Анализ романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Что такое преступление в формальном смысле? Анекдоты про Достоевского

Понятие преступления рассматривается в двух аспектах. Первый - материальный, второй - формальный. Рассмотрим их подробнее.

Что такое преступление в формальном смысле?

С этой позиции указанный термин рассматривается как деяние, предусмотренное в УК конкретной страны. В этом случае становится неясно, какой принцип используется для внесения тех или иных наказуемых поведенческих актов в законодательство. Такое понятие преступления не позволяет отделить его от малозначительного деяния. Последнее представляет собой такую модель активности субъекта, которую нельзя наказывать по УК. С формальной стороны, например, человек может сесть в тюрьму за кражу пирожка с капустой, поскольку в этом смысле деяние является преступлением.

Материальное определение

Оно более конкретно устанавливает признаки, по которым те или иные виды преступлений отличаются от некриминальных проступков. В первую очередь такими критериями выступают указания на степень опасности для общества и объекты посягательств. Вместе с этим нельзя отдавать приоритет тому или другому признаку, определяя преступление. Это, например, было свойственно УК РСФСР от 1922 года. В законодательстве строго наказывалось действие/бездействие, которое создавало угрозу для рабоче-крестьянского правопорядка. Другими словами, чтобы человека назвать преступником, не нужно было устанавливать, что конкретно нельзя нарушать. Судьи, таким образом, руководствуясь УК от 1922-го и ссылаясь на рабоче-крестьянское правосознание, могли объявить наказуемым по Кодексу любое деяние, которое по каким-то причинам им казалось угрожающим для советского государства.

Общественная опасность

Один из основных признаков, которым отличается преступление, - это угроза для социума. Общественная опасность или вредоносность выражаются в нанесении ущерба каким-либо интересам, находящимся под защитой закона. Так, например, такие виды преступлений, как кража, взяточничество и прочие, причиняют вред общественным отношениям. В этой связи они считаются антисоциальными. Те деяния, которые с формальной стороны попадают под тот или иной состав, но не несут общественной опасности, не будут рассматриваться как преступление. Это, например, имеет место в случае, когда гражданин, защищая ребенка от маньяка, нанес последнему телесные повреждения. Формально действия лица попадают под УК. Но оно в рамках указанных обстоятельств не несет опасности для общества, а, скорее, наоборот, полезно.

Уголовная противоправность

Этот признак говорит о том, что деяние лица должно оговариваться УК. Иначе, несмотря на наличие общественной угрозы, его поведение - не преступление. Это, например, касается случая, когда мужчина бросает женщину с малолетним ребенком, не обеспечив их средствами к существованию. Такой поступок, безусловно, аморален. Но он не предусмотрен в УК. Следует также отметить, что уголовное право не допускает аналогии. К примеру, судья при рассмотрении случая похищения информации путем проникновения в базу данных компьютера не может использовать статью о краже, несмотря на то, что она, в общем-то, регламентирует похожую ситуацию.

Виновность

Преступление - это осознанное деяние. Гражданин подлежит привлечению к ответственности, в отношении него должны использоваться меры принуждения (санкции), если он способен был контролировать свои поступки и понимал, что делает. Другими словами, совершение преступления предполагает проявление воли и сознания субъекта. Указанные факторы внешне выражаются в категории вины. Она представляет собой психическое отношение гражданина к деянию, предусмотренное в УК. Выражается оно в качестве неосторожности или умысла. Вина - это также отношение к последствиям своих действий, посредством которого проявляется негативная реакция на интересы общества или личности.

Классификация

Степень опасности для общества представляет собой качество, которое характерно для всех преступлений. Вместе с этим деяния отличаются друг от друга по содержанию и уровню вреда, возникающему в результате. В зависимости от степени и характера общественной угрозы, формы вины, все преступления разделяются на категории. Существуют деяния небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие.

Специфика

Уголовное преступление небольшой тяжести - умышленное и неосторожное деяние. За них в УК предусматривается максимальное наказание не более двух лет тюрьмы. За неправомерные действия средней тяжести виновному грозит не больше пяти лет. К таким преступлениям, например, относят нарушения правил по учету, хранению, использованию, перевозке легковоспламеняющихся, взрывчатых веществ и пиротехники. В эту же категорию включены неосторожные деяния. За них максимальное наказание по УК - не больше двух лет тюрьмы. За тяжкие преступления установлено не больше десяти лет заключения. К ним относят, например, привлечение к ответственности по УК заведомо невиновного субъекта, соединенное с обвинением в тяжком или особо тяжком умышленном деянии. В последнюю категорию включены преступления, которые наказываются тюремным заключением на срок больше десяти лет или пожизненно. К примеру, таким деянием является посягательство на жизнь гражданина, осуществляющего предварительное расследование или правосудие.

