Законодательная власть. Система государственного управления Кто входит в законодательную власть рф

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.

Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган . Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.

Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом . При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

3) осуществление представительской функции

4) руководство исполнительной властью

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

Главное назначение законодательной власти - создать право в форме законов, обязательных для всех граждан. Законодательную власть в демократическом гос-ве должны осуществлять представители народа.

В статье 10 Конст РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Гос-во организуется и функционирует правовым способом: гос органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть

Законодательная власть занимает главенствующее положение в государстве, поскольку она определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти путем принятия актов высшей юридической силы (законов)

Единственным представительным и законодательным органом РФ - Фед-ное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.

Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Фед-го Собрания - Гос-ная Дума - призвана представлять интересы населения РФ в целом. Действующая Конституция исходит из принципа самоорганизации палат Федерального Собрания. Каждая палата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте. Палаты в основном заседают раздельно Гос-ная Дума состоит из 450 депутатов.

Главные функции парламента: 1. представление многонационального народа РФ с учетом федеративного устройства государства 2. осуществлении законодательной деятельности на федеральном уровне

Деятельность парламента основывается на принципах

  • - независимость от других органов гос власти;
  • - невмешательство в работу других органов гос власти
  • - взаимодействие с другими органами гос власти в рамках компетенции.

Помимо этих вопросов Парламент (обе палаты решают вопросы общей компетенции) - финансы, оборона и безопасность, международная политика.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе РФ 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

Полномочия СФ: - утверждает изменяет границы м/ду субъектами; - утверждает указ През-та о введении военного или чрезвычайного положения; - решает вопрос об использовании ВС за пределами страны; - назначает выборы президента; - смещает През-та с должности в порядке импичмента; назначает судей Верховного, Конст, Высшего арбитражного судов.; -назначает и смещает Генерального прокурора; - назначает и смещает зам председателя счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Органы законодательной власти - это Фед Собрание РФ, народные собрания, госу-ные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народами никаким другим путем формироваться не могут

Представительные органы местного самоуправления - собрание представителей, которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п. Они избираются непосредственно городским, сельским населением.

Представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов органов субъектов РФ. Они также оказывают содействие федеральным органам государственной власти и субъектов РФ, расположенным на их территории, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.

Справочно: Система сдержек и противовесов

Законодательный орган - Фед-ное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос-ной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполн-ной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ (утверждает кандидатуры, назначает на должности судей ВС, КС, ВАС РФ, Ген прокурора, предсклателя Сч Пал, дача согласия През-ту на назнач-е Премьера…).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Конституционный Суд России разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кафедра Теории государства и права

по дисциплине: «Правоведение»

на тему: «Законодательная власть Российской Федерации»

Введение

Глава 2. Органы законодательной власти субъектов

Российской Федерации

2.1 Внутренняя организация законодательных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности.

Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

В настоящей работе будет рассмотрена такая ветвь власти в РФ как законодательная. Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ.

Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов - Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органом законодательной власти. Также не являются органами власти аппараты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

При написании данной работы автор ставила перед собой задачи: рассмотреть историю развития парламентаризма в России, статус Федерального Собрания РФ и законодательных органов субъектов РФ, а также осветить законотворческий процесс в РФ.

Глава 1. Законодательная власть в РФ

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации) Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

1.2 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

1.2.1 Совет Федераций Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Российская газета, 2000, 8 августа в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательно (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - совместным постановление обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу этих решений.

Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации согласно этому закону завершилось 1 января 2002 года.

Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации продолжали исполнять свои полномочия после вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:

– утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

– утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

– утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

– решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

– назначение выборов Президента Российской Федерации;

– отрешение Президента Российской Федерации от должности;

– назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

– назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

– назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1.2.2 Государственная Дума Российской Федерации

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с действующим федеральным законом о выборах депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. При этом избирательные округа должны быть примерно равны по числу зарегистрированных на их территориях избирателей, а также не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ.

Норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих на территории РФ, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Голосовать в одномандатном избирательном округе может избиратель, постоянно или преимущественно проживающий на территории этого избирательного округа.

Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину РФ, обладающему пассивным избирательным правом. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

К ведению Государственной Думы относятся:

– дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение

Председателя Правительства Российской Федерации;

– решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

– назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

– назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

– назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

– объявление амнистии;

– выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Глава 2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Внутренняя организация законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

В некоторых регионах периодически возникают конфронтационные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, как бы выходит на авансцену политической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется менее заметной, поскольку самые принципиальные вопросы государственной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фундаментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.

Республики. Наиболее распространенными общеупотребительными наименованиями представительных органов республик являются: Государственный Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное Собрание, Парламент. Некоторые республики именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал - парламент в Тыве, Народное Собрание - Халньа Гулам - парламент в Ингушетии и др.).

Конституции закрепляют их как высшие законодательные и представительные органы государственной власти, а решения этих органов иногда наделяются высшей юридической силой на территории республики, несмотря на то, что основы конституционного строя РФ провозглашают верховенство Конституции Российской Федерации на всей территории страны.

Представительные органы в республиках избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом, как правило, может быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах и проживающий в республике определенное количество лет. Сроки полномочий парламентов колеблются в пределах 4-5 лет.

Представительные органы республик являются преимущественно однопалатными. Двухпалатные парламенты существуют в Башкортостане (Палата Представителей и Законодательная палата), Карелии (Палата Республики и Палата Представителей), Кабардино-Балкарии (Совет Республики и Совет Представителей), Саха (Якутия) (Палата Республики и Палата Представителей).

Численный состав парламентов определяется Конституциями и законами республик, а, следовательно, определяется на основе норм представительства, соответствующих размеру территории и численности населения каждой республики.

Руководящие органы представительных органов республик включают председателя и его заместителей, избираемых парламентом или палатой, и некоторых других лиц (в Саха (Якутия), например, избирается постоянный Секретарь палаты). В некоторых республиках избирается президиум парламента, который включает Председателя, его заместителей и председателей комитетов парламента. Из числа депутатов образуются постоянные комитеты (комиссии), которые рассматривают законопроекты, осуществляют контроль за исполнением законов и других решений парламента. Депутаты входят также в разного рода ревизионные, мандатные и иные специальные комиссии.

Края, области и другие субъекты РФ. Представительная система этих субъектов Федерации принципиально ничем не отличается от республиканской. Аналогичны или схожи роль законодательных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Но есть и некоторые отличия.

Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, городская Дума (г. Москва), Законодательное Собрание и др.). В Москве Дума одновременно является представительным органом городского самоуправления. Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года.

Компетенция законодательных органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития и др.

Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских. Они также формируют постоянные комитеты и комиссии, избирают председателя и заместителей и т. д. Их законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории данного субъекта РФ.

2.2 Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации -- круг зафиксированных конституцией (уставом) субъекта Федерации вопросов, по которым данный орган правомочен принимать законы, распространяющие свое действие на территорию субъекта РФ. К числу таких полномочий относятся:

­ утверждение бюджета субъекта РФ;

­ утверждение разработанной в соответствии со схемой управления структуры органов исполнительной власти субъекта РФ;

­ установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления; установление отнесенных к ведению субъекта РФ налогов, сборов, тарифов, платежей, а также порядка их взимания; установление порядка образования и деятельности внебюджетных, валютных и иных фондов субъекта РФ;

­ установление порядка предоставления и изъятия земельных участков, использования природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия; установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ;

­ установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ; установление основ административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения и др. Кроме того, законодательный орган субъекта РФ дает толкование конституции (устава) субъекта РФ, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и др.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске;

б) роспуска указанного органа высшим должным лицом субъекта РФ;

в) вступления в силу решения соответственно Верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. При этом такое решение высшего должностного лица субъекта РФ принимается в форме указа (постановления). При досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении этих полномочий.

законодательный государственный власть

Глава 3. Законодательный процесс в РФ

Законодательный процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты. Законотворчество - сложный неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) Законодательная инициатива;

2) Обсуждение законопроекта;

Первая стадия законодательного процесса -- законодательная

инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы осуществляется в форме:

– внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам;

– законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

– законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу;

Вторая стадия -- обсуждение, рассмотрение законопроекта.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в соответствии со статьёй 105 Конституции РФ и регламентом Государственной Думы. Законопроект, как правило, рассматривается в трёх чтениях (одно из исключений - проект федерального бюджета - рассматривается в четырёх чтениях). При рассмотрении законопроекта в первом чтении рассматривается концепция закона, соответствие его основных положений Конституции РФ, оценивается его актуальность и практическая значимость. После первого чтения возможно внесение поправок к законопроекту. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта. Законопроекты по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ после принятия в первом чтении направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для внесения в месячный срок замечаний и предложений, до истечения этого срока законопроект не может быть принят во втором чтении. Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект и поправки к нему. После второго чтения осуществляются редакционная правка законопроекта и устранение противоречий. В третьем чтении принимается закон в окончательной редакции. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (установленного Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Третья стадия законодательного процесса -- принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107)

Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона можно считать день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Федеральные законы для официального опубликования направляются Президентом РФ. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Заключение

При исследовании законодательных органов власти и управления в Российской Федерации в своей работе я хорошо разобралась с принципом их работы и их устройством. Так проводя свои исследования я пришла к следующему заключению. Дело в том, что система разделения властей должна существовать. Власть должна в обязательном порядке разделяться на законодательную исполнительную и судебную. Такой организационно-правовой подход к структуре государственной власти наиболее предпочтителен демократическим государствам. Он присутствует в организационно-правовом подходе как у нас в так и в ряде других стран, например, в США и Великобритании. Предполагается, что законодательная власть должна принадлежать избранному народом парламенту, исполнительную власть должен осуществлять президент, а судебная власть должна осуществляться независимыми судами при участии в них представителей от населения.

А по видам органов законодательной власти в РФ, можно сделать следующие выводы. Так Федеральное Собрание -- парламент является представительным и законодательным органом на основании ст. 94 Конституции РФ и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Что касается Совета Федерации и Государственной Думы, то на основании ст. 101 Конституции РФ вместе они представляют Счётную палату. В отдельности же Совет Федерации является верхней палатой, а Государственная Дума нижней палатой парламента.

О законодательных органах власти субъектов РФ можно сказать, что они в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей.

Итак, теперь можно отметить, что при выполнении своей работы я исследовала устройство и работу законодательных органов власти и управления РФ.

Литература

1. А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001. С. 68; Сурков Д. Л. Указ. соч. С. 155.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник., М., «Юристъ», 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган государственной власти. Полномочия, конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Понятие, стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 31.10.2016

    Исторические корни принципа народного представительства. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации, его формирование, проблемы реализации. Внутренняя организация Совета Федераций, законодательная деятельность.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2015

    Исторические корни принципа народного представительства, Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации. Внутренняя организация Совета Федераций, его структуа, формирование и проблемы законодательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Парламентаризм - признак демократического государства. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Законодательный процесс в Российской Федерации. Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2007

    Анализ основных направлений деятельности законодательных органов. Виды и функции законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность Федерального Собрания и его палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Правовой статус Федерального собрания Российской Федерации. Порядок выборов в Государственную Думу и ее роспуска. Наделение полномочиями члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Структура Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы, их компетенция. Основания прекращения и ограничения полномочий Государственной Думы. Назначение Председателя Правительства России.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Роль законодательной власти в государственном управлении. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента (Государственной Думы и Совета Федерации). Виды законов и понятие законодательного процесса. Формы парламентского контроля.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2009

    Изучение организационной структуры и основных функций законодательной власти в Российской Федерации. Характеристика органов законодательной власти как высшей формы управления государством. Конституционный статус Совета Федерации и Государственной Думы.

    реферат , добавлен 02.04.2018

    Общая характеристика становления и развития парламентаризма в России. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России. Порядок формирования и структура. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

В соотв. с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполн., законод. и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех осн. ветвей (напр., Счетная палата РФ, Центр. банк РФ), Законод. власть в РФ осуще. Фед. собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законод. власть осуществляют законод. органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, напр. для заслушивания Посланий Президента РФ, Конст. суда РФ, выступлений руководителей ин. государств. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конст. суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, зам. председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Гос. дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центр. банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законод. (представительным) органам субъектов РФ, а также Конст. суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

Исполнительная власть в Российской Федерации.

В Конст. РФ нет главы, прямо посвященной исп. власти. Исполн. власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Однако данную норму не следует толковать ограничительно: Правительство РФ – высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исп. власть, она осуществляется системой органов, причем находящихся в иерархической зависимости. В этом заключается одна из основных особенностей исполнительной власти. Конституция РФ содержит термины «система исполн. власти» (ч. 2 ст. 77) и «структура федеральных органов исп. власти» (ч. 1 ст. 112). Эти понятия близки, но не тождественны, соотносятся они след. образом: система органов исполн. власти – это Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а структура органов исполн. власти – это конкретные органы исполн. власти, входящие в систему исполн. власти. Определяющая роль в формировании системы и структуры федеральных органов исполн. власти принадлежит Президенту РФ, законодательно эти вопросы не закрепляются. Своими указами Президент РФ устанавливает структуру федеральных органов исполн. власти и вносит в нее изменения, однако функции и полномочия фед. органов исп. власти могут устанавливаться не только в актах главы гос-ва, но и в фед. законах, в постановлениях Правительства РФ (напр., в положении о том или ином органе исп. власти). Ведущая роль в осуществлении исполн. власти в РФ принадлежит Правительству РФ. Правительство РФ – орган коллегиальный, в его состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ он назначает с согласия Гос. Думы. Не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ Президент РФ вносит в Гос. Думу кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели. Если представленная кандидатура будет отклонена, то новое внесение кандидатуры Председателя Правительства должно последовать в недельный срок (аналогично – после повторного отклонения представленной кандидатуры).

Судебная власть в Российской Федерации.

Суд. власть в соотв. с теорией разделения властей – одна из трех ветвей гос. власти, закрепл. в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование суд. власти регулируется гл. 7 Конст. РФ. Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь гос. власти, осуществляемая судами, к-ые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соотв. с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Одна из важнейших функций судебной власти осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражд., администр. и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Судебную систему РФ составляют суды трех категорий: 1) обычные суды (общей компетенции и специализированные, в частности военные), 2) арбитражные, 3) конституционные. К фед. судам общей юрисдикции относятся районный суд, верховный суд республики, краевой (областной суд), суд города фед. значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд РФ, а также военные и специализированные суды. Городской, краевой, областной суды, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, дела в кассационной (второй) инстанции, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражные суды . Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. Систему арбитражных судов в РФ составляют: 1) Высший Арб. Суд РФ; 2) федеральные арбитр. суды округов (их 10); 3) арб. суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Констит. контроль на федеральном уровне осуществляется Констит. Судом РФ , состоящим из 19 судей. Он разрешает дела о соотв. Конституции РФ: а) федеральных законов,НА Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, договоров между органами гос. власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Нетипичные ветви власти.

Есть органы (Президент, прокуратура, армия), формально не относящиеся к какой-либо из ветвей, хотя на основе анализа их функций и методов деятельности можно говорить об их принадлежности какой-либо ветви власти. Президент в гос-вах с республиканской формой правления - глава гос-ва и исп. власти или только гос-ва. Последнее более характерно для любой, кроме президентской, республики. Президент РФ, напр., согл. Конституции РФ 1993 г. (ст. 80) - глава рос. гос-ва, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент в целом независим от др. органов гос. власти, парламентские и судебные сдержки и противовесы, а тем более контроль, существуют в минимальной мере. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над другими ветвями власти. Прокуратура - специальный гос. орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов гос-ва в судебном процессе. Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Cогл. ст. 129 Конституции РФ, Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генер. прокурору РФ; Ген. прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; прокуроры субъектов РФ назначаются Ген. прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Ген. прокурором РФ. Армия – специфический орган, выполняющий функцию обороны от внешнего нападения. Как правило, она управляется через правительство (министерство обороны).