Закон из одной категории в другую. Порядок перевода земель из одной категории в другую в рф. Отказ в ходатайстве

Перевод земель из одной категории в другую возможно осуществить. Для этого необходимо два условия: земля должна находиться в «подходящей» категории и требуемый пакет документов.

Назначение земель

Все земли, расположенные на территории РФ, делятся на семь категорий. Принадлежность к тому или иному типу земель определяется их назначением. Обычным гражданам разрешается покупать, продавать, дарить, завещать и осуществлять другие виды операций только с двумя видами земель: с/х и землями населенных пунктов.

Остальные пять находятся в собственности государства. Их можно, за исключением территорий спецназначения и особо охраняемых, брать в аренду у государства и госорганов без права выкупа. Чаще всего, в сферу интересов рядовых граждан входят только те территории, которые можно оформить в собственность, построить на них дом или завести ферму.

По Земельному Кодексу построить частный дом можно только на землях, которые принадлежат к категории «земель населенных пунктов». На них возможно не только ИЖС, но и ЛПХ, занятия сельским хозяйством, огородничеством и садоводством, на таких землях возводят дома блокированной постройки.

Перед тем, как совершить сделку и купить земельный участок, необходимо поинтересоваться, к какой категории он относится, и возможно ли будет реализовать ваши планы на этот участок. Если вы планируете заниматься только сельским хозяйством и на участке не будет жилого дома, то вам подойдет категория с/х назначения.

Конечно, в будущем ее можно будет перевести в нужную для вас категорию и построить дом. Но обязательно нужно сопоставить вероятность отказа, возможные хлопоты и результат, на который вы рассчитываете. Если соотношение покажется выгодным, то приобретение участка будет достаточно выгодным, так как такие земли ценятся гораздо меньше, чем земли населенных пунктов.

Необходимо предусмотреть также следующий факт: низкая цена связана зачастую не столько с категорией земель, а с тем - можно или нельзя на этих территориях установить всю нужную инфраструктуру.

Все инженерные коммуникации, которые обычно являются атрибутом благоустроенного частного дома, могут находиться в недоступном отдалении.

Где посмотреть

Вы собираетесь купить участок, для того, чтобы построить там дом. В такой ситуации необходимо как можно тщательнее узнать у продавца всю информацию, которая касается параметров и характеристик этой земли. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно выяснить всю информацию. В первую очередь, речь идет о категории земель.

Информация содержится в кадастровом паспорте, выписку из которого может получить каждый гражданин. Она является публичной, поэтому за ней обращаются не только собственники, утерявшие паспорт, но и заинтересованные лица. Такой порядок связан с тем, чтобы не дать мошенникам воспользоваться незнанием покупателем сведений.

Способы получения информации

Получить информацию можно из единственного в России источника, где регистрируется, систематизируется и хранится информация по всем объектам недвижимости, в том числе и земельным участкам.

Этот федеральный орган называется Росреестр. Получить выписку из кадастрового паспорта можно, обратившись непосредственно в офис или местное отделение Росреестра, что также можно сделать в электронном виде. Для этого на сайт посылается заявка, куда заносятся паспортные данные и суть запроса.

При этом вы выбираете форму, в которой хотели бы получить данные. Если это - электронный вид, то можно даже не приходить в отделение госкадастра. Достаточно оплатить госпошлину и предоставить доказательства ее оплаты. Размер пошлины составляет 200 рублей.

Если вам нужна выписка из кадастрового паспорта с «живой» подписью и печатью, то придется заплатить 400 рублей. Разницы между бумажной и электронной версией по содержанию не будет. Но бумажную можно использовать как официальный документ, например, в суде.

Время на изготовление бумажного варианта - 5 дней, независимо от того, как вы составили запрос: при личном посещении или электронным способом. Если вы запрашивали электронный документ, то ждать придется всего полчаса.

