Запрет на допуск товаров из иностранных государств. Декларация страны происхождения товара: что это за документ и где его взять? Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

  • Опубликовано в Авторские статьи
  • Прочитано 61416 раз

Вопрос удовлетворения государственных нужд имеет одни и те же истоки, что и сам институт государства. Удовлетворение государственных нужд, выражающих общественные потребности, является одним из наиболее важных вопросов жизни общества.


Государственный заказ на отечественные товары способствует развитию экономики страны, позволяет задать вектор развития промышленного производства, строительства и сферы услуг. Законодательство о государственных закупках оказывает поддержку и субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческим организациям. Этим во время сложной экономической ситуации государство дает возможность развиться и закрепиться на рынке вновь созданным мобильным и социально значимым организациям.

Государственный заказ является действенным инструментом экономического регулирования и воздействия, причем не только на национальном уровне, но и в макроэкономическом секторе. Изменение экономико-политической обстановки нашло свое отражение в нормативно-правовых документах, вводящих запреты и ограничения на проведение государственных и муниципальных закупок определенных иностранных товаров и поставщиков/исполнителей некоторых государств.

Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок

Правовой основой применения запретов и ограничений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является положения контрактной системы о национальном режиме.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.

На федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ возложена обязанность размещения перечня иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ установлены:
- запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами;
- ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.

Вопрос отнесения товаров к стране происхождения решается в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Страна происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена Таможенного союза, определяется согласно законодательству такого государства - члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

В развитие данных положений и с целью устранения технических неточностей Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ, внесены изменения, в части понятий «информация о стране происхождения товара» и «наименование страны происхождения». Начиная с 01.01.2015 заявки на участие в открытом конкурсе и электронном аукционе должны содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Кроме того, Федеральным законом № 498-ФЗ с 15.09.2015 расширен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок, приведенный в ч. 3 ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ. С указанной даты в данный перечень входят и документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товаров условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.

Министерством экономического развития РФ в разъяснение положений о национальном режиме подготовлен ряд писем. Согласно «О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены меры, направленные на защиту интересов отечественных производителей. В «О применении ОКПД и ОКПД2 при формировании плана-графика на 2016 г. и размещении извещения о закупках для целей соблюдения запрета, условий и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами» разъяснено, что при размещении извещения на официальном сайте в 2016 году соответствующие коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), содержащиеся в нормативных правовых актах, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, регулирующих выбор способа осуществления закупки, установление преимуществ и ограничений, а также дополнительных требований при проведении закупки, следует указывать как дополнительную информацию

Кроме того, Минэкономразвития России в «О распространении действия ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на случаи защиты национальных интересов РФ путем введения запрета либо ограничений на ввоз отдельных видов продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» разъяснило, что положения о запретах и ограничениях, установленных ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяется на закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

1. Запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами

Запрет товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства

(ред. от 29.12.2015) «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224) установлен запрет на допуск товаров (за исключением товаров указанных в приложении к Постановлению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Кроме этого установлено, что запрет на допуск указанных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

Подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

В отношении запрета на товары, происходящие из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено «Об осуществлении для нужд обороны страны и безопасности государства закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе входящих в Перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102» согласно которому к закупкам для обеспечения обороны страны и безопасности государства относятся закупки, осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа.

В развитие данного запрета Минэкономразвития разъяснило, что согласно пункта 2 Постановления Ф № 1224 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению является включение товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», или соответствующее заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России в установленном порядке. Данная позиция была отражена в

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров

«Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств – членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров. Необходимо отметить, что данный запрет не применяется в сфере государственного оборонного заказа. Указанное постановление утверждает два списка товаров. Первый список устанавливает запрет на закупку товаров при осуществлении закупок для федеральных нужд, а второй - при проведении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Запрет не распространяется на поставку (прокат) товаров, если их производство на территории государств - членов ЕАЭС не осуществляется. Отсутствие производства участник должен подтвердить заключением, выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

К участникам закупки товаров и услуг, поименованных в указанных перечнях, устанавливается дополнительное требование в соответствии с п. 1 Постановления № 791.

В случаях, когда товары (услуги) закупаются у единственного поставщика, при их описании в извещении об осуществлении закупки необходимо учитывать положения п. 2 Постановления № 791.

Запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения

(ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 656) запрещен допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.

