Федеральный закон от 18.06 01 77 фз. Российская федерация федеральный закон о предупреждении распространения туберкулеза в российской федерации. Вы подвержены заболеваниям легких на среднем уровне

Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ
"О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации"

В действующей последней редакции от 23.05.2016 N 149-ФЗ
Редакция N 13
Начало действия редакции: 01.01.2017
8 страниц А4

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления госполитики в области предупреждения распространения туберкулёза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законодательство в области предупреждения распространения туберкулёза в РФ состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут ограничивать права граждан на защиту от туберкулёза и гарантии получения противотуберкулёзной помощи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулёза в РФ
  • Глава III. Противотуберкулёзная помощь как основа предупреждения распространения туберкулёза
  • Глава IV. Права и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, и больных туберкулёзом
  • Глава V. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, больных туберкулёзом, медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулёзной помощи
  • Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области предупреждения распространения туберкулёза
  • Глава VII. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан РФ при оказании им противотуберкулёзной помощи и применяется в отношении юр- и физлиц, оказывающих противотуберкулёзную помощь на территории РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства получают противотуберкулёзную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Органы госвласти субъектов РФ организуют предупреждение распространения туберкулёза, включая противотуберкулёзную помощь больным туберкулёзом в противотуберкулёзных диспансерах, других специализированных противотуберкулёзных медорганизациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области предупреждения распространения туберкулёза относятся реализация мероприятий по профилактике туберкулёза и формированию здорового образа жизни, информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения туберкулёза на территории муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Госнадзор в области предупреждения распространения туберкулёза осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Оказание противотуберкулёзной помощи больным туберкулёзом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объёмах, предусмотренных программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. Противотуберкулёзная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медвмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Противотуберкулёзная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медвмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медвмешательство, – при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Больные туберкулёзом , нуждающиеся в оказании противотуберкулёзной помощи, получают такую помощь в медпротивотуберкулёзных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулёзом, в соответствии с законодательством РФ проходят обследование в целях выявления туберкулёза. Вакцинация против туберкулёза в целях его профилактики осуществляется в соответствии с национальным календарём профилактических прививок. В целях выявления туберкулёза периодически проводятся профилактические медосмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Руководители медорганизаций и индивидуальные предприниматели, осуществляющие меддеятельность, обязаны направлять в медпротивотуберкулёзные организации, подведомственные исполнительным органам госвласти субъектов РФ, а также в органы, уполномоченные на осуществление федерального санитарно-эпидемиологического госнадзора, информацию о выявленных на соответствующих территориях в течение года больных туберкулёзом и о каждом освобождающемся из учреждений уголовно-исполнительной системы больном туберкулёзом.

Своевременное выявление больных туберкулёзом сельскохозяйственных животных, оздоровление неблагополучных в отношении туберкулёза организаций по производству и хранению продуктов животноводства осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Реализация продукции, произведённой в неблагополучных в отношении туберкулёза организациях по производству и хранению продуктов животноводства, осуществляется в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами профилактики туберкулёза сельскохозяйственных животных и борьбы с указанным заболеванием.

Диспансерное наблюдение за больными туберкулёзом проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Диспансерное наблюдение за больными туберкулёзом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей. Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается комиссией врачей, назначенной руководителем противотуберкулёзной медорганизации, которая оказывает противотуберкулёзную помощь в амбулаторных условиях, и оформляется в меддокументации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.

В случае угрозы возникновения и распространения туберкулёза на основании предписаний главных госсанврачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия. Больные заразными формами туберкулёза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулёза или от лечения туберкулёза, на основании решений суда госпитализируются в медпротивотуберкулёзные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях. Решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением. Заявление о госпитализации подается в суд руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением. Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулёзом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.

Туберкулез — это инфекционное заболевание, которое поражает легкие человека. Впервые эту болезнь выявил немецкий ученый-биолог Роберт Кох, а позднее его открытие стало изучаться. Сейчас болезнь можно вылечить и предупредить. В России ежегодно поднимается вопрос о профилактике туберкулеза, ведь каждый второй человек заражен этой болезнью в неактивной форме. А процент больных туберкулезом растет с каждым днем.

В 2001 году, когда проблема болезни в стране поднялась до критической отметки в 118 тысяч человек, государственной думой был принят Федеральный Закон 77 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

Данный закон регламентирует основы профилактических мер для внедрения в социальную жизнь граждан, в целях предупреждения болезни и выработки ряда санитарных норм против распространения эпидемии туберкулеза. В статьях рассматриваются санитарные, медицинские и социальные меры, которые подразумевают диагностическое обследование, рентгенологию и регулярный осмотр у врача (ред. 25.11.2013 ФЗ №317).

