Зона работы погрузчика. Ремонт фронтальных погрузчиков своими руками. Требования охраны труда по окончании работ

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ПОГРУЗЧИКА

Перед троганием погрузчика с места следует освободить стояночный тормоз. Движение с натянутым (включенным) стояночным тормозом приведет к повреждению тормоза (его подгоранию).
Перед началом движения отрегулировать положение кресла оператора и застегнуть ремень безопасности (если таковой имеется), обернув его вокруг бедер. Не накладывать ремень на живот.
Перед началом работ тщательно проверить обеспечен ли достаточный верхний просвет проезда машины под низко расположенными линиями электропередач, мостами, ветвями деревьев, въездными воротами и т.д. Необходимо всегда точно определять высоту такого просвета.
Запрещается курить при использовании устройства для впрыска эфирной жидкости. Не рекомендуется пользоваться для облегчения запуска двигателя устройством для впрыска эфира при температуре окружающего воздуха выше 0°С. Строго соблюдать рекомендуемый порядок запуска двигателя.
Перед запуском двигателя необходимо подать звуковой сигнал, чтобы предупредить находящихся поблизости людей. Кроме того, следует также проверить работу: тормозов, рулевого управления, гидросистемы рулевого управления и рабочей гидросистемы. Все системы и механизмы должны быть исправными.
После запуска двигателя и при работе погрузчика систематически наблюдать за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигнальными лампочками.
Перед запуском погрузчика в работу необходимо ознакомиться с расположением в рабочей эоне подземных кабелей, водопроводных и газопроводных коммуникаций и т.д. Разрыв электрокабеля или газопровода может привести к ранениям или гибели людей.
Следует избегать случаев подрезания высоких крутых обрывов, уступов и берегов, так как козырьки могут обрушиться и повредить машину и людей. Чтобы этого не произошло, следует вначале убрать верхний слой грунта.
Следует избегать производства работ погрузчика на краях обрывов, уступов, на берегах глубоких рвов и котлованов, так как под воздействием веса машины грунт может Обрушиться, что повлечет за собой повреждение машины и несчастные случаи с людьми.
Рабочий участок по возможности должен быть ровным и свободным от каких-либо предметов, затрудняющих маневрирование погрузчика.
Ночью, а так же в условиях плохой видимости, необходимо включать наружное освещение, чтобы оператор мог хорошо видеть рабочий участок и, чтобы погрузчик была виден со стороны.
При загрузке грузовиков следить, чтобы не наехать погрузчиком на грузовик и, чтобы не ударить его ковшом.
Если у двигателя появилась склонность к самопроизвольной остановке под нагрузкой или оборотах, то следует, несмотря ни на что, остановить машину и устранить неисправность.
Насколько только возможно загрузку кузова грузовика следует осуществлять, начиная со стороны кабины водителя. При загрузке грузовика водитель должен находиться в кабине (если к:бина оборудована специальными защитными устройствами). Если защитных устройств нет, то водитель грузовика должен отойти в сторону от погрузчика и грузовика.
Если погрузчик начинает наклоняться вследствие перегрузки ковша, то следует немедленно опустить ковш на землю, чтобы восстановить равновесие.
Не переносить загруженный ковш над головами стоящих людей и над кабинами грузовиков.
Вес погрузчика и вибрации, которые возникают при его работе, могут привести к обвалу и осыпанию крутых стен котлована. Поэтому следует стараться не приближаться к крутым и обрывистым стенам котлованов. Если этого избежать не удается, то следует направлять погрузчик передом к стене котлована.
Работа на территории с большим количеством пней, ветвей и деревьев требует соблюдения исключительной осторожности. Следует внимательно следить за падающими ветвями и корнями выкорчевываемых деревьев.
При корчевании деревьев нельзя наезжать погрузчиком на корневую систему выкорчевываемого дерева. Необходимо соблюдать большую осторожность при переворачивании деревьев с сухими ветвями.
Придвижении следует поддерживать такую скорость, которая позволяет осуществлять контроль над погрузчиком. Особую осторожность следует проявлять при движении погрузчика на местности с ограниченными условиями для маневрирования: на неровных участках, на уклонах, вблизи оврагов, на заснеженных и обледенелых участках, на скользких поверхностях и т.д.
В зависимости от дорожных условий и от загруженности соблюдать безопасное расстояние от обгоняющих транспортных средств.
Стараться как можно ближе придерживаться на дороге своей разрешенной стороны движекия, чтобы не затруднять движение другим транспортным средствам. Обгонять другой транспорт следует тогда, когда для этого достаточен запас мощности двигателя и имеется место для обгона.
Запрещается входить на погрузчик или высаживаться из него на ходу, так как это может привести к серьезной травме или гибели.
При движении вниз под уклон, запрещается тормозить машину переключая коробку передач на низшую передачу, ибо могут быть повреждены коробка передач, гидротрансформатор или двигатель. Тормозить только педалью рабочего тормоза.
Спусскаться под уклон вниз следует на низшей передаче. При этом изменять скорость движения погрузчика можно педалью подачи топлива и тормоза.
Запрещается перевозка пассажиров в кабине. Во время движения погрузчика в кабине должен находиться только оператор.
Если во время движения загорится сигнальная лампочка неисправности тормозов, то следует немедленно остановить погрузчик в безопасном месте, затянуть стояночный тормоз, остановить двигатель. Отыскать и устранить неисправность и только тогда можно вновь "ступать к работе.
Добиваться хорошей обзорности всей территории производства работ, по которой перемещается погрузчик. Окна кабины и зеркала заднего вида должны постоянно содержаться в чистоте.
Необходимо всегда смотреть в направлении движения погрузчика, чтобы быть уверенным, что не наедешь на какое-либо другое оборудование или на работающих людей. Следует "медленно прервать работу, если в зоне работы погрузчика появятся люди.
Запрещается быстрое движение погрузчика вниз под уклон так как во время нажима на "даль тормоза, разъединяется трансмиссия, т.е. коробка передач переключается в нейтральное положение, ибо это может привести к потере контроля за движением погрузчика и опрокидыванию.
Не эксплуатировать погрузчик не будучи уверенным в эффективности работы тормозов.
Если только возможно, следует избегать движения поперек уклона. На уклонах рекомендуется двигаться прямо вниз под уклон или прямо вверх. Если при движении поперек склона погрузчик начинает скользить боком под уклон, то следует немедленно повернуть погрузчик передом вниз под уклон и опустить ковш на грунт.
Не превышать скорости движения погрузчика допускаемой для данной передачи. Чрезмерная скорость небезопасна и вредна для агрегатов трансмиссии. Перед съездом вниз под уклон необходимо включить соответствующую передачу. Контролировать скорость движения oследует притормаживанием.
Следует избегать переезда через такие препятствия, как рвы, выступы, камни, бревна, пни и железнодорожные рельсы. Если же их нельзя объехать, то необходимо снизить скорость и переехать препятствие под углом.
Никогда не пользоваться ковшом для затормаживания погрузчика, кроме как в аварийных ситуациях.
Запрещается производить регулировку кресла во время движения погрузчика, так как при этом можно потерять контроль над управлением погрузчиком. Следует остановить погрузчик, затянуть стояночный тормоз и только тогда произвести регулировку положения кресла.
Никогда не позволять стоять кому-либо на входных ступенях, когда поднят ковш или когда погрузчик движется.
Для поддержания равновесия и устойчивости погрузчика во время его движения, ковш должен находиться в транспортном положении.
При движении погрузчика с поднятым вверх ковшом следует соблюдать особую осторожность. При поднятом вверх ковше ухудшается устойчивость погрузчика.
Придерживаться правил дорожного движения при производстве работ. При движении по вблизи расположенным дорогам руководствоваться правилами дорожного движения.
При работе на уклонах применять методы работы, исходя из трезвой оценки ситуации. Во первых, следует ограничивать такого рода работы, а при необходимости выполнения их, исходить из условий сцепных возможностей, состояния грунта и массы поднимаемого груза.

