Либо иное незаконное использование физическим. Обзавелись «золотыми парашютами» вопреки законным интересам общества. Причины и истоки коррупции

Чтобы узнать, в Связном, Евросети, салонах МТС, розничных и интернет-магазинах, стоит уточнять на официальном сайте банковского учреждения по наименованию организации. Перечень партнеров систематически изменяется, расширяясь, а некоторые из них принимают решение отказаться от участия в программе.


Бонусная программа имеет ряд преимуществ

Акция Спасибо позволяет клиентам Сбербанка, имеющих карточки любого формата, получать условные баллы за покупки в определенных магазинах и точках продаж. Данные баллы можно также использовать вместо денег при оплате в данных компаниях.

Чтобы принимать участие в данном проекте, достаточно активировать карточку. Сегодня сделать это можно такими способами:

  • Банкомат. Потребуется вставить одну из своих карт, ввести пин-код. В Основном меню выбрать раздел Бонусная программа. В следующем окне потребуется внести номер своего телефона. Он должен быть доступен в настоящий момент, так как на него поступит одноразовый код. Если клиент ознакомлен с правилами программы и готов к активации, его следует внести в соответствующую графу на экране. После этого, он признается участником проекта. Ему вышлют код для работы с данным сервисом (Подробнее – Как пользоваться банкоматом).
  • Мобильный банк. Если Мобильный банк у пользователя активирован, можно использовать короткое СМС такого формата: СПАСИБО и четыре последние цифры из карточного номера (через пробел). Клиенту поступит сообщение, в котором указано, что он должен ознакомиться с правилами взаимодействия с программой на сайте, после чего отправить код из данного сообщения. Выполнив действия, пользователь получает пароль доступа к Центру (Детальнее в статье – USSD команды).
  • Онлайн-банкинг. Через свой Кабинет в Онлайн-банке активация происходит в разделе Спасибо от Сбербанка. Посетив его, потребуется вписать свой телефонный номер. После идет перенаправление к правилам, которые необходимо изучить. В этот момент ему поступает код на телефон. После прочтения обязательных условий, его потребуется внести в пустое окошко подтверждения. Клиент получает пароль для работы на телефон (Подробнее читайте на сайте ТУТ в статье – ).
  • Контактный Центр. Следует позвонить в Центр и запросить разговор с оператором (нажать 0). Для активации банковскому сотруднику потребуется некоторая информация о карте (номер, дата действия), которую можно посмотреть на самом пластике. После специалист уточнит, ознакомлен ли клиент с правилами и условиями по взаимодействию относительно программы и выполнит активацию.

Как накопить бонусы

Стоит отметить, что если выполняется подключению к одной карточке, все равно программа общая для всех продуктов клиента. Он может расплачиваться любой из карт, а баллы будут зачисляться на общий счет.

Где действуют бонусы?

Перечень компаний, взаимодействующих со Сбербанком в рамках проекта, достаточно широк (Подробнее – ). К сожалению, Связной бонусы Спасибо от Сбербанка больше не принимает, так как расторгнул свой контракт. Тем не менее, перечень компаний охватывает практически все направления деятельности:

  • Продуктовые магазины: Пятерочка, Седьмой Континент, Универмаг Крестовский, Сферм и др.;
  • Одежда и обувь: lamoda, Kari, Finn Flare, Lacoste, OodjiPierre Cardin и др.;
  • Салоны связи: МТС, Евросеть, Simtravel;
  • Товары для дома, книжные магазины;
  • Ювелирные салоны;
  • Детские товары, одежда, игрушки;
  • Зоомагазины;
  • Техника и электроника: М-видео, Техносила, Philips, Xcom-shop и др.;
  • Интернет-магазины: Озон, Wildberries, др;
  • Рестораны, гостиницы;
  • Туристические агентства;
  • Услуги страхования;
  • Заказ билетов.

Чтобы потратить накопившиеся баллы, следует обратиться к продавцу или кассиру. При оплате карточкой часть средств будет списываться с его счета, а определенный размер – с бонусного. В интернет-магазинах следует выбирать вариант оплаты карточка Сбербанк и Спасибо. При этом указывать сумму списания с каждого счета.

Связной Банк (Закрытое акционерное общество) — универсальный банк (то есть оказывающий услуги как розничным, так и корпоративным клиентам), образованный в 2010 году в результате партнерства АК Промторгбанк (ЗАО) и Группы компаний «Связной». АК Промторгбанк был основан в 1992 году и на протяжении всей своей деятельности входил в число стабильных банков, обслуживающих преимущественно крупные и средние промышленные предприятия. Группа компаний «Связной» была основана в 1995 году. На данный момент «Связной» специализируется на продаже персональных средств связи, цифровой техники и портативной электроники, услуг сотовых операторов, а также оказывает ряд финансовых услуг населению. «Связной» сегодня — это крупнейшая в России независимая сеть сотового ритейла. Результатом партнерства Промторгбанка и ГК «Связной» стало изменение стратегии банка и старт реализации этой стратегии под новым брендом — Связной Банк. Переименование банка произошло 1 октября 2010 года, а 13 октября 2010 года Связной Банк представил свою стратегию развития деловому сообществу и представителям средств массовой информации. Объединение возможностей и опыта одной из самых больших розничной сетей страны и надежного банка позволило Связному Банку предложить своим клиентам множество преимуществ: . развитую инфраструктуру и одну из широчайших сетей обслуживания в стране; . продукты и услуги, отличающиеся простотой и максимальным удобством для клиентов; . активно развивающиеся каналы дистанционного банковского обслуживания. Связной Банк является принципиальным членом MasterCard Worldwide и Visa International, участвует в системе обязательного страхования вкладов и состоит в ряде организаций: . Ассоциация российских банков; . Ассоциация региональных банков России; . Московская межбанковская валютная биржа; . Международная система финансовых коммуникаций SWIFT.

1. Что такое коррупция?

Ответ: "Определение понятия "коррупция" содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 —ФЗ "О противодействии коррупции" .

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше".

2. Что такое противодействие коррупции?

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Ответ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

Введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Обеспечение независимости средств массовой информации;

Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

Укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции".

4. Какую ответственность несет лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

Ответ: «Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.»

5. Какова ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: "Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

Преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

Административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

Дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

Запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.»

6. Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?

Ответ: "Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственнщми или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменные обращения необходимо также направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а".

1. Незаконное использование военным должностным

лицом транспортных средств, сооружений либо другого

воинского имущества, а также незаконное использование подчиненного для личных услуг или услуг другим

лицам, а также иное злоупотребление властью или служебным положением, совершенное из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах

третьих лиц, если такое деяние причинило существенный вред,наказывается штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или слу888

жебным ограничением на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, если они повлекли тяжкие последствия,наказывается лишением свободы на срок от трех до

восьми лет.

3. Деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в условиях военного положения или в боевой обстановке,наказывается лишением свободы на срок от пяти до

двенадцати лет.

Примечание: 1. Под военными должностными лицами понимается военные начальники, а также другие военнослужащие, занимающие постоянно либо временно

должности, связанные с выполнением организационнораспорядительных или административно-хозяйственных

обязанностей, или выполняющие такие обязанности по

специальному поручению полномочного командования.

1. В статьях 423-426 настоящего Кодекса существенным вредом, если он заключается в причинении материального ущерба, считается вред, который в двести пятьдесят и более раз превышает не облагаемый налогом

минимум доходов граждан, а тяжкими последствиями,

при тех же условиях считается вред, который в пятисот

и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

1. Сущность данного преступления заключается в том,

что военное должностное лицо из корыстных побуждений либо иной личной заинтересованности, либо в интересах третьих лиц использует предоставленные ему в силу

должностного положения права и полномочия вопреки

интересам службы.

Объектом рассматриваемого преступления является порядок несения службы воинскими должностными лицами. За злоупотребления, не связанные с нарушением этого порядка (например, совершенные должностным лицом

Союза офицеров Украины или какой-либо иной общественной организации военнослужащих), уголовная ответственность наступает по ст. 364.

2. Злоупотребление властью или служебным положением заключается в умышленном использовании начальником или иным должностным лицом своего служебно889

го положения вопреки интересам службы. При этом должностное лицо совершает такие действия, которые хотя и

находятся в пределах его служебных полномочий, однако

в конкретном случае совершаются незаконно.

Совершенные вопреки интересам службы считаются

действия, не вызывавшиеся служебной необходимостью,

противоречащие требованиям закона, воинских уставов,

приказов командования.

Указанное злоупотребление может выразиться в незаконном использовании транспортных средств, сооружений

и другого воинского имущества, а также незаконное использование подчиненного для личных услуг или услуг

другим лицам и иное злоупотребление властью или служебным положением.

