Субъектом совершения экологического преступления не является. Экологической безопасности могут разрешаться. Относится к ведению

  • Преступления против общественной безопасности
    • Понятие и виды преступлений против общественной безопасности. История российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против общественной безопасности
      • Террористический акт (ст. 205 УК РФ)
      • Содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ)
      • Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ)
      • Захват заложника (ст. 206 УК РФ)
      • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ)
      • Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ)
      • Бандитизм (ст. 209 УК РФ)
      • Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ)
      • Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)
      • Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ)
      • Пиратство (ст. 227 УК РФ)
      • Хулиганство (ст. 213 УК РФ)
      • Вандализм (ст. 214 УК РФ)
      • Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ)
      • Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК РФ)
      • Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ)
      • Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов (ст. 215.3 УК РФ)
      • Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ)
      • Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ)
      • Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ)
      • Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ)
      • Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ)
      • Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ)
      • Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ)
      • Незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ)
      • Небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ)
      • Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ)
      • Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ)
  • Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
    • Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности. История развития отечественного законодательства об ответственности за эти преступления
      • Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, храните, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228 УК РФ)
      • Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228.1 УК РФ)
      • Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.1 УК РФ)
      • Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ)
      • Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ)
      • Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ)
      • Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ)
      • Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ)
      • Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ)
      • Нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ)
      • Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ)
      • Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ)
      • Организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ)
      • Вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ)
      • Организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ)
      • Незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ)
      • Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ)
      • Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ)
      • Жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ)
  • Экологические преступления
    • История развития российского уголовного законодательства об ответственности за экологические преступления
    • Понятие и виды экологических преступлений
      • Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)
      • Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ)
      • Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ)
      • Загрязнение вод (ст. 250 УК РФ)
      • Загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ)
      • Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ)
      • Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ)
      • Порча земли (ст. 254 УК РФ)
      • Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ)
      • Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ)
      • Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ)
      • Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ)
      • Незаконная охота (ст. 258 УК РФ)
      • Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ)
      • Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ)
      • Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ)
      • Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ)
  • Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
    • История российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
    • Понятие и виды транспортных преступлений
      • Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ)
      • Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
      • Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ)
      • Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ)
      • Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)
      • Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)
      • Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)
      • Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)
    • Преступления в сфере компьютерной информации
    • Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ)
    • Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ)
    • Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ)
  • Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
    • История развития российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственные преступления)
    • Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
      • Государственная измена (ст. 275 УК РФ)
      • Шпионаж (ст. 276 УК РФ)
      • Насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ)
      • Вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ)
      • Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)
      • Диверсия (ст. 281 УК РФ)
      • Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ)
      • Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ)
      • Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ)
      • Организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ).
      • Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ)
  • Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (должностные преступления)
    • История российского уголовного законодательства о борьбе с должностными преступлениями
    • Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
      • Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
      • Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ)
      • Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ)
      • Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ)
      • Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
      • Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ)
      • Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной Палате РФ (ст. 287 УК РФ)
      • Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
      • Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
      • Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
      • Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
      • Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
      • Халатность (ст. 293 УК РФ)
      • Проблемы борьбы с коррупцией
      • Коррупция в России
      • Комментарий к антикоррупционному законодательству 2008 г.
  • Преступления против правосудия
    • История развития российского законодательства об ответственности за преступления против правосудия
    • Понятие и виды преступлений против правосудия
      • Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ)
      • Незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ)
      • Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ)
      • Принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ)
      • Фальсификация доказательств (ст. 303 УК РФ)
      • Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ)
      • Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ)
      • Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ)
      • Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ)
      • Неуважение к суду (ст. 297 УК РФ)
      • Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298.1 УК РФ)
      • Провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ)
      • Заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ)
      • Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ)
      • Отказ свидетеля или потерпевшего отдачи показаний (ст. 308 УК РФ)
      • Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ)
      • Разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ)
      • Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ)
      • Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ)
      • Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ)
      • Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы (ст. 314 УК РФ)
      • Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ)
      • Укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ)
  • Преступления против порядка управления
    • История развития российского законодательства об ответственности за преступления против порядка управления
    • Понятие и виды преступлений против порядка управления
      • Надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ (ст. 329 УК РФ)
      • Незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ)
      • Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ)
      • Противоправное изменение Государственной границы РФ (ст. 323 УК РФ)
      • Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)
      • Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ)
      • Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)
      • Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ)
      • Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)
      • Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ)
      • Самоуправство (ст. 330 УК РФ)
      • Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ)
      • Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК РФ)
      • Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ)
      • Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ)
      • Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 327.1 УК РФ)
  • Преступления против военной службы
    • История развития российского законодательства об ответственности за преступления против военной службы (воинские преступления)
    • Понятие и система преступлении против военной службы (воинских преступлений)
      • Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ)
      • Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ)
      • Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ)
      • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ)
      • Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ)
      • Самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ)
      • Дезертирство (ст. 338 УК РФ)
      • Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ)
      • Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ)
      • Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 341 УК РФ)
      • Нарушения уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ)
      • Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 343 УК РФ)
      • Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 344 УК РФ)
      • Оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ)
      • Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ)
      • Утрата военного имущества (ст. 348 УК РФ)
      • Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ)
      • Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ)
      • Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ)
      • Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК РФ)
  • Преступления против мира и безопасности человечества
    • Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества
      • Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ)
      • Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ)
      • Разработка, производство, накопление, приобретете или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ)
      • Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ)
      • Геноцид (ст. 357 УК РФ)
      • Экоцид (ст. 358 УК РФ)
      • Наемничество (ст. 359 УК РФ)
      • Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ)
      • Преступления против мира и безопасности человечества и специфическое содержание применяемых к ним общих принципов уголовного права
      • Перспективы развития международного правосудия по уголовным делам
  • Кратко о будущем российского уголовного права - законодательства, его применения и науки