Правила и порядок осмотра рабочего места


При подготовке рабочего места требуется убедиться, что; - уклон рабочей площадки не превышает 5 °; - площадка не захламлена железными обрезками, прутьями, досками, проволокой и т.п.; - над площадкой нет проводов действующей линии электропередач любого напряжения, под площадкой нет газопровода; - нет охранной зоны электропередач, а если есть, то убедиться, что расстояние от любой части машины или поднимаемого груза в любых положениях, в т.ч. и при наибольшем объеме или вылете ковша, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, не менее: - при напряжении линий до 1 кВ - 1,5 м; - при напряжении линий 1 -20 кВ - 2 м; - при напряжении линий 35-110 кВ - 4 м; - при напряжении линий 150-220 кВ - 5 м; - при напряжении линий 300 кВ - 6 м; - при напряжении линий 500-750 кВ - 9 м; - при напряжении линий 800 кВ (постоянного тока) -9 м.
При необходимости производить работы в данной зоне машинисту необходимо выдать наряд-пропуск, определяющий условия производства работ и подписанный главным инженером (энергетиком) организации, выполняющей работы, и назначается ответственный инженерно-технический работник (фамилия его указывается в наряде-допуске), под руководством которого должна производиться работа; - расстояние от любой выемки до ближайшего колеса при выполнении работ на площадке не менее: - при глубине выемки 1м- 1,5 м; - при глубине выемки 2м- 3 м; - при глубине выемки 3 м - 4 м; - при глубине выемки 4м- 5 м; - при глубине выемки 5м- 6 м.
Если невозможно выдерживать указанные расстояния, откосы выемок необходимо надежно укрепить.
Если нужно работать ночью или при сниженной видимости, то рабочая площадка должна быть освещена местным освещением.

К управлению автопогрузчиком допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, ознакомленные с требованиями, указанными в инструкции завода-изготовителя автопогрузчика, выдержавшие испытания, имеющие удостоверение шофера и соответствующий опыт работы.

При движении по городу водитель автопогрузчика обязан соблюдать правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР и не допускать к вождению посторонних лиц.

Выпуск автопогрузчика на линию производится по путевому листу установленного образца. Контроль за технической исправностью автопогрузчиков осуществляется технической администрацией организации.

Все работы по перемещению груза должны производиться под руководством должностного лица, в распоряжение которого выделен автопогрузчик.

Автопогрузчики могут работать только на территориях с доброкачественным твердым и гладким покрытием: асфальтом, бетоном, брусчаткой и др.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена от льда и снега; при гололеде место работы необходимо посыпать песком.

Проезды должны быть освещены и освобождены от посторонних предметов.

При перевозке грузов через рельсовые пути для переезда автопогрузчика на уровне головки рельсов должен быть уложен настил.

При ремонте и обслуживании автопогрузчика водитель обязан выполнять инструкцию по технике безопасности для слесаря по ремонту автомашин.

Автопогрузчик должен быть всегда чистым; в кабине не должно быть посторонних предметов; инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

Специальные требования безопасности

До выезда на линию

1. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждения цепей и исправности крепления их к раме и каретке, грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров, рычагов, а также действия всех механизмов автопогрузчика.

2. Проверить состояние шин и давление в них.

3. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса или кранов, тормозная жидкость в главном цилиндре, не повреждены ли гибкие шланги.

4. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

5. Проверить величину зазора и исправность работы усилителя рулевого управления; подтянуть соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

6. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, действии переключателей света фар, заднего фонаря, стоп-сигнала и фонарей поворотов.

7. Проверить работу механизмов подъема и наклона.

Во время работы

8. Не перевозить груз, превышающий, грузоподъемность автопогрузчика.

9. Производить подъем груза осторожно, без рывков, постепенно увеличивая число оборотов двигателя и плавно перемещая рычаг управления цилиндров подъема.

10. Подъем груза производить только при вертикальном или наклонном назад положении рамы грузоподъемника.

11. Соблюдать особую осторожность при наклоне рам грузоподъемника с поднятым грузом. Не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона. Резкое торможение при наклоне грузоподъемника, особенно при большой высоте загрузки, приводит к опрокидыванию погрузчика или выпадению деталей из поднятой тары.

