Автономия может быть. Значение слова автономия. А было и такое философское понимание

Безубыточность работы предприятия зависит от многих факторов, в том числе от выбора оптимального объема производства и целе­сообразных темпов развития предприятия; для анализа безубыточ­ности необходимо уметь определять точку безубыточности (само­окупаемости) предприятия.

Точка безубыточности (критический объем производства (про­даж» - это такой объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль рав­на нулю.

Точка безубыточности характеризуется следующими показате­лями:

1. Критический (пороговый) объем реализации, шт. = Постоянные расходы на объем реализации:

: Цена - Средние переменные затраты на единицу продук­ции.

2. Порог рентабельности, руб. = Критический объем реали­зации, шт. Цена.

3. Запас финансовой прочности, руб. = Выручка от реализа­ции, руб. - Порог рентабельности, руб.

4. Маржа безопасности, шт. = Объем реализации, шт. ­- Критический объем реализации, шт.

Последние два показателя оценивают, как далеко предприятие находится от точки безубыточности. Это оказывает влияние на при­оритет управленческих решений. Если предприятие приближается к точке безубыточности, то возрастает проблема управления по­стоянными затратами, так как их доля в стоимости возрастает. Ус­ловно-постоянные затраты - это амортизационные отчисления, управленческие и ремонтные расходы, арендная плата, проценты за кредит, налоги, относимые на себестоимость продукции, и т.п. Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при ко­торой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли. Запас финансовой прочности - это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

Приведем расчет точки безубыточности на примере данных табл. 22.1 и изобразим его на рис. 22.3.

Критический объем реализации = 100 млн. руб.: (386 - 251) тыс. руб./шт. = 740 шт.

Порог рентабельности = 740 шт. 386 тыс. руб./шт. = 285,7 млн. руб.

Запас финансовой прочности = 386 млн. руб. - 285,7 млн. руб. = 100,3 млн. руб.

Маржа безопасности = 1000 шт. - 740 шт. = 260 шт.

Таким образом, при объеме реализации (продаж) 740 шт. и вы­ручке от реализации 285,7 млн. руб. предприятие возмещает все за­траты и расходы полученными доходами, при этом прибыль пред­приятия равна нулю. Запас финансовой прочности при этом со­ставляет 100,3 млн. руб.

Чем больше разность между фактическим объемом производ­ства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприя­тия, а следовательно, и его финансовая устойчивость.


На величину критического объема реализации и порога рента­бельности оказывают влияние изменение суммы постоянных рас­ходов, величина средних переменных затрат и уровень цены. Так, предприятие с малой долей постоянных доходов может произво­дить относительно меньше продукции, чем предприятие с боль­шей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства. Запас финансовой прочности у такого предприятия выше, чем у предприятия с большей долей постоянных расходов.

Финансовые результаты предприятия с низким уровнем посто­янных расходов в меньшей степени зависят от изменения физичес­кого объема производства. Предприятие с высокой долей постоян­ных расходов должно в значительно большей мере опасаться сни­жения объема производства.

В основе коммерческой деятельности лежит механизм получения и управления прибылью, которая выступает важнейшим критерием эффективного функционирования хозяйствующего субъекта, его внутренним источником финансовых ресурсов и базой для развития бизнеса.

Суммы прибыли и затрат, связанных с производством и реализацией продукции, работ или услуг, зависят от масштабов деятельности. Диагностикой изменений в соотношении показателей доходов, расходов и финансовых результатов занимается специальный раздел управленческого анализа, называемый маржинальным анализом. Он изучает зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и связанных с ними затрат и называется также "Издержки – Объем – Прибыль" (Costs – Volume – Profit). Маржинальный анализ позволяет отслеживать закономерности изменения прибыли в зависимости от изменения затрат, цен, объемов реализации, а также рассчитывать и контролировать пропорции между постоянными и переменными затратами. В бизнес-планировании применяются различные методы маржинального анализа: эффект производственного или операционного рычага, анализ безубыточности и запаса финансовой прочности, анализ чувствительности критических соотношений ключевых показателей, таких как прибыль, объем сбыта, себестоимость, постоянные и переменные затраты, уровень инфляции.