Умысел

Он может быть прямым. В этом случае лицо осознает степень опасности своего поведения для общества, предвидит и желает наступления негативных последствий в результате своих действий/бездействий. Такое имеет место, например, в случае, когда гражданин, ссорясь с кем-то, угрожает ему убийством, а затем сознательно наносит ножевые удары в грудь, живот, шею, понимая, что это может вызвать гибель обидчика. Умысел может быть также и косвенным. В такой ситуации наступление негативных последствий безразлично виновному. Это значит, что субъект также понимает опасность своего поведения, предполагает результат и осознанно его допускает. Преступные последствия в такой ситуации выступают не как цель, а как побочный эффект. Его возникновение позволяет виновному достичь другого преступного итога. Например, при нападении на инкассатора виновный, убегая, отстреливается и убивает случайных людей.

Неосторожность

Она проявляется в форме легкомыслия или небрежности. В первом случае речь идет о том, что виновный предвидел вероятность негативных последствий, но без достаточных оснований рассчитывал на их предотвращение. Например, водитель, понимая, что превышение скорости в условиях гололеда опасно, все равно это делает, что приводит к ДТП. Небрежность не предполагает, что гражданин предвидел последствия, но он мог и должен был о них подумать, если бы был внимательным и предусмотрительным.

Многие из нас наверняка читали в школе роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Интересна история создания данного произведения. Известно, что автора к его написанию подтолкнуло дело французского убийцы-интеллектуала Пьера Франсуа Ласьера, обвинявшего общество во всех своих злоключениях. Здесь приведено краткое изложение романа. Итак, Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».

Что побудило Родиона к убийству

Место действия - один из бедных районов Петербурга, время - 60-е годы XIX века. Родион Раскольников, ныне бывший студент, относит старухе-процентщице свою последнюю ценную вещь, чтобы заложить ее. Живет он в каморке на чердаке. Денег у него нет. Размышляя о том, что такие отвратительные люди, как процентщики, наживающиеся на бедственном положении других людей, не должны жить, он решает убить старуху. Его встреча в трактире со спившимся чиновником Мармеладовым, который рассказывает бывшему студенту о том, что его жена Катерина Ивановна из-за нищеты толкнула его дочь Соню на панель, укрепляет Родиона в этом решении. В придачу ко всему на следующее утро наш герой получает письмо, из которого узнает о приезде своей матери и сестры Дуни, которая должна выйти замуж за Лужина - человека мелкого, но зажиточного. Мать Родиона надеется на то, что средства будущего зятя помогут сыну продолжить учебу в университете. Размышляя о жертвах Сони и Дуни, Раскольников убеждает себя в том, что убийство старухи-процентщицы будет обществу во благо. Со знакомства с главным героем и мотивами его будущего преступления и начинает Достоевский «Преступление и наказание». Герои произведения не делятся на положительных и отрицательных. Всем им присущи человеческая слабость и готовность совершить грех в силу каких-либо обстоятельств.

Убийство

В душе нашего героя борются два противоположных чувства. Одно говорит о том, что смерть процентщицы предрешена, а другое противится насилию. Ночью накануне убийства Родиону снится сон-воспоминание детства. В нем сердце мальчика сжимается от жалости к тощей лошаденке, которую забивают насмерть. Но, несмотря на это, Раскольников все же совершает убийство старухи. Вместе с ней он убивает также и ее сестру Лизавету, которая стала свидетельницей расправы. Украденные ценные вещи бывший студент прячет в случайном месте, даже не прикинув их стоимости. Так описывает сцену убийства в романе Достоевский. «Преступление и наказание» позволяет нам не только познакомиться с психологией преступника, но и понять мотивы совершения им данного злодеяния.

Знакомство Раскольникова с Соней и Катериной Ивановной

После совершенного преступления Раскольников чувствует себя больным. Это не остается незаметным для окружающих. Вскоре до него доходят слухи о том, что в убийстве старухи обвинен маляр Миколка. Наш герой чувствует сильные угрызения совести и решает уже сознаться в содеянном. Но в это время он видит, как карета переезжает человека. Родион подбегает и видит, что это Мармеладов. Наш герой тратит свои последние деньги на то, чтобы умирающего привезли домой и вызвали к нему доктора. В доме Мармеладова он знакомится с его дочерью Соней и Катериной Ивановной. Так описывает один из самых значимых эпизодов в романе Достоевский. «Преступление и наказание» вызывает у читателей смешанные чувства. Кто-то жалеет главного героя, кто-то относится к нему с отвращением. Хочется верить, что знакомство с изменит всю жизнь Родиона Раскольникова.

Разговор Родиона со следователем

Для того чтобы узнать о том, не нашлись ли заложенные им вещи, Раскольников приходит к следователю Порфирию Петровичу. Между ними происходит долгий разговор. Бывший студент уверяет, что есть два разряда людей: низший и высший. Он говорит, что высшему звену дано право «крови по совести». Проницательный полицейский подозревает, что перед ним сидит убийца старушек. Но доказательств у него нет.

