Земельное правоотношение. Понятие и виды земельных правоотношений. Особенности земельных правоотношений

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми , присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земельные правоотношения

Земельные правоотношения - это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации , купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;

Подробнее

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

2) по признаку основного хозяйственного назначения земель (ст. 7 ЗК РФ) различают правоотношения по поводу следующих категорий земель (мнемоправило по первым буквам - СНОП ЛВЗ) :

3) по их субъекту:

участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

4) по функциональному назначению:

    • регулятивные;
    • правоохранительные.

Подробнее

Регулятивные правоотношения - это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) действий. Это обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения , в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.

5) по виду норм права - оснований для возникновения правоотношений:

    • материальные (возникают на основании норм материального права),
    • процессуальные (возникаюn на основании процессуальных норм).

Подробнее

Материальные правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т.д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

Субъектами земельных правоотношений могут быть не всякие лица, а лишь те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.

Объем правомочий в земельных правоотношениях является главным критерием, определяющим правовой статус субъек-тов земельных правоотношений.

Объем правомочий субъектов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:

вида субъекта . Государство обладает универсальны-ми правомочиями, юридические лица — специальными правомочиями, закрепленными в уставе, граждане - в зависимости от вида граж-данства (российские граждане обладают общими правомочиями, а ино-странные граждане — теми же правомочиями, но за установленными законом изъятиями);

поведения субъекта , имеющего юридическое значение. Напри-мер, использование земельного участка не по целевому назначению влечет за собой прекращение земельных правомочий субъекта;

особенностей объекта данного земельного правоотношения, имеющих юридическое значение;

обстановки , в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе.

Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подраз-делить на общие и специальные , т.е. присущие всем видам субъектов или лишь отдельным их категориям.

Субъектами земельных правоотношений являются:

Российская Федерация, ее субъекты;

Муниципальные образования;

Физи-ческие лица;

Юридические лица.

Российская Федерация и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю.

Административно-территориальные единицы выступают субъектами правоотношений муниципальной собственно-сти на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответ-ствующих поселений. Все остальные субъекты земельных правоотно-шений — органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана зе-мельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участника-ми отношений частной и общей собственности на землю.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обла-дать земельной правосубъектностью . Она состоит из земельной правоспособности и дееспособности .

Земельная правоспособность - воз-можность лица иметь земельные права и обязанности, а земель-ная дееспособность —способность лица своими действиями приоб-ретать и осуществлять права и нести обязанности в сфере земельного права.

Важной характеристикой участников земель-ных правоотношений является их правовой статус как совокупность земельных прав и обязанностей. Возникновение правового статуса происходит одновременно с возникновением самих субъектов земель-ных правоотношений с учетом особенностей для физических и юридических лиц.

У физических лиц земельная правоспособность возникает с мо-мента рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении совершеннолетия. Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный учас-ток, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих орга-низационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения. Земельную правоспособ-ность граждане могут осуществлять в составе коллектива — садовод-ческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционер-ного общества и т.д. Правовой статус субъектов земельных правоот-ношений у этих коллективов граждан возникает только после их юридического оформления. Те группы граждан, которые не имеют организационного единства, закрепленного в уставе, вовсе не являют-ся субъектами земельных правоотношений.

Правовой статус юридических лиц как субъек-тов земельных правоотношений возникает с момента государственной регистрации их уставов и внесения их в единый государственный реестр юридических лиц.

Правосубъектность юридических лиц является специальной , так как ее объем и содержание определяются законом и целями деятельности юридических лиц, сформули-рованных в их уч-редительных документах.

Основные положения дееспособности субъектов земельных право-отношений установлены в ЗК РФ, определившем возможность приоб-ретения субъектами прав и обязанностей собственников, арендаторов земли, землепользователей и землевладельцев самими лично.

Наряду с правомочиями субъектов земельных правоотношений пре-дусмотрены определенные свободы в использовании земель.

Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъек-тов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.

