китай – всячески наступает «на пятки» доллару. Причем, в укреплении позиций китайского юаня определенную роль играет опять-таки РФ. С конца 2014 года глобализация валюты страны восходящего солнца российскими экспертами, как спасение рубля и снижение валютных рисков. А учитывая заинтересованность соседнего государства в развитии ряда отраслей, власти поддерживают эту валюту еще и с точки зрения будущих инвестиций. Одновременно наращивает потенциал сотрудничество в рамках БРИКС, появляется новые крупные финансовые институты, например, Новый банк развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Эти и другие проявления недовольства развивающихся стран не могли не встревожить Соединенные штаты Америки. И конгресс затягивал очередное реформирование в течение пяти лет. Но в конце прошлого года он, наконец, поддержал изменение структуры фонда. Поправки в устав МВФ вступили в силу на этой неделе. По ним, Совет директоров организации становится полностью выборным. И с февраля «динамично растущие страны с формирующимся рынком и развивающиеся государства» смогут более активно участвовать в управлении фондом. По словам управляющего директора МВФ Кристин Лагард, в новом формате международная кредитная организация сможет гарантировать, что «потребности ее членов в быстро меняющейся глобальной окружающей среде будут удовлетворены». Завершение пятилетнего процесса реформирование фонда Лагард назвала «историческим моментом». Ведь, впервые в десятку лидеров вошли представители БРИКС – Россия и Китай. Они составят компанию США, Италии, Германии, Японии, Франции, Канаде, Великобритании. После пересмотра голосов и национальных квот расстановка сил будет следующей (см. картинку).

Доля стран участниц МВФ после проведения реформы

Новые возможности

Перераспределение долей в структуре МВФ серьезно изменило ситуацию в пользу стран БРИКС. Этим пяти государствам не хватает 0,3% голосов для того, чтобы воспользоваться правом вето и блокировать не устраивающие их решения. Но эксперты, в том числе ведущий эксперт агентства «Финмаркет» Андрей Лусников, не сомневаются : восполнить дефицит в голосах за счет стран-единомышленниц будет не сложно. Впрочем, российские власти пока не могут особо влиять на мировую финансовую систему. Да и с экономической точки зрения выгода от участия в управлении фонда не слишком высока, подчеркивают специалисты. Но в очередной раз заявить о себе, увеличить свой вес на мировой арене, наладить отношения с европейскими партнерами – этого Россия может добиться. Еще одна возможность для РФ – не оставить украинский долг по газу безвозвратным.

Неприметные угрозы экономической безопасности

Между тем, аналитики видят и угрозу экономической безопасности России. В частности, начальник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ Сергей Каратаев напоминает , что даже сейчас МВФ диктует странам-акционерам свои правила. Так, среди рекомендаций фонда – нерегулируемый курс национальной валюты, ужесточение требований к капиталу кредитных организаций, новые правила урегулирования суверенных задолженностей, политика так называемого «количественного смягчения» и сверхнизких процентных ставок. Эти рекомендации-требования уже повлияли на Россию и массовым отзывом лицензий, и девальвацией рубля и некоторыми политическими решениями. И властям следует быть внимательным к таким деталям, укрепляя связи с действительно надежными партнерами – Китаем, Бразилией, ЮАР, Индией, считает эксперт. И хотя все изменения на мировом уровне проходят крайне медленно, стране надо готовить к тому, что за все «достижения» придется платить. Например, обсуждаемое перераспределение квот обойдется России в 8,2 млрд долларов. Эту сумму Центробанк должен зарезервировать на своих счетах без права ею пользоваться и получать с нее прибыль. Какие еще средства потребуются для мирового признания России, увидим совсем скоро.

Накануне саммита «Большой двадцатки» Киев и Москва обменялись очередной порцией жестких заявлений по долговому вопросу. Украинский премьер-министр Арсений Яценюк пригрозил мораторием на выплату долг и подчеркнул, что Москва не получит лучших условий по сравнению с теми, на которые согласились частные кредиторы.

«Речь идет о суверенном долге, и, естественно, невыплата будет означать дефолтную ситуацию», — заявил в ответ пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

От переговоров на условиях Киева Москва категорически отказывалась, настаивая на возврате всех $3 млрд в декабре этого года. При этом российская сторона выражала готовность решить вопрос с долгом в суде.

Для Украины дефолт означал бы автоматическое замораживание программы кредитования со стороны МВФ, поскольку таковы правила фонда. Это поставило бы под удар финансы страны, поскольку только кредиты фонда позволяют украинским властям балансировать бюджет и осуществлять выплаты по внешнему долгу. Общий объем программы — $17,5 млрд, из них в этом году было перечислено два транша — на $5 млрд и $1,7 млрд.