Анализ безубыточности проводят с целью определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов предприятия. Кроме того, анализ безубыточности позволяет выявить оптимальный для предприятия объем производства и темпы его развития, что важно для обеспечения платежеспособности и прибыльной работы предприятия.

Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат является система учета прямых затрат "директ-костинг ". Сущностью системы "директ-костинг" является разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Для разделения затрат на постоянные и переменные используются различные практические методы, в том числе: метод высшей и низшей точки объема производства за период; метод статистического построения сметного управления; графический метод, метод наименьших квадратов и др.

При этом в системе учета себестоимость планируется и учитывается лишь в части переменных затрат, т.е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) отражают в бухгалтерском учете на отдельном счете, в калькуляцию себестоимости не включают и в конце отчетного периода (как затраты периода) списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период.

При использовании этой системы меняется также и расчет финансовых результатов: вместо одного показателя (прибыли от продаж) отчет о финансовых результатах в рамках системы "директ-костинг" содержит два (маржинальный доход и прибыль от продаж).

В этой системе управленческого учета и анализа особое внимание уделяется изучению изменения затрат, связанных с производством и реализацией продукции в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по улучшению экономического положения предприятия.

Система раздельного учета переменных и постоянных затрат обладает многими аналитическими возможностями:

  • оптимизации прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;
  • определения цены на новую продукцию;
  • расчета вариантов изменения производственной мощности предприятия;
  • оценки эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;
  • оценки эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Основная аналитическая модель, на которой базируются расчеты, выглядит следующим образом:

Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации переменными затратами или сумму постоянных затрат и прибыли от продаж:

Маржинальный доход является источником покрытия постоянных расходов и образования прибыли от основных видов деятельности организации. Таким образом, зона безопасности или устойчивой работы организации, когда предприятие получает прибыль, характеризуется разностью между маржинальным доходом и постоянными затратами:

Если предприятие убыточно, то Пп < 0. Если Пп = 0, то нет ни прибыли, ни убытка, и выручка от продаж равна затратам В = 3. Точка перехода из зоны устойчивой работы в убыточную зону называется критической точкой, точкой безубыточности или порогом рентабельности.

Анализ безубыточности позволяет определить:

  • безубыточный объем продаж продукции (работ, услуг);
  • критический уровень цены при заданном уровне продаж, уровне постоянных и переменных затрат;
  • критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
  • необходимый объем продаж для получения определенной величины прибыли;
  • зону безубыточности предприятия при определенных заданных параметрах его деятельности.

Между объемом произведенной продукцией и затратами существует определенная взаимосвязь: при увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма условно-переменных расходов, а сумма условно-постоянных расходов остается, как правило, неизменной.

Точка безубыточности, или критического объема продаж (порог рентабельности), рассчитывается в стоимостном выражении по формуле

Рассмотрим, какие задачи можно решать, основываясь на маржинальном анализе.

1. Расчет влияния изменения количества реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на выручку от реализации и прибыль от продаж.

Для того чтобы оценить, как может повлиять изменение количества реализованной продукции (DK) на изменение выручки от реализации (ΔΒ) и прибыли от продаж (ΔΠ), выразим выручку как произведение цены продажи единицы изделия (Ц) на количество проданных единиц (К):

Переменные затраты пересчитаем на единицу изделия:

где Зпер и – переменные затраты на одно изделие.

В этом случае изменение выручки напрямую зависит от изменения количества продукции:

Так как Пп = МД – Зпост, а постоянные затраты не изменяются при изменении объема продукции, то изменение прибыли от продаж будет равно изменению маржинального дохода:

Изменение маржинального дохода выражается из расчета нормы маржинального дохода МДН = МД / В × 100% и определяется по формуле

2. Расчет минимальной нормы маржинального дохода для безубыточного производства (в критической точке).

