Законотворческий процесс в рф план с8 егэ. Законодательный процесс в рф. Законотворческий процесс в РФ

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Цели урока

Задачи урока

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к методической разработке урока по обществознанию

на тему «Законотворческий процесс в РФ»

Урок обществознания на тему «Законотворческий процесс в РФ» разработан в соответствии с рабочий программой по обществознанию 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева, соответствует интересам, потребностям и познавательным возможностям учащихся 11 класса.

Предложенная разработка может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений в процессе преподавания обществознания на базовом или на профильном уровне. Актуальность разработки в том, что она дает возможность по-новому взглянуть на неинтересную и сложную для учащихся тему. Использование схемы, игры «Законопроект», заданий ЕГЭ по изучаемой теме позволяют максимально активизировать внимание учеников, облегчают процесс запоминания, делают урок динамичным и интересным.

Цели урока : расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

Углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;

Изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;

Выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

Воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

Формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Для мотивации учебной деятельности был поставлен вопрос «Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо?», на который ученики должны ответить на этапе рефлексии.

Актуализация знаний необходима для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Для актуализации знаний проводится фронтальный опрос. Отвечая на вопросы учителя, ученики активно включаются в ход урока.

На этапе усвоения новых знаний ученики читают статьи 104-108 Конституции РФ, анализируют их, сопоставляют друг с другом, выделяют нужное, отвечают на вопросы. Учитель координирует деятельность учащихся с помощью комментариев и наводящих вопросов.

Для проверки понимания учащимися нового материала применяется такая форма работы, как самостоятельное составление учениками схемы стадий законотворческого процесса. Чтобы облегчить и ускорить работу учащихся, учитель заранее готовит скелет схемы, ориентируясь на него, ученики составляют свои схемы. Эта форма деятельности учащихся способствует развитию их навыков обобщения, систематизации, синтеза. После завершения работы над схемами ученики самостоятельно проверяют правильность своих схем, сверяя их со схемой, заранее составленной учителем. Учитель некоторым ученикам выставляет отметку за схему.

Для закрепления темы используется игра «Законопроект». Игра развивает творческие навыки учащихся, умение работать в группе, а также способствует поддержанию интереса к теме урока.

Закрепление новых знаний продолжается и во время выполнения учащимися заданий ЕГЭ по теме.

С подготовкой к ЕГЭ связано и домашнее задание учащихся: написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законотворческом процессе?». Это задание развивает умение излагать свои мысли, аргументировать свое мнение. Учитель рекомендует в качестве аргументов приводить факты из истории России 90-х годов и современной России, в чем прослеживается межпредметная связь темы.

Этап рефлексии помогает учащимся осознать полученные знания и сделать выводы о своей деятельности на уроке.

Таким образом, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Ученики работают и по эталону, и творчески; на уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Ученики в течение урока выступают в разных ролях: мыслитель, чтец, слушатель, информатор, творец, игрок, выпускник, а учитель выступает в роли организатора и консультанта.

Названные формы, методы и приемы обучения должны помочь успешному достижению целей урока.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока обществознания,

11 класс

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должность: учитель истории и обществознания,

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»

с. Городки

2016

Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

  • углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ;
  • изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  • выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Оборудование урока

  • Конституция РФ (у каждого ученика);
  • учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
  • схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
  • частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
  • в РФ» (для каждой парты);
  • таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
  • задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).

Тип урока : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин)

II. Постановка цели и задач урока (1 мин)

Учитель . Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона - это сложный процесс, в котором заняты многие люди и который растянут во времени. Как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся (2 мин)

Вопросы:

  1. Какая форма правления в России? (Республика)
  2. Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России? (Федеральное собрание)
  3. Как называются палаты Федерального собрания? (Совет Федерации и Государственная Дума)
  4. Как формируется нижняя палата - Государственная Дума? (Путём выборов)
  5. Сколько депутатов в Государственной Думе? (450 депутатов)
  6. По какой избирательной системе организуют выборы депутатов Государственной Думы? (По пропорциональной системе)
  7. Какова основная функция Государственной Думы? (Принятие законов)
  8. Что такое закон? (Закон - нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения)
  9. Какие бывают законы? (Основной закон - Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, законы субъектов РФ)
  10. Когда и как принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года на референдуме)
  11. Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов? (ФКЗ обладают большей юридической силой, чем ФЗ; их предназначение - обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона)

IV. Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. (25 мин)

  • Работа учеников с текстом Конституции РФ.Чтение ст. 104–108 Конституции РФ, их анализ с комментариями учителя (13 мин)

Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.

Вопрос:

В какой орган вносят законопроект? (В Государственную Думу)

Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трёх чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передаётся в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его, отклонить или же воздержаться от его рассмотрения.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Советом Федерации ? (Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов).

Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон посуществу на своём заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч. 4 ст.105 Конституции РФ .

Статья 106 Конституции РФ фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы,обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причём выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства.Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и её субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и её субъектов.

Вопрос:

Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие ещё законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. (Все федеральные конституционные законы).

Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках.

Вопрос:

Каковы последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? (Возвращённые Президентом РФ законы повторно рассматривают в Государственной Думе и Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течение семи дней Президентом РФ и обнародованию).

Задание:

- Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Ещё раз внимательно прочитайте ст. 108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов.