Перечень таких товаров содержится в приложении к названному Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи (п. п. 18, 31, 33 Перечня).

В разъяснение указанных положений Министерством экономического развития подготовлены «О документальном подтверждении страны происхождения товара при закупке отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств» и «О документах, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара (работы, услуги) условиям допуска, запретам и ограничениям, установленным законодательством РФ в сфере закупок», согласно которым разъясняется, что для подтверждения соответствия товара, предлагаемого участником конкурса или аукциона, запретам, установленным заказчиком в соответствии с постановлением № 656, заявка участника должна содержать сертификат происхождения товара.

По данному вопросу так же имеются «О документах, представляемых в составе заявки на участие в электронном аукционе на закупку товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», согласно которому при проведении электронного аукциона на закупку отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, заявки участников аукциона, которые не содержат во второй части указанного сертификата о происхождении товара, отклоняются в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ

Вопрос возможности распространения запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ разъяснен в письмах Минэкономразвития и . Согласно смысла указанных писем Постановление № 656 распространяется исключительно на заказчиков, указанных в статье 3 Закона № 44-ФЗ, и не распространяет свое действие на Закон № 223-ФЗ.

Закон 44-ФЗ обязывает заказчиков применять национальный режим при проведении закупочных процедур. Для разных категорий товаров, работ и услуг действуют разные запреты, ограничения и условия допуска.

Что такое национальный режим в госзакупках

Это механизмы запретов, ограничений и особых условий допуска при закупках иностранной продукции. Преследует различные цели - от введения мер безопасности до поддержки отечественного рынка и местных производителей.

В рамках национального режима действуют три механизма. Первый - особые условия допуска импортных товаров. Их список содержится в изданном в 2018 году Приказе Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н. Также в этом документе есть информация о преимуществах для производителей из стран ЕАЭС.

Если проводится конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, участникам из стран ЕАЭС, чьи заявки признаны соответствующими, дается преимущество в размере 15% от предложенной ими цены контракта. Порядок зависит от способа закупки. В конкурсах, запросах предложений и котировок, цена участника из ЕАЭС снижается на 15%, это дает конкурентное преимущество.

Контракт с победителем заключается по цене, предложенной в заявке. В аукционах все иначе: контракт заключается по цене на 15% ниже предложенной победителем, если в его заявке есть хотя бы один товар иностранного происхождения. Победитель из ЕАЭС получает возможность заключить контракт по указанной в своей заявке цене.

Преференции не предоставляются, если:

  • процедура признается не состоявшейся;
  • во всех заявках указаны товары из ЕАЭС;
  • во всех заявках содержатся предложения о поставках импортной продукции (не из стран ЕАЭС).

Кого и как допускать в закупки-2019. Защитный зонт от запрещенного импорта

В апреле для заказчиков появились новые правила работы с импортом. Главный документ по импорту изменили 4 апреля 2019 года, плюс появилось еще одно новое ограничение в закупках. Всего их действует более 20.

Читайте, что изменилось и как работают механизмы импорта, которые вы чаще всего используете в закупках. Скачайте защитный зонтик-оригами, в нем - список документов, которые нужно проверить. Каждый сегмент зонта - отдельное постановление. Используйте зонт, когда рассматриваете заявки участников, чтобы знать кого допустить, а кого отклонить.

Второй механизм нацрежима по 44-ФЗ - это ограничения допуска. Они касаются:

  • спортивного оружия, патронов и боеприпасов (ПП от 20.09.18 №1119);
  • лекарств из перечня жизненно необходимых (ПП от 30.11.2015 № 1289);
  • пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832);
  • радиоэлектроники (ПП от 26.09.2016 № 968);
  • медизделий (ПП от 05.02.2015 № 102, ПП от 14.08.2017 № 967);
  • стентов для коронарных артерий (ПП от 04.12.2017 № 1469).

Допуск будет ограничен, участники подали не менее 2-х заявок, соответствующих требованиям, все соответствующие заявки содержат предложения о товаре из России и ЕАЭС разных производителей.

Третий механизм - запрет на допуск. Он действует для:

  • продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • товаров машиностроения;
  • продукции легкой промышленности;
  • программного обеспечения;
  • продукции из оборонной отрасли.

Запрет означает, что приобрести содержащуюся в перечнях продукцию иностранного производства нельзя, если существует российский аналог. Если все же необходимо закупить импортный товар при наличии российского, придется обосновать выбор.