Существует еще несколько способов, кроме описанного, получить сведения из Росреестра. Это - появившиеся недавно МФЦ. Эти центры предоставляют населению те же услуги, что и государственные органы. Только в отличие от них, в МФЦ нет очередей и не нужно бегать в поисках нужных кабинетов. Все манипуляции будут произведены одним специалистом широкого профиля.

Есть еще один ресурс, который в последнее время набирает большую популярность, сайт Госуслуги. На нем вы можете разместить запрос о выдаче выписки. Также можно определиться с формой. Если предполагается бумажный вариант, то придется посетить местное отделение Росреестра спустя пять рабочих дней.

Во всех перечисленных случаях необходимо будет оплатить госпошлину.

Сейчас появились удобные и бесплатные сервисы, в том числе и сайт Росреестра, которые позволяют в короткий срок, буквально за пять минут, получить сжатую информацию о категории земель. Для этого нужно пройти регистрацию и обратиться за справочной информацией, которая расположена на публичной кадастровой карте.

Перевод в другую категорию

Возможно, что гражданин купил землю, не поинтересовавшись, к какой категории она относится. Что ему предстоит сделать в этом случае? Нужно прийти с заявлением в органы местного самоуправления, который должен в течение месяца принять положительное или отрицательное решение по этому вопросу.

Если территория принадлежит к категории лесных, промышленных или водных земель, то запрос перенаправляют в соответствующие инстанции, а именно - федеральные органы. Если в течение одного месяца они не дают ответ, то вопрос будет считаться согласованным. Если речь идет о с/х угодьях, то для перевода стараются предоставить либо совсем неподходящие для использования в сельском хозяйстве, либо низкого качества.

Если на землях с/х угодий указан тип разрешенного использования - дачное строительство, то в этом случае есть возможность не только построить дом, но и прописаться там. Если тип разрешенного использования - садоводство, то нужно учесть, что на территории садоводческих товариществ практически невозможно оформить регистрацию по месту жительства. К тому же это объединение, жизнь внутри которого протекает по определенным правилам и регулируется «Законом о садоводческих товариществах». Тип построек, вид материалов - все решения по этим вопросам принимает собрание.

Если тип использования - ЛПХ, то необходимо узнать, разрешено ли в вашем регионе строительство домов на таких участках. Это решение принимают исключительно местные органы власти. А вот КФХ, земли под фермерские хозяйства, дают возможность выстроить дом, но при этом нужно соблюсти ряд условий. На территории, выделенной под огородничество, не разрешается возводить жилых построек.

Как можно перевести земли из одной в другую категорию, устанавливается Федеральным законом РФ № 172-ФЗ, который действует с начала 2005 года.

Согласно ему, есть несколько причин, по которым возможно изменение с/х земель:

  • консервация территорий или выпадение их на время из оборота;
  • создание природных территорий;
  • изменение границ муниципального образования;
  • строительство объектов промышленности;
  • включение земель в состав лесного или водного фондов;
  • прокладка дорог, ЛЭП, газопроводов и т. д.

Это самые распространенные пути. Согласно закону, особо ценные земли к переходу не допускаются. Тянется такая процедура от полугода до года, а то и дольше.

Для ее осуществления потребуются документы:

  • заявление;
  • выписка из госкадастра с «живой» подписью и печатью;
  • удостоверение личности;
  • копия выписки из ЕГРИП;

По вопросу перевода земель назначаются публичные слушания, в результате которых составляется акт с решением. Его должны принять не более, чем через 2 месяца.

В случаях, когда смена категории скажется на культурном, историческом, научном или природоохранном состоянии, то заявителю в переводе территорий будет отказано.

2. В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.


Судебная практика по статье 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ

    Определение от 19 июня 2019 г. по делу № А13-3320/2018

    Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ), частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Закона № 280-ФЗ), частями 2, 4 ...

    Определение от 26 апреля 2019 г. по делу № А05-1395/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Далее – ЛК РФ 2006 года), Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон 172-ФЗ), статью 5 Федерального закона...