1) Чётко определённый круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ;

2) принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания;

3) будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Первичная проверка понимания. (12 мин)

  • Самостоятельное составление учениками схемы основных стадий законодательного процесса в РФ (до начала этой работы учитель на каждую парту раздает листы с частично заполненной схемой законотворческого процесса в РФ) (Приложение 1) (10 мин)
  • Проверка правильности схем путём сравнения схем учеников со схемой, составленной учителем; (схему стадий законодательного процесса в РФ, составленную учителем, раздают на каждую парту или же её показывают на мультимедийном экране) (Приложение 2) (2 мин)

V. Закрепление материала

Игра «Законопроект» (5 мин)

Класс делится на три группы. Каждая группа получает условное название: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и «Президент». Используется большая карточка с надписью «Законопроект». Учитель предлагает группам различные условия игры.

Ситуация первая. Учитель предлагает карточку со словами «Вношу проект федерального закона. Кто его примет?»

Группа «Государственная Дума» должна принять карточку.

Группа должна передать карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации рассматривает и большинством голосов одобряет законопроект.

Группа передаёт карточку «Президенту ».

Учитель. Президент не отклонил федеральный закон. Что происходит дальше?

Представитель третьей группы объявляет: «Федеральный закон подписан и обнародован».

Ситуация вторая. Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку «Совету Федерации».

Учитель. Совет Федерации отклонил законопроект.

Группа «Совет Федерации» возвращает карточку«Государственной Думе».

Ситуация третья .Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передаёт карточку Президенту».

Учитель. Президент отклонил федеральный закон.

Группа «Президент» передаёт карточку «Государственной Думе».

Далее игра продолжается точно так же, учитывая, что в случае принятия парламентом данного проекта закона двумя третями голосов он подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию.

Ситуация четвёртая. Рассматривают стадии принятия федерального конституционного закона, при этом отдельное внимание обращают на особенности принятия федерального конституционного закона.

Знакомство с возможными заданиями ЕГЭ по теме «Законодательный процесс в РФ» (Приложение 3). (8 мин)

VI. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законодательном процессе?»

Вето Президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение коллизий и дефектов.

VI. Подведение итогов урока

(РЕФЛЕКСИЯ) (2 мин)

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какие моменты урока вам понравились больше всего?

Какая работа у депутатов парламента?

Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ.

Система права

Любая система представляет собой некую упорядоченную совокупность - целостное единство - взаимодействую­щих элементов . Понять, что такое система права, - зна­чит дать ответ, как минимум, на два вопроса: из каких частей (элементов) состоит право и как эти части связаны между собой ? Система права любой страны складывается объективно, под воздействием ре­ально существующих общественных отношений - поли­тических, идеологических, экономических, культурных и т. д. В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают, что в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права - конституционное (государственное), гражданское, семейное, административное, финансовое, уголовное и т. д. Причём в той или иной стране возмож­ны достаточно глубокие общественные преобразования (ка­кие, например, начались у нас в России в период перест­ройки, а также после распада СССР), но само внутреннее строение - структура права - остаётся относительно стабильным. Это позволяет сохранять выработанные веко­вой практикой устойчивые элементы права - нормы, от­расли, институты. Ни одно государство не может обойтись без правовых средств обеспечения порядка в стране.

Способность систе­мы права сохранять устойчивость и прочность оказывает огромное стабилизирующее воздействие на развитие и ре­гулирование общественных отношений, на обеспечение правомерной деятельности граждан, организаций и само­го государства. Наряду с объективной социальной обусловленностью (детерминацией) следует указать и некоторые другие чер­ты системы права. Так, для неё характерны дифференцированность и вместе с тем единство. Дифференцированность означает внутреннее разделение единой системы права на части (нормы, отрасли, институ­ты), что объективно обусловлено многообразием сфер обще­ственной жизни, нуждающихся в правовой регуляции. Единство внутреннего строения системы права обеспечива­ется взаимосвязанностью и непротиворечивостью её частей . Такое единство объективно обусловлено внутренним един­ством самой системы общественных отношений, целост­ностью основных процессов жизнедеятельности общества. Итак, систему права можно определить как обуслов­ленную системой общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противореча­щих друг другу частей (элементов) - норм, отраслей, институтов.

Заметим: не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система». Если в первом случае речь идёт, как вы уже поняли, о внутреннем строении права, то во втором - о правовой организации общества в целом, т. е. о совокупности всех юридических средств, институ­тов и учреждений, существующих в государстве. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосоз­нание, правовая культура, правовая практика и т. п. Сис­тема права лишь одно из слагаемых правовой системы.

Структура системы права.

Система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных от­ношений. При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и осо­бенностями тех правовых норм, которые регулируют эти отношения: однородные общественные отношения регули­руются однопорядковыми нормами. На основе этой взаи­мосвязи внутри системы права нормы группируются в правовые отрасли и институты . Скажем, сферу семейных отношений (т. е. все отноше­ния, связанные с браком и принадлежностью человека к семье) регулируют нормы семейного права ; сферу иму­щественных отношений и связанных с ними личных не­имущественных- отношений регулируют нормы граждан­ского права , а сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, - нормы финансового права и т. д. Отрасль права - это самая крупная часть системы права. Отрасли права формируются естественным путём - из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений. Отрасль права можно определить как объективно сложившуюся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу одно­родных общественных отношений (например, имущест­венных, управленческих, трудовых, семейных и др.).

