Закон о госрегистрации юл и ип. Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Право на открытие расчетного счета в банке и ведение УСН

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

1. Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;

г) документ об уплате государственной пошлины;

д) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

е) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В случае, если изменения в единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта или решения третейского суда, для внесения записи в реестр в регистрирующий орган представляется заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо подлинник и копия решения третейского суда вместе с подлинником исполнительного листа, выданного по такому решению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Заверенная копия судебного акта, подлинник исполнительного листа по решению третейского суда представляются в регистрирующий орган и не подлежат возврату. Подлинный экземпляр решения третейского суда подлежит возврату заявителю, копия такого решения не подлежит возврату и остается в материалах регистрирующего органа.

2.1. Для государственной регистрации изменений, связанных с принятием участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

В случае, если участниками юридического лица принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются заявление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, и решение участников юридического лица, указанное в настоящем абзаце.

2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

3. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

4. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения уставного капитала, к заявлению о внесении таких изменений в единый государственный реестр юридических лиц прилагается решение об уменьшении уставного капитала такого юридического лица.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, предусмотренных настоящим пунктом, документы представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала юридического лица, являющегося акционерным обществом.

6. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Так и различные формы юридических лиц не имеют возможности начать свое функционирование без специального разрешения от государственных органов. В этой статье будет разобран 129-ФЗ, в котором рассказывается о процессе государственной регистрации представленных лиц.

О чем закон?

Какие положения регулирует Ответ на этот вопрос содержится в главе 1 рассматриваемого нормативного акта. Здесь говорится о правилах государственной регистрации юридических лиц и ИП, а также об их формировании, реорганизации и ликвидации. Закон закрепляет требования, в соответствии с которыми должна оформляться соответствующая документация.

Какой орган призван реализовывать государственную регистрацию рассматриваемых лиц? Согласно статье 2 № 129-ФЗ, таким органом может выступать федеральная инстанция исполнительной власти, уполномоченная Правительством РФ. Стоит также отметить, что за регистрацию обязательно должна взиматься государственная пошлина - определенная денежная выплата, сумма которой устанавливается законом.

О государственных реестрах

Российское правительство обязано формировать и вести специальные информационные базы, именуемые реестрами. В этих базах содержится вся необходимая информация о юридических лицах и ИП, об их деятельности, времени создания, размере капитала и т. д. Сведения как о формировании, так и о ликвидации таких лиц обязательно заносятся в соответствующие базы. Государственные реестры ведутся как на электронных, так и на бумажных носителях. При несоответствии сведений в двух представленных базах приоритет будет отдаваться бумажным носителям.

Какие сведения должен содержать реестр о конкретном юридическом лице или ИП? Вот на что здесь стоит указать:

  • юридическая и организационная форма лица;
  • полное наименование, местонахождение и время создания;
  • способ образования или реорганизации лица;
  • информация об учредителях организации;
  • особые сведения о правопреемстве и т. д.

129-ФЗ гласит о том, что все государственные информационные базы, в которых содержится информация об ИП и юридических лицах, должны иметь открытый и публичный характер.

О государственной регистрации

В главе 3 № 129-ФЗ говорится о процессе проведения государственной регистрации. Согласно закону, все регистрационные процессы должны завершиться в течение пяти дней с момента предоставления соответствующей документации в государственную инстанцию. Регистрация реализуется по а в случае с ИП - по месту жительства. Заявителями могут выступать следующие лица:

  • конкурсные управляющие;
  • руководители ликвидационной комиссии;
  • учредители юридического лица;
  • руководители постоянно действующих инстанций исполнительной власти и т. д.

Соответствующая документация может быть направлена в регистрирующий орган как по электронной почте, так и путем непосредственной доставки на бумажных носителях. А когда регистрация считается полностью завершенной? В статье 11 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП" говорится о моменте внесения сведений об организации в государственную информационную базу.

Об отказе в государственной регистрации

Согласно статье 23 Федерального закона № 129-ФЗ, отказ в регистрации государственного типа допускается лишь в следующих случаях:

  • представление всей необходимой документации в орган, где регистрацию не проводят;
  • направление заявителем неполной или неверно оформленной документации;
  • несоблюдение установленных нотариальных форм;
  • несоответствие наименования ИП или юридического лица определенным требованиям Федерального закона;
  • представление в регистрационный орган документации, которая была подписана неуполномоченным лицом;
  • несоответствие сведений в документе, который удостоверяет личность гражданина, указанным в предоставленной информации;
  • неисполнение юридическим лицом требований по уведомлению кредиторов в случае ликвидационных процессов или процедур по уменьшению капитала.