    Определение от 22 апреля 2019 г. по делу № А11-4879/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1, статьей 8, подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8, частями 3 и 10 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от...

    Решение от 26 декабря 2018 г. по делу № А13-9144/2018

    Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)

    С ограниченной ответственностью «Вологодское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (ОГРН 1123529001276) об исключении обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 35:23:0103053:18, 35:23:0103053: 14 , 35:23:0103053:15 из состава единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:321, о признании недействительным с момента издания абзац 35 подпункта 2....

    2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;


    Судебная практика по статье 7 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ

      Определение от 15 апреля 2019 г. по делу № А60-12157/2018

      Верховный Суд Российской Федерации

      2018, иск удовлетворен. В кассационной жалобе комитет ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения...

      Постановление от 27 декабря 2018 г. по делу № А27-9425/2018

      Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

      31.05.2018 провести в соответствии с положениями статьи 13, статьи 42, статьи 76 ЗК РФ и статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» мероприятия по ликвидации (возмещению) вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, приведению земель в состояние, ...

      Решение № 3А-142/2018 3А-142/2018~М-74/2018 М-74/2018 от 26 декабря 2018 г. по делу № 3А-142/2018

      Тверской областной суд (Тверская область) - Гражданские и административные

      Области включены земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Тверская область, Кимрский район, Титовское сельское поселение, деревня Нутромо, с кадастровыми номерами: № № № № № № Пунктом 7 того же распоряжения постановлено изменить вид разрешенного использования земельных участков, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего распоряжения, с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для жилищного строительства». ...

      Постановление от 24 декабря 2018 г. по делу № А51-20593/2017

      Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края) - Административное

      Суть спора: О признании недействительными ненормативных правовых актов о землепользовании

      Рекультивации № 525/67, в действующей редакции противоречит Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не учел, что в соответствии с пунктом 7 . 2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ проведение государственной экологической экспертизы предусмотрено в отношении проектов рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, ...

      Постановление от 24 декабря 2018 г. по делу № А13-6635/2018

      Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)

      Признать отсутствующим право собственности Вологодской области на объект «мелиоративная система «Михайловское», кадастровый номер объекта 35:23:0000000:909; назначение объекта: иное сооружение (водоотведение); площадь объекта: 7 630 000 кв. м; адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Михайловское (ответчик: Вологодская область в лице Департамента); 5) признать отсутствующим право оперативного...

      Решение от 21 декабря 2018 г. по делу № А56-15656/2018

      Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

      170036, Тверь, УЛ ГОРЬКОГО 97, ОГРН: 1066950063905); ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОНКОРД" (адрес: Россия 190005, Санкт-Петербург, УЛ 4-Я КРАСНОАРМЕЙСКАЯ 5/ЛИТ А/ 7 - Н, ОГРН:1097847229877); третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРЖКОВСКОГО РАЙОНА (адрес: Россия 172002, Г ТОРЖОК, ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, УЛ ЛУНАЧАРСКОГО 2) о взыскании 524771117 руб. 61 коп. при участии - от...

      Постановление от 20 декабря 2018 г. по делу № А71-11094/2018

      Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

      К заявке от 16.06.1993 (приложение № 1 к лицензии УДМ 00022 СЭ) карте масштаба 1:2000 угловыми пунктами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 , 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 1. ...

    • ...палата Росреестра» по РТ с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости, приложив к заявлениям выписку из Генерального плана Малошильнинского сельского поселения №12/ 7 от 16.12.2014. В связи с непредставлением необходимых документов для государственного кадастрового учета изменений, а именно: отсутствием документов для изменений сведений о разрешенном использовании земельных участков...
    • Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А12-23879/2018

      Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)

      Сельское поселение, установлено относительно ориентира, поле №84,85,86, самовольной постройкой; - признании склада для хранения сельскохозяйственной продукции, кадастровый номер: 34:19:020007:58, площадью 291, 7 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, Черкесовское сельское поселение, установлено относительно ориентира, поле №84,85,86, самовольной постройкой; - возложении на Шабанова Руслана Мирзабековича обязанности...

