Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Право пожизненного наследуемого владения исчезнет? А юридическое лицо


Получить земельный участок в собственность для жителей Беларуси станет дешевле и проще. На приусадебных участках можно будет легально заниматься и предпринимательской деятельностью. Земельный надел можно будет использовать как залог при получении банковского кредита. Эти меры, как рассчитывают экономисты, станут дополнительным стимулом для развития экономики страны.

Значительные изменения в сфере земельных отношений предусмотрены президентским Указом № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков». Эти новации вступят в силу с 1 января 2012 года.

В частности, планируется упорядочить систему постановки на очередь лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и претендующих на получение земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального дома. Дело в том, что в различных регионах страны сейчас существует по три или даже четыре очереди, в которые включены различные категории граждан. Чтобы сделать эту сферу более прозрачной, планируется сформировать единую очередь. Кроме того, граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, смогут для получения кредита предоставлять банку в залог землю, на которой будет вестись строительство. «Сегодня недостроенный участок, который находится в собственности, в залог без объекта недвижимости передать нельзя. Эти ограничения снимаются», - поясняет заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев.

В условиях, когда ставки по кредитам значительно выросли, индивидуальное жилищное строительство может придать строительному сектору значительный импульс. В то же время с 1 января вводятся ограничения на перепродажу земельных участков, предоставленных лицам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. «Кто-то в очереди на получение участка стоит годами, а кто-то, получив этот участок, выкладывает там блоки по периметру, консервирует стройку, а землю продает, - объяснил суть проблемы Андрей Гаев. - С нового года произвести отчуждение объектов недвижимости и всего, что на них расположено, можно будет только через восемь лет со дня ввода в эксплуатацию этих объектов и госрегистрации построенного жилья». Исключения составляют случаи, когда отчуждение производится исполкомом на основании определенных причин.

Подобный мораторий, заверяет Андрей Гаев, не должен стать препятствием для развития ипотеки. «Никаких ограничений по залогу не будет, - отмечает он. - Получив участок в частную собственность для жилищного строительства, можно будет сразу же заложить его банку в качестве гарантии возврата кредита на строительство этого дома». Ограничение на продажу участков в течение восьми лет не рас-пространяется на сами банки, получившие их в залог. При нарушении кредитополучателем условий погашения договора банк вправе полученный в качестве залога земельный участок реализовать.

С 1 января вводится ограничение на размер участков, выделяемых под застройку на территории крупнейших городов Беларуси или в их окрестностях. В таких местах можно будет получить не более 10-15 соток, тогда как в другой местности - до 25. Гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, много платить за выделенный участок не придется. К тому же такая категория застройщиков сможет приватизировать землю за 20 или 50 процентов ее кадастровой стоимости. Кроме того, для стимулирования индивидуального жилищного строительства в дальнейшем планируется большое внимание уделить развитию инфраструктуры. Для этого до 30 процентов участков будет продаваться на аукционах. Вырученные деньги местные власти смогут направить на прокладку инженерных сетей.

С января земельные участки, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, могут стать хорошей стартовой площадкой и для развития малого бизнеса. До недавнего времени предпринимательство в таком формате было вне закона. Если гражданин пожелает заниматься определенным видом предпринимательской деятельности на территории своего земельного участка, он сможет обратиться в исполком за получением разрешения на осуществление такой деятельности. Однако такая либерализация не означает вседозволенности. На личном подворье запрещено промышленное производство. «Понятно, что никто не разрешит в каком-то сарае фасовать, например, селедку, - уточняет Андрей Гаев. - Но если человек намерен заниматься видом деятельности, который не вызывает шума, не ущемляет права соседей, других субъектов, то почему бы и нет».

Многие владельцы дач и загородных домов в Беларуси желают собственный участок и жилье, на нем расположенное. Однако далеко не все знают, как это сделать правильно. Дело в том, что закон о приватизации земли как таковой в Беларуси не существует. Земельный кодекс страны рассматривает вариант или же их аренды без использования понятия приватизации. Приватизирован же может быть только дом, расположенный на этой земле.