Американская газета The Wall Street Journal в октябре сообщала, что МВФ может изменить свои правила, чтобы не прекращать выдавать кредиты Украине, несмотря на вероятный дефолт по долгу перед Россией. Но это был бы не самый лучший ход, поскольку фонд поставил бы под угрозу стабильность финансовых рынков, ведь его клиенты де-факто получали бы возможность не платить по долгам.

В октябре президент России Владимир Путин даже предложил фонду дать Украине еще $3 млрд. Тогда бы страна погасила долг перед Россией, а фонду не пришлось бы менять в интересах одной страны.

Но в ходе саммита G20 в деле о трех миллиардах произошел неожиданный поворот. Антон Силуанов заявил, что Россия направила Украине и МВФ «интересное» предложение по урегулированию долга. Из его слов стало понятно, что с Киевом эти инициативы еще не обсуждались, встреча с украинским министром финансов Натальей Яресько возможна, но после переговоров с МВФ.

«Я думаю, что сначала мы проведем встречу или переговоры и получим реакцию со стороны Международного валютного фонда, а также с нашими ключевыми коллегами — акционерами МВФ, и одновременно готовы вести переговоры и с украинской стороной», — сказал он.

Подробности российского предложения раскрыл сегодня президент Владимир Путин. Он вновь подчеркнул, что Россия не намерена идти на условия реструктуризации, которые поддержали частные кредиторы, а предлагает Украине погашать по $1 млрд в год в период с 2016 по 2018 год.

По его словам, Россия готова вместе с МВФ разделить риски по украинскому долгу и просит США, Евросоюз и международные финансовые институты до конца 2015 года предоставить гарантии по украинскому долгу, передает РИА «Новости».

Неожиданному изменению позиции предшествовала встреча Владимира Путина с главой МВФ Кристин Лагард, прошедшая на полях саммита G20 в воскресенье, 15 ноября. Из заявлений официальных лиц следует, что, вероятнее всего, в обмен на уступки по Украине, США и МВФ дадут «зеленый свет» реформе фонда, на которой настаивают страны БРИКС.

Реформа МВФ

Смысл изменений в том, чтобы переориентировать политику фонда в соответствии с интересами пула стран с развивающимися рынками и повысить их вес при принятии решений. Сейчас наибольшее число голосов (они распределяются в соответствии с квотами в капитале фонда) в МВФ — у США (16,74%) и их союзников: Японии (6,23%), Германии (5,81%), Франции и Великобритании (по 4,29%). У БРИКС в сумме всего 11,03% (у России — 2,39%).

О необходимости реформирования МВФ G20 говорит уже несколько лет, но пока США блокируют ее ратификацию. Лидеры стран БРИКС в совместном заявлении в рамках текущего саммита G20 отметили, что принятие реформ МВФ «остается важнейшим приоритетом в области обеспечения доверия к фонду, его легитимности и эффективности» и призвали США как можно скорее их ратифицировать.

И, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки. Кристин Лагард сказала Владимиру Путину, что «с точки зрения вероятности претворения в жизнь этой реформы, скорее всего, это произойдет в следующие два месяца, если нет — вопрос займет еще несколько лет». А Антон Силуанов заявил, что, по заверениям американских коллег и главы фонда, реформа будет ратифицирована до конца года.

«Одним из позитивных моментов, который мы вчера услышали, было то, что в конце года, возможно, будет завершена та реформа международной финансовой архитектуры, которую мы ждали уже около пяти лет», — сказал российский министр финансов.

«По заверениям наших американских коллег и главы МВФ, к концу года есть большая вероятность того, что конгресс ратифицирует соответствующие поправки в устав, и мы можем говорить о решении этого вопроса», — добавил он.

Антон Силуанов подчеркнул, что фонду нужна будет дополнительная капитализация, а изменение в отношении долей и участие развивающихся стран с развитыми странами «явилось бы более справедливым распределением квот и долей участия в этой международной финансовой организации».

Еще один позитивный для БРИКС сигнал - это заявление Кристин Лагард, которая рекомендовала включить юань в корзину валют, формирующих специальные права заимствования (SDR, расчетная единица МВФ). Как ожидается, решение может быть принято 30 ноября этого года (если его не заблокируют США). Включение юаня в корзину SDR де-факто сделает его мировой резервной валютой.

Впрочем, пока не стоит считать, что реформа МВФ и разрешение проблемы долга Украины перед Россией — вопрос решенный. Предстоят сложные переговоры, результат которых сложно прогнозируем, поскольку на поведение всех сторон влияет множество политических факторов. Хотя, конечно, компромисс был бы выгоден и России, и Украине, и МВФ.

В Москве в формате видеомоста «Москва-Пекин» состоялась презентация совместного доклада Российского института стратегических исследований (РИСИ) и Национального комитета по исследованию (НКИ) БРИКС. Это обстоятельное исследование представляет собой анализ предварительных итогов и дальнейших перспектив реформирования мировой финансовой системы и ее центрального звена – Международного валютного фонда. В основу доклада положены результаты опроса экспертов БРИКС, проведенного в декабре 2015 – январе 2016 года.