12. Затормозить автопогрузчик при подъеме и опускании груза. Внимательно осмотреть место, откуда необходимо поднимать или куда опускать груз. Не допускать крутых поворотов автопогрузчика с грузом.

13. Не поднимать и не опускать груз во время движения автопогрузчика. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без него производить только тогда, когда груз и рама грузоподъемника отклонены назад, а груз приподнят над землей на высоту 300...400 мм. Транспортировку тары и установку ее в штабеля производить только по одной штуке.

14. Транспортировку груза производить только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил, не свешиваясь с их концов.

15. Не транспортировать груз, центр тяжести которого расположен на большом расстоянии от передних стенок вил, так как это приводит к потере устойчивости автопогрузчика.

16. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) только на первой скорости; не тормозить автопогрузчик резко при гололеде и мокрой скользкой дороге; резкое торможение автопогрузчика может привести к аварии и его опрокидыванию.

17. Не допускать движения автопогрузчика с поднятым грузом.

18. Замедлить движение автопогрузчика и дать звуковой сигнал в местах скопления людей, а также в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; при трогании с места задним ходом дать сигнал и убедиться в безопасности движения.

19. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, производить задним ходом только при сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку, который обязан указывать дорогу и подавать сигналы.

20. Соблюдать осторожность при транспортировке грузов в узких проездах; не задевать штабеля грузов на поворотах.

21. Работу погрузчиком в ночное время производить только при хорошем электрическом освещении штабелей, площадок.

22. Транспортировку мелких штучных грузов производить только в специальной таре. При этом загружать тару разрешается не выше ее бортов.

23. Не допускать пребывания людей под грузом.

24. В случае потери автопогрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опускать груз.

25. Прекратить работу при появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в гидросистеме, управлении гидросистемой или в других узлах. Поставить об этом в известность ответственное лицо и приступить к устранению всех замеченных недостатков.

26. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

27. Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняемых материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

28. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем; особенно нельзя покидать пост управления при поднятом грузе. Не допускать пребывания людей под грузом.

29. В случае воспламенения топлива (бензина) не тушить огонь водой, а применять пенный огнетушитель, засыпать огонь землей, песком, прикрыть брезентом или кошмой. Не производить погрузку и транспортировку взрывоопасных материалов.

При работе автопогрузчика с крановой стрелой

30. Помимо выполнения общих указаний, обязательных при работе на автопогрузчике, проверить:

а) исправность крюка и надежность крепления накладными болтами верхней части стрелы с нижней;

б) исправность грузозахватного приспособления и соответствие его грузоподъемности, а также надежность строповки каната в обоймах;

в) надежность крепления и безотказность работы цилиндра механизма складывания стрелы.

31. Разрешается поднимать груз на «малом газе» на высоту более 1 м на первой передаче автопогрузчика к месту укладки и при условии полного наклона стрелы назад.

32. Не допускать при подъеме и транспортировке раскачивания и кручения груза, особенно длинномерного. Удерживать груз от раскачивания должны сопровождающие лица с двух сторон при помощи оттяжек из пенькового каната или троса.

33. Не подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы при косом натяжении каната.

34. Не поднимать груз, засыпанный землей, строительным мусором, снегом, примерзший к земле или залитый бетоном.

35. Не опускать груз на трубы газо- и паропроводов, электрические кабели, временные перекрытия.

36. Следить за тем, чтобы перемещаемый груз на всем протяжении пути до места его установки ни за что не цеплялся и не находился над людьми.

37. Подъем груза, масса которого близка к предельной, разрешенной грузоподъемностью, производить постепенно, сначала поднять груз на 20...25 см, остановить и проверить правильность натяжения стропов, действие механизмов и тормозов. При обнаружении неисправности груз немедленно опустить и не приступать к подъему до устранения дефектов.

38. Работать вблизи линий электропередач или под ними запрещается.

39. Производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомашины только сбоку или сзади автомобиля. Нахождение людей в кузове автомашины в момент опускания груза запрещается. Запрещается перенос груза через кабину.

40. Соблюдать норму ярусности для тары. Запрещается устанавливать в штабель неисправную тару (погнутые стойки, неисправные фиксирующие элементы и т.п.).

По окончании работы

41. Осмотреть и очистить все части грузоподъемника, проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, в случае необходимости подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона.

42. Убрать все горючие и легковоспламеняющиеся вещества и обтирочные материалы в безопасное место (металлический ящик).

43. Предупредить сменяющего вас водителя и контролера ОТК обо всех замеченных неисправностях в работе автопогрузчика, сделать соответствующую запись в сменном журнале. Лица, виновные в нарушении настоящей Инструкции, отвечают в административном или судебном порядке, в зависимости от характера нарушения.

Работа на автопогрузчике требует особых знаний и умений, которыми порой нелегко овладеть даже тем, кто получил специальные права. Мы постараемся рассказать Вам обо всех нюансах эксплуатации автопогрузчика, а также дать несколько советов тем, кто только начинает работу на этом виде спецтехники.

Правила эксплуатации автопогрузчиков

При работе с автопогрузчиком, шофер должен руководствоваться ниже изложенными главными правилами:

  1. Поднимать груз нужно крайне осторожно, без рывков, постепенным повышением частоты вращения мотора и мягким надавливанием на рычаг управления цилиндром для подъема.
  2. Наклонять раму грузоподъемника вперед, в особенности при поднятом грузе, создавать при минимальной частоте вращения мотора осторожно, неспешным перемещением рычага, который предназначен для управления цилиндрами наклона.
  3. Когда каретка достигла наибольшей высоты подъема или определенного угла наклона рамы грузоподъемника вперед (или назад), обозначенных в установленной технической характеристике этой машины, необходимо немедля убавить «газ» и установить рычаг управления подходящим цилиндром в нейтральное положение
  4. Скорость спуска груза находится в зависимости от частоты вращения мотора, потому при опускании груза движку нужно задать такой режим работы, во время которого скорость опускания была бы неопасной.
  5. Скорость поднимания, спуска и наклона прямо пропорциональна углу отличия рычага управления соответственного цилиндра от нейтрального положения и скорости работы мотора.
  6. Подъем и перевозка грузов, объект тяжести которых размещен на большем расстоянии от фронтальных стен вил, чем это рекомендуется, или же операции с грузами больше, нежели рекомендованы, запрещается, потому что это может явиться предпосылкой утраты стойкости автопогрузчика и отрывания управляемых колес от земли.
  7. При транспортировке автопогрузчика, как с грузом, так и без него нужно грузоподъемник непременно установить в транспортное положение, для чего:

а) стопроцентно наклонить назад рамы грузоподъемника
б) приподнять от земли грузозахватное устройство (ковш, виллу) либо необходимый груз на высоту 30-40 см.

