Закон 488 фз от 28.12 года. Изменения в Законе о банкротстве

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 266-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300055) (о порядке вступления в силу см. ).
____________________________________________________________________

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.785; 2002, N 12, ст.1093) следующие изменения:

1) дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 -3 статьи 53_1 Гражданского кодекса Российской Федерации , действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.";

2) дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3431; 2003, N 26, ст.2565; N 52, ст.5037; 2005, N 27, ст.2722; 2007, N 7, ст.834; N 30, ст.3754; N 49, ст.6079; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.20, 23; N 52, ст.6428; 2010, N 31, ст.4196; N 49, ст.6409; 2011, N 27, ст.3880; N 30, ст.4576; N 49, ст.7061; 2014, N 14, ст.1551; N 30, ст.4242; 2015, N 13, ст.1811; N 27, ст.4000, 4001) следующие изменения:

1) в статье 5 :

а) пункт 1 дополнить подпунктом "и_2" следующего содержания:

"и_2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;";

б) пункт 4

"Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом "и_2" пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а также представленных оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве сведений о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующих должника сведений (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о дате введения соответствующей процедуры, сведений о прекращении производства по делу о банкротстве, сведений об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.";

2) в статье 21_1 :

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 21_1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа";

б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и_2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.";

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.";

г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.";

3) пункт 7 статьи 22 дополнить абзацем следующего содержания:

"Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и_2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст.4190; 2005, N 44, ст.4471; 2007, N 30, ст.3754; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.4; N 18, ст.2153; 2011, N 1, ст.41; N 19, ст.2708; N 30, ст.4576; N 49, ст.7068; 2013, N 26, ст.3207; N27, ст.3481; 2014, N 11, ст.1095; N 49, ст.6914; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.10, 29; N 27, ст.3945, 3977; 2016, N 1, ст.11; N 23, ст.3296; N 26, ст.3891) следующие изменения:

1) пункт утратил силу с 30 июля 2017 года - ;

2) дополнить пунктом 6_7 следующего содержания:

"6_7. Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сведения о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве, сведения об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.";

3) в пункте 4 статьи 42 :

а) абзац первый дополнить словами ", в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.";

4) пункт 2 статьи 147 дополнить абзацами следующего содержания:

"перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);

перечень требований кредиторов, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 2 статьи 1, подпункты "в" и "г" пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2017 года.

3. Часть утратила силу с 30 июля 2017 года - Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 266-ФЗ ..

4. Часть утратила силу с 30 июля 2017 года - Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 266-ФЗ ..

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
28 декабря 2016 года
N 488-ФЗ



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

А. А. Сурков
эксперт журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

В конце декабря 2016 года был принят Госдумой и подписан Президентом РФ закон о субсидиарной ответственности по долгам компаний – Федеральный закон от 28.12.2016 № 488‑ФЗ (далее – Закон № 488‑ФЗ). По сути, этот закон – сигнал всем участникам делового оборота, что безнаказанно уклоняться от долгов ни у кого больше не получится.

Благодаря поправкам, которые внесены комментируемым законом в ряд нормативных актов, у кредиторов появится возможность добраться до выгодоприобретателя должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса.

Прежде отметим, что Закон № 488‑ФЗ принят во исполнение Постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10‑П. Указанным судебным актом признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129‑ФЗ), допускающие исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа – налоговой инспекции). Напомним, в ряде случаев налоговый орган может исключить недействующее юридическое лицо из реестра. В результате порой возникали ситуации, когда в отношении действующей организации возбуждалась процедура банкротства и на данном основании налоговый орган исключал ее из реестра, а арбитражный суд вынужден был прекращать производство. В связи с этим Конституционный Суд в Постановлении № 10‑П признал приведенное положение частично не действующим, ведь такое исключение нарушало права как самой организации, так и всех ее кредиторов.

Теперь в п. 1 ст. 5 Закона № 129‑ФЗ появится новый подпункт – и.2, который пополнит перечень сведений, отражаемых в ЕГРЮЛ, информацией о возбуждении в отношении юридического лица производства по делу о банкротстве или процедур, применяемых в деле о банкротства. А в пункте 4 названной статьи появится абзац, в котором определены способы внесения обозначенной информации в ЕГРЮЛ.

Но самые важные поправки сделаны в ст. 21.1 и 22 Закона № 129‑ФЗ. В частности, п. 2 названной статьи дополнен абзацем, в котором сказано, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении в отношении него производства по делу о банкротстве. Заново переписано содержание п. 4 ст. 21.1. Его новой редакцией предусмотрено, что кредиторы и иные лица, чьи интересы затрагивает предстоящее исключение должника из ЕГРЮЛ, могут подать в регистрирующий орган только мотивированное заявление. При этом оговариваются формат и способы направления такого заявления в регистрирующий орган. А в пункте 7 ст. 22 появится абзац, в котором содержится прямой запрет на исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, если в реестр внесена запись о возбуждении в отношении данного лица производства по делу о банкротстве.

Таким образом, начиная с 28 июня 2017 года регистрирующий орган не вправе исключать из ЕГРЮЛ юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность (недействующее юридическое лицо), в отношении которого осуществляется производство по делу о банкротстве.

Важная поправка сделана в ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В ней появится новый подпункт – 3.1, где сказано, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями уполномоченных лиц ООО (указанными в п. 1 – 3 ст. 53.1 ГК РФ), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Но, пожалуй, самые существенные поправки внесены все же в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127‑ФЗ). Они в основном направлены на установление механизма привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц (КЛ) недействующих юридических лиц.

Например, новой редакцией п. 5 ст. 10 Закона № 127‑ФЗ определен порядок привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в ситуациях, когда:

– заявление (о привлечении КЛ к субсидиарной ответственности) подано после завершения конкурсного производства либо судом возвращено заявление о признании должника банкротом;

– производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, обозначенной нормой определен круг лиц, наделенных полномочиями подать заявление о привлечении контролирующих лиц компании-банкрота к субсидиарной ответственности. В их числе названы конкурсный управляющий, представитель работников должника, работник (в том числе бывший), уполномоченный орган.

Самое главное, новой редакцией п. 5 ст. 10 Закона № 127‑ФЗ определены сроки привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. В частности, этой нормой предусмотрено, что подать такое заявление заинтересованные лица могут в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу заявления, узнало или должно было узнать об обстоятельствах виновности контролирующих лиц, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Итак, новшества, внесенные Законом № 488‑ФЗ в вышеупомянутые нормативные акты, по сути, позволят возобновить процедуры, связанные с банкротством уже после его окончания и ликвидации компании. Тем самым защитить права кредиторов недействующих лиц, которые, воспользовавшись правовым механизмом, заложенным в Законе № 127‑ФЗ, получат возможность в той или иной степени удовлетворить свои потребности к должнику, в том числе посредством привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника.

Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28.12.2016, вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления в силу, то есть с 28 июня 2017 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

Внести в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 2002, N 12, ст. 1093) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.";

КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 2 статьи 1 вступает в силу с 1 сентября 2017 года.
2) статью 57 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.".

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 52, ст. 5037; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 20, 23; N 52, ст. 6428; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4576; N 49, ст. 7061; 2014, N 14, ст. 1551; N 30, ст. 4242; 2015, N 13, ст. 1811; N 27, ст. 4000, 4001) следующие изменения:
1) в статье 5:
а) пункт 1 дополнить подпунктом "и.2" следующего содержания:
"и.2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;";
б) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а также представленных оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве сведений о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующих должника сведений (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о дате введения соответствующей процедуры, сведений о прекращении производства по делу о банкротстве, сведений об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.";
2) в статье 21.1:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа";
б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.";

КонсультантПлюс: примечание.
Подпункт "в" пункта 2 статьи 2 вступает в силу 1 сентября 2017 года.
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.";

КонсультантПлюс: примечание.
Подпункт "г" пункта 2 статьи 2 вступает в силу 1 сентября 2017 года.
г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.";
3) пункт 7 статьи 22 дополнить абзацем следующего содержания:
"Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.".

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2005, N 44, ст. 4471; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 4; N 18, ст. 2153; 2011, N 1, ст. 41; N 19, ст. 2708; N 30, ст. 4576; N 49, ст. 7068; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3481; 2014, N 11, ст. 1095; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, 29; N 27, ст. 3945, 3977; 2016, N 1, ст. 11; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3891) следующие изменения:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ;
2) статью 28 дополнить пунктом 6.7 следующего содержания:
"6.7. Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сведения о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве, сведения об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.";
3) в пункте 4 статьи 42:
а) абзац первый дополнить словами ", в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.";
4) пункт 2 статьи 147 дополнить абзацами следующего содержания:
"перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);
перечень требований кредиторов, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Пункт 2 статьи 1, подпункты "в" и "г" пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2017 года.
3 - 4. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 декабря 2016 года
N 488-ФЗ

В 1992 году был принят первый закон о банкротстве. Поскольку на тот момент опыт ведения бизнеса был не велик, а для развития предпринимательской деятельности требовались комфортные условия, закон сделали максимально слабо защищающим интересы кредиторов.
Второй закон о банкротстве приняли в 1998 году. На рассмотрение заявления о банкротстве выделялось 10 дней, руководство предприятия практически сразу лишалось полномочий. В результате - в тот период банкротство стало важнейшим инструментом рейдера.
Действующий сейчас закон был принят в 2002 году. В этом законе законодатели попытались учесть ошибки предыдущих, соблюсти баланс интересов должников и кредиторов. И пытаются сделать это по сей день – за время существования Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» было принято около восьмидесяти законов, вносящих в него поправки.
Вот только баланс интересов должников и кредиторов смещается в сильной зависимости от экономической ситуации. В последние несколько лет - активно в пользу кредиторов. Более того, в основном, в пользу одного кредитора – ФНС. Достаточно вспомнить некоторые поправки, внесенные в 2015 - 2016 годах, в соответствии с которыми:
должник при подаче заявления на «самобанкротство» потерял право выбирать арбитражного управляющего;
введена презумпция вины руководителя (что приводит к субсидиарной ответственности) в случае, если больше 50% требований в реестре кредиторов у ФНС;
для некоторых требований (по сути, опять в основном для ФНС) срок включения в реестр кредиторов увеличен с двух до восьми месяцев.
И вот, буквально перед новогодними праздниками Президент подписал Федеральный Закон № 488-ФЗ от 28.12.2016 года.
Что же изменилось?
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности без банкротства, после исключения компании из ЕГРЮЛ.
До поправок судебная практика (за редким исключением) говорила о том, что субсидиарная ответственность без банкротства не возможна. Теперь в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены положения, позволяющие привлекать директора и участников к субсидиарной ответственности после исключения общества из ЕГРЮЛ, если неоплата долгов обусловлена недобросовестностью или неразумностью вышеуказанных лиц.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности, если банкротство невозможно из-за отсутствия денег на это банкротство.
Раньше подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц можно было только в ходе конкурсного производства. Поправки позволят делать это в тех случаях, когда заявление о банкротстве было возвращено или процедура банкротства была прекращена вследствие отсутствия средств на финансирование банкротства.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности в течение трех лет после завершения конкурсного производства.
Закон о банкротстве говорил, что долги, не погашенные в процедурах банкротства, после завершения процедур считаются погашенными. Кроме того, существовавшие нормы не позволяли кредиторам подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.
Новые нормы позволяют подавать заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в течение трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если кредитор узнал о наличии соответствующего оснований после завершения конкурсного производства.
Как быть?
Конечно, хотелось бы дать универсальный совет – не нарушать законодательство и не причинять убытков кредиторам. Но в существующих реалиях это не всегда возможно.
На мой взгляд, для успешного избавления от обремененного долгами юридического лица без негативных последствий необходимо соблюдение ряда условий:
1. Грамотное управление налоговыми обязательствами. Наверное, пора перестать уже бросать сотни миллионов на ООО «Василек» за товарно-материальные ценности, которых никто не видел.
2. Продуманные «предбанкротные» мероприятия. Предприниматели должны понимать, что те времена, когда можно было оформить продажу активов на ООО с похожим названием и таким же юрадресом, перевести туда же сотрудников и контракты, а потом бросить проблемное предприятие – безвозвратно прошли.
3. Квалифицированное (грамотное, профессиональное, не шаблонное) проведение процедур банкротства.

После принятия закона появился ряд статей, утверждающих, что любой ликвидированной компании могут быть доначислены налоги, которые могут быть «перевешены» на ее руководителя и учредителя. По нашему мнению, далеко не для каждого директора не каждой компании найдутся соответствующие основания.

И несколько практических советов.

Закон говорит, что после закрытия компании можно предъявить претензии, если:
1. Компания исключена из ЕГРЮЛ в административном порядке, решением налогового органа.

Соответственно, не нужно до этого доводить.

2. Кредитор узнал о наличии оснований для субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства

Значит, нужно сделать так, чтобы кредитор узнал об этом в ходе конкурсного производства.

3. Если заявление было возвращено или производство прекращено из-за отсутствия финансирования.

В этом случае — нужно найти финансирование.

Уважаемые коллеги!
С 28 июня 2017 года налоговики не смогут исключать компании в банкротстве из ЕГРЮЛ.
Владимир Путин подписал 28 декабря 2016 года Федеральный закон № 488-ФЗ , который запрещает налоговикам исключать компанию в банкротстве из ЕГРЮЛ. Это не единственное изменение, которое должно защитить права добросовестных кредиторов. Поправки внесли в законы о регистрации юридических лиц, об ООО и о банкротстве. Новые положения начнут действовать уже с 28 июня 2017 года (через 180 дней после опубликования). Часть изменений вступит в силу 1 сентября 2017 года.


  • Для чего были нужны поправки.


  • внес ряд изменений в нормативные акты, касающиеся ликвидации и банкротства юридических лиц. Эти новшества направлены на приведение указанных нормативных актов в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П .

  • В указанном постановлении КС РФ признал неконституционными некоторые положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающиеся исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

  • Согласно действующей редакции ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган может признать юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ, если указанное юридическое лицо:


  • в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло отчетность, предус-мотренную законодательством РФ о налогах и сборах;

  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое решение принимается, в частности, с целью актуализации налоговиками сведений реестра и служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

  • Кредитор в этом случае лишается возможности удовлетворить свои требования, как за счет имущества должника, так и за счет лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам. Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10-П скорректировал нормы Закона № 129-ФЗ , приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ .

Большинство изменений вступает в силу 28.06.2017. Рассмотрим наиболее важные из них подробнее.
Комментарии
1 Информация о процедуре банкротства будет включаться в реестр.

  • С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в его отношении процедурах в рамках дела. Указанные сведения должны будут вноситься в реестр, в частности, на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в новой редакции).

  • Наличие подобных сведений не позволит регистрирующему органу исключить организацию из реестра как недействующую . Соответствующие нормы добавлены в ст. 5 и п. 2 ст. 21.1 и в п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ .

2 Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Новые нормы появились в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» .

  • Исключение ООО из ЕГРЮЛ в случае признания его регистрирующим налоговым органом недействующим, влечет последствия , предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отказа основного должника (исключенного из ЕГРЮЛ ООО) от исполнения обязательства.

Если к этому привели недобросовестные или неразум-ные действия лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, руководителя), членов ее коллегиальных органов или лиц, определяющих действия общества (например, участников), по заявлению кредитора они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по 3 обязательствам общества. Эта норма действует с 28.06.2017.

  • Скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной (дополнительной) ответственности , закрепленный в п. 5 ст. 10 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Новый порядок также действует с 28.06.2017.

3 Новый порядок подачи заявлений при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

  • Уточнен порядок подачи заявлений недействующим юридическим лицом , кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра.

  • Так, с 01.09.2017 такое заявление будет приниматься по утвержденной ФНС России форме. Заявление можно будет направить в регистрирующий орган почтовым отправлением, представить непосредственно, направить через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

4 Увеличен перечень оснований для исключения из реестра.

  • С 01.09.2017 будет дополнен перечень случаев исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

  • В частности, исключить юридическое лицо смогут при отсутствии средств на его ликвидацию и невозможности возложения таких расходов на его участников, а также при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации более 6 месяцев с момента внесения в него записи об их недостоверности (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ ).

5 Новые сроки ликвидации ООО.

  • Срок ликвидации ООО не может превышать 1 одного года .

  • Продлить такой срок сможет только суд , максимальный срок продления - 6 месяцев.

  • Если решение о ликвидации общества отменено или истек срок (в т. ч. продленный судом) его ликвидации, повторное решение о добровольной ликвидации общества может быть принято не ранее чем через 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГЮЛ (п. п. 6, 7 ст. 57 Закона об ООО ). Правило действует с 01.09.2017.