Незаконное использование транспортных средств - это

использование какого-либо транспорта (автокраны, тракторы, вертолеты, самолеты, катера и т.п.), принадлежащего

военному ведомству или временно находящегося в его ведении, в личных целях (например, перевозка военным грузовиком строительных материалов для строящейся дачи

начальника).

К сооружениям относятся различные строения, жилые

дома, ангары, гаражи, мастерские и т.п., которые находятся или принадлежат военному ведомству.

Незаконность

их использования может выразиться в передаче их во временное владение каким-либо коммерческим структурам

под офисы, склады, производственные помещения и т.п.

К иному военному имуществу можно отнести полевые

кухни, радиостанции, спасательные плоты, пантоны и т.п.

Незаконность их использования может заключиться в использовании их не по предназначению (например, радиостанцию - для личных переговоров, пантонов - для отдыха на озере и т.п.).

Незаконное использование подчиненного для личных

услуг представляет собой использование какого-либо военнослужащего, находящегося в подчинении воинского

должностного лица, в личных целях (например, использование военнослужащих для строительства дачи военного

начальника).

Иное злоупотребление властью заключается в любом,

кроме вышеуказанного, использовании начальником или

иным должностным лицом своего должностного положения вопреки интересам службы.

Совершенные вопреки интересам службы признаются

действия, не вызванные служебной необходимостью, а также действия, противоречащие требованиям закона, воинским уставам, приказам командования. Реальным выражением совершения деяния вопреки интересам службы

является его незаконность.

Корыстные побуждения заключаются в стремлении

должностного лица к извлечению незаконной, в частности, имущественной выгоды в результате использования

своего должностного положения.

Понятие -иная личная заинтересованность- включает

другие, противоречащие интересам воинской службы, мотивы правонарушения личного (неимущественного), низменного характера (карьеризм, месть, зависть и т.п.).

Злоупотребление властью или служебным положением признается преступным, если оно причинило существенный ущерб.

Существенный ущерб - это значительный по своему

характеру и размеру ущерб. Он может иметь самые различные конкретные проявления как материального, так и

нематериального характера (например, невыполнение боевого задания, уничтожение или повреждение техники, создание препятствий в несении боевой службы и т.п.).

Преступление признается оконченным с момента наступления существенного ущерба (ч.ч. 1 и 3) либо тяжких последствий (ч.ч. 2 и 3).

Существенный ущерб либо тяжкие последствия должны находиться в причинной связи с действиями военного

должностного лица.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

4. Субъектами преступления могут быть военные должностные лица. Под ними следует понимать военных начальников как по воинскому званию, так и по должностному положению, а также другие военнослужащие, занимающие постоянно или временно должности, связанные с

выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей, либо исполняют такие обязанности по специальному поручению командования.

Вопрос о том, какие последствия признаются тяжкими,

(ч. 2 ст. 423) решается в каждом конкретном случае на

основании всех материалов дела с учетом серьезности при890

чиненного преступлением вреда. К ним можно отнести:

значительное нарушение правопорядка в подразделении,

части, коллективный отказ от выполнения приказа начальника, групповое дезертирство, совершение какого-либо другого преступления.

О понятиях -военное положение- и -боевая обстановка- - см. комментарий к ст. 402.

Использование служебного положения в личных целях, злоупотребление и превышение полномочий считаются наиболее сложными для квалификации преступлениями. Понятие злоупотребления положением изложен в ст. 201 УК РФ. Трактовка термина в юридической и судебной практике отличается ввиду сложности понятия и большом количестве вариаций.

Понятие использования служебного положения может объясняться с двух сторон. В первом случае трактовка более узкая и определенная. Имея определенные права и обязанности, служебные компетенции, должностное лицо совершает определенные действия или бездействует в определенных ситуациях, что является нарушением закона.

Более широкая трактовка понятия имеет широкое распространение. Использование служебного положения предполагает выполнение следующих противоправных действий:

    Различные нарушения закона в пределах полномочий ответственного лица.

    Аналогичные действия, выходящие за рамки полномочий.

    Действия, не связанные с деятельностью должностного лица, но возможные благодаря имеющимся служебным связям и авторитету.

Превышение полномочий является использованием служебного положения в собственных интересах и выходит за рамки закона. Лица, допустившие данное нарушение случайно или намеренно, несут ответственность за свои действия в соответствии с УК РФ. Уголовный кодекс насчитывает 34 правонарушения, попадающих под определение использования служебного положения. При использовании широкой трактовки понятия, ответственность за правонарушения будет ниже, так как наказание будет понесено за одно, а не за совокупность нарушений. Если применяется узкая трактовка понятия, нарушитель может быть привлечен к ответственности за каждое действие.

Уголовный кодекс РФ не предусматривает отдельной нормы для подобных преступлений. Лица несут ответственность за превышение полномочий при выполнении управленческих функций в государственных органах или при исполнении аналогичных функций в коммерческих структурах. В соответствии со статьей 201 УК РФ, использование служебного положения руководителями различных организаций является частными случаями и регулируется в рамках общего подходу к трактовке статьи и определения меры наказания.

Отсутствие состава преступления при использовании положения руководителями организаций

Существующая позиция о недопустимости привлечения к уголовной ответственности управляющих компаний или других коммерческих организаций, превысивших свои должностные полномочия, выглядит достаточно сильно и предпочтительно. Требования УК РФ довольно однозначно поясняют данную позицию. В случае незаконного использования предоставленных полномочий, а также при совершении действий, выходящих за границы служебной компетенции, должностное лицо в органах государственной власти привлекается к ответственности. Руководитель, работающий в другой сфере, не попадает под действие указанной статьи. Одним словом, для чиновников и коммерсантов существуют разные правила, подразумевающие их деятельность.

Для управленцев в области коммерческой или иной деятельности, УК РФ трактует превышение должностных полномочий в двух случаях. В соответствии со ст. 203 уголовного кодекса, попадают под ответственность действия, выделенные в состав отдельного преступления, например, при превышении полномочий сотрудниками охранных организаций. В соответствии со ст. 136 и 137, превышением полномочий считается нарушение прав и свобод иных лиц за счет использования положения либо нарушения неприкосновенности жизни частного лица, также выполненное за счет собственного статуса.

Служащим считается человек, принятый на государственную службу и выполняющий обязанности в соответствии с федеральными законами и нормативами. При этом сотрудник получает вознаграждение за счет муниципального, регионального или федерального бюджета. Такое должностное лицо полностью соответствует мерам, закрепленным в ст. 201 от УК РФ, предполагающих ответственность за использование служебного положения в личных целях.

Понятия государственного и муниципального служащего отличны от понятия служащего указанных учреждений. Определение является собирательным, включает следующие виды деятельности:

    Служащий организаций государственного и местного уровня.

    Государственный и муниципальный служащий.

    Сотрудник коммерческого или иного предприятия, не относящийся к первым двум категориям.

Понятие ответственности за использование служебного положения отличается для каждой группы служащих. Трактовка прав и обязанностей для указанных категорий имеет собственное наполнение и содержание.

Ответственность за использование служебного положения

Ответственность за использование служебного положения предусмотрена статьями 201- 204 УК РФ. Попадают под действие документа преступления в коммерческих и других предприятиях, государственных и муниципальных органов. Злоупотребление и превышение полномочий, а также коммерческий подкуп встречаются наиболее часто и подлежат наказанию в рамках законодательства.

По отношению к коммерческим организациям, уголовное преследование возможно далеко не во всех случаях. Примечание 2 статьи 201 уголовного кодекса РФ поясняет, что уголовное дело заводится только по заявлению пострадавшего лица либо с его согласия. В противном случае, даже если организации нанесен финансовый либо имиджевый эффект, но заявление в правоохранительные органы отсутствует, уголовное преследование не грозит коммерческим лицам, допустившим злоупотребление служебными обязанностями.

Существует дополнительно примечание 3, разграничивающее зону ответственности, и делающее понятие уголовного преследования более четким. В соответствии с данной поправкой, если нанесен ущерб сообществу людей или организаций, вопрос о привлечении к ответственности должностного лица осуществляется на общих основаниях.

Несмотря на сложность и запутанность статей 201-204 уголовного кодекса РФ, а также дополнений и поправок, термин ответственности за использование служебного положения становится достаточно понятным и четким. Использование указанных статей не может быть применено при наличии одного или нескольких факторов:

    Организация осуществляет коммерческую или иную деятельность и не относится к государственным и муниципальным структурам.

    Если нарушены интересы конкретной коммерческой компании, без привлечения служебных органов, или совокупности компаний.

    При отсутствии официального обращения пострадавшей организации или частного лица, понесшего убытки или ущерб, или при отсутствии согласия на подобные действия.

Ограничение уголовного преследования возможно только для компаний, занятых в коммерческой деятельности и имеющих соответствующий статус. Исключение могут составлять государственный и муниципальные службы, которым по действующему законодательству присвоен подобный статус. Статья 50 ГК РФ четко дает определение коммерческих и иных предприятий. В соответствии с данным документом:

    Организации коммерческого типа ставят цели извлечения прибыли и ее распределение между участниками, некоммерческими партнерами, являются юридическими лицами.

    Коммерческие компании могут иметь форму хозпредприятий, кооперативов, товариществ, а также государственных и унитарных предприятий.

    Некоммерческие организации создаются в качестве кооперативов, учреждений общественного или религиозного типа. Форма финансирования таких предприятий может быть различной, от использования специальных фондов для частного инвестирования. Возможна коммерческая деятельность подобных организаций, но только для достижения задекларированных целей.

    Ассоциации и союзы являются формой объединения коммерческих и некоммерческих партнеров.

В соответствии со статьей 201 УК РФ примечание 2, государственные структуры, осуществляющие уголовное преследование коммерческих компаний, могут использовать механизмы воздействия при наличии заявления потерпевших либо их согласии. В противном случае организация не несет ответственности за превышение служебных полномочий управляющего лица.

Для того чтобы получить согласие пострадавшего лица, государственные структуры должны обратиться в компанию или к ее руководителю. При отказе представителя организации в согласии, на него может распространиться ответственность в соответствии со статьей 53 ГК РФ, а также впоследствии взыскан ущерб для организации, предусмотренный ст. 201-204 УК РФ.

Решение о необходимости уголовного преследования принимается руководством коммерческой организации либо уполномоченными действовать от ее имени лицами. При этом могут учитываться оценки учредителей и их заинтересованность в расследовании дела.

Нормы ответственности за использование служебного положения

Использование служебного положения в соответствии с юридической документацией больше относится уголовно-процессуальным действиям, чем к уголовно-правовым. Статья 201 УК РФ, а именно примечания 2 и 3, устанавливают данные нормы. Если предприятие не относится к государственным или муниципальным структурам, статья 53 ГК РФ определяет источники подачи заявления в соответствующие органы.

Уголовное преследование коммерческой или иной компании, не относящейся к органам местного и федерального управления, а именно к должностному лицу, использовавшему свое служебное положение, возможно только при совокупности факторов:

    Организация относится к коммерческим и имеет подтверждающий комплект документов.

    Предприятие не относится к государственным и муниципальным.

    Отсутствует причастность компании к объединению коммерческих и некоммерческих структур.

    Присутствует ущерб для деятельности иных компаний, независимо от назначения.

    Ущерб не нанесен гражданам и государственным структурам.

    Присутствует заявление в соответствующие органы от коммерческой организации или ее представителя.

При соблюдении всех условий расследование и привлечение должностного лица к ответственности выполняется в рамках действующего законодательства.

Использование служебного положения и ответственность за злоупотребление

Основной чертой, характеризующей преступления с использованием должностного положения, является наличие посягательств на объекты интересов организации. Возможно использование служебных обязанностей для преступных и неправомерных действий. При наличии полномочий в определенной сфере деятельности, должностные лица могут совершать противоправные деяния в личных целях.

Использование служебного положения возможно в органах государственной власти, местного управления, региональных службах, госкорпорациях, вооруженных силах и структурах полиции. Работники указанных структур несут полную ответственность за свои действия, и в случае наличия доказательств подлежат наказанию.

Злоупотребление служебным положением, доказанный ущерб отдельным гражданам, предприятиям, интересам организации, может повлечь за собой 6-месячный арест. Возможно наказание в виде исправительных работ, сроком на 2 года. В зависимости от тяжести правонарушения, ответственное лицо может быть лишено свободы на срок до трех лет. При выходе на свободу запрещается занимать определенные должности в органах управления. При тяжких последствиях ущерба, срок может составлять от 5 до 8 лет.

Для оценки правонарушения используются несколько критериев. Должностное лицо воспользовалось своим положением вопреки интересам организации. В основе действий лежали корыстные интересы. Некоторому кругу лиц был нанесен какой-либо ущерб. Злоупотребление властью и служебным положением, действия с умыслом, корыстные причины являются основными факторами совершения преступлений и подлежат оценке на основании статей УК РФ.