Последние изменения в закон 77 вносились 23.05.2016 года Государственной Думой и были одобрены Советом Федерации.

Профилактика туберкулеза по закону

Профилактика туберкулеза — это ряд необходимых обследований по выявлению, распространению, и уничтожению палочки Коха в организме человека. В полномочия политической системы входят:

  • проведение федеральной политики по предупреждению болезни;
  • применение и создание нормативных актов по борьбе с инфекцией;
  • согласование и разработка схемы оказания первой помощи и последующего лечения граждан РФ;
  • регулярное обновление программ по улучшению качества жизни;
  • мониторинг туберкулеза;
  • финансирование в специализированные медицинские учреждения, противотуберкулезные диспансеры.
  • обеспечение необходимого надзора над местами хранения вакцин для предупреждения на ранних стадиях болезни;
  • ведение статистики и слежения за динамикой распространения туберкулеза на территории Российской Федерации;
  • разработка дальнейших мер по прекращению эпидемии.

По данным ФЗ 77 в полномочия муниципальных органов управления обязательных к исполнению входит:

  • регулярное проведение необходимых процедур по профилактике туберкулеза;
  • информирование граждан о болезни;
  • агитация за здоровый образ жизни;
  • предупреждение населения о распространении туберкулезной инфекции через средства массовой информации (в последней редакции от 25.11.2013, ст. №6,1 — ФЗ 77).

Оказание антитуберкулезной помощи обязательно. Для всех граждан Российской Федерации это право гарантируется данным законом. С согласия, больного осматривают и лечат специалисты на бесплатной основе.

Если больной несовершеннолетний, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, недееспособный — оказание медицинской помощи и хирургического вмешательства возможно с согласия ответственного лица, родителя, опекуна.

Таким образом, закон гласит, что своевременное применение санитарных, эпидемиологических, гигиенических и социальных процедур по охране здоровья человека обязательно для исполнения местными властями. Больные туберкулезом вправе получить необходимую помощь, защитить родных и прекратить распространение инфекции. Лица, входившие в контакт с зараженным также имеют право на полноценное медицинское обследование для выявления ранней стадии болезни.

Необходимость ежегодного профилактического осмотра граждан Российской Федерации подробно описана в статье № 8 Федерального Закона 77, с последующим редактированием от 23.07.2008 года.

Медицинские учреждения и частные медицинские центры обязаны направлять в специализированные диспансеры пациентов с подозрениями на туберкулез. Также закон обязует регулярно осматривать животных на наличие инфекционной палочки и прививать их (Статья №8 ФЗ-77, ред.25.11.2013 г.).

Федеральный закон 77

Федеральный закон 77 «О предупреждении распространение туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает права и обязательства для граждан. Это обеспечение охраны труда под надзором исполнительной власти.

Скачать Федеральный закон 77 можно

Изменения, внесенные в Ф едеральный Закон 77 о туберкулезе

В Федеральный Закон 77 о туберкулезе неоднократно вносились изменения. Последние правки были приняты Государственной Думой, и одобрены Советом Федерации в мае 2016 года, а именно:

  • согласно закону, больные туберкулезом острой формы проходят лечение в диспансере в принудительной основе;
  • решение о изоляции принимает комиссия врачей;
  • длительность лечения остается на усмотрение руководителя медицинского учреждения.

Данный пункт закона введен в исполнение 25.11.2016 года.

Больные острыми формами туберкулеза, уклоняющиеся от санитарно-эпидемиологических норм, таких как профилактическое обследование, лечение в противотубепкулезном диспансере и обязательная флюорография, госпитализируются в специальный медицинский стационар на основании заключения судебной экспертизы. Заявление об отказе от лечения передается в суд по месту прописки больного (последняя редакция 20 июня 2015 года ФЗ-77, статья 11 глава 3).

Пациенты, находящиеся под стационарным наблюдением, имеют право:

  • уважительное отношение сотрудников медицинского учреждения;
  • информирование о правах и обязанностях больного туберкулезом, о сложности формы заболевания и способах лечения;
  • сохранение врачебной тайны;
  • диагностику заболевания всеми современными и доступными методами;
  • наблюдение в противотуберкулезном диспансере;
  • встречи с юристом, священнослужителем;
  • проводить священные обряды;
  • продолжать обучение в высшем учебном заведении на дистанционной основе.