Критическая точка характеризуется следующими условиями:

  • Пп = 0 (нет ни прибыли, ни убытка);
  • В = 3 (выручка от продаж равна совокупным затратам);
  • МД = Зпост (так как прибыль равна нулю, то маржинальный доход равен постоянным затратам).

Таким образом, минимальная норма маржинального дохода рассчитывается по формуле

  • 3. Расчет критического объема производства. Требуется определить минимальный объем (количество) реализации продукции для того, чтобы организация не оказалась в убытке. При этом существуют два алгоритма расчета: по каждому виду изделий отдельно либо по некоторой совокупности изделий с неизменной структурой производства.
  • 3.1. Для случая, когда выпускается одно изделие (однородная продукция):

где МДИ – маржинальный доход на одно изделие.

  • 3.2. Для расчета безубыточности по каждому виду изделий отдельно используется следующий алгоритм:
  • 1) количество продукции каждого вида выражается, например, через количество продукции 1-го вида.

Пусть Кi – количество изделий i- го вида. Количество продукции 1-го вида в критической точке () принимается за X:

Количество изделий 2-го вида в критической точке () находится из соотношения:

Количество продукции 3-го вида в критической точке:

2) из равенства В = 3 для критической точки составляем уравнение:

С учетом того, что цена остается постоянной, изменяется лишь количество продукции, получаем общее уравнение для предприятия, выпускающего N видов продукции:

Так как постоянные затраты не изменяются, чтобы найти X, необходимо решить следующее уравнение:

Из предыдущих расчетов

4.2. Для расчета безубыточности деятельности предприятия, выпускающего несколько видов продукции, находится сумма критической выручки по каждому сегменту:

Пусть Ц,-- безубыточная цена изделий i -го вида. Тогда цена продукции i- го вида в критической точке будет:

2) составляется уравнение:

  • 6. Расчет-прогноз объема реализации продукции, необходимого для получения прогнозной величины прибыли от продаж.
  • 6.1. Для случая, когда выпускается одно изделие (однородная продукция):

где Кп – прогноз выпуска продукции для получения ожидаемой прибыли от продаж ППп.

6.2. Если реализуется большое количество изделий, необходимый объем определяется из уравнения:

7. Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным вариантам производства (различным вариантам технологии, цен, структуры затрат и др.).

Расчет производится исходя из формулы

где ЦI и ЦII – цены по 1-му и 2-му вариантам производства; ЗперI, ЗперII – переменные затраты соответственно по 1-му и 2-му вариантам производства; 3постI; ЗпостII – постоянные затраты соответственно по 1-му и 2-му вариантам.

Путем преобразований получаем необходимый показатель:

где МДИI и МДИII – маржинальный доход на единицу изделия по 1-му и 2-му вариантам производства.

8. Расчет производственно-хозяйственного риска. Производственный (операционный) леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль от продаж путем изменения структуры издержек и объема продаж. Он позволяет оценить способность компании управлять постоянными затратами. Действие производственного левериджа состоит в том, что любое изменение выручки от продаж приводит к еще большему изменению прибыли. Сила воздействия (эффект) производственного леверижда рассчитывается по формуле

где ЭПЛ – эффект производственного левериджа; МД – маржинальный доход (прибыль); Пп – прибыль от продаж.

Сущность эффекта производственного леверижда можно описать следующим образом. Как только постоянные затраты возмещены валовой прибылью от минимально достаточного количества проданных единиц продукции, прибыль растет быстрее, чем объем продаж. Тот же эффект сохраняется и при сокращении объема продажи – при объемах продаж, не покрывающих постоянные затраты, убыток растет быстрее, чем уменьшается объем продаж.

Например, если предприятие, имеющее значение эффекта производственного левериджа, равное 7, увеличит выручку от продаж на 1%, то при этом его прибыль от продаж вырастет на 7%. И наоборот, при сокращении по каким-либо причинам выручки от продаж, например на 3%, его прибыль от продаж уменьшится на 21%.