В зависимости от особенности работы, подъездных к грузообъекту, свойства обрабатываемого груза, а также хорошей обзорности для водителей маршрута, механизм автопогрузчика способствует короткоплечевой транспортировке нужного груза, как задним ходом, так и передним. В том случае, если автопогрузчик выполняет короткоплечевую перевозку (бревна, рельсы и т.д.) и на маршруте встречается некие препятствия, можно поднять груз на нужную высоту и кратковременно передвинуть автопогрузчик с поднятым грузом на небольшой скорости с полностью наклоненной рамой грузоподъемника назад. После этого груз нужно опускать в транспортное положение, а потом продолжить транспортировку.

Стартовать с места нужно плавно, без рывков, при небольшой частоте вращения мотора. Во время движения с грузом резко тормозить не разрешается.

Как работать на автопогрузчике с вилочными подхватами

Автопогрузчик, который оборудован вилочным подхватом, достаточно хорошо может создавать погрузку и разгрузку различного вида штучных грузов (разные оборудования, ящики, лес и другие) по установленному тоннажу, который не превышает его грузоподъемность.

При комплексной эксплуатации автопогрузчиков и , а еще при работе автопогрузчиков в складских дворах и зданиях, аэродромах, портах, вокзалах, максимальной выработки можно добиться тогда, когда груз уложен на поддоны или бруски, которые предоставляют возможность с легкостью подставлять вилы под груз.

Отсутствие особых поддонов либо брусков понижает эффективность автопогрузчика в связи с надобностью затрачивать дополнительное время на предварительные работы для создания просветов для подвода вил под определенные грузы.

Для того, чтобы правильно взять груз на вилы, нужно выполнить такие операции:

  1. Установить лучший развод вил. Подобраться к грузу со стороны, более приемлемой для подхватывания груза на вилы, с учетом расположения центра тяжести груза по способности поближе и к фронтальным стенам вил, а также к центру каретки грузоподъемника.
  2. Неспешным перемещением вперед вывести вилы под определенный груз до упора его в передние стены вил.
  3. Наклоном рам грузоподъемника или поднятием каретки поднять груз от поверхности и поставить в транспортное положение.

Укладка груза на штабеля и его снимание

В процессе укладки груза в специальные штабеля рекомендуют придерживаться таких правил:

  1. Подъехать к нужному штабелю, после чего поднять груз на нужную высоту штабелирования.
  2. Неспешным передвижением вперед ввести груз в параметры штабеля, затем опускать.

Стоит обратить внимание на то, что в тех ситуациях, когда груз перевозится без особых поддонов, при укладке его следует подсунуть под него брус, высота которого будет в пределах 80-100 мм и длина, соответственна ширине груза.

При снимании груза со штабеля нужно выполнить такие действия:

  1. Подобраться к штабелю, после чего поднять вилы на нужную высоту для того, чтобы удобно было подхватить груз.
  2. Аккуратным движением автопогрузчика подставить вилы под груз так, чтоб груз уперся в передовые стены вил.
  3. Наклонять рамы, на которых размещен груз до упора назад.
  4. Потихоньку, задним ходом немного отойти от штабеля, после чего остановить автопогрузчик и поставить груз в транспортное состояние. И только после всего этого можно выполнить перемещение груза в нужном направлении.

Таким образом, работа на автопогрузчике требует внимательного и ответственного к себе отношения, и только в этом случае груз будет доставлен именно в том виде, в каком его ожидает заказчик.

ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

I. Общие положения

1.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков (далее - Правила) устанавливают требования к устройству, изготовлению, реконструкции, модернизации, ремонту и эксплуатации погрузчиков.

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на:

a) вилочные погрузчики с противовесом (автопогрузчики и электропогрузчики);

б) погрузчики с выдвижными грузоподъемником или вилами;

в) погрузчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами);

г) погрузчики с платформой;

г) погрузчики с рабочим местом водителя, поднимается;

д) погрузчики с боковой взятием груза (односторонние, двухсторонние, фронтально-боковые т.п.);

е) Штабелеукладчики:

самоходные (с рабочим местом водителя или управляемые с пола);

с ручным передвижением (с электрическим или гидравлическим приводом подъема, с подъемом ручной лебедкой);

комбинированные.

Типы погрузчиков, на которые распространяются данные Правила, приведенные в приложении 1.

1.3. Требования этих Правил в части требований к строению распространяются на погрузчики и Штабелеукладчики (далее - погрузчики), изготовленные после вступления в силу настоящих Правил, а в части требований к эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации и к изготовлению составных частей погрузчиков для этих целей - также и на находящиеся в эксплуатации.

1.4. Настоящие Правила не распространяется на тележки грузовые с подъемным устройством; фронтальные, напивповоротни, перекидные одноковшовые, вилочные и грейферные погрузчики, оснащенные рычажной системой, на снегопогрузчики, на многоковшовые погрузчики и погрузчики с лапами, что нагребают, а также на погрузчики фронтальные стреловые погрузчики (с телескопической стрелой).

II. Определение терминов

2.1. В этих Правилах использованы термины, установленные действующими нормативно-правовыми актами, стандартами, санитарными нормами и правилами (далее - НД) Ниже приведены термины, дополнительно использованы в настоящих Правилах, и определения обозначенных ими понятий.