Эти изменения были внесены в Федеральный Закон «О профилактике туберкулеза» 25 ноября 2015 года (статья 12 глава 4).

В последней редакции статьи 14 от 2 мая 2015 года говорится о том, что больным активной формой туберкулеза, в целях предупреждения заражения, предоставляются жилые помещения.

В законе учтены и профилактические меры для медицинских работников, которые принимают непосредственное участие в лечении зараженных больных:

  • сокращение рабочего дня;
  • повышение заработной платы;
  • получение дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • бесплатное медицинское страхование (ред. от 27.07.2010 г).

Нарушение Федерального Закона влечет за собой привлечение к уголовной ответственности. Медицинские работники противотуберкулезных диспансеров обязаны предоставить необходимое лечение и стационарное наблюдение больным.

Настоящий Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулёза в РФ" устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулёза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законодательство в области предупреждения распространения туберкулёза в РФ состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут ограничивать права граждан на защиту от туберкулеза и гарантии получения противотуберкулёзной помощи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Глава I. Общие положения
. Глава II. Полномочия органов государственной власти РФедерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулёза в РФ
. Глава III. Противотуберкулёзная помощь как основа предупреждения распространения туберкулёза
. Глава IV. Права и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, и больных туберкулёзом
. Глава V. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, больных туберкулёзом, медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулёзной помощи
. Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области предупреждения распространения туберкулёза
. Глава VII. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан РФ при оказании им противотуберкулёзной помощи и применяется в отношении юридических и физических лиц, оказывающих противотуберкулёзную помощь на территории РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства получают противотуберкулёзную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ организуют предупреждение распространения туберкулёза, включая противотуберкулёзную помощь больным туберкулёзом в противотуберкулёзных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулёзных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов РФ.

Оказание противотуберкулёзной помощи больным туберкулёзом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объёмах, предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Противотуберкулёзная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Противотуберкулёзная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати л ет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Больные туберкулёзом, нуждающиеся в оказании противотуберкулёзной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулёзных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулёзом, в соответствии с законодательством РФ проходят обследование в целях выявления туберкулёза. Вакцинация против туберкулёза в целях его профилактики осуществляется в соответствии с национальным календарём профилактических прививок.

В целях выявления туберкулёза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае угрозы возникновения и распространения туберкулёза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.

Больные заразными формами туберкулёза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулёза или от лечения туберкулёза, на основании решений суда госпитализируются в медицинские противотуберкулёзные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.

Решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулёзной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением.

Заявление в суд о принудительной госпитализации также может быть подано прокурором на основании части первой статьи 45 ГПК РФ (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005). Заявление о госпитализации подаётся в суд руководителем медицинской противотуберкулёзной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением.

Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулёзной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулёзом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.

Статья 16 . Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза.

Нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 17 . Обжалование действий и решений медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.

1. Нарушающие права граждан при оказании им противотуберкулезной помощидействия и решения медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, могут быть обжалованы в соответствующие органы исполнительной власти в области здравоохранения или соответствующим должностным лицаммедицинских противотуберкулезных организаций.

Те же действия и решения органов исполнительной власти в области здравоохранения или должностных лиц медицинских противотуберкулезных организаций могут быть обжалованы в суд.

2. Жалоба может быть подана гражданином, права и законные интересы которого нарушены, его законным представителем, а также организацией, которой федеральным законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан.

3. Жалобы рассматриваются судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

4. Обжалование решений суда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18 . Возмещение вреда, причиненного при оказании противотуберкулезной помощи.

Вред, причиненный жизни или здоровью граждан при оказании противотуберкулезной помощи, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-фз "о предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции)"

Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками.

Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей медицинскими работниками учреждений, оказывающих медицинскую помощь, производится в порядке, установленном гражданским законодательствомРоссийской Федерации.

6. Постановление Правительства рф от 17 августа 2007 г. №522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека"

Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлениемПравительства РФ от 17 августа 2007 г. №522) (с изменениями от 24 марта, 17 ноября 2011 г.).

    Настоящие Правила устанавливают порядок определения при проведении судебно-медицинской экспертизы степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

    Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

    Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, и в соответствии с медицинскими критериямиопределения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного здоровью человека, являются:

а) в отношении тяжкого вреда:

вред, опасный для жизни человека;

потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;

прерывание беременности;

психическое расстройство;

заболевание наркоманией либо токсикоманией;

неизгладимое обезображивание лица;

значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

полная утрата профессиональной трудоспособности;

б) в отношении средней тяжести вреда:

длительное расстройство здоровья;

значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть;

в) в отношении легкого вреда:

кратковременное расстройство здоровья;

незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

    Для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда, причиненного здоровью человека, определяется по тому признаку, который соответствует большей степени тяжести вреда.