Производственный леверидж наиболее велик в организациях, которые имеют высокую долю постоянных издержек по отношению к переменным издержкам. Если у организации большой производственный леверидж, то ее прибыль от продаж будет очень чувствительна к изменениям в объемах продаж.

Таким образом, эффект производственного леверижда показывает степень предпринимательского риска. Чем больше сила (эффект) производственного леверижда, тем больше риск. Перечислим некоторые зависимости, которые наблюдаются в практике хозяйственной деятельности компаний:

  • если предприятие работает вблизи точки безубыточности, оно имеет относительно большую долю изменений прибыли или убытков при изменении объемов реализации;
  • у рентабельных предприятий при большом объеме реализации высокая прибыль может наблюдаться даже при незначительном росте рентабельности;
  • предприятие, имеющее высокий показатель операционного рычага, при резких колебаниях объемов реализации подвергается значительно большей степени риска, чем при стабильных объемах продаж;
  • чем больше удельный вес постоянных затрат в общей величине издержек предприятия, тем выше сила операционного рычага при определенном объеме производства, тем больший риск при сокращении объемов производства;
  • работать с высоким операционным рычагом могут предприятия, которые обеспечивают значительные объемы реализации и уверены в перспективном стабильном спросе на свою продукцию, работы или услуги.

В заключение данной темы обобщим основные преимущества и недостатки, которыми обладает маржинальный анализ.

Его достоинствами являются:

  • возможность определения точки безубыточности (порога рентабельности) при заданных соотношениях показателей "затраты – объем – прибыль" и зоны безубыточного производства;
  • установление необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
  • определение критической цены реализации при заданном объеме реализации и уровне переменных и постоянных затрат.

В то же время его практическое использование требует соблюдения определенных правил и допущений:

  • необходимо деление издержек на постоянные и переменные;
  • переменные издержки должны изменяться пропорционально объему производства;
  • постоянные издержки не должны изменяться в пределах значимого объема производства;
  • должно соблюдаться тождество производства и реализации продукции в рамках анализируемого периода времени.

Слово «Автономия» имеет греческое происхождение и дословно переводится как самоуправление. Со временем оно перестало означать простую самостоятельность и стало термином общественно-политической лексики. Сегодня автономию определяют как право определённой территории руководствоваться собственными законодательными нормами, особым образом организовывать свою администрацию и/или реализовать права этнических меньшинств. Понятие автономии подразумевает не только самостоятельность определённого региона. Оно также указывает, что автономные регион имеет больше полномочий, чем другие административные единицы, входящие в состав данного государства. Рассмотрим примеры автономий, существовавших в прошлом и существующих сегодня.

Первые автономии

Автономии современного типа появились после наполеоновских войн. Они пришли на смену вассальным отношениям, существовавшим в Священной Римсокой империи и Рейнском союзе. В 1830 году Османская империя была вынуждена признать автономию княжества Сербия. Позднее в составе распадавшейся империи появились другие автономии: Румыния (1877) и Восточная Румелия (1878). Христианское население этих областей пользовалось более широкими правами и имело собственные представительские органы. Автономии в составе Турции рассматривались великими державами как временные образования. Со временем они либо становились независимыми, либо вливались в состав новых балканских государств. В начале ХХ века под давлением великих держав создавались и другие автономии, например Монголия и Тибет в составе Китая (1911).

Автономии после Первой мировой войны

Сформированная в 1918 году Лига Наций гарантировала народностям право на самоопределение. Некоторым регионам многонациональным было предоставлено широкое самоуправление. Например, населённые шведами Аландские острова получили автономию в составе Финляндии, а населённый датчанами и немцами Шлезвиг - в составе Дании. Считалось, что такие образования смогут предотвратить приграничные конфликты и удовлетворить местное население.