Понятие и виды экологических преступлений

Уголовный кодекс РФ впервые в истории отечественного уголовного законодательства выделил нормы об ответственности за экологические преступления (ст. 246-262) в самостоятельную главу (гл. 26). Такое внимание законодателя к данной проблеме объясняется постоянно возрастающей (едва ли не в прямой пропорции от развития технического прогресса) опасностью этих преступлений. Можно сказать, что мир «болен» «плохой» экологией и Россия в этом отношении находится не в лучшем положении.

Приведем лишь некоторые, известные из СМИ и специальных работ показатели этого неблагополучия. По экологическим причинам в России ежегодно преждевременно умирают от 240 до 320 тыс. человек, и в сокращении населения на дано экологических процессов приходится не менее 30-40% (а по некоторым оценкам - до 50-60%). Медико-биологическими исследованиями установлено, что свыше 80% злокачественных опухолей возникли под действием отрицательных факторов внешней среды. Экологи накопили удручающие данные о недопустимом превышении концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, о настолько загрязненной в экологическом плане питьевой воде, что последняя вызывает генетические изменения в человеческом организме, о деградации земель, т.е. выведении их из сельскохозяйственного оборота, об их переувлажнении, засорении камнями, засорении выбросами промышленных предприятий, об угрозе исчезновения многих видов животных и растений.

Глава 26 УК РФ включает в себя нормы об ответственности за следующие экологические преступления:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248);
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
  • загрязнение вод (ст. 250);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • загрязнение морской среды (ст. 252);
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
  • порчу земли (ст. 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256);
  • нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257);
  • незаконную охоту (ст. 258);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259);
  • незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260);
  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Объектом экологических преступлений является экологическая безопасность, т.е. безопасность окружающей среды как условие и средство обитания человека, а в принципе - и его выживания.

В юридической литературе есть немало определений экологической безопасности. Одним из удачных, на наш взгляд, является следующее: экологическая безопасность - это «состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей среды от угроз, которые могут возникнуть в результате вредных природных и техногенных воздействий на нее, а также в результате экологических правонарушений» 1 Экология. Юридический энциклопедический словарь / под ред. С.А. Боголюбова. М., 2001. С. 12-13 .

Пленум ВС РФ в своем постановлении от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» к объектам экологических правонарушений относит: стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал и гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

Предметом этих преступлений являются сама окружающая среда и ее наиболее значимые компоненты: земля, недра, леса и растительный мир в целом, воды, атмосферный воздух, континентальный шельф, морская среда, особо охраняемые природные территории и объекты.