Приватизация земли же часто путается людьми с оформлением права собственности на участок. Оформлено оно может быть по-разному. Если речь идет о покупке земли, то она доступна исключительно гражданам РБ. Чтобы ее оформить, необходимо обратиться в местный исполком с соответствующим заявлением, где вам предоставят возможность приобрести свободный участок по аукционной цене. После этого необходимо будет явиться в агентство гос. регистрации и кадастра с правоустановительными документами на участок, а также паспортом или иным документом, подтверждающим личность.

Если же у вас уже имеется участок, на котором вами был построен дом, пошаговая инструкция приобретения права собственности на него будет выглядеть следующим образом:

  1. Вам нужно собрать документы на участок, включая решение исполкома об отведении участка, земельное дело, а также документы на недвижимость, если таковая имеется (технический план).
  2. Если какие-либо документы у вас отсутствуют, вам необходимо обратиться в местные органы для их восстановления.
  3. Далее вам нужно будет обратиться в местное представительство агентства гос. регистрации. Сделать это вы можете по месту расположения участка или же в месте проживания и подать документы на рассмотрение, внеся дополнительный платеж.

Если с документами все будет в порядке, через неделю вы сможете получить на руки свидетельства о праве собственности отдельно на участок и отдельно на строение (если оно имеет место).

Сколько стоит оформление участка в собственность

Стоимость приватизации земельных участков в Беларуси зависит от нескольких факторов, включая расположение самого участка, а также его и наличии специальных льгот на землю. Уточнить последний параметр вы можете, обратившись на официальный портал, где размещена вся информация по земельному кадастру, либо позвонив в местный отдел гос. регистрации.

Какие сложности возникают при приватизации земельных участков

Приватизация земельного участка в РБ может быть сопряжена с рядом сложностей. В 2017 такими могут быть:

  • Отсутствие необходимых документов для регистрации. В таком случае вам придется их восстанавливать в государственном органе по месту регистрации.
  • Принадлежность земли к тем категориям, которые не попадают под право оформления собственности, включая земли сельского назначения и прочие. Узнать о таком статусе участка также можно в гос. органах.
  • Несоответствие реальных параметров участка указанным в документации, наличие на нем незарегистрированных строений.
  • Неправильный раздел участков со строениями. Это касается попыток регистрации участков с домом площадью меньше 15 соток, что не предусмотрено законодательством.

В вышеописанных случаях приватизация земли в городе Минск или других населенных пунктах Республики Беларусь лучше обращаться за помощью к юристам. Они помогут вам определить, подлежит ли участок переходу в частную собственность, и расскажут, что сделать, чтобы оформить его на ваше имя.

Слухи о том, что местные исполкомы якобы по-прежнему отказывают гражданам в оформлении земельных участков в частную собственность, не соответствуют действительности, хотя и небеспочвенны.

Согласно официальным комментариям, начиная с 1 января 2007 года в Беларуси действительно была приостановлена приватизация земельных участков. Вот как эту ситуацию комментирует на официальном сайте Брестского облисполкома заместитель руководителя Брестской областной землеустроительной и геодезической службы П.В.Колбас: "По согласованию с Президентом Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 3 февраля 2006г. №140 «Об установлении коэффициента к нормативным ценам на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь и о внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003г. №404» продлил срок действия нормативных цен на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь, до 1 января 2007г. В связи с истечением 31 декабря 2006г. срока действия нормативных цен на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь, Государственным комитетом по имуществу был подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах по передаче земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь», предусматривающий применение с января 2007г. при передаче земельных участков в частную собственность граждан вместо нормативных цен кадастровой стоимости земельных участков. Согласованный с заинтересованными проект Указа Президента Республики Беларусь был направлен на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, однако до настоящего времени он не принят."

Далее в том же комментарии отмечается, что "граждане Республики Беларусь, подавшие до 1 января 2007г. заявление о передаче им земельных участков в частную собственность не утратили право приобретения их по нормативной цене. Граждане, подавшие заявление о передаче им земельных участков в частную собственность после 1 января 2007г. смогут приобрести их только после принятия Президентом Республики Беларусь Указа, в соответствии с которым передача земельных участков в частную собственность будет осуществлена по их кадастровой стоимости. Передача земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь по льготной цене осуществляется в соответствии с законодательством, то есть граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий могут приобрести земельные участки в частную собственность (для строительства и обслуживания жилого дома) по цене в размере пятикратной ставки земельного налога."