Особенности правового статуса субъектов земельных правоотношений:

1. Его возникновение, как правило, совпадает с моментом возник-новения самих субъектов земельных правоотношений. Юридическое лицо приобретает права с момента государственной регистрации в местной администрации.

У граждан правовой статус окончательно появляется только при достижении совершеннолетнего возраста (18 лет), если законом не предусмотрено иное.

2. Моментом изменения правового статуса субъектов земельных правоотношений являются определенные законом обстоятельства.

3. Прекращение правового статуса субъектов земельных правоот-ношений связывается законом:

~ с поведением субъектов, которое может быть как правомерным, так и неправомерным. Например, добровольный отказ от земельного участка (правомерное действие) и нарушение градостроительных ус-ловий (неправомерное действие);

~ с прекращением деятельности субъектов. В частности, право пользования земельным участком прекращается в случаях прекраще-ния деятельности предприятия и прекращения трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земель-ный надел.

К числу специальных правомочий субъектов земельных правоот-ношений относятся правомочия, складывающиеся в сфере ис-пользования различных категорий земель и земельных угодий. Например:

При использовании сельхозугодий правомочиями субъектов является выращивание сельхозпродукции;

При использовании земель населенных пунктов — соблюдение нормативов размещения объектов;

При использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т.п.

Если общие правомочия субъектов земельных правоотношений поддаются классификации, то специальные правомочия характеризу-ются многообразием, трудностями в их классифи-кации.

Пра-вовой статус (права и обязанности) субъек-тов зависит от вида субъекта, его поведения, от особенностей объекта и обстановки, в которой действуют субъекты.

В теории земельного права принято делить права и обязанности участников правоотношений на:

общие , которые присущи всем субъектам земельных правоотношений

специальные , которыми закон наделяет лишь отдельные категории субъектов.

К общим отно-сятся права субъектов по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, для предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Специальные правомочия складываются в сфере использования различных кате-горий земель и земельных угодий. Если речь идет о сельскохозяйствен-ных угодьях, то здесь специальным правомочием субъектов является выращивание сельхозпродукции, в случае с землями поселений — соблюдение установленных нормативов размещения объектов, при использовании земель лесного фонда — обеспечение лесоохранных правил и т.п. Именно этим обусловлено многообразие специальных правомочий субъектов земельных правоотношений, а также то, что они трудно поддаются классификации.

При всем различии взглядов общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются. Однако некоторые ученые выводят последний элемент за рамки структуры правоотношений, рассматривая его всего лишь как их предпосылку. Но данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной, так как роль объекта в правоотношениях не ограничивается лишь созданием предпосылки для их появления, она выражается также в способности объекта влиять на права и обязанности субъектов, т.е. определять их правовое положение.

Большинство ученых в сфере земельного права, следуя традиции, которая сложилась в общей теории права, выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение. Во-вторых, -- субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, -- объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок. Правда, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ. В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

Классификация земельно-правовых отношений

В силу различий природных свойств земли и ее неодинакового хозяйственного использования могут возникать самые разнообразные виды земельных правоотношений, классификация которых имеет важное значение для определения наиболее эффективных подходов к их регулированию. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений.

Земельные правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относительные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные

и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Как правило, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственности и возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персонально-определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения могут служить правоотношения, связанные с различными сделками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на самостоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Например, порядок оформления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различают следующие виды земельных отношений:

* отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

* отношения по использованию земель поселений;

* отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;

* отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;

* отношения по использованию земель лесного фонда;

* отношения по использованию земель водного фонда;

* отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимости от своего содержания. По этому признаку выделяют:

1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возможность существования, наряду с государственной и муниципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима соответствующих земельных участков.