Реформа МВФ и современное состояние мировой экономики

Напомним, что в начале мая президент США Барак Обама выступил со статьей на страницах газеты Washington Post. В ней он в очередной раз заявил, что только Америка может определять правила функционирования мировой экономики, а другие страны должны принимать это как должное. В последние годы инструментом диктата был жесткий контроль мировой финансовой системы, который получит дополнительный стимул после формирования под эгидой США двух трансрегиональных экономических соглашений – Транстихоокеанского партнерства (TPP) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP). Сегодня США обеспечивают контроль над деятельностью одного из важнейших элементов международной финансовой архитектуры – МВФ, роль которого в условиях турбулентности мировой экономики все более возрастает. У развивающихся стран появляются все большие возможности изменить сложившуюся десятилетиями систему в свою пользу. Под давлением стран группы БРИКС в январе 2016 года были реализованы значимые реформы в системе управления МВФ. В настоящее время Китай как председатель G20 при всемерной поддержке других стран БРИКС стремится обеспечить окончательное выполнение принятых еще в 2010 году соглашений.

Как подчеркнул в своем выступлении исполнительный директор НКИ БРИКС Георгий Толорая, за последние пять лет сформировался пул экспертов стран БРИКС, которые объединились в Совет экспертных центров, созданный на саммите БРИКС в Дурбане 26-27 марта 2013 года. Национальный комитет исследований стран БРИКС координирует эту деятельность с российской стороны. Эксперт напомнил, что объединение БРИКС начинался как диалоговый формат по финансово-экономическим вопросам и обсуждению способов преодоления мирового кризиса 2008 года. За прошедшие годы это объединение значительно расширилось, но в связи с экономическими трудностями в ряде стран превратилось в союз, в большей мере основанный на политической воле руководства, чем на чисто практических соображениях. «Текущая ситуация в Бразилии и ЮАР не слишком способствует единению стран БРИКС, но объективные интересы к сотрудничеству остаются независимо от руководства, – заметил Г.Толорая. -Вопросы глобального финансового устройства остаются при этом наиболее часто обсуждаемыми в разных форматах как между членами правительств, экспертам, так и представителями банковского сообщества».

Решение о необходимости реформы мировой финансовой системы было принято на саммите «большой двадцатки» (G20) в Сеуле в 2010 году. За прошедшее время оформились два основных направления преобразований. Первое из них подразумевает попытку вписать в уже существующую мировую финансовую архитектуру страны БРИКС с точки зрения повышения их компетенций и удельного веса в принятии важнейших решений. Центральным вопросом здесь является реформа МВФ. «До недавнего времени этот процесс искусственно тормозился, – заявил Г.Толорая. – Сейчас наметились серьезные сдвиги, связанные с изменением квот. Почему это произошло именно сейчас, хотя ранее США тормозили этот процесс в течение пяти лет? Видимо, потому, что наряду с реформой существующей финансовой структуры БРИКС начал создавать параллельные структуры, олицетворением чего стал Банк развития БРИКС и Пул валютных резервов».

По словам заместителя директора – руководителя Центра экономических исследований РИСИ Игоря Прокофьева, в настоящее время существуют три центра роста мировой экономики: США (23% мирового ВВП), Европейский союз (примерно 23%) и страны БРИКС, приближающиеся к этим показателям. При этом мировая валютно-финансовая система по-прежнему строится на долларе. Евро был и в обозримом будущем будет региональной валютой. Китайскому юаню, несмотря на то, что он в ближайшее время войдет в корзину резервных валют МВФ, необходимо будет укреплять собственный статус, что займет определенный период времени. В этих условиях несогласованные действия США вполне могут спровоцировать валютные войны и финансовые кризисы, по аналогии с произошедшим в Азии в 1997 году. Мировые финансовые институты, и прежде всего Международный валютный фонд, призванный стоять на страже финансовой стабильности, фактически находится под американским контролем. Это ставит под вопрос не только легитимность указанных институтов, но и снижает результативность их деятельности. Не случайно МВФ не только не смог предсказать наступление глобального кризиса в 2008 году, но и столкнулся с трудностями по его преодолению. Многие эксперты, в том числе западные, приходят к пониманию того, что без существенного расширения представительства развивающихся стран невозможно повысить эффективность мер, предпринимаемых фондом. «Страны БРИКС стояли у истоков нынешней реформы МВФ, но, к сожалению, ее реализация пока не привела к адекватному росту возможностей развивающихся стран влиять на политику этого института, – заметил эксперт РИСИ.- Более того, США стремится сохранить свою гегемонию в мире. В этом смысле статья Б.Обамы и высказанные в ней тезисы касаются не только мировой торговли. Вашингтон стремится прописывать правила по всем позициям мировой деятельности. В сложившихся условиях именно странам БРИКС нужно формулировать новую повестку относительно реформы МВФ и взять на себя лидерство по продвижению ее на таких форумах, как саммит «Группы двадцати». По мнению И.Прокофьева, тот факт, что председательство в G20 перешло в настоящий момент к Китаю, должен, способствовать выполнению этой задачи.

Начальник сектора международных экономических организаций РИСИ Вячеслав Холодков считает, что статью Б.Обамы в Washington Post необходимо рассматривать в контексте общей борьбы стран БРИКС за более демократичные принципы устройства мировой экономики. Эксперт обратил внимание, что еще с 2001 года в ВТО ведутся переговоры в рамках Дохийского раунда ГАТТ о реформировании правил мировой торговли. После вступления во Всемирную торговую организацию Китая и России в этой организации образовалась сильная группа развивающихся стран, которую иногда называют «группой 33-х». И в ВТО сложилась патовая ситуация, связанная с противостоянием интересов развивающихся стран, включая страны БРИКС, и развитых стран. Последняя министерская конференция ВТО в Найроби, состоявшаяся в декабре 2015 года, показала, что Запад не готов идти на уступки по всем принципиальным вопросам. Более того, представитель США, выступавший на этом форуме, выразил пессимизм в отношении дальнейшего существования ВТО.

«Именно с этими событиями связана статья Б.Обамы, -считает В.Холодков.- Может показаться, что она необычно откровенная для официального американского политика. Названа прямая цель создания ТТП – ограничение роста экономической мощи Китая и доминирование США при определении правил мировой торговли. Все это сопровождается полной уверенностью в собственных силах и пренебрежением к мнению мирового сообщества». Однако, по мнению эксперта, эта статья свидетельствует и о беспокойстве в Вашингтоне. Видимо, США постепенно уступают позиции в мировой экономике по всем ее составляющим. Как во внешней торговле, так и в финансовой сфере страны БРИКС постепенно вытесняют США и их союзников. Если произвести пересчет ВВП по паритету покупательной способности, то показатель стран БРИКС составит 30% от общемирового, а совокупный показатель США и ЕС – 28,5%. Таким образом, создание ТТП преследует две цели: создание параллельной ВТО системы международной торговли и распространить удобные для Вашингтона правила на всю мировую торговлю, тем самым затруднив китайский экспорт в страны АТР, а в перспективе – и в страны Западной Европы. Кроме того, ведутся переговоры по заключению международного соглашения по торговле услугами (TiSA), включая, разумеется, и банковские. В новом формате предполагается участие США, ЕС и еще 28 стран. Ни Китай, ни Россия, ни страны БРИКС туда не приглашены. Но наибольшая опасность в том, что TiSA ставит крест на дальнейшем существовании «большой двадцатки», подменяя ее сепаратными, параллельными структурами.

Реформа МВФ в оценках экспертов БРИКС

Заместитель руководителя Центра экономических исследований РИСИ Сергей Каратаев считает, что МВФ в обозримой перспективе будет оставаться ключевым элементом мировой финансовой архитектуры. Кредитование стран, попавших в кризисные ситуации, изучение тенденций развития мировой экономики и отдельных стран продолжается именно в рамках МВФ, поэтому замены ему не будет в ближайшее время. Ресурсы МВФ превышают 1 трлн. долларов. Вряд ли возможно создание альтернативного института с подобной суммой капитала, тем более, что после кризиса он был увеличен практически вдвое, а квоты в рамках МВФ выросли до 650 млрд. долларов. Наконец, необходимо учитывать и двусторонние соглашения о заимствованиях, сумма которых также превышает 600 млрд. долларов. В то же время были повышены и компетенции организации. Этот процесс не ограничился 2008-2009 годами, но происходит и в настоящее время. МВФ осуществляет под эгидой G20 и по ее поручениям исследование тенденций мировой экономики, состояние которой остается неустойчивым. Вопросы, которые были поставлены Китаем как председателем «двадцатки» (изучением проблем потоков капитала, внешнего долга, структурной реформы и ее влияния на развитие групп стран) остаются важными для стран БРИКС. В то же время, согласно результатам опроса, состоявшегося в декабре 2015-январе 2016 года, оценка результатов реформы МВФ не слишком высока. Как известно, решение о ее осуществлении было принято на форуме группы «двадцати», но почти пятилетний период ожидания решения США привел к тому, что результат БРИКС составил 3,22 по 5-балльной шкале. Эксперты также отметили высокое значение G20 как площадки для диалога не только с другими развивающимися странами, но и с представителями развитых стран западного мира.