2.1.1. Грузоподъемность номинальная - наибольшая масса груза, указанная производителем, который может транспортировать и поднимать погрузчик Штабелеукладчик) на высоту, равную:

3300 мм или наибольшая высота, если высота подъема меньше 3300 мм (вилочные погрузчики с противовесом; погрузчики с местом водителя, поднимается; погрузчики с боковой взятием груза);

3300 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил, с вертикальным грузоподъемником и горизонтальными вилами (погрузчики (Штабелеукладчики) с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчики (Штабелеукладчики) с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами));

2500 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы до 690 мм включительно или 3300 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы более 690 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром тяжести груза и передней поверхностью спинки вил либо упором платформы (Штабелеукладчики и погрузчики с платформой).

2.1.2. Грузоподъемник - грузоподъемный механизм погрузчика, состоящий из закрепленной неподвижно или с возможностью наклона вперед-назад на определенный угол вертикальной рамы, в которой вертикально перемещается грузовая каретка или одна из нескольких подвижных направляющих с кареткой.

2.1.3. Грузоподъемник нетелескопичний (простой) - Грузоподъемник, состоящий только из одной пары направляющих.

2.1.4. Грузоподъемник телескопический - Грузоподъемник, состоящий из закрепленной неподвижно пары вертикальных направляющих и одной (или нескольких) подвижных направляющих.

2.1.5. Верхняя поверхность клыка - поверхность клыка, на которой располагается груз.

2.1.6. Высота свободного подъема - расстояние от опорной поверхности колес до верхней поверхности клыки, поднятого на высоту, при которой начинается увеличение габаритной высоты вертикально установленного Грузоподъемника.

2.1.7. Высота подъема - наибольшее расстояние от верхней поверхности клыки поднятых вил, установленных в горизонтальное положение, к опорной поверхности колес.

2.1.8. Высота подъема номинальная - установленная производителем высота подъема, на которую разрешается поднимать номинальный груз.

2.1.9. Высота подъема максимальная - наибольшая высота, на которую разрешается подъема груза.

2.1.10. Тележка грузовой с подъемным устройством - тележка, оснащенный устройством с вилами или платформой для подъема груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения.

2.1.11. Водитель погрузчика - работник, ответственный за движение погрузчика (Штабелеукладчики).

Водитель во время управления может сидеть, полусидеть или стоять в погрузчики (Штабелеукладчики), стоять на платформе водителя, которая может состоять, возвращаться или подниматься вместе с вилами, может управлять с пола, сопровождая Штабелеукладчик пешком.

2.1.12. Динамическая нагрузка - нагрузка, создаваемое пятикратным выполнением таких операций (с грузом, превышающим на 10% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D (рисунок 1):

подъема на полную высоту и опускания на площадку с 2-3 остановками с наклонным назад грузоподъемником;

наклонения Грузоподъемника полностью вперед и назад с вилами, поднятыми на высоту от 900 мм до 1000 мм.

2.1.13. Диаграмма грузоподъемности - диаграмма зависимости грузоподъемности погрузчика от расстояния центра тяжести груза до передней поверхности спинки вил или от высоты подъема груза.

2.1.14. Длинномерный груз - груз, который имеет длину более 2 м.

2.1.15. Дополнительная платформа - грузовая платформа, доступная с платформы водителя (кабины или места водителя) и предназначена для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах т.п.) комплектовщика или погрузчика с местом водителя, поднимается.

2.1.16. Эксплуатация - стадия жизненного цикла погрузчика, на которой реализуют, поддерживают и восстанавливают качество погрузчика.

Эксплуатация охватывает этапы ввода а эксплуатацию, использование по назначению, хранение в процессе эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт, прекращение эксплуатации, списания (передачи, утилизации, уничтожения).

2.1.17. Сменный грузозахватный устройство - устройство, например, удлинитель, штыревой захватчик, безблокова стрела, сталкивателем, каретка поперечного перемещения, кантователь, боковой захватчик, что смещается, захватчик-кантователь, ковш т.д.), которым может оснащаться погрузчик в дополнение к вил (платформы) или вместо них, для обеспечения перемещения различных грузов (рулонов, мешков, бочек, навалочных грузов и т.п.).

2.1.18. Клык - горизонтальная часть вил, несущий груз.

2.1.19. Каретка - подвижная составляющая Грузоподъемника, надетая на закрепленную неподвижно вертикальную раму (в случае нетелескопичного Грузоподъемника) или на последнюю (внутреннюю) подвижную направляющую (в случае телескопического Грузоподъемника), которая несет вилы или сменные грузозахватные устройства.

2.1.20. Коэффициент торможения С b - отношение, выраженное в процентах:

а) замедление а, м/с 2 , необходимого для полного торможение погрузчика, к ускорению свободного падения g, м/с 2:

C b = a/g*100; (1)

б) силы торможения F b , Н, развивающаяся погрузчиком, к силе тяжести массы m этого погрузчика:

C b = F b /mg*100 (2)

где m , кг - масса погрузчика с номинальным грузом.

2.1.21. Комплектовщик - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с вилами, что позволяет водителю загружать (разгружать) груз со стеллажа в загрузочное устройство или дополнительную платформу.

2.1.22. Угол свободного поворота рулевого колеса - угол поворота рулевого колеса при работающем двигателе без сдвигания управляемых колес.

2.1.23. Модернизация - внесение изменений в конструкцию погрузчика, повышающие его безопасность, технический уровень или улучшают экономические характеристики путем замены отдельных составных частей на более современные при сохранении основных технических характеристик погрузчика, которые не повышается, перераспределения нагрузок или уменьшение собственного или грузовой устойчивости.

2.1.24. Погрузчик - машина циклического действия, относящегося к безрельсового нижнего транспорта (технологических транспортных средств), оборудована подъемным механизмом (грузоподъемником) и вилами (платформой) или одним из переменных грузозахватных приспособлений для обеспечения подъема, транспортировки, погрузки и разгрузки, штабелирования и укладки грузов.

2.1.25. Погрузчик вилочный с противовесом - погрузчик, оснащенный вилами или одним из переменных грузозахватных приспособлений, у которого груз, расположенный консольно относительно передних колес, уравновешивается массой погрузчика.

