Юридическая техника: понятие и виды. Понятие и виды юридической техники

Эффективность работы юридических актов во многом зависит от того, насколько точно, последовательно и доступно для восприятия выражена в них воля автора. Решению этих проблем способствует юридическая техника.

Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Следует иметь в виду, что юридическая техника — это не чисто техническая, прикладная проблема. Средства юридической техники могут активно использоваться в политических интересах определенных социальных групп с целью искажения воли законодателя, достижения скрытно планируемого результата и т. д. К примеру, техника изложения ст. 90 Жилищного кодекса РФ такова, что позволяет чиновнику по личному усмотрению под предлогом неуплаты более шести месяцев за жилое помещение и коммунальные услуги выселять нанимателя и членов его семьи из жилого помещения.

Виды юридической техники

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой ) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Законодательная техника содержит:

  • правила построения и оформления правовых актов,
  • приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний,
  • язык и стиль правового акта,
  • правила обнародования (промульгации) и систематизации таких
  • актов.

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

  • правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов,
  • способы и приемы толкования юридических норм и актов,
  • способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,
  • способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Условно юридическая техника разграничивается на:

  • технику изложения воли законодателя;
  • технику ее документального оформления.

Техника изложения воли законодателя

Техника изложения воли законодателя предполагает соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических и терминологических правил. Это связано с тем, что основным, господствующим способом выражения юридических норм является письменная речь.

Исходной единицей текста, состоящей из отдельных слов и словосочетаний, является предложение. Именно предложение способно выразить законченную мысль. Его конструкция не должна быть ни излишне сложной (перегруженной причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными предложениями и т. д., затрудняющими восприятие воли законодателя), ни искусственно упрощенной. Все члены предложения должны быть согласованы между собой.

Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля, четкостью и краткостью формулировок, наличием устойчивых словосочетаний («если иное не предусмотрено...», «в порядке, установленном...» и т. д.). Язык текста должен соответствовать устанавливаемому методу воздействия на адресата, что предполагает уместное использование обязываний, дозволений и запретов.

Для юридических актов характерны директивность и официальность стиля. Поэтому язык и стиль нормативных, интерпретационных, правоприменительных и иных юридических актов не должен отличаться друг от друга.

При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-техниче- ские и специально-юридические. Однако, несмотря на это разнообразие, вся терминология должна быть ясной адресату, общепризнанной, однозначной, устойчивой, апробированной и адекватно отражающей определенные понятия. В отличие от общеупотребительных выражений, терминам должна быть присуща ограниченная смысловая специализация, договорная однозначность и семантическая точность.

Для облегчения работы субъектов правоприменительной деятельности на практике используются унифицированные, типовые образцы и бланки правоприменительных документов.

Средствами организации правовой материи для регулирования отношений, отличающихся определенной спецификой, являются:

  • нормативное построение , выражающееся в структурной организации правовых предписаний (гипотеза, диспозиция, санкция), в употреблении их различных разновидностей (регулятивных, охранительных) и т. д.;
  • юридическая конструкция - типовая модель, отражающая юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни.

Содержание юридической конструкции складывается из выстроенных в определенную структуру средств и способов правового воздействия, которые лишь в своем системно логическом взаимодействии обеспечивают достижение желаемого результата. Необходимые правовые средства выстраиваются в ней, словно атомы в молекуле, в особой последовательности и взаимосвязи, в логически завершенную цепь. Так, находящиеся в особом правовом положении субъекты, при возникновении определенных обстоятельств и выполняя определенные процедуры, связываются между собой определенными правами и обязанностями, обеспеченными возможной юридической ответственностью. К примеру, еще со времен Древнего Рима требования не владеющего собственника к владеющему не собственнику выразились в конструкции «виндикационного иска», которая существует по настоящее время, обеспечивая эффективное разрешение спорной ситуации. Внешне конструкция схожа с юридическим понятием. Однако содержание понятия раскрывается через систему существенных признаков, а содержание конструкции — через системные функциональные связи ее составных элементов, через структуру. Для этого достаточно сравнить понятие и конструкцию состава правонарушения или понятие юридической ответственности (см. признаки юридической ответственности) и конструкцию юридической ответственности, включающей в свой состав:

  • основание ответственности;
  • субъект, совершивший правонарушение;
  • степень его вины;
  • государственное наказание в форме определенных лишений.