Спецификой формулирования экологических уголовно-правовых запретов является высокий уровень их бланкетности. В связи с этим для конкретизации содержания той или иной уголовно-правовой нормы об экологических преступлениях необходимо обращаться ко многим законодательным и иным нормативным актам, которые будут названы при характеристике отдельных составов экологических преступлений (например, Закон об охране окружающей среды, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ЗК РФ и др. акты). Конкретизация некоторых уголовно-правовых запретов осуществляется с привлечением международных договоров в сфере экологии (например, при загрязнении морской среды - ст. 252 УК РФ - Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.).

Объективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется как совершением действий (например, незаконная добыча водных биологических ресурсов), так и нарушением многих экологических норм и правил путем не только действия, но и бездействия. Большинство таких составов преступлений сконструированы как материальные (например, нарушение правил окружающей среды при производстве работ) и в этих случаях соответствующие преступления признаются оконченными с момента наступления указанных в уголовном законе вредных последствий тех или иных деяний при установлении причинной связи между этими деяниями и последствиями. Некоторые составы (например, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ) сконструированы по типу формальных составов и, следовательно, признаются оконченными с момента совершения самого деяния. В ряде составов экологических преступлений признаками объективной стороны выступают место совершения преступления (например, незаконная охота на особо охраняемой территории), орудия или средства совершения преступления (например, незаконная добыча водных биологических ресурсов с применением взрывчатых или химических веществ).

Субъектом экологических преступлений являются как любые лица (например, при занятии незаконной охотой), так и специальные субъекты, т.е. лица, на которые возложена обязанность по соблюдению соответствующих экологических норм и правил (например, при нарушении правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами).

Субъективная сторона большинства экологических преступлений характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ). Некоторые экологические преступления совершаются только по неосторожности (например, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений). Отдельные квалифицирующие составы таких преступлений характеризуются либо неосторожной виной (когда основной состав совершается также по неосторожности), либо двойной формой вины (когда основной состав характеризуется умышленной виной, а квалифицированный - неосторожной виной). Такое «раздвоение» вины в квалифицированных составах возможно, например, в преступлениях типа загрязнения вод, повлекшего по неосторожности смерть человека (основной состав в своем фактическом исполнении может характеризоваться как умышленной, таки неосторожной виной).

Уголовный кодекс РФ не даст определения экологического преступления. Такое определение давалось в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей среды». К экологическим преступлениям относились общественно опасные деяния, посягающие на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, новый Закон об охране окружающей среды отказался от определения понятия экологического преступления. Доктринальное определение рассматриваемых преступлений, даваемое в уголовно-правовой литературе, в основном исходит из их определения в Законе 1991 г., что в принципе является вполне приемлемым (так как в главном отражает суть проблемы).

Спор в литературе идет по другому вопросу - о классификации рассматриваемых преступлений. Все авторы опубликованных по данной проблеме работ исходят из одной общей позиции: в основу классификации должен быть положен непосредственный объект экологических преступлений. Однако группировка составов преступлений по этому признаку, предлагаемая авторами, существенно отличается друг от друга.

Так, Н.А. Лопашенко, в зависимости от непосредственного объекта, все экологические преступления, предусмотренные современным уголовным законодательством РФ, подразделяет на две большие группы: 1) посягательства на общественные отношения по реализации и охране права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 246-248 УК РФ) и 2) посягательства на общественные отношения по охране стабильности окружающей среды и ее природно-ресурсного потенциала (ст. 249-262 УК РФ). Вторая группа экологических преступлений в зависимости от вида предмета преступления - охраняемого природно-ресурсного потенциала, дополнительно делится на следующие виды преступлений: а) посягательства на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст. 256- 258 УК РФ); б) посягательства на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст. 260, 261 УК РФ); в) посягательства на воды (ст. 250, 252 УК РФ); г) посягательства на атмосферу (ст. 251 УК РФ); д) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст. 253, 259, 262 УК РФ); с) посягательства на землю (ст. 254 УК РФ); ж) посягательства на недра (ст. 255 УК РФ).

Думается, что распределение всех экономических преступлений на две группы и отнесение соответствующих преступлений к каждой из них сделано вполне правильно. Сомнение вызывает определение обобщающего эти преступления их непосредственного объекта. В этом отношении все выделенные во вторую группу преступления также посягают на общественные отношения по реализации и охране права каждого на благоприятную окружающую среду. Это касается и преступных посягательств на воду (ст. 250, 252 УК РФ), и преступных посягательств на атмосферу (ст. 251 УК РФ), и других экологических преступлений, выделенных во вторую группу.

В связи с этим более предпочтительной представляется другая классификация экологических преступлений. Так, О.Л. Дубовик выделяет три группы таких преступлений: 1) преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности (ст. 246-248 УК РФ); 1) преступления, посягающие на отдельные компоненты окружающей среды - воды, атмосферу, почвы, леса, недра, морскую среду, континентальный шельф, исключительную экономическую зону РФ (ст. 250- 255 УК РФ); 3) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли (ст. 249, 256-262 УК РФ).

Сохраняя содержание этой классификации, мы лишь ограничимся уточнением наименования групповых объектов соответствующих экологических преступлений, лежащих в основе их объединения в указанные группы (виды). Последнее необходимо, на наш взгляд, сделать для сохранения связи указанных групповых объектов (а также и непосредственных объектов соответствующих экологических преступлений) с видовым (экологическая безопасность) и с родовым (общественная безопасность) объектами экологических преступлений. С учетом этого указанная классификация будет выглядеть следующим образом:

  • преступления, посягающие на общие правила экологической безопасности в сфере экологически значимой деятельности (ст. 246-248 УК РФ);
  • преступления, посягающие на экологическую безопасность в сфере отдельных компонентов окружающей среды - вод, атмосферного воздуха, почвы, лесов, недр, морской среды, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 250-255 УК РФ);
  • Нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ)
  • Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ)
  • Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ)
  • Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ)

ВОПРОС N 54. Споры в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения

ВОПРОС N 53. Субъектом совершения экологических преступлений не является

Экологических проступков

ВОПРОС N 52. Не могут привлекаться к административной ответственности за совершение

ВОПРОС N 51. Экологическая сертификация

Относится к ведению

ВОПРОС N 50. Функция лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Природную среду и использование природных ресурсов устанавливается

ВОПРОС N 49. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую

Законодательства, производится

ВОПРОС N 48. Приостановление деятельности, осуществляемой с нарушением экологического

Тип вопроса: 2. Выбор возможных правильных ответов

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. решением референдума

2. в административном порядке

3. в судебном порядке

Верные ответы: 2; 3 Вариантов ответов: 3

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. законодательством субъектов Российской Федерации

2. законодательством Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним законодательством

субъекта Российской Федерации

3. законодательством Российской Федерации

4. договором о разграничении полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере

охраны окружающей среды

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. только Российской Федерации

2. Российской Федерации и ее субъектов

3. только субъектов Российской Федерации

4. органов местного самоуправления

Верный ответ: 1 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. должна быть обязательной

2. должна быть добровольной

3. должна быть добровольной или обязательной

4. может быть добровольной или обязательной

Верный ответ: 4 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. должностные лица

2. органы местного самоуправления

3. граждане

4. юридические лица

Верный ответ: 2 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа

Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. должностное лицо органа государственной власти

2. руководитель коммерческой организации

3. юридическое лицо

4. гражданин

Верный ответ: 3 Вариантов ответов: 4

Тип вопроса: 1. Выбор единственно правильного ответа



Цена вопроса (баллов): 1

Вариантов ответов:

1. в судебном порядке

2. только в административном порядке

3. с применением в качестве досудебной формы разрешения спора административной процедуры


Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездей-ствие), которое посягает на окружающую среду и отдельные ее компоненты, рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность че-ловека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоит в непо-средственном противоправном использовании природных объектов или воздействии на них, приводящем к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.
Объектом экологических преступлений является сложный целостный комплекс фак-тических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки. Рацио-нальное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей сре-ды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных по-требностей и гарантирует его безопасность.
Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере использования отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, обеспечения правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, а также экологической безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других объектов и иной производственной деятельности.
Предметом экологических преступлений считаются как объекты (компоненты) окружающей среды – дикие животные, воды, леса и т.п., так и продукты человеческой деятельности, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды и ее элементов, например опасные радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы.
Объективная сторона, как правило, охватывает действия (бездействие), состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологический безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними. Большинство составов экологических преступлений в УК РФ являются материальными. Формальные составы предусмотрены ст.253 УК ("Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации"), ст.256 ("Незаконная добыча водных животных и растений"), ст.258 ("Незаконная охота") и др. Кроме того, ст.247 ("Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов") наряду с материальными составами содержит состав поставления в опасность – создание угрозы причинения существенного вреда.
Признаки объективной стороны (место совершения преступления – зона экологического бедствия, территория заповедника и т.п., способы совершения преступления – применение взрывчатых или химических веществ и др.) в ряде составов преступлений являются обязательными.
Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта, т.е. лица, в обязанности которого нормативными или правоприменительными актами включено либо выполнение определенных действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности и т.п., либо установлен специальный порядок деятельности в целом (ст.246, 247, 248, 249 УК) в силу должностного положения, или служебного поручения. Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила при перевозке живот-ных (ст.249 УК).
С субъективной стороны экологические преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной виной.
Экологические преступления можно разделить на группы по нескольким, критериям. Первый – место в Уголовном кодексе РФ. По этому критерию экологические преступления подразделяются на две группы:
1) преступления, ответственность за которые предусмотрена в гл.26 Кодекса. К ним относятся нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами; безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами; установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил; охраны и использования недр; охраны рыбных запасов; загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча земли; незаконные охота, добыча водных животных и растений и порубка деревьев и кустарников; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов; нарушение законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ,
2) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы Уголовного кодекса РФ (они рассматриваются в соответствующих разделах учебника). К ним, в частно-сти, относятся преступления, связанные с нарушениями правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения радиоактивных материалов, взрывчатых и т.п. веществ (ст.215 и след. гл.24); ст.236 ("Нарушение санитарно-эпидемиологических правил"), ст.237 ("Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей"), ст.243 ("Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"), ст.245 ("Жестокое обращение с животными") гл.25 "Преступления против здо-ровья населения и общественной нравственности". (В этом плане примечательно, что в ст.237 прямо говорится о создании опасности для окружающей среды, в ст.243 среди объек-тов указываются природные комплексы); экоцид (гл.34 "Преступления против мира и безо-пасности человечества"). Окружающая среда может быть объектом терроризма, а ее уничто-жение, существенное изменение как условия жизнедеятельности населения региона, эколо-гическая катастрофа – целью террористического акта. Вред окружающей среде может быть причинен и в результате совершения ряда транспортных преступлений (гл.27 УК), например, при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов и др.
Второй критерий разделения экологических преступлений на группы – это объект уголовно-правовой защиты, его предметная экологическая выраженность. По этому критерию классифицируются только преступления, предусмотренные в гл.26 УК.
Здесь выделяются три группы экологических преступлений:
1) преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которых является порядок деятельности,
2) преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почвы, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);
3) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.
Незаконная добыча водных животных и растений. Статья 256 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых растений. Для описания объективной стороны далее законодатель использует такие ее признаки, как: причинение крупного ущерба; совершение деяния с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений; совершение деяния на территориях (акваториях), обладающих особым статусом, – в местах нереста или на миграционных путях к ним; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологический ситуации.
Квалифицирующими признаками, выделенными в ч.2 по предмету преступного пося-гательства, является незаконная добыча котиков, морских бобров и иных морских млекопи-тающих при условии наличия второго квалифицирующего признака – места совершения преступления, т.е. открытого моря или запретной зоны, а в ч.3 указаны квалифицирующие признаки второй степени общественной опасности – использование лицом своего служебного положения, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Статья 256 УК содержит признаки нескольких составов преступления, различающихся по объективной стороне, обязательности последствий (ч.1), по предмету посягательства (ч.2), по квалифицированным (отягчающим) признакам состава (ч.3).
Предметом преступления являются водные биоресурсы, как имеющие, так и не имеющие промыслового значения, т.е. запасы рыбы, водных млекопитающих, водных беспозвоночных, водных растений и т.п., находящихся во внутренних и территориальных водах РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, а также в открытом море, конвенционных районах и территориальном море иностранных государств и неразрывно связанных с акваторией их нахождения.
Объективная сторона основного состава преступления (ч.1) включает, действия, состоящие в добыче, и незаконность таких действий, причинение крупного ущерба (материальный состав) либо совершение преступления без причинения общественно опасных последствий, но способом или в местах, особо оговоренных в законе, т.е. с применением самоходного транспортного средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления; в местах нереста или на миграционных путях к ним, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологический ситуации (формальные составы).
Добыча – это процесс убоя, улова, изъятия из природной среды водных животных и растений, приводящий к фактическому завладению ими. Незаконность добычи – осуществление ее с нарушением общих запретов на добычу в любом количестве либо без специального разрешения (лицензии), либо с нарушением ее условий.
Крупный ущерб – добыча ценных пород рыб, водных животных, значительный объем добытого, уничтожение молоди, мест нереста и т.п.

Субъективная сторона характеризуется прямым и косвенным умыслом.
Предметом преступления по ч.2 являются морские животные, находящиеся под специальной охраной (котики, морские бобры и проч.).
Объективная сторона включает действия по их добыче, место совершения преступления – открытое море или запретные зоны, т.е. участки суши и водного пространства, где находятся лежбища, места выращивания молодняка и т.п. Состав преступления формальный, и наступления последствий не требуется.
Субъективная сторона и субъект преступления аналогичны предусмотренным в ч.1 ст.256 УК.
Незаконная охота. Статья 258 УК устанавливает уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Квалифицирующими признаками по ч.2 выступают совершение незаконной охоты с любым альтернативным признаком объективной стороны или предмета посягательства, указанных в ч.1 статьи, лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
Таким образом, ст.258 УК содержит признаки основного материального состава преступления (п."а" ч.1), ряда формальных составов, различающихся по способу совершения преступления, его предмету, месту совершения (п."б", "в", "г" ч.1), и квалифицированных составов (ч.2).
Предметом незаконной охоты являются дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, чье существование не опосредуется трудом человека (птицы и звери).
Объективная сторона включает действия, последствия в виде крупного ущерба, причинную связь между ними (для материального состава), либо действия, способы, предмет или место незаконной охоты (для формальных составов).
Охота – это выслеживание с целью добычи, преследование, отлов, убой и иная добыча диких животных. Незаконной признается охота без разрешения (лицензии), осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту, т.е. не достигшим 18 лет, не являющимся членом общества охотников, получившим лицензию без установленных законом оснований, либо охота, осуществляемая с нарушением условий места, времени, способов, орудий, количества добытого.
Размер ущерба определяется судом с учетом обстоятельств дела, количества добытого, ценности животных и т.п.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; в случае причинения крупного ущерба возможен и косвенный умысел.

Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки:

– противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

– общественная опасность;

– тип составов правонарушений.

Классификация экологических правонарушений:

по виду юридической ответственности – экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

по источнику права – предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

по принадлежности субъекта , управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.).

Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

Состав экологического правонарушения :

· объект;

· субъект;

· объективная сторона;

· субъективная сторона.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются:

· собственности на природные ресурсы;

· природопользования;

· охраны окружающей среды от вредных воздействий;

· экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. противоправность поведения;

2. причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины:

1. умысел (прямой или косвенный);

2. неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

35. Виды юридической ответственности за нарушение правовых экологических требований. Общая характеристика

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· противоправность поведения;

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

36. Юридическая ответственность за экологические преступления.

Экологическое правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности.

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (природные объекты) являются предметом правонарушения. Предмет является одним из важнейших признаков экологического правонарушения. Именно он позволяет определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный объект, какова его социально-экономическая сущность, и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций.

Объективную сторону экологических правонарушений составляют: действия или бездействия, нарушающие общеобязательные правила природопользования и охраны окружающей природной среды; вред экологическим интересам личности, общества или государства либо реальная угроза причинения такого вреда; причинная связь между экологически опасным деянием и наступившим вредом. В предусмотренных законом случаях в объективную сторону включаются место, время, обстановка, орудия, способы совершения правонарушения. Например, состав незаконной охоты включает охоту в запрещенное время, в запрещенном месте, запрещенными орудиями и способами.

Субъектом экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица. Субъектами уголовной, дисциплинарной материальной ответственности могут быть только физические лица (в том числе должностные), субъектами административной и гражданско-правовой ответственности могут быть также и юридические лица.

Что касается субъективной стороны экологического правонарушения, то могут иметь место обе формы вины: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность (небрежность и самонадеянность). Мотивы и цели могут быть различными, и, как правило, в качестве обязательного признака состава экологического правонарушения не указываются, хотя и могут учитываться при назначении наказания.

Экологические правонарушения делятся на преступления и проступки, среди последних различают административные проступки, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Соответственно, совершение правонарушения может повлечь наступление уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

37. Административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков отсутствует.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием дня применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, он считается не имеющем дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности - административной, уголовной, гражданской.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административной взыскания за совершение административного экологической правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Крассов О.И. Экологическое право. - М.: Норма, 2004.с. 394

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это -- повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

38. Понятие и виды экологического вреда. Порядок возмещения экологического вреда.

Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

1. Природоресурсовый экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам и в первую очередь экономически значимой их части.

В силу этого юридически значимые признаки экологического вреда, причиненного каждому из этих объектов, предусмотрены в специальных природоресурсовых законах: кодексах (Земельном, Водном, Лесном) и иных законах (в федеральных законах о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха),

2. Гуманитарный экологический вред (от лат. «гомо сапиенс» – человек разумный) – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность.

Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина. Например, нарушение экологического благополучия на территориях лечебно-оздоровительных местностей лишает человека его прав на отдых и полноценное восстановление сил в данной местности.

Особенностью этого вида экологичекого вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным санитарно-эпидемиологическим законодательством.

3. Имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах, и т.д.

Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера. Например, вытаптывание и поедание урожая сельскохозяйственных культур дикой фауной; задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями и т.д.

В практике все эти три вида экологического вреда тесно переплетаются порой так, что трудно отделить экологический вред от иных форм имущественного вреда. Например, нарушение противопожарных правил при выполнении уборки зерновых, повлекшее за собой пожар, перекинувшийся на соседний лесной массив, повлекло за собой возникновение как экологического, так и обычного имущественного вреда.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

39. Порядок обращения с отходами производства и потребления.

Общие требования к обращению с отходами

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не вправе осуществлять указанную деятельность на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другими индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов

1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными требованиями, правилами и нормами в области обращения с отходами.

Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

1. Пункт 1 статьи 12 утратил силу с 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Пункт 8 статьи 12 вступает в силу с 1 января 2017 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ.

8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.