Государственный флаг сербии. Флаг сербии. История флага Хорватии
Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные - добровольные или коммерческие - решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб и, например, в Нидерландах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, католическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества - церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как "welfare pluralism".
Нелишним будет добавить несколько слов о том варианте "welfare pluralism", какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значительная доля национальных ресурсов, что обусловливает его высокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в ней сочетаются черты различных систем - как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение является универсальным и безусловным.
В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает в себя страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Кроме того, целый ряд особых схем направлен на обеспечение минимального дохода для некоторых категорий лиц, не относясь при этом к тому или иному из перечисленных выше рисков. Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни.
В целом можно сказать, что система социальной защиты отныне имеет смешанный характер. Роль профессиональной солидарности велика: в частности, все еще сильна независимость финансирования социального страхования от государственного бюджета. Однако были внедрены существенные элементы национальной солидарности как за счет смягчения условий получения прав, так и за счет расширения финансовой базы общих ресурсов социальной защиты.
По мнению противников французской системы социальной защиты, необходимо внедрение частного негосударственного страхования. Это особенно верно в области пенсионного обеспечения. Внутренних сбережений недостаточно, по сравнению с усилиями по инвестированию, которые страна должна осуществлять, с тем чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. Для этого регулярно предлагается развивать капитализированные пенсионные Фонды - индивидуальные или коллективные - в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений, образуемых в целях пенсионного обеспечения, и взносов в обязательную систему пенсионного страхования (распределительных и компенсационных пенсий), которые сейчас пользуются освобождением от подоходного налога.
Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Восемь основных стран Азии с 1960 г. входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Государственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах этой группы, ниже и более сконцентрированы на образовании, в особенности на начальном, основном образовании, чем в промышленно более развитых странах. Единственной формой вмешательства государства является принятие определенного регулирования в этих областях.
Однако везде государство постоянно играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно трансформируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие - требуют серьезного изменения структуры и в первую очередь изменения их направленности (адресности).
Социальное обеспечение в индустриальных странах отличается от социальной защиты в странах переходной экономики. В большинстве индустриальных стран работающее население вкладывает денежные средства в область социального страхования, касающуюся выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими заработками.
Для тех, кому недоступно пользоваться услугами социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Эти программы принимают форму пособий по малообеспеченности, дополняющих доход после проверки средств получателя, если его доход ниже гарантируемого минимальногодохода в стране. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки доходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Такая система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в индустриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.
Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-рыночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.
Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиально иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скандинавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между короной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.
В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, которые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большевиками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономика, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, революции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различными политическими силами и группами, а также их интересами.
Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с господством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и демократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистического путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная собственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта.
Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять из высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конкурентоспособный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспределения доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преобладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распоряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему доходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.
Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уровень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скандинавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирование и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.
Основными экономическими функциями государства в скандинавской экономике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.
Социальная направленность скандинавской модели заключается в:
Перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на экономику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудящихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1
Активности общества в социально-экономических процессах, на практике воплощается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов И предпринимателей;
Экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;
Высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших морально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. 2
Наибольших успехов на пути реализации скандинавского социализма в свое время достигла Швеция, поэтому даже появился своеобразный лозунг: «Равнение - на Швецию!».
Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней по социальной направленности экономика Германии или Франции. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринимательства, а сильная социальная зашита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического развития находилась на четвертом месте в мире, к концу 1990-х гг. переместилась на шестнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции. Наглядной иллюстрацией может быть падение численности экономически активного населения Швеции. Если в 1990 г. в стране с населением в 8,5 млн. было 4,5 млн. работающих граждан, то в 1997 г. на 8,9 млн. населения приходилось уже только 3,9 млн. работающих шведов. Впрочем, в начале XXI в. ситуация несколько улучшилась, и, по данным за 2004 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по сравнению с Германией или Францией - только 5,6% экономически активного населения не имеет постоянной работы.
Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за невыращенный урожай, и у предпринимателей, которым приходилось выплачивать весьма значительные отчисления по социальному страхованию в пользу государства, а также избыточные налоги. Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Знаменитый «шведский социализм» начал давать серьезный сбои, и появилась реальная угроза в потере конкурентоспособных позиций некогда сильной экономики страны. Вступление Швеции в Европейский союз, а также общая волна неоконсерватизма, господствовавшая в мировой экономической идеологии в начале 1990-х гг., поставили перед страной задачу внести необходимые коррективы в прежнюю модель развития.
В экономической политике Швеции произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции государственного сектора экономики были несколько видоизменены: снижены корпоративный и индивидуальный подоходный налоги, по стране прокатилась волна приватизации, введен режим «жесткой экономии», предполагающий сокращение государственных расходов. Вступление страны в Евросоюз также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов: экономическая политика страны была приведена в соответствие с требованиями единой Европы, а по отношению к государственным финансам начали применяться критерии валютной конвергенции.
Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:
1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Страны Северной Европы, пожалуй, в наибольшей степени интегрированы в мировую экономику, они достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производством, высококвалифицированной рабочей силой. На первый план здесь выдвинулись отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: электроника и средства телекоммуникаций (финский концерн Nokia и шведский Ericsson), производство медицинских приборов (компании Polar electronics и Gambro) и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосмическая промышленность (компании SAAB, Volvo, Scania), высокотехнологичное судостроение, фармацевтика (компания Astra) и биотехнологии. Главной особенностью современной специализации стран Северной Европы является соединение новейших технологий с традиционными, полномасштабное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. Характерным примером может послужить шведская компания SAAB, которая адаптирует технологии, используемые в аэрокосмическом комплексе фирмы, к автомобилестроению. Высокий производственный потенциал Северной Европы подтверждают нижеследующие цифры: при наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Свыше половины ВВП стран Северной Европы поступает на экспорт. Подобная интеграция региона в систему мирохозяйственных связей вместе с тем усиливает и уязвимость Северной Европы от негативного воздействия внешних факторов. В частности, абсолютно все страны региона в 1970-1980-е гг. пострадали от структурных кризисов в мировой экономике, испытали на себе циклический спад в мировом производстве и потреблении. Негативно отразились на Северной Европе и последствия недавнего валютно-финансового кризиса в мировой экономике. Тем не менее внешние факторы стимулируют государства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие технологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направления специализации в глобальной экономической системе. 3
2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм перераспределения ВВП. В среднем около 30% ВВП стран Северной Европы перераспределяется через налогообложение и взносы предпринимателей на социальное страхование в пользу трудящихся. Характерна также и высокая степень участия государства в общем перераспределении ВВП: в Швеции государственные расходы достигают почти 60% ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.
3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое кооперативное движение. Крупные ТНК государств Северной Европы - это фирмы с общепризнанной в мире репутацией. Всемирно известны, в частности, такие крупнейшие ТНК, как Ericsson, ABB, Volvo, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskildabanken, Nokia, Sonera, Statoil, Norsk Hydro и многие др. 4 Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяйственных предприятий создано в форме кооперативов.
4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандарты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персонала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необходимым требованиям, предъявляемым рынком.
5) Социальная направленность экономической политики правительства. Государство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость населения, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружающей среды, развитии системы социального благосостояния.
6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся условиям мирохозяйственного развития. Примером может служить опыт Финляндии, экономика которой вплоть до конца 1980-х гг. ориентировалась на СССР как на основной внешний рынок сбыта продукции средней степени наукоемкости традиционных отраслей промышленности. После распада СССР и начала развития системного кризиса в российской экономике Финляндии пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на рынок стран ЕС, а также на Северную Америку, заняв на этих рынках достойное место в ряде ниш, представляющих высокотехнологичную продукцию передовых секторов экономики.
Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Большинство промышленных предприятий региона являются узкоспециализированными, поставляющими на мировой рынок достаточно небольшую номенклатуру товаров. Стратегия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.
Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-рыночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.
Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших Европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиально иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие Скандинавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между короной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. Скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.
В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, которые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большевиками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономика, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, революции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различными политическими силами и группами, а также их интересами.
Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с господством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и демократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистически путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная собственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в экономике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным частным сектором совокупного общественного продукта.
Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем резать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конку-рентоспосо6ный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспределения доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преобладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распоряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему доходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, следит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества. Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уровень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скандинавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирование и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспределение государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.
Основными экономическими функциями государства в скандинавской экономике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выработка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное регулирование предпринимательства.
Социальная направленность скандинавской модели заключается в:
- перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на экономику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудящихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1
- активности общества в социально-экономических процессах: на практике воплощается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов и предпринимателей;
- экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;
- высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших морально-этических нормах поведения жителей Скандинавских стран. 2
Во многом успешное функционирование этой экономической модели связывают со скандинавской исключительностью: страны Северной Европы длительное время стояли в стороне от многочисленных войн и конфликтов, неоднократно потрясавших континентальную Европу. В то время, когда другие разрушали, они созидали. Кроме того, скандинавы – это отдельно сложившийся, как считают многие исследователи, культурный кластер, позволяющий говорить об их относительной однородности и сплоченности .
Но на этом общескандинавском фоне все-таки выделяется шведская модель экономического развития и менеджмента, об эффективности которой могут свидетельствовать достижения таких известных всему миру компаний, как Volvo, Ericsson, Electrolux и прочих.
Однако вопрос: могут ли национально-культурные особенности этноса влиять на эффективность применяемой им формы экономической деятельности? Утвердительный ответ очевиден. И главной ценностью шведской культуры в этом плане нужно отметить равенство. Речь в данном случае идет о сравнительно низкой дифференциации населения по уровню доходов, хотя различия между социальными слоями, разумеется, есть. Критерием таких расхождений служит коэффициент GIM, который определяет, насколько велик разрыв в благосостоянии между верхними, средними и нижними по доходам слоями населения .
В Швеции самая развитая система социального обеспечения, самая большая доля валового национального продукта, выделяемая для поддержки нуждающихся. Помощь и забота – истинная ценность для большинства шведов. Она так укоренена в культуре, что их называют социалистами независимо от того, за какую партию они голосуют на выборах .
Умеренность – вот еще одно понятие, которое пронизывает всю шведскую жизнь и помогает им сглаживать многие острые углы социальных взаимоотношений. В экономической сфере именно умеренность помогла шведам найти средний путь между стремлением к экономическому росту и гуманизмом, между капитализмом и социализмом. Умеренность препятствует проявлению всякого индивидуального превосходства, стирает контрасты между вызывающим богатством и вопиющей бедностью, делая шведов спокойными и довольными как собой, так и друг другом. Умеренность и сдержанность являются и характерными чертами шведской деловой культуры. Успешный швед – совсем не обязательно тот, кто достиг богатства или славы .
В преимущественно протестантских странах Северной Европы исторически сложилось твердое убеждение о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно, ответственно и усердно. Причем эта трудовая этика, в отличие от большинства государств мира, распространяется и на элиту, включая крупный бизнес .
Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей .
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика, и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Современные развитые страны взяли курс на построение социально регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства» .
Скандинавские страны стали такими, какими мы их знаем сейчас, не за один десяток лет. Система очень высоких налогов (в Дании, Швеции и Норвегии они достигают, соответственно, 48,7%, 48,3%, 41,2% и 44% ВВП), эффективно работающая на благо всех граждан, не позволяет полюсам бедности и богатства расходиться слишком далеко. Эта система создавалась кропотливым трудом, методом проб и ошибок. Скандинавы ощутили на себе все достоинства и недостатки модели, которая в меньшей степени обременяет их налоговыми сборами, но при этом не способна обеспечить граждан качественной государственной медициной и образованием .
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов, например в 80-х гг., достигала 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство .
Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей.
Однако и у скандинавской модели экономики есть свои минусы. И главный из них – это налоговый пресс. Высокие налоги, которые вынуждены платить жители регионов, заставляют многих покидать родину и переезжать в страны с более щадящей фискальной системой. Множество молодых талантливых предпринимателей из Швеции осели в Лондоне. Основатели Skype швед Никлас Зеннстрем и датчанин Янус Фриис в поисках либеральных условий ведения бизнеса остановили свой выбор сначала на Эстонии, а затем перебрались в Люксембург .
Социальное государство в Скандинавии вынуждено модернизироваться и из-за резко возросшего наплыва мигрантов. Они все больше полагаются на систему пособий, при этом гораздо меньше коренного населения пополняют госказну, а то и вовсе избегают этого.
Другая существенная проблема, особенно сильно обострившаяся в последние годы, - демографическая. Низкая рождаемость и большая продолжительность жизни в Швеции привели к значительному «постарению» нации. В Норвегии уже треть работающих ухаживают за стариками. Денег на поддержку молодых семей ради рождения детей нет. Доля пожилого населения неудержимо растет. Молодые вынуждены много работать, чтобы выплачивать огромные личные налоги, которые опять уходят на поддержание растущего числа пенсионеров, на их архидорогое медицинское обслуживание. Швеция держит пальму первенства по числу распавшихся семей: Стокгольм называют «постсемейным городом» .
Тем не менее эти минусы не идут ни в какое сравнение с плюсами экономик скандинавских стран. Неслучайно многие азиатские государства, включая Китай, все больше устремляют взор на модель устройства социального государства в Северной Европе.
Понятие «скандинавская модель» означает совокупность общих черт экономического, социального и политического развития стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Исландии), а также концепций и тенденций общественного развития, включая исторические, социально-культурные особенности данного региона. Формирование «скандинавской модели» базируется на следующих особенностях: сходные природно-географические условия, общие границы и традиционные исторические связи, языковая, религиозная и культурная, а также ментальная близость. Особенностями «скандинавской модели» являются следующие признаки:
- · Все страны Северной Европы относятся к группе так называемых малых стран (критерии отнесения к малой стране - это абсолютные объемы ВВП, промышленного производства и другие абсолютные показатели).
- · Высокий уровень развития. Скандинавские страны входят в первые ряды 12-15 наиболее высокоразвитых государств мира по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения и в первую пятерку - по показателю «индекс человеческого развития».
- · Схожесть сырьевых и трудовых ресурсов. Природные ресурсы: лес, в том числе высококачественный хвойный, железная руда (в Финляндии и Швеции, которые по запасам и добыче железной руды занимает 2-е место в Западной Европе). Цветные металлы например, в Норвегии находится одно из крупнейших в мире месторождений титановых и молибденовых руд. Финляндия лидирует в Западной Европе по запасам и добыче медной руды и цинка, а по запасам и добыче хрома занимает 3-ье место в мире; Швеция находится на 2-м месте в Западной Европе по добыче меди, свинца и цинка.
- · В Швеции, Норвегии и Финляндии найдены месторождения урана, а также значительные запасы никеля, ванадия, кобальта, серебра, золота и других цветных металлов. Из неметаллических полезных ископаемых эти страны богаты различными строительными и поделочными материалами, асбестом, графитом. Норвегия - гранитом, сланцем, мрамором; Дания - известняком, глиной и гранитом. Страны Северной Европы в различной степени обеспечены энерго-сырьем. Норвегия располагает большими запасами нефти и газа (месторождения в Северном море) и гидро-энергоресурсами. Швеция и Финляндия лишены нефти и газа (в Финляндии нет каменного угля, но есть значительные запасы торфа), однако активно развивается атомная энергетика. Трудовые ресурсы традиционно отличаются высоким качеством (высокий уровень образования и профессионально-квалификационной подготовки), довольно высокой стоимостью рабочей силы (обусловлено неблагоприятными демографическими тенденциями: низким темпоместественного прироста и высокой долей более старших возрастных групп), высокой трудовой активностью женщин, доля которых особенно значительна среди работников умственного труда.
- · Ясное и четкое понимание и на предпринимательском, и на государственном уровне важности «человеческого фактора» как главнейшего условия для динамичного социально-экономического развития и эффективного функционирования компаний - это характерная особенность «скандинавской модели».