В Федеральном законе № 129-ФЗ указываются и некоторые другие положения о том, в каких случаях государственная регистрация будет запрещена.

Об ответственности субъектов регистрации

В статье 24 рассматриваемого нормативного акта речь идет о санкциях за возможные нарушения. При этом равную ответственность несут обе стороны: как регистрирующий орган, так и заявитель. Так, государственная инстанция, призванная осуществлять регистрацию, несет ответственность за необоснованный отказ в регистрации, а также за несвоевременное исполнение своих полномочий, нарушение порядка регистрации, невнесение сведений об организации в соответствующий реестр и т. д. Во всех представленных случаях регистрирующий орган будет обязан возмещать ущерб.

В статье 25 говорится об ответственности заявителей. Согласно № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП", организации и физические лица несут ответственность за непредоставление или неполное в соответствующие государственные реестры. Более того, государственная регистрирующая организация может обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением о полной ликвидации юридического лица или ИП.

Обжалование

В статье 25.1 рассматриваемого нормативного акта речь идет про возможность обжаловать действия регистрирующего органа, который по ряду причин не внес положения об организации или гражданине в соответствующий реестр. Жалоба подается в вышестоящий территориальный орган регистрации. При этом обжалование может происходить и в суде, в том числе в тех случаях, когда вышестоящий регистрационный орган ответил отказом. Верховный суд РФ будет последней инстанцией в процессе обжалования.

Стоит также рассказать про последние изменения в № 129-ФЗ, которые были внесены 29 июля 2017 года. В пункте 7 статьи 7.1 речь идет про порядок внесения в реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. В числе предоставляемой информации должны иметься сведения о выдаче Исключение составляет соответствующая информация, выдаваемая "Внешэкономбанком".

Глава I

  • . Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
  • . Орган, осуществляющий государственную регистрацию
  • . Государственная пошлина за государственную регистрацию

Глава II

  • . Принципы ведения государственных реестров
  • . Содержание государственных реестров
  • . Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
  • . Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
  • . Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Глава III

  • . Сроки и место государственной регистрации
  • . Порядок представления документов при государственной регистрации
  • . Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
  • . Решение о государственной регистрации

Глава IV

  • . Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
  • . Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

Глава V

  • . Уведомление о реорганизации юридического лица
  • . Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • . Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
  • . Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

Глава VI

  • . Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
  • . Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
  • . Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

Глава VII

  • . Уведомление о ликвидации юридического лица
  • . Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
  • . Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
  • . Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
  • . Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

Законом от 30 октября 2017 года № 312-ФЗ в процедуру регистрации и в очередной раз вносятся изменения. Как всегда, они призваны упростить и ускорить взаимодействие бизнеса и налоговых органов.

Идём дальше. Поскольку учредительный документ с отметкой регистрирующего органа будет направляться заявителю в электронном виде, то теперь на регистрацию подают только один экземпляр бумажного , который остаётся в инспекции (соответствующие изменения внесены в статью 12 закона № 129-ФЗ).

Тем заявителям, которые по-прежнему хотят получать от ИФНС бумажные документы, подтверждающие регистрацию ИП или ООО, надо сделать .

Из новой редакции статьи 11 закона № 129-ФЗ: «…регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности) составленные регистрирующим органом на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией».

Переход на электронный формат ускорит получение документов о регистрации, если заявители обращались не в регистрирующий орган, а в . А чтобы получить в многофункциональном центре бумажные документы, тоже надо делать запрос.

Из новой редакции статьи 11 закона № 129-ФЗ: По запросу заявителя многофункциональный центр выдаёт … составленные многофункциональным центром на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, полученных многофункциональным центром от регистрирующего органа.

И ещё раз кратко об изменениях в закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП, вступающих в силу с 29 апреля 2018 года:

  1. Результат регистрационных процедур ИФНС будет направлять через интернет, поэтому заявители должны указывать в формах свой электронный адрес.
  2. Для регистрации ООО теперь подаётся один экземпляр бумажного устава, а не два, как было до изменений.
  3. Если заявители хотят, кроме электронных, получить и бумажные документы о регистрации, то надо сообщить об этом в ИФНС. Определённой формы запроса пока нет, уточнять информацию надо в самой инспекции.
  4. Срок получения документов сократится, потому что налоговый орган будет направлять в многофункциональный центр не бумажные документы, а в электронном виде.

Изменения, вступающие в силу с 1 октября 2018 года

С 1 октября 2018 года заявители получат право на ошибку и могут повторно обратиться в инспекцию после отказа, не уплачивая госпошлину.

Статья 9 закона № 129-ФЗ дополнится новым пунктом: «Заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации … в течение трёх месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины.»

Учитывая, что может быть всего лишь указание в заявлении неверного сокращения элементов адреса, норма очень нужная. И, конечно, если первый отказ в регистрации вызван неправильным оформлением документов, надо записаться на консультацию в ИФНС и уточнить, что именно не так. Если отказ будет вынесен повторно, пошлину уже придётся платить.

Кроме того, пополнится перечень причин для отказа в регистрации:

  • представление документов, оформленных с нарушением Требований ФНС;
  • отсутствие нотариального заверения заявлений, в тех случаях, когда это необходимо;
  • недостоверные сведения в документах.

По сути, ничего нового здесь нет, по этим причинам отказы выносятся и сейчас, просто теперь их вынесут отдельными подпунктами («ц» и «ч») в статье 23 закона № 129-ФЗ.

Регистрация индивидуальных предпринимателей (ИП) происходит согласно Федеральному закону о регистрации индивидуальных предпринимателей №129 ФЗ от 08.08.2001 года. Данный закон регламентирует порядок регистрации, ликвидации (закрытие), внесение изменений в учредительные документы ИП, а также ведение государственных реестров- единые государственные реестры индивидуальных предпринимателей. В случае самостоятельной регистрации ИП вы можете регламентировать свои действия согласно данному закону.

Государственную регистрацию ИП в соответствии с федеральным законом осуществляет Инспекция Федеральной Налоговой Службы. В момент регистрации данным законом регламентируется уплата государственной пошлины, размер которой в 2017 году составляет 800 рублей.

Государственная регистрация ИП проходит в несколько этапов, которые сопровождаются составлением определенных документов.

Этапы регистрации:

1 этап: Составление регистрационных документов для ИФНС

Данные документы необходимо оформить в том виде, в котором необходимо их составлять по данному закону (сшивать документы не требуется).

  • Копия ИНН;
  • Копия паспорта;
  • Заполненное заявление № Р21001;
  • Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в трех экземплярах (если выбрали УСН);
  • Квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию ИП в размере 800 рублей.

Согласно закону о регистрации ИП налоговый орган не вправе требовать иные документы, не соответствующие списку документов при регистрации.

Нотариальное заверение документов необходимо только в том случае, если вы будете подавать документы через представителя.

2 этап: Оплата госпошлины за регистрацию ИП

Оплатить данную госпошлину можно в Сбербанке, заполнив предварительно квитанцию об уплате налогов (сборов) по форме № ПД-4 сб (налог) или в терминале, который расположен в ИФНС, где вы будете проходить процедуру регистрации.

Будьте внимательны: в том случае, если вы самостоятельно открываете свое ИП, то госпошлину оплатить через терминал и взять квиток в электронную очередь на регистрацию должны только вы! В момент совершения данных действий происходит сканирование вашего фото у данных аппаратов и если ваше лицо не будет соответствовать фото с аппаратов у инспектора, то вам придется еще раз пройти данные процедуры.

3 этап: Процедура регистрации в ИФНС

Документы необходимо подать в налоговую инспекцию по адресу прописки. Учтите что в Москве регистрирующей налоговой является только ИФНС №46. После подачи документов вы получите от инспектора расписку, в которой будет указан перечень документов и дата получения регистрационных документов.

4 этап: Получение готовых регистрационных документов ИП

В назначенную дату, которая будет указана в расписке, вам необходимо явиться в ИФНС и получить готовые регистрационные документы:

  • Свидетельство ИНН (выдается если ранее вам как физическому лицу не выдавалось);
  • Лист записи в Единый Государственный Реестр Индивидуальных Предпринимателей (ЕГРИП);
  • Уведомление о постановке на учет физического лица в территориальном налоговом органе по адресу прописки.
  • Регистрация в пенсионном фонде осуществляется автоматически, а уведомление о постановке на учет отправят вам на адрес прописки.

В случае если в документах представленных на регистрацию были допущены ошибки, то налоговая вынесет отказ. Лист отказа также необходимо получить в налоговой, узнать подробно о допущенных ошибках вы сможете записавшись к руководству на прием, для этого вам потребуется паспорт и лист отказа. Если ошибки повлекшие к отказу допущены не вами или вы будете не согласны с решением налоговой вы можете написать жалобу и подать ее в канцелярию или отправить по почте в главное управление, но срок рассмотрения вашего обращения составляет 20 дней.