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О реализации в Свердловской области в 2010 году и определении задач на 2011 год


Документ с изменениями, внесенными:
(Областная газета, N 155-156, 20.04.2012).
____________________________________________________________________


В целях снижения заболеваемости туберкулезом, обеспечения проведения мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза, дальнейшей стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу и во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Принять к сведению информацию о реализации Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в Свердловской области в 2010 году (прилагается).

2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Белявский А.Р.):

1) разработать показатели эффективности организации предупреждения распространения туберкулеза в муниципальных образованиях в Свердловской области в срок до 30 мая 2011 года;

2) проводить оценку показателей эффективности организации предупреждения распространения туберкулеза в муниципальных образованиях в Свердловской области и представлять информацию председателю координационной комиссии по противодействию распространению социально значимых заболеваний и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Свердловской области Власову В.А. ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

3) разработать методические рекомендации по формированию модуля муниципальной целевой программы по разделу "Туберкулез" в срок до 30 мая 2011 года;

4) обеспечить поэтапную реализацию программы информатизации противотуберкулезных государственных учреждений здравоохранения Свердловской области;

5) организовать в государственных учреждениях здравоохранения Свердловской области специализированные стационары (отделения) и разработать комплекс медико-социальных и лечебно-реабилитационных мероприятий для больных сочетанной патологией ВИЧ-инфекции и туберкулеза, активных потребителей наркотиков;

6) анализировать и представлять председателю координационной комиссии по противодействию распространению социально значимых заболеваний и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Свердловской области Власову В.А. информацию о ходе исполнения соглашения о взаимодействии в сфере обеспечения и совершенствования оказания медицинской помощи больным туберкулезом в системе исполнения наказаний в ежеквартальном режиме.

3. Управляющим управленческими округами Свердловской области рассматривать ежеквартально вопрос организации мероприятий по ограничению распространения ВИЧ-инфекции и туберкулеза в муниципальных образованиях округа.

4. Министерству здравоохранения Свердловской области (Белявский А.Р.) совместно с главами муниципальных образований в Свердловской области принять меры по информированию населения по вопросам предупреждения инфицирования основными социально обусловленными инфекциями.

5. Департаменту ветеринарии Свердловской области (Красноперов В.А.):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Свердловской области от 12 апреля 2012 года N 370-ПП .

1) обеспечить выполнение плана диагностических исследований на туберкулез сельскохозяйственных животных и птицы на территории Свердловской области в 2011-2012 годах;

2) осуществлять информирование заинтересованных служб о случаях положительного реагирования животных на туберкулин.

6. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области:

1) обеспечить реализацию Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в части повышения объемов и качества мероприятий по выявлению и профилактике туберкулеза;

2) обеспечить финансирование муниципальных целевых программ по социально значимым заболеваниям;

3) организовать дошкольные образовательные учреждения санаторного типа или санаторные группы в дошкольных образовательных учреждениях для детей, больных туберкулезом;

4) разработать и установить комплекс дополнительных мер социальной поддержки больных туберкулезом в рамках муниципальных целевых программ;

5) разработать с учетом методических рекомендаций, предусмотренных в подпункте 3 пункта 2 настоящего постановления, муниципальную целевую программу "Туберкулез";

6) ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию в Министерство здравоохранения Свердловской области об организации профилактики и выявления туберкулеза и выполнении показателей эффективности организации предупреждения распространения туберкулеза в муниципальных образованиях в Свердловской области.

7. Председателю координационной комиссии по противодействию распространению социально значимых заболеваний и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Свердловской области Власову В.А. осуществлять контроль исполнения соглашения о взаимодействии в сфере обеспечения и совершенствования оказания медицинской помощи больным туберкулезом в системе исполнения наказаний.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области - министра социальной защиты населения Свердловской области Власова В.А.

Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин

Информация о реализации Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в Свердловской области в 2010 году


Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" Правительством Свердловской области проводится комплекс мероприятий, который позволил в 2010 году обеспечить в Свердловской области стабилизацию эпидемиологической ситуации по туберкулезу с отчетливой тенденцией к улучшению основных показателей. Уровень заболеваемости туберкулезом в 2010 году составил 106,1 на 100 тысяч населения (106,5 в 2009 году), снизились показатели смертности от туберкулеза до 17,6 на 100 тысяч населения в 2010 году (19,8 в 2009 году) и посмертной диагностики туберкулеза до 2,1 (2,8 в 2009 году). Повысилась эффективность профилактических мероприятий - охват профилактическими осмотрами населения за 2010 год составил 72 процента (71,3 процента в 2009 году). Уменьшились доля больных туберкулезом, выявленных по заболеванию, до 36 процентов (39,7 процента в 2009 году) и доля эпидемиологически опасных больных среди впервые выявленных до 38,3 процента (41,4 процента в 2009 году). Отмечается снижение заболеваемости детей до 11,7 (в 2009 году 13,8) и контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции (99 человек в 2009 году, 90 человек в 2010 году).

В 2010 году потребности Свердловской области в основных противотуберкулезных препаратах были обеспечены полностью.

Однако, несмотря на принимаемые меры, сохраняются негативные тенденции: увеличение числа больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, что взаимосвязано с распространением ВИЧ-инфекции среди впервые заболевших туберкулезом (19 процентов в 2010 году, 13 процентов в 2009 году), большинство из них являются активными потребителями инъекционных наркотиков.

Серьезной проблемой остаются пациенты, уклоняющиеся от лечения, способствующие распространению туберкулезной инфекции на территории Свердловской области.

Во исполнение статьи 10 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в 2010 году по решению суда 236 больных туберкулезом были госпитализированы в принудительном порядке (при этом подано заявлений в суд о принудительной госпитализации - 423), закончили лечение 117 человек. Однако не все муниципальные образования в Свердловской области активно взаимодействуют с судебными органами в отношении принудительной госпитализации лиц, уклоняющихся от лечения (Карпинский городской округ, Муниципальное образование город Алапаевск).

В недостаточном объеме осуществляются мероприятия по раннему выявлению и профилактике туберкулеза в ряде муниципальных образований в Свердловской области: в лечебных учреждениях недостаточно используется метод бактериоскопии по Циль-Нильсену (городской округ Карпинск, городской округ Красноуральск, Слободо-Туринский муниципальный район, Белоярский городской округ, Волчанский городской округ).

Отмечаются дефекты планирования профилактических флюорографических осмотров, недостаточно обследуется на туберкулез неорганизованное и сельское население. В ряде территорий показатель охвата профилактическими флюорографическими осмотрами населения значительно ниже областного уровня (Березовский городской округ, Белоярский городской округ, городской округ Богданович, Горноуральский городской округ, Невьянский городской округ, Новоуральский городской округ, Ирбитское муниципальное образование, Талицкий городской округ, Туринский городской округ).

В недостаточном объеме осуществляется работа по своевременному выявлению заболевания туберкулезом среди детей и подростков. Низкий показатель охвата туберкулинодиагностикой отмечается в Артинском городском округе (81 процент), Ачитском городском округе (82,3 процента), Муниципальном образовании Алапаевское (84 процента), городском округе Верх-Нейвинский (79,5 процента), Ирбитском муниципальном образовании (82,7 процента) при среднем показателе по Свердловской области 91 процент.

В ряде муниципальных образований в Свердловской области не приняты целевые программы по выявлению и профилактике туберкулеза (Артемовский городской округ, Шалинский городской округ, Асбестовский городской округ, городской округ Верхний Тагил, городской округ Карпинск), в ряде муниципальных образований в Свердловской области утвержденные программы не имеют финансового обеспечения или осуществляется только текущее финансирование имеющихся противотуберкулезных подразделений (Муниципальное образование город Алапаевск, Ирбитское муниципальное образование, Красноуфимский городской округ и иные муниципальные образования в Свердловской области).

В некоторых территориях в Свердловской области (Муниципальное образование город Алапаевск, Слободо-Туринский муниципальный район, Березовский городской округ, городской округ Красноуральск) не реализуются в полном объеме мероприятия по проведению заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза.

Несмотря на высокий уровень инфицированности туберкулезом детского населения, во многих муниципальных образованиях в Свердловской области отсутствуют санаторные группы в дошкольных образовательных учреждениях (городской округ Красноуфимск, Асбестовский городской округ, городской округ Красноуральск и иные муниципальные образования в Свердловской области), необходимые для проведения лечебно-профилактических мероприятий для детей из групп риска по туберкулезу.

В 2009-2010 годах регистрировались вспышки туберкулезной инфекции в учреждениях социальной защиты населения Свердловской области (Краснотурьинский городской округ, муниципальное образование "город Екатеринбург", городской округ Сухой Лог).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"