Миколка признается в убийстве

Это был не последний разговор Раскольникова со следователем. Вскоре убийца, мучимый угрызениями совести и сомнениями в своей теории, вновь приходит в полицию. Следователю удается довести преступника до нервного срыва. Его близко. Но неожиданно для всех убийство берет на себя маляр из деревни Миколка.

Признание Раскольникова

Несмотря на сложность поднимаемых проблем, произведение Достоевского «Преступление и наказание» читается очень легко. Поэтому рекомендуется прочесть его в полном объеме.

Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание"? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом. Писателя волнует не процесс преступления, даже не само наказание, каково оно по сути: тюрьма, каторга, ссылка... Другое...

"Почему?" - вот вопрос, который он, очевидно, задавал себе, когда работал над созданием романа. Почему, что толкает человека на совершение этого жестокого поступка? Неужели только нужда? Но сколько других людей, нуждающихся, бесправных, не имеющих положения в обществе. Эти люди теряют смысл жизни, для них нет больше жизни вообще, они не живут, а существуют. И таких людей в романе Достоевского много. "За общей серой картиной действительности, читатель может не заметить их. Однако один такой герой наиболее ярко выделяется на этом темном фоне. Мармеладов. Пьяница и "забавник" (так называют его в трактире). Отставной чиновник, отчаявшийся человек, что ему осталось в жизни? Наверное, этот вопрос долго мучил его. Он решился, наконец, на последний шаг - стать человеком. И что же? Не вышло. Спился. "Финита ля комедия". Жизнь кончена. Что остается? Итог - понятен... Но почему, почему Мармеладов не становится убийцей? Что удерживает его? Воли не хватает? А может, он человек не такой жестокий, как Раскольников? Но ведь и Раскольников не был жестоким. Достоевский приводит тому множество примеров. Достаточно вспомнить поведение Раскольникова на пожаре, его отношение к заболевшему товарищу - студенту, наконец, к дочери хозяйки квартиры, где он "живет" (если это только можно назвать жизнью).

Достоевский более чем странно описывает нам своего героя: то он пытается убедить читателя в человечности Раскольникова, в том, что он способен любить и сострадать; то вдруг со всей остротой описывает его хладнокровие. Этим, мне кажется, писатель хотел сказать, что Раскольников настолько же жесток, насколько человечен.

Значит, все же не это главное, не жестокость. Нечто другое, несравнимо большее стоит за убийством. Ведь человек, совершив преступление, каким бы жестоким оно ни было, в душе все же обязательно оправдывает себя. Но разве можно оправдать убийство? Где же Раскольников ищет оправдание своему поступку? "Он его не ищет, - говорит Достоевский, - оно уже есть".

Действительно, Раскольников долго не мог решиться на такой шаг. Ему необходимы были силы не физические, а моральные. И точно как Соня жива только тем, что верит в чудо, в доброту людскую (уж ей ли верить!), так точно и Раскольников верит в свою теорию. Теорию по сути антигуманную. Раскольников считает, что люди подразделяются на "тех, кто право имеет" и "тварей дрожащих". По его убеждению, существуют "гении", которые и правят миром. Что "гениев" этих порождает "серая масса" - люди. Все, все люди ничего не стоят как личности. Жизнь десяти, сотни, а тем более одного человека - ничто, по сравнению с жизнью Наполеона, например. А значит, пробиваться к цели своей такой вот гений может (и даже должен!) через трупы людские. И это все оправдывает теория Раскольникова, в которой он уверен не меньше чем в себе. Именно поэтому он и решается на убийство. Оставалось проверить, действительно ли он принадлежит к числу тех, кто "имеет дар и талант сказать в среде своей новое слово", или он такой, как все. И он проверил...

"Я не человека убил. Я принцип убил! Принцип-то я и убил! А переступить-то не переступил, на этой стороне остался..."

Убийство оказалось страшнее теории. Оказалось, что Раскольников-то вовсе и не "гений", а "вошь" обыкновенная, такая же, как и "старушонка".

"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старуху! Тут-таки разом и ухлопал себя навеки..."

Тут бы, как говорится, и сказке конец, но весь ужас состоит в том, что Раскольников не отказывается от своей теории; более того, он еще сильнее ненавидит свою жертву. Он не раскаивается, а видит свое преступление в том, что не вынес его...

Так в чем же наказание Раскольникова? Достоевский считает, что это не раскаяние. Это страшнее, мучительнее. Ведь Раскольников пытался доказать своей теорией, что нравственности вообще нет и человечество живет законами "естественного отбора", где право на жизнь имеет лишь "гений". Но эта теория убийственная и не может быть верной. Поэтому Раскольникову предстоит тяжелый путь к истине, когда он ценой великих сомнений поймет, наконец, что все эти годы он заблуждался. Тогда-то вот Раскольников окажется в той душевной пустыне, где нет места старому миру, а надо искать новый...