2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в результате совершения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением; временного (срочного) пользования, аренды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Правоотношения являются разновидностью общественных отношений. Правоотношение - это такое общественное отношение, которое предусмотрено нормой права. Норма права предусматривает условия возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Эти условия содержатся в гипотезе нормы и являются юридическими фактами. В диспозиции нормы предусматриваются права и обязанности участников правоотношения, запреты и ограничения. Санкция моделирует охранительное правоотношение, которое может возникнуть в случае, если участники правоотношения нарушат запреты либо откажутся выполнять юридические обязанности.

Земельные правоотношения представляют собой правовую форму упорядочения земельно-правовыми нормами общественных отношений. Земельные отношения возникают по поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами, которые регулируются нормами земельного права. Поскольку земельные отношения сегодня приобретают новое содержание и характер, то в изучении их применяется различная классификация. В учебной литературе больших различий в классификации земельных отношений не существует.

Дадим обобщенную классификацию.

Прежде всего все земельные отношения делятся на два основных вида:

- регулятивные - складываются в процессе реализации норм, не связанных с юридической ответственностью;

- охранительные - имеют место в случаях нарушения земельного правопорядка и невыполнения обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

Эти отношения влекут применение мер правовой ответственности и возмещения вреда, причиненного нарушением земельного законодательства. Причем при отсутствии вины причинителя вреда (при правомерном вреде) возлагается не правовая, а экономическая ответственность.

По основным институтам земельного права правоотношения делятся на:

- правоотношения собственности на землю (лежат в основе других отношений. Все другие отношения имеют производный, зависимый от них характер);

- правоотношения использования земель (на праве собственности, постоянного и временного пользования, аренды, пожизненного наследуемого владения);

- государственного управления землями;

- охрана земельных права (институт ответственности).

Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Отношения собственности носят имущественный характер, регулируются гражданским законодательством с учетом земельного и иного специального законодательства. В свою очередь, по форме собственности они делятся на правоотношения:

- частной собственности (индивидуальной, общей совместной, общей долевой);

- государственной собственности (федеральной, субъектов);

- муниципальной собственности .

Отношения по использованию земель имеют производный характер от отношений собственности и подразделяются на правоотношения:

- непосредственного пользования (использование на праве собственности);

- производного пользования (использование на других титулах).

Производное пользование может быть первичным (от собственника) либо вторичным (от пользователя, например служебный надел).

В области использования земель классификация может быть в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель, которая выделяется по основному целевому назначению:

- правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

- земель населенных пунктов : сельских, ПГТ (рабочих, дачных), городов (земель застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования, занятых городскими лесами);

- земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения;

- земель лесного фонда;

- земель водного фонда;

- земель особо охраняемых территорий .

Правоотношения в области пользования землей могут быть классифицированы по субъектному и временному (бессрочное, срочное: краткосрочное, долгосрочное пользование) признаку.

Земельные правоотношения в сфере государственного управления землями по своей форме являются административно-правовыми, носят служебный характер по отношению к большинству других видов. За основу деления берут направление деятельности:

- правоотношения по ведению кадастра недвижимости , где объектом является земля;

- планирования использования и охраны земель ;

- предоставлению и изъятию (выкупу) земель для государственных и общественных нужд ;

- землеустройству (межхозяйственному, внутрихозяйственному, прогнозному, автономному) и планированию земель населенных пунктов ;

- ведению государственного контроля за использованием и охраной земель;

- ведению мониторинга земель;

- разрешению земельных споров.

Земельные правоотношения в сфере государственного управления земельным фондом и в области охраны прав и законных интересов собственников можно подразделить на:

- материальные - взаимные права и обязанности участников земельных отношений, урегулированные нормами материального земельного права;

- процессуальные - урегулированные процессуальными нормами; складываются по поводу процедуры возникновения, изменения и прекращения правоотношения.


3. Субъекты и объекты правоотношений

Субъектами земельных правоотношений признаются лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. На протяжении развития истории государства круг их неоднократно менялся. Введение разнообразных форм собственности значительно расширило этот круг.