- · Развитие предпринимательства и формы хозяйственной деятельности. По сравнению с другими странами Западной Европы (Великобританией, Францией, Германией и др.) государства Скандинавского региона позднее вступили на путь развития рыночных отношений, что, собственно и дало толчок на быстрый экономический рост. Компании малых стран Северной Европы по масштабам своей деятельности в целом уступают фирмам более крупных развитых стран. Однако несколько компаний входят в первую сотню 500 крупнейших европейских фирм, и в первую очередь это общепризнанные лидеры, вошедшие в первую двадцатку ведущих европейских фирм: Ericsson (Швеция) и Nokia (Финляндия).
- · Весьма высокая степень монополизации экономики: иногда одна - три компании господствуют в отдельной отрасли национального хозяйства. По степени монополизации малые страны Северной Европы обгоняют многие развитые, в том числе крупные, государства - как в промышленности, так и в банковской сфере. Причинами высокой степени монополизации экономики являются:
- · во-первых, в условиях менее емкого внутреннего рынка малых стран монополизировать производство того или иного товара или услуги сравнительно легче, так как конкуренция существенно затруднена;
- · во-вторых, существует необходимость выхода на внешние рынки, и она предопределяет образование таких ТНК в малых странах, которые могли бы сравниться по размерам капитала и конкурировать с фирмами ведущих стран.
- · Именно поэтому наиболее мощные компании в малых странах сосредоточены именно в экспортно-ориентированных отраслях. В отраслях, работающих на внутренний рынок, степень монополизации значительно меньше. Крупнейшие компании стран Северной Европы:
- · В Швеции - Volvo (автомобильная промышленность); Ericsson, ABBAceaBrownBowery и Electrolux (электротехника и электроника), Sendvik (металлургия), Stura&Svenska (деревообработка), SKF(машиностроение);
- · В Норвегии - NoshkGidro (многоотраслевая), Statoil (нефтедобыча), Alkem (металлургия), Kverner (машиностроение);
- · В Финляндия- Nokia и Repola (многоотраслевые), Kummene (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность), Outoqumpu (цветная металлургия), Anso-Goodceit (целлюлозно-бумажная промышленность), Rauma&Walmet (машиностроение);
- · В Дании - Carlsberg и Danisco (пищевая промышленность), Danfoss (машиностроение).
- · В банковском секторе стран Северной Европы лидируют шведские банки SvenskaHandDelsBanken и Skandinaviska Enskilda Banken, норвежский Den norske Bank, датский Danske Bank и финский Meritta. Как правило, каждый крупный банк в регионе является ядром какой-либо финансовой группы семейного характера. Широко известны такие семейства, как, например, Валленберги в Швеции или Альстремы в Финляндии.
- · В предпринимательской структуре Скандинавских стран большое место занимает малый и средний бизнес. Доля малых фирм в общем их числе составляет около 95%, на крупные приходится менее 1%. Удельный вес малых и средних фирм в обороте составляет 30-35%, в добавленной стоимости - около 40-45%, а в числе занятых - более 50%. Малый и средний бизнес активно поддерживается государством и преобладает в сфере услуг.
- · Особенностью Скандинавских стран являются достаточно сильные позиции кооперативного сектора. Кооперативные объединения охватывают сельское хозяйство, торговлю, жилищное строительство и другие отрасли хозяйства. Многие кооперативные объединения (например, Эка и Валио в Финляндии) являются весьма крупными по масштабам своей деятельности и входят в списки ведущих компаний своих стран.
- · Факторы экономического роста: инвестиционный фактор (норма накопления, т.е. отношение валовых инвестиций в основные фонды к стоимости ВВП, в них довольно высокая, особенно в Норвегии и Финляндии, как правило 25-30% (кроме кризисных лет);
- · Научно-технический прогресс (доля расходов, как частных, так и государственных, на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в ВВП постоянно растет и в среднем несколько превышает средний уровень по промышленно развитым странам). По отдельным направлениям НИОКР страны Северной Европы лидируют среди всех высокоразвитых стран.