Жилищный сертификат жилище. Государственная программа «Жилище. Муниципальная программа обеспечение жильём молодых семей

Практически каждый гражданин Российской Федерации заинтересован .

В 2011 году начала действовать федеральная целевая программа, основные направления которой развивают жилищное строительство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Цели проведения

Тщательные исследования и глубокое изучение жилищного вопроса в стране позволили определиться с основными проблемами в данной области:

После этого государство задалось целью, направленной на формирование разных моделей партнерского сотрудничества в строительной сфере. Например, жилье для граждан станет гораздо доступнее, если коммерческие и индивидуальные застройщики, жилищные некоммерческие объединения граждан и государство будут работать вместе.

Результат проделанных действий – выход несколько обновленного Градостроительного кодекса , вследствие чего можно комплексно осваивать незанятое пространство и развивать уже существующие застроенные участки, организовывать коммунальные комплексы, распределять ответственность между органами власти на местном уровне и создавать специфический вид бизнеса, основной целью которого является подготовка земли к предстоящей застройке.

Благодаря проведенным исследованиям и законодательным метаморфозам, основными направлениями федеральной программы «Жилище» стали:

  1. Развитие масштабного градостроительного планирования участков и территорий, на которых будет возводиться жилая недвижимость.
  2. Малоэтажное строительство эконом класса, которое полностью отвечает таким основным эталонам, как экологичность, доступность и энергоэффективность.
  3. Социальная инфраструктура.
  4. Инженерная инфраструктура.
  5. Упрощенный процесс получения кредита, столь необходимого застройщику, жилищно-строительному кооперативу и прочим.

Основной целью государственной программы «Жилище» является экономное, социальное и малоэтажное строительство.

Для достижения требуется решить следующие задачи:

  • Получение внешней помощи для субъектов, задействованных в разработке и воплощении самой программы.
  • Координация поддержки соответствующего фонда или финансово-экономической организации.
  • Стимулирование местных и государственных органов власти к более активному ведению градостроительной политики и обеспечению всех условий, которые необходимы для возведения бюджетных построек.
  • Создание крепких, эффективных и стабильных отношений между государством и частными застройщиками.

Эффективность программы

Программа «Жилище» действует уже достаточно давно, а ее целесообразность подтверждается следующими результатами :

  1. Многие нуждающиеся семьи обзавелись собственным жильем;
  2. Частное жилье стало строиться гораздо чаще;
  3. Активно развивается .

Для большинства семей программа «Жилище» – это единственная возможность стать владельцами собственной жилплощади при поддержке государства.

Перспективы развития

Условия участия

Среди основных требований к участникам программы «Жилище» можно выделить следующие пункты:

Особенности реализации программы в Москве

Жилищная программа в Москве является наиболее совершенной, по сравнению с другими российскими регионами, да и жилищную ситуацию в столице нельзя назвать плачевной.

Во многих других субъектах Российской Федерации наблюдается просто катастрофическое состояние жилого фонда, а именно, практически 100% износ.

Программа «Жилище» города Москвы включает в себя следующие подпрограммы :

  • модернизацию объектов коммунального характера;
  • обеспечение жилплощадью молодых семей;
  • выполнение государственного обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральными законами.

Данная подпрограмма предполагает внедрение различных проектов, разрабатываемых непосредственно для Москвы, а именно:

Не смотря на наличие определенных жилищных проблем, Москва – это самый благополучный город России. Жители столицы, по сути, страдают только от слишком высокой стоимости квадратного метра.

С целью контроля миграционных потоков, недопущения массовых застроек и последующего снижения стоимости квадратного метра, власть Москвы не торопится делать жилье доступным ни для приезжего человека, ни для москвича.

Отсутствие стремления к строительству массового и дешевого жилья в столице – это не единственная проблема. Для приобретения жилья по привлекательной цене, москвич должен встать в жилищную очередь, а оставаться в ней все сложнее с каждым годом, так как стало слишком много причин, при наличии которых можно снять претендента и, соответственно, улучшить показатели, путем снижения числа нуждающихся.

О реализации данной программы рассказано в следующем видеосюжете:

Основным предназначением данной программы является не только обеспечение семей льготным жильем, но и развитие других направлений:

  • Улучшение коммунальной инфраструктуры в местах, где имеются незаселенные земельные участки.
  • Развитие регионального строительства. Каждый субъект вправе создавать собственные программы, не ухудшающие условия для участников по сравнению с «Жилищем».
  • Жилищная помощь военным, ушедшим в отставку и имеющим необходимую выслугу лет.
  • Исполнение социальных обязательств перед льготными категориями граждан.

Благодаря повышению спроса на жилье развивается деятельность многих строительных компаний. Это приводит к появлению новых организаций, работающих в данной области, за счет чего увеличивается доход федерального бюджета.

Согласно изложенным данным в ныне действующем Постановлении №1015, государство преследует и иные цели, касающиеся только граждан:

  • Повышение уровня жизни.
  • Льготное получение жилья незащищенными категориями граждан.

Подпрограммы ФЦП «Жилище»

На сегодняшний день согласно условиям «Жилища» действуют подпрограммы, с которыми можно ознакомиться в таблице:

Название программы Условия для участия
Обеспечение жильем молодых семей Возраст до 35 лет Отсутствие подходящей для проживания недвижимости Официально зарегистрированный брак или воспитание ребенка родителем в одиночку
Выполнение государственных функций по обеспечению жилищем отдельных граждан

Регистрация на учете в соцзащите или администрации до 01.03.2005

Молодые семьи, признанные муниципальными органами нуждающимися после 01.03.2005

Официальный брак. Неполная семья не может участвовать

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (заселение неосвоенных земель)
Развитие строительства жилых домов в регионах Признание семьи нуждающейся Зарегистрированный в ЗАГСе брак. На неполные семьи не распространяется
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Служба в рядах ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС Граждане, признанные вынужденными переселенцами Молодые ученые в возрасте до 35 лет

Для чего нужна программа «Жилище» гражданам?

По статистике, каждая вторая молодая семьи приобретает жилье через фонд ИЖС или в ипотеку. В последнем случае приходится ежегодно выплачивать до 12% годовых за пользование займом, в результате чего повышается размер ежемесячных платежей. Это накладывает финансовое бремя на несколько лет, ведь их стартовая величина начинается с 15-20 000 руб. в месяц.

Чтобы облегчить жизнь граждан, государство создало программу «Жилище», главным критерием которой является компенсация за счет бюджета до 35% стоимости жилья гражданам, соответствующим определенным критериям и подавшим заявки на участие.

При расчете цены жилья здесь используется не рыночная, а оценочная стоимость.

Как это работает?

Чтобы понять принципы реализации ФЦП «Жилище» и ее пользу для людей, достаточно ознакомиться с примером, когда она реально помогает:

Семья Алферовых решила приобрести квартиру в ипотеку. У них есть 10-летний ребенок. Кредит был оформлен в 2015 году, и через некоторое время они узнали о существовании программы. Супруги Алферовы стояли на учете как нуждающиеся в жилье, поэтому решили обратиться за помощью в местную администрацию. Через 10 дней было принято решение компенсировать 35% от уплаченной стоимости недвижимости, деньги ушли на погашение займа, и им удалось избавиться от долговых обязательств перед ним.

ТОП-3 популярных вопроса

Вопрос №1: Если моему супругу 36 лет, а мне только 33, можем ли мы участвовать в ЦФП?

Нет, участие невозможно, т.к. требования ФЗ №1050 касаемо возраста одинаково для всех граждан.

Вопрос №2: Могу ли я потратить деньги на строительство дома, если стройкой занимаюсь сам?

По закону такие траты не компенсируются, т.к. денежные средства перечисляются только на банковские счета организаций-подрядчиков, занимающихся строительством.

Вопрос №3: Можно ли подать заявку на участие, если первичный платеж по ипотеке я оплатила маткапиталом в 2010 году, а теперь хочу погасить долг деньгами по этой программе?

Ранее действительно запрещалось использовать одновременно две программы, но в 2014 году КС РФ постановил, что такой запрет является незаконным, т.к. цель «Материнского капитала» – повышение рождаемости, а «Жилища» – улучшение условий проживания.

Кто может принять участие?