    Действует Редакция от 20.03.2011

    Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ"
    Вид документа закон
    Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
    Номер документа 172-ФЗ
    Дата принятия 05.01.2005
    Дата редакции 20.03.2011
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • В данном виде документ опубликован не был
    • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
    • (в ред. от 21.12.2004 - "Парламентская газета", N 244, 28.12.2004;
    • "Российская газета", N 290, 30.12.2004;
    • "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 3, 2005;
    • "Собрание законодательства РФ", N 52, 27.12.2004, часть 1, ст.5276)
    Навигатор Примечания

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ"

    2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

    3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

    1) кадастровый номер земельного участка;

    3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

    4) права на земельный участок.

    4. К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

    1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

    2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

    3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

    4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

    5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

    Пункт 6 - утратил силу.

    5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

    1. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

    2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

    1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

    2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

    3. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

    4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

    1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

    2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    5. Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:

    1) основания изменения категории земель;

    2) границы и описание местоположения земель, для земельных участков также их площадь и кадастровые номера;

    6. Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок.

    7. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

    8. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

    Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

    1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

    2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

    3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

    (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

    1. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета).

    2. О внесенных изменениях орган кадастрового учета, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    3. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    4. Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

    1. В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

    2. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.

    Глава 2. Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

    1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

    1) с консервацией земель;

    2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

    3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

    4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

    5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

    6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

    7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

    8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

    9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

    2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.

    1. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

    Часть 2 - Утратила силу.

    3. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета", слова "документы государственного земельного кадастра" заменить словами "государственный кадастр недвижимости, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастраорганами, указанными в статьи 5 настоящего Федерального закона.

    (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ , от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию

    1. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

    3. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

    1. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ )

    2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

    1) создания особо охраняемых территорий;

    2) создания туристско-рекреационных особых экономических зон;

    3) в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ )

    3. Установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ )

    4. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны или исключенных из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, направляются в порядке, предусмотренном настоящего Федерального закона, органом управления особой экономической зоной в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

    (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 N 240-ФЗ )

    1. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

    1) организации особо охраняемых природных территорий;

    2) установления или изменения границы населенного пункта;

    3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

    4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

    Пункт 2 - Утратил силу.

    1. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

    1) создания особо охраняемых природных территорий;

    2) установления или изменения границ населенных пунктов;

    3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

    4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных федеральными законами, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда допускается в случае:

    1) если земли заняты водными объектами;

    2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

    3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

    Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

    Глава 3. Переходные и заключительные положения

    1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

    2. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

    3. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

    (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

    4. В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

    5. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

    6. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями , , , и настоящего Федерального закона.

    7. Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

    00:01 2016

    Для учета и рационального использования земельных ресурсов все земли в пределах границ Российской Федерации делятся на категории по целевому назначению. Они определены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) .

    Впервые попытка классифицировать земли в России по целевому назначению была предпринята в Декрете ВЦИК 1918 г. «О социализации земли». Тогда было выделено 4 категории земель: земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. В 1968 г. в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» введено 6 категорий земель. Земли промышленности и транспорта были объединены в одну категорию с землями курортов, заповедников и землями иного несельскохозяйственного назначения. В 1991 г. в Земельном кодексе РСФСР появилось уже деление земель на 7 категорий по их целевому назначению.

    Но качество земельных участков, их характеристики, а также наиболее рациональные и экономически выгодные виды использования земельных участков могут меняться со временем. Поэтому, для продолжения хозяйственной деятельности на земельных участках или изменения их функционального предназначения бывает необходимо изменить целевое назначение земель или отдельных земельных участков в составе таких земель. Перевод земель из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом Российской Федерации , законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также другими законами и нормативно-правовыми актами.