На мой взгляд, смысл романа не в том, чтобы показать и рассказать читателю о преступлении какого бы то ни было частного лица, а чтобы таким вот примером объяснить, в чем состоит преступность подобной теории перед человечеством вообще; и какое раскаяние ждет людей, если они пойдут наперекор нравственности.

План сочинения
1. Вступление. Обращение писателя к библейским темам и сюжетам.
2. Основная часть. Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание».
— Мотив Каина в романе.
— Мотив Египта и его развитие в романе.
— Мотив смерти и воскресения в романе.
— Библейские мотивы, связанные с образом Сони.
— Мотив причащения, связанный с образом Мармеладова.
— Мотив бесов и его развитие в романе.
— Мотив бесовства в последнем сне героя.
— Мотив бесов в создании образа Свидригайлова.
— Мотив смеха и его значение в романе.
3. Заключение. Своеобразие тематики романов Достоевского.

Человек в романах Достоевского чувствует свое единство с целым миром, чувствует свою ответственность перед миром. Отсюда глобальность остро поставленных писателем проблем, общечеловеческий характер их. Отсюда и обращение писателя к вечным, библейским, темам и идеям. В своей жизни Ф.М. часто обращался к Евангелию. Он находил в нем ответы на жизненно важные, волнующие вопросы, заимствовал из евангельских притчей отдельные образы, символы, мотивы, творчески перерабатывая их в своих произведениях. Библейские мотивы отчетливо прослеживаются и в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Так, образ главного героя в романе воскрешает мотив Каина, первого убийцы на земле. Когда Каин совершил убийство, он стал вечным скитальцем и изгнанником в родной земле. То же самое происходит и с Раскольниковым у Достоевского: совершив убийство, герой чувствует отчуждение от окружающего мира. Раскольникову не о чем говорить с людьми, «уже больше ни о чем, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить», он «как будто ножницами отрезал себя ото всех», родные как будто боятся его. Сознавшись в преступлении, он попадает на каторгу, но и там на него смотрят недоверчиво и неприязненно, его не любят и избегают, однажды даже хотели убить его как безбожника. Однако Достоевский оставляет герою возможность нравственного возрождения, а следовательно, возможность преодоления той страшной, непроходимой пропасти, что лежит между ним и окружающим миром.
Другой библейский мотив в романе – это мотив Египта. В грезах Раскольникову представляется Египет, золотой песок, караван, верблюды. Встретив мещанина, назвавшего его убийцей, герой вновь вспоминает о Египте. «Стотысячную черточку просмотришь, – вот и улика в пирамиду египетскую!», – в испуге думает Родион. Рассуждая о двух типах людей, он замечает, что Наполеон забывает армию в Египте, Египет для этого полководца становится началом его карьеры. О Египте в романе вспоминает и Свидригайлов, заметив, что у Авдотьи Романовны натура великомученицы, готовой жить в Египетской пустыне. Мотив этот имеет в романе несколько значений. Прежде всего Египет напоминает нам о его правителе, фараоне, который был низвергнут Господом за гордыню и жестокосердие. Сознавая «гордое могущество» свое, фараон и египтяне сильно притесняли народ израильский, пришедший в Египет, не желая считаться с их верой. Десять казней египетских, посланные богом на страну, не смогли остановить жестокость и гордыню фараона. И тогда Господь сокрушил «гордость Египта» мечом царя Вавилонского, истребив египетских фараонов, и народ, и скот; превратив землю Египетскую в безжизненную пустыню. Библейское предание здесь напоминает о суде божьем, о наказании за своеволие и жестокость. Египет, явившийся во сне Раскольникову, становится предостережением для героя. Писатель как будто все время напоминает герою, чем заканчивается «гордое могущество» властелинов, сильных мира сего. Предостережением становится и упоминание Свидригайлова о Египетской пустыне, где долгие годы пребывала великомученица Мария Египетская, бывшая некогда великой грешницей. Здесь возникает тема раскаяния и смирения, но одновременно – и сожаления о прошлом. Вместе с тем Египет напоминает нам и о других событиях – он становится местом, где Божья Матерь с младенцем Иисусом укрывается от преследования царя Ирода (Новый Завет) . И в этом аспекте Египет становится для Раскольникова попыткой пробуждения в душе его человечности, смирения, великодушия. Таким образом, мотив Египта в романе еще и подчеркивает двойственность натуры героя – его непомерную гордыню и едва ли меньшее природное великодушие.
С образом Раскольникова в романе связан евангельский мотив смерти и воскресения. После совершения им преступления Соня читает Родиону евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу. Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа. После совершения убийства Раскольников становится духовным мертвецом, жизнь как будто уходит из него. Квартира Родиона похожа на гроб. Лицо его – мертвенно-бледное, как у мертвеца. Он не может общаться с людьми: окружающие, с их заботой, суетой вызывают в нем злость и раздражение. Умерший Лазарь лежит в пещере, вход в которую завален камнем – Раскольников же прячет под камнем награбленное в квартире Алены Ивановны. В воскресении Лазаря принимают живейшее участие его сестры – Марфа и Мария. Именно они приводят к пещере Лазаря Христа. У Достоевского Соня исподволь подводит Раскольникова к Христу. Раскольников возвращается к нормальной жизни, открыв в себе любовь к Соне. Это и есть у Достоевского воскресение героя. В романе мы не видим раскаяния Раскольникова, однако в финале он потенциально готов к этому.
Другие библейские мотивы в романе связаны с образом Сони Мармеладовой. С этой героиней в «Преступлении и наказании» связан библейский мотив прелюбодеяния, мотив страдания за людей и всепрощения, мотив Иуды. Как Иисус Христос принял страдания за людей, точно так же и Соня принимает страдания за своих близких. Причем она сознает всю мерзость, греховность своего занятия и тяжело переживает собственное положение. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!