2.1.26. Погрузчик с боковой взятием груза (односторонняя) - погрузчик Грузоподъемник или каретка которого могут быть выдвинуты и перемещенные назад между осями (передним и задним мостами) шасси перпендикулярно продольной оси шасси, что позволяет подхватывать и поднимать груз без тары в уравновешенном положении относительно одной стороны машины и штабелировать разбирать штабель рядом с погрузчиком.

2.1.27. Погрузчик с боковой взятием груза (двусторонний) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз по обе стороны по направлению движения погрузчика.

2.1.28. Погрузчик с боковой взятием груза (фронтально-боковой) - погрузчик, способный штабелировать и извлекать груз спереди и с обеих сторон в направлении движения погрузчика.

2.1.29. Погрузчик с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), - погрузчик, вилы которого расположены между разнесенными по ширине выносными опорами (лонжеронами), а центр тяжести груза всегда находится внутри опорного контура.

2.1.30. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или вилами - погрузчик, оснащенный выносными опорами (лонжеронами), у которого груз может быть дополнительно перемещен путем передвижения Грузоподъемника или грузовой плиты с вилами.

2.1.31. Погрузчик с рабочим местом водителя, поднимается, - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с грузом при штабелировании.

2.1.32. Погрузчик с платформой - погрузчик, оснащенный грузовой платформой, расположенной над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.33. Опасная зона погрузчика - пространство, в котором работники подвергаются риску относительно своего здоровья или безопасности результате перемещения груза погрузчиком или вследствие падения груза во время его перемещения и штабелирования погрузчиком с учетом горизонтальной проекции на землю траектории перемещения крупнейшего внешнего габарита груза и расстояния возможного отлет груза.

2.1.34. Негабаритный груз - груз, который превышает установленный габарит.

2.1.35. Передняя поверхность спинки вил - поверхность спинки, в которую упирается груз и от которой измеряется расстояние D до его центра тяжести.

2.1.36. Платформа водителя - составная часть погрузчика, на которой располагается водитель для управления погрузчиком.

2.1.37. Преодолеваемый подъем - прямолинейный участок площадки с усовершенствованным покрытием, имеющим уклон не менее указанного в НД и преодолена погрузчиком (погрузчики с двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС) - на низшей передаче коробки передач или гидромеханической передачи на длине уклона, указанной в руководстве по эксплуатации, а электропогрузчики - в режиме работы тягового электродвигателя S2 с длительностью, указанной в руководстве по эксплуатации).

2.1.38. Реконструкция - изменение основных технических характеристик погрузчика (грузоподъемности, скорости механизмов, высоты подъема), конструкции переменных грузозахватных приспособлений, типа привода, а также другие изменения, вызывающие повышение, перераспределение нагрузок, а также уменьшение грузовой или собственной устойчивости.

2.1.39. Ремонт - восстановление и (или) замена на новые поврежденных, изношенных или ставших непригодными по любой причине, составляющих частей и деталей погрузчиков (металлических конструкций, механизмов, гидропривода, электропривода, устройств безопасности и т.д.) с доведением их до исправного и работоспособного состояния, в том числе проведено в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов.

2.1.40. Рабочая зона загрузки - площадка, необходимый для маневрирования погрузчика при подъезда к месту погрузки или разгрузки и видьизу назад.

2.1.41. Рабочая платформа - конструкция, предназначенная для установки на Грузоподъемники (закреплена на каретке и (или) на вилах) погрузчика с целью устройства рабочего места, с которого можно безопасно работать.

2.1.42. Спредер - грузозахватный орган, предназначенный для автоматического строповки сверху крупнотоннажных контейнеров с угловыми фитингами при их перегрузки.

2.1.43. Статическая нагрузка - нагрузка, создаваемое выдерживанием в течение 10 мин груза превышает на 25% номинальную грузоподъемность и имеет расстояние центра тяжести D к передней поверхности спинки вил, установленного на вилы, поднятые на высоту от 200 мм до 300 мм с наклонным назад грузоподъемником (за наличие такого механизма).

2.1.44. Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию исправности или работоспособности погрузчика при использовании по назначению, хранения и транспортировки.

2.1.45. Штабелеукладчик - вилочный погрузчик малых габаритов и высокой маневренности, предназначенный для обслуживания стеллажей и работы преимущественно с грузами, уложенными на поддонах, на площадках (в помещениях) ограниченных размеров, вилы которого расположены над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.46. Штабелеукладчик комбинированный - Штабелеукладчик, состоящий из комбинации составных частей, присущих разным типам погрузчиков, например Штабелеукладчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с раздвижными выносными опорами (лонжеронами), Штабелеукладчики с выдвижным грузоподъемником, Штабелеукладчики с платформой т.д.

2.1.47. Штабелеукладчик самоходный - Штабелеукладчик, оборудованный механизмом для передвижения.

2.1.48. Штабелеукладчик с ручным передвижением - Штабелеукладчик, передвижения и маневрирования которого осуществляется работником путем толкания или буксировки напрямую вертикально или горизонтально расположенные рукоятки или дышло.

2.2. Термины "экспертное обследование (техническое диагностирование)", "технический осмотр" и "уполномоченная организация" применяются в значениях, определенных Порядком проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 N 687 (далее - НПАОП 0.00-6.18-04).