Юридическая конструкция становится работоспособной, если в ее содержании субъективные права участников будущего сбалансированы юридическими обязанностями и гарантированы возможностью применения адекватной .

Конструкции бывают материальные и процессуальные; общеправовые, межотраслевые, отраслевые и конструкции институтов.

Отраслевая типизация выражается в использовании таких конструкций, нормативных построений и терминологии, которые рассчитаны именно на данную отрасль права. К примеру, конструкция трудового договора рассчитана на , а конструкция ответственности без вины — на гражданское право.

Среди приемов изложения правовых предписаний наибольшее распространение получили абстрактный и казуистический, а также прямой, отсылочный и бланкетный.

Техника документального оформления

Техника документального оформления предполагает структурную организацию юридического текста и оформление официальных реквизитов. Для этого предложения объединяются в логически связанные абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы и части. Целью такой структурной рубрикации нормативно-правового акта является придание ему композиционной завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании. Этому в определенной степени способствуют и преамбулы крупных нормативных актов. В них сформулированы основные цели и задачи принятия акта, разъясняется его специфика.

Следует иметь в виду, что состав и содержание структурных элементов юридического акта во многом зависят от его видовой специфики. Для этого достаточно сравнить общие (комплексные), статутные, динамические и процедурные (регламентные) нормативно-правовые акты или нормативно-правовые и правоприменительные акты.

Официальный характер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименования акта, его заглавия, даты принятия и введения в действие, порядкового номера, подписей, печати.

В зависимости от специфики содержания юридических актов различают правотворческую, правоприменительную и интерпретационную юридическую технику.

Виды юридической техники. Научная разработанность проблемы

В юридической науке уже прочно укоренилось мнение, что юридическая техника — это не хаотичный набор правил. Она делится на виды. Существуют различные мнения, сколько и какие виды юридической техники можно выделить. Причем никто не опровергает обязательность законодательной и правоприменительной техники. Но далее начинаются разногласия.

В основном споры ведутся по поводу классификационного критерия.

Одни авторы в качестве основания классификации используют такой критерий, как виды правовых актов. По их мнению, юридическая техника делится на два вида: законодательная (правотворческая) и техника индивидуальных актов. Однако эта классификация, хотя и логически безупречная, все же слишком общая, чтобы ее безоговорочно принять.

Во-первых, индивидуальные акты могут быть правореализационными и правоприменительными. Кроме того, есть еще интерпретационные и иные правовые акты. Следовательно, виды юридической техники непременно требуют дополнения.

Во-вторых, далеко не все правила юридической техники касаются составления правовых документов. Например, если инспектор ГИБДД перекрывает дорожное движение в связи с проведением общественного мероприятия, он обязан выставить соответствующие знаки на таком расстоянии, которое бы исключило возникновение затора на дороге. Понятно, что в этом случае речь не идет о правовых документах.

Большинство ученых избирают другой способ классификации правил ведения юридической деятельности — по видам юридической работы.

Например, выделяют нормотворческую, правоприменительную, праворазъяснительную, систематизационную и доктринальную юридическую технологию.

По мнению В. Н. Карташова, юридическая техника делится на следующие виды: правотворческая, правоприменительная (право- реатизационная), интерпретационная, правосистемообразующая, судебная, следственная, прокурорская и т. п.

Однако, во-первых, специализация юридической деятельности, скорее всего, будет возрастать, поскольку постоянно усложняется общественная жизнь. Перечень видов юридической техники, таким образом, оказывается неполным. Помимо указанных, в него можно включить технику проведения дознания, экспертизы, исполнения судебного решения, проведения работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, заключения договоров, назначения пенсий, регистрации и выплаты пособий безработным, адвокатскую, нотариальную технику и др.

Представляется, что в деле классификации всегда следует по крайней мере стремиться к точности и обозримости.

Во-вторых, юридические документы, подготавливаемые при осуществлении некоторых видов юридической работы, обладают сходством. Так, и дознаватель, и следователь, и судья, имеющие дело с грубой юридической патологией (совершением преступлений), должны действовать точно и быть особо скрупулезными при составлении юридических документов. Кроме того, они действуют от имени государства, и этот факт просматривается с помощью реквизитов их правовых актов. Они должны придавать большое значение фиксации реквизитов издаваемых ими юридических документов. То общее, что присуще различным правоприменительным документам, позволяет объединить их в одну группу. Таким образом, перечень видов юридической техники можно сделать достаточно экономным и не в ущерб делу.