Субъектами правоотношений собственности на землю являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные единицы (районы, города, ГИТ, сельские населенные пункты). Кроме того, Российская Федерация одновременно является субъектом права территориального верховенства. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. суверенитет России распространяется на всю ее территорию.

Субъектами отношений управления и пользования землями являются органы государственной власти, органы МС, граждане и юридические лица (в т. ч. иностранные). Граждане и юридические лица являются также субъектами правоотношений частной и общей долевой собственности на землю.

Субъектами в охранительных правоотношениях выступают государственные правоохранительные органы, прокуратура, арбитражный суд, суд.

Граждане и юридические лица составляют самые многочисленные группы субъектов земельных правоотношений. Для того чтобы граждане и юридические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной праводееспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность возникает у юридических лиц с момента регистрации устава, является специальной, определяемой целями и задачами деятельности юридического лица.

Правоспособность сельскохозяйственных предприятий реализуется всегда, поскольку у них одна цель - сельскохозяйственное производство, а несельскохозяйственных предприятий - не всегда, т. к. имеют многоцелевой характер.

Правоспособность физических лиц наступает с момента рождения, а дееспособность - с 18 лет.

Новый Земельный кодекс налагает запрет на предоставление земли гражданам на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут использовать землю на праве собственности и аренды.

Земельную правоспособность граждане могут осуществлять:

- индивидуально;

- в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства (общее пользование земельным участком собственниками жилого строения);

- в составе коллектива (садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т. д.). Для того чтобы коллектив граждан мог быть признан субъектом земельных правоотношений, он должен обладать организационным единством, который был бы закреплен в уставе (положении).

Объектом земельных отношений является земля и права на нее .

В зависимости от вида земельных правоотношений понятие земли как объекта может быть различным. Если объектом материальных земельных правоотношений является земля, то процессуальных- данные кадастра недвижимости о землях, сведения мониторинга земель, решения компетентного органа государства о предоставлении земельного участка и т. д.

Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и муниципальной собственности определен законодательством. Указом Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 г. закреплены объекты федеральной собственности на землю. Это земельные участки, предназначенные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти, земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, особо охраняемые природные территории федерального значения.

Объектами государственной собственности субъектов являются земли, находящиеся в границах административно-территориальных образований, за исключением земель федеральной, муниципальной, частной и иной формы собственности.

Объекты муниципальной собственности - земли, находящиеся в границах административных районов, населенных пунктов, кроме земель, составляющих государственную, частную, общую собственность.

Объектами земельных правоотношений собственности выступают:

- земельные участки (индивидуальные, обособленные в натуре, юридически закрепленные, предоставленные в собственность);

- части земельных участков ;

- земельные доли (паи) членов коллектива сельскохозяйственных предприятий, которым земля принадлежит на праве общей долевой собственности.

В сфере государственного управления землями объект находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческих функций, это может быть:

- весь земельный фонд (земля как природный объект и природный ресурс);

- земля в пределах определенных административно-территориальных границ ;

- отдельный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).

В области использования земли объектом земельных отношений является индивидуально обособленный участок, предоставленный в собственность, землепользование, аренду в установленном порядке.

Объектом правоохранительных отношений является:

Земельный правопорядок;

Права и законные интересы участников земельных правоотношений.

Б. В. Ерофеев, например, выделяет две группы объектов:

1) объекты правового регулирования (земля);

2) объекты правовой цели:

Рациональное, эффективное использование земли и ее охрана;

Создание земельного рынка и условии для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле;

Воспроизводство плодородия почв;

Сохранение и улучшение ОС;

Охрана прав на землю граждан, организаций и государства.


Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от правового статуса участников, особенностей объекта, вида отношений, подвида отношений.

Права и обязанности юридических лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными, а граждан - в значительной мере гражданством. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором. Согласно федеральному законодательству иностранным гражданам предоставлено право покупать земельный участок при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Новый Земельный кодекс значительно расширил права иностранных граждан в части приобретения земли в собственность.

