Правовой статус сотрудника полиции. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ Виноградова Валентина Сергеевна Правовой статус полицейского

УДК 342.98

С.В. Ненароков

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

development of the legal status of a police officer: background information

and modern situation

Статья посвящена вопросам развития правового статуса сотрудника полиции. Рассматриваются элементы, признаки, атрибуты правового статуса, а также исторические предпосылки реформирования полиции.

Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, правовой статус сотрудника полиции.

The paper is devoted to the development of the legal status of a police officer. His elements, characteristics, and attributes of the legal status and historical background ofpolice reform are discussed.

Key words: police, police officer, the legal status of police officer.

В связи с развитием демократических институтов в России особую актуальность приобретают вопросы правового положения личности, а также отношения общества и государства, что требует необходимости с иных позиций взглянуть на правовой статус сотрудников полиции. Внутреннее содержание правового статуса сотрудника полиции в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие и обусловливает его. Только используя комплексный подход и воздействуя на отдельные его элементы, возможно добиться эффективного функционирования указанного правового института. Например, необходимо изменить практику наделения сотрудников полиции некоторыми не свойственными для них функциями, такими как проверка бизнеса, лицензирование частной охранной деятельности, регистрация автотранспорта и его технический осмотр, прием экзаменов и оформление водительских удостоверений и т.д. Указанные функции целесообразно передать другим ведомствам, наделенным необходимыми правами и обязанностями, что, несомненно, повлечет за собой изменение целей и задач полиции в целом. На сегодняшний день существующий круг обязанностей полицейского требует расширения и дополнения с одновременным введением необходимых ограничений. Расширение прав сотрудника полиции, улучшение его финансового и социального обеспечения должно быть неразрывно связано с усилением дисциплинарной и иной ответственности, в том числе и за злоупотребление своими правами.

Внутриведомственная преемственность долж-

на быть положена в основу реформирования правового статуса сотрудников полиции. Известная еще с советских времен «палочная система» в настоящее время окончательно себя изжила, а современная практика требует применения эффективных моделей управления, дающих оценку деятельности системы по критериям раскрываемости как объективного показателя деятельности полиции (общественное мнение, степень доверия граждан полиции, внутренняя убежденность сотрудников в необходимости борьбы с преступностью, открытость деятельности и т.д.).

На сегодняшний день существует два направления разработки проблемы правового статуса сотрудников полиции. Так, проведены исследования отдельных элементов правового статуса, субъективного (личностного) подхода (Л.Д. Воеводин , А.И. Лепешкин , Н.И. Матузов , В.А. Па-тюлин , В.Б. Щетинин и др.).

Труды представителей отраслевых наук, прежде всего, административного права, предметом изучения которых выступили различные аспекты правового статуса отдельных государственных органов, характеризуются узкой отраслевой направленностью (Г.В. Атаманчук , В.М. Манохин , A.B. Оболонский , С.Е. Чаннов и др.).

Таким образом, самостоятельные исследования, посвященные проблемам правового статуса сотрудников полиции, в настоящее время отсутствуют. Восполняя указанный пробел, следует конкретизировать некоторые теоретические положения. Так, среди основополагающих элементов

Ненароков Сергей Валерьевич, старший преподаватель Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Ненароков С.В., 2017

Статья получена: 25.01.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.

правового статуса сотрудника полиции можновыде-лить: права и обязанности сотрудника; требования к сотрудникам; гарантии правовой защиты сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; способ замещения должности; характер ответственности сотрудника полиции; меры стимулирования служебной деятельности. Выделяют следующие обязательные признаки, присущие сотрудникам полиции:

Гражданство Российской Федерации;

Принадлежность к кадрам полиции;

Наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции .

Полицейским может стать только лицо, имеющее гражданство Российской Федерации 1 Граждане других государств, а также лица с двойным гражданством либо, не имеющие гражданства, не вправе получать статус сотрудника полиции.

Полицейские могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Утверждается перечень данных государственных органов Правительством Российской Федерации по предложению министра внутренних дел Российской Федерации. В указанный список в настоящее время входят такие организации, как Министерство транспорта России, Министерство экономического развития России, Министерство здравоохранения России, Министерство регионального развития России, Министерство иностранных дел России, Федеральная налоговая служба России, Счетная палата Российской Федерации, Аппарат Совета безопасности России, Банк России и т.д.

В дореформенный период имелась возможность прикомандировывать милицию к органам законодательной (представительной) власти. Сегодня такой возможности нет. Согласно ст. 41 закона «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, в случае избрания депутатами органов законодательной власти, приостанавливают службу в течение всего срока полномочий. Прохождение службы сотрудниками полиции в миротворческих силах по линии Организации Объединенных Наций и Совета Европы является длительной служебной командировкой, а не прикомандированием.

Следует обратить внимание, что статус сотрудника органов внутренних дел определяется специальным званием, присвоенным в установленном порядке. Звания в полиции Российской Федера-

ции присваиваются персонально в соответствии со служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет сотрудников.

Среди атрибутов правового статуса сотрудников органов внутренних дел следует выделить право на ношение и хранение специальныхсредств и оружия, служебное удостоверение, форменную одежду.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения специальной профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. На каждого заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер. Служебное удостоверение не заменяет паспорта гражданина Российской Федерации, хотя и является официальным документом. Форменной одеждой сотрудника полиции следует называть комплект снаряжения, знаков различия и предметов обмундирования.

Основой правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности (общие и специальные или должностные) . К общим полномочиям сотрудника органов внутренних дел относятся его права и обязанности как государственного служащего и как гражданина Российской Федерации.

Гражданин России, состоя на службе в полиции, имеет все права и свободы, а также исполняет обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Имеет право выбирать род деятельности, право на медицинскую помощь и охрану здоровья, на свободу передвижения, на образование, на неприкосновенность частной жизни и другие основные права и свободы. Территориальное разграничение юрисдикции органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основе специализированных документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые определяют границы обслуживания подразделений полиции Российской Федерации.

При совершении сотрудником органов внутренних дел нарушений по службе возможно привлечение его к дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности. За совершение должностных проступков наступает дисциплинарная ответственность. Кроме того, необходимо обратить внимание, что за совершение административных правонарушений сотрудник полиции также привлекается к дисциплинарной ответ-

1 О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. 2002.№ 100.

ственности . Согласно ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность2, за исключением правонарушений, перечисленных во второй части данной статьи.

Законом предусмотрена классификация общественно опасных деяний, за которые сотрудник органов внутренних дел, в случае недобросовестного исполнения служебных обязанностей, может быть привлечен к уголовной ответственности.

В первую группу входят преступления против государственной власти и интересов государственной службы: халатность, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника (ст. 285-293УК РФ)3.

Вторая группа включает в себя преступления, направленные против правосудия (ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ): фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений, незаконное освобождение от уголовной ответственности, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей и некоторые другие составы преступлений.

Привлечение к уголовной ответственности возможно за общественно опасные деяния, совершенные сотрудником органов внутренних дел и направленные на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Среди видов данных правонарушений можно назвать: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137- 140, 149 УК РФ).

Сотрудник полиции может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, который был причинен органам внутренних дел. Согласно ч.4 ст. 33 ФЗ «О полиции» данный вид ответственности может применяться в соответствии с трудовым законодательством (гл. 39 ТК РФ). По гражданскому законодательству (ст. 1069 и 1070 ГК РФ) ущерб подлежит возмещению гражданам и организациям в случае причинения его противоправными дей-

ствиями или бездействиями сотрудника полиции.

Другим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел выступают гарантии: социальной защиты сотрудников полиции, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников органов внутренних дел распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; обоснованный риск; физическое и психическое принуждение; неисполнение приказа (распоряжения).

Сотрудник органов внутренних дел имеет специальный правовой статус госслужащего, в который входят такие элементы, как ответственность, права, обязанности, поощрения и гарантии.

Таким образом, реформирование органов внутренних дел внесло коррективы в правовой статус сотрудника полиции, что, несомненно, было обусловлено конкретными причинами. С точки зрения социального аспекта, модель системы милиции и так основывается на исполнении функций полиции, и это полностью соответствует линии развития правового государства, поскольку является следующим шагом в процессе объединения всемирного полицейского сообщества .

Изначально, в царской России полиция выполняла функции по охране правопорядка, вот почему современное переименование может расцениваться как возврат к историческим корням, но с современным содержанием.

Государственная структура полиции впервые появилась в городе Санкт-Петербурге в 1718 г. и функционировала фактически 200 лет. Петром I впервые была введена должность генерал-полицмейстера. После 1917 г. присутствие полиции как силового ведомства очень раздражало массы, в связи с чем Временное правительство реформировало и переименовало полицию . Временным правительством 17 апреля 1917 г. была учреждена милиция, которая стала выполнять наружные функции, а управленческая структура полиции была демократизирована.

После свержения Временного правительства большевики во главе с В.И. Лениным приняли постановление НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции». Изначально Красная гвардия выполняла функции добровольцев. В октябре 1918 г., в соответствии с Инструкцией по организации советской рабоче-крестьянской милиции, она получила статус госструктуры,

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. М., 2010. 340 с.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010)// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2010. 9 апреля.

произошел возврат к профессиональному виду деятельности.

Можно констатировать, что милиция только в течение одного года находилась в состоянии, соответствующем своему названию, в дальнейшем она обрела все правовые и организационные черты полиции. Исконное название не могло быть возвращено милиции из-за несоответствия коммунистической идеологии.

Такие структуры, как, например, налоговая полиция, отчасти приучили обывателей и профессионалов к термину «полиция». Международное полицейское сообщество уже давно воспринимает милицию в качестве полицейского аппарата, а в странах СНГ к идее реформирования пришли еще раньше.

Однако старшее поколение, помня советский период, в целом негативно отнеслось к идее реформирования. Конечно, не стоит однозначно руководствоваться только негативными ассоциациями. Разработка и принятие закона «О полиции» вызвали ожесточенные споры между учеными и практиками. Перед разработчиками закона стояла задача создать отличную правовую базу для деятельности обновленной государственной структуры.

Реформа органов внутренних дел затронула не только сотрудников милиции, но и граждан. На первый план выходит защита прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства. В ст. 2 «Основные направления деятельности полиции»4 закреплены эти направления, которые в отличие от закона «О милиции» дополнены такими положениями, как: контроль за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью, розыск лиц и похищенного имущества, обеспечение безопасности дорожного движения. Следует отметить, что названные направления в прежнем законе были тоже обозначены, но только в разделе обязанностей милиции. Таким образом, хоть в новом законе этот аспект

и не является однозначной новизной, но можно говорить о необходимой систематизации его положений. Несомненно, закон «О полиции» более развернуто определяет порядок использования полномочий сотрудниками полиции.

Подводя итог, следует отметить, что ценность правового статуса сотрудника полиции состоит в том, что создается система нормативных правовых актов, обеспечивающая высокий уровень правовой защищенности полицейского. Единство социального содержания и правовой формы в конечном итоге определяет правовой статус сотрудников полиции, который реализуется в конкретных правоотношениях. Следует особо отметить, что субъектом указанных правоотношений может выступать только лицо, обладающее сознанием и волей, способное совершать активные действия и нести за них ответственность. Поскольку личный состав полиции представляет собой часть государственных служащих, то ему присущи все необходимые черты: иерархия должностей, отношения «начальник - подчиненный», прямая зависимость прав и обязанностей от служебного положения, разделение функций между сотрудниками и т.д. Реформа системы Министерства внутренних дел России изменила административно-правовой статус сотрудника полиции, и это стало основой для возникновения эффективно функционирующей правоохранительной системы. Реформа в настоящее время еще не закончена, внутри ведомства происходят в том числе и структурные преобразования. Однако прошедшее после начала реформирования время дает основание сделать вывод, что изменение правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приема на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.

стисок литературы

1. Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 42-50.

2. Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан / А.И. Лепешкин. М. : Мысль, 1966. С. 31.

3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. С 192.

4. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М. : Наука, 1974.С 114.

5. Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 3.

6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М. : НОРМА, 2008. С. 47.

4 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. 2011. № 25.

7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М. : Юрист, 2008. С.65.

8. Оболонский А.В. Государственная служба. М. : Наука, 2001. С. 153.

9. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина. М. : Ось-89, 2009. С. 89.

10. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 2.

11. Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61.

12. Малахов В.П. Единство и различие административного и полицейского права // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 84.

13. Васильев Ф.П. Какая полиция нам нужна? // Российская юстиция. 2011. № 6. С. 41.

14. Бутылин В.Н., Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 29.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

А Н. Б-ктеикн М.Ю. Г^-Ешнннн С. 1Г Миронов

Страницы истории казанской полиции

Бикташева А.Н.

Страницы истории казанской полиции: исторический очерк: учебное пособие / А.Н. Бикташева, М.Ю. Гребенкин, С.Н. Миронов. - Казань: КЮИ МВД России, 2017. - 98 с.

Учебное пособие содержит материалы, отражающие историю создания и развития казанской полиции XVШ-XIX вв., ее структуру и компетенцию, основные направления деятельности.

Предназначено для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, изучающих курс истории органов внутренних дел.

Россия входит в число стран-лидеров по количеству полицейских среди населения. Каждый гражданин хотя бы раз в жизни имел контакт с работниками правоохранительных органов. При этом далеко не все знают о правовом статусе сотрудников полиции. В нашем материале будет подробно рассказано о правах, обязанностях и запретах для стражей порядка.

Полиция в России

Ни одно государство в мире, каким бы либеральным оно ни было, не может обойтись без государственных органов по охране прав граждан. Преступность неискоренима. Она существовала и будет существовать всегда. Ограничить количество злодеяний, то есть свести их число к минимуму, помогают сотрудники полиции. Правовой статус этих работников регламентируется законодательством. В разных странах он немного отличается друг от друга. Как он выглядит в России?

Полиция в нашем государстве имеет долгую и сложную историю. Стражи порядка существовали и при князьях, и при императорах, и при советской власти. Окончательное свое формирование полиция получила лишь в 2011 году. Именно тогда был издан специальный Федеральный закон, благодаря которому правоохранительные органы получили сегодняшнее наименование, а также обросли рядом сложных обязанностей и полномочий.

Правовая основа полиции

Если кратко, правовой статус сотрудника полиции в России складывается из его законных обязанностей и прав. Подтверждается статус положениями некоторых нормативных актов.

Самый важный и очевидный нормативный акт - это основной закон страны, Конституция. В первой, шестой и седьмой главах этого закона рассказывается о необходимости организовать качественную систему по охране прав человека и гражданина. Сама система так и называется - правоохранительная. Инстанции, входящие в эту структуру, находятся в подчинении исполнительной и судебной власти. Полиция - это важнейшая отрасль правоохранительной системы.

Она является составной частью единой федеральной исполнительной власти. Соответственно, правовой статус сотрудника полиции складывается из ряда положений, регламентирующих работу исполнительных органов власти. Это различные приказы МВД, постановления Правительства, а также:

  • Конституция;
  • Международная конвенция о защиту прав и свобод человека;
  • Федеральный закон "О полиции";
  • указы президента;
  • ряд других Федеральных и региональных законов, например, об оружии, о мерах безопасности на дороге, о социальных гарантиях правоохранителям и т. д.

Таким образом, полиция - это невероятно сложная и обширная структура. О правовом статусе сотрудников полиции будет подробно рассказано далее.

Принцип защиты прав и свобод

Работа полицейских базируется на ряде важных начал, идей и требований, именуемых принципами. Без принципов невозможно выстроить ни одну обязанность или право сотрудника. Первая идея связана с защитой прав и свобод людей.

По опросу, проведенному в 2011 году одним из СМИ, около 15 % россиян уверены, что полиция - это "мафиозная структура". 60 % потерпевших не захотели обращаться в полицию, а 43 % ни за что и ни при каких обстоятельствах не захотели бы иметь дело с сотрудниками правоохранительных органов. Причин, по которым народ столь сильно боится полицейских, невероятно много. Большинство из них связаны с бесконечными новостями о произволе стражей порядка. При этом россияне прекрасно понимают предназначение полиции и ее место в обществе: это обеспечение безопасности, защита свобод, интересов и прав граждан.

Полицейские призваны охранять общественный порядок, но делают они это зачастую слишком грубо, а иногда и вовсе преступая закон. Сотрудники правоохранительной системы должны помнить о главном своем предназначении: охрана безопасности всех людей, а не отдельных лиц.

Принцип законности

Понятие правового статуса сотрудника полиции напрямую связано с законом. Все права и обязанности стражей порядка регламентированы государственной властью и закреплены в нормативно-правовых актах. Законность - это общеправовой конституционный принцип. Реализуя свой юридический статус, полицейский обязан неуклонно соблюдать нормы материального и процессуального права. Любое отступление сотрудника от легальных требований грозит подрывом авторитета всей системы в целом.

Полицейский - это представитель не только власти, но и закона. Он охраняет государственный порядок, а потому и сам должен поступать в соответствии с правовыми нормами.

Принцип беспристрастности

Важнейшим атрибутом правового статуса сотрудника полиции является беспристрастность. Ее также можно назвать толерантностью, терпимостью или даже либеральным отношением. Речь идет о качественно новом требовании к стражам порядка. Они должны реализовывать свои функции, невзирая на пол, расу, национальность, язык или мировоззрение граждан.

Беспристрастности не было в СССР. Тогда существовала единая точка зрения, которой должны были придерживаться все советские граждане. Сегодня все гораздо проще. Человек может делать что хочет, важно лишь, чтобы он не нарушал закон.

Правовой статус сотрудника полиции РФ выстроен таким образом, что субъективности здесь попросту нет места. Стражи порядка просто защищают закон и делают это объективно и честно. Полицейский должен сохранять свой моральный облик, а также оставаться публичным и открытым для взаимодействия или сотрудничества. Лишь в этом случае граждане станут доверять полиции и поддерживать ее.

Содержание правового статуса сотрудника полиции

Понятие и структура юридического статуса полицейских отражены в Федеральном законе 2011 года. Здесь освещается широкий круг вопросов, связанных с организацией деятельности правоохранительного института России. Права и обязанности стражей порядка являются основными инструментами их деятельности.

Основной проблемой правового статуса до сих пор остается непроработанность классификаций. Так, права и обязанности сотрудников полиции приведены в едином списке, а не сгруппированы по отдельным сферам деятельности. То же касается ограничений и запретов.

Становление правового статуса

Справедливости ради стоит отметить, что до 2011 года все было еще хуже. В те времена, когда полиция еще именовалась милицией, единого Федерального закона в принципе не существовало. Было несколько постановлений МВД, серия указов, а также ряд специальных нормативных актов.

Разбросанность норм и положений значительно осложняла положение сотрудников правоохранительной системы. Затем была проведена сложная научная работа. Административно-правовой статус сотрудников полиции сформировался относительно качественно.

Обязанности полицейских по профилактике нарушений закона

Юристы по-разному классифицируют обязанности полицейских. В нашей статье будет приведена систематизация, согласно которой все полномочия будут поделены на две группы: по профилактике нарушений законодательства и по непосредственной их ликвидации.

Чтобы минимизировать число правонарушений и преступлений, стражи порядка должны работать с причинами нарушений закона. В архивах есть множество документов, в которых указаны мотивы преступника, обстоятельства совершения правонарушений или различные условия. Разобравшись с материалом и сформировав для себя хотя бы минимальное представление о причинах нарушения закона, полицейским будет гораздо легче работать.

Следующей обязанностью является сотрудничество полиции с другими властными инстанциями, не обязательно правоохранительными. Профилактика нарушений закона в этом случае выйдет на качественно новый уровень.

Все остальные обязанности прописаны в законе. Это необходимость в подтверждении классификации, проведение разъяснительных бесед с гражданами, оказание содействия судебным приставам и многое другое. Все это составляет понятие правового статуса сотрудников полиции.

Обязанности по устранению последствия нарушения закона

Необходимость в непосредственном разрешении ситуации находится у полицейских в приоритете. Этому есть объяснение: непосредственная ликвидация последствий злодеяний занимает у стражей порядка куда больше времени и сил.

Вот какие обязанности здесь нужно выделить:

  • пресечение противоправных деяний;
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • принятие чрезвычайных мер по спасению граждан;
  • противодействие терроризму;
  • осуществление розыска;
  • задержание виновных лиц и т. д.

Административно-правовой статус сотрудников полиции вбирает в себя громадное количество обязанностей. Все они, так или иначе, связаны с нарушением закона - реальным или потенциальным. Однако полномочия полицейских базируются на одной лишь идее: беспристрастной охране прав, интересов и свобод людей.

Права полицейских

Разобравшись с обязанностями стражей порядка, следует обратить внимание на их права и полномочия. Это важнейшие составляющие правового статуса сотрудников полиции, понятие и содержание которого регламентированы законом.

Вот что здесь следует выделить:

  • обеспечение оптимальных условий для выполнения трудовых обязанностей;
  • право на отдых;
  • возможность знакомиться со всей необходимой для работы документацией;
  • право на оплату труда;
  • ознакомление с отзывами о собственной службе;
  • доступ к государственной тайне, если подобное необходимо для исполнения государственных обязанностей;
  • возможность продвижения по службе;
  • право на рассмотрение служебного спора;
  • право на профессиональное образование.

Естественно, это далеко не все возможности, которые составляют административно-правовой статус сотрудников полиции. Более того, общее количество прав зависит от квалификации работника. Например, правовой статус внештатного сотрудника полиции будет разительно отличаться от статуса "классического" полицейского. Работник, не являющийся должностным лицом в органах внутренних дел, обладает куда меньшим объемом полномочий.

Ограничения и запреты

Правовой статус сотрудника полиции к 2017 году получил свой окончательный образ. Помимо прав и обязанностей в него входит ряд ограничений и даже запретов. Стоит перечислить самое основное:

  • запрет на исполнение служебных обязанностей при недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • невозможность устраиваться на работу в ОВД, если непосредственным начальником сотрудника будет его родственник или близкий человек;
  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
  • недопустимость публичных высказываний, оценок или суждений в отношении своего начальства, если это не связано с прямыми обязанностями работника.

Таким образом, административно-правовой статус сотрудника полиции в России имеет четкие границы в виде ограничений и запретов.

Ответственность полицейских

Сотрудники полиции юридически выше простых граждан. Следовательно, они обладают куда большей ответственностью. Согласно статье 33 соответствующего Федерального закона налагаемые на сотрудников санкции соразмерны тому ущербу, который они причинили

Ответственность полицейских бывает трех видов. Первая форма именуется дисциплинарной. Это выговоры или увольнения. Есть также материальная ответственность. Это штрафы, выплаты компенсаций, а также более сложные формы санкций - например, лишение социального обеспечения сотрудников органа полиции. Правовой статус и вовсе может быть ликвидирован - но уже вследствие уголовной ответственности, когда полицейский совершил по-настоящему крупное злодеяние.

Гарантии правовой защиты

Гарантия - это способ обеспечения правового статуса. В правоохранительной сфере существует множество разнообразных гарантий: политических, нравственных, организационных, экономических и многих других. В качестве примера следует привести по одной гарантии из разных областей.

Важнейшая экономическая гарантия указана в ФЗ "О полиции", статье 47. Правовой статус сотрудника полиции, равно как и вся его деятельность, обеспечивается посредством государственного финансирования.

Политические гарантии были указаны выше. Это сотрудничество правоохранительных органов между собой, а также с другими государственными инстанциями.

Наконец, организационные гарантии связаны с множеством деталей, указанных в законе. Это подтверждение или повышение квалификации, составление деловых архивов, опора на нормативную базу и многое другое.

Итак, правовой статус полицейского - это совокупность его прав и обязанностей, подкрепленных ограничениями и гарантиями.

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции.

Выделяется три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.

Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Сотрудники полиции могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Перечень этих министерств, ведомств и организаций утверждается по предложению Министра внутренних дел Российской Федерации Правительством Российской Федерации. В настоящее время к числу таких организаций отнесены Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала и возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее же время она исключена. В соответствии со ст. 41Закона сотрудники полиции, избранные депутатами органов законодательной власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

Практика командирования сотрудников полиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН и Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.

Важно также отметить, что принадлежность к сотрудникам полиции определяется наряду с состоянием в кадрах полиции наличием специального звания рядового или начальствующего состава полиции, присвоенного в установленном порядке. Специальные звания от рядового до генерала полиции Российской Федерации присваиваются сотрудникам в персональном порядке в соответствии с их служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет.

Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия. Форменная одежда - комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия.

Служебное удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт.

Он имеет следующие реквизиты:

Наименование ведомства,

Серию, номер,

Специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность,

Фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию,

Дату выдачи и дату окончания его действия.

В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые изображаются на металлическом жетоне овальной формы, образца, установленного МВД России.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения особой профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

На каждого из них заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер.

Ядром правового положения сотрудника полиции выступают его права и обязанности, которые подразделяются на два вида - общие и специальные или должностные.

Общие полномочия сотрудника полиции - это его права и обязанности как гражданина России и как государственного служащего.

Российский гражданин, будучи сотрудником полиции, обладает на территории государства всеми правами и свободами, а также выполняет обязанности, предусмотренные КонституциейРоссийской Федерации. Он имеет право на выбор рода деятельности и профессии, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения, на управление делами государства и другие основные права и свободы.

Проблема территориального разграничения юрисдикции оперативных подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в практической плоскости разрешается на основе статусных документов органов МВД России, фактически определяющих границы, обслуживаемые подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации.

За совершенное по службе правонарушение сотрудник полиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение должностных проступков.

Следует также заметить, что дисциплинарная ответственность сотрудника полиции наступает за совершение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют правонарушения, перечисленные в части второй этой статьи. 8

Уголовное законодательство предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей может нести уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст. 285-293УК РФ).

Другая группа - это преступления против правосудия, предусмотренные ст. 299-304,310-312,315,316УК РФ. Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие составы преступлений.

Уголовную ответственность влекут также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137-140,149УК РФ). 9

Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел. В соответствии с ч. 4 ст. 33Федерального закона «О полиции» она применяется согласно трудовому законодательству -главе 39Трудового кодекса РФ. 10

Что касается вреда в отношении граждан и организаций, причиненного противоправным действием или бездействием сотрудника полиции, то ущерб подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности ст. 1069и1070ГК РФ. 11

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников полиции распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне; причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физическом и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или распоряжения.

Таким образом, правовой статус сотрудника полиции, имеющий особенности статуса личности, основным признаком имеет специальный правовой статус - статус государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. 12

В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование.

В соответствии с семейным законодательством и ФЗ«О гражданстве» 13 детьми считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Об этом же говорится и в Федеральном законеот 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 14 Согласно этому закону ребенком считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, то есть совершеннолетия. Поэтому в соответствии со ст. 21ФЗ «О государственной гражданской службе» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.Законне позволяет лицу, не достигшему совершеннолетия, пребывание на службе в ОВД (в качестве курсанта), или присвоение ему звания, или принятие присяги.

В ст. 14.1«Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» говорится, что не допускается «нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей».

На практике курсантов даже первого года обучения привлекают для патрулирования на улицах и иных местах и в дневное, и в ночное время. В процессе учебы курсанты уже на первом году проходят первоначальную подготовку (применение приемов самбо, задержание преступников, привлечение на патрулирование, несение службы (наряды дежурными, дневальными и так далее. 15

Введение

ГЛАВА 1. Правовой статус как юридическая категория 16

1.1. Правовой статус: понятие, структура, виды 16

1.2. Правовой статус государственных органов 32

ГЛАВА 2. Правовой статус полиции: понятие, эволюция, структура 46

2.1. Эволюция правового статуса полиции 46

2.2. Современный правовой статус полиции: понятие и структура 67

2.3. Элементы правового статуса полиции 88

2.3.1. Обязанности и права полиции 88

2.3.2. Ответственность и иные ограничения в отношении полиции 115

ГЛАВА 3. Пути усовершенствования правового статуса полиции: отечественный и зарубежный опыт 134

Заключение 168

Библиография

Правовой статус государственных органов

Предметом научных исследований традиционно выступает правовой статус личности (человека, индивида). Однако необходимо помнить о том, что статус - категория, характеризующая не только индивидуальных, но и коллективных субъектов права: им обладают юридические лица, государство, органы власти, общественные объединения, народ в целом и т.д. Так, в Конституции Российской Федерации термин «статус» употребляется в отношении не только отдельной личности, но и применительно к субъектам Федерации (например, «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом» (п. 5 ст. 66)).

Исторически сложилось, что именно правовой статус индивидов, а не их объединений стал изучаться в науке, а также получил законодательное урегулирование. Тем не менее, с течением времени был осознан тот факт, что правовой статус различных видов коллективных субъектов права нуждается в самостоятельном изучении. В последнее время в данном направлении достигнут существенный прогресс, в литературе появляется все больше работ, посвященных правовому статусу отдельных коллективных субъектов1.

Одним из наиболее распространенных видов коллективных субъектов выступают органы государственной власти, сама суть, природа и назначение которых требует детального урегулирования законодателем их правового статуса. Характеристика правового статуса данного вида субъектов невозможна без понимания образующего его «ядро» понятия государственной службы. Для российской правовой мысли характерна трактовка сущности государственной службы как некоего служения, исполнения государственного долга. Так, еще в XIX в. Н. Нелидов считал государственную службу деятельностью на пользу государства, осуществляемую индивидом ради достижения общественно важных целей по особому указанию, исходящему от вышестоящего субъекта либо непосредственно, либо через посредство другого лица1.

Сторонники данного подхода считают, что управленческий аппарат является орудием органов государственной власти, которые были избраны и контролируются со стороны народа2. Государственный гражданский служащий, согласно этой позиции, должен служить не человеку, не обществу, а государству в лице его органов, образованных путем выражения народом своего волеизъявления в результате выборов, либо иным законным способом3. Г.В. Атаманчук отметил, что «издавна в России под словом (термином, понятием) "служба" понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнить дело, оказать услугу, защитить интересы»4. Существует и противоположный подход, согласно которому государственная служба трактуется как деятельность исключительно на профессиональной служебной основе по обеспечению полномочий других субъектов права5. А.В. Оболонский полагает, что необходимо пересмотреть «вековечную российскую традицию» превалирования государства и его интересов над обществом и его потребностями. Более того, государственная служба не должна быть тождественна службе «государевой», России необходимо прийти к истинно гражданской службе, означающий ответственность служащего перед обществом, которое фактически финансирует его деятельность1.

Специфическими особенностями государственной службы выступают:

1) Публичность, основанная на том, что государственная служба осуществляется в общественно значимых целях, для удовлетворения социальных потребностей и достижения общего блага.

2) Направленность на выполнение функций государства. На первый взгляд кажется, что функции государства реализуют не государственные служащие, а государственные органы, которые они образуют, однако, и в этом мы согласны с С.Е. Чановым, весьма существенный перечень государственных служащих обладает возможностью (и обязанностью одновременно) воплощать в жизнь функции государства. Впрочем, таким правом-обязанностью наделены далеко не все государственные служащие. Основной задачей деятельности достаточно большой части служащих является не непосредственная реализация функций государства, а обеспечение (в самых различных аспектах) деятельности другой ее части, которая как раз их занимается прямой реализацией государственных функций.

3) Внешневластный характер служебной деятельности, предопределяющий дозволенность государственным служащим самостоятельно осуществлять юридически значимые действия, а также принимать решения общеобязательного характера для неопределенного круга лиц (тем не менее, внешневластными полномочиями наделены не все государственные служащие.

Современный правовой статус полиции: понятие и структура

С одной стороны, в научной литературе встречаются достаточно восторженные отзывы о новом законе. Так, по мнению В.В. Черникова, «он (закон) является поистине революционным шагом, положившим начало преобразованию, нужно честно признать, обюрократившейся милиции в полицию. Именно с даты вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…»1. Его поддерживает С.П. Булавин: «Можно отметить, что Закон о полиции - без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях»2.

С другой стороны, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?»3.

Мнение общественности склоняется к тому, что принятие Закона «О полиции» - это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» - это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий4.

Как отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности М. Гришанков, «принципиальных изменений в законе немного… в большей степени - это сохранение старой системы. Законопроект, который готовился в недрах МВД, отражает позицию самого МВД»1. Критически настроен и С.И. Балабкин: «Отсутствует решительность в проведении реформирования, цели и намерения которого сами по себе надлежащим образом не сформулированы и не взаимоувязаны) - властные структуры действуют, преимущественно реагируя на возмущение населения и пытаясь снизить значительные финансовые издержки по поддержанию функционирования системы МВД»2.

Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться.

Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах.

Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам.

Принципиально новыми по сравнению с Законом «О милиции» являются три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции», ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции». Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечают С.П. Булавин и В.В. Черников, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении1. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления2.

Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 20000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке.

Обязанности и права полиции

«Права и обязанности» можно с известной долей уверенности назвать одной из самых «популярных», «востребованных» юридических конструкций. Взаимоотношения данной пары понятий наиболее полно характеризуется термином «единство», означающим их взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность и взаимодействие - другими словами, фактическую невозможность существования друг без друга. Универсальность рассматриваемого начала позволила возвести единство прав и обязанностей в ранг принципа права1.

Принцип единства прав и обязанностей является конституирующим для правового статуса полиции, на которую в полной мере распространяются все особенности, характеризующие статус органов исполнительной власти.

Особенность государственных органов и их должностных лиц как субъектов права заключается в слиянии их прав и обязанностей. Предоставленные им возможности по отношению к другим лицам (гражданам) одновременно выступают как долженствования (обязанности) перед государством и обществом. Эту особенность отмечает Д.Н. Бахрах, полагая, что само рассмотрение прав и обязанностей таких специальных субъектов, как государственные служащие, можно проводить только в их единстве, взаимной связи, взаимной обусловленности2.

Объяснение данному феномену можно найти в философии. Субъективное право заключает в своей сути понятие возможности, юридическая обязанность - понятие необходимости, также образующие логико-философскую пару. Стремление личности к максимально полному удовлетворению своих потребностей и интересов приходит в противоречие с фактом существования объективной необходимости. Это противоречие в свою очередь рождает диалектическое единство1. Возможность и необходимость не разделены между собой «высокой стеной»: первая, ограниченная строгими рамками, тем не менее содержит в себе определенные возможности2.

С позиции административного права, единство (в значении слияния) прав и обязанностей в сфере правоохранительной деятельности обусловлено тем, что должностные лица соответствующих государственных органов, осуществляют закрепленные за ними функции, что является их обязанностью, и несут за свои действия (бездействие) ответственность перед вышестоящими органами, государством и обществом3.

Однако тот факт, что права и обязанности полиции находятся в неразрывном единстве, вовсе не означает, что они одинаковы в своем законодательном закреплении. Равноправие субъектов права встречается далеко не всегда. Если рассматривать отношения граждан друг с другом, то здесь присутствует изначальное равенство в возможностях и гарантиях их реализации и защиты. Но если же анализировать отношения граждан и государства, то ситуация совершенно иная. При столкновении с государственными органами и должностными лицами индивид всегда оказывается более «слабым». Необходимость защиты прав человека в его отношениях с властными структурами предопределила установление особых принципов регулирования их деятельности. Основным среди них выступает «дозволено только то, что прямо разрешено».

Принцип, противоположный вышеназванному, а именно «дозволено все, что не запрещено», являющийся базовым в регулировании отношений равных по статусу субъектов (прежде всего граждан между собой), также С. 29. применим в некоторых ситуациях. Так, например, он вполне допустим во внутренних отношениях государственных органов и должностных лиц на горизонтальном уровне. Однако он не должен представлять угрозу правам и свободам граждан при их взаимодействии с правоохранительными органами.

Модель правового регулирования, по нашему мнению, должна быть следующей: при формировании общей нормы, закрепляющей компетенцию (полномочия) должностных лиц, т.е. цель деятельности и законные средства ее достижения, дается исчерпывающий перечень позиций, за рамками которого все остальное им запрещено. При отсутствии же перечня конкретных полномочий должен вступать в действие принцип «разрешено все, что находится в рамках поставленной цели и намеченных задач»1.

При закреплении в нормативных актах перечня полномочий государственных органов и их должностных лиц особенно соблюдение правил юридической техники, которыми выступают: четкость, ясность, логичность, исчерпывающий, но достаточный объем информации. И напротив, расплывчатость формулировок, запутанность в изложении мысли, непоследовательность, дублирование или же недостаточность информации чрезвычайно опасны в регулировании именно данных категорий отношений, поскольку создают возможность толкования норм в свою пользу и, соответственно, злоупотребления правами.

Так, закрепление задачи достигнуть определенную цель любыми путями может «камуфлировать» неоправданно широкий перечень прав, которые могут быть для этого использованы. Советская история знает такой пример, а именно в тридцатых годах прошлого века органы НКВД наделялись чрезвычайно объемными правомочиями по использованию самых различных средств для борьбы с «врагами народа»

Ответственность и иные ограничения в отношении полиции

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков (правонарушений) и заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

Для освещения вопроса ограничений в отношении полиции первостепенное значение имеет анализ понятия «служебная дисциплина».

В начальной редакции Закона «О полиции» была специальная статья 39, посвященная вопросам служебной дисциплины в полиции. По сути, данная статья была отсылочной, поскольку ограничивалась только положением о том, что служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, что рассматривалось как недостаток Закона1.

Данная статья утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в который уже была включена самостоятельная седьмая глава «Служебная дисциплина в органах внутренних дел». Согласно ст. 49 данного закона, служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Понятие дисциплины и в законе, и в науке традиционно носит «негативный» оттенок - в том смысле, что ее рассмотрение, как правило, концентрируется на вопросах нарушения дисциплины и следующей за этим ответственности. Это вполне оправдано, поскольку соблюдение дисциплины - это нормальный ход вещей, другими словами, правило, в то время как ее нарушение - это нечто экстраординарное, т.е. исключение из правила.

Примечательно, что в Законе «О службе в органах внутренних дел РФ» служебная дисциплина помимо «классического» (т.е. «негативного») аспекта имеет и аспект позитивный - предполагается, что дисциплина может не только нарушаться, но и соблюдаться (причем, добросовестно и перевыполнением поставленных задач). Поэтому, согласно ч. 2 ст. 49 Закона, «в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания».

Закон различает простое и грубое нарушение служебной дисциплины. Если понятие первого раскрывается с теоретических позиций - через предлагаемое определение (перечисление признаков, наличие которых у деяния позволяет причислять его к дисциплинарным поступкам), то второго уже больше с практических - путем приведения исчерпывающего списка возможных грубых нарушений.

Итак, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел

Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Закон приводит исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины: несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации; отсутствие сотрудника на службе в рабочее время без уважительных причин более четырех часов подряд; нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Отдельную группу среди них составляют действия общественная вредность (опасность) которых сама по себе очевидна настолько, что они могут быть признаны грубыми нарушениями служебной дисциплины только в том случае, если не влекут за собой уголовную, т.е. более строгую, ответственность (например, совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни, здоровью людей, нарушение нормального функционирования органа МВД, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям; утрата выданного оружия и патронов к нему вследствие небрежного хранения и др.;

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску предусматривает распределение функций и полномочий для принятия решений, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию.

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

ОП-4 УМВД России по г. Ижевску возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником МВД России по УР.

Начальник осуществляет руководство ОП-4 УМВД России по г. Ижевску на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ОП-4 УМВД России по г. Ижевску задач.

Начальник ОП-4 УМВД России по г. Ижевску имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности начальником МВД России по УР в установленном МВД России порядке.

Структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску устанавливается приказом начальника МВД России по УР в соответствии с примерной моделью организационного построения территориального органа, утвержденной МВД России.

Организационная структура ОП-4 УМВД России по г. Ижевску является линейной. Структура построена только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящей системой только через него. Это одна из простейших структур управления.

Функции управления - относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. В функциях управления раскрывается содержание управления как процесса, отражается вид управленческой деятельности, должностные обязанности, закрепленные за определенным структурным подразделением или работником, назначение конкретного органа управления.

Организационная структура управления ОП-4 УМВД России по г. Ижевску представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирования как единого целого. Совокупность управленческих звеньев в организационной структуре управления располагается в строгой соподчиненности и обеспечивает взаимосвязь между управляющей и управляемой системой. К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или их часть.

В ОП-4 УМВД России по г. Ижевску линейная организационная структура управления, т.е. движение управленческих решений и информации исходят от линейного менеджера (начальника) через руководителей структурных подразделений (заместителей). При линейном управлении каждое звено и подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все каналы управления. Таким образом, управленческие звенья несут ответственность за результаты своей деятельности. Преимуществами линейной организационной структуры управления являются:

единство и четкость распорядительства;

согласованность действий исполнителей;

простота управления (один канал связи);

четко выраженная ответственность;

оперативность в принятии решений;

Данная структура имеет и свои недостатки:

высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;

концентрация власти в управляющей верхушке;

затруднительные связи между инстанциями.

Во главе находится руководитель - начальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему сотрудниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Начальнику ОП-4 УМВД России по г. Ижевску необходимо выстроить такую систему управления Отделом, которая будет стимулировать сотрудников наиболее качественно выполнять свои функциональные обязанности.

Все органы управления и функциональные структуры действуют в соответствии с уставными требованиями. Определены задачи, функции, связи, система деятельности каждого органа и структуры.

Разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность учреждения:

  • 1. Положение об оплате труда.
  • 2. Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения.
  • 3. Положение об Общественном Совете Учреждения.
  • 4. Должностные инструкции работников Учреждения.
  • 5. Положения об аттестации сотрудников и др.

Проанализируем состав персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску.

Таблица 2 - Состав и структура персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

По данным таблицы 2 видим, что численность руководителей осталась неизменной - 15 человек, а вот количество оперативных работников снизилось на 1 человека.

Анализ персонала по половому признаку представлена на рис. 2.


Рис. 2

На рисунке 2 отражена структура персонала по половому составу. Большинство сотрудников ОП-4 УМВД России по г. Ижевску - 85%- мужчины.

В таблице 3 представлены данные о возрастном составе персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску.

Таблица 3 - Стаж работы сотрудников ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Большинство персонала ОП-4 УМВД России по г. Ижевску в 2014 г. составили работники со стажем от 5 до 10 лет: 13 чел., до 5 лет - 12 чел. Меньше всего на протяжении анализируемого периода вновь пришедших сотрудников - 2 чел. в 2013 г., 1 чел. в 2014 г.

В ходе прохождения практики были выявлены следующие проблемы:

1) Проблема, связанная с недостатком оперативных работников.

Данную проблему можно представить как следствие ошибок в системе управления персоналом в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Таблица 4 - Проблемы и последствия в деятельности системы управления в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Недостатки системы управления в ОП-4 УМВД России по г. Ижевску

Последствия

Отсутствие кадрового резерва;

Отсутствие передвижения оперативных работников для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах;

Отсутствие поощрения инициативы персонала;

Частичное отсутствие материального стимулирования.

Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне;

  • - ненормированный рабочий день у оперативных работников;
  • - нехватка оперативных работников на рабочих местах и при проведении мероприятий по охране общественной безопасности;
  • - низкая способность по предотвращению правонарушений на территории Отдела;
  • - рост правонарушений;
  • - низкая роль граждан в борьбе с правонарушениями.

Несмотря на достигнутую стабильность социально-политической обстановки, в результате сложившейся экономической ситуации, из-за высвобождения и незанятости большого количества трудоспособного населения, лиц пенсионного возраста, прибытия в город лиц, освобождённых из мест лишения свободы, криминогенная обстановка в Воткинском районе остаётся сложной.

Недостаток участковых инспекторов приводит к тому, что с населением не проводятся профилактические беседы и т.п.

Основной проблемой в сфере правового статуса сотрудников полиции является большое число ограничений в отношении полиции.

В том числе и их бессистемность, что снижает результативность правового регулирования в целом. В некоторых случаях одно и то же установление закрепляется то в форме обязанности, то запрета, то ограничения. В других, напротив, одним и тем же термином называются разные по сути правовые феномены. Разграничить ограничения следует, прежде всего, исходя из того, в каком элементе нормы права они содержатся. Юридические факты-ограничения и квалификационные требования устанавливаются в гипотезе нормы права, обязанности и запреты -- в диспозиции, юридическая ответственность отражается в санкциях.

Совершенствование правового статуса полиции следует рассматривать через призму его структуры, т.е. с позиции оптимизации правового регулирования отдельных элементов, но только на основе системного подхода. В отношении функций необходимо скорректировать их перечень, исключив из него «излишние», несвойственные полиции функции и передать их другим структурам, имеющим соответствующие цели и задачи, что неизбежно должно повлечь изменение и вытекающих из них прав и обязанностей. Права-полномочия следует дополнить сопутствующими и необходимыми для их реализации, но отсутствующими в настоящий момент времени обязанностями, а также ограничениями. Расширение прав-привелегий, возникающих у лица в связи с его поступлением на службу в полицию, (прежде всего, повышение уровня материальной обеспеченности и социальных гарантий сотрудников правоохранительных органов) возможно только в сочетании с ужесточением ответственности за неисполнение обязанностей, а также злоупотребление правами.

В основу построения системы мер по оптимизации правового статуса полиции необходимо заложить принцип преемственности -- как внутренней (учет собственного исторического, прежде всего, советского -- и позитивного, и негативного -- опыта), так и внешней (рецепция перспективных наработок и практик зарубежных государств). С позиции связи с советским опытом, требуется отход от изжившей себя «палочной системы», согласно которой работа сотрудников оценивается по количеству раскрытых преступлений, и создание гибкой модели управления, основанной на показателях, адекватно отражающих эффективность деятельности полиции (оценка со стороны общества, удовлетворенность граждан работой полиции, уровень мотивации полицейских на предупреждение преступлений и их профилактику, степень прозрачности деятельности полиции). Рецепция положительного зарубежного опыта может выражаться в таких направлениях, как ужесточение требований к поступающим на службу в полицию, усиление ответственности за коррупционные проявления, а также за применение насилия в отношении задержанных, создание муниципальной милиции (полиции). При этом любое изменение правового статуса полиции должно быть основано на неукоснительном соблюдении основных требований, которыми выступают комплексность, своевременность, адекватность и эффективность.

Принятие нового закона о социальных гарантиях сотрудникам МВД ждали около миллиона людей в погонах, которые сейчас носят звучное звание «Полицейский РФ».

Основными средствами для жизни и обеспечения семей будут являться, как и раньше, должностные оклады, к которым прибавятся различные выплаты, в том числе и по званию. В среднем, по регионам оклады сотрудникам внутренних дел МВД увеличатся в четыре раза. Например, теперь ежемесячный оклад лейтенанта полиции ОП-4 УМВД по г. Ижевску должен составлять не ниже 33 тысяч рублей, а с учетом компенсационных выплат - около 45 тысяч рублей в месяц. Единовременные денежные пособия в размере 7 месячных окладов гарантированы для всех служащих полиции, кто прослужил до момента увольнения из органов внутренних дел не менее 20 лет. После 10 лет службы полицейский может рассчитывать на различные социальные выплаты для покупки или строительства собственного жилья.

Жилье сотрудникам полиции - гарантии вновь принятого закона.

Новый закон будет действовать параллельно с основным Федеральным законом «О полиции» и составит комплексное обеспечение норм и гарантий, предусмотренных реформой МВД. Следует учитывать, что действие вновь принятого закона распространяется не только на рядовых сотрудников полиции, а на всех служащих в органах внутренних дел РФ. За всю правовую историю федеральных законов в этом году впервые принят такой толковый комплексный закон, который, скорее, является крупномасштабным социальным актом в сфере правоохранительных органов, чтобы повысить статусность российских полицейских.

Таким образ повышается престиж профессии полицейского, выстраивается абсолютно новая модель социальной защиты этих людей, рискующих каждый день своей жизнью, чтобы обеспечивать правовой порядок в стране. Новый закон учитывает все аспекты социальной защиты полицейских - от денежных выплат и бесплатного медицинского обслуживания до достойного пенсионного обеспечения и социальных гарантий для членов семей служащих. Этот закон наконец-то сдвинул с «мертвой точки» самую насущную проблему полицейских - жилищную. Во время разработки статей закона учитывались такие факторы службы полицейских как постоянный риск, связанный с жизнью, и ненормированный график работы.

Также полностью изменилась вся структура денежных выплат, как по окладам, так и по дополнительным компенсациям. Денежное довольствие полицейских вышло на более высокий уровень выплат. Основное денежное содержание состоит из должностного оклада плюс дополнительный оклад по званию, который составляет более половины всего денежного довольствия. Как говорилось выше, в среднем зарплаты полицейских увеличились в четыре раза. Вместе с тем уменьшилось количество различных дополнительных выплат, которых до недавнего времени насчитывалось около сорока. Такие изменения позволят упорядочить систему начисления пенсий при увольнении. Теперь на сумму пенсии будет влиять лишь основной оклад полицейского и надбавки за выслугу лет.

В перечень дополнительных выплат для полицейских - сотрудников ОП-4 УМВД по г. Ижевску в рамках реформы входят:

  • - Надбавка за выслугу лет к ежемесячному денежному окладу (от 10% до 40% от основного оклада).
  • - Надбавка к ежемесячному должностному окладу за присвоенное звание по служебной квалификации (от 5% до 30% от должностного оклада).
  • - За особые трудные условия во время несения службы увеличение ежемесячной надбавки к должностному окладу может подниматься до 100%.
  • - За работу, связанную с охраной государственных тайн, в зависимости от фактора секретности, ежемесячный должностной оклад может увеличиваться до 65%.
  • - Предусмотрены различные премиальные выплаты за добросовестное несение службы в размере единовременных выплат из расчета трех служебных основных денежных окладов.
  • - Территориальные надбавки за несения службы в районах РФ, расположенные в высокогорных или пустынных местностях, а также в регионах с суровым климатом (Крайний Север) или экологически нестабильных областях.
  • - Надбавка к основному денежному окладу за выполнение задач с риском для жизни или за спасение жизни мирных граждан (до 100% оклада).
  • - Правовыми нормативными актами также предусмотрены надбавки к должностным и основным денежным окладам, если того требуют чрезвычайные обстоятельства.

В связи с новым законодательством будут пересчитываться выплаты пенсионерам, ранее служившим в органах внутренних дел, в соответствии с занимаемыми ими должностями в момент выхода на пенсию и с расчетом ныне действующих сумм этих должностных окладов. Пенсия будет начисляться по такой схеме: 54% - от оклада на прежней должности плюс надбавки за звание и выслугу лет.

Начиная с января 2013 года, проводится индексация пенсий для полицейских, с увеличением не менее чем на 2% ежегодно, до максимального уровня (до 100%).

Жилье сотрудникам ОП-4 УМВД по г. Ижевску для улучшения условий жизни их семей в рамках реформы МВД.

Жилье сотрудникам полиции - социальные гарантии службы на страже правопорядка.

На сегодняшний день более 10% сотрудников внутренних дел РФ остро нуждаются в жилье. С принятием нового закона их надежды на улучшения жилищных условий стали не просто мечтой, а вполне узаконенной государством реальностью. Действующие нормы по приобретению жилья будут распространяться и на участковых уполномоченных на вверенных им территориях, с последующим выкупом жилья в полное владение. В рамках решения жилищного вопроса для полицейских предусмотрены следующие варианты обеспечения жильем нуждающихся:

  • 1) Единовременные социальные выплаты на строительство или прямую покупку жилья (без ипотек и кредитов).
  • 2) Предоставление жилья для полицейских и членов их семей за счет бюджетного строительства в регионах. Эти виды жилья могут рассматриваться как социальный найм или полная собственность.
  • 3) Служащим внутренних дел РФ будет предоставляться жилье из специально отведенного жилищного фонда. Если свободного жилья на данный момент нет, тогда служащему будут выделяться компенсации для временного найма жилых помещений.
  • 4) Начиная с января 2012 года, сотрудникам органов внутренних дел, которые прослужили в полиции более 10 лет, будут выделяться субсидии на покупку собственного жилья по гибкой схеме продажи служебного или арендуемого жилого помещения.

Таким образом, можно сделать вывод, что новый закон о социальных гарантиях для полицейских РФ учитывает все нюансы и минусы.