Здесь стоит отметить, что упомянутый в комментариях Указ "О некоторых вопросах передачи земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь" был подписан Президентом РБ 7 мая текущего года. Однако, опубликованный ранее комментарий заместителя руководителя Брестской областной землеустроительной и геодезической службы и сегодня находится на сайте Брестского облисполкома, чем естественно вводит посетителей сайта в заблуждение и тем самым создает некоторую почву для необоснованных слухов.

Отчасти распространению слухов о невозможности оформить участок в собственность способствуют те граждане, которые обращались с соответствующими заявлениями в январе-апреле текущего года. Причем, то ли эти граждане не получили четких комментариев в местной землеустроительной службе, то ли сами чего-то недопоняли, но с их слов получается, что оформить участок в частную собственность уже нельзя, можно только в пожизненное наследуемое владение.

На самом же деле в мае - то есть после подписания выше упомянутого указа -процесс оформления участков в частную собственность возобновился, но уже по новым правилам.

Согласно комментариям Государственного комитета по имуществу, "Указом установлено, что со дня его официального опубликования, граждане Республики Беларусь могут приобретать в частную собственность земельные участки, предоставленные им для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и дачного строительства, по их кадастровой стоимости. Исключение составляют земельные участки, приобретаемые в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома по льготной цене гражданами Республики Беларусь, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством". В комментариях Госкомимущество также отмечается, что "действовавшие до 1 января 2007 года нормативные цены, по которым граждане Республики Беларусь до 1 января 2007 года выкупали земельные участки в частную собственность, не отражали их реальной стоимости. В целях упорядочения применения экономически обоснованной стоимости земельных участков при передаче их в частную собственность граждан и принят Указ Президента Республики Беларусь № 213".

Что касается кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства, то она проведена в Беларуси в 2003-2005 годах. Результаты кадастровой оценки земель утверждены соответствующими исполнительными комитетами, зарегистрированы в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, а ознакомиться с ними можно на сайте ГУП ”Национальное кадастровое агентство“: www.vl.nca.by.

В землеустроительной и геодезической службе города Минска корреспонденту "НБ" сообщили, что граждане могут смело подавать заявления на оформление участка, уже имеющегося в пользовании заявителя, в частную собственность, за исключением тех случаев, когда участок находится на территории, где приватизация исключается в принципе -- например, если он попадает в зону перспективного сноса. При этом граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут приобрести земельные участки в частную собственность (для строительства и обслуживания жилого дома) по цене в размере пятикратной ставки земельного налога. В службе также сообщили, что с момента вступления в силу новых правил заявлений на приватизацию минских участков по кадастровой стоимости пока не поступало. Теперь такое удовольствие дорого обходится, прокомментировал собеседник.

И действительно, даже беглое ознакомление с результатами кадастровой стоимости земельных участков позволяет сделать вывод, что далеко не каждый гражданин может позволить себе оформление участка в собственность. Причем речь идет не только об участках, предназначенных для строительства и обслуживание индивидуального дома в Минске, но и об участках, расположенных в садоводческих товариществах в Минском районе. Например, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в 20-30 км от МКАД, даже при отсутствии на территории садового товариществе воды и электричества может доходить до 82 долларов за сотку земли.

Документом, в частности, утверждено Положение о порядке проведения аукционов по продаже акций открытых акционерных обществ в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее - Положение и биржа, соответственно). Положением установлено, что организовывать подобные аукционы будет орган приватизации , который должен определить начальную цену продажи акций, так называемую стартовую цену одной акции и пакета акций, а также размер шага цены одной акции и пакета акций (в размере 5-10% от начальной цены). При этом стартовая цена должна быть равна сумме начальной цены акций (одной акции) и шага цены.