Сами эксперты БРИКС говорят, что те пять лет, которые прошли с момента принятия решения о реформе, показали актуальность более тесного взаимодействия и кооперации научных сообществ стран-участниц для выдвижения новых реформистских инициатив. Помочь в этом сможет формирование при Банке развития БРИКС единого экспертного центра.

Взаимодействие стран БРИКС: от разногласий к консенсусу

Как сообщил старший научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований (ЦЭИ) РИСИ Николай Трошин, инициаторами доклада было предложено четыре основных направления реформирования мировой финансовой системы: пересмотр квот, изменение формулы их расчета, реформа системы управления, изменение принципов предоставления помощи странам, оказавшимся в кризисном положении. Большинством экспертов было выбрано три первых вопроса, но определить среди них наиболее перспективный оказалось невозможно. В то же время скоординированная позиция была выявлена для следующего круга проблем:

– уменьшение различий между расчетной и фактической величиной квот при изменении формулы их расчета. В основе новой формулы должен лежать показатель ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС);

Необходимость выдвижения участниками БРИКС собственного кандидата на пост директора-распорядителя Фонда в ходе предстоящих выборов. По мнению участников опроса, кандидат должен представлять интересы большинства развивающихся стран. Особенно показательна позиция китайских экспертов, 62% которых считают этот вопрос наиболее актуальным в контексте реформы мировой финансовой системы.

Презентация совместного доклада РИСИ и НКИ БРИКС вызвала большой интерес в Пекине. В частности, руководитель Центра мировых финансов Института мировой экономики и политики Академии общественных наук КНР Лю Дунминь высоко результаты проведенного исследования. «По многим вопросам у нас есть консенсус, но мы не должны останавливаться на достигнутом, – сказал он. – Те различия, которые сохраняются в наших подходах, должны служить основой нашего сотрудничества». По словам китайского ученого, развитие взаимосвязей между научными сообществами стран БРИКС невозможно без разработки единой методологии, на основе которой будет происходить координация основных направлений деятельности стран-участниц объединения.

Текст доклада РИСИ и НКИ БРИКС «О взглядах экспертов БРИКС на реформирование Международного валютного фонда» доступен по ссылке

Поиск других статей

УДК 341.123.045.9

Страницы в журнале: 129-137

М.В. Шугуров,

доктор философских наук, профессор Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов [email protected]

Анализируются реформы Международного валютного фонда, касающиеся квот, распределения голосов и системы управления. Особое внимание уделяется модернизации надзорных функций Международного валютного фонда. Реформирование Международного валютного фонда исследуется в контексте необходимости перехода к новой парадигме глобализации современного мира.

Ключевые слова: Международный валютный фонд, реформы управления, международное право, надзор, кредитные линии, реформы квот.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений характеризуется тем, что ключевую роль в ней играют международные финансовые организации (далее - МФО), являющиеся субъектами международного права. Несмотря на значительные изменения в деятельности МФО в условиях модернизации мировой экономической и финансовой системы, в центре повышенного внимания находится реформирование глобальных межгосударственных финансовых образований - Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее - МВФ, Фонд), или бреттон-вудских учреждений (далее - БВУ), которые являются системообразующими институтами мировой финансвой и экономической системы и выполняют миссию реагирования на чрезвычайные ситуации всемирного финансово-экономического характера.

В целом диапазон критики в адрес глобальных финансовых организаций достаточно широк. Условно он задан рамками конструктивной и негативной критики. В российской международно-правовой доктрине взвешенные критические выводы, например, по поводу деятельности МВФ, высказаны В.М. Шумиловым. Нельзя не согласиться с тем, что «хотя право и система МВФ не отвечает высоким международно-правовым принципам, в тоже время механизм МВФ подвержен внутренней трансформации; МВФ ищет способы выживания в новых условиях меняющегося международного экономического правопорядка» .

Однако есть основания полагать, что БВУ, осознав весь объем своей ответственности за мировое развитие, встали на путь беспрецедентно инновационных реформ - всеохватных по своему масштабу и оперативных по времени своего осуществления. Конечно, не без недостатков, но они все же реализуют свой мандат, являясь, с одной стороны, институтами глобального развития, а с другой - институтами глобального управления. Поэтому, как отмечает Д. Эндрюс, «несмотря на внутренние сомнительные моменты, оригинальная бреттон-вудская архитектура обеспечивает скорее источник силы, чем слабости» .

Решение проблем, связанных с управлением мировой экономикой и финансовыми потоками на глобальном уровне, сокращение бедности, поощрение трансформации, противодействие коррупции сегодня немыслимо без МВФ и Всемирного банка - вне и помимо той координирующей роли, которую они выполняют. Как отмечает Н. Вудс, данные институты достигли огромного успеха как глобализаторы . Сотрудничество государств в сфере финансовой и экономической политики, которое осуществлялось в кризисный и происходит в посткризисный период, стало возможным благодаря координирующей роли БВУ.