Институт права является составной частью, отдель­ным звеном отрасли. Если норма права - первичный эле­мент системы права, то институт - это первичное объ­единение, первичная группа близких по содержанию (од­нопорядковых) правовых норм . Такая группа норм скла­дывается (обособляется) внутри отрасли права, но в отличие от неё регулирует не целую сферу, а только отдельный участок (сторону) однопорядковых общест­венных отношений внутри сферы. Как и сама отрасль, институт права формируется объективно - под влиянием естественно возникающих потребностей общества. Институт права — объек­тивно обособившуюся внутри отрасли права группа одно­порядковых юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, в граждан­ском праве существует правовой институт собственности , представляющий собой группу однопорядковых норм, ре­гулирующих отношения собственности. В целом же каж­дая отрасль права складывается из множества различно­го вида правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфе­ра трудовой экономической деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового дого­вора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступле­ний и т. д.

Весь массив от­раслей (а их в системе права РФ насчитывается около 30) подразделяют на отрасли материального права и отрасли процессуального права. Нормы отраслей материального права закрепляют пра­ва и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений. Эту груп­пу составляют конституционное, гражданское, административное, эколо­гическое, семейное, уголовное и др. Нормы отраслей процессуального права закрепляют порядок (процедуру, форму) осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права. К этой группе отраслей относят гражданское про­цессуальное, административно-процессуальное, уголовно-­процессуальное право.

Существует также деление права на частное и публич­ное . К отраслям публичного права обычно относят консти­туционное (государственное) право, административное, финансовое, уголовное и отрасли производственного пра­ва ; к отраслям частного - гражданское, семейное, трудовое. Вместе с тем современные исследователи под­чёркивают, что деление права на чисто публичное и чис­то частное не следует абсолютизировать. Любая норма права в любой отрасли права объединяет в себе оба нача­ла: и публично-правовое, и частно-правовое.

Источники права

В правоведении понятие «источник права» - одно из «вечных»: его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, дающее начало какому-либо процессу или явлению, служит основанием, корнем, при­чиной, исходной точкой. Право берёт своё начало в жизне­деятельности человека и общества. Его основанием служит объективная реальность, общественные отношения (эконо­мические, политические, культурные и т. д.), воля граж­дан, воля народа, воля государства. Совокупность объек­тивных причин, способствующих формированию права, некоторые юристы называют материальным источником права. Когда право становится юридической реальностью (т. е. официально закрепляется в виде нормативно-право­вых актов), оно должно иметь доступную форму выраже­ния. Внешнюю форму выражения содержания права при­нято называть формой права . Форма даёт возможность по­лучить знания о содержании права - его нормах, а также институтах и отраслях (о чём ещё предстоит говорить от­дельно). В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.

Источники права - это официально закреплён­ные формы внешнего выражения содержания права. Тра­диционно в группу основных включают нормативно-пра­вовой акт, правовой обычай и судебный прецедент. Многие сюда относят и естественное право. Основные источники (формы) права:

Правовой обычай (обычное право) - древнейший ис­точник права, сохранивший своё действие до наших дней. Это вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязатель­ной нормы права. Не каждый обычай становится нормой права: государство соглашается признать и защищать только то, что считает полезным для общества. Но может быть и другой путь. Обычай нигде докумен­тально не закреплён, но государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо»), санкционирует его. Так, су­ды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законо­дательстве нет. В целом же роль обычая в отечественном законодательстве незначительна.

Судебный прецедент - это судебное решение по конк­ретному юридическому делу, которое служит общеобяза­тельным образцом при рассмотрении аналогичных дел. Причём право принимать такое решение имеют только высшие судебные органы. Признание су­дебного прецедента источником права означает признание за судами права на создание новых правовых норм (пра­вотворческой функции). Наиболее широкое применение судебный прецедент получил в правовых системах Анг­лии, США, Австралии и ряде других стран (англосаксон­ская правовая семья). В России в настоящее время нет прецедентного права. Вместе с тем высказываются предложения признать ис­точниками права решения Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Нормативно-правовой (или нормативный) акт - это выраженный в письменной форме официальный доку­мент, созданный компетентными государственными орга­нами и содержащий нормы права. Он имеет ряд преиму­ществ перед другими источниками. Прежде всего, это до­кумент официальный, исходящий от государства. Отсюда проистекает многое: и его общеобязательность, и гаран­тированность со стороны государства, и, конечно, неиз­бежность принудительных санкций в отношении наруши­телей правовых норм. Кроме того, правотворческие орга­ны имеют возможность оперативно его издать, изменить, отменить. Поскольку это документ публичный, он подле­жит официальному опубликованию. И следовательно, государство может требовать исполнения содержащихся в нём правовых норм. Нако­нец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки были точны и понятны, толковались однозначно, без двусмысленнос­ти.

Естественное право как источник действующего в стране позитивного права - это официально признан­ные государством и закреплённые в его конституции и других нормативных актах прирождённые и неотчужда­емые (естественные) права человека. Роль естественного права в качестве одного из источ­ников позитивного права была осознана ещё римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы ес­тественного права оказывали постоянное влияние на раз­витие позитивного европейского права. В эпоху буржуаз­ных революций и преобразований в Европе и Америке естествен­ные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах - декларациях, конституциях и иных документах. Впервые в истории естественное право полу­чило официальное признание и законодательное закрепле­ние 4 июля 1776 г. в знаменитой Декларации независи­мости США. А в 1789 г. во Франции была принята не ме­нее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъем­лемые права человека. Начался новый этап в развитии права: естественное право приобрело официальную обще­обязательную юридическую силу и, таким образом, стало самостоятельным источником позитивного права. В XX в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошёл особенно активно. Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естествен­ные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника в иерархии источников действующего национального права. Естественное право по самой своей сути и гуманистическому потенциалу продолжает оставаться естественным правом, играть роль императива по отно­шению ко всему массиву действующего позитивного права.

Основные виды нормативно-правовых актов.

Основанием классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила определяется местом государственного органа, принявшего норматив­ный акт, в общей системе правотворческих органов стра­ны. Законы обладают высшей юридической силой по отно­шению к подзаконным актам и регулируют наиболее зна­чимые отношения. Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны - Федеральное Собрание - парламент РФ. В ис­ключительных случаях законы принимаются путём рефе­рендума - всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации. В своей со­вокупности законы РФ образуют иерархическую систему нормативных актов различной юридической силы, что от­ражено в схеме иерархической лестницы нормативных ак­тов: Конституция РФ <= Федеральные конституционные законы <= Федеральные законы <= Подзаконные акты. На вершине иерархии находится Конституция РФ - Основной Закон . Как нормативно-правовой акт, она обла­дает высшей юридической силой в системе всех норматив­ных актов страны, вместе с тем имеет прямое действие . Конституция РФ основана на новом, естественно-правовом понимании (идеях естественного права). Закреплённые в ней прирож­дённые и неотъемлемые права и свободы человека (гл. 2 Конституции РФ) имеют определяющее значение по отно­шению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права. Ни один норма­тивный акт, принимаемый в стране, не может противоре­чить Конституции; в противном случае он не имеет юри­дической силы и подлежит отмене.

После Конституции РФ наибольшей юридической си­лой обладают общефедеральные законы , которые разде­ляют на два вида: федеральные конституционные законы и федеральные законы . Федеральные конституционные законы регулируют вопросы общественной жизни особой важности. Для при­нятия таких законов необходимо квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее трёх четвертей голосов от общего числа депутатов) в каждой из палат Фе­дерального Собрания. Предусмотрено принятие 14 таких законов (часть из них уже принята, например феде­ральные конституционные законы о референдуме РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ, о судебной сис­теме, о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, об образовании в составе РФ нового субъекта и др.). Федеральные законы также регулируют значимые вопросы жизни общества. Их подразделяют на текущие (обычные) и кодифицированные . К текущим относятся, например, федеральные законы о средствах массовой ин­формации, охране окружающей среды, акционерных об­ществах и др. К кодифицированным - Гражданский ко­декс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Эти законы обладают меньшей юридической силой, чем Кон­ституция и федеральные конституционные законы, и не должны им противоречить.

Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д. ) в качестве источника права обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на ос­новании и во исполнение законов). Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица - Президент, Председатель Правительства, министры и дру­гие лица в пределах своей компетенции. Соотношения между различными подзаконными актами также строят­ся по принципу иерархии - с учётом их юридической силы: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих органов. Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны к исполнению на терри­тории всей страны и не должны противоречить ни Кон­ституции РФ, ни федеральным законам. Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых регулируют экономические, социальные и куль­турные отношения. Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной влас­ти строго в пределах своих полномочий издают инструк­ции, постановления, приказы (распоряжения), регулиру­ющие в основном отношения внутри соответствующей от­расли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. Президенты республик в составе РФ, а также губерна­торы, мэры, главы администрации других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований - указы, распоряжения, постановления и др.

Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления , обычно в форме решений. Они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих орга­нов. Согласно Конституции РФ субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные ак­ты; кроме того, в республиках - свои конституции, в иных субъектах Федерации - уставы). Статьи 71-76 Конституции строго разграничивают порядок и пределы действия общефедеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ (разграничива­ют компетенции). Масштаб действия общефедеральных нормативных актов - вся территория страны. Масштаб действия нормативных актов субъекта РФ - только тер­ритория субъекта Федерации.Под предметами веде­ния подразумеваются те сферы общественной жизни, от­расли народного хозяйства и социально-культурной жиз­ни, которые находятся в компетенции одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Рос­сийской Федерации, а что - в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида. Рассмотрим их.

Существуют предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства и т. д., которые регулируются исключительно федеральной вла­стью. По предметам ведения РФ принимаются общефедеральные нормативно-правовые акты. Норматив­но-правовые акты субъектов РФ не могут им противо­речить.

Есть предметы совместного ведения РФ и субъек­та РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной госу­дарственной властью и властями субъектов РФ. По предметам совместного ведения издают­ся федеральные нормативно-правовые акты и нормативно­правовые акты субъектов РФ. Понятно, что вторые не должны противоречить первым. Наряду с этим вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют соб­ственное правовое регулирование: в пределах своей ком­петенции издают свои нормативно-правовые акты. При этом в случае противоречия между федеральным зако­ном и нормативно-правовым актом субъекта РФ действу­ет нормативно-правовой акт субъекта РФ. Так, например, если какой-либо субъект РФ в пределах своей компетенции издаёт нормативно-правовой акт (скажем, об устройстве музея национального искусства), то федеральный нормативно-правовой акт не может его отменить, поскольку этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако - обратите внимание - ни один нормативный акт субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ.

На территории России, как правило, действие нормативно-правовых актов распрост­раняется на всех её граждан, а также иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) и лиц с двойным граждан­ством. Вместе с тем издаются специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные катего­рии граждан (например, военнослужащих, пенсионеров и др.). Важно отметить, что все граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин России, совершивший преступление на тер­ритории другого государства, несёт ответственность по зако­нам своей страны, даже если его деяние не является пре­ступлением на территории той страны, где оно совершено. Особое положение на территории России занимают некоторые сотрудники дипломатических, консульских и иных зарубежных госучреждений. Они пользуются так называемым дипломатическим иммунитетом - целым набором особых прав и преимуществ, которые устанавли­ваются в соответствии с международным и национальным (внутренним) правом.

Нормы права

Норма права - это регулятор общественных отношений, правило, определяющее, как следует (или не следует) поступать в той или иной ситуации. Это особая социальная норма, имеющая свои специфические, только ей прису­щие признаки. Чтобы охарактеризовать норму права, нередко приме­няют образные сравнения: «первичная клеточка», «моле­кула» правовой системы. Этим хотят подчеркнуть, что норма права представляет собой некий первоначальный элемент содержания права в целом. Отдельно взятая юридическая норма обладает теми же чертами, что и всё право в целом.

  • Норма права есть мера свободы, граница возможного и должного поведения человека. Поскольку право предназначено для поддержания еди­ного порядка в обществе, то и каждой норме права при­сущи черты общеобязательного правила: его должны вы­полнять все. Если, например, в Конституции РФ закреп­лено положение: «Все равны перед законом и судом» (ч. 1, ст. 19), это означает, что норма распространяется на всех без исключения в равной мере. И не должно быть людей, которые «равнее» других перед законом и судом.
  • Норма права - это правило поведения, гарантированное государством. Это значит, что государство не только уста­навливает (или санкционирует, подтверждает, допускает) ту или иную норму, но и охраняет её от нарушения . А в случае необходимости применяет меры принужде­ния, предусмотренные законом за правонарушение.
  • Формальная определённость , которая отличает право­вую норму от других социальных норм: норма права (и только она) определённо - чётко, недвусмысленно, од­нозначно - указывает конкретные права, конкретные обязанности и конкретные меры ответственности. Кроме того, формальная определённость проявляется в том, что все нормы права обязательно выражены в письменной, документальной форме. Только в этом случае че­ловек (исполнитель нормы) ясно и точно знает свои пра­ва, обязанности и ответственность.

Норма права - об­щеобязательное, формально определённое правило поведе­ния, установленное и гарантированное государством, на­правленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников. Несмотря на то, что норму права принято на­зывать элементарной частью права, на самом деле она имеет достаточно сложную структуру. Под структурой по­нимают внутреннее строение правовой нормы, деление на составные части и логику взаимосвязи этих частей (эле­ментов).

В развёрнутом виде логи­ку правовой нормы можно представить примерно так: если субъект права находится в определённой жизненной ситуации, то он вправе или должен совершить только такое, чётко определённое действие, выполнить определённое требование, иначе для него могут наступить не­приятные последствия. Прежде всего, необходимо изложить само правило по­ведения. Это главная часть её содержания, поскольку в ней говорится о том, как субъект права может и дол­жен поступать, но не единственная. Требуется указать на конкретные жизненные обстоятельства (во времени, в пространстве, относительно каких лиц), при которых эта норма вступает в действие. Иначе говоря, нужно оп­ределить условия применения правила. Наконец, важно установить правовые последствия нарушения правовой нормы, причём последствия невыгодные, порой даже тяж­кие для нарушителя.

Таким образом, юридическая наука выделяет три структурных элемента правовой нормы, каждый из кото­рых имеет своё название, а именно: гипотеза, диспозиция и санкция . Не каждая представленная в статье закона норма содержит все три структурных эле­мента. Вы встретите различные варианты. Есть случаи, и довольно частые, когда включённая в статью норма содер­жит два или даже один из трёх элементов. Остальные просто подразумеваются самим смыслом статьи или зако­на в целом. Бывает, что элементы нормы разнесены по разным статьям одного и того же закона и даже по раз­ным законам. Однако следует помнить, что правовые нор­мы составляют единую систему, которая в целом обеспе­чивает соблюдение каждой правовой нормы.

Гипотеза правовой нормы закрепляет условия (время, место, состав участников и т. п.), при которых возника­ют, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.

Диспозиция - основной элемент правовой нормы, закрепляющий само правило поведения, согласно которо­му должны (или не должны) действовать субъекты права. Можно сказать иначе: диспозиция выражает меру дозво­ленного и должного поведения субъекта права. И ещё один вариант: диспозиция закрепляет права и обязаннос­ти (меру поведения) субъектов права. Диспозиция являет­ся смысловой основой, «ядром» нормы, без диспозиции нет и не может быть нормы права.

Санкция правовой нормы указывает на последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых в диспозиции. Вариант: содержит предпи­сание о мерах принуждения за неисполнение правил по­ведения, закреплённых в диспозиции.

В статье 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запи­сано: «За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административ­ную и гражданско-правовую ответственность в установ­ленном законодательством Российской Федерации поряд­ке…» Здесь в одной статье почти идеально просматривают­ся все три элемента нормы (случай достаточно редкий). Проанализируем её содержание. Норма говорит о противодействии экстремистской де­ятельности - в этом её основной смысл. Следовательно, слова «за осуществление экстремистской деятельности» - это и есть диспозиция. Другая часть нормы отражает конкретные условия, жизненные обстоятельства (время, место, состав участни­ков), при которых действует норма. Видим, что речь идёт о России, её гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства. Значит, это гипотеза. С точки зрения права в этой части нормы содержится очень важ­ное положение: не вообще кто-то, где-то, а абсолютно точ­но - граждане РФ и все те, кто находится на террито­рии РФ. Наконец, в самой общей форме указаны последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции: «несут… ответственность». Понятно, это санкция.

Правовые нормы принято классифицировать, т. е. группировать, по разно­видностям. Охарактеризуем некоторые виды правовых норм. Одной из наиболее распространённых классифика­ций является подразделение правовых норм в зависимос­ти от характера регулируемых ими общественных от­ношений. На этом основании выделяют две обширные группы: нормы материального права и нормы процессу­ального права. Нормы материального права регулируют различные стороны общественных отношений - экономические, политические, социальные и иные, так называемые матери­альные отношения. Эти нормы определяют правовой статус граждан (пра­ва и обязанности), взаимоотношения между гражданами и их организациями, закрепляют основы конституционно­го строя (определяют государственное устройство, струк­туру и компетенции государственных органов, принципы их организации и деятельности и т. д.). Столь сложный и обширный объект регулирования делает нормы матери­ального права правовой основой общества и государства. Не случайно в юридической литературе нормы материаль­ного права называют первым слоем права. Нормы процессуального права регламентируют (уста­навливают) порядок исполнения и защиты норм матери­ального права. Так, право собственности - материальное право. Судебная защита этого права (в случае его наруше­ния) - процессуальное право. Поскольку нормы процес­суального права как бы обслуживают (охраняют, защища­ют, поддерживают) нормы материального права, их при­нято называть вторым слоем права (но только не второстепенным!).

Очень близкой к предыдущей является классифика­ция норм по их отраслевой принадлежности (отраслевому принципу). Иначе говоря, нормы права делятся на раз­личные виды по своей принадлежности к той или иной отрасли права: правовые нормы конституционного, граж­данского, трудового, семейного, уголовного, экологическо­го права и т. д.

Ещё один вид классификации - в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний. По дан­ному критерию нормы подразделяют на управомочиваю­щие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права определённые правомочия, т. е. возможность посту­пать тем или иным образом. Эти нормы говорят о допус­тимости тех или иных действий. Например, в части 3 статьи 6 Конституции РФ записано: «Гражданин Россий­ской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его». Ясно видим управомочивающее положение, согласно которому гражданина Российской Федерации никто не может лишить его права гражданства и вместе с тем права изменить его.

Обязывающие нормы жёстко предписывают субъекту права со­вершать строго определённые правомерные действия. Так, согласно статье 58 Конституции РФ: «Каждый обязан со­хранять природу и окружающую среду, бережно отно­ситься к природным богатствам».

Запрещающие нормы содержат запрет совершать те или иные противоправные деяния. Подобные нормы характерны в основном для уголовного и административного права. Так, в части 5 статьи 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и де­ятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной розни.

Законотворческий процесс

Правотворчеством называется процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов в соответствии с существующими правилами. Разновидностью правотворчества является законотворчество - процесс создания закона, начиная с идеи о нём, появляющейся в связи с выявлением правовой потребнос­ти, и заканчивая введением его в действие. Правотворчество - процесс формирования права, а законотворчество - про­цесс его формулирования. При этом закон призван быть точной формулировкой действительного, объективно воз­никшего и фактически существующего в обществе права.

Государство в лице компетентных государственных органов осуществляет нормотворческую деятельность, соз­даёт законы и другие правовые акты. Существуют различ­ные виды этой деятельности государства:

  • Признание и гарантирование в конституциях основ­ных прав и свобод человека. Тем самым естественным и неотчуждаемым правам, приобретаемым человеком в лю­бом обществе с рождения, придаётся статус действующе­го права и обеспечивается механизм их реализации.
  • Прямая нормотворческая деятельность государ­ственных органов, в процессе которой принимаются нор­мативно-правовые акты разного уровня.
  • Ратификация (утверждение) международных дого­воров высшими органами законодательной власти госу­дарства. Тем самым нормы международного права вклю­чаются в систему норм национального права.
  • Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев.

Граждане государства могут непосредственно участво­вать в правотворчестве в процессе референдума, т. е. при­нятия закона путём всенародного голосования. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в каком-либо утверждении госу­дарственных органов. Обычно на референдум выносят вопросы особой важности, касающиеся интересов граждан всей страны: например, предлагается высказать своё мне­ние о Конституции государства, о его государственном устройстве. Деятельность государства по установлению норм пра­ва должна соответствовать ряду основополагающих прин­ципов. Обычно выделяют следующие основные принципы правотворческой деятельности:

  • Правовой прогресс. Данный принцип требует, чтобы вся правотворческая деятельность государства была мак­симально направлена на дальнейшее развитие и совер­шенствование действующего законодательства, утвержде­ние прав и свобод человека, принципа верховенства пра­ва и других общепризнанных принципов права.
  • Законность. Смысл этого принципа состоит в том, что правотворческая деятельность государственных орга­нов должна быть правильной по своей форме, осущест­вляться в рамках установленных в законах процедур, в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности.
  • Обоснованность. Правотворческая деятельность должна опираться на выявление определённой объектив­ной потребности в правовом регулировании, соответство­вать задачам устойчивого общественного развития. Кроме того, она должна быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития, на идеях, концепциях и практических рекомен­дациях современной юридической науки.
  • Системность. Действующее право имеет строго орга­низованное и согласованное внутреннее строение - систе­му права. Поэтому все вновь принимаемые нормы долж­ны быть надлежащим образом согласованы со всеми уже действующими нормами, «встроены» в существующую иерархию, не должны противоречить принятым ранее нормативным актам.
  • Профессионализм. Заниматься правотворчеством должны компетентные люди, имеющие специальные зна­ния как по существу правового регулирования, так и по юридическим вопросам, владеющие приёмами юридичес­кой техники. Низкий профессиональный уровень лиц, участвующих в процессе правотворчества, прямо отражается на качестве принимаемых ими актов. К процессу принятия законов обязательно должны привлекаться экс­перты - узкие специалисты в сфере принимаемого нор­мативного документа и учёные-юристы.

Правотворческая деятельность состоит из определён­ных этапов (стадий) . Это цепочка, состоящая из звеньев, имеющих чёткую последовательность и тесно взаимосвя­занных между собой. Поэтому в самом начале правотворческого процес­са поэтапно осуществляется:

  • накопление информации, изучение и выявление потребностей для создания правового акта;
  • принятие- решения о подготовке правового акта;
  • разработка идеи, концепции будущего акта.

В течение этого периода определяются оптимальные пути выражения в законодательстве установленных обще­ственных потребностей, избираются наиболее целесо­образные методы воздействия на общественные отно­шения, прогнозируется эффективность этих действий и т. д.

Затем наступает период подготовки самого правового акта , разделённый, в свою очередь, на ряд этапов. Если речь идёт о подготовке такого важного нормативного ак­та, как закон, то эти этапы тщательно прописаны и де­тально регламентированы в других законах или регламен­тах деятельности законодательных органов власти.

Здесь следует вспомнить, что именно закон является определяющим звеном законодательной системы. В зако­нах сформулированы самые важные и значимые правовые нормы, принимаемые только высшими органами госу­дарственной власти. Закон обладает высшей юридической силой, и любой иной правовой акт, противоречащий ему, отменяется в установленном порядке. Именно поэтому процессу подготовки закона уделяется огромное внима­ние: законы принимаются по особой процедуре, преду­смотренной конституцией и регламентом парламента.

Рассмотрим движение законопроекта на примере орга­низации законодательного процесса в высших органах законодательной власти Российской Федерации - Феде­ральном Собрании, состоящем из двух самостоятельных палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

  1. Законодательная инициатива — Выяснение потребности в принятии закона, изу­чение общественных от­ношений для регламен­тации которых необхо­димо его принять. Официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с уста­новленной процедурой, что влечёт за собой обя­занность соответствую­щего законодательного органа рассмотреть за­конопроект на своём за­седании (Субъектами права зако­нодательной инициати­вы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правитель­ство РФ, законодатель­ные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституцион­ный, Верховный по вопросам их веде­ния )
  2. Обсуждение законопроекта — Происходит на заседа­ниях палат парламента (если парламент двух­палатный) (Внесённый в порядке за­конодательной инициати­вы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответ­ствующий профильный комитет, в котором ведёт­ся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проек­тов и т. д.). После обсуж­дения комитет выносит проект на пленарное засе­дание Государственной Думы с собственными за­мечаниями и предложе­ниями. Обсуждение зако­нопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходи­мости вносятся поправки )
  3. Принятие законопроекта — Осуществляется путём голосования депутатов парламента. Если пар­ламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обе­их палат (Законы принимаются Го­сударственной Думой большинством голосов от общего числа её депута­тов )
  4. Утверждение законопроекта — принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство (В соответствии с Консти­туцией РФ принятый Го­сударственной Думой за­кон должен быть в тече­ние 5 дней передан на одобрение Совета Феде­рации. Федеральный за­кон считается одобрен­ным Советом Федерации, если за него проголосова­ло более половины от об­щего числа его членов. Принятый закон в тече­ние 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации )
  5. Промульгация (от лат. ргоmulgatio- публичное объявление) закона — Опубликование приня­того и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установ­ленные законом сроки. Только после промуль­гации закон обретает обязательную силу (Законы подлежат обяза­тельному опубликова­нию в течение 7 дней пос­ле подписания их Прези­дентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если са­мим законом не установ­лен иной порядок )

Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конститу­ционных законов в Российской Федерации. Они считают­ся принятыми, если одобряются большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3 / 4 от общего числа членов Совета Федерации. Пре­зидент РФ не может отклонить федеральный конституци­онный закон и обязан его подписать и обнародовать в тече­ние 14 дней после принятия Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и… Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская…

Право – система общеобязательных, закрепленных силой государственного принуждения норм . Еще в Древнем Риме выделяли две основные системы права – частное и публичное. Частное право защищает интересы отдельного гражданина (например, его имущественные интересы). Публичное – всего общества в целом (например, карает преступников).

Система права включает в себя нормы, институты и отрасли:

Отрасль права – самая большая структурная единица правовой системы. Отрасль права – большая группа норм, регулирующая важный вид общественных отношений. Например, это конституционное, административное, уголовное, налоговое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, гражданское право.

Дополнить наши сведения о видах отраслей российского права вы можете в комментариях к разбору задания к данной теме, а также в обсуждениях нашей группы

Как правило, отрасли соответствует и обслуживает исполнение ее норм государственными органами процессуальное право (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное). Процессуальное право – особый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений. Юристы выделяют до 30 отраслей права в целом.

Институт права – небольшая группа норм внутри отрасли, регулирующий один вид общественных отношений. Институты состоят из норм – мельчайших единиц, выраженных в виде конкретного закона.

Приведем на примере трудового права конкретную структуру отраслей, институтов и норм:

Структура системы права (на примере трудового права):

Соотношение правовых норм между собой регламентируется понятием юридическая сила. Это первоочередность и соподчинение юридических норм. Все нормы в РФ делятся по юридической силе на законы и подзаконные акты.

Законом высшей юридической силы является Конституция Российской Федерации. Высшая юридическая сила означает, что ни один нормативный акт в стране не может противоречить Конституции РФ. Конституцию дополняют конституционные законы РФ.

Основным ядром правовой системы РФ являются Федеральные Законы РФ (ФЗ). Федеральный Закон РФ – основной нормативно-правовой акт в РФ, принимающийся Федеральным Собранием и подписывающийся Президентом.

Соответствовать Федеральным Законам должны подзаконные акты:
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Приказы и инструкции министерств и ведомств РФ
Нормативные акты региональных и местных органов власти

Основным источником права в РФ, как мы уже говорили при разборе темы «Право в системе социальных норм», является нормативно-правовой акт. Это не исключает применения и судебных прецедентов в правоприменительной практике, и правовых обычаев.

Законотворческий процесс – это процедура принятия Федеральных Законов в РФ. Регламентируется она конституционным правом, описана процедура в Главе 5 Конституции РФ «Федеральное Собрание».

Федеральный Закон становится законом и обретает юридическую силу после опубликования на портале государственной информации и в «Российской газете» (на ее сайте.

Таким образом, законотворческий процесс в РФ состоит из следующих этапов:

Таким образом, мы рассмотрели сегодня важную тему кодификатора ЕГЭ блока «Право» «Система российского права. Законотворческий процесс».

5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ


Основные понятия: система права, институт права, подотрасль права, отрасль права, материальные отрасли права, процессуальные отрасли права, источники (формы) права, нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов РФ, закон

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты

Институт права - Это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений.
Например: в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д.
Подотрасль права -Это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права. Например: подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких, как институт поставки, мены, подряда и др.
Отрасль права - Это совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правовогорегулирования. Например: конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.

Основные отрасли права в России

Материальное право — отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов
Конституционное (государственное) право — отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.
Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право и т. д.
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.
Уголовное право — отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.
Семейное право — отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
Трудовое право — отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха
Процессуальное право — отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений
Гражданское процессуальное право — отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.
Уголовно-процессуальное право — отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
Арбитражный процесс — процесс прохождения дел в арбитражных судах.
Конституционное судопроизводство — судопроизводство в Конституционном суде
Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Источники (формы) права
Форма права — определённый способ внешнего выражения конкретной правовой нормы.
Нормы только тогда становятся правовыми, когда они формально определены, т. е. упорядочены, сформулированы и закреплены в различных актах государственных органов, которые называют источниками права. Основным среди источников права является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт — правовой документ, изданный в особом процедурном порядке органом государственной власти, регулирующий общественные отношения.

Система нормативных правовых актов РФ

Конституция РФ

Федеральные законы: федеральные конституционные законы — регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, т. е. к предмету ведения Конституции РФ (Закон «О Правительстве РФ», Закон «О выборах Президента РФ» и др.);
текущие (обычные) федеральные законы — регулируют всю массу остальных важнейших вопросов жизни общества (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.)
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Нормативные правовые акты министерств и ведомств
Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законотворческий процесс (законотворчество) — процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Стадии законотворческого процесса в РФ

Законодательная инициатива - Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений, для регламентации которых необходимо его принять. Субъекты права законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения
Обсуждение законопроекта - Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нём ведётся основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки
Принятие законопроекта - Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов
Утверждение законопроекта - Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации1. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.
Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето.
Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2Д голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
Промульгация (от лат. promulgatio — публичное объявление) закона Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания его Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок
Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, поступающие из Государственной Думы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы; законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ; законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3Д от общего числа членов Совета Федерации и не менее V3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент РФ не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
См. 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ (с. 353—358).