– А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смотрел на нее.
Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась предложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать решимость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою». Мы знаем, что Соню на этот путь подтолкнула Катерина Ивановна. Однако девушка не обвиняет свою мачеху, а, напротив, защищает, понимая всю безвыходность ситуации. «Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила». Здесь ощущается едва уловимый мотив Иуды, продавшего Христа за тридцать серебреников . Характерно, что Мармеладову Соня тоже выносит последние тридцать копеек. Семья Мармеладовых в известной степени «предает» Соню. Именно так в начале романа ситуацию рассматривает Раскольников. Глава семьи, Семен Захарыч, беспомощен в жизни словно малое дитя. Он не может побороть своей пагубной страсти к вину и воспринимает все происходящее фатально, как неизбежное зло, не пытаясь бороться с судьбой и противостоять обстоятельствам. Однако мотив Иуды не звучит у Достоевского отчетливо: в несчастьях семьи Мармеладовых писатель обвиняет скорее саму жизнь, капиталистический Петербург, равнодушный к судьбе «маленького человека», нежели Мармеладова и Катерину Ивановну.
Мармеладов, имевший пагубную страсть к вину, вводит в роман мотив причащения. Тем самым писатель подчеркивает изначальную религиозность Семена Захаровича, наличие в душе его подлинной веры, того, чего так не хватает Раскольникову.
Другой библейский мотив в романе – мотив бесов и бесовства. Мотив этот задан уже в пейзажах романа, когда Достоевский описывает невыносимо жаркие петербургские дни. «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич, известка, опять вонь из лавочек и распивочных… Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась…». Здесь возникает мотив полуденного беса, когда человек впадает в бешенство под влиянием палящего солнца, чересчур жаркого дня. В романе Достоевского поведение Раскольникова часто напоминает нам поведение бесноватого. Так, в какой-то момент герой как будто осознает, что на убийство его подталкивает бес. Не найдя возможности взять топор из хозяйкиной кухни, Раскольников решает, что его планы рухнули. Но совершенно неожиданно он находит топор в дворницкой и вновь укрепляется в своем решении. «Не рассудок, так бес!» – подумал он, странно усмехаясь». Раскольников напоминает бесноватого и после совершенного им убийства. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое, отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные – гадки были их лица, походка, движения. Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы, кажется, если бы кто-нибудь с ним заговорил…»
Мотив бесов возникает в последнем сне Раскольникова, увиденном им уже на каторге. Родиону представляется, что «весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». В тела людей вселялись особые духи, одаренные умом и волей, – трихины. И люди, заражаясь, становились бесноватыми и сумасшедшими, считая единственно верными, истинными лишь свою правду, свои убеждения, свою веру и пренебрегая правдой, убеждениями и верой другого. Эти разногласия привели к войнам, голоду, пожарам. Люди оставили свои ремесла, земледелие, они «кололись и резались», «убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Язва росла и продвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли лишь несколько человек, чистых и избранных, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю. Однако этих людей никто и никогда не видел.
Последний сон Раскольникова перекликается с Евангелием от Матфея, где открыты пророчества Иисуса Христа о том, что «восстанет народ на народ и царство на царство», что будут войны, «глады, моры и землетрясения», что «во многих охладеет любовь», люди возненавидят друг друга, «друг друга будут предавать» – «претерпевший же до конца спасется» . Здесь же возникает и мотив казни Египетской. Одной из казней, насланной Господом на Египет для смирения гордыни фараона, стала моровая язва. Во сне Раскольникова моровая язва получает как бы конкретное воплощение в виде вселявшихся в тела и души людей трихинов. Трихины здесь – не что иное, как бесы, вошедшие в людей. Этот мотив мы достаточно часто встречаем в библейских притчах. У Достоевского бесовство становится не физической болезнью, но болезнью духа, гордыней, эгоизмом и индивидуализмом.
Мотив беса развивает в романе и Свидригайлов, который все время как будто искушает Родиона. Как замечает Ю. Карякин, Свидригайлов – «своего рода черт Раскольникова» . Первое явление этого героя Раскольникову во многом сходно с явлением черта Ивану Карамазову. Свидригалов возникает словно из бреда, он кажется Родиону продолжением кошмарного сна об убийстве старухи.
На протяжении всего повествования Раскольникова сопровождает мотив смеха. Так, характерны чувства героя при его разговоре с Заметовым, когда они оба ищут в газетах информацию об убийстве Алены Ивановны. Понимая, что его подозревают, Раскольников, однако, не испытывает страха и продолжает «дразнить» Заметнова. «И в один миг припомнилось ему до чрезвычайной ясности ощущения одно недавнее мгновение, когда он стоял за дверью с топором, запор прыгал, они за дверью ругались и ломились, а ему вдруг захотелось закричать им, ругаться с ними, высунуть им язык, дразнить их, смеяться, хохотать, хохотать, хохотать!». И этот мотив, как мы отмечали выше, присутствует на протяжении всего романа. Тот же смех присутствует в снах героя (сон о Миколке и сон о старухе-процентщице). Б.С. Кондратьев замечает, что смех во сне Раскольникова – это «атрибут незримого присутствия сатаны» . Думается, такое же значение имеет и смех, окружающий героя наяву, и смех, звучащий в нем самом.
Таким образом, в романе мы встречаем синтез самых различных библейских мотивов. Это обращение писателя к вечным темам закономерно. Как замечает В. Кожинов, «герой Достоевского постоянно обращен ко всей необъятной жизни человечества в ее прошлом, настоящем и будущем, он постоянно и непосредственно соотносит себя с ней, все время меряет себя ею» .