Можно с полной уверенностью сказать, что на уровне БВУ формируется согласованное видение нового этапа глобализации, а также роли рассматриваемых организаций в этом процессе . В качестве фиксатора новых тенденций выступают принципы «поствашингтонского консенсуса» . Новая модель глобализации предполагает открытость, всеохватывающий характер и справедливость мирового развития как условие повсеместного экономического роста на национальном и глобальном уровне, что требует новаторских решений при реформировании БВУ в целом и МВФ в частности.

Если говорить о реформировании Фонда, то в 2005 году МВФ принял «Среднесрочную стратегию» (IMF’s Medium Term Strategy), предполагавшую изменение структуры Фонда посредством реформы квот и голосов. Не менее весомое место в ней заняли планы по усилению надзорных функций МВФ и меры по предотвращению кризисных ситуаций в экономике и финансах. Международный валютный и финансовый комитет (далее - МВФК) в своем коммюнике от 22 апреля 2006 года высказал рекомендации, которые были нацелены на необходимость учета в функционировании Фонда кардинальных изменений в расстановке сил в мировой экономике. Затем Исполнительный совет принял Резолюцию № 61-5 (Resolution 61-5 on Quota and Voice Reform and the IMF), предусматривающую двухлетний план комплексных реформ квот и голосов (2006-2007 гг.) . Она была одобрена Советом управляющих в рамках сессии 18 сентября 2006 года и получила название «Сингапурская резолюция» по месту проведения сессии. В ее пользу было подано 90,6% голосов. Постановление Совета управляющих предусматривало два раунда переговоров по специальному пересмотру квот в сторону их увеличения, что затронуло Китай, Южную Корею, Мексику и Турцию, а также переход к обсуждению новой формулы расчета квот. Решено было также осуществить удвоение базовых голосов, что повысило бы роль развивающихся государств, особенно с низким уровнем дохода. Важное значение в стратегии реформ МВФ имели планы по реорганизации Исполнительного совета.

Для МВФ 2008 год стал, с одной стороны, годом проведения Тринадцатого перераспределения квот без их увеличения, а с другой - годом начала более радикальной реформы, затрагивающей структуру квот и голосов. Пакет реформ распределения квот и голосов в МВФ, нацеленный на повышение его эффективности и легитимности, был изложен в Резолюции Исполнительного совета № 63-2 от 28.03.2008 (далее - Резолюция № 63-2) . Помимо этого, на утверждение Совета управляющих был представлен доклад Исполнительного совета о реформе квот и голосов. В него были включены новая формула расчета квот (Sec. A. New Quota Formula), направления реализации второго раунда сингапурского специального пересмотра квот (Sec. B. Second-Round Ad hoc Quota Increases), пересмотр системы базовых голосов (Sec. C. Basic Votes) и т. д. Совет управляющих 28 апреля 2008 года с большим перевесом голосов утвердил Резолюцию № 63-2. В голосовании участвовали представители 180 государств из 185 государств-членов, т. е. 97,8%. В поддержку было подано 94,6% голосов государств-членов, что показывает готовность большинства стран пойти на серьезные изменения .

Суть предлагаемых модификаций заключается в усилении участия стран с низким уровнем дохода посредством увеличения в три раза базового числа голосов. В итоге произойдет увеличение доли голосов более чем 2/3 из 185 государств-членов МВФ. Данные изменения были первыми с начала создания МВФ в 1944 году. Одним из итогов станет предоставление каждому из двух исполнительных директоров, представляющих группы африканских государств, права назначить по дополнительному заместителю исполнительного директора. В целях сохранения данного элемента реформ предусматривается создание механизма, благодаря которому отношение базового числа голосов к их общему числу будет постоянным. Соответствующие поправки к статьям соглашения были утверждены Советом управляющих 5 мая 2008 года.

Важнейшей вехой в реформировании МВФ стали решения, принятые на ежегодном совещании МВФ и Всемирного банка, проведенном 6-7 октября 2009 года в Стамбуле. На этом совещании МВФК очертил направления реформирования Фонда: мандат, роль Фонда в области финансирования, многосторонний надзор, модификация управления в целях повышения эффективности и легитимности организации. Предметная компетенция МВФ, т. е. его мандат, закреплен в Уставе. Следует отметить, что приверженность стратегии реформирования не означает «ломку» мандата. Напротив, реформирование предполагается проводить в рамках приверженности мандату МВФ, нацеленному на сохранение стабильной международной валютной системы. Иными словами, МВФ должен охватить весь спектр макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора, которая имеет отношение к глобальной стабильности в современном мире.