В составе советской России в 1918 году появились автономные республики (АССР) и области (АО), а позже также автономные округа. После автономии были организованы также в Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и Таджикской ССР. Фактической автономии эти территории не имели, но признаками их особого статуса были дополнительные национальные языки, а у АССР - также гербы и флаги. Автномные национальные образования были представлены в Совете Национальностей СССР. Похожая система автономии существует в КНР. В её состав входят пять автономных районов, 30 автономных округов и 120 автономных уездов. Автономию совсем другого характера имеют Специальные административные районы Сянган и Аомынь. Они имеют собственное законодательство, валюты, представительские органы и даже силовые структуры. Фактически пекинское правительство представляет САР только на внешнеполитической арене и в сфере обороны.

С многие автономные образованияне найдя общего языка с государством решили отделиться. Независимые государства были провозглашены на территории Абхазии, Южной Осетии и Карабаха. До 2004 года де-факто независимой была также Аджария. Правительство Молдовы было вынуждено предоставить автономию двум новым образованиям: Гагаузии и Приднестровью. Автономная республика , воспротивившись незаконной смене власти на Украине провела Всеобщий референдум (2014г) среди населения о независимости. Свыше 80% жителей изъявили желание войти в состав России.

Автономии дальнего зарубежья

Федеративные субъекты США, Германии и других западных стран традиционно не считаются автономиями, хотя имеют широкие функции самоуправления. Единственное государство, состоящее целиком из автономий - Королевство Испания. В последние десятилетия автономии получили бывшие индейские резервации Канады и США. На их территориях не в полной мерее действуют федеральные законы и созданы условия для сохранения самобытности коренных народов.

Философия

В философии автономия - самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант); способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. Необходимость автономии была осознана уже в античности Демокритом и Сократом . Как всеобщий принцип поведения автономия провозглашена Лютером , выступавшим против авторитаризма римско-католической церкви.

Проблема автономии была этически осмыслена Шефтсбери , Хатчесоном , а в теоретически последовательной форме Кантом (автономная этика).

Моральная автономия позволяет, сохраняя человеческое достоинство и ответственность, быть свободным от произвольных социальных установлений, диктата власти и не терять самообладания перед лицом стихии, недуга или угрозы смерти.

Право

В правовом понимании , автономия - это право , предоставляемое единениям, сословиям, корпорациям руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.

Теорией государственного управления выделяется самоуправление - следствие децентрализации государственной власти в форме нормативно-правового закрепления передачи прав административно-территориальным единицам государства по реализации от лица местного населения возможности и способности определения общественного порядка в вопросах местного значения в определённых сферах под собственную ответственность. Наряду с самоуправлением - равноправноправием всех административно-территориальных единиц, автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные - в вопросах осуществления организации общественного управления и принятия решений, и национальные - в реализации особых прав этнических групп.

В средние века существовали самые обширные и разнообразные автономии, колебавшие государственное единство и общее государственное право. Современные государства по справедливости не допускают автономии, способной нарушать равноправность. Но и теперь, признается, конечно в границах закона, автономия общин, единений, союзов, корпораций в их внутренних, особенных делах и отношениях. Подобная автономия обеспечивает их свободное развитие, необходимый рост и порядок, благотворно действуя на развитие сил как отдельных членов, так и всей совокупности их в единении или союзе. Кроме того, государство может допускать дожившую до конца XIX - начала автономию династических родов и дворян-землевладельцев, в той степени, в которой она не противоречит государственному устройству и не выходит из области семейных институтов и наследственного права (фамильные постановления, фидеикомиссы , выдел дочерей и т. п.).

Кибернетика

Если мы говорим об автономии в человеческом организме , фирме или системе , то имеем в виду, что та или иная её часть или определённая функция сама отвечает за её регулирование. При довольно свободном толковании автономии можно перевести это слово как «самоисполнение закона».

См. также

Литература

  • Гнейст. Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatswerwaltung u. Selbstvervvaltung u. s. w. B., 1870.
  • Л. Штейн. Учение об управлении / Рус. пер. Спб., 1877.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Самоуправление
  • Философские термины
  • Социальная философия
  • Политическая философия
  • Международное право
  • Философия права
  • Кибернетика
  • Конституционное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Автономия" в других словарях:

    - (autonomy) Самоуправление. Термин употребляется по отношению к отдельному человеку, к группе людей и к организации. Автономная личность – это человек способный сам управлять своими поступками, что является, по Канту (Kant), необходимым условием… … Политология. Словарь.