Органу приватизации также поручено определять дату проведения соответствующего аукциона, размер задатка, который не может превышать 10% от начальной цены продажи акций, дату завершения приема биржей заявок на участие в аукционе. Он же обязан создать комиссию по проведению аукциона (не менее чем из 3 человек) и опубликовать информацию об этом мероприятии в открытом доступе в Интернете не позднее чем за 30 дней до дня его проведения. Кроме того, та же информация должна быть направлена в МИД для размещения на едином страновом портале загранучреждений «Беларусь. Факты».

Напомним, что в соответствии с Законом от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - Закон № 2103-XII) органами приватизации являются республиканский орган госуправления по управлению госимуществом (Госкомимущество), его территориальные органы, местные исполнительные и распорядительные органы, выступающие при приватизации и преобразовании государственных унитарных предприятий в ОАО от имени Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц как собственников госимущества.

Согласно Закону № 2103-XII субъектами приватизации госимущества , а значит, и участниками указанных выше аукционов могут быть не только юридические лица (как белорусские, так и иностранные), но и граждане Беларуси, в т.ч. индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, а также целые страны и их административно-территориальные единицы. Исключение составляют лишь белорусские госорганизации и хозобщества с долей государства более 50%. Другими словами, участвовать в аукционах может практически кто угодно.

Что касается самого процесса продажи госакций, то он будет организован по правилам, установленным в соответствующих внутренних документах биржи, регламентирующих этот порядок. При этом орган приватизации, организующий аукцион, обязан предоставить его потенциальным участника возможность ознакомления с бухгалтерским балансом приватизируемого ОАО на 1 января текущего года либо (при отсутствии такового) на 1 января предыдущего года, а также информацию о имеющихся у ОАО капстроениях (зданиях, сооружениях), предоставленных ему земельных участках, об основных видах его деятельности и укрупненной номенклатуре выпускаемой им продукции.

Участники аукциона получат право заключать сделки как от своего имени и за свой счет, так и от своего имени и за счет только одного клиента (в том числе действуя на основании договора доверительного управления). При этом, подавая заявку на участие в аукционе, участник обязан указать лицо, за счет которого или в интересах которого он собирается заключить сделку.

Оплата акций в общем случае должна быть произведена не позднее 30 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах торгов.

Порядок приватизации земельного участка

Законом Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» установлено, что разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Государственной программой разгосударствления и приватизации. Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Особенности приватизации земли определяются законодательством Республики Беларусь о земле (ст.1).

Таким образом, приватизация земельных участков представляет собой приобретение земельных участков гражданами и юридическими лицами у государства.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности), а также негосударственных юридических лиц Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательными актами, установлен Положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г (далее - Положение).

В соответствии с п.3 Положения аукционы по продаже земельных участков в частную собственность граждан для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов проводятся сельскими, поселковыми, районными (городов районного подчинения), городскими (городов областного подчинения и г.Минска) исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями, в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - районными, городскими (городов областного подчинения и г.Минска), областными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией или уполномоченными ими государственными организациями.

Размеры продаваемых на аукционах в частную собственность граждан земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов устанавливаются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, а земельных участков, продаваемых в частную собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами, - проектами отвода земельных участков, разработанными с учетом градостроительной документации и их целевых назначений.

В соответствии со ст. 36 Кодекса о земле размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

В городах - от 0,05 до 0,15 гектара включительно;

В сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

Порядок организации и проведения аукционов следующий. Аукцион проводится на основании решения сельского, поселкового, районного (городов районного подчинения), городского (городов областного подчинения и г.Минска), областного исполнительных комитетов, принятого в пределах их компетенции, в соответствии с которым создается комиссия по организации и проведению аукциона или определяется уполномоченная ими государственная организация по его проведению. В состав комиссии включаются представители областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства), органов по развитию, жилищно-коммунальному хозяйству местного исполнительного комитета и могут включаться представители других органов и организаций.

Комиссия может создаваться, а организация может определяться для проведения одного аукциона или на определенный период, но не более чем на один год.

В соответствии с Положением полномочия комиссии или организации следующие:

Принимает заявления об участии в аукционе и документы;

Определяет место, дату и время начала и окончания приема заявлений об участии в аукционе, место, дату и время проведения аукциона и подведения его итогов;

Организует публикацию извещения о проведении аукциона либо об отказе от проведения аукциона в средствах массовой информации;

Представляет для ознакомления участников аукциона земельно-кадастровую, градостроительную и иную документацию;

Организует осмотр на местности земельных участков, которые предлагается продать на аукционе;

Знакомит участников аукциона с условиями, предусмотренными в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона;

Проверяет правильность оформления документов на участие в аукционе, представленных гражданами и юридическими лицами;

Определяет и утверждает начальную цену земельных участков;

Определяет и утверждает затраты на организацию и проведение аукциона, в том числе расходы, связанные с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения;

Определяет размер увеличения цены земельных участков (шаг аукциона), который устанавливается в пределах от 5 до 15 процентов от предыдущей цены, называемой аукционистом;

Определяет размер задатка (до 10 процентов от начальной цены земельного участка) и иные условия участия в аукционе;

Принимает решение о признании граждан и юридических лиц участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе и уведомляет их о принятом решении;

Проводит аукцион и оформляет его результаты;

Разрешает споры о порядке проведения аукциона.

Начальная цена земельного участка определяется в размере не ниже его кадастровой стоимости методом ее пересчета в иностранной валюте по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на дату утверждения комиссией или организацией начальной цены земельного участка, если она была определена в иностранной валюте.

Извещение о проведении аукциона публикуется в печатных средствах массовой информации, определенных Советом Министров Республики Беларусь, не позднее чем за 30 дней до даты проведения аукциона и должно содержать все необходимые сведения касающиеся порядка проведения аукциона и предлагаемого земельного участка (участков).

Для участия в аукционе гражданин, юридическое лицо (лично либо через своего представителя или уполномоченное должностное лицо) в установленный в извещении срок подают заявление об участии в аукционе с указанием кадастровых номеров и адресов земельных участков, которые они желают приобрести в частную собственность, а также заверенную копию платежного поручения о внесении задатка, а также представляют идентификационные сведения.

Аукцион начинается с объявления аукционистом порядка проведения аукциона, характеристики каждого земельного участка, сформированного для проведения аукциона, цены земельного участка и шага аукциона. Первая объявленная аукционистом цена земельного участка определяется в соответствии с шагом аукциона.

После объявления очередной цены аукционист называет номер участника аукциона, который с его точки зрения первым поднял аукционный номер, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист в соответствии с шагом аукциона объявляет новую цену. Торги продолжаются до тех пор, пока по новой объявленной аукционистом цене аукционный номер поднял только один участник аукциона. Аукционист называет последнюю цену и номер данного участника трижды и объявляет проданным земельный участок, а участника аукциона - победителем в отношении соответствующего земельного участка.

При отсутствии лиц из участников аукциона, готовых выкупить земельный участок по названной аукционистом новой цене, аукционист называет эту цену три раза. Аукцион завершается, если после трехкратного объявления новой цены земельного участка ни один из участников аукциона не поднял своего номера.

Местный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней после утверждения протокола о результатах аукциона принимает решение о предоставлении победителю аукциона земельного участка в частную собственность и не позднее 2 рабочих дней после внесения победителем аукциона платы за земельный участок, возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, в том числе расходов, связанных с изготовлением и предоставлением участникам аукциона документации, необходимой для его проведения, выполнения условий, предусмотренных в решении об изъятии земельного участка для проведения аукциона, а также иных условий участия в аукционе выдает ему выписку из решения о предоставлении земельного участка в частную собственность.

Право частной собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения земельного участка.

Список использованных источников

Список нормативных источников:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 7 декабря 1998 г. № 218-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 20 декабря 2006 г. 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 21 апреля 2003 г. N 194-З. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

4. Кодекс Республики Беларусь о земле. 23 июля 2008 г. N 425-З Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

5. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.

6. Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №462 от 26.03.2008г. Электронный ресурс. «Эталон»/ База «Законодательство». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2009г.