Реформы квот и прав голоса 2008 года вступили в силу 3 марта 2011 года после того, как 117 государств-членов, обладающих 85% общего числа голосов в Фонде, ратифицировали поправки о числе голосов и участии в управлении к статьям соглашения МВФ. Принятая поправка усилила представительство стран с динамично развивающейся экономикой посредством увеличения квот 54 государств-членов на общую сумму 208 млрд Специальных прав заимствований (далее - СДР) (приблизительно 32,7 млрд долл. США). В итоге увеличение квот этих стран составило 4,9 процентного пункта.

К безусловным бенефициарам реформы относятся наименее развитые страны, доля голосов которых в середине 1970-х годов составляла только 2%. Поэтому утроение базовых голосов с 250 до 750 является основой для возрастания доли голосов этих стран с 2% до 5,5%. Это позволит менее развитым странам принимать более активное участие в принятии решений в Фонде. В целом благодаря общим эффектам увеличения квот и базового числа голосов произойдет увеличение доли 135 стран в общем числе голосов на 5,4 процентного пункта. К государствам, доля голосов которых возрастет в результате суммарного эффекта от первого (сингапурского) и второго раунда (как результата реформы 2008 года), относятся Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и Мексика.

Принятие государствами обязательств по пересмотру квот становится возможным в результате сложного переговорного процесса путем выявления расхождений и их устранения. Важным «драйвером» изменений выступает сближение позиций государств G20. В частности, прологом реформ 2010 года стали острые дискуссии на Питтсбургском саммите G20 в сентябре 2009 года. В результате достигнутого компромисса было озвучено, что должно произойти перераспределение на не менее 5% квот.

Определенные разногласия государств-членов были вызваны стремлением развивающихся государств к проведению более глубоких реформ. Объективным условием разногласий выступает существование двух групп государств: обладающих избыточным представительством, своего рода «перепредставленных» (over-represented countries), и государств, обладающих представительством, которое не соответствует их экономической мощи, - «недопредставленных» (under-represented countries). К числу несогласных относилась Россия, которая в своем предложении к Лондонскому саммиту G20 (апрель 2009 года) вообще призывала аннулировать решения 2008 года и пойти на более радикальные реформы . Во многом это объяснялось тем, что наша страна в ходе реформ теряла по сравнению с 2006 годом 0,29% своей квоты (с 2,78% до 2,49%). Но так как на уровне G20 удалось предотвратить потери России от реформ, это дало ей основание в марте 2010 года ратифицировать поправки 2008 года.

Следующий этап реформирования был инициирован в 2010 году, когда 15 декабря Совет управляющих утвердил очередной пакет реформ, касающихся квот и управления. За резолюцию Исполнительного совета о квотах и реформе от 5 ноября 2010 года проголосовали управляющие, представляющие 95,32% от общего числа голосов. Нельзя не отметить, что до положительного решения Совета управляющих подход Исполнительного совета был одобрен на проходившем 11-12 ноября 2010 года саммите G20 в Сеуле. Это нашло свое отражение в положении Сеульской декларации том, что модернизированный МВФ будет лучше отражать изменения в мировой экономик благодаря повышению представленности стран с динамично развивающейся экономикой и развивающихся стран. Всеобъемлющие реформы в области квот и управления повышают легитимность, надежность и эффективность Фонда, способствуют его превращению в еще более сильный институт, нацеленный на содействие глобальной финансовой стабильности и росту .

Одним из важных последствий реформ стало беспрецедентное удвоение квот с 217,4 млрд СДР (приблизительно 354,4 млрд. долл. США) на конец марта 2008 года до 476,8 млрд СДР (около 751,1 млрд долл. США) к началу 2013 года. Будет осуществлено дополнительное перераспределение 6% долей квот в пользу динамично развивающихся стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, или 9% долей квот в совокупности с начала реформы 2006 года. Помимо этого предусматривалось перераспределение более 6% квот от стран с чрезмерным представительством к странам с недостаточным представительством при сохранении долей квот и числа голосов беднейших государств-членов. Данное перераспределение квот Фонд рассматривает в терминах достижения справедливости. Следует учитывать, что реформы 2010 года отличаются особой заостренностью, и превзошли целевые показатели МВФК и G20.

Реформы 2010 года планировалось в основном завершить к Ежегодным совещаниям 2012 года, однако особые трудности вызывал пересмотр формулы для расчета квот, сопровождавшийся серьезными разногласиями. Традиционно формула расчета квот включала в себя пять отдельных формул. Новая формула расчета должна стать более простой и прозрачной и учитывать четыре показателя - ВВП, уровень открытости экономики, степень изменчивости состояния платежных балансов и объем официальных международных резервов. Разработка новой формулы осуществляется в настоящее время достаточно интенсивно, о чем свидетельствует доклад Исполнительного совета о результате пересмотра формулы для расчета квот, который был представлен Совету управляющих 30 января 2013 года . Предполагается, что результаты проведенной работы станут основой для заявления Исполнительного совета о новой формуле расчета квот.