При закупках товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ соблюдайте требования национального режима. Установите запреты, ограничения или условия допуска для иностранной продукции. На какие товары, работы, услуги распространяется нацрежим, смотрите в справочнике. Для удобства продукция разбита по типам. Какую меру выбрать, зависит от того, что покупаете.

Продукция

Запреты

Мебель и товары деревообрабатывающей промышленности

Постановление Правительства № 1072

Товары машиностроения

Постановление Правительства № 656

Товары легкой промышленности

Постановление Правительства № 791

Программное обеспечение

Постановление Правительства № 1236

Товары для нужд обороны и безопасности

Постановление Правительства № 9

Товары станкоинструментальной промышленности

Постановление № 239

Ограничения

Перечень стран, подпадающих под национальный режим 44-ФЗ

О нацрежиме говорится в ст. 14 Закона 44-ФЗ. С недавнего времени он применяется не только к российским товарами, но и к продукции из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии - стран ЕАЭС. Подтвердить, что товар действительно был произведен в той или иной стране, можно следующими бумагами:

  • копия специального инвестконтракта;
  • акт экспертизы Торгово-промышленной палаты;
  • заключение Минпромторга;
  • декларация;

Когда заказчик не должен отклонять заявки из иностранных государств: практика

Перед закупкой советуем изучать НПА с информацией о запретах и допусках. Иногда они применяются к импортным товарам только при соблюдении указанных условий. В следующем примере (Решение Хабаровского УФАС по делу №7-1/41 от 01.03.2019) видно, когда заказчик может не отклонять иностранные заявки. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю пришла жалоба участника аукциона на поставку базового набора для внутривенных вливаний. Он указал, что заказчик якобы не применил запреты и ограничения в рамках нацрежима, установленные ПП РФ от 05.02.2015 № 102.

УФАС установило, что в документации заказчик установил ограничения согласно Постановлению № 102 и потребовал от участников следующие документы:

  • сертификат о происхождении товара;
  • акт экспертизы, выданный торгово-промышленной палатой РФ.

На аукцион пришли 5 заявок: три с товарами из иностранных государств и 2 - из России. При этом к обеим заявкам с российскими товарами не были приложены акты экспертизы ТПП с информацией о доле стоимости иностранных материалов, используемых для производства одной единицы медицинского изделия.

Таким образом, из-за отсутствия необходимого документа нормы ПП РФ от 05.02.2015 № 102 в этой ситуации не применяются, поэтому заявки с товарами из зарубежных государств не нужно было отклонять. Заказчик так и поступил. УФАС признало жалобу необоснованной.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о декларации страны происхождения товара при участии в закупках в рамках 44-ФЗ. Такая декларация необходима в том случае, если Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ “национальный режим” и ). Национальный режим был введен на законодательном уровне для создания преимуществ производителям из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). В этой статье мы подробно разберемся с тем, какие документы позволяют подтвердить страну происхождения товара (СПТ) и где их взять.

1. Страна происхождения товара

Давайте начнем с самого начала. Итак…

Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).

Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:

  1. Сертификат о происхождении товара СТ-1 . Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений. Подробнее о данном сертификате вы можете прочитать ;
  2. Декларация страны происхождении товара . Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.

2. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП

Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.

Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:

  1. Шапка , в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
  2. Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» “название участника ” сообщает:”
  3. Таблица , состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара. Важный момент: НСПТ должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (постановление Госстандарта России от 14.12.2001 г. № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира»). Там нам понадобится Приложение А — Наименования стран мира в алфавитном порядке.
  4. Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии) . Важный момент: Не обязательно распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать и сканировать. Можно прикрепить этот документ на электронной площадке в виде обычного файла в формате *.doc без подписи и печати, т.к. он будет подписан электронной подписью.

Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:

Образец декларации для ИП — скачать

Образец декларации для юрлица — скачать

3. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 перечне, является декларация участника закупки.

Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).

В соответствии с письмом Минпромторга России от 2 декабря 2014 г. № 07-3347 согласно постановлению № 656 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1-14, 28 и 43-66 перечня товаров, поименованных в приложении к данному постановлению, является сертификат о происхождении товара, то есть сертификат СТ-1, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.

Таким образом, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе заявки участника, такая заявка будет отклонена даже в том случае, если в ней будет указано место происхождения товара.

Если же товар не имеет аналогов произведенных в РФ (ПП РФ от 17.07.2015 г. №719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”), то в данном случае СПТ подтверждается актом экспертизы от Минпромторга РФ.

4. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года

С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.

Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Буду очень рад, если данная информация помогла вам разобраться в вопросе декларирования СПТ. А если это так, то поставьте пару “лайков” и нажмите на звездочку, чтобы эту статью чаще находили в поиске другие участники закупок.


Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.

Сферы действия запретов

Нормативный акт ПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах, а также в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Как применять Запрещено приобретать иностранную продукцию.

Подтверждается происхождения ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Продукция оборонного значения в табу

Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление Правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление Правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный акт ПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Как применять

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Что нужно приложить к заявке на участие

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Таким документом может быть сертификат СТ-1.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА Нельзя.

Иностранную мебель запрещено закупать

ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019.

Установлены исключения для мебели, которая:

  • произведена в государствах — членах ЕАЭС;
  • закупается по специальному ;
  • не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.

Также установлено — деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.

Все правила для товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности собраны в таблице.

Нормативный акт ПП РФ № 1072 от 05.09.2017.
Когда применять

Применяется с 01.12.2017 по 01.12.2019.

Запрещено закупать иностранные товары по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Как применять

Запрещено приобретать иностранную продукцию (кроме ЕАЭС).

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня при производстве товаров из пунктов 4-6 и 12-28 перечня.

Что нужно приложить к заявке на участие

Любой из документов из пунктов 2-4 критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ (утверждены ПП № 550 от 10.05.2017):

  1. Копия СПИК и заключение Мипромторга о выполнении обязательств.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП по Приказу от 30.05.2018 № 52).
  3. Сертификат СТ-1 (выдает ТПП по Приказу 02.04.2018 № 29).
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Закупки у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

В настоящее время огромное количество иностранных производителей стремятся выйти на российский рынок. По своей инвестиционной привлекательности Россия занимает одну из лидирующих позиций в рейтинге стран. Экономика Российской Федерации открыта международным инвестициям и предложениям. При этом Россия как страна, которая в первую очередь защищает своих граждан и интересы отечественного производителя, ввела ряд определённых ограничений по импорту товаров и услуг иностранного происхождения. Особенно строго регламентировано законом участие в государственных закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд отдельных товаров и услуг, происходящих из других государств. С целью обеспечения безопасности страны и поддержания её оборонной способности, для защиты основ конституционного строя, для стимулирования развития внутреннего рынка и поддержания национальной экономики и российских товаропроизводителей был разработан и внедрён так называемый национальный режим проведения государственных закупок. В рамках данного режима постановлениями Правительства РФ регулируются правила допуска иностранных товаров к госзаказам по обеспечению государственных и муниципальных нужд или их полный запрет в отдельных отраслях экономики. Если предприниматель хочет стать участником государственной закупки с привлечением иностранного товара, он должен подробно изучить все условия допуска таких товаров, знать свои возможности и имеющиеся ограничения. Это позволит избежать неприятных ситуаций и возможных финансовых потерь. Положения, раскрывающие суть данного национального режима и его особенности прописаны в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в отдельных постановлениях Правительства РФ.

На первый взгляд может показаться, что национальный режим подразумевает сплошные ограничения на производящиеся в других государствах товары в рамках системы госзаказов. Многие в этом убеждены и предпочитают свернуть с намеченного пути. Но целеустремлённые предприниматели видят в постановлениях Правительства и в отдельных нормативных актах правовые решения по выходу из ограничительных ситуаций.

Так, отдельными Постановлениями Правительства РФ введены строгие ограничения по допуску товаров, работ, услуг иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства (Постановление Правительства от 14 января 2017 г. № 9), в отношении программного обеспечения (Постановление Правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236), товаров лёгкой промышленности и услуг по их прокату (Постановление Правительства от 11 августа 2014 г. № 791), а также отдельных видов товаров машиностроения (Постановление Правительства от 14 июля 2014 г. № 656). Однако, не все проинформированы о том, что если Заказчику госзаказа удастся обосновать невозможность применения того или иного запрета, то в отдельных случаях, предусмотренных соответствующими Постановлениями Правительства, подобные товары, услуги и работы могут быть допущены к закупке. Это в очередной раз доказывает тот факт, что для успешного решения каждого конкретного случая необходим индивидуальный подход и грамотное юридическое сопровождение.

Также в закупках для государственных и муниципальных нужд ограничения по допуску некоторых видов товаров, работ, услуг иностранного происхождения устанавливаются определёнными нормативными актами, которые, в свою очередь, также оговаривают и условия возможности допуска таких товаров.

К примеру, с 30 сентября 2016 г. для обеспечения государственных нужд ограничен допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств. Перечень этой продукции содержится в приложении к Постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (например, портативные компьютеры, принтеры, интегральные микросхемы, машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных и прочее). Ограничения устанавливаются и в отношении отдельных видов пищевых продуктов (Постановление Правительства от 22 августа 2016 г. № 832), лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление Правительства от 30 ноября 2015 г. N 1289) и отдельных видов медицинских изделий (Постановление Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102). В большинстве случаев, если в заявках указан товар иностранного происхождения, в отношении которого установлен данный запрет или введены ограничения, то данная заявка будет отклонена Заказчиком. Однако, участники должны знать и помнить и об определённых возможностях допуска товаров данной категории. А именно:

Специальный инвестиционный проект;

Соответствие требованиям Постановления Правительства РФ № 719 «О продукции не имеющей аналогов, произведенных в РФ»;

Статус продукции РФ, присвоенный Минпромторгом;

Предоставление таможенным органом страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1;

Проведение закупки для обеспечения государственных нужд на территории иностранного государства.

В любой из представленных выше ситуаций иностранный товар может быть допущен к госзаказу. Также допускается поставка иностранных товаров, произведённых в странах-членах ЕАЭС, и им предоставляется особая преференция в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок её предоставления зависит от способа осуществления закупки и предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Стоит обратить внимание участников государственных закупок на тот факт, что даже если удастся добиться разрешения допуска заявки с предложением поставки иностранного товара, то при осуществлении закупок товаров, работ, услуг будет установлен приоритет продукции российского производства. И выбор Исполнителя контракта будет осуществлён путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки. Под исключение попадают только закупки у единственного поставщика.

Приоритет товаров отечественного производителя может выражаться в следующих формах:

При закупке на конкурсе заявки с товаром отечественного производства оцениваются и сопоставляются с другими за вычетом 15 % от указанной в них цены.

При закупке на аукционе, если победила заявка с товарами, происходящими из иностранного государства, то договор с победителем оформляется за вычетом 15 % от победившей цены.

При закупке на аукционе на право заключить договор (Участник платит Заказчику), когда победила заявка с товарами, происходящими из другого государства, договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15 % от победившей цены.

Таким образом, участникам тендеров по государственным и муниципальным нуждам, товары, работы и услуги которого имеют иностранное происхождение, до участия в закупке следует первоначально проверить возможность допуска его заявки для участия в соответствующей закупке. И при обнаружении полного запрета либо частичных ограничений допуска подобной продукции, детально перепроверить имеющиеся постановления и нормативные акты на предмет правовых возможностей допуска к госзаказу. Приложив дополнительные усилия по изысканию таких возможностей, участник выиграет гораздо больше.

В отличие от давно действующих ограничениях для иностранных поставщиков в контрактной системе, в закупках по 223-ФЗ новые правила появились лишь в начале этого года, до этого не было никаких ограничений. С 1 января 2017 года вступило в силу Постановление №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». Постановление не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры поддержки отечественных поставщиков. Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются. При выработке механизмов поддержки отечественных производителей была введена лишь 15-% ценовая преференция, т.о. иностранный поставщик может участвовать в любых торгах, но для победы должен быть готов существенно уступить в цене.

Важно отметить, что ФАС РФ видит огромную пользу для российского рынка в присутствии на нем поставщиков иностранного происхождения. И заключается она не только и не столько в расширении предложения для потребителей, но, в первую очередь, в том, что это единственный серьезный стимул для развития отечественных компаний. Для того чтобы российские поставщики росли и были конкурентоспособными на международном рынке, в конкурентной борьбе на внутреннем рынке обязательно должна сохраняться конкуренция с иностранными компаниями. Рынок госзакупок и закупок госкомпаний не исключение отметил эксперт ФАС РФ.

Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Другие новости

Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.

Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия

В России могут ввести обязательное лабораторное исследование продуктов питания при госзакупках

Госкомпании не будут учитывать закупку строительства морских судов при расчете годового объема закупок у МСП

Объем госзакупок в сфере информационной безопасности в первом полугодии 2019 г. снизился

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГРАЖДАНСКИЙ РЫНОК ЗАКУПОК