К участию в программе допускаются граждане или супружеские пары, если их возраст не превышает 35 лет. Также есть и другие требования:

  • Семья признана органами соцзащиты нуждающейся в повышении уровня жилищных условий.
  • Родитель-одиночка должен быть гражданином РФ. Если семья полная, допускается наличие иностранного гражданства у одного из супругов.
  • Доходы семьи позволяют исполнять долговые обязательства перед банком или подрядной организацией.

Как можно использовать государственную субсидию по программе «Жилище»?

Перечисляемые государством средства можно использовать в следующих направлениях:

  • Приобретение квартиры в новостройке.
  • Оплата услуг подрядчика, строящего частный дом.
  • Погашение последнего платежа по паевому взносу.
  • Перечисление первого взноса по ипотеке.
  • Погашение процентов и основной части долга по ипотечному займу.

Размер субсидии

Здесь все зависит от нескольких параметров: наличия детей и величины площади в квадратных метрах, с учетом которой определяется величина выплаты.

Куда обращаться за субсидией, какие документы нужны?

Для принятия участия в ФЦП необходимо посетить отдел по решению жилищных вопросов Администрации своего муниципального района или округа, предоставив пакет документов:

  • Два экземпляра заявления. Один из них впоследствии отдается обратно с датой и пометкой о принятии.
  • Паспорта взрослых и свидетельства о рождении детей (оригиналы и копии).
  • Свидетельство о регистрации брака. Для разведенных – о прекращении.
  • Справка из Соцзащиты, подтверждающая, что семья стоит на учете.
  • Реквизиты банковского счета, куда будут перечислены деньги.
  • Справки с мест трудоустройства супругов для подтверждения доходов.
  • Выписка из домовой книги.

Могут понадобиться и другие документы в зависимости от того, с какой целью будет использована субсидия: ипотечный договор, справка об части неуплаченной суммы в по паевому взносу, сведения об остатке неуплаченных процентов и остатка долга по жилищному кредиту, и т.д. Полный перечень необходимо уточнять в администрации, предварительно пояснив ответственному сотруднику всю ситуацию.

Сроки включения в список участников программы

Администрации дается 10-дневный срок на рассмотрение представленных гражданами документов, после чего работники должны направить решение об одобрении или об отказе во включение в список участников программы.

Если было принято положительное решение, заявителю отдается на руки соответствующее Свидетельство. Впоследствии для перечисления денег по заявке банка средства будут перечислены на открытый счет в течение двух месяцев. Если этот срок пропущен, Свидетельство считается недействительным. Все деньги переводятся только безналичным расчетом вне зависимости от цели использования субсидии.

Причины возможного отказа

Основной причиной отказа в участии является использование аналогичной субсидии ранее, т.к. она предоставляется только один раз. Есть и другие факторы, способствующие принятию отрицательного решения госорганами:

  • Несоответствие законодательным требованиям по части возраста, материального положения.
  • Наличие в собственности жилплощади, пригодной для проживания по социальным нормам.
  • Предоставление недостоверных сведений или неполного пакета документов.
    Приложение 1. Состав комиссии по реализации подпрограммы подпрограммы федеральной целевой программы федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" Приложение 2. Положение о комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"

Постановление Администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 10 февраля 2015 г. N 232
"О комиссии по реализации отдельных подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"

С изменениями и дополнениями от:

В целях своевременного и качественного обеспечения реализации отдельных подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Вологодской области "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Череповецком муниципальном районе на 2014 - 2017 годы" муниципальной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Череповецком муниципальном районе на 2014 - 2017 годы" федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы", муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий в Череповецком муниципальном районе на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", а также обеспечения реализации жилищных прав граждан, постановляю:

1. Создать комиссию по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

2. Утвердить состав комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, федеральной целевой программы приложению 1 к постановлению.

3. Утвердить Положение о комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

4. Признать утратившими силу постановления администрации района:

от 14.10.2011 N 1481 "О комиссии по реализации отдельных подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года";

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ПОДПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,

от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)

подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2015 - 2020 годы

Объемы и подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей,

в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;

укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;

улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)


I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.

В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых

индикаторов и показателей подпрограммы

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.