Реформа квот и управления МВФ, которая была запущена еще в 2010 г., наконец вступила в силу. Она должна помочь усилить позиции развивающихся экономик, укрепить законность процесса принятия решений и дать фонду новые ресурсы для лучшего реагирования на будущие кризисы.

"Сегодня мы сделали решающий шаг вперед, и это не конец изменениям в наших усилиях по укреплению управления МВФ", - сказала управляющий директор МВФ Кристин Лагард.

Она также отметила, что измененный МВФ может гарантировать, что потребности членов в быстроменяющейся глобальной окружающей среде будут удовлетворены.

Для того чтобы реформа наконец была утверждена, потребовалось 5 долгих лет, и вина за это лежит на США. Напомним, что реформы подразумевали увеличение влияния развивающихся стран в МВФ, а это не очень нравилось представителям развитых стран, поскольку они теряли влияние.

США задерживали реализацию соглашения, являясь крупнейшим акционером фонда с голосующей долей в 16,75%. Все основные решения требуют одобрения 85% голосов, то есть у США фактически было право вето.

Сами главы центральных банков отмечали, что США являются крупнейшим препятствием на пути реформы фонда и это наносит значительный ущерб их авторитету. Даже Великобритания, которая обычно поддерживает Америку, в 2014 г. начала критиковать парламент США за такую позицию.

Белый дом столкнулся с сопротивлением республиканцев. Они отмечали, что если Конгресс США даст зеленый свет реформе, это сделает Китай третьим по величине членом МВФ, в то время как доминирование стран Западной Европе в совете МВФ будет снижено. Некоторые аналитики говорят, что американские законодатели обеспокоены отказом от власти в пользу некоторых стран с развивающейся экономикой.

Конгресс традиционно довольно скептически относится к международным институтам и намерениям Китая по таким вопросам, как денежная реформа. Кроме того, сейчас усилилось беспокойство относительно России, но это странно, так как голосующая доля России вырастет немного, хотя она и войдет в десятку крупнейших акционеров фонда.

Тем не менее сопротивление конгресса было сломлено.

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМЫ МВФ

Официально Международный валютный фонд был создан 27 декабря 1945 г. Фонд объединяет 188 государств, каждое из которых имеет право голоса при принятии решений о реформировании или выделении помощи.

Количество голосов определяется по системе квот. Первое распределение квот произошло при создании фонда, а сейчас произошло 14-е перераспределение. И это перераспределение должно стать переходным периодом, на повестке дня уже стоит 15-е их изменение.

Объем средств МВФ определяется специальными правами заимствования (pecial Drawing Rights, SDR). До последней реформы объем SDR составляет 238,4 млрд евро, что эквивалентно $369,52 млрд.

Квоты были распределены таким образом, что страны G7 имеют возможность принять любое решение в рамках МВФ или заблокировать то, которое их не устраивает.

Необходимость пересмотра квот обусловлена как важностью увеличения доли развивающихся стран, так и несовершенством действующей формулы расчета квот. В настоящий момент размер квот слишком сильно зависит от вовлеченности страны в глобальную мировую торговлю, а реальные экономические показатели учитываются слабо. И последний мировой финансовый кризис наглядно показал слабости такой системы, так как для получения помощи от МВФ страны развивают внешнюю торговлю в ущерб внутреннему развитию. Размер финансирования напрямую зависит от объема квот.

В результате экономическое расслоение в глобальном масштабе проявляется все сильнее, увеличивается риск внутренних конфликтов, появления проблемных стран и другие проблемы.

Новое распределение квот

Сейчас суммарные страновые квоты 188 членов МВФ возрастают с 238,5 млрд до 477 млрд SDR (специальные права заимствования – расчетная единица фонда), или в эквиваленте с $329 млрд до $659 млрд.

Во-вторых, реформа и увеличение квота улучшает управление МВФ, отражая возрастающую роль динамично развивающихся стран в мировой экономике.

Страны БРИКС - Бразилия, Китай, Индия и Россия – впервые войдут в "десятку" крупнейших членов МВФ, в которой лидируют США, Япония, Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство. На страны БРИКС придется 14,7% (было 14,18%).

Крупнейшая квота в 16,7% остается у США, а 15% голосов позволяют блокировать решения. Квота России после повышения составит 2,73% (было 2,71%).

Следующие шаги

Эти реформы отражают основные сдвиги в мировой экономике. Реформа-2010 подразумевала обширные консультации с участием членов правительства и внешних заинтересованных стороны, что учитывает меняющуюся глобальную экономику.

В частности, растет вес и роль динамических формирующихся рынков и развивающихся стран.

Ратификация реформ, согласованных в 2010 г., расчищает путь для фонда, чтобы начать 15-й обзор квот. Это позволит обсудить размер и состав ресурсов МВФ и распределение долей квот среди членов фонда.