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1012.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1121.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М., 1994, с. 1044

4. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М, 1976., с. 37.

5. Кондратьев Б.С. Указ. соч., с. 79.

6. Кожинов В. Указ. соч., с. 174.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) — выдающийся русский писатель, общественный деятель, философ и публицист. Достоевский определил новые направления в русской литературе и являлся в этом смысле «революционером» (примечательно участие писателя в кружке Петрашевского и многолетняя каторга, повлиявшие на его ). Это сыграло отрицательную роль в судьбе самого писателя и в отношении к нему современников.

Лишь после смерти писателя, он был признан одним из самых величайших романистов, повлиявшим на мировую литературу, а также на философские течения и публицистику. Большинство произведений Достоевского неоднократно экранизировались, ставились оперные, балетные и театральные постановки, как в России, так и за рубежом.

Романы Достоевского Ф.М.

Слушать аудиокниги по произведениям Достоевского Ф.М.

Достоевский кратко


  • «60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь…»

  • «Конец 1867 года. Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий…»

  • «Действие происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске в 1870-е гг. В монастыре, в скиту знаменитого старца Зосимы, известного подвижника и целителя, собираются для выяснения своих семейных имущественных дел Карамазовы - отец Федор Павлович и сыновья - старший Дмитрий и средний Иван…»

  • «Иван Петрович, двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречает на петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеет обыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки и уставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей…»

  • «Действие романа происходит в губернском городе ранней осенью. О событиях повествует хроникёр Г-в, который также является участником описываемых событий. Его рассказ начинается с истории Степана Трофимовича Верховенского, идеалиста сороковых годов, и описания его сложных платонических отношений с Варварой Петровной Ставрогиной, знатной губернской дамой, покровительством которой он пользуется…»

  • «Аркадий Макарович Долгорукий, он же - Подросток, рассказывает в своих записках о себе и событиях последнего времени, в которых он был одним из главных участников. Ему двадцать лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы не отвлекаться от осуществления заветной идеи, которую вынашивал чуть ли не с шестого класса…»

  • «Алексей Иванович, 25-летний домашний учитель, вместе с семьёй пожилого генерала Загорянского - падчерицей Полиной и двумя малолетними детьми - живёт в роскошном отеле на немецком курорте Рулетенбург. Ещё в России генерал заложил своё имение некоему маркизу Де-Грие и уже полгода с нетерпением ждёт из Москвы известий о смерти больной тётки Антониды Васильевны Тарасевичевой…»

  • «Макар Алексеевич Девушкин - титулярный советник сорока семи лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в «капитальном» доме возле Фонтанки…»

Памятники

Памятник Достоевскому (Москва, улица Достоевского)

Первый памятник Ф. М. Достоевскому был установлен в Москве на Цветном бульваре в 1918 году в рамках ленинского плана монументальной пропаганды - гранитная статуя работы скульптора С. Д. Меркурова 1911-1913 годов. В 1936 году памятник был перенесён на улицу Достоевского к Мариинской больнице, где родился писатель.
Во многих местах, связанных с именем писателя, установлены или бюсты:

  • памятник в Баден-Баден, Seufzerallee, 76530 Baden-Baden, Германия (2004),
  • бюст в Висбаден, Германия, Hessen, Wiesbaden, Paulinenstrase, 19 (1997),
  • памятник в Хомбурге (2014),
  • памятник в Усадьбе Даровое (1993),
  • памятник в Добрич, Болгария (2008),
  • памятник в Дрездене (2006),
  • памятник в Люблино, Москва (2007),
  • памятник в Москве (1997),
  • памятник в Омске (2001),
  • памятник в Санкт-Петербурге (1997),
  • памятник в Таллине (2002),
  • памятник в Тобольске (2010),
  • памятник в Харькове (2013).