    - (от греч. autos сам, и nomos закон). 1) право подчиненной области, страны, провинции управляться собственными законами. 2) у римлян, привилегии некоторых городов удерживать свои законы, самим избирать городские власти и чеканить свою монету. 3) в … Словарь иностранных слов русского языка

    Автономия - Автономия ♦ Autonomie Повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода. Употреблением в философском контексте термин «автономия» в основном обязан Канту. Автономия – это власть над собой (свобода), осуществляемая… … Философский словарь Спонвиля

    - (гр. autonomia самоуправление, от autos сам и nomos закон) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридический словарь

    АВТОНОМИЯ - (от греч. autos сам + nomos закон) (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда А. рассматривается как … Большая психологическая энциклопедия

    АВТОНОМИЯ - (гр. autonomia от autos сам и nomos закон, т.е. самоуправление) в широком смысле определенная степень самостоятельности каких либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта,… … Юридическая энциклопедия

    Самоуправление, независимость, суверенность, суверенитет, обособленность, разрозненность, изолированность, изоляция, оторванность, разобщенность, автокефалия, замкнутость, отделение, обособление, локализация, гомруль. Ant. колониализм, колония,… … Словарь синонимов

    автономия - и, ж. autonomie f < , гр. 1596. Лексис.1. Право какой л. национально территориальной единицы самостоятельно решать дела внутреннего управления в соответствии с конституцией; самоуправление. БАС 2. Автономия с уплатой дани. Дело Востока… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    От греч. autonomia, англ. autonimy самоуправление,независимость, право самостоятельного управления, право решения вопросов управления частью территории государства, закрепленное в конституции страны. Автономия предполагает значительную… … Словарь бизнес-терминов

Что такое Автономия? Значение и толкование слова avtonomija, определение термина

1) Автономия - (от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся единица. В зависимости от уровня самостоятельности территориальные А. обычно подразделяются на политическую, государственную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением государственной власти и управления (автономная республика), и административную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением лишь административной власти и управления {автономные области, округа, районы и др.). В многонациональных странах А. нередко выступает как государственно-правовая форма решения национального вопроса, приобретая национальную форму. Национальная А., в свою очередь, подразделяется на А. национально-территориальную и национально-культурную.

2) Автономия - (греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти - это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.

3) Автономия - - предоставление какой-либо части государства или всем однопорядковым частям той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления, т.е. определенное распределение властных функций между центром и регионами. В узком смысле, автономия - это правовое пространство, образуемое в связи с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

4) Автономия - - внутреннее самостоятельное управление политико-национального образования в рамках единого государства, закрепленное в общегосударственной конституции.

5) Автономия - (гр. autonomia autos сам + nomos закон) - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов), а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков). Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

6) Автономия - (от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования территориально-политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией.

Автономия

(от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся единица. В зависимости от уровня самостоятельности территориальные А. обычно подразделяются на политическую, государственную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением государственной власти и управления (автономная республика), и административную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением лишь административной власти и управления {автономные области, округа, районы и др.). В многонациональных странах А. нередко выступает как государственно-правовая форма решения национального вопроса, приобретая национальную форму. Национальная А., в свою очередь, подразделяется на А. национально-территориальную и национально-культурную.

(греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти - это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.

Предоставление какой-либо части государства или всем однопорядковым частям той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления, т.е. определенное распределение властных функций между центром и регионами. В узком смысле, автономия - это правовое пространство, образуемое в связи с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

Внутреннее самостоятельное управление политико-национального образования в рамках единого государства, закрепленное в общегосударственной конституции.

(гр. autonomia autos сам + nomos закон) - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов), а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков). Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.