    Закон о переводе земель из одной категории в другую

    Часто уполномоченный исполнительный орган отказывает в переводе земли из одной категории в другую по причине «подачи заявления ненадлежащим лицом». Следовательно, знать, кто же является законным заинтересованным лицом в данном случае, очень важно. Правообладателями земельных участков выступают не только собственники земельных участков, но и землепользователи, землевладельцы и арендаторы (п. 3 ст. 5 ЗК РФ). Значит, заинтересованными лицами могут быть юридические лица (предприятия, учреждения, организации), граждане, индивидуальные предприниматели, а также общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

    Рассматривать ходатайства уполномочены: Правительство РФ (в отношении земель федеральной собственности), органы исполнительной власти субъектов РФ (в отношении всех земель в собственности субъектов РФ и земель сельхозназначения в муниципальной и частной собственности), органы местного самоуправления (в отношении земель в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельхозназначения).

    Перевод земель населенных пунктов в земли других категорий или земель из состава других категорий в земли населенных пунктов, независимо от форм собственности, производится только путем установления или изменения границ населенных пунктов, и регулируется ЗК РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.

    Общий порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую изображен на рис. 1.

    Рисунок 1 – Процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую

    Особенности перевода земель из одной категории в другую указаны в главах 14-18 ЗК РФ, а также в главе 2 Закона о переводе земель из одной категории в другую. На основании этих законодательных актов сложена таблица соотношения возможностей перевода земель между категориями (табл. 1).

    Особенности перевода земель из одной категории в другую

    Таблица 1 – Соотношение возможностей перевода земель между категориями

    *Особенности перевода земель населенных пунктов в другую категорию или земельных участков других категорий в земли населенных пунктов

    Перевод земель или отдельных земельных участков в категорию земель населенных пунктов осуществляется только путем включения их в границы населенного пункта.

    Ситуации, когда какие-либо земельные участки из состава земель населенных пунктов переводятся в земли других категорий (то есть, по факту уменьшаются границы населенных пунктов), происходят крайне редко.

    В составе земель населенных пунктов могут выделяться:

    • зоны сельскохозяйственного использования;
    • производственные, военные зоны, зоны специального назначения;
    • зоны особо охраняемых территорий;
    • рекреационные зоны, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и другие зоны.

    При этом перевод земельных участков в другую категорию не осуществляется.

    **Перевод земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений, за двумя исключениями:

    Перевод загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями земель в другую категорию допускается только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

    • Перевод земель, на которых осуществлялись работы связанные с нарушением почвенного слоя, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

    Когда перевод земли не допускается?

    Перевод земель из одной категории в другую не допускается в следующих случаях:

    1) если в федеральном законодательстве установлен прямой запрет или ограничение на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

    2) если для перевода земель в законодательстве установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы, и результаты такой экспертизы оказались отрицательными – перевод земли из одной категории в другую противопоказан;

    3) испрашиваемое целевое назначение земель или земельных участков не соответствует территориальному планированию и землеустроительной документации.

    ***Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории

    Рисунок 2 — Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории

    Советы по самостоятельному переводу земель или земельных участков в другую категорию

    Физическому или юридическому лицу перевод земель из одной категории в другую в реальной жизни необходим крайне редко. В основном, это прерогатива ведомства государственных органов, в чьей собственности находятся земли лесного и водного фонда, земель запаса или земель особо охраняемых природных территорий. Частных лиц и предприятия интересуют лишь вопросы переведения земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, иногда — в земли промышленности.

    Вопрос защиты целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, тем не менее, актуален, и в законодательстве ему уделено особое внимание. В частности, введен запрет на изменение категории особо ценных сельхозугодий или угодий с кадастровой стоимостью, большей на 50%, чем в среднем по району. Перевод других сельхозугодий урегулирован в меньшей степени, и это является лазейкой для изменения их целевого назначения.

    Источники литературы и информации:

    1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/earth/ .
    2. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2014) . – Режим доступа: