Требования к изданиям. Московский государственный университет печати Гигиенические требования к книжным изданиям

«Электронные идания. Основные виды и выходные сведения», «Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики».

Основные виды изданий

1. Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Система учебных изданий:

    Учебник – учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания.

    Учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

    Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

    Самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

    Хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

    Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

  • Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.
  • Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

    Учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т.п.

2. Научное издание – издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Система научных изданий:

    Монография – научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

  • Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
  • Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения). В зависимости от характера конференции различают материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т.п.

    Тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).

    Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

3. Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения

Система справочных изданий:

    Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.

    Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

    Энциклопедический словарь – энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.

    Языковой словарь – словарь, содержащий перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом их на другой язык.

    Толковый словарь – языковой словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.

    Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их определения (разъяснения).

    Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

    Биографический справочник/словарь – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

    Биобиблиографический справочник/словарь – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.

4. Электронное издание – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Система электронных изданий:

    К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Минобразования России, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.).

    Под электронным учебным курсом понимаются дисциплины вуза, включённые в утверждённый Минобразованием России Государственный образовательный стандарт, и примерный учебный план, а также дисциплины средней школы, соответствующие утверждённому Минобразованием России учебному плану. Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления образованием.

    Электронный учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

    Электронное учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.

размер шрифта

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДАНИЯМ КНИЖНЫМ И ЖУРНАЛЬНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ- САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ- СанПиН... Актуально в 2018 году

4.2. Требования к шрифтовому оформлению изданий для первой возрастной группы

4.2.1. Шрифтовое оформление изданий первой и второй категории, выпускаемых с использованием шрифтов русской графической основы, должно соответствовать требованиям таблицы 1. Длина строки не регламентируется при объеме текста на странице 200 знаков и менее.

Таблица 1

ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА В ИЗДАНИЯХ ДЛЯ ПЕРВОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Кегль шрифта, пункты не менее Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее Длина строки Характеристика шрифта по ГОСТу 3489.1-71
минимальная максимальная
группа емкость, знаков / квадрат, не более начертание
квадраты мм квадраты мм
20 и более 2 6,5 117 9,5 171 5,0 (5,5) <**>
16, 18 4 6,5 117 9,5 167 рубленых, новых малоконтрастных 6,0 (6,6) нормальное или широкое светлое прямое
14 4 6 108 8,5 153 рубленых 6,7 (7,4)
12 <*> 2 5 90 8,5 153 рубленых 7,7 нормальное широкое или сверхширокое светлое прямое

<**> В скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы.

4.2.2. Для печати текста шрифтами русской графической основы на цветном, сером фоне, многокрасочных иллюстрациях необходимо применять следующее шрифтовое оформление:

Кегль шрифта не менее 18 пунктов при объеме текста на странице более 200 знаков и не менее 14 пунктов при объеме текста на странице 200 знаков и менее;

4.2.3. Шрифтовое оформление текста в изданиях первой и второй категории, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы, должно соответствовать требованиям п. 4.2.1. При этом кегль шрифта должен быть не менее 16 пунктов для текста объемом более 200 знаков на странице и не менее 14 пунктов для текста объемом 200 знаков и менее на странице.

4.2.4. Для печати текста на цветном, сером фоне, многокрасочных иллюстрациях шрифтами латинской графической основы необходимо применять следующее шрифтовое оформление:

Рубленые шрифты нормального или широкого полужирного прямого начертания;

Кегль шрифта не менее 18 пунктов при объеме текста на странице более 200 знаков и не менее 16 пунктов при объеме текста на странице 200 знаков и менее;

Увеличение интерлиньяжа не менее 4 пунктов;

Длина строки и емкость шрифта - в соответствии с требованиями п. 4.2.1.

4.2.5. Для текста в изданиях первой и второй категории не следует применять:

Цветные краски (кроме выделений);

Выворотку шрифта;

Многоколонный набор (кроме стихов);

Рисованные шрифты (кроме выделений).

4.2.6. Для стихов допускается двухколонный набор при расстоянии между колонками не менее 12 мм, считая от конца самой длинной строки в первой колонке.

4.2.7. Шрифтовое оформление выделений текста должно соответствовать требованиям п. п. 4.2.1 - 4.2.5. При этом длина строки не регламентируется.

Разрешается применение шрифтов следующих начертаний:

Полужирного - при использовании кегля не менее кегля шрифта основного текста;

Курсивного - при использовании кегля шрифта на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста.

При применении рисованных шрифтов их размер должен соответствовать шрифту кеглем не менее 20 пунктов.

При кегле шрифта основного текста менее 16 пунктов кегль шрифта выделений текста цветными красками должен быть на 2 пункта больше.

4.2.8. Линии шрифта текста и выделений относительно корешкового сгиба на развороте издания не рекомендуется располагать более чем в двух направлениях.

Общие вопросы квалиметрии - науки о качестве - рассматриваются в дисциплине «Метрология и стандартизация», поэтому здесь приведем лишь основные понятия и краткие сведения по организации и проведению контроля продукции в брошюровочно-переплетном производстве.

Качество продукции, как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, оцениваются показателями качества - количественной характеристикой свойств, входящих в состав ее качества. Полуфабрикаты и готовую продукцию оценивают единичными комплексными показателями качества, которые соответственно характеризуют одно или несколько свойств изделия.

Технологические показатели качества, относящиеся к условиям изготовления книжного издания из отпечатанных листов и переплетных материалов, важны для успешного выполнения последующих операций, так как могут влиять на надежность работы и производительность оборудования, но для потребителя могут не иметь никакого значения. Важные эксплуатационные показатели готовой книги - удобство восприятия информации - не оказывают влияния на ход технологического процесса, но должны быть обеспечены всем процессом производства, строгим соблюдением технологической дисциплины.

Основная ответственность за изготовление продукции высокого качества возлагается на непосредственных исполнителей, в связи с чем для каждого полуфабриката вводится система контрольных меток исполнителя - полоски цветным карандашом или чернилами, оттиски штемпелем или блинтовым тиснением на корешках Форзацев, тетрадей и блоков, на торцевых кромках отстава, внутренней стороне переплетной крышки или на обложке, на последней странице книги, а упаковщик - на ярлыке.

Мастера участков и контрольный мастер отдела технического контроля (ОТК) выборочно проверяют качество продукции в течение рабочего дня. В случае обнаружения брака они все партию продукции возвращают исполнителю для проверки качества и исправления дефектов. Партия полуфабрикатов и готовой продукции передается из цеха в цех и с участка на участок вместе с сопроводительным листом, в котором указывается фамилия исполнителя и дается оценка качества по трехбалльной системе: «отличное», «хорошее», «удовлетворительное».

На ОТК возложена обязанность следить за качеством поступающих материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, за соблюдением государственных стандартов, отраслевых стандартов, технических условий и технологических инструкций и соответствием полуфабрикатов и продукции утвержденным эталонам, которыми являются первые качественные экземпляры, подписанные мастером участка. Мастера участков и ОТК контролируют материалы и продукцию с помощью измерительной линейки или лупы, простых приборов (например, клеи и лаки - кружной ВМС или воронкой ВЗ-4), специальных устройств или приспособлений.

В крупных типографиях, имеющих лабораторию, выполняется входной измерительный контроль всех поступающих материалов; при необходимости контрольные испытания полуфабрикатов и книг выполняются в лаборатории предприятия на выпускаемых серийно приборах.

Действующая на полиграфических предприятиях России и стран СНГ система контроля качества продукции не предусматривает сплошного визуального и измерительного контроля для готовых книжных изданий обычного и улучшенного типов. Сплошной контроль перед упаковкой продукции предусматривается только для изданий подарочного типа и предназначенных на экспорт. Однако, независимо от уровня требований, ко всей книжной продукции предъявляются следующие требования:

    сторонки обложки или крышки должны легко раскрываться;

    книжный блок должен соответствовать обложке или крышке;

    обрезы блока должны быть чистыми, гладкими (без щербин, шероховатостей), без затеков клея и слипания листов;

    размеры кантов по ширине должны соответствовать установленным нормам (от 2 до 5 мм с допуском от ± 1 до ± 2 мм в зависимости от формата книги, а их косина не должна превышать 1,5-2,5 мм);

    форзацы и марлевые клапаны должны быть приклеены к сторонкам переплетной крышки плотно и прочно по всей площади, без складок, пузырей, отставаний по месту загибки покровного мате риала и около сгиба форзацев;

    на сгибах форзацев не должно быть отверстий от проколов швейными инструментами;

    переплетная крышка должна быть чистой, без повреждений и непокоробленной, должна плотно прилегать к блоку;

    клапаны корешкового материала под форзацами должны быть ровно, без складок и загибки приклеены к сторонкам, а края должны быть ровными;

    изображение на крышке должно быть четким, без смазывания краски, заилившего очка, осыпания фольги, несовпадения красок; косина изображения не должна превышать 1,5 мм на 100 мм длины строк;

    штрихи (углубления} на переплетной крышке должны располагаться по месту расставов, параллельно корешку; глубина штрихов по всей высоте крышки должка соответствовать толщине картонных сторонок;

    корешок крышки или обложки должен быть гладким, без морщин, симметричным, соответствовать толщине блока;

    корешок переплетной крышки должен плотно, без просвета прилегать к корешку блока.

издание редактор книжный детский

При подготовке изданий для детей необходимо учитывать физиологию развития ребенка. Речь идет о полиграфическом исполнении продукции, которая должна отвечать определенным требованиям.

В России действует стандарт отрасли (ОСТ 29.127-96), который определяет общие технические условия подготовки изданий для детей. Этот стандарт разработан Ассоциацией предприятий, объединений и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ». В стандарте зафиксированы нормы Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Законов Российской Федерации «О стандартизации» и «О защите прав потребителей». Он введен с 1 июня 1996 г. приказом Комитета Российской Федерации по печати.

Данный стандарт распространяется на книжные издания, выпускаемые с использованием шрифтов русской и латинской графических основ. Он определяет нормативы изданий для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего (подросткового) школьного возраста.

В рассматриваемом стандарте на основе психофизических особенностей отдельных категорий детей выделено четыре группы изданий:

издания для детей дошкольного возраста до 6 лет включительно;

издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;

издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

издания для детей старшего школьного возраста (подростков) от 15 до 17 лет включительно.

Несколько позиций стандарта имеют запретительный характер. Так, среди гигиенических требований находим, что запрещается применять для изданий способ глубокой печати, способ скрепления блока шитьем проволокой, втачку для изданий в переплетных крышках, в обложках толщиной блока более 10 мм. Кроме того, запрещается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3. Эти позиции направлены на обеспечение удобочитаемости текста и предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) детей. В стандарте характеризуются кегли, длина шрифтов, шрифтовые выделения, условия использования цвета, объем иллюстраций и их расположение применительно к каждой из перечисленных групп читателей.

Данный ОСТ определяет конструктивные требования к изданиям: раскрывает способы скрепления блоков, перечисляет критические дефекты, которые не допускаются в издании, требования к материалам (например, к качеству бумаги) и оригиналам и некоторые другие моменты обеспечения необходимого уровня качества изданий для детей.