Закон о прописке и регистрации. Каковы правила регистрации граждан рф по месту пребывания и месту жительства, новый закон о прописке в апартаментах и выписке Закон 713 о регистрации по месту пребывания

I. Общие положения

II. Регистрация граждан по месту пребывания

III. Регистрация граждан по месту жительства

I. Общие положения.

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется — регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница — приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом — интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.
5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

6. Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом.
8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Регистрация по месту пребывания

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).


10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

11. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
12. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 10 настоящих Правил.
13. Исключен.
14. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.
15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

III. Регистрация по месту жительства

16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
19.Исключен.
20. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной пошлине».
21. Исключен.
22. Исключен.

IV. Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства

23. Регистрация военнослужащих осуществляется:

  • по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
  • по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения.

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.
25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.
26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.
27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.
Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.
28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделениями по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими органами органов регистрационного учета.
31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменение места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.
32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.
34. Исключен.

Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701; N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986; N 22, ст. 2866).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.08.2014.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2014 г. N 809

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713

1. Наименование изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить прилагаемые:

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.".

3. В Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

А) в пункте 2 слова "в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления" заменить словами "являются территориальные органы Федеральной миграционной службы";

Б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

4. Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов).

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.";

В) пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность граждан, нанимателей (собственников) жилых помещений, должностных лиц и лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

Г) в пункте 9:

Абзац первый изложить в следующей редакции:

"9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:";

Дополнить абзацем следующего содержания:

"Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.";

Д) в пункте 11 слова "Должностные лица, ответственные за регистрацию" заменить словами "Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов";

Е) абзац первый пункта 12 изложить в следующей редакции:

"12. Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.";

Ж) пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:

"14. Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

Администрации указанных учреждений на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

Регистрация граждан по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после снятия такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с подпунктом "в" пункта 31 настоящих Правил.";

З) в абзаце первом пункта 16 слова "должностным лицам, ответственным за регистрацию" заменить словами "лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов";

И) в пункте 17 слова "Должностные лица, ответственные за регистрацию" заменить словами "Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов";

К) пункт 30 изложить в следующей редакции:

"30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения.

Администрации указанных учреждений на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано территориальными органами Федеральной миграционной службы в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании принятого этими органами решения об отказе в признании вынужденными переселенцами.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания производится органами регистрационного учета в случае выявления факта фиктивной регистрации такого гражданина по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом его жительства, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.";

Л) в пункте 31:

Подпункт "в" после слов "к лишению свободы" дополнить словами "или принудительным работам";

Дополнить подпунктом "к" следующего содержания:

"к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.";

М) в пункте 32 слова "подпунктами "в", "г", "д", "е" и "ж" пункта 31" заменить словами "подпунктами "в" - "ж" и "к" пункта 31";

Н) дополнить разделом VI следующего содержания:

"VI. Порядок уведомления органа регистрационного учета о проживании граждан без регистрации по месту пребывания или по месту жительства

35. В случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по форме согласно приложению.

36. Наниматель (собственник) жилого помещения вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте проживания гражданина без регистрации при личном обращении, по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал.

37. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

О) дополнить приложением следующего содержания:

4. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденный настоящим постановлением, изложить в следующей редакции:

"Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 1995 г. N 713
(в редакции
постановления Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2014 г. N 809)

Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.".

Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.

Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.

Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

  • предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
  • регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
  • от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
  • от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .

Органы регистрационного учета

Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.

Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.

Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:

  • ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
  • собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.

Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.

Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.

Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:

  1. Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
  2. Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
  3. Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
  4. Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
  5. При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .

В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.

Список документов

Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:

  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
  • Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
  • Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
  • Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
  • Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.

Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства

Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .

Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.

Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.

  • за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
  • за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
  • за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .

Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.

Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства

Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.

Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.

Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.

В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
  2. Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
  3. Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
  4. В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
  5. Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
  6. Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
  7. Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
  8. Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
  9. Срок для получения постоянной регистрации – 7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
  10. При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
  11. Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
  12. Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
  13. Срок давности правонарушения составляет два месяца.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, а также другие особенности миграции и смены места проживания, предусматривается Федеральным законом № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

Порядок регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура осуществления прописки по месту проживания для российских граждан состоит из следующих шагов:

  • Составление заявления о снятии с регистрационного учёта с текущего места прописки.
  • Далее необходимо пройти процедуру снятия с учёта. Для этого требуется явиться с необходимыми документами в федеральную миграционную службу или другой компетентный орган, осуществляющий данные процедуры по месту жительства. На базе предоставленных бумаг составляется лист выбытия, после чего гражданин заполняет форму для прописки, которая подтверждает факт снятия с регистрационного учёта.
  • Следующим шагом является подача документов в соответствующие органы для регистрации по новому месту долгосрочного пребывания. Помимо пакета документов, в регистрационное учреждение ФМС должны прийти все члены семьи от 14 лет, которые участвуют в перерегистрации. После проверки бумаг, если они правильно заполнены, их передают главе отделения, который осуществляет прописку и указывает в какой срок можно забрать документы;
  • Оформленные бумаги выдаются любому члену семьи, проходящему процедуру регистрации, под роспись.

Правила регистрации по месту жительства устанавливаются следующими законодательными актами:

  • Законом № 5242-1 “О праве граждан на свободу передвижения”;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Постановление правительства РФ № 713 от 17.07.1995 “Об утверждении правил регистрирования”.

В субъектах Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные особенности процедуры регистрации, однако перечисленные шаги являются основными и действуют на территории всей страны и её субъектов.

Читайте также о последних изменениях в ФЗ № 181

Сроки

Согласно законодательству № 5242-1, регистрационные органы службы миграции обязаны в течение трёх дней произвести регистрацию гражданина на новом месте и выдать в течение этого срока его паспорт с соответствующей пометкой о месте прописки.

Для регистрации можно обратиться в следующие учреждения:

  • Отделение Федеральной миграционной службы;
  • Отделение МВД, которое осуществляет функции ФМС, если она отсутствует в населённом пункте;
  • Паспортный стол;
  • Многофункциональный центр;

В соответствии с законом о прописке, граждане вправе выбирать на своё усмотрение организацию для осуществления прописки.

В соответствии со статьёй 19.15.1 КоАП РФ, проживание без временной или постоянной регистрации — недопустимо. Прописка является обязательной для всех.

При выявлении отсутствия регистрации, административным кодексом предусматриваются следующие штрафные санкции:

  • 3 тысячи рублей для проживающего;
  • 5 тысяч рублей для хозяина жилой площади;
  • в Москве и Санкт-Петербурге штраф составляет 5 и 7 тысяч рублей соответственно.

В соответствии со статьёй 322.2 УК РФ, в случае фиктивной прописки гражданина РФ или иностранца, для владельца квартиры или другого лица, совершившего правонарушение, устанавливаются следующие меры наказания:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или трёхгодичной заработной платы;
  • исправительные работы на протяжении до трёх лет с ограничениями на отдельные виды деятельности;
  • заключение на срок до 3 лет.

Если правонарушитель самолично сообщает о фиктивной регистрации, он может быть освобождён от штрафных санкций.

Проживание без прописки допускается только в случае, если жилец является близким родственником хозяина квартиры или зарегистрирован в том же городе.

Список документов

Перечень документов, необходимых для регистрации по новому месту жительства, устанавливается статьёй 6 настоящего законодательства.

Список требуемых бумаг:

  • Удостоверение личности;
  • Заявление;
  • Листки о выбытии и прибытии;
  • Документы, которые подтверждают право прописки (договор аренды или собственности).
  • Разрешение на регистрацию, если гражданин не является собственником жилья.

В заявлении на регистрацию необходимо указать следующую информацию:

  • Полное название организации, в которую оно подаётся;
  • Контактные данные заявителя и собственника жилья (фамилия, имя, отчество, номер телефона);
  • Адрес квартиры или дома;
  • Основания для прописки;
  • Сведения о выселении с предыдущего жилья;
  • Подпись владельца жилого помещения.

Образец заявления (форма № 6) можно скачать .

Скачать действующую редакцию закона

Для детального ознакомления с положениями закона № 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” можно скачать актуальную редакцию документа

Регистрация подразумевает под собой внесение данных гражданина на учет. Таким образом, он реализует свои права и свободы с одной стороны, и обязательства, с другой. Правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства являются обязательными для исполнения всеми. Рассмотрим подробности, как проводится одна и другая процедура.

Регистрационный учет

По действующему закону каждый гражданин должен стоять на учете по месту жительства. Иными словами, быть зарегистрированным. Это положение регулируется статьей 3 закона России от 25 июня 1993 года под номером 5242-1 в современной редакции «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» Регистрация, или прописка (сегодня этот термин утратил актуальность и вместо него применяется «регистрация») бывает:

  • постоянной;
  • временной.

Под первой понимается постоянное проживание гражданина на одном месте. Как правило, ее оформляют собственники помещений и члены их семей. Редко когда соглашаются прописать на жилой площади стороннего человека на постоянной основе. Ведь количество жильцов, в том числе, влияет и на размер оплаты за квартиру.

Временная регистрация оформляется на срок до 90 дней. Часто она необходима для студентов, сотрудников фирмы, приехавших работать в иногородний филиал, при командировке, лицам, отбывающим наказание за совершенное правонарушение и в других случаях.

Ни один, ни другой вид регистрации не влияет на право собственности недвижимостью. Но каждый гражданин обязан обозначать свое место жительства. Обычно, регистрационный учет осуществляется в территориальных органах ФМС. Вся процедура реализуется согласно порядку, который регламентируется в ПП №713 от 17 июля 1995 года в современной редакции «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с учета» (далее Правила).

Порядок регистрации является единым для всех граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства. Тем не менее, в зависимости от принадлежности жилья и характера регистрации (первичной или вторичной), он имеет некоторые особенности.

Регистрация по месту жительства

Чтобы понимать все нюансы, нужно сначала разобраться с понятием. Что подразумевается под местом жительства гражданина? Это квартира, комната или иное жилое помещение, относящееся к жилому фонду, где физическое лицо проживает постоянно или находится там большую часть времени.

При этом необязательно, чтобы человек имел его в собственности. Он может проживать, например, по договору найма или на других основаниях, которые предусматривает в законодательстве Российская Федерация.

Гражданин, относящийся к одному из малочисленных народов, может вести кочевнический образ жизни в соответствии со своими традициями. Это означает, что постоянное проживание у него отсутствует. Тогда, по действующим законам, таким место считается поселение, находящееся в том районе города, где он кочует.

Если место жительства меняется, то в течение 7 дней гражданин обязан уведомить об этом тех, кто принимает и доставляет документы в соответствующие органы. При этом, при себе гражданин должен иметь:

  • паспорт;
  • заявление, которое заполняется по специальной форме;
  • документ, являющийся основанием для законного вселения на жилую площадь (это договор найма или иной документ, где имеется соглашение о жилье в помещении).

Особенности процесса

Заселение может произойти и без ЖЭО. Тогда гражданин обязан предоставить вышеперечисленные документы собственнику или организации, которая осуществляет контроль за эксплуатацией. Но в отдельных случаях он вправе не предоставлять указанные документы. Это возможно, когда вся необходимая о нем информация содержится в гос. органах или ОМС.

Так, если гражданин отказывает предоставить свои данные сотрудникам регистрационного учета, в учреждение направляется запрос о том, чтобы получить их оттуда. На этом или одном из других оснований, предусмотренных действующим законодательством, проводится процедура регистрации. Для этого отводится определенный срок, в который необходимо уложиться. Сотрудники регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина в течение восьми рабочих дней. Отсчет начинается с момента направления заявления вместе с другими документами.

Бумаги могут быть предоставлены лично или через электронную службу «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в интернете. В этом случае заявление оформляют на том же ресурсе, и к нему прикладывают отсканированные копии всех нужных бумаг.

Через три дня документы передаются в органы учета. К этому времени должен быть собран полный пакет, которые предусматривают Правила регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, предоставляются адресные листки прибытия с формами учета.

В конце проводится непосредственно регистрация. Для процедуры также отводится три последующих дня после подачи документов. В результате совершеннолетнему гражданину делают соответствующую отметку в паспорте, а несовершеннолетнему выдают свидетельство о регистрации. Это делается в тот же день, когда в орган регистрационного учета предоставят свои документы лица, которых вселяют и тех, благодаря которым они вселяются.

Регистрация по месту пребывания

Как и в предыдущем случае, выясним сначала, что означает место пребывания. Под ним подразумевается место, где планируется жить определенное время. Им может быть:

  • гостиница;
  • кемпинг;
  • санаторий;
  • база для туристов;
  • медучреждение;
  • учреждение, где гражданин отбывает наказание за совершенное правонарушение;
  • иное жилое помещение, кроме места его постоянной регистрации.

В соответствии с Правилами, гражданин обязан обратиться в органы регистрационного учета. При этом он предоставляет:

  • паспорт;
  • заявление, заполненное в специальной форме;
  • документ, на основании которого временное проживание разрешается (речь в данном случае идет о тех же бумагах, как и для регистрации по месту жительства).

Если основанием является договор социального найма, то заявитель вправе не предоставлять вышеперечисленных документов. Тогда он лишь указывает свои реквизиты в заявлении. Он может поступить тем же образом в случае, если регистрация реализуется на основе свидетельства о гос. регистрации права на помещение.

В этом случае сотрудники органа направляют запрос с целью получить необходимую информацию. После того как данные поступят, осуществляют регистрацию. Как и в предыдущем случае, на весь процесс отводится восемь дней. При этом отсчет начинается со дня подачи заявления.

Особенности процесса

В случае, когда заселение проводится без участия ЖЭО, соответствующие документы сдает гражданин, который регистрируется, собственник жилого помещения или законный представитель юр. лица, который несет ответственность за его эксплуатацию. Гражданин извещает соответствующий орган о сроке, в течение которого он будет пребывать, и месте лично или посредством электронной связи на упоминавшемся выше портале.

Срок регистрации граждан по месту пребывания является тем же, что и по месту жительства, то есть на это отводится восемь дней. Следует учитывать, что имеются ввиду только рабочие дни. Вопрос о регистрации по месту пребывания согласуется:

  • с собственником жилья;
  • с нанимателем и всеми проживающими с ним лицами - членами семьи; при этом свое согласие должны дать и те, кто отсутствует;
  • с управлением жилищных кооперативов, но лишь в случае, когда они - не собственники недвижимости.

После предоставления жилья, физические или юридические лица обязаны передать перечень документов в соответствующие органы (смотрите Правила регистрации и снятия граждан, пункт 10). Срок для этих действий - три дня. Еще столько же дней дается государственной инстанции, чтобы зарегистрировать заявителя и выдать ему свидетельство. При этом срок может быть увеличен. Основания регулируются абзацем 5, 6, 9 девятого пункта Правил.

Заявитель не обязан являться лично для получения свидетельства. Он вправе запросить его направление через почтовую связь. В таком случае документ отправляется по адресу регистрации. В то же время в течение трех дней владелец жилья получает уведомление о регистрации по месту пребывания.

Отдельно стоит сказать о детях, не достигших совершеннолетнего возраста. Их регистрируют вместе с родителями, опекунами или усыновителями. Для этого необязательно иметь согласие тех лиц, согласие которых необходимо при осуществлении процедуры в общем порядке.

Вопрос о регистрации по месту пребывания необходимо решать сразу после того, как гражданин прибыл. Это осуществляется администрацией учреждения, где он останавливается. Основанием является паспорт гражданина.

Администрация всех учреждений, список которых представлен выше, на безвозмездной основе предоставляют в органы миграционной службы данные о регистрации по месту пребывания гражданина. Это реализуется как личным посещением органов, так и посредством электронной связи, а также телекоммуникационных сетей.

Исключением из этого правила регистрации являются учреждения, где граждане отбывают наказание. Администрация в таком случае представляет в миграционную службу данные о регистрации по месту пребывания физического лица в течение семи дней. Порядок процедуры отдельно регулируется Правилами.

Регистрация для пребывания и проживания

В каком бы порядке ни проходила постановка на учет, при регистрации по месту пребывания, основная регистрация - по месту жительства продолжает иметь законную силу и не аннулируется.

Рассмотрев, как происходит порядок о регистрации граждан по месту жительства и пребывания, можно сделать вывод о том, что обе процедуры схожи. И в одном, и в другом случае нужны одинаковые документы, а также наличие времени. В то же время регистрация осуществляется просто. Поэтому особого внимания к ней не потребуется. Нужно лишь соблюсти порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все что нужно от гражданина, это (при личном присутствии) отстоять очередь, а также предоставить необходимые документы. Все остальное делают сотрудники государственного органа. Гражданин получает на руки документ, свидетельствующий о регистрации по месту пребывания.

Снятие с учета: основания

При регистрации по месту пребывания граждане автоматически считаются снятыми с учета, когда истечет срок, указанный в заявлении о регистрации. А если речь идет о санаториях, отелях, базах отдыха, медицинских и иных учреждениях, то выписка происходит с момента их убытия. В этом случае нет необходимости писать какое-то заявление ни со стороны гражданина, который был зарегистрирован по месту пребывания, ни со стороны владельца помещения или администрации учреждения.

Снятие с учета тех граждан, которые получили отказ ФМС, МВД в признании их в качестве вынужденных переселенцев, реализуется посредством уведомления органов, осуществляющих регистрацию.

Российский гражданин снимается с учета в следующих случаях.

  1. При изменении своего постоянного места жительства - процесс осуществляется по его заявлению о регистрации по новому месту жительства или заявлении о выписке по прежнему месту жительства. Если он обратился в государственный орган по новому адресу, но при этом еще не снялся с учета по старому, сотрудники отправляют уведомление в тот орган, который относится к старому месту жительства гражданина. Это проводится в трехдневный срок.
  2. При призыве на прохождение военной службы. Основанием являются данные от военного комиссариата.
  3. При выселении из жилого помещения, где он находился, или в случае признания права пользования утратившим законную силу. Осуществляется на основании судебного решения.
  4. При признании гражданина отсутствующим безвестно. Для этого также необходимо судебное решение.
  5. При смерти или решении суда, признавшего гражданина таковым. Основанием снятия является свидетельство о смерти.
  6. При осуждении к отбыванию срока наказания за совершенное правонарушение. Осуществляется по приговору суда.

В отдельных случаях, для того чтобы снять с учета по месту жительства, заинтересованные лица предоставляют документы, на основании которых происходит дальнейший процесс. Если после проведенной проверки выяснится, что зарегистрированные ранее граждане имеют не снятую или непогашенную судимость, то вместе с уведомлением о снятии с учета по месту жительства, необходимо выслать карточки учета лиц в органы внутренних дел.

Снятие с учета и новая регистрация по месту жительства

Часто бывает, когда нужно выписаться с прежнего места проживания и регистрироваться в новом. Рассмотрим, какие документы тогда необходимо предоставить. Данным вопросом также занимается ФМС - миграционная служба по месту жительства граждан в новом помещении. Но сначала аннулируют регистрацию по старому адресу. Для этого обращаются в соответствующий орган ФМС и предоставляют следующие документы:

  • заявление установленного образца (форма №6);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о праве собственности на помещение;
  • для дома - домовая книга;
  • если собственник - другое лицо - заявление о его согласии.

Когда регистрацию оформляет гражданин, состоящий на учете в военкомате, бывает, что сотрудники регистрирующего органа требуют от него снятия с регистрационного учета в комиссариате по прежнему месту жительства и встать на учет в новом. Однако данный процесс законом не предусмотрен. Такие действия государственных служащих являются неправомерными. В то же время не каждый решится обратиться с иском в суд, чтобы доказать свою правоту. Поэтому многие соглашаются на требование и проходят процедуру.

Детей, не достигших совершеннолетнего возраста, вообще не снимают с учета без последующей регистрации по другому адресу. Даже если собственник будет настаивать, по закону это невозможно. Когда же регистрация проводится «из адреса в адрес» то процедура с детьми является аналогичной той, что предусмотрена для взрослых.

Снятие с регистрации

Иногда бывает необходимость снятия с регистрационного учета, не становясь на другой. Для этого приходят в миграционную службу по месту жительства и предоставляют следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • листки убытия и учета.

Новым адресом может быть любой, вне зависимости от того, планируется ли проживание там или нет. В указанный государственным служащим срок, гражданин приходит за паспортом. В нем ставят штамп снятия с регистрационного учета. Как процедура регистрации, так и снятие является бесплатной. Все сроки четко прописаны в законе.

Портал «Госуслуги»

С недавних пор стартовал ресурс в интернете, где можно без личного посещения и стояния в очередях, совершить много действий юридического характера. Так, на сайте можно подать заявку, чтобы встать на регистрационный учет, например, по месту жительства. Посетить регистрирующий орган, конечно, потом придется в любом случае. Однако первичное заявление подается в электронном виде. В нем необходимо ввести следующие данные:

  • полученное образование;
  • положение женат/не женат, замужем/не замужем;
  • прежнее место регистрации;
  • будущий адрес регистрации;
  • владелец помещения, где планируется жить;
  • другая информация.

Электронный документ будет обработан в течение трех дней (рабочих). Если по нему принимается положительное решение, то заявителя приглашают посетить миграционную службу в определенное время. При себе необходимо иметь все документы, которые предоставляют, когда проводится регистрация граждан по месту жительства или месту пребывания в обычном режиме.

Важно! Не стоит беспокоиться тем, кто имеет постоянную регистрацию по одному месту жительства и собирается временно зарегистрироваться в другом городе. Как указывалось выше, временная регистрация не является основанием для снятия с регистрационного учета по постоянному адресу.