Музеи

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

На данный момент всего открыто семь литературно-мемориальных Фёдора Михайловича Достоевского, шесть из них находятся в России, один - в Казахстане (Семипалатинск).

  • Музей-квартира (103030, г. Москва, ул. Достоевского, 2)
  • Литературно-мемориальный музей в Санкт-Петербурге (191002, г. Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2)
  • Государственный литературный музей в г. Омске (644043, Омская область, г. Омск, ул. Достоевского, 1)
  • Литературно-мемориальный музей в Новокузнецке (654034, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Достоевского, 29)
  • Литературно-мемориальный музей в Семипалатинске (Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Семей, ул. Достоевского, 118)
  • Дом-музей в городе Старая Русса (175200, Новгородская область, г. Старая Русса, наб. Достоевского, д. 42/2)
  • Музей-усадьба в селе Даровое (140600, Московская область, Зарайский р-он, с. Даровое)

Мемориальные доски

По многим адресам, где проживал и работал Ф. М. Достоевский установлены памятные доски, в частности в Санкт-Петербурге на следующих домах:

  • 1971 - Владимирский проспект, 11 (дом К. Я. Пряничникова) со стороны Графского переулка, 10: «В этом доме с 1842 г. по 1845 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
  • 1956 - Кузнечный переулок, 5/2 (дом У. К. Кучиной), ныне музей писателя: «В этом доме в 1846 г. и с 1878 г. по день смерти 9 февраля 1881 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
  • 2000 - Вознесенский проспект, 8 (доходный дом Я. Х. Шиля)
  • 1995 - 3-я Красноармейская улица (бывшая 3-я рота Измайловского полка, 5) со стороны улицы Егорова, 8: «На этом месте стоял доходный дом, в котором с марта 1860 года по сентябрь 1861 года жил великий русский писатель Ф. М. Достоевский и работал над “ ” и романом “ ”»
  • 1998 - Казначейская улица, 7 (ранее доходный дом И. М. Алонкина на Малой Мещанской): «В этом доме в 1864–1867 годах жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь написан роман “ ”». Здесь же был создан роман « »
  • 1986 - доска на фасаде курзала «Висбаденские воды» напоминает о том, что в Висбадене создавался роман « »
  • 2006 - в Вильнюсе на здании гостиницы по улице Диджейи № 20, в которой в 1867 году по пути в Берлин останавливался Ф. М. Достоевский с женой Анной Григорьевной, была открыта мемориальная таблица скульптора Ромуальдаса Квинтаса. Впоследствии Достоевский кратковременно бывал там по пути из Петербурга в Западную Европу и обратно

Достоевский был во Флоренции дважды: с Н. Н. Страховым летом 1862 года и с декабря 1868 года по июнь 1869 года с женой Анной Григорьевной. На площади Питти (Palazzo Pitti ) на доме № 22 имеется мемориальная доска: «Где-то здесь на рубеже 1868 и 1869 годов Федор Михайлович Достоевский завершил роман „ ”» (итал. In questi pressi fra il 1868 e il 1869 Fedor Michailovic Dostoevckij compí il romanzo «L`Idiota» ). Уже после установления памятной доски Н. П. Прожогин обнаружил запись Достоевского в библиотеке с указанием своего действительного адреса во Флоренции: улица Гвиччардини (Guicciardini ), 8. Роман «Идиот» писатель завершил 17 января 1869 года.

Зона Достоевского

«Зона Достоевского» - так неформально именуется район подле Сенной площади в Санкт-Петербурге, который тесно связан с творчеством Ф. М. Достоевского. В домах № 1, № 7 (установлена памятная доска) и № 9 по Казначейской улице жил писатель, а в доме № 1 в квартире брата Михаила располагались редакции журналов «Время» и «Эпоха».

Здесь на улицах, переулках, проспектах, на самой площади, на Екатерининском канале разворачиваются действия ряда произведений писателя (« », « » и других). В домах этих улиц Достоевский поселил своих литературных персонажей - Родиона Романовича Раскольникова, Соню Мармеладову, Свидригайлова, генерала Епанчина, Рогожина и других.

На Гражданской улице (бывшей Средней Мещанской) в доме № 19 (угол Столярного переулка, 5) по мнению краеведов «жил» Родион Раскольников. Во многих путеводителях по Санкт-Петербургу это здание значится как «Дом Раскольникова», на углу которого 7 июля 1999 года был установлен горельеф Ф. М. Достоевскому.

«Зона Достоевского» создана в 1980-1990-х годах по требованию общественности, заставившей городские власти привести в порядок расположенные здесь памятные места, которые связаны с именем писателя.

Названия в честь Ф. М. Достоевского

В Великом Новгороде имя писателя носит Новгородский академический театр драмы.
В Новокузнецке (бывш. Кузнецк) есть улица и мемориальный музей.
В Омске в честь Ф. М. Достоевского названа улица, библиотека, Омский государственный литературный музей, Омский государственный университет, установлено 2 памятника; один из них был открыт 12 ноября 2001 года ко дню 180-летия рождения писателя, и др.
В Старой Руссе Новгородской области именем писателя названа набережная Достоевского на реке Порусья.
Самолет Boeing 767 VP-BAX авиакомпании Аэрофлот назван в честь Фёдора Достоевского.
В 1956 году в Венгрии был построен колёсный пароход «Достоевский», занятый в съёмках в фильма «Жестокий романс» под названием «Святая Ольга».
В 1979 году именем Ф. М. Достоевского назван кратер на планете Меркурий.
В честь Ф. М. Достоевского сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкиной названа малая планета 3453 Dostoevsky, открытая 27 сентября 1981 года.
В 1983 году в Германии по проекту 301 был построен теплоход «Фёдор Достоевский»
В Санкт-Петербурге именем Ф. М. Достоевского названа улица. 30 декабря 1991 года была открыта станция метро Достоевская, получившая это название из-за близости к музею-квартире Ф. М. Достоевского.
В мае 2006 года вышел роман писателя Бориса Акунина «Ф. М.», в котором внук Эраста Фандорина пытается найти неизвестный вариант рукописи романа Достоевского «Преступление и наказание».
Дни Достоевского в Университете Малайзии (Куала-Лумпур)
В Москве имя писателя носят улица и переулок. 19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезнёвскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
В октябре 2011 года в Университете Малайя (Куала-Лумпур) прошли дни, посвящённые 190-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

Топонимика

Годонимы (топоним для обозначения названий улиц, в том числе проспектов, бульваров, аллей, набережных, проездов, переулков, линий, шоссе, тупиков) в честь Достоевского Ф.М. имеются во многих городах России, Белоруссии, Литвы, Украины, Германии.

Марки

Серия: 100 лет освобождения от турецкого ига. Знаменитости, выразившие солидарность с болгарами Портрет Федора Достоевского. Болгария, 1978, 5 st. П. глубокая. 13.

Федор Достоевский СССР, 1991, 7 kop. Год русской культуры. На марке: портерт Федора Достоевского (Василий Перов, 1872, Москва, Государственная Третьяковская галерея), шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, ангел. Художник: Перов Василий

Монеты


Юбилейная серебряная монета серии «Выдающиеся личности России» номиналом 2 рубля – «175-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского» выпущена Банком России 3 декабря 1996 года.

Серия: «Выдающиеся личности России»
Год выпуска: 1996
Номинал: 2 рубля
Металл, проба: Серебро, 500
Качество: Пруф
Тираж: 50 000
№ по каталогу ЦБ: 5110-0014
Дата выпуска: 03.12.1996
Масса общая, г: 15,87 (±0,15)
Содержание серебра min, г: 7,78
Диаметр, мм: 33,00 (±0,20)
Толщина, мм: 2,4 (±0,20)
Аверс: изображение двуглавого орла (художник И. Билибин), по кругу надписи: вверху — «ДВА РУБЛЯ 1996 г.», внизу — «БАНК РОССИИ». В нижней части — обозначение металла, проба сплава, содержание драгоценного металла в чистоте и товарный знак монетного двора.
Реверс: портрет Ф.М. Достоевского, слева вверху — изображение церквей, ниже — надпись в шесть строк: «КРАСОТА СПАСЁТ МИР» и фрагмент картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», под ними — кандалы, справа — даты в две строки: «1821» «1881». Внизу — подпись-факсимиле писателя.
Художник: А.В. Бакланов.
Скульпторы: А.В. Бакланов, А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (ЛМД).
Оформление гурта: 195 рифлений.

Анекдоты про Достоевского

Встречаются Достоевский с Раскольниковым.
- Как же это ты так, Родион? Убил старушку за 20 копеек?
- Не скажи, Федор Михайлович. Пять старушек - уже рубль!

А название своего знаменитого романа «Идиот» Федор Михайлович Достоевский придумал, когда выходил из казино, где в очередной раз проиграл всё до копейки.

Ночь. Чернышевский звонит Достоевскому и говорит:
- Помоги! У меня сегодня первая брачная ночь. «Что делать»?
Той же ночью Достоевский написал роман «Идиот» …

И говорит он мне откровенно: «Мне нужно от Вас лишь выпить, переспать и обсудить Достоевского». Я как про Достоевского услышала - подумала, что грех не выпить и не переспать с таким интеллигентным человеком.