Содержание отношений в сфере собственности на землю состоит из совокупности правомочий владения, пользования и распоряжения. На содержание правомочий собственника оказывает влияние форма собственности. В данном случае по-разному проявляется правомочие распоряжения. Для граждан и юридических лиц оно выражается в возможности совершения сделок с землей (отчуждение, аренда, залог, передача по наследству и т. д.), а для государственных органов - в форме принятия административного акта предоставления земли, определения целевого назначения, условий, формы использования.

Содержание правоотношений в сфере использования земли является наиболее сложными по структуре. Это обусловлено тем, что различны правовые основания использования земель, существует разнообразие целевого назначения, использование других объектов природы (недр, лесов, вод), использование различных недвижимостей (строения, сооружения, мелиоративные системы, сады и т. д.). Содержание правоотношений в области пользования землей включает в себя правомочия владения, пользования, внутрихозяйственного управления земельным участком.

Правомочие владения представляет собой юридическое основание принадлежности земельного участка данному субъекту. С правомочием владения связаны такие конкретные права, как право отгораживать земельный участок, право запрещать пользоваться участком другими лицами.

Правомочие пользования составляет многочисленные права и обязанности, которые подразделяются на общие (распространяются на всех участников правоотношений) и специальные (устанавливаются применительно к категории земель и целевому назначению).

Правомочие внутрихозяйственного управления заключается в организации хозяйственного использования земли в целях создания необходимых условий для наиболее эффективного использования ее в соответствии с целевым назначением.

В охранительных земельных правоотношениях права и обязанности сторон определяются характером нарушений земельных прав и определяют способ и порядок воздействия на нарушителей земельных прав.

5. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Для одного вида земельных отношений достаточно одного юридического факта, для некоторых - совокупность двух и более фактов (принятие решения государственного органа о предоставлении участка, отвод земельного участка в натуре, правовое оформление права на участок).

Основаниями возникновения земельных правоотношений могут быть :

- правовой акт индивидуального значения (решение органов исполнительной власти о предоставлении земельного участка, приказы администрации предприятия о предоставлении служебного надела, решения судебных органов);

- ходатайство предприятия об изъятии и предоставлении предварительно согласованного земельного участка;

- заявка собственника приватизированного предприятия в орган, уполномоченный выступить продавцом земель на приобретение земельного участка этого предприятия в собственность, аренду с правом приобретения в собственность и на участие в конкурсе, аукционе по продаже земельного участка для расширения и дополнительного строительства предприятия;

- сделка и ее разновидность договор .

Круг оснований прекращения земельных отношений значительно шире. К ним относят действия (правомерные и неправомерные), бездействия и события. Все они перечислены в законе.

К правомерным действиям относят :

Добровольный отказ от земельного участка;

Отчуждение (продажа) земельного участка;

Выкуп земельного участка у собственника и изъятие земельного участка для гос. нужд;

Прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации;

Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен земельный участок (служебный надел).

К неправомерным действиям, прекращающим земельные правоотношения, относятся :

Нерациональное использование земельного участка;

Использование участка способом, приводящим к снижению плодородия, ухудшению экологической обстановки;

Использование земли не по целевому назначению.

Бездействия, влекущие прекращение земельных правоотношений :

Систематическая неуплата платежей за землю в течение установленных законом сроков;

Невыкуп по закладной земельного участка, заложенного в земельном банке.

События, прекращающие земельные правоотношения :

Смерть собственника земельного участка, землепользователя, арендатора;

Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок в аренду.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти , организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права .

Особенности земельных правоотношений :

  1. особое содержание и предмет;
  2. особый субъектный состав;
  3. значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории . В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

  1. норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
  2. субъекты права , т. е. участники земельных отношений;
  3. объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
  4. содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

Виды земельных правоотношений :

  1. по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

    а) в процессе сельскохозяйственного производства;
    б) при использовании земли в промышленности и строительстве;
    в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.

  2. по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения - отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона . Они, как правило, возникают по поводу правонарушений , когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.