Анализ основных научных позиций позволяет сделать вывод, что все они имеют свои выигрышные моменты. Необходимо их сгруппировать и по возможности развить.

Критерий классификации видов юридической техники

Представляется, что основным критерием классификации следует избрать стадии (этапы) правового регулирования. Существуют три основные стадии:

  • правотворчество;
  • действие права;
  • осуществление права.

Естественно, практически на всех этапах осуществляются юридические действия и, как правило, составляются правовые документы.

Однако порой основные стадии правового регулирования «обрастают» вспомогательными или дополнительными стадиями, когда приходится осуществлять и другие юридические действия.

Например, если издан нормативный акт, надо непременно позаботиться о его опубликовании, причем сделать это необходимо не тогда, когда захочет законодатель, а с соблюдением предельных сроков опубликования и других правил.

Или в процессе создания законодательного акта предстоит (либо до, либо после) проделать работу по учету и систематизации нормативных актов. В противном случае правотворческая работа может оказаться неэффективной.

Или, прежде чем установить правовое отношение, следует произвести толкование нормы права.

Или до того, как вступить в какое-либо правоотношение, надо упорядочить правовой статус (например, приобрести гражданство).

Наконец, если нарушается нормальный ход реализации правовых норм и возникает спор или не соблюдаются чьи-либо права, приходится приводить в действие репрессивный аппарат государства. Осуществляя правоприменение, государственные органы нормализуют правовую ситуацию. Естественно, их деятельность, серьезно затрагивающая права провинившихся субъектов, должна протекать с соблюдением установленных правил и быть подконтрольной.

Схема 1. Виды юридической техники

Таким образом, насчитывается шесть видов юридической техники (схема 1):

  • правотворческая техника;
  • техника опубликования нормативных актов;
  • техника систематизации нормативных актов;
  • интерпретационная техника;
  • правореализационная техника;
  • правоприменительная техника.

В дальнейшем нам предстоит детально ознакомиться с правилами, которые составляют суть этих видов юридической техники.

Требования и правила юридической техники

Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов .

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418)

Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты.

Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя.

Уровень юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.

Средства юр.техники : *юр/термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания), *юр/конструкции (строение нормативного мат-ла, предусматривающее определенное сочетание прав, льгот, обяз-стей, запретов; либо юр/состав правонарушения).

ВИДЫ юр/техники: 1) правотворческая техника , т.е. техника принятия и оформления норм/актов ; (это техника оформления и формулирования законов; оформления кодексов; техника индивидуальных актов (бланк протокола допроса и т.п.).

2) Правоприменительная техника включает в себя : *приемы оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений. Каждый правоприменительный акт должен содержать – наименование, время, место, его применявший орган. *Способы разрешения коллизий и пробелов в праве. *Способы процедурно – процессуального оформления юриической практики, в том числе следственной, судебной. *Способы применения и толкования юридических норм и НПА. *Способы легализации документов, т.е. придание им юридической силы, среди таких способов распространение получили нормативное удостоверение сделок, государственная регистрация.

3) Интерпретация (Толкование) права - это интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим интерпретатором и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Правила юр/техники: *конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

* логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

* отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

* ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный» и др;

* краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Приемы юр/техники:

*по степени обобщения конкретных показателей: абстрактные – когда при формировании НП используется обобщающая формулировка

* По степени обобщения конкретных показателей различаются два приема: абстрактный и казуистический.

Абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении "лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины" слова "отсутствие вины" являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения.

Казуистический – при формулировании НПр. последовательно перечисляются условия при которых она действует.

* По способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный .

При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.

При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания. Этот прием изложения применяется для установления связи между частями нормативного материала и для избежания повторений.

При бланкетном изложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается "открытый бланк", ссылка на вид правил.

* правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов основанное на связи м/д предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденная предшествующим опытом.

* юридические фикции - несуществующие положения признаваемые в соотв-вии с зак-вом сущ-щими и ведущее соотв-щие правовые последствия.

* правовые аксиомы – положения самоочевидные истины, не требующие доказательств в юр-ком процессе.

* правовые преюдиции - обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу. В этом случае говорят, что такие факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию).

* юридическая конструкция - Представляют собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

* концепция НПА – абстрактная, общественная идея, построенная но основе опыта или умозрения и положенная в кач-ве основы норм-ого акта.

* правовой символ – охраняемый гос-вом условный символ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому субъект пртв-ва придает особый политико-правовой смысл не связанный с сущностью этого образования.

Понятие и особенности юридической техники

Юридическая техника – это совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами - наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином. Законодательная техника содержит: правила построения и оформления правовых актов, приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний, язык и стиль правового акта, правила обнародования (промульгации) и систематизации таких актов.

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя:

Правила оформления и построения правоприменительных актов,

Способы легализации документов,

Способы и приемы толкования юридических норм и актов,

Способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности,

Способы процедурно- процессуального оформления юридической практики.

Более сформированный вид имеют некоторые конкретные разделы юридической техники, такие как договорная техника, техника претензионно-исковой работы. Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций.

В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418)

Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты. В их числе прежде всего следует назвать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (с изменениями).

Среди региональных законов детализированностью и тщательностью проработки выделяются Закон Республики Адыгея от 9 октября 1998 года № 92 «О нормативных и иных правовых актах» и Закон Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области».

Требования, предъявляемые к юридической технике:

Регулирование соответствующей сферы отношений в достаточно полном объеме.

Конкретность регулирования, недопустимость декларативности.

Логическое изложение материала, связь норм между собой и правильное использование юридических конструкций.

Оправданное использование способов изложения элементов правовых норм.

Нецелесообразность повторения положений, изложенных в нормативных правовых актах органов власти вышестоящего уровня

Точность и определенность применяемой юридической формы: формулировок, выражений, отдельных терминов.

Ясность и доступность языка для адресата при изложении документов

Использование устоявшихся терминов.

Системность построения документов.

Унификация, единообразие формы и структуры юридического документа, способов изложения.

Юридическая техника документального выражения содержания правового акта - представляет собой распределение норм материала внутри акта в определенном порядке, части, их согласование.

Правильное и полное использование юридических конструкций выражается в способах сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов в тексте юридического документа. Пример: УК РФ – презумпция невиновности. ГК РФ – презумпция виновности (каждый доказывает то, на что ссылается, бремя доказывания лежит на ответчике).

Использование правовых принципов, например, презумпции – признание наличия или отсутствия определенных фактов, связей, обстоятельств. К неопровержимым относятся презумпции невиновности, частичной дееспособности лица, не достигшего 18 лет.

Использование правовых фикций – несуществующего положения, признанного судом существующим и ставшим общеобязательным.

Например, ГК РФ устанавливает правила признания гражданина безвестно отсутствующим, умершим. Единство и внутренняя логика нормативного документа. Материал должен быть согласован во всех частях и расположен в логической последовательности, не иметь противоречий. Внешнее единство выражается в нумерации глав, статей, пунктов. Доступность и убедительность правовых актов, максимальная ясность языка документа, его убедительность.

Помимо вышеобозначенных требований, официальный юридический документ должен обладать определенным набором обязательных реквизитов.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

1. Общее действие – нормативно-правовые акты действует в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (конституция).

2. Специальное действие – нормативно-правовые акты действует в отношении определенного круга лиц, имеющих специальный правовой статус (иностранцев, государственных служащих и т.д.).

Таким образом , действие каждого нормативно-правового акта можно рассматривать в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Юридическая техника это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

Виды юридической техники :

1. правотворческая техника – средства создания нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов);

2. правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);

3. интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).

Виды средств юридической техники:

1. Средства юридического выражения воли законодателя:

Определение оптимальной структуры и выбор способа изложения нормы права (нормативное построение);

- отраслевая типизация норм права (определение предмета правового регулирования и помещение нормы в соответствующий источник права).

2. Текстуально-документальные средства:

- реквизиты нормативно-правового акта (наименование, название, дата принятия, вступления в силу);

- структурное построение нормативно-правового акта: рубрикация материала, его расчлененность и согласованность;

- юридическая терминология : выбор общеупотребительных, специальных неюридических (эпидемия, взрыв), и специальных юридических (статус, полномочие, хищение) терминов;

- язык и стиль нормативно-правового акта: приемы целесообразного использования языковых средств.

3. Особые средства юридической техники:

- правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии конкретных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами (презумпция невиновности);

- правовые фикции – несуществующее положение, признаваемое существующим на основе закона (объявление умершим);

- правовые аксиомы – очевидные истины, не требующие доказательства (закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле);

- правовые символы (дорожные знаки, символы государственной власти);

- примечания и приложения (схемы, таблицы, утвержденные образцы документов, описание границ муниципального образования и т.п.).



Таким образом , для правильного составления правового акта необходимо владеть комплексом особых средств юридической техники.

27. Норма права: понятие, признаки и классификация

Норма права это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаки нормы права:

1. формальная определенность : имеет текстовую форму, закреплена в источнике права;

2. системность: внутренняя структура (гипотеза, диспозиция, санкция); связь с другими нормами права;

3. общий характер : возможность многократного применения по отношению к неопределенному кругу лиц (неперсонифицированность);

4. общеобязательность : в случае нарушения возможно государственное принуждение;

5. норма исходит от государства , выражает его волю;

6. регулирует общественные отношения, является разновидностью социальных норм .

Классификация норм права:

1. По месту в системе правового регулирования:

А) отправные (нетипичные) нормы :

Дефиниции (определяют правовые понятия – гражданство, кража);

Принципы (закрепляют основополагающие начала права – принцип равноправия, законности, гуманизма);

Декларации (провозглашают форму государства, основы конституционного строя);

Цели и задачи;

Коллизионные нормы (устанавливают правила разрешения противоречий между нормами права);

Оперативные нормы (вводят в действие и прекращают действие других норм);

Б) нормы - правила поведения .

2. По структуре:

- идеальные : содержат три элемента структуры нормы – гипотезу, диспозицию и санкцию;

- реальные: содержат гипотезу и диспозицию (регулятивные) или диспозицию и санкцию (охранительные).

3. По функциям права:

- регулятивные : устанавливают права и обязанности субъектов права;

- охранительные : устанавливают запреты и наказания.

4. По содержанию правового предписания: управомачивающие, обязывающие, запрещающие, рекомендательные.

5. По отраслевой принадлежности : конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.

6. По методу правового регулирования :

- императивные : определяют единственно возможный вариант правомерного поведения, на их основе возникают отношения власти и подчинения (между судьей и подсудимым);

- диспозитивные: предоставляют возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, на их основе возникают отношения между равноправными субъектами права (продавцом и покупателем).

Таким образом , нормы права имеют особые признаки и виды, отличающие их от иных социальных норм.

Одной из основных областей теории права является юридическая техника. Именно она призвана соблюдать порядок в правотворческой сфере. В статье рассмотрим более подробно ее понятие, историю становления, требования юридической техники к документам, критерии классификации и виды. Соблюдение правил в данной области гарантирует гражданам «правильные» законы и иные нормативно-правовые акты с четкой структурой, исключающей неоднозначное, расплывчатое и двоякое толкование, ясной формулировкой, позволяющей донести их смысл до каждого человека в отдельности и общества в целом.

Юридическая техника: место в ТГП

На современном этапе теорию государства и права (ТГП) назвать единой наукой, которая давала бы представление о государственно-правовой жизни определенного общества, сложно. Оживленные дискуссии о том, должна ли она оставаться в неизменном виде, ведутся не первый год: если необходимо реформирование, то в каком виде и порядке? На практике же все увереннее звучит предложение о разделении науки на две разные теории – права и государства. Процесс идет медленно, но верно. Проявляется это и в постепенном переходе в политологию некоторых вопросов (режимы, территориальное устройство и т. д.). Для того чтобы понять, какое место во всем этом занимает юридическая техника, необходимо изучить структура с самого начала.

Итак, имея статус самостоятельной науки, согласно российской классификации, ТГП включает следующие крупные и относительно самостоятельные блоки:

  • Антропология права и государства – изучает вопросы их происхождения и дальнейшей эволюции.
  • Аксиология права и государства – касается вопросов их ценности.
  • Собственно сама ТГП.
  • Философия права и государства.
  • Социология права и государства.
  • Сравнительное государствоведение.
  • Футурология права и государства.

Среди всех названных отраслей ТГП наибольшее развитие получила теория права, она занимает центральное место. Это очень обширная область, знания которой накапливались веками и теперь трактуются и классифицируются с различных позиций. Область теории права включает как минимум три автономных основных раздела: юридическая техника, догма права, правовая конфликтология.

Как эволюционировали научные взгляды на юридическую технику?

В данное понятие принято вкладывать два смысла. Во-первых, под юридической техникой подразумевается определенная система, комплекс знаний о том, как осуществлять процесс правотворчества и последующего правоприменения. Во-вторых, понятие подразумевает систему практических навыков по составлению нормативных актов и их дальнейшей реализации.

Развитие юридической техники берет свое начало гораздо позже, чем само право. Хотя со стороны юристов Древнего Рима уже были первые попытки реализовать правило краткости изложения. Однако основоположником юридической техники следует считать Ф. Бэкона. Он категорично высказывался и писал не только о краткости изложения, но и о предельной точности «языка» законов, так как это главный фактор их неоднозначного и вольного трактования.

Вслед за ним идею подхватил Ш. Монтескье (на фото выше). Французский ученый в своем труде «О духе законов» представил публике некоторые принципы их изложения (так сказать, будущие правила юридической техники): простота слога, сжатость нормативных документов, определенность. Серьезным продвижением вперед в данной области стали рассуждения англичанина И. Бентама. Он, помимо законодательного языка, коснулся внутреннего структурного построения нормативного акта. Однако самым выдающимся ученым в области юридической техники принято считать Р. Иеринга. Именно он впервые ввел в обиход само понятие юридической техники, классифицировал и систематизировал накопленные знания, добавил большое количество новых правил составления законодательных актов и т. д.

Предмет юридической техники

Общее определение любой науки звучит как «сфера деятельности человека, целью которой является получение и систематизация знаний об окружающей объективной действительности». При этом она обладает собственным языком и специальными методами, характеризуется обоснованностью и системностью. Для любого научного исследования значение имеет не только то, что исследуется (предмет), но и то, как это делается (методология). В целом предметом изучения юриспруденции являются закономерности, которые существуют в области в области правового регулирования. Далее по структуре происходит разделение на ту или иную область общественных отношений.

Как часть теории права, юридическая техника (понятие и виды обсудим далее) исследует тоже общие закономерности, но в предметной части. По сути, это сфера правотворчества и реализация его на практике. Например, создание структуры Кодексов. При этом нельзя сказать, что другие отраслевые науки не затрагивают данную область.

Таким образом, под юридической техникой принято понимать наиболее общие закономерности осуществления правотворческой деятельности, в процессе которой происходит составление нормативной документации.

Методология

В общем понимании она представляет собой способ познания окружающего мира. Если рассматривать ее в рамках юридической техники, то это совокупность исходных научных подходов, приемов и способов изучения юридической деятельности, в результате которой составляются нормативные документы. Рассматривая нами наука достаточно молода и на современном этапе продолжает интенсивно развиваться, поэтому ей просто необходимы различные методы, способы, позволяющие докопаться до зерна истины. Приемы юридической техники являются настоящим инструментом познания. Все методы принято классифицировать на 4 большие группы, каждую рассмотрим более подробно.

Общенаучные методы

Они применяются во всех, по крайней мере, очень многих науках, так как без их использования картина тех или иных изучаемых явлений будет неполной, либо вообще не будет выявлена. Различают следующие основные общенаучные методы:

  1. Материалистический – позволяет рассмотреть государство и право в связи с человеческой природой, условиями, в которых люди жили на том или ином этапе истории.
  2. Метафизический - согласно данному методу, правила ведения юридической работы рассматриваются изолированно от остальных явлений, чтобы глубже изучить их суть, не отвлекаясь на другие моменты.
  3. Системно-структурный метод - рассматривает гражданско-правовые явления как составную часть единого целого. Он нашел широкое применение в правотворческой деятельности, когда по отраслям права необходимо распределить отдельные нормы.
  4. Социологический – исследование абсолютно любого вопроса на основе фактических данных. В этом плане юридическая техника средства использует аналогичные остальным отраслям права, и не только: анализ статистических данных, разнообразные опросы населения, интервьюирование, наблюдение, анкетирование, математические приемы при обработке материалов и т. д.
  5. Сравнительный – суть метода заключена в сопоставлении юридических явлений, понятий, процессов и выявлении их различий и сходств.

Логические методы

Данная группа методов нашла очень широкое применение в юридической технике. К ним относятся:

  • анализ – условное деление государственно-правовых на отдельные части с целью выделения главных или существенных черт;
  • синтез – объединение отдельных частей для того, чтобы увидеть общую картину;
  • аналогия – применяется с учетом опыта зарубежных государств;
  • индукция – переход от частного правила к чему-то общему;
  • дедукция – вывод о частном путем умозаключений на основе чего-то общего

Лингвистические методы

Корме того, понятие юридической техники и ее суть неразрывно связаны с лингвистическими методами. Любая мысль имеет словесную форму, и только так можно донести ее до другого человека. Любой юрист должен владеть искусством красивой и грамотной речи, причем это касается не только изложения законодательных актов, но и процесса их применения на практике в письменной или устной форме. К лингвистическим методам относят:

  • соответствие терминов тем понятиям, которые они фиксируют;
  • компактность юридической документации и увеличение ее информативности;
  • обеспечение ясности доступности нормативно-правовых актов;
  • применение графики текстов.

Подходы к пониманию юридической техники

По данному поводу ведутся весьма оживленные споры ученых, и это немудрено, ведь юридическая техника - наука молодая. Однако если все имеющиеся мнения попробовать сгруппировать, то вполне четко прослеживаются два подхода к проблеме: узкий и широкий. Первый условно называют документальным, и сложился он ранее второго. Узкий подход трактует юридическую технику как науку о правильном составлении юридической документации. И все же большинство ученых отдают предпочтение второму подходу – деятельностному (широкому). Согласно ему, юридическая техника – это применение на практике апробированных и научно обоснованных приемов, способов, процедур и средств внедрения права в сознание и, как следствие, деятельность и поведение отдельного вида в частности и общества в целом.

Структура юридической техники

Попытку переосмыслить понятие юридической техники впервые предпринял Карташов В. Н., предложивший новый термин, более общий, по его мнению. В результате он назвал эту область теории права юридической технологией. Состоит она при этом из нескольких основных структурных единиц, в том числе и юр. техники, только в уже более узком понимании. А также он выделил юридическую тактику и стратегию. Оценить работу можно только с положительной точки зрения, но согласиться с нею целиком и полностью все же нельзя.

Во-первых, не совсем верно объединять в одну группу интеллектуальные и технические средства проведения работы. Во-вторых, стратегия и тактика принципиально отличаются от других приемов, которые включает юридическая техника (понятие и виды рассмотрены нами в статье). Подведя итог, можно сказать, что структура эта включает всего два элемента:

  • собственно юр. техника;
  • юридическая технология.

Организация юридической работы и подходы к ней

Именно здесь и находят применение такие понятия, как тактика и стратегия в качестве подходов, используемых юристом в своей работе. Поэтому говорить об их включении в структуру не совсем корректно. Под юридической тактикой следует понимать определенный образ действий, линию поведения, заключающуюся в планировании деятельности юриста, ее организации для достижения поставленной цели. Стратегия же представляет собой общую руководящую линию, совокупность принципов, которые направлены на выполнение главной задачи (общие и долгосрочные планы, программы, прогнозы).

Виды юридической техники

Данная отрасль теории права представляет собой не хаотичный набор каких-либо правил - она достаточно хорошо систематизирована. Мнения о том, сколько и каких видов можно выделить, существует много, спорным является вопрос относительно классифицирующих критериев. Остановимся на основном – стадии правового регулирования. Согласно данному критерию, выделяют следующие виды юридической техники, которые обладают определенными правилами, составляющими их суть:

  • правотворческая;
  • опубликования нормативных актов (далее - н. а.);
  • систематизации н. а.;
  • интерпретационная;
  • правореализационная;
  • правоприменительная;

Юридическая техника: проблемы

Серьезные терминологические споры, затрагивающие наименование той сферы гражданско-правовых отношений, которую мы традиционно называем юр. техникой, особенно активно ведутся в последние годы. За основу берут высказывание Баранова В. М. о том, что данные термин не точный, противоречивый и применяется только из-за сложившейся правовой традиции. И в этом есть зерно истины. Термин, действительно, достаточно многозначный. Для решения данной проблемы используют два подхода. В первом случае предлагается заменить понятие техника технологией, а во втором – сохранить оба, но при этом дифференцировать их значения.

Самое важное в данном случае – в погоне за терминологией не утратить смысла. Ведь значение юридической техники гораздо важнее того, как она будет именоваться. Соблюдение правил данной области теории права при разработке, подготовке законопроектов и иных нормативных актов – это гарантия их качества. Законы, несовершенные с технической точки зрения, на практике применить крайне затруднительно, а иногда и совсем невозможно.