Оценщик автомобиля после дтп. Ремонт машины после дтп. Задержка с осмотром со стороны потерпевшего

Развитие воображения - это достаточно важное направление в занятиях по методике японского профессора Макото Шичиды, так как оно способствует развитию визуализации. А отличные способности визуализации - это основа всех остальных способностей правого полушария. Поэтому нужно серьезно подойти к играм на развитие воображения.

К тому же большинство педагогов, в том числе и России, сводятся к мнению, что никакое обучение не пройдет успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Воображение начинает проявляться как правило в дошкольном возрасте (после 3-х лет), но иногда это происходит и в раннем возрасте. Наверняка все слышали, какой невероятной фантазией, воображением обладают дети, но с возрастом эта способность теряет силу. В психологии проблема развития воображения привлекает к себе неослабевающий интерес, но, к сожалению, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных.

Не только Макото Шичида, но и другие ученые, педагоги, психологи разных стран рекомендуют уделить наибольшее внимание в обучении ребенка развитию воображения.

Что такое воображение?

Прежде чем перейдем к методам развития воображения у детей, давайте немного поговорим о самом воображении, что это и какое значение имеет в жизнедеятельности как ребенка, так и человека взрослого.

Воображение - психический процесс, в результате которого появляются образы, идеи, представления. Воображение помогает человеку наделять функциями и свойствами различные предметы и это очень важно для такого ведущего вида деятельности детей, как игры. Воображение помогает не только создавать образы, но и манипулировать ими, что в будущем поможет таким процессам, как планирование, моделирование и т.п. Люди, обладающие развитым воображением очень любознательны, они обеспечивают прогресс в науке, искусстве и других сферах. Ведь только человек постоянно мыслящий и представляющий себе будущее, видящий в простом предмете нечто гениальное, сможет вести человечество вперед. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение - является высшей и необходимой способностью человека. Но нужно понимать, что она должна иметь позитивное направление развития. Только в этом случае она сможет способствовать лучшему познанию окружающего ми-ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично-сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Определение воображения всегда звучит очень широко, так как этот процесс безграничен и его функции и значение для человека очень важны.

Воображение является функцией правого полушария мозга и играет ключевую роль в таких процессах, как: творчество, человеческая память, способности визуализации.

По утверждению психологов, у новорожденного ребенка нет воображения. Оно начинает появляться с приобретением им определенного теоретического и практического опыта. Таким образом, если родители уделяют малышу много времени, рассказывают обо всем, что он видит, читают ему сказки, то ребенок приобретает больше знаний о мире, тем самым ускоряется процесс развития его воображения.

В методике Шичиды очень большое внимание уделяется детям до трех лет. Именно этот возраст является наиболее эффективным для развития правого полушария. Такая функция, как воображение, у детей раннего возраста по наблюдениям психологов появляется к концу второго - начале третьего года жизни. И родителям очень важно заметить этот момент: ребенок начинает замещать предметы, наделять их не свойственными им функциями (карандашом куклу расчесывает, вместо кроватки для куклы -коробка и т.п.), ярко представляет содержание сказки (жалеет кого-то очень, сопереживает героям и т.п.), подражание увиденному (проигрывает с игрушками сцены из жизни) и др. Главное здесь не исправлять ребенка и навязывать только стандартные функции использования определенных предметов.

Воображение творческое, характерное для деятельности ученого, художника, изобретателя, может сформироваться лишь под влиянием воспитания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нужно отнестись серьезно к развитию воображения ребенка. А так как ребенок усваивает все только в игровой форме, то необходимо знать игры на развитие воображения, чтобы включать их в жизнедеятельность малыша.

Игры на развитие воображения.

В рамках занятий по методике Шичиды, игры на развитие воображения для детей раннего возраста предполагают некий показ ситуаций с героями . Пример можно привести следующий:

Динозавр в парке.

Ребенку дается бумажный парк с деревьями, скамейками и пластмассовая фигурка динозавра. Родитель берет фигурку ручкой ребенка и двигает по парку, приговаривая примерно следующее: «Вот динозавр, он гуляет в парке, сейчас он ест листву с дерева, а сейчас сядет отдохнуть на скамейке» — и т. д. В конце: «Пока, динозавр».

Героя и атрибуты его особенностей жизни можно каждый раз менять: мишку, зайку, белочку и т.д. Это похоже на игру в настольный театр, только короткую, а более длинные, по прочитанным сказкам или просто придуманные, полезно включать в повседневные игры.

Так уже вскоре ваш малыш возьмет героев и начнет придумывать сам куда они пойдут, зачем, что будут делать и т.п. Это чаще всего начинает проявляться с появлением речи у малыша.

А с возрастном можно вообще попросить ребенка нарисовать придуманного им животного и вместе нарисовать среду обитания, чем питается, кто друзья и т.п. Животного можно выстричь и водить его к придуманным друзьям, кормить придуманной едой и т.п.

Однако, как мы уже выяснили, воображение требует постоянного развития, поэтому представим игры и занятия, направленные на это. Их полезно включать в повседневность ребенка.

Прекрасно развивают воображение такие занятия, как: игры с прищепками, пуговицами, лепка, рисование, аппликация. Причем выполнение последних полезно как традиционными методами, так и нетрадиционными.

Цепочка памяти (абсурдные истории). Для начала хотелось бы отметить такую игру, используемую в методике Шичиды, как цепочка памяти или метод абсурдных историй. Ее использование не только тренирует память, но и воображение. Насмотревшись, как вы сочиняете истории с картинками, Ваш малыш обязательно начнет сам придумывать свои истории как с этими картинками, так и с любыми ему увиденными. Это очень забавная и в тоже время серьезная игра. К тому же можно придумывать истории, а потом рассказывать их не просто ради занятия, а какой-либо игрушке. Обычно детям нравиться рассказывать подобные истории, если об этом их попросил любимый игрушечный зверушенок.

Фантазируем с наклейками. Сейчас очень много в продаже альбомов с наклейками. Иногда присутствуют в альбомах готовые фоны для наклеивания, но чаще - для них нет единого образца наклеивания. И это очень хорошо для воображения, так как, если пофантазировать, можно самим создать очень много фонов,и наклейки, тем самым, начинают «оживать». Например, у Вас есть альбом с наклейками героев из мультфильмов. Можно нарисовать стол, около него стульчики или табуретки, ребенок может «рассадить» героев. На заднем фоне, на стене «развесить» картины (похожие на картины наклейки). Если есть в наклейках животные - можно их «поселить» на коврик около стола. Если есть наклейки с фруктами, овощами или другими продуктами, можно их на стол «разложить» и «покормить» наших героев. Герои могут «погулять» в парке, на детском городке, в лесу и т.д. Тут уже как вас поведет воображение. При этом развивается у детишек не только воображение, но и мелкая моторика и речь. А как только малыш начнет овладевать сам приемами рисования, тогда уж его воображение в подобных играх не будет знать границ.

Составление рассказа по картинке . Ребенку показывается картинка и предлагается рассказать о ней. Сначала дети составляют подобные рассказы с помощью наводящих вопросов, а картинки самые простейшие. Например, ребенку дают картинку с нарисованным зайчиком, в лапках которого морковка и задают вопросы. Кто это? Что у него в лапках? Где зайчик взял морковку? Куда несет морковку? Что будет делать с ней? Куда идет зайчик? Вопросы самые разнообразные. Если ребенок затрудняется ответить, то ответьте сами. Если заниматься регулярно, то со временем ваш ребенок расскажет о подобном зайчике невероятные истории.

Игра «На что это похоже?» Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на облака, на лужицы, на камешки, листочки, так как все эти предметы часто бывают на что-то похожи. Они могут быть похожи как на разные фигурки, так и животных, предметы домашнего обихода, игрушки и т.д. Но прежде, чем рассказать ребенку свое видение предмета, послушайте, а что ваш малыш видит в нем, а потом уже говорите свою версию. Аналогично можно поступать с нарисованными кляксами, отпечатками рук и т.п.

Читайте книги. Очень важно для развития воображения привить у ребенка любовь к книгам. Когда он слушает содержание, он мысленно создает образы героев и происходящего с ними. Очень важно в этом случае стараться читать такие книги, по которым малыш не видел мультфильмов, в противном случае он уже будет знать, как выглядят герои, и просто будет вспоминать сцены, а не представлять себе. Тем самым воображение ребенка работает не в полной мере.

Игра «Угадай по форме» . Возьмите несколько разных блоков от простейшего конструктора (кубик, конус, цилиндр, шар и др.) или несколько совершенно разных по форме игрушек. Ребенок должен хорошо знать эти предметы. Предметы поставьте друг от друга подальше и накройте их тонкой тканью. Пусть ребенок по выпирающим формам назовет каждый предмет, не снимая ткань.

Игра «Придумки». Гуляя по улице, говорите с ним обо всем, что видите и придумывайте вместе с ним рассказы об этом. Например, увидели бегущую кошечку, спросите малыша, куда она может бежать, как ее звать, откуда бежит. По ответам ребенка помогите составить полноценный рассказик об этой кошечке. Также можно поговорить о чирикающих воробьях. О чем они «разговаривают». Что говорит один воробей, что отвечает ему другой. Например, они могут разговаривать о зернышках, о том, как один воробей увидел зернышко на земле и рассказывает о своей находке другому - его другу. Они оба смотрят, какое прекрасное зернышко, но бояться спуститься, так как на земле много людей. Воробьи могут знакомиться, могут рассказывать о своих семьях и т.п. Каждый раз сочиняйте разные истории. Играя в эту замечательную игру, у малыша разовьется не только воображение, но и наблюдательность.

Волшебные подарки. Подготовьте листочки бумаги с заранее нарисованной на них какой-либо фигурой (круг, квадрат, звезда, овал и т.п.). Нарисуйте или распечатайте рисунок феи или волшебника и вырежьте по контуру. Расскажите малышу историю о том, что фея или волшебник подготовили подарки для ее игрушек-зверюшек, но злой колдун превратил их в обычные фигуры. Только ребенок сможет помочь игрушкам-зверюшкам расколдовать и получить свои подарки. Берите каждый лист (размер лучше А5 или его половина) с нарисованной фигурой и превращайте ее в разные предметы, затем вырезайте их по контуру и дарите зверюшкам. Ребенок в дополнение может их еще раскрасить, так же его игрушкам будет еще приятнее получать подарки. Круг может быть мячиком, шариком. Можно дорисовать к нему некоторые детали и из него получиться бантик, неваляшка, цветок, солнышко, конфета и т.п. Прямоугольник можно превратить в шоколад, телефон, совочек… Из овала получиться прекрасный огурец, воздушный шарик…

Игра «Кто это». Забавная игра. Но активное участие на первых порах, как в принципе и в большинстве игр, необходимо принять взрослому. Взрослый изображает какого-либо животного, а малыш угадывает. Сначала можно использовать звуки, ну а позже перейдите на пантомиму. Вскоре ваш малыш обязательно порадует своими образами различных животных и спросит: «Угадай кто это?»

Придумывание сказок. Можно переделывать знакомые сказки на новый лад. Можно со знакомыми героями из разных сказок сочинить собственную. Можно вообще выдумать неизвестного героя и придумать с ним различные истории. Это очень эффективный тренажер воображения, но подходит он деткам старше трех лет.

Конструирование. Конструкторы должны быть у современного ребенка, причем самые разнообразные. Из одного конструктора можно построить домик для мишки или гараж для машинки и т.п. Из другого конструктора получиться прекрасная полянка из цветочков или коврик для собачки. Танграм, блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Куизенера - это тоже своего рода конструкторы, из которых получатся животные, растения, дорожки, домики. Вообще в методике Макото Шичиды конструкторам уделяется особое внимание. Они развивают как воображение, образное мышление, являющееся функциями правого полушария, так и учат умению обобщать, сравнивать, анализировать, за что отвечает левое полушарие мозга. Таким образом, во время конструирования задействованы оба полушария мозга, что очень важно для развития ребенка. Не только Шичида, но и все педагоги считают конструирование одним из важнейших средств умственного воспитания. Сейчас большое многообразие конструкторов, главное подбирать их в соответствии с возможностями ребенка. В противном случае, интереса к конструктору у него не будет, а это один из важных факторов для активизации всех процессов, в том числе воображения.

Но кроме готовых конструкторов, ребенку нужно показать, как можно что-то стоить и из подручных материалов: коробок, счетных палочек, стаканов, вилок и т.п. В строительстве можно использовать даже и некоторые продукты питания, такие, например, как кукурузные палочки или шарики, печенье и т.д. Из кукурузных шариков соединенных между собой зубочистками отлично получиться человечек или даже домик. С помощью печенья можно сделать дорожку, а если его аккуратно обкусывать выйдут самые забавные животные и предметы. Такие интересные занятия благотворно отразятся на развитии ребенка и на развитии его воображения в частности.

Итак, воображение является деятельностью правого полушария мозга, соответственно развивая воображение, мы тренируем правое полушарие. Воображение развивает такую способность как визуализация (возможность правого полушария мозга создавать четкие изображения в уме), которая является основой для развития многих «талантов» головного мозга, таких, как скорочтение, фотографическая память, моментальные вычислительные способности, интуиция, экстрасенсорика и т.д.

По этой теме Вы можете еще посмотреть:


Воображение — неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию).

Игры, развивающие воображение у детей

«Несуществующая рыба» . Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...» . В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное». В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись». Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня» . В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

Развитие творческого воображения у детей очень важно, так как оно закладывает фундамент для всей дальнейшей жизни, чем бы ребенок ни решил заниматься в будущем. Он может не стать великим писателем или музыкантом, но в любом деле будет изобретательным и креативным, а значит, успешным.

Вот несколько советов для того, чтобы помочь детям развить свое творческое воображение.

1. Читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Ходить с детьми в театры, музеи, на экскурсии.

2. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. Обсуждайте вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности, в котором развивается творческое воображение.

6. Приобретайте малышам всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

Кроме этого, используйте специальные игры для развития творческого воображения у детей .

Игра «У меня в руке кузнечик»

В эту игру можно играть и на улице, и дома. Сначала взрослый проводит с детьми беседу про кузнечиков. Спрашивает у детей, как он прыгает, что кушает, где живет? Внимательно слушает ответы.
Затем вместе с детьми представляет, что они ловят кузнечиков на лесной полянке. Вот они прыгают вслед за ними по траве, вот накрывают кузнечика своей ладонью или панамой. Затем аккуратно зажимают кулачок.
После этого ведущий спрашивает детей: «Что ваш кузнечик делает?», «А какого он цвета?», «Есть ли у него детки?». Внимательно выслушивает ответы детей. А затем предлагает им отпустить кузнечиков. И самим на время превратиться в кузнечиков. Дети начинают прыгать как кузнечики, играть на воображаемой скрипочке. Взрослый должен позволить детям свободно выразить свое представление о жизни кузнечиков.

Игра «У меня растут года…»

В игру можно начать играть после прочтения . Или разговора о том, кем работают папа, мама, бабушка и дедушка ребенка.

Письмо в будущее

Необходимый инвентарь: стеклянная бутылка с закручивающейся пробкой, лист бумаги, ручка.
Взрослый вместе с ребенком пишет «письмо в будущее», например для младшего братика, сестренки. Он может написать письмо и для самого себя, но старше на 3 — 4 года.
Письмо кладется в бутылку и закапывается. Затем рисуется карта с указанием места закопанного послания.
Очень увлекательное занятие, в котором сочетаются математика (посчитать нужное количество шагов для правильного маршрута к посланию по карте), навыки письменной речи, активно задействуется воображение.

Игра «Продолжи сказку»

В этой игре можно использовать любые литературные произведения, знакомые ребенку этого возраста, и постепенно знакомить его с новыми сказками, рассказами и стихами.
Взрослый садится рядом с детьми и просит их внимательно послушать сказку, которую он хочет им рассказать. Через некоторое время взрослый должен «забыть» сказку и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим рассказать сказку до конца.

Другие игры на основе сказок Вы можете найти в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй)».

Эта книга не обращена непосредственно к детям, хотя в конечном счете написана для них. Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Автора особенно интересует проблема развития творческих начал у детей, в частности «феномена» фантазии. Ряд глав посвящен анализу структуры сказки и различным способам ее создания.

Игра «Мешок с историями»

Для чего нужны все эти мелкие фигурки животных и людей, малюсенькие куколки, смешные существа, сюрпризы из киндер-сюрпризов? С ними можно придумывать разные волшебные истории! Соберите все мелкие фигурки, какие у вас имеются, в один красивый мешочек. Правила, по которым сочиняются истории, очень просты. Если дети еще совсем маленькие, взрослый выступает в роли ведущего, если дети уже могут сами рассказывать истории и придумывать новые повороты, то участников становится больше. Итак, первый участник достает из мешка, не заглядывая в него, сразу несколько фигурок, например, три. И придумывает историю с ним, точнее, ее начало. Например, «Жила-была принцесса и была у нее говорящая лиса. Однажды они пошли гулять в лес и нашли волшебную репу, которая исполняла желания. Стали они ее тянуть, вытянуть не могут…». Следующий участник или тот же опять достает 2-3 фигурки и уже с ними сочиняет продолжение сказки. И так пока не будет конец или не надоест. Можно ограничить число фигурок-участников, например, не больше 10. Можно смешивать сюжеты разных сказок, почему нет?
Такая сказочная игра учит развивать фантазию, сочинять, придумывать, рассказывать, подбирать нужные слова, узнавать новые слова, думать!

Подобных игр и упражнений на развитие творческого воображения у детей можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.