III. Опасность, связанная с эксплуатацией погрузчиков

3.1. Основные виды опасных факторов, которые могут возникнуть при эксплуатации и в случае нарушения условий эксплуатации погрузчиков:

3.1.1. Механические виды опасности, связанные с подъемными операциями погрузчиками и вызванные:

а) падением груза, столкновением, переброской погрузчика вследствие:

недостаточной устойчивости погрузчика;

неконтролируемого загрузки, перегрузки, превышения перекидного грузового момента;

неконтролируемой амплитуды движения механизмов и составных частей погрузчика;

неожиданного или непредвиденного движения груза;

несоответствующих переменных грузозахватных приспособлений и тары;

столкновения нескольких погрузчиков или погрузчиков с другими транспортными средствами;

б) недостаточной механической прочностью составных частей и деталей;

в) неправильным выбором цепей, сменных грузозахватных приспособлений и их неправильным установлением (навеской) на погрузчик;

г) неконтролируемым опусканием груза механизмом с фрикционным тормозом;

г) действием груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом);

3.1.2. Механические виды опасности, связанные с составными частями погрузчика, с грузами, которые перемещаются, и обусловлены, например, формой (острые кромке, режущие элементы, остроконечные части и т.п.), местом установки, массой и устойчивостью (потенциальная энергия частей, которые могут быть урухомлени под действием силы тяжести), массой и скоростью (кинетическая энергия частей при контролируемого или неконтролируемого движений), ускорения, недостаточной механической прочностью, что может привести к опасным поломок или к разрушениям, накоплением энергии внутри погрузчика (в упругих элементах, в жидкостях, газах, находящихся под давлением) нарушением безопасных расстояний:

а) сдавливания;

в) розитнення или отсечения;

г) намотки, втягивания ли захват части одежды, конечностей т.п.;

д) укол или прокалывания;

е) разбрызгивания жидкости под высоким давлением;

е) потеря устойчивости элементов;

ж) скольжения, преткновения или падение (на погрузчики или с погрузчика) работников;

3.1.3. Электрические виды опасности от электрошока или ожогов, которые могут привести к травмам или смерти, или вследствие фактора неожиданности, вызванного электрическим ударом, - до падения работника по причине:

а) контакта работников с частями автопогрузчика, обычно находящихся под напряжением (прямой контакт);

б) контакта работников с частями автопогрузчика, находящихся под напряжением из-за неисправности (непрямой контакт);

в) действия электростатических процессов, например контакта работников с электрически заряженными частями;

г) термического излучения или таких процессов, как разбрызгивание расплавленных веществ, химических процессов при коротких замыканий и т.п.;

3.1.4. Термические виды опасности, приводящие к ожогам, обморожения и других травм, вызванных:

а) контактом работников с предметами или материалами с очень высокой или низкой температурой;

б) пламенем или взрывом;

в) работой в горячем или холодном производственной среде;

3.1.5. Опасность, вызванная шумом, что может привести к:

а) длительного нарушения остроты слуха;

б) звона в ушах;

в) усталости, стресса и т.д.;

г) иных последствий, например нарушений равновесия, ослабление внимания и т.п.;

г) помехи языковым коммуникациям, акустическим сигналам т.п.;

3.1.6. Опасность, вызванная вибрацией, что может привести к значительным нарушениям здоровья (расстройство сосудистой и нервной систем, нарушения кровообращения, болезни суставов и др.);

3.1.7. Опасность, вызванная материалами, веществами (и их компонентами), используемых или выделяет погрузчик, что работает, а также перемещаемыми грузами вследствие:

а) их вдыхания, заглатывания обслуживающим и ремонтным персоналом вредных для здоровья жидкостей, газов, аэрозолей, паров и пыли, а также их контакта с кожей, глазами и слизистой оболочкой, проникновение через кожный покров;

б) пожаро-и взрывоопасности;

3.1.8. Опасность, вызванная попранием эргономических требований и принципов при разработке машин:

а) неудобная рабочая поза или чрезмерное или повторяющееся физическую нагрузку на организм водителя;

б) пренебрежение средствами индивидуальной защиты;

в) недостаточное местное освещение;

г) умственное перегрузки, стресс и т.д., возникающие во время рабочего процесса, процесса контроля за работой погрузчика или технического обслуживания в пределах их использования по назначению;

г) неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления;

д) неудобная конструкция или размещение приборов контроля;

3.1.9. Опасность, вызванная неожиданным запуском, неожиданным превышением скорости и т.д., вследствие:

а) выхода из строя или нарушения в работе системы управления;

б) прекращение подачи энергии и восстановление энергоснабжения после перерыва;

в) внешнего воздействия на электрооборудование;

г) действия природных атмосферных факторов;

г) ошибки водителя в управлении погрузчиком (за недостаточной соответствие погрузчика способностям и навыкам водителя);

3.1.10. Опасность, вызванная ошибками производителя при составлении руководства по эксплуатации и т.п.;

3.1.11. Опасность, вызванная поломками при работе, вследствие:

а) усталостного разрушения;

б) недопустимого величины деформации;

в) критического износа;

г) коррозии;

3.1.12. Опасность, вызванная предметами, падающими (инструмента, деталей погрузчика, вещей обслуживающего и ремонтного персонала и т.д.);

3.1.13. Опасность, вызванная движением погрузчика, его каретки:

а) движение при запуск двигателя;

б) движение в отсутствие водителя на своем месте;

в) движение при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей;

3.1.14. Опасность, связанная с рабочим местом водителя погрузчика, вследствие:

а) падение водителя при попытке занять или покинуть рабочее место;

б) выбросов газов на рабочем месте;

в) пожара (воспламеняемость кабины, недостаток средств пожаротушения;

г) механических видов опасности на рабочем месте (контактирование с подвижными частями, наезд, падение предметов);

г) недостаточного обзора с рабочего места;

д) неподходящего освещения;

е) неудобного места для сидения;

е) шума на рабочем месте;

ж) вибрации на рабочем месте;

3.1.15. Опасность, связанная с системой управления:

а) неправильное размещение органов управления;

б) неправильная конструкция органов управления и неправильный режим их работы;

3.1.16. Опасность, связанная с источниками и передачей энергии:

а) опасность, связанная с двигателем и аккумуляторами;

б) опасность, связанная с передачей энергии между оборудованием погрузчика;

в) опасность, связанная с соединениями и средствами буксировки;

3.1.17. Опасность, связанная с третьими лицами:

а) несанкционированный запуск или эксплуатация;

б) отсутствие или несоответствие визуальных или звуковых предупредительных сигналов;

3.1.18. Опасность, связанная с неблагоприятными природными факторами:

б) снеговую нагрузку;

в) гололедица, оледенения;

г) сейсмическую нагрузку;

г) грозовые электрические разряды.

3.2. Риски обслуживающего и ремонтного персонала от воздействия вышеприведенной опасности должны быть исключены или сведены к минимуму за счет выполнения мер, направленных на предупреждение прогнозируемых рисков и обеспечения безопасности при эксплуатации погрузчика, приведенных в этих Правилах.

При разработке погрузчиков должен быть проведен анализ прогнозируемой опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, порождаемых механическим, электрическим, химическим (от сырья, материалов и других веществ), термическим (тепловым) воздействием, а также нарушением требований эргономики и другими причинами.

  • Основные характеристики современных компьютерных сетей (производительность, безопасность, отказоустойчивость, расширяемость, масштабируемость, прозрачность, совместимость)

  • 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1.3. К самостоятельному управлению погрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года. Машинисты погрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 кв. группу по электробезопасности (кроме случаев работы погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

    1.4. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению погрузчиком только после прохождения ими:

    1.4.1. Вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи.

    1.4.2. Первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

    1.4.3. Стажировки в течение 2-14 смен под наблюдением механика или бригадира.

    1.5. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

    1.6. Машинист погрузчика должен иметь при себе:

    Удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,
    - регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),

    путевой лист или сменный рапорт.

    1.7. Обучение рабочих безопасным методам производства работ проводится в течение месяца со дня принятия на работу по программе, утвержденной главным инженером предприятия. Проверка знаний проводится экзаменационной комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

    периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,

    при переходе машиниста с другого предприятия,

    по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией погрузчика.

    1.8. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист погрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

    1.9. При переводе машиниста с одного погрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же погрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

    1.10. Для всех машинистов проводится:

    1.10.1. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

    1.10.2. Внеплановый инструктаж при –

    изменении правил по охране труда,

    изменении условий работы,

    нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента,

    перерывах в работе более, чем 30 календарных дней.

    1.10.3. Целевой инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

    1.11. Администрация предприятия обязана:

    1.11.1. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

    1.11.2. Обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.

    1.11.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы, не допускать к управлению погрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктажа по охране труда.

    1.11.5. Своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания погрузчика.

    1.11.6. Организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ.

    1.11.7. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания погрузчика.

    1.11.8. Обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда.

    1.11.9. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим.

    1.11.10. Обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам.

    1.11.11. Обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

    1.12. Машинист погрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации погрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

    1.12.1. Правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять погрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности.

    1.12.2. Правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании.

    1.12.3. Паспортные данные, устройство погрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации погрузчика.

    1.12.4. Факторы, влияющие на устойчивость погрузчика, и причины потери устойчивости.

    1.12.5. Правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений.

    1.12.6. Порядок выполнения погрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

    вблизи линии электропередачи,

    вблизи откосов котлована и траншей,

    при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях.

    1.12.7. Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.

    1.12.8. Носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и СИЗ.

    1.13. Машинист погрузчика подчиняется инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию о закреплении дорожно-строительной техники, а также инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает погрузчик.

    Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

    1.15. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

    1.16. Во избежании поражения электрическим током:

    1.16.1. Оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода.

    1.16.2. Машинисту погрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину погрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса погрузчика.

    1.17. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут ответственность в установленном законом порядке.

    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

    2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

    2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

    2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

    2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъ-

    емного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

    2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:

    комплектность и состояние инструмента,

    уровень и качество масла в картере двигателя,

    наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

    тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

    тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

    давление в шинах и состояние аккумуляторов.

    2.6. Проконтролировать работу:

    электроосветительных приборов,

    звукового сигнала,

    амперметра,

    датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.

    2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

    2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.

    2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.

    2.10. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

    2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

    2.11.1. На строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов.

    2.11.2. Недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов.

    2.11.3. Территория площадки, на которой должен работать погрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде.

    2.11.4. Уклон площадки, на которой должен работать погрузчик, превышает допустимый уклон.

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

    3.1. Управлять погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

    3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

    3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

    3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

    3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

    3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.

    3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.

    3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.

    3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.

    3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

    3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную сигнализацию.

    производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,

    производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,

    разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,

    при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,

    производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,

    производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,

    производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками,

    при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,

    работать на площадках с уклоном более 50,

    поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,

    наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,

    находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,

    производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах.

    транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,

    становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,

    работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,

    выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),

    оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,

    работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.

    3.12. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружения было не менее 1м.

    3.13. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

    3.14. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице №1.

    Таблица №1.

    3.15. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

    3.16. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

    после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

    под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

    при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

    при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

    3.17. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80,

    СНиП 12-04-2002:

    3.17.1. Расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2.

    Таблица №2

    3.17.3. Работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

    3.18. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

    3.19. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

    3.20. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:

    прокола шины или недостаточного давления в ней,

    неисправности рулевого управления,

    неисправности гидравлической системы,

    каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

    неисправности тормозов.

    3.21. Машинисту погрузчика не разрешается:

    3.21.1. Работать на неисправном автопогрузчике,

    3.21.2. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте.

    3.21.3. Производить резкое торможение при движении с грузом.

    3.21.4. Допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика.

    3.21.5. Выходить из машины когда груз поднят рабочим органом.

    3.21.6. Перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей.

    3.21.7. Поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя).

    3.21.8. Оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом.

    3.21.9. Работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения.

    3.21.10. Выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д., машинист должен:

    4.1.1. Немедленно прекратить работу погрузчика.

    4.1.2. Приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

    4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист погрузчика обязан:

    4.2.1. Оказать первую помощь.

    4.2.2. Доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ на участке.

    4.2.3. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

    5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

    5.2 Опустить ковш на грунт, все рычаги управления установить в нейтральное положение, вклю-

    чить стояночный тормоз и остановить двигатель.

    5.3 Очистить погрузчик от пыли и грязи.

    5.4 Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в

    условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то сообщить о неисправностях начальнику участка, сменщику.

    Главный инженер _______________/ /

    СОГЛАСОВАНО:

    